Проектирование и модернизация автомобиля

Курсовая работа

Выбор основных параметров двигателя и трансмиссии автомобиля

1.1 Описание автомобиля-прототипа

ВАЗ-21099 «Спутник» (неоф. название «Девяносто девятая») — советский и российский переднеприводныйавтомобиль II группы малого класса с кузовом типа седан. Представляет собой наиболее полноразмерную модель в семействе Лада «Спутник».

Машина была подготовлена к конвейерному выпуску в марте 1990 года, но начало производства было отложено в связи с задержкой в поставках комплектующих от предприятий-смежников.

Серийно выпускался на заводе АвтоВАЗ с 22 декабря 1990 года по 30 июня 2004 года.

До конца 2011 года собирался на Украине на заводе «ЗАЗ» из российских машинокомплектов с оформлением салона, как у, ВАЗ-2115. На экспорт ВАЗ-21099 шёл под названиями Lada Forma, Lada Sagona, Lada Diva, Lada Sable, Lada Samara Saloon.

От остальных моделей семейства «Самара» ВАЗ-21099 изначально отличала передняя часть кузова с длинными крыльями, без пластикового «клюва» спереди и более длинным капотом, новая решётка радиатора, панель приборов стала серого цвета, в отличие от коричневых панелей на других «Самарах». Впоследствии эти нововведения были перенесены на все семейство «Самара» ради унификации моделей.

С момента начала производства в разные годы выпускались модификации с карбюраторными и впрысковыми двигателями рабочим объёмом 1,3 л (ВАЗ-210993) и 1,5 л (ВАЗ-210990).

В модельном ряду ОАО «АВТОВАЗ»представлены модификации ВАЗ-21099 с карбюраторным и впрысковым двигателями 210992 (ВАЗ-21099i).

Также выпускалась версия с постоянным полным приводом (Лада-Виктори), но из-за низких продаж выпуск прекратили.

А модель с турбированным 8-ми клапанным двигателем (Lada Sport) производилась только по индивидуальному заказу.

Технические характеристика автомобиля-прототипа (ВАЗ 2107):

Объем двигателя, куб.см

1498

Мощность

71,5 л.с.

Система подачи топлива

карбюратор

Тип КПП

механика 5 ступени

Разгон до 100 км/ч

13,5

Максимальная скорость, км/ч

154

Расход топлива, л на 100 км

5,9

Тип привода

передний

Легковой автомобиль-аналог — автомобиль среднего класса;

  • Полная масса автомобиля -1395 кг;
  • Снаряженная масса — 970 кг;
  • Максимальная скорость движения — 154 км/ч;
  • Максимальное сопротивление дороги — 0,28;
  • Коэффициент сопротивления качению — 0,012;
  • Коэффициент качения — 0,011;
  • Коэффициент сопротивления воздуха — 0,2;
  • Коэффициент сцепления — 0,9;
  • Коэффициент обтекаемости — 0,20;
  • КПД трансмиссии — 0,9;
  • Масса, приходящаяся на ведущую ось — 700 кг;
  • Лобовая площадь сопротивления — 1,8 ;
  • Продольная база — 2,5 м;
  • Номинальная частота вращения коленвала двигателя — 5000 об/мин;
  • Максимальная частота вращения коленвала двигателя — 5600 об/мин;
  • Радиус качения колеса — 0,317;
  • Длина — 4,115;
  • ширина — 1,620;
  • высота — 1,443.

, об/мин

800

1600

2400

3200

4000

4800

5000

5600

,

83,73

167,47

251,20

334,93

418,67

502,40

523,33

586,13

N, кВт

8,437

12,487

18,094

28,067

37,414

45,241

50,606

52,6

M, Нм

100,71

108,00

111,68

111,65

108,01

100,68

89,702

86,645

1. Возможности преодоления автомобилем заданного максимального дорожного сопротивления:

2. Возможности полной реализации сцепной массы автомобиля:

  • где ц — коэффициент сцепления;
  • сцепной вес автомобиля, равный весу, приходящемуся на ведущие колеса автомобиля.

Сцепной вес автомобиля можно определить по формуле:

где коэффициент сцепного веса автомобиля.

3. Обеспечение минимально устойчивой скорости движения в заданных дорожных условиях:

Передаточные числа промежуточных ступеней могут быть рассчитаны по геометрической прогрессии или гармоническому ряду.

Определение передаточных чисел промежуточных ступеней коробки передач по геометрической прогрессии производится по формуле:

При корректировке передаточных чисел коробки передач должны соблюдаться следующие рекомендации:

2. Анализ конструкций заданного механизма трансмиссии

На проектируемый автомобиль выбираем постоянно замкнутое сухое фрикционное сцепление с центрально расположенной диафрагменной пружиной.

Выбор размеров сцепления производим из условия передачи максимального крутящего момента двигателя, который получен в предыдущем разделе расчетным путем и составил с учетом коэффициента запаса сцепления.

3. Расчет сцепления

3.1 Определение основных параметров сцепления

Выбор размеров сцепления производится из условия передачи максимального крутящего момента двигателя посредством трения с некоторым запасом.

Статический момент трения сцепления определяют по формуле:

  • где — статический момент трения сцепления, Нм;
  • максимальный крутящий момент двигателя, Нм;
  • коэффициент запаса сцепления.

Средний радиус дисков определяют по формуле:

  • где — средний радиус дисков, м;
  • соответственно, наружный и внутренний радиус фрикционных накладок, м.

Наружный радиус дисков предварительно можно определить по формуле:

  • где- наружный радиус дисков, м;
  • максимальный крутящий момент двигателя, Нм;
  • А=4,7 — коэффициент.

При этом внутренний радиус фрикционных накладок:

Таким образом, расчетные наружный и внутренний диаметры дисков будут, соответственно:

Рассчитанные величины необходимо привести в соответствие с требованиями ГОСТ 12238-76, поэтому выбираем стандартные размеры фрикционных накладок:

  • D=180 мм; d=100 мм.

При этом средний радиус дисков будет:

3.2 Определение параметров нагруженности сцепления

Определяем нажимное усилие пружин по формуле:

  • где- нажимное усилие пружин, Н;
  • статический момент трения сцепления;
  • расчетный коэффициент трения;
  • i=2 — число пар трения;
  • средний радиус дисков, м.

Давление на фрикционные накладки рассчитывают по формуле:

Допустимые давления на фрикционные накладки, как правило, составляют [] = 0,15-0,25 МПа.

Удельную работу буксования сцепления рассчитывают по формуле:

  • где — удельная работа буксования сцепления, Дж/;
  • работа буксования, Дж;
  • F — площадь поверхности одной стороны фрикционной накладки, м2.

Работу буксования определяют по формуле:

  • где — момент инерции приведенного к коленчатому валу двигателя маховика, заменяющего поступательно движущуюся массу автомобиля, кгм2;
  • угловая скорость коленчатого вала, рад/с;
  • момент сопротивления движению автомобиля, приведенный к коленчатому валу двигателя, Нм.

Момент инерции приведенного к коленчатому валу двигателя маховика можно определить по формуле:

  • где — масса автомобиля, кг;
  • радиус качения колеса, м;
  • передаточное число главной передачи;
  • передаточное число первой передачи коробки передач;
  • передаточное число раздаточной коробки.

Угловая скорость коленчатого вала двигателя для автомобилей с бензиновым двигателем определяют по формуле:

  • где — угловая скорость коленчатого вала двигателя, рад/с;
  • угловая скорость при максимальном крутящем моменте, рад/с.

Момент сопротивления движению автомобиля, приведенный к коленчатому валу двигателя, рассчитывают при допущении равенства радиусов качения всех колес автомобиля по формуле:

Нагрев ведущего диска при одном трогании с места рассчитывают по формуле:

  • где — нагрев ведущего диска, °С;
  • доля теплоты, поглощаемая диском;
  • масса нажимного диска, кг;
  • удельная теплоемкость материала диска, Дж/(кг•град ).

Допустимый нагрев составляет .

Следовательно, условие выполняется:

Радиальные размеры дисков выбираются, исходя из размеров фрикционных накладок. Толщина дисков предварительно принимается в зависимости от наружного диаметра накладок и затем уточняется по результатам теплового расчета сцепления:

где — толщина диска, м.

Определив геометрические размеры нажимного диска, можно определить его массу:

  • где D и d — соответственно, наружный и внутренний диаметр нажимного диска;
  • p = 7000 кг/м3 — плотность материала диска.

    4.

Расчет коробки передач

4.1 Определение основных параметров коробки передач

После выбора схемы коробки передач определяют ее основные размеры. В первую очередь оценивается межосевое расстояние. Межосевое расстояние приближенно можно определить по формуле:

  • где А — межосевое расстояние, мм;
  • максимальный крутящий момент двигателя, Нм;
  • a=14,5 — коэффициент.

Нормальный модуль определяют по формуле:

  • где — нормальный модуль, м;
  • диаметр начальной окружности, м;
  • z=32 — число зубьев зубчатого колеса.

Торцевой модуль рассчитывают по формуле:

  • где — торцевой модуль, м;
  • в — угол наклона спирали зубьев, град.

Угол наклона спирали зубьев [7]:

  • для зубчатых колес двухвальных коробок передач — в = 20-25°;
  • для зубчатых колес трехвальных коробок передач- в = 22-34°.

Рабочую ширину венцов зубчатых колес коробки передач можно определить из соотношения:

двигатель трансмиссия скоростной колесо

5. Расчет привода колес

5.1 Расчет привода колеса с шарнирами равных угловых скоростей

При расчете привода колес с шарнирами равных угловых скоростей определяются параметры привода, ШРУСа, и ступичных подшипников .

5.1.1 Расчет привода колеса

Максимальную частоту вращения карданного вала, соответствующую максимальной скорости автомобиля, рассчитывают по формуле:

  • где — максимальная частота вращения привода вала, об/мин;
  • частота вращения коленчатого вала двигателя при максимальной мощности, об/мин;
  • передаточное число высшей ступени коробки передач;
  • k = 1,2 — коэффициент.

Расчетный крутящий момент на карданном валу определяют по формуле:

  • где — расчетный момент на приводном валу, Н·м;
  • передаточное число первой ступени коробки передач.

Критическую частоту вращения приводного вала определяют по формуле:

  • где — критическая частота вращения приводного вала, об/мин;
  • внешний диаметр приводного вала, м;
  • внутренний диаметр приводного вала, м;
  • длина приводного вала, м.