Методология истории науки и техники

Курсовая работа
328kb. 16.11.2011 00:31

  • Смотрите также:
  • [ документ ]
  • [ документ ]
  • [ курсовая работа ]
  • [ документ ]
  • [ документ ]
  • [ документ ]
  • [ документ ]
  • [ документ ]
  • [ документ ]
  • [ документ ]
  • [ документ ]
  • [ документ ]

1.doc

^

Многообразие целей и задач истории науки и техники, широта ее исследований, предопределяют большой выбор применяемых методов. Главное требование к исследованиям – научность (объективность).

всеобщие, общенаучные и частнонаучные

Эмпирический уровень

Теоретический уровень научного познания характеризуется работой по обобщению и раскрытию связей, закономерностей, законов, присущих изучаемым явлениям, объектам. Составными частями этого процесса являются

  • выдвижение гипотез

  • построение теорий развития

  • вскрытие закономерностей и законов развития.

К общенаучным методам эмпирического познания относятся научное наблюдение и эксперимент. Где первым понимается чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира, характеризующихся целенаправленностью и активностью. Эксперимент – целенаправленное контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения свойств и связей объекта. В ходе проведения эксперимента его неотъемлемой частью являются измерения – процесс определения количественных и качественных значений тех или иных свойств изучаемого объекта, явления с помощью специальных устройств, приборов.

^

  • абстрагирование — мысленное отвлечение от каких либо менее значимых свойств, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением , формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков составляет основное абстрагирования.

  • Идеализация – мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования, возможное упрощение или даже наделение объекта несуществующими в чистом виде признаками.

  • Формализация – использование специальной символики, описывающей явления, объект его поведение, которое позволяет отвлечься от изучения реальных объектов и условий.

  • индукция и дедукция – два метода теоретического познания. Индукция как метод основывается на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению вывода на базе частных посылок. На принципах общего индукционного подхода были сформулированы частные: метод единственного сходства, метод единственного различия, соединительный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Дедукция заключается в получении частных выводов на основании знания общих положений.

Существует ряд общенаучных методов, применяемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. Это методы анализа, синтеза, аналогии и моделирования . Под анализом понимается мысленное или реальное разделение объекта на составные части с целью их отдельного изучения. Синтез – мысленое или реальное соединение отдельных составных частей и изучение их на уровне объекта. Анализ и синтез совместно используются на различных этапах исследования. Аналогия как метод строится на переносе с одного объекта на другой свойств, явлений, в основе которых лежит подобие, сходства признаков или отношений у различных в целом объектов. Моделирование можно рассматривать как метод изучения реального объекта по его модели, имеющей однозначное соответствие свойств оригиналу. Логичным является стремление научного познания к системному подходу, к системной методологии.

Историко-технические исследования используют и частнонаучные методы научного познания:

  • историко-генетический,

  • сравнительный

  • типологический

  • структурный

  • структурно-функциониальный

  • статистический

  • методы физического и математического моделирования

  • количественные и математические

  • методы естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин.

системному подходу

При проведении историко-научных и историко-технических исследований весьма часто встают задачи реконструкции событий, фактов, материальных носителей и др. При этом существует определенная последовательность решения задач.:

  • постановка четкой задачи реконструкции,

  • поиск и первичный отбор источников,

    [Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/metodologiya-istorii-nauki-i-tehniki/

  • систематизация источников,

    [Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/metodologiya-istorii-nauki-i-tehniki/

  • выявление достоверности источника и содержащейся в неминформации

  • выдвижение гипотезы

  • корректировка и конкретизация задачи

К задачам реконструкции можно отнести:

  • восстановление источника, его идентификацию

    [Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/metodologiya-istorii-nauki-i-tehniki/

  • моделирование источника: а)натуральное, б)масштабное, в)полное, г)частичное

  • символическое, в том числе математическое, моделирование источника

  • логическое конструирование вероятностных моделей исследуемого факта

  • аргументированное обоснование предложенной модели

  • создание научной теории, методов

  • создание приборов, машин, механизмов

  • постановка научного эксперимента

  • предложение и реализацию технологии

  • натурное моделирование

  • хронологическое структурирование

  • установление причинно-следственных связей.

При проведении научной, исследовательской деятельности ученый сталкивается с этическими проблемами. Этика науки – дисциплина, изучающая нравственные основы научной деятельности. Она включает две сферы: профессиональную и социальную ответственность ученого. Ученый должен руководствоваться рядом положений: универсализм, всеобщность, незаинтересованность и организованный скептицизм.

  • Универсализм – ориентация не на субъективные, личные, групповые, национальные и др. интересы, а на поиск объективного знания

  • Всеобщность – результаты и достижения ученого являются достоянием всего общества: ученый не вправе рассматривать их как личную собственность

  • Незаинтересованность – стремление получить знания путем бескорыстного любопытства и при этом не руководствоваться личной выгодой,

  • Организованный скептицизм – критическое отношение ученого к своим и чужим результатам.

История науки и техники

  • Носит междисциплинарный характер

  • Является комплексной наукой, одновременно гуманитарной, естественной и технической.

  • Это интегративная наука, объединяющая на новом уровне достижения отдельных научных направлений, не являющихся прямой суммой знаний.

  • Это динамично изменяющееся наука, постоянно пополняющаяся новыми знаниями, концепциями и фактами.

  • Она является своеобразным специфическим единым языком междисциплинарного взаимодействия и общения специалистов разных отраслей знания.

Она имеет свой понятийный аппарат:

История (от греческого – расспрашиваю, исследую, рассказ о прошедшем) имеет множество значений

  • Процесс развития чего-либо

  • Комплекс исторических наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии

  • Наука о развитии какой-либо области природы или знания

  • Действительность в ее развитии и движении

  • Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества

  • Рассказ, повествование.

Понятие наука:

  • Сфера человеческой деятельности, функцией которой является разработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.

  • Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, отдельная отрасль таких знаний.

  • То, что получает, дает опыт, урок.

  • Процесс полученных знаний.

Цели науки:

  • Описание процессов действительности, выявление существенных свойств и отношений действительности

  • Систематизация процессов действительности, распределение описанного по классам, подклассам, разделам.

  • Объяснение процессов действительности и изложение сущности изучаемых явлений, процессов, объектов.

  • Предсказание процессов действительности, построение прогностических моделей процессов развития.

Понятие техника (от греческого – искусная, искусство, мастерство, профессия, уловка, способ):

  • Совокупность средств человеческой деятельности, созданные для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества

  • Машины, механизмы, приборы, устройства, орудия той или иной отрасли производства.

  • Совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности, мастерства (строительная техника, музыкальная).

В технике материализованы знания и производственный опыт, накопленный человеством в процессе развития общественного производства. Структура техники определяется его отраслевой принадлежностью. Горная, авиационная и др.

История науки и техники имеет свою историографию, которая изучает:

  1. Проблемы генезиса и последующего развития истории естествознания и техники, их отраслей и подотраслей в связи с потребностями науки и техники.

  2. Анализ исторических условий, внешних и внутренних факторов, закономерностей этого процесса

  3. Взаимодействие истории естествознания и техники с другими отраслями науки, включая гражданскую историю, историю философии, науковедение и др.

  4. Формирование и смена историко-научных и историко-технических концепций, школ, направлений.

  5. Анализ методов и конкретных методик историко-научных и историко-технических разработок.

  6. Эволюция структуры и изменение функций истории естествознания и техники как научных дисциплин.

Историки науки и техники изучают исторические процессы научного познания и технического творчества.

История науки и техники имеет свою структуру и инфраструктуру.

Это совокупность основных организационно оформленных структурных единиц, это:

Исследовательские институты, факультеты и кафедры. Общества и фонды, национальные и международные сообщества, музеи и специальные экспозиции, журналы и газеты, компьютерные базы данных, аудиовизуальные материалы, энциклопедии и монографии.

Серьезную проблему представляет вопрос возникновение науки (классического естествознания).

  • Если ее рассматривать как деятельность по получению и обработке знаний, то начало этого процесса лежит в доцивилизационном периоде – каменном веке, т.е. около 2 млн. лет назад.

  • Если как форму общественного сознания, как появление доказательного вида знания, то время ее возникновения – У век до н.э. (Древняя Греция)

  • Если как социальный институт – ХУ1- ХУП вв. (новое время)

  • Если как систему ретрансляции знаний, подготовки кадров, как интеграцию исследований – середина Х1Х в

  • Если считать науку непосредственной производительной силой- вторая половина ХХ в.

Основными критерия определения науки являются:

  1. Экспериментальное обоснование научного знания (демаркация с обыденным опытом)

  2. Теоретическая форма представления научного знания с логико-математическим и теоретико-экспериментальным обоснованием. (демаркация с религиозно-мистической и мифологической формой)

  3. Наличие специального (математического) понятийного языка (демаркация со значением и смыслом обыденного языка).

Следует различать предысторию и собственно историю науки и техники

предыстории

историю науки и техники

неклассическая наука (конец Х1Х – середина ХХ), постнеклассическая наука (с середины ХХ в.).

Поскольку предметом рассмотрения курса является мировое развитие науки и техники, то оправданным можно считать использование общей исторической периодизации

Доцивилизационное развитие………………40 тыс.лет до н.э. – 4 тыс лет до н.э.

Палеолит – до 12 тыс.лет до н.э.

^

Неолит – до 4 тыс. лет до н.э.

Период древних цивилизаций……………….4 тыс. лет до нр.э. – 5 в.до н.э.

Энеолит — тыс. лет до н.э. – 2 тыс. до н.э.

Бронзовый век, Железный век