328kb. | 16.11.2011 00:31 |
- Смотрите также:
- [ документ ]
- [ документ ]
- [ курсовая работа ]
- [ документ ]
- [ документ ]
- [ документ ]
- [ документ ]
- [ документ ]
- [ документ ]
- [ документ ]
- [ документ ]
- [ документ ]
1.doc
^
Многообразие целей и задач истории науки и техники, широта ее исследований, предопределяют большой выбор применяемых методов. Главное требование к исследованиям – научность (объективность).
всеобщие, общенаучные и частнонаучные
Эмпирический уровень
Теоретический уровень научного познания характеризуется работой по обобщению и раскрытию связей, закономерностей, законов, присущих изучаемым явлениям, объектам. Составными частями этого процесса являются
-
выдвижение гипотез
-
построение теорий развития
-
вскрытие закономерностей и законов развития.
К общенаучным методам эмпирического познания относятся научное наблюдение и эксперимент. Где первым понимается чувственное отражение предметов и явлений внешнего мира, характеризующихся целенаправленностью и активностью. Эксперимент – целенаправленное контролируемое воздействие исследователя на изучаемый объект для выявления и изучения свойств и связей объекта. В ходе проведения эксперимента его неотъемлемой частью являются измерения – процесс определения количественных и качественных значений тех или иных свойств изучаемого объекта, явления с помощью специальных устройств, приборов.
^
-
абстрагирование — мысленное отвлечение от каких либо менее значимых свойств, признаков изучаемого объекта с одновременным выделением , формированием одной или нескольких существенных сторон, свойств, признаков составляет основное абстрагирования.
-
Идеализация – мысленное внесение определенных изменений в изучаемый объект в соответствии с целями исследования, возможное упрощение или даже наделение объекта несуществующими в чистом виде признаками.
-
Формализация – использование специальной символики, описывающей явления, объект его поведение, которое позволяет отвлечься от изучения реальных объектов и условий.
-
индукция и дедукция – два метода теоретического познания. Индукция как метод основывается на формально-логическом умозаключении, которое приводит к получению вывода на базе частных посылок. На принципах общего индукционного подхода были сформулированы частные: метод единственного сходства, метод единственного различия, соединительный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков. Дедукция заключается в получении частных выводов на основании знания общих положений.
Существует ряд общенаучных методов, применяемых как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне. Это методы анализа, синтеза, аналогии и моделирования . Под анализом понимается мысленное или реальное разделение объекта на составные части с целью их отдельного изучения. Синтез – мысленое или реальное соединение отдельных составных частей и изучение их на уровне объекта. Анализ и синтез совместно используются на различных этапах исследования. Аналогия как метод строится на переносе с одного объекта на другой свойств, явлений, в основе которых лежит подобие, сходства признаков или отношений у различных в целом объектов. Моделирование можно рассматривать как метод изучения реального объекта по его модели, имеющей однозначное соответствие свойств оригиналу. Логичным является стремление научного познания к системному подходу, к системной методологии.
Историко-технические исследования используют и частнонаучные методы научного познания:
-
историко-генетический,
-
сравнительный
-
типологический
-
структурный
-
структурно-функциониальный
-
статистический
-
методы физического и математического моделирования
-
количественные и математические
-
методы естественнонаучных, гуманитарных и технических дисциплин.
системному подходу
При проведении историко-научных и историко-технических исследований весьма часто встают задачи реконструкции событий, фактов, материальных носителей и др. При этом существует определенная последовательность решения задач.:
-
постановка четкой задачи реконструкции,
-
поиск и первичный отбор источников,
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/metodologiya-istorii-nauki-i-tehniki/
-
систематизация источников,
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/metodologiya-istorii-nauki-i-tehniki/
-
выявление достоверности источника и содержащейся в неминформации
-
выдвижение гипотезы
-
корректировка и конкретизация задачи
К задачам реконструкции можно отнести:
-
восстановление источника, его идентификацию
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/metodologiya-istorii-nauki-i-tehniki/
-
моделирование источника: а)натуральное, б)масштабное, в)полное, г)частичное
-
символическое, в том числе математическое, моделирование источника
-
логическое конструирование вероятностных моделей исследуемого факта
-
аргументированное обоснование предложенной модели
-
создание научной теории, методов
-
создание приборов, машин, механизмов
-
постановка научного эксперимента
-
предложение и реализацию технологии
-
натурное моделирование
-
хронологическое структурирование
-
установление причинно-следственных связей.
При проведении научной, исследовательской деятельности ученый сталкивается с этическими проблемами. Этика науки – дисциплина, изучающая нравственные основы научной деятельности. Она включает две сферы: профессиональную и социальную ответственность ученого. Ученый должен руководствоваться рядом положений: универсализм, всеобщность, незаинтересованность и организованный скептицизм.
-
Универсализм – ориентация не на субъективные, личные, групповые, национальные и др. интересы, а на поиск объективного знания
-
Всеобщность – результаты и достижения ученого являются достоянием всего общества: ученый не вправе рассматривать их как личную собственность
-
Незаинтересованность – стремление получить знания путем бескорыстного любопытства и при этом не руководствоваться личной выгодой,
-
Организованный скептицизм – критическое отношение ученого к своим и чужим результатам.
История науки и техники
-
Носит междисциплинарный характер
-
Является комплексной наукой, одновременно гуманитарной, естественной и технической.
-
Это интегративная наука, объединяющая на новом уровне достижения отдельных научных направлений, не являющихся прямой суммой знаний.
-
Это динамично изменяющееся наука, постоянно пополняющаяся новыми знаниями, концепциями и фактами.
-
Она является своеобразным специфическим единым языком междисциплинарного взаимодействия и общения специалистов разных отраслей знания.
Она имеет свой понятийный аппарат:
История (от греческого – расспрашиваю, исследую, рассказ о прошедшем) имеет множество значений
-
Процесс развития чего-либо
-
Комплекс исторических наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии
-
Наука о развитии какой-либо области природы или знания
-
Действительность в ее развитии и движении
-
Прошлое, сохраняющееся в памяти человечества
-
Рассказ, повествование.
Понятие наука:
-
Сфера человеческой деятельности, функцией которой является разработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности.
-
Система знаний о закономерностях развития природы, общества и мышления, отдельная отрасль таких знаний.
-
То, что получает, дает опыт, урок.
-
Процесс полученных знаний.
Цели науки:
-
Описание процессов действительности, выявление существенных свойств и отношений действительности
-
Систематизация процессов действительности, распределение описанного по классам, подклассам, разделам.
-
Объяснение процессов действительности и изложение сущности изучаемых явлений, процессов, объектов.
-
Предсказание процессов действительности, построение прогностических моделей процессов развития.
Понятие техника (от греческого – искусная, искусство, мастерство, профессия, уловка, способ):
-
Совокупность средств человеческой деятельности, созданные для осуществления процессов производства и обслуживания непроизводственных потребностей общества
-
Машины, механизмы, приборы, устройства, орудия той или иной отрасли производства.
-
Совокупность навыков и приемов в каком-либо виде деятельности, мастерства (строительная техника, музыкальная).
В технике материализованы знания и производственный опыт, накопленный человеством в процессе развития общественного производства. Структура техники определяется его отраслевой принадлежностью. Горная, авиационная и др.
История науки и техники имеет свою историографию, которая изучает:
-
Проблемы генезиса и последующего развития истории естествознания и техники, их отраслей и подотраслей в связи с потребностями науки и техники.
-
Анализ исторических условий, внешних и внутренних факторов, закономерностей этого процесса
-
Взаимодействие истории естествознания и техники с другими отраслями науки, включая гражданскую историю, историю философии, науковедение и др.
-
Формирование и смена историко-научных и историко-технических концепций, школ, направлений.
-
Анализ методов и конкретных методик историко-научных и историко-технических разработок.
-
Эволюция структуры и изменение функций истории естествознания и техники как научных дисциплин.
Историки науки и техники изучают исторические процессы научного познания и технического творчества.
История науки и техники имеет свою структуру и инфраструктуру.
Это совокупность основных организационно оформленных структурных единиц, это:
Исследовательские институты, факультеты и кафедры. Общества и фонды, национальные и международные сообщества, музеи и специальные экспозиции, журналы и газеты, компьютерные базы данных, аудиовизуальные материалы, энциклопедии и монографии.
Серьезную проблему представляет вопрос возникновение науки (классического естествознания).
-
Если ее рассматривать как деятельность по получению и обработке знаний, то начало этого процесса лежит в доцивилизационном периоде – каменном веке, т.е. около 2 млн. лет назад.
-
Если как форму общественного сознания, как появление доказательного вида знания, то время ее возникновения – У век до н.э. (Древняя Греция)
-
Если как социальный институт – ХУ1- ХУП вв. (новое время)
-
Если как систему ретрансляции знаний, подготовки кадров, как интеграцию исследований – середина Х1Х в
-
Если считать науку непосредственной производительной силой- вторая половина ХХ в.
Основными критерия определения науки являются:
-
Экспериментальное обоснование научного знания (демаркация с обыденным опытом)
-
Теоретическая форма представления научного знания с логико-математическим и теоретико-экспериментальным обоснованием. (демаркация с религиозно-мистической и мифологической формой)
-
Наличие специального (математического) понятийного языка (демаркация со значением и смыслом обыденного языка).
Следует различать предысторию и собственно историю науки и техники
предыстории
историю науки и техники
неклассическая наука (конец Х1Х – середина ХХ), постнеклассическая наука (с середины ХХ в.).
Поскольку предметом рассмотрения курса является мировое развитие науки и техники, то оправданным можно считать использование общей исторической периодизации
Доцивилизационное развитие………………40 тыс.лет до н.э. – 4 тыс лет до н.э.
Палеолит – до 12 тыс.лет до н.э.
^
Неолит – до 4 тыс. лет до н.э.
Период древних цивилизаций……………….4 тыс. лет до нр.э. – 5 в.до н.э.
Энеолит — тыс. лет до н.э. – 2 тыс. до н.э.