Характерными чертами функционирования автотранспорта в условиях рыночной экономики являются такие объективные обстоятельства, как новые экономические условия работы транспорта и потребителей его услуг, формирование рынка услуг транспорта, усиление конкуренции между предприятиями и различными видами транспорта.
Без учета требований рынка не может нормально развиваться ни одно производство. Конечной целью любого предприятия транспорта является получение прибыли на основе производства услуг, необходимых потребителю. Перевозка грузов является основным видом услуг транспорта. В качестве продукции транспорта традиционно рассматривалась только перевозка, измеряемая такими валовыми показателями, как объем перевозок, грузооборот и т.п. Однако, к услугам транспорта следует относить не только перевозку грузов, но и любую операцию, не входящую в состав перевозочного процесса, но связанную с его подготовкой и осуществлением, так как предприятия транспорта делятся на транспортные, экспедиционные, экспедиторские, лизинговые группы, группы по ремонту подвижного состава и оборудования и т.п.
Именно в этой сфере работниками предприятия совершается наибольшее количество ошибок и промахов, а попытки опереться на «дореформенный» опыт, навыки и знания нередко приводят если не к полному провалу, то к значительным экономическим потерям. С другой стороны, грамотно организованная экономическая работа может позволить АТП добиться значительных успехов на рынке при достаточно скромных производственных возможностях.
Целью курсовой работы является — изучить материально-техническую базу автотранспортного предприятия, дать экономическую оценку ее состояния и использования, разработать направления улучшения ее развития.
Задачи, которые необходимо решить при выполнении курсовой работы.
1. Определить роль и значение материально-технической базы предприятия для эффективной деятельности предприятия.
2. Представить характеристику предприятия, состав и структуру материально-технической базы автотранспортного предприятия.
3. Рассчитать балансовую стоимость имущественного комплекса предприятия, дать рыночную оценку материально-технической базы предприятия.
4. Рассчитать показатели, характеризующие техническое состояние материально-технической базы предприятия.
5. Рассчитать показатели, характеризующие эффективность использования материально-технической базы предприятия.
1. Теоретическая часть. Материально-техническая база автомобильно-транспортного предприятия
1.1 МТБ АТП и её значение для эффективной деятельности предприятия
Материально-техническая база автомобильного транспорта представляет собой совокупность средств производства и, прежде всего, средств труда, необходимых для выполнения перевозочного процесса (подвижной состав, автомобильные дороги, производственно-техническая база).
Материально-техническая база в инновационном процессе
... 4) составить план обеспечения материально-техническими ресурсами предприятий; 5) рассмотреть на примере мебельной фабрики ООО «Люкс» возможности внедрения инновационных технологий и проанализировать динамику развития компании. Материально-техническая база инновационного процесса 1.1 Сущность материально-технической базы Материально-техническая база развитых стран ...
Уровень развития материально-технической базы тесно связан с технологическими процессами в отраслях экономики. Автотранспортное производство испытывает на себе благотворное влияние прогресса технических средств автомобильной, машиностроительной, химической, нефтяной и других отраслей.
Материально-техническая база предприятия включает средства и предметы труда.
Средства труда представляют собой комплекс или совокупность вещей, при помощи которых человек воздействует на предмет труда. Средства труда подразделяются на механические (машины, механизмы, автоматы, инструменты, приборы) и материальные (производственные здания и сооружения, средства транспорта и связи, передаточные устройства, земля).
Предметы труда — объект приложения сил человека, все то, на что направлен его труд, из чего изготовляется продукт. Они либо даны природой, либо сами являются продуктом предшествующего труда.
Средства и предметы труда, участвующие в процессе труда, выступают как средства производства.
Основные фонды — это средства труда, которые, участвуя в процессе производства на протяжении многих производственных циклов, сохраняют в течение длительного периода свои свойства и натуральную форму. По мере износа их стоимость постепенно переносится на стоимость готовой продукции.
Оборотные фонды — это предметы труда, которые принимают участие только в одном производственном цикле, в течение которого полностью переносят свою стоимость на стоимость готовой продукции.
Итак, материально-техническая база предприятия представляет собой совокупность зданий, сооружений, технологического и энергетического оборудования, транспортных средств, инструментальной оснастки, организационных и вычислительных средств, с помощью которых происходит весь процесс воспроизводства в рамках основных, вспомогательных, обслуживающих и управленческих звеньев предприятия
1.2 Состав и структура основных фондов, формирующих МТБ предприятия
Материально-техническая база предприятия представляет собой основные фонды, т.е. совокупность зданий, сооружений, технологического и энергетического оборудования, транспортных средств, инструментальной оснастки, организационных и вычислительных средств, с помощью которых происходит весь процесс воспроизводства в рамках основных, вспомогательных, обслуживающих и управленческих звеньев предприятия и оборотные фонды.
Основные фонды — это средства труда, которые, участвуя в процессе производства на протяжении многих производственных циклов, сохраняют в течение длительного периода свои свойства и натуральную форму. По мере износа, их стоимость постепенно переносится на стоимость готовой продукции.
С точки зрения учета и оценки основные средства представляют собой часть имущества, которая используется в качестве средств труда, при производстве продукции, выполнении работ и оказания услуг или для управления организаций в течение периода, который превышает 12 месяцев.
Закон стоимости и его роль в развитии товарного производства
... необходимо в обществе. В частнособственническом товарном хозяйстве в качестве регулятора производства выступает закон стоимости. Закон стоимости стихийно регулирует распределение общественного труда и средств производства между различными отраслями товарного хозяйства. В любом обществе, где существует общественное разделение труда, имеется необходимость распределения труда и средств производства ...
Классификация основных средств
1. По назначению и сфере применения:
- основные производственные средства;
- основные непроизводственные средства.
2. По степени использования:
- находящиеся в эксплуатации основные средства;
- находящиеся в резерве основные средства;
- находящиеся в стадии достройки, реконструкции, частичной ликвидации;
- находящиеся на консервации.
3. В зависимости от имеющихся прав на имущество:
- объекты, принадлежащие предприятию на правах собственности;
- объекты, находящиеся в оперативном управлении или хозяйственном ведение;
- объекты, полученные в аренду.
4. По натурально-вещественному составу:
- здания;
- сооружения;
- передаточные устройства;
- машины и оборудование;
- транспортные средства;
- инструменты, производственный и хозяйственный инвентарь.
В настоящее время при классификации основных средств рекомендуется использовать общероссийский классификатор основных фондов (ОКОФ).
В составе основных средств учитываются находящиеся в собственности предприятий земельные участки и объекты природопользования.
В структуре основных средств, в зависимости от конкретной их роли, принято выделять активную и пассивную части.
Активная часть непосредственно воздействует на предмет труда и определяет количество и качество выпускаемой продукции.
Пассивная часть создает необходимые условия для функционирования активной части.
Соотношение отдельных групп основных средств по стоимости характеризует их структуру. Структура определяется путем расчета удельного веса отдельных групп основных средств в общей совокупности и выражается процентами.
1.3 Оценка состояния и эффективности использования МТБ базы АТП
Основные средства учитываются в натуральных и стоимостных показателях.
Натуральные необходимы для установления количества и состава основных средств, расчета производственной мощности, организации ремонта и замены оборудования.
Стоимостные показатели необходимы для определения общей стоимости структуры и динамики основных средств, расчета амортизационных отчислений, себестоимости, рентабельности и т.д.
Существуют 3 метода оценки основных средств:
1. По первоначальной стоимости — это сумма фактических затрат организации на приобретение, доставку и доведения до рабочего состояния основных средств.
Первоначальная стоимость — это фактическая стоимость создания основных средств. По первоначальной стоимость основные средства учитываются и оцениваются в ценах тех лет, когда они были созданы.
2. По восстановительной стоимости.
Восстановительная стоимость — это стоимость воспроизводства основных средств в современных конкретных эксплуатационных условиях. Восстановительная стоимость показывает, сколько денежных средств пришлось бы затратить предприятию в данный момент времени для замены имеющихся изношенных в той или иной степени основных средств такими же, но новыми.
Восстановительная стоимость определяется путем переоценки основных средств.
3. По остаточной стоимости
Остаточная стоимость — это стоимость, еще не перенесенная на готовую продукцию. Остаточная стоимость определяется как разность между первоначальной (восстановительной) стоимостью и суммой начисленной амортизацией.
Основные средства учитываются на предприятии по первоначальной стоимости, а после переоценки по восстановительной стоимости.
В балансе предприятия основные средства отражаются по остаточной стоимости.
Кроме этого можно выделить два вида оценки основных средств:
1. Ликвидационная стоимость — это стоимость возможной реализации, выбывающих, полностью изношенных основных средств.
2. Амортизируемая стоимость — это стоимость, которую необходимо перенести на готовую продукцию. В Российской экономической практике — это первоначальная (восстановительная) стоимость, в мировой практике — разность между первоначальной и ликвидационной стоимостью.
Для расчета целого ряда экономических показателей необходимо знать среднегодовую стоимость основных средств.
1)
Ф мi — суммарная стоимость основных средств на первое число каждого месяца (с февраля по декабрь).
2)
t э — число полных месяцев эксплуатации основных средств;
Ф пост. — стоимость поступивших в течение года основных средств
Ф выб. — стоимость выбывших в течение года основных средств.
В процессе эксплуатации основные средства подвергаются износу, который может быть вызван воздействием как материальных, так и нематериальных факторов.
С точки зрения экономики износ — это потеря стоимости основных средств.
Виды износа:
1. Физический износ — это потеря стоимости в результате изменения физических, механических и т.п. свойств основных средств.
2. Моральный износ делится на:
- моральный износ I-го рода — это удешевление новых средств труда и потеря стоимости у действующих средств труда;
- моральный износ II-го рода — это потеря стоимости из-за появления более производительных и технически совершенных новых средств труда.
3. Социальный износ — это потеря стоимости в результате того, что новые основные средства обеспечивают более высокий уровень социальных требований (комфортность, безопасность, эргономичность).
4. Экологический износ — это потеря стоимости в результате ужесточения стандартов в области охраны окружающей среды.
Кроме этого, можно выделить частичный и полный износ.
Частичный наступает вследствие неравномерного износа отдельных элементов основных средств и возмещается путем ремонта.
Полный износ соответствует полному обесцениванию основных средств, когда их дальнейшее использование убыточно или невозможно. В этом случае основные средства ликвидируются и замещаются новыми.
Амортизация — это постепенное перенесение стоимости объекта основных средств на себестоимость продукции, работ, услуг. Она отражается в бухгалтерском учете путем накопления соответствующих сумм на отдельном счете.
За время службы основного средства общая сумма амортизационных отчислений будет равна его первоначальной стоимости. Амортизационные отчисления — это денежное выражение размера амортизации, которое должно соответствовать степени износа основных средств. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции.
Амортизация начисляется по каждому объекту основных средств с первого числа месяца, который следует за месяцем принятия основного средства к бухгалтерскому учету. Датой принятия объекта к бухгалтерскому учету в качестве основного средства является момент переноса его стоимости со счета 08 на счет 01 или 03. Амортизация по транспортным средствам исчисляется исходя из первоначальной стоимости, срока полезного использования и метода начисления амортизации, выбранного налогоплательщиком.
Амортизируемое имущество в целях налогообложения прибыли в зависимости от срока полезного использования подразделяется на десять амортизационных групп (ст.258 НК РФ).
Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утверждена постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 №1.
Таблица 1
Амортизационные группы автотранспортных средств
Амортизационная группа (срок полезного использования) |
Автотранспортные средства |
|
Третья группа (свыше 3 лет до 5 лет включительно) |
Автомобили легковые, не указанные в других группах Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью до 0,5 т Мотоциклы промысловые |
|
Четвертая группа (свыше 5 лет до 7 лет включительно) |
Автомобили легковые малого класса для инвалидов Автомобили грузовые, дорожные тягачи для полуприцепов (автомобили общего назначения: бортовые, фургоны, автомобили — тягачи; автомобили — самосвалы).
Автобусы особо малые и малые длиной до 7,5 м включительно Автоцистерны для перевозки нефтепродуктов, топлива и масел; химических веществ Автомобили специализированные для лесозаготовок; специализированные прочие; специальные прочие. Прицепы и полуприцепы кроме прицепов и полуприцепов для автомобилей и тракторов грузоподъемностью более 8 т Средства транспортные прочие, не включенные в другие группировки |
|
Пятая группа (свыше 7 лет до 10 лет включительно) |
Автомобили легковые большого класса (с рабочим объемом двигателя свыше 3,5 л) и высшего класса Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 5 до 15 т Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло до 7,5 т Автобусы средние и большие длиной до 12 м включительно Троллейбусы Автомобили специальные |
|
Шестая группа (свыше 10 лет до 15 лет включительно) |
Автомобили грузовые общего назначения грузоподъемностью свыше 15 т Автомобили — тягачи седельные с нагрузкой на седло свыше 7,5 т Автобусы особо большие (автобусные поезда) длиной свыше 16,5 до 24 м включительно |
|
Классификация автотранспортных средств приведена в Таблице 1.
Срок полезного использования определяется организацией на дату ввода в эксплуатацию транспортного средства в пределах сроков, установленных Классификацией основных средств.
В налоговом учете разрешено применять только два метода амортизации — линейный и нелинейный (ст.259 Налогового кодекса РФ).
Как правило, используют одинаковые методы начисления амортизации и в бухгалтерском, и в налоговом учете. Итак, если организация решила начислять амортизацию линейным способом, нужно рассчитать норму амортизации — процент, на который нужно умножить первоначальную стоимость объекта. Норма амортизации рассчитывается одинаково как в бухгалтерском, так и в налоговом учете по формуле:
К = 1 : n * 100%,
где К — норма амортизации,
n — срок полезного использования данного объекта основных средств в месяцах.
Затем следует умножить первоначальную стоимость транспортного средства на норму амортизации.
Среди показателей наличия, движения и эффективности использования основных средств, в экономической литературе, отмечено следующее.
Основные средства учитываются ежемесячно в натуральных и стоимостных показателях. При этом стоимость основных средств на конец года определяется по балансовой формуле.
Ф к = Фн + Фпост — Фвыб
Показатели движения основных средств:
1. Коэффициент поступления (ввода) основных средств:
2. Коэффициент выбытия основных средств:
3. Коэффициент обновления основных средств:
4. Коэффициент ликвидации основных средств:
5. Коэффициент прироста основных средств:
Показатели степени годности основных средств:
1) коэффициент износа основных средств:
К изн = Ае / Фперв
Ф перв — первоначальная стоимость
2) коэффициент годности основных средств:
К изн + Кгодн = 1
Показатели эффективности использования основных средств.
Для оценки эффективности использования основных средств используется система показателей, которая включает в себя общие показатели.
Общие показатели характеризуют эффективность использования всей совокупности основных средств. При этом используется их стоимостная оценка.
1. Показатель фондоотдачи:
Ф отд = Ф / Q, где [руб. / руб.]
Q — объем произведенной продукции.
Ф — средний показатель стоимости основных средств.
2. Показатель фондоемкости.
Ф емк = Ф / Q = 1 / Фотд.
Итак, материально-техническая база предприятия представляет собой совокупность зданий, сооружений, технологического и энергетического оборудования, транспортных средств, инструментальной оснастки, организационных и вычислительных средств, с помощью которых происходит весь процесс воспроизводства в рамках основных, вспомогательных, обслуживающих и управленческих звеньев предприятия.
2. Проектно-расчетная часть
Характеристика предприятия. Анализ состава и структуры основных фондов предприятия.
2.1 Анализ состава и структуры парка подвижного состава предприятия
Автотранспортное предприятие ЗАО «АТП СЕРВИС» образовано в 1996 году на базе автотранспортного предприятия АТП -36.
ЗАО «АТП СЕРВИС» на рынке транспортных услуг осуществляет свою деятельность по направления:
Перевозка контейнеров различных размеров, на бортовых автомобилях, автомобилях тягачах с применением специальных полуприцепов, автомобилей-контейнеровозах.
осуществляет перевозки сыпучих грузов на автомобилях-самосвалах различных моделей и модификаций;
- наливных грузов: дизельного топлива, бензина и смазочных материалов — на автомобилях-цистернах;
- Согласно варианта 10, с причалов речного порта на железнодорожную станцию, предстоит за 10 дней перевезти 2,5 тыс.
шт. контейнеров марки (УК-5, массой брутто 5 т).
Расстояние перевозок 20 км. Предприятия
работают 6 дней в неделю с 8 до 23 часов.
В составе автопарка находятся автомобили марок:
- ЗиЛ, КамАЗ — бортовые автомобили грузоподъемностью до 5 т, 8 т, 10т;
- КамАЗ, МАЗ — автомобили-тягачи с бортовыми полуприцепами грузоподъемностью 20 т.
Эти бортовые машины обеспечивают грузоперевозки по всем видам дорог, даже неплохо себя чувствуют в плохих дорожных условиях и в условиях бездорожья.
Основным транспортным средством предприятия является седельный тягач марки КамАЗ 5410 с полуприцепом марки ОДАЗ 9370, общей грузоподъемностью 14,2 т.
На примере, использования автомобиля КамАЗ 5410, рассчитаем текущий план и количество автомобилей данной марки, для перевозки груза согласно задания (Таб. 2)
Таблица 2
Исходные данные для расчета текущего плана
Показатель |
Марка автомобиля |
|
КамАЗ -5410 |
||
2500 |
||
Коэффициент выпуска автомобилей на линию |
0,91 |
|
Время нахождения автомобиля в наряде Тн, ч |
С 8 до 23 час.(15 час) |
|
Средняя техническая скорость Vт, км/ч |
23 |
|
Длина маршрута , км |
20 |
|
Коэффициент использования грузоподъемности |
0,82 |
|
Маршрут |
маятниковый, с обратным не груженым |
|
Вид груза |
Контейнеры типа УК-5 ( 5т) |
|
Количество контейнеров определяется исходя из размеров кузова автомобиля и габаритов контейнера.
Таблица 3
Параметры грузовых автомобилей
Модель подвижного состава |
Грузоподъемность, т |
Внутренние размеры кузова м |
Погрузочная высота, м |
||
Длина |
Ширина |
||||
КАМАЗ 5410 с п/прицепом ОДАЗ 9370 |
14,2 |
9,18 |
2,32 |
1,47 |
|
имущественный технический автотранспортный
Таблица 4
Параметры контейнеров
Номинальная масса брутто, т |
Габаритные размеры, м |
Собственная масса, кг |
|||
Ширина |
Длина |
Высота |
|||
5,0 |
2,1 |
2,65 |
2,4 |
1100 |
|
Исходя из размеров кузова автомобиля и габаритов контейнера, в кузов может поместиться 3 контейнера, заняв в длину (2,65*3) 7,95 м, в ширину 2,1 м.
Расчет показателей работы подвижного состава марки КАМАЗ 5410 на маршруте приведен в таблице 5.
Таблица 5
Расчет показателей работы подвижного состава на маршруте
Показатель |
Расчетная формула |
Марка автомобиля КАМАЗ 5410 |
|
1 |
2 |
3 |
|
1. Грузоподъемность, т |
q |
14,2 |
|
2. Коэффициент выпуска автомобилей на линию |
б в |
0,91 |
|
3. Коэффициент использования грузоподъемности |
г |
0,82 |
|
4. Среднетехническая скорость, км/ч |
V т |
23 |
|
5. Время в наряде, ч |
Т н |
15 |
|
6. Время погрузки-разгрузки груза.Время простоя на полную грузоподъемность автомобиля при погрузке определяется по формулеТ погр. = Tнорма погр1 *N,где T норма погр1 — норма времени на погрузку, установленную на 1 контейнер, мин;N — количество контейнеров, шт.Время на погрузку 1 контейнера составляет 7 мин (12, таб.П.1.5)Т погр. = 7*3 = 21 (мин) или 21/60=0,35 час. |
|||
7. Время оборота, ч |
t о = lм / Vт + tn в |
20 / 23 + 0,35 = 1,22 |
|
8. Количество ездок, необходимое для перевозки груза, ед. |
Z e = Тм / tо |
15 / 1,22 = 12 |
|
9. Среднесуточный пробег автомобиля, км |
*Lсс = 1м
где lо = lм*10%=2,0 и lх = 20/2 = 10 |
20*12+2-10 = 232 |
|
10. Объем перевозок одного автомобиля за день, (ед.конт.) |
Q сут. = N
|
3*12 = 36 |
|
11. Объем перевозок одного автомобиля за период работы, ед. конт. |
Q = Qсут *Др* б в |
36*10*0,91 = 328 (ед) или в т.328*5т = 1640 (т) |
|
12. Потребное количество автомобилей для выполнения планового задания |
, |
2500/328 = 8 |
|
13. Автомобиле-дни в работе |
АДр = Асп
|
8*10*0,91 = 72,8 |
|
14. Автомобиле-часы в работе |
АЧр = АДр
|
72,8*15 = 1092 |
|
15. Грузооборот, т./км |
Р = Qпл
Lср = 1м/2 |
2500*5*10 = 125000 |
|
17. Выработка: |
|||
— объем груза на одну списочную тонну, т |
Q1спт = Q / (Асп
|
2500*5/(8*14,2) = 110,0 |
|
— грузооборот на одну списочную тонну, ткм |
Р1спт = Р / (Асп
|
125000/(8*14,2) = 1100, |
|
При эксплуатации автомобиля КамАЗ 5410 для выполнения требуемого объема работ, рассчитаем требуемое количество водителей.
Расчет численности водителей для выполнения планового задания автомобилем КамАЗ 5410, (таб. 6).
Таблица 6 , Расчет численности водителей для выполнения планового задания автомобилем КамАЗ 5410
Показатель |
Расчетная формула |
Марка авт омобиля КамАЗ 5410 |
|
1 |
2 |
3 |
|
1 . Численность водителей |
|||
1.1 Фонд рабочего времени одного работающего, ч |
ФРВ = [Дк — (Дв,п + Дотп + Дб + Дго + Дн.с)]
|
||
Дк = 365дн;ФРВ плановый за 10 дней = (10*1659)/365 =45 |
|||
1.2 Численность водителей (чел.),: |
Nв = 1.05
|
||
Nв = 1.05 ·1092 / (45 ·1,2) = 21 ед. |
|||
Согласно расчетам, при использовании автомобиля КАМАЗ 5410 с полуприцепом ОДАЗ 9370, грузоподъемностью 14,2 т., и перевозки заданного груза (2500 шт. контейнеров 5 т.) необходимо 8 единиц транспортных средств, общей грузоподъемностью 113,6 т. и плановую численность водителей 21 чел.
Наличие собственного парка грузовых автомобилей, (согласно таблицы 4), позволяет предприятию решать такие транспортные задачи, как грузоперевозки бортовой машиной контейнеров различных размеров и типов.
Таблица 7
Характеристика подвижного состава АТП
№ п/п |
Марка автомобиля |
Год выпуска |
Количество, ед. |
Грузоподъёмность, т |
||
Одн. ед. |
Всего состава |
|||||
Самосвалы |
||||||
1 |
МАЗ 5549 |
2002 |
8 |
8 |
64 |
|
2. |
КРАЗ 256Б1 |
2003 |
6 |
12 |
72 |
|
3. |
ЗИЛ ММЗ 554М |
2004 |
4 |
5,5 |
22 |
|
Седельные тягачи |
||||||
4 |
КамАЗ 5410 с п/прицепом ОДАЗ 9370 |
2003 |
10 |
14,5 |
145 |
|
5 |
КАМАЗ 54112 с ПП ОДАЗ 9370 |
2005 |
10 |
14,5 |
145 |
|
6 |
МАЗ 504В с ПП МАЗ 5205А |
2006 |
10 |
20 |
200 |
|
7 |
МАЗ 6422 с ПП МАЗ 9389 |
2009 |
4 |
32,4 |
129,6 |
|
Грузовые автомобили |
||||||
8 |
ЗИЛ 130 |
2002 |
9 |
5 |
45 |
|
9 |
КАМАЗ 5320 |
2004 |
8 |
8 |
64 |
|
Прочий транспорт |
||||||
10 |
ГАЗ-2402(л/а) |
2006 |
2 |
5 чел. |
10 |
|
11 |
ГАЗ 69 |
2004 |
2 |
5 |
10 |
|
12 |
Автобус ПАЗ 32054 |
2007 |
2 |
24+42 чел. |
132 |
|
Всего |
75 |
886,6 |
||||
В автотранспортном предприятии ЗАО «АТП СЕРВИС» числится 75 автомобиль, в том числе ведущими видами автотранспорта являются седельные тягачи марок КамАЗ-5410, КАМАЗ 54112, МАЗ 504В и МАЗ 6422, с полуприцепами марок ОДАЗ, МАЗ, общей грузоподъемностью 619,6 т. и грузовые автомобили модификации ЗИЛ и КАМАЗ, общей грузоподъемностью 109 т.
Для перевозки сыпучих материалов — автомобиль-самосвал МАЗ, КРАЗ, ЗИЛ ММЗ, грузоподъемностью 158т.
Для перевозки работников предприятия имеется автобусы марки ПАЗ-32054, при общем кол-ве посадочных мест 24 (+ 42 стоячих), автомобили легковые марок ГАЗ 69 и ГАЗ 2402.
Технико-экономические показатели работы ЗАО «АТП СЕРВИС» приведены в таблице 8
Таблица 8
Технико-экономические показатели работы
Наименование показателя |
2009г. |
|
Общий доход, в млн. руб |
58,9 |
|
Прибыль, млн. руб. |
12,8 |
|
Среднесписочная численность работающих, , в т.ч. водители , ремонтники , Вспомогательные рабочиеАУП |
220150331522 |
|
Среднесписочное количество автомобилей |
75 |
|
На основе данных предприятия определяем динамику состава и структуры его материально-технической базы.
Стоимость подвижного состава приведена в таблице 9
Таблица 9
Стоимость подвижного состава
Марка автомобиля |
Количество автомобилей, ед. |
Цена автомобиля, тыс. руб. |
Стоимость, тыс. руб. |
|
Автомобиль-самосвал |
||||
МАЗ 5549 |
8 |
260 |
2080 |
|
КРАЗ 256Б1 |
6 |
310 |
1860 |
|
ЗИЛ ММЗ 554М |
4 |
210 |
840 |
|
Седельные тягачи |
||||
КамАЗ 54112 с п/прицепом |
10 |
510 |
5100 |
|
КАМАЗ 5410 с п/прицепом |
10 |
480 |
480 |
|
МАЗ 504В с п/прицепом |
10 |
780 |
7800 |
|
МАЗ 6422 с ПП |
4 |
980 |
3920 |
|
Грузовые автомобили |
||||
ЗИЛ 130 |
9 |
180 |
1620 |
|
КАМАЗ 5320 |
8 |
280 |
2240 |
|
Автобусы |
||||
ПАЗ 32054 |
2 |
340 |
680 |
|
Легковой автомобиль |
||||
ГАЗ 2402 |
2 |
260 |
520 |
|
ГАЗ 69 |
2 |
210 |
420 |
|
Всего |
75 |
31880 |
||
Состав и структура всей материально — технической базы ЗАО «АТП СЕРВИС» приведено в таблице 10.
Таблица 10
Состав и структура материально-технической базы
Наименование |
Стоимостная оценка, тыс. руб. |
||
1. Транспортные средства |
60,8 |
31880 |
|
2. Производственные и административные здания |
24,0 |
12584 |
|
3. Сооружения и передаточные устройства |
6,0 |
3146 |
|
4. Машины и оборудование |
7,3 |
3828 |
|
5. Прочие |
1,9 |
996 |
|
Итого |
100 |
52434 |
|
Соотношения различных элементов основных фондов в их общей стоимости характеризуют структуру основных фондов. На данном предприятии основным видом деятельности является перевозка грузов, поэтому по структуре наибольшее количество автотранспортных средств, 60,8%, производственные и административные здания- 24%, машины и оборудование — 7,3%.
Графически состав МТС предприятия представим на рис. 1.
Рис. 4. Графическая структура МТС предприятия
2.2 Оценка состояния и динамики основных фондов предприятия
Движение материально-технической базы предприятия в течение года приведены в таблице 11.
Таблица 11
Движение МТБ предприятия в течение года
Наименование |
Амортизационная группа |
Стоимость на начало года, тыс. руб. |
Поступление, тыс. руб. |
Выбытие, тыс. руб. |
Стоимость на конец года, тыс. руб. |
|
1. Транспортные средства |
4-6 |
31526 |
3920 |
3566 |
31880 |
|
2. Производственные и административные здания |
9-10 |
12135 |
600 |
151 |
12584 |
|
3. Сооружения и передаточные устройства |
6-8 |
3307 |
100 |
261 |
3146 |
|
4. Машины и оборудование |
5-7 |
3354 |
730 |
256 |
3828 |
|
5. Прочие |
1-3 |
951 |
70 |
25 |
996 |
|
Итого |
51273 |
5420 |
4259 |
52434 |
||
Первоначальная стоимость основных средств на конец года будет отличаться от первоначальной стоимости на начало года.
Первоначальная стоимость на конец года рассчитывается следующим образом:
- где — стоимость первоначальная на начало года;
- стоимость введенных в течение года основных средств;
- стоимость выбывших в течение года основных средств.
Например. по транспортным средствам, в тыс. руб.:
С к. года перв. = 31526 + 3920 — 3566 = 31880
В экономических расчетах используется показатель среднегодовой стоимости. Определить среднегодовую стоимость основных средств можно различными способами.
При упрощенном способе среднегодовую стоимость определяют как полусуммы остатков на начало и конец периода:
- где — первоначальная стоимость основных средств на начало года;
- первоначальная стоимость на конец года.
Например, среднегодовая стоимость транспортных средств составит:
(31526+31880) /2 = 31703 тыс. руб.
2.3 Амортизация основных фондов предприятия
Предприятие вправе выбирать методы начисления амортизации и утвердить в своей Учетной политике, но соблюдая при этом, требования и нормы Законодательных Актов РФ.
На основные фонды начисляется амортизация начинается с первого числа, следующего за датой ввода месяца.
Начисление амортизации линейным способом рассмотрим на примере транспортных средств.
При линейном способе амортизация начисляется
Основные средства предприятия распределяются по амортизационным группам в зависимости от срока полезного использования. Утверждено десять таких групп. К первой группе относятся недолговечные объекты, используемые дольше одного года, но меньше двух лет. И так далее, в десятую группу вошло имущество, «живущее» более 30 лет.
Норма отчислений определяется по формуле:
1: Срок полезного использования основного средства (в месяцах, годах)
х 100% = Норма амортизации
Сумму ежемесячных амортизационных отчислений можно определить так:
Норма амортизации х Первоначальная стоимость основного средства =
= Сумма ежемесячных амортизационных отчислений
Пример. Приобретен автомобиль стоимостью 850 тыс. руб. со сроком полезного использования 10 лет. Годовая норма амортизации — 1/10*100% = 10% Годовая сумма амортизационных отчислений составит 85,0 тыс. руб. (850000 х 10% : 100).
Амортизационные отчисления линейным способом автотранспортных средств предприятия за 2009 год приведены в таблице 12.
Таблица 12
Амортизационные отчисления автотранспортных средств (линейным способом) по предприятию
Наименование |
Амортизационная группа МТБ |
Срок службы, год |
Норма амортизации, % 1/гр.2 * 100% |
Первоначальная стоимость, тыс. руб. |
Годовая сумма амортизации, тыс. руб. гр.5*гр.4/100% |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
МАЗ 5549 |
5 |
8 |
12,5 |
2080 |
260 |
|
КРАЗ 256Б1 |
5 |
8 |
12,5 |
1860 |
232 |
|
ЗИЛ ММЗ 554М |
5 |
8 |
12,5 |
840 |
105 |
|
КАМАЗ 5410 |
6 |
10 |
10 |
4800 |
480 |
|
КАМАЗ 54112 |
6 |
10 |
10 |
5100 |
510 |
|
МАЗ 504В |
6 |
10 |
10 |
3920 |
392 |
|
ЗИЛ 130 |
5 |
8 |
12,5 |
1620 |
203 |
|
КАМАЗ 5320 |
5 |
8 |
12,5 |
2240 |
280 |
|
ГАЗ 2402 |
4 |
5 |
20 |
520 |
104 |
|
ГАЗ 69 |
4 |
5 |
20 |
420 |
84 |
|
ПАЗ 32054 |
4 |
5 |
20 |
680 |
136 |
|
Итого |
31880 |
3566 |
||||
Амортизационные отчисления по основным фондам АТП приведены в таблице 13.
Таблица 13
Амортизационные отчисления по основным фондам АТП
Наименование |
Амортизационная группа МТБ |
Срок службы, год |
Норма амортизации, % |
Первоначальная стоимость, тыс. руб. |
Годовая сумма амортизации, тыс. руб. |
|
1. Транспортные средства |
3-6 |
5-10 |
По расчету |
31880 |
3566 |
|
2. Производственные и административные здания |
9-10 |
50 |
1,2 |
12584 |
151 |
|
3. Сооружения и передаточные устройства |
6-8 |
10-15 |
8,3 |
3146 |
261 |
|
4. Машины и оборудование |
5-7 |
10-15 |
6,7 |
3824 |
256 |
|
5. Прочие |
1-2 |
1-3 |
2,5 |
996 |
25 |
|
Итого |
52434 |
4259 |
||||
Общая сумма износа по всем основным фондам с начала их эксплуатации приведена в таблице 11.
Таблица 14
Общая сумма износа
Состав основных фондов |
Восстановительная стоимость, тыс. руб. |
Сумма износа, тыс. руб. |
Остаточная стоимость, тыс. руб. |
|
Транспортные средства |
31880 |
15214 |
16666 |
|
Здания |
12584 |
10700 |
1884 |
|
Сооружения и передаточные устройства |
3146 |
1951 |
1195 |
|
Машины и оборудование |
3828 |
2871 |
957 |
|
Прочие |
996 |
508 |
488 |
|
Всего |
52434 |
31244 |
21190 |
|
2.4 Анализ эффективности использования основных фондов предприятия
Изучение технического состояния материально-технической базы автотранспортного предприятия оценивается рядом показателей, характеризующих техническую готовность подвижного состава к выполнению производственной программы.
К показателям наличия, движения и эффективности использования основных средств относятся:
Показатели движения основных средств:
1. Коэффициент поступления (ввода) основных средств:
К пост = 5420/52434 = 0,103
2. Коэффициент выбытия основных средств: