Экономико-географическая характеристика машиностроительного комплекса мира

Курсовая работа

Прогрессивные сдвиги произошли в последние десятилетия в структуре обрабатывающей промышленности, где на передний план постепенно вышла машиностроительная отрасль, которая и ранее занимала ведущие позиции в структуре мирового хозяйственного комплекса. И не удивительно. Современную жизнь вряд ли можно представить без использования продукции машиностроительной отрасли, весьма разнообразной по своему содержанию и включающей как выпуск элементарной продукции массового потребления, вроде калькуляторов, станков и бытовых приборов, так и производство различных высокоскоростных суперкомпьютеров, спутников, элитных автомобилей и авиалайнеров.

Современное машиностроение развивается все более стремительными темпами и затрагивает уже практически все сферы экономической и производственной деятельности человека, глубоко укореняясь в повседневную жизнь. Более того, машиностроение является базовой отраслью обрабатывающей промышленности и, как следствие, способствует изучению и становлению других отраслей, подотраслей и производств.

Машиностроение по праву можно считать двигателем прогресса, так как достижения именно этой отрасли, в частности электроники, во многом способствуют вступлению человечества в эпоху информационного общества, на пороге которого мы сейчас находимся. Все это еще раз доказывает огромную значимость современного машиностроительного комплекса в структуре мирового хозяйства, а также подтверждает необходимость его дальнейшего изучения, развития и модернизации.

Таким образом, основной целью данного научного исследования является более подробное и углубленное изучение экономико-географической характеристики машиностроительного комплекса мира.

В ходе работы нам предстоит решить следующие задачи: рассмотреть общее содержание машиностроительной отрасли, её географию, а также факторы, влияющие на размещение предприятий и производств, проанализировать основные тенденции, характерные для машиностроения высокоразвитых и развивающихся стран, более углубленно изучить основные отрасли современного машиностроительного комплекса на примере общего, транспортного машиностроения, электроники и электротехники, а также подробнее рассмотреть нынешнюю ситуацию развития машиностроения в США, Японии, странах Латинской Америки.

Изучаемый вопрос в целом является весьма обширным по своему содержанию, что вызывает некоторые трудности при его исследовании. В настоящее время существует огромное множество различных научных изданий и публикаций, затрагивающих данную тему, поэтому приходиться работать со значительным объемом информации, не всегда достоверной и научной, в которой порой сложно ориентироваться. Кроме того, небольшое исследование не может охватить всех аспектов такой многопрофильной характеристики, как современный машиностроительный комплекс, поэтому о некоторых вопросах в работе сказано лишь косвенно. Таким образом, в данном исследовании сделан акцент на рассмотрении современных тенденций и факторов развития машиностроительной отрасли, наиболее перспективных её направлений, например электроники, автомобилестроении и авиаракетно-космическом машиностроении. Кроме того, в работе анализируются и региональные особенности государств, специфика их социально-экономического развития, которые нашли свое отражение в структуре и географии машиностроительного комплекса. Данная специфика выявляется на примере таких стран, как США и Японии, двух лидеров в области современного машиностроения, а также государств Латинской Америки, в которых развитие машиностроительного комплекса ещё не достигло широкого размаха, однако является весьма перспективным в будущем.

14 стр., 6562 слов

Территориальные особенности машиностроительной отрасли в г. Севастополь

... продукции всей промышленности Крыма (Багров, 1997). Рис. 2. График распределения реализованной продукции машиностроительной отрасли, в процентах к общему объему Значение машиностроения чрезвычайно ... определяющие уровень, структуру, темпы и научно-технический прогресс всех остальных отраслей. Машиностроение – одна из ведущих отраслей в хозяйстве г. Севастополя. На машиностроение и металлообработку ...

ГЛАВА 1. МАШИНОСТРОЕНИЕ КАК ВЕДУЩАЯ ОТРАСЛЬ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

1.1 Роль и содержание машиностроительного комплекса

Как ведущая отрасль промышленности, машиностроение определяет уровень и темпы индустриализации мирового хозяйства в целом и каждой страны в отдельности. Его основное назначение – производство средств производства и предметов личного потребления.

Машиностроение – главная по числу занятых, по стоимости продукции и соответственно по доле во всем промышленном производстве отрасль современной промышленности. В развитых государствах на её продукцию приходится 35-40% стоимости промышленного производства и в нем заняты 25-35% всех работающих в промышленности. В развивающихся странах значение данной отрасли много меньше.

На развитие машиностроения всегда оказывал сильное влияние научно-технический прогресс, особенно в эпоху НТР, которая радикально изменила всю структуру отрасли, её систему организации и управления. Как следствие, машиностроение – наиболее наукоемкая отрасль всей индустрии с самой высокой долей выпускаемой инновационной продукции. Эта продукция – материальный носитель всех возможных для практического применения достижений НТР. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависит рост производительности общественного труда.

Машиностроение играет очень важную роль в хозяйстве: его основная задача – обеспечение орудиями труда всех отраслей хозяйства; удовлетворение потребностей населения в разнообразных приборах и аппаратах бытового назначения. Спрос на такую массовую продукцию – мощный стимул развития многих производств машиностроения, работающих на потребительский рынок. Машиностроение выполняет особую, специфическую функцию в индустрии – производит дорогостоящее вооружение как для обороны своей страны, так и для продажи на мировом рынке.

Машиностроение также самая комплексная и дифференцированная по структуре из отраслей промышленности: вместе с металлообработкой оно включает в себя до 200 различных подотраслей и производств. Их можно группировать по целевому назначению (с выделением общего, транспортного машиностроения, электроники и электротехники, а также сельскохозяйственного, строительно-дорожного машиностроения, приборостроение и др.) [табл. 1], по особенностям технологической и пространственной ориентации (с выделением металлоёмкого, трудоёмкого, наукоёмкого машиностроения), а также по времени возникновения, условно подразделяя отрасли машиностроения на «старые» (традиционные), «новые», относящиеся к первому этапу НТР, и «новейшие», возникшие уже в годы второго этапа НТР.

19 стр., 9187 слов

Характеристика основных отраслей. экономико-географическая характеристика ...

... отраслей машиностроения, деление их на группы В состав комплексных отраслей входят: Тяжелое, энергетическое и транспортное машиностроение; Химическое и нефтяное машиностроение; Станкостроительная и инструментальная промышленность; Приборостроение; Автомобильная промышленность; ... работников предприятий отрасли. 1. Понятие отрасли. Отрасль машиностроения Народное хозяйство страны включает в ...

Новейшие отрасли машиностроения отличаются наукоемкостью. К ним, в первую очередь, относятся электроника, ракетостроение, роботостроение, атомное машиностроение, сенсорное оборудование и т.п. Опережающими темпами растет производство вычислительной техники, микропроцессоров, промышленных роботов, средств связи.

В настоящее время из электротехнической промышленности выделяется практически вполне самостоятельная отрасль машиностроения – электронная промышленность. Это важнейшее макроструктурное изменение всего машиностроения. Заметные сдвиги произошли в мезоструктурах отраслей машиностроения: в транспортном резко возросло значение автомобильной и авиационной промышленности, резко потеснивших судостроение и производства подвижного состава для железных дорог. В самостоятельную отрасль превращается ракетно-космическая, пока находящаяся в составе авиационной. Очень большие изменения идут в микроструктурах всей отрасли.

На размещение предприятий машиностроения оказывают влияние различные факторы, в том числе: обеспеченность трудовыми ресурсами, транспортный, потребительский факторы, а также фактор наукоемкости, а для некоторых металлоемких отраслей еще и сырьевой.

В последние годы страны с дешевой рабочей силой оказались в более благоприятной ситуации для развития трудоемких отраслей машиностроения, чем страны, обладающие сырьевыми ресурсами.

Важным фактором, влияющим на развитие машиностроения, стало развитие науки и техники в эпоху НТР. Усложняется машиностроительное производство, развиваются специализации и межстрановое кооперирование, постепенно выделяются страны-производители массовой продукции и производители сложной наукоемкой продукции. В передовых странах на последнюю приходится более 2/3 всех расходов на НИОКР в промышленном производстве.

Особенностью машиностроения развитых стран по сравнению с развивающимися является наиболее полная структура машиностроительного производства, увеличение значения электротехники, высокое качество и конкурентоспособность продукции. Отсюда её высокая экспортность и большой удельный вес машиностроительной продукции в общей стоимости экспорта (Япония – 60%, США, ФРГ, Швеция, Канада – более 40%).

В машиностроении экономически развитых стран преобладают такие отрасли, как станкостроение, транспортное машиностроение, производство оборудования, электротехника, приборостроение.

Для географии современного машиностроения характерно групповое размещение кооперирующих предприятий, а также внедрение системы материально-технического снабжения типа «точно в срок». В самом машиностроении мира в последние годы развивается процесс интернационализации производства (в рамках ТНК, на основе межгосударственных и межфирменных соглашений).

Этот процесс осуществляется в основном между промышленно развитыми странами, в которых сосредоточено около 9/10 мощностей машиностроения и более 9/10 объема научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).

5 стр., 2246 слов

Место машиностроения в мировой экономике

... можно сказать, что экономика всей страны напрямую зависит от состояния представленного промышленного комплекса. Машиностроение – это ведущая отрасль промышленности. Машиностроение занимается производством оборудования и машин, различного ... и нового строительства. [7] Целью курсовой работы является определения места машиностроительного комплекса в мировой экономике. В соответствии с целью, поставлены ...

В машиностроении внедряются гибкие автоматизированные производства и системы автоматизированного проектирования, основными компонентами которых являются станки с числовым программным управлением (ЧПУ), ЭВМ и др. В производстве оборудования для этих систем главная роль принадлежит Японии и США. Значительно слабее позиции стран Западной Европы, бывших в недалеком прошлом основными поставщиками производственного оборудования для машиностроительных заводов мира.

Страны, производящие главным образом несложные машины для внутреннего рынка, также постепенно внедряют новейшее оборудование, однако в значительно меньшей степени. К ним относятся страны Центральной и Восточной Европы, Испания, Греция, Португалия, Австралия, ЮАР, Аргентина, Индия, Бразилия, Мексика, Польша, Венгрия, Болгария, Румыния. Перестройка и экономический кризис сдвинули страны бывшего СССР также в разряд данной группы стран.

В отдельную группу можно выделить новые индустриальные страны – Республику Корею, о. Тайвань, Малайзию, Сингапур, Бразилия, в определенной степени Китай, которые лидируют в области новейших технологий для обеспечения конкурентоспособности на внешних рынках машиностроительной продукции.

Ориентация на квалифицированную рабочую силу и потребителя привязывает машиностроение к городам и промышленным центрам. В США, например, машиностроение сосредоточено в северных штатах, в Германии – в прибрежных районах, в Италии – в Пьемонте и Ломбардии, во Франции – в парижском районе.

В Японии, Китае, Вьетнаме, в других странах наблюдается тенденция деконцентрации производства в отраслях, связанных с радиотехникой, производством часов и другой трудоемкой продукции на небольших, часто «семейных» предприятиях, рассредоточенных на территории страны.

Общая тенденция в области размещения «нового» и «новейшего» машиностроения – образование научно-производственных парков, где сосредоточиваются предприятия по выпуску наиболее прогрессивной наукоемкой продукции.

Тяжелое машиностроение, связанное с производством горнодобывающего, нефте- и газоперерабатывающего оборудования, судостроением и т.п., тяготеет к потребителю и портовым коммуникациям. Экологоопасные предприятия постепенно выводятся на окраинные, малозаселенные территории, на острова и побережья морей и океанов.

Развивающиеся страны, отличающиеся низким уровнем социально-экономического развития, располагают и бедным ассортиментом техники, приобретенной сравнительно недорого или уже отработавшей свой ресурс в более развитых странах. Крупные ТНК, привлекая местную дешевую силу и ресурсы, размещают в этих странах сборочные заводы, выпускающие массовую продукцию.

Таким образом, наблюдается постепенный сдвиг машиностроения в страны с дешевым трудом. Несмотря на это, доля развивающихся стран (в основном стран «новой индустриализации») в производстве машиностроительной продукции продолжает оставаться незначительной, а поэтому говорить о коренных сдвигах в мировом машиностроении не приходится.

ГЛАВА 2. СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО МАШИНОСТРОЕНИЯ

2.1 Общее машиностроение

Общее машиностроение является ведущей отраслью современного машиностроения, хотя его доля в отраслевой структуре заметно снизилась по сравнению с 80-ми гг. Это связано с сокращением производства сельскохозяйственных машин, текстильного оборудования и т.п. В то же время увеличился выпуск дородно-строительных машин и появились новые производства – например, робототехника, конторское оборудование и т.п.

42 стр., 20859 слов

Реферат оборудование машиностроительного производства

... лекций по дисциплине «Организация производства на предприятии машиностроения». Практическое значение работы – разработка мероприятий по сокращению длительности производственного цикла изготовления деталей, рациональному размещению оборудования на участке цеха, обеспечения ...

Общее машиностроение очень многопрофильно, по различным классификациям в него включают от 300 до 360 основных производств. Среди них станкостроение, выпуск производственного оборудования, сельскохозяйственных машин, дорожно-строительного оборудования, двигателей, насосов, полиграфического оборудования. Происходит систематический сдвиг общего машиностроения в менее развитые страны, куда передаются наиболее трудоемкие виды производства. Особенно это заметно в таких отраслях, как судостроение, сельскохозяйственное машиностроение, производство дорожно-строительных машин.

Станкостроение – отрасль машиностроения, выпускающая металлорежущие деревообрабатывающие станки, кузнечно-прессовое оборудование, литейные машины, режущие, измерительные, абразивные инструменты, оснастку для станков и оборудования. Новейшее машиностроение ориентировано на выпуск робототехники, эластичных поточных линий на основе станков с ЧПУ, сенсорных агрегатов и т.п.

Станкоинструментальная промышленность не является производителем конечной продукции для общественного потребления и поэтому играет первостепенную роль в развитии отраслей машиностроения и металлообработки как база для оснащения этих отраслей промышленности средствами производства. Станкостроению, как ни одной другой отрасли машиностроения, свойственна цикличность развития с подъемами или спадами: при первых признаках экономического спада заказы на станки резко сокращаются. Последующие диспропорции между предложением и спросом приводят к ценовым войнам между поставщиками.

Темпы роста станкостроения в 90-х гг. были умеренными. В 2000 г. общее мировое производство станков оценивалось в 37 млрд долл., а их экспорт – в 20 млрд долл. Несмотря на все более широкое распространение станкостроения по мере индустриализации стран Азии, Африки и Латинской Америки, и в наши дни не менее 4/5 его приходится на страны Западной Европы, Северной Америки, Японию, Китай. Среди крупных географических регионов первенствует Западная Европа (40%), затем идут страны АТР (35%) и Северная Америка (15%).

Это отражается и на составе первой десятки стран по уровню развития станкостроения. В мировом хозяйстве выделяются следующие страны с развитым станкостроением: США, ФРГ, Япония, Великобритания, Франция, Италия, Швейцария, Чехия, Россия. [8, c.256]

Для ряда стран, особенно Швейцарии, Германии, Швеции, Великобритании и США, характерна специализация на выпуске особо сложных, дорогостоящих видов станочного оборудования, обеспечивающих высокопроизводительную прецизионную технологию обработки металлов.

Особенно больших успехов в области производства высокоточных станков и робототехники добилась Япония (50-60% мирового производства промышленных роботов).

США специализируются также на выпуске систем автоматизированного проектирования (80% мирового производства).

Более простое оборудование выпускают Италия, Испания, страны СНГ, Китай, страны Центральной и Восточной Европы. На группу развивающихся стран приходится всего 6% выпуска станочного оборудования (по стоимости), включая производство станков в Республике Корея и Бразилии.[13, c.70]

4 стр., 1862 слов

Статистика продукции промышленности

... производственного оборудования). Товарная продукция может быть исчислена путем вычитания из валовой продукции изменений остатков незавершенного производства и стоимости сырья заказчиков. Товарная продукция промышленности в целом определяется как сумма товарной продукции всех промышленных ...

Станкостроительная отрасль широко представлена на мировом рынке. В середине 90-х гг. ХХ столетия в структуре мировой торговли продукцией станкостроения 20% принадлежало Японии, 18% — Германии, 6% — США, 8% Италии, 7% — Швейцарии, 3,5 – о. Тайвань, 2,5 –Великобритании, другим странам по одному и менее одного процента. К началу ХХI в. ситуация остается прежней.

Значительный спад производства станков с начала 90-х гг. наблюдается в России – одном из бывших лидеров мирового станкостроения. Выпуск металлорежущих станков с 1990 г. уменьшился почти в 14 раз. При этом в отличие от других отраслей машиностроения, станкостроение не проявило тенденции к росту в последние несколько лет. Продукция отечественного станкостроения не востребована большинством российских предприятий, хотя износ оборудования в нашей промышленности достигает 75%, а средний возраст станков превышает 20 лет. Из имеющегося парка станков около 1,5 млн штук полностью выработали свой ресурс. Замедление обновления парка технологического оборудования в отраслях промышленности страны, прежде всего в машиностроении, привело к значительному старению и негативным изменениям структуры средств производства. Доля станков с ЧПУ в парке России составляет около 5%, в то время как в развитых странах эта доля превышает 10% (например, в Германии – 50%).

К крупнейшим центрам станкостроения в России относятся Москва, Рязань, С.-Петербург, Нижний Новгород, Астрахань, Ульяновск.

Иначе размещены предприятия сельскохозяйственного машиностроения. В развивающихся странах выпускается до 40% сельскохозяйственных машин, 30% тракторов. Тем не менее, различия между сельскохозяйственным машиностроением высокоразвитых и развивающихся стран весьма существенны. В первых преобладают не просто сложные машины, но явно проявляется специализация на выпуске оборудования для комплексной механизации ферм, в то время как во вторых машиностроение специализируется на машинах для полеводства. Мало того, развивающиеся страны очень часто специализируются на выпуске продукции, которая в ведущих странах уже не производится. Так, Бразилия в 80-е гг. выпускала до 100 тыс. штук жнеек.

Для этих производств типична наиболее широкая среди всех отраслей общего машиностроения номенклатура. Все другие виды машин выпускаются в гораздо меньших количествах и, главное, довольно четко прослеживается закономерность в их размещении: чем сложнее вид машины, тем выше экономический и технологический уровень производителя, чем проще машина, тем чаще её производство размещают в странах третьего мира. Чем сложнее производство, тем уже круг производителей.

Весьма ограничен круг производителей продукции тяжелого машиностроения. В прошлом вся номенклатура тяжелого оборудования производилась только в США, Японии, Германии и в какой-то мере Великобритании. Все остальные страны по сути производят только ограниченную номенклатуру изделий, которые имеют спрос на мировом рынке, и вынуждены больше ввозить изделий тяжелого машиностроения, чем вывозить. К первой группе постепенно начал подтягиваться Китай, но эта отрасль ни по количеству, ни по качеству продукции не удовлетворяет внутренний спрос. Хотя Китай уже появился на рынках с маломощной и несложной техникой, он все же прежде всего является импортером продукции тяжелого машиностроения.

20 стр., 9769 слов

Бухгалтерский учет и аудит : Учет затрат на производство и калькулирование ...

... учета и калькулирования себестоимости продукции (работ, услуг) для подведомственных организаций. Для организации бухгалтерского учета производственных затрат большое значение имеет выбор номенклатуры синтетических и ана­литических счетов производства и объектов калькуляции. Для учета затрат на производство продукции ...

Остальные же поставщики продукции выделяются на мировом рынке только отдельными изделиями: например, Швеция поставляет оборудование бумажной промышленности, так же, как и Финляндия; Австрия – оборудование для металлургических заводов. Известно машиностроение Швейцарии, Бельгии, Нидерландов. Только у Франции и Италии номенклатура продукции тяжелого машиностроения более широка, но тем не менее полностью они свой рынок не удовлетворяют. В целом крупнейший экспортер продукции общего машиностроения – Германия, второе место – у США и только третье у Японии.

2.2 Транспортное машиностроение

Производство транспортных средств – вторая по значению отрасль современного машиностроения. Она включает изготовление наземных транспортных средств (автомобили, локомотивы и вагоны для железных дорог), водных (морские, озерные и речные суда), воздушных (самолеты и вертолеты), а также комплектующих изделий для них (двигатели, запасные части) и ремонтные предприятия. Продукция транспортного машиностроения имеет четко выраженное двойное назначение – гражданское и военное, что определяет организацию фирм и предприятий, которые выпускают продукцию обоих направлений.

Автомобилестроение, зародившееся в конце XIX в., принято относить к новым отраслям промышленности, которая является главной составной частью транспортного машиностроения. Более того, во многих промышленных странах она обеспечивает от 5 до 10% всего производства ВНП. Но значение её выходит далеко за рамки транспортной подотрасли.

Автомобильная промышленность играет в экономике крупнейших промышленно развитых стран выдающуюся роль. В ФРГ, например, занимавшей по выпуску автомобилей третье место в мире, вслед за США и Японией, в конце 80-х гг. на нее приходилось 12% всех занятых в обрабатывающей промышленности, 13% объема её продукции, 18% всего экспорта (1-е место), в Японии – 1/10 всей продукции обрабатывающей промышленности и около 1/5 всего экспорта (также 1-е место).

Мировое производство автомобилей к концу 90-х гг. вплотную приблизилось к 60 млн машин в год; более 2/3 из них приходилось на легковые и комбинированные автомобили и около 1/3 – на грузовики и автобусы. Из легковых и комбинированных автомобилей более 1/5 производится в Японии, почти столько же – в Северной Америки, около 2/5 – в странах Европы, где выделяются Германия (более 13%), Франция (более 9%), Италия и Испания. В производстве грузовиков также первенствуют США и Япония, но в выпуске машин грузоподъемностью более 16 тонн впереди Германия. Из развивающихся стран значительными мощностями по выпуску автомобилей (принадлежащими во многих случаях иностранным ТНК) располагают Республика Корея, Бразилия, Китай, Мексика, Индия, Аргентина; в большинстве других стран автомобилестроение представлено почти исключительно чисто сборочными и авторемонтными заводами.

За последнее десятилетие в размещении автомобилестроения произошли значительные изменения, связанные с политическими переменами и либерализацией условий развития хозяйственных связей стран Запада с постсоциалистическими странами, что во многом объясняется стремлением западноевропейских стран закрепиться на потенциально перспективных рынках стран Центрально-Восточной Европы и использовать их дешевую рабочую силу.

Автомобилестроение тесно связано с другими отраслями современной промышленности. Одна из важнейших тенденций – возрастание в стоимости автомобилей доли электротехнического и электронного оборудования, уже доходящей в новейших марках легковых автомобилей до 20% и более.

5 стр., 2204 слов

Контроль качества и испытания продукции в процессе производства

... 4/27(ТУ). 2. Контроль качества и испытания продукции в процессе производства. Основные требования. 2.1. Контроль качества и приемка продукции должны предусматривать: контроль технологических ... решения вопроса о целесообразности постановки этой продукции на производство и использование по назначению. Квалификационные испытания – контрольные испытания установочной серии или первой промышленной ...

Автомобилестроение – одна из самых монополизированных отраслей машиностроения в мире. Из 250 автомобильных компаний 95% автомобилей выпускает всего 20 фирм, которые распространили производство, сборку и ремонт машин почти во все страны мира. Волна слияний и поглощений автомобилестроительных ТНК, а также активное развитие иных форм международного сотрудничества корпораций в последние годы свидетельствует о том, что автомобильная индустрия трансформируется из совокупности независимых национальных автопроизводителей в сложную паутину взаимосвязанных ТНК, степень взаимной интеграции которых продолжает увеличиваться.

Судостроение – типичная старая отрасль, развитие которой во второй половине ХХ в. сильно зависело от экономической конъюнктуры и испытывало периоды как относительного подъема, так и резкого упадка. Данная отрасль все более становится уделом стран с дешевой рабочей силой и относительно меньшими требованиями к её квалификации.

По мере интернационализации мирового хозяйства, специализации и кооперирования транспортное судостроение развивалось исключительно высокими темпами. Причем в судостроении хорошо просматривается специализация по видам и назначению судов. Япония, Республика Корея выпускают в основном крупнотоннажные танкеры, автомобилевозы, сухогрузы и комбинированные суда. Франция специализируется на строительстве танкеров и рефрижераторов. Германия выпускает контейнеровозы, автомобилевозы, быстроходные суда. Швеция – крупнотоннажные танкеры и сухогрузы. Финляндия производит ледоколы, пассажирские и рыболовные суда. Широкое развитие получило строительство пассажирских круизных лайнеров, контейнеровозов, рыбоконсервных плавучих баз, научно-исследовательских судов; большой удельный вес в судостроении имеет военно-морской флот.

Со второй половины ХХ в. в мировом судостроении первые места по количеству и тоннажу спущенных на воду морских судов (млн брутто регистровых тонн (млн БРТ)) занимают Япония (8-10 млн БРТ), Республика Корея (4-5 млн БРТ), Германия (0,9 млн БРТ).

За ними идут Сингапур, о. Тайвань, Польша, Дания, Испания, Великобритания, Китай, Франция, Бразилия, Финляндия и др.

Накануне XXI в. в области морского судостроения на первые позиции выходит Республика Корея. Таким образом, классические судостроительные державы – Великобритания, Нидерланд, Германия, — по-видимому, навсегда уступили лидерство в этой области машиностроения, как и во многих других областях экономики.

Авиаракетно-космическая промышленность (АРКП) – типичная новейшая отрасль современного машиностроения. Она возникла на основе существовавшей и ранее авиационной промышленности, к которой в эпоху НТР добавилось производство ракет, разного рода космических летательных аппаратов, двигателей, приборов и т.п. Эта отрасль относится к числу наиболее наукоемких, лидируя (вместе с электроникой) в затратах на НИОКР. Более того, отмечается традиционная связь, техническая и НИОКР-зависимость АРКП от военно-промышленного комплекса высокоразвитых стран во главе с США и бывшим СССР.

Стоимость продукции авиационной промышленности мира в середине 90-х гг. оценивалась в 250 млрд долларов, примерно в 4 раза меньше, чем в автомобильной промышленности. Ежегодное изготовление крупных пассажирских самолетов не превышает в мире одной тысячи; столько же, примерно, и вертолетов. Значительно большее тиражирование самолетов связано с изготовлением легких машин для спорта, связи, медицинской помощи, сельского хозяйства и деловых услуг.

Производство трансконтинентальных лайнеров отличается высоким уровнем монополизации. Конкуренция на мировом рынке авиакосмической техники вынуждает фирмы к интеграции. Так, произошло слияние американских фирм «Боинг» и «Магдоннел-Дуглас». Европейская «Эйрбас индастри» объединила авиационные фирмы Франции, ФРГ, Великобритании и Испании.

Самолеты среднего класса для внутренних авиалиний, а также легкие машины и двигатели к ним выпускают более 20 стран мира, но самым мощным ареалом АРКМ являются (после распада СССР) США.[13, c.77]

Расширяется число стран, производящих ракетную технику, в том числе спутниковые системы для мирных и военных целей, среди которых лидируют США (фирмы «Локхид Мартин», «Нартроп Грумман», «Юнайтед Текнолоджи») и Россия. К созданию своих национальных АРКП приступили Индия, Япония, Китай. На очереди, возможно, Бразилия, Пакистан и др.

2.3 Электроника и электротехника

В настоящее время электротехника и электроника выделились в две самостоятельные отрасли и постепенно стали наиболее динамично развивающимися во всей промышленности. Динамизм их определяется преимущественно быстрым развитием электронной подотрасли, а в ней – главным образом производством микроэлектроники, ставшей электронной основой новой научно-технической революции.

Электроника как сплав современной науки, техники и технологии приобрела сегодня исключительное значение. Практически нет сферы человеческой деятельности, где бы продукция электронной промышленности не нашла применения. Электронная промышленность – самая наукоемкая отрасль современного машиностроения. Это предопределило тесное сотрудничество между научно-исследовательскими учреждениями и производственными предприятиями.

В машиностроении отдельных стран электронная промышленность заняла ведущие позиции. Это относится главным образом к ряду стран НИС Азии (Сингапур, Республика Корея и др.), где она стала отраслью государственной специализации. В некоторых из этих стран на электронную промышленность приходится более половины стоимости всей продукции индустрии. В странах с развитым машиностроением производство электроники потеснило ряд традиционных отраслей машиностроения и доля его весьма высока: по ряду оценок, в США она достигала 46%, а в Японии – 40%.

Самая высокая доля (до 45%) общего объема продукции отрасли в стоимостном выражении приходится на различные виды вычислительной техники – от калькуляторов до сложнейших компьютеров, используемых в производстве, в военном и другом оборудовании. Весьма значителен удельный вес комплектующих изделий, особенно микросхем и других компонентов, — 20%. Около 5-8% составляет доля оборудования для систем связи и примерно 10% — всей массовой бытовой электронной аппаратуры. До 15% приходится на разного рода медицинское, научное и другое электронное оборудование. В целом до 2/3 всей продукции электронной промышленности это сложнейшая наукоемкая техника.

Производство электронных средств обработки информации и предоставление услуг в мире только за 1955-1990 гг. выросли с 0,2 до 360 млрд долл., т.е. они стали сопоставимы со стоимостью всей добываемой на планете нефти. Около половины стоимости этой группы приходится на средства технического обеспечения – прежде всего на компьютеры.

Компьютеры выпускают более тысячи фирм мира, однако подавляющую их часть дают 20-25 крупнейших. Среди них абсолютный лидер – «ИБМ», на долю которой приходится свыше половины мировой компьютерной продукции, это одна из ведущих фирм США. Вторая в мире по величине продаж компьютеров японская «Фудзицу» дает продукции по стоимости почти в 5 раз меньше.

Несмотря на то, что в последние годы ТНК проникли в государства Восточной Европы, в том числе в Россию, сохраняются заметные различия в качестве продукции, изготавливаемой в отдельных группах стран. Компьютеры США, Японии, Западной Европы относят к белой сборке. Они ориентированы на уровень требовательного рынка и отличаются самым высоким качеством. В ряде же индустриальных стран многие местные фирмы (кроме входящих в ТНК) собирают компьютеры по «отверточной технологии» из импортных комплектующих. Данное производство, характеризующееся меньшей надежностью и рассчитанное на менее требовательного покупателя, называют желтой сборкой. Продукцию заводов Восточной Европы со всеми её преимуществами и недостатками именовали «красной сборкой».

География компьютерной промышленности мира определяется деятельностью ведущих фирм в своей стране и за рубежом. Особенно выделяются США, компьютерная продукция которых в отдельные годы составляла от 40 до 60% мировой. Доля Японии, Западной Европы, стран Юго-Восточной Азии не превышает 10-15% (каждой из них).

Активные электронные компоненты – главные комплектующие изделия для подавляющего большинства видов продукции электронной промышленности (например, транзисторы, интегральные схемы).

Стоимость их производства в мире за 1958- 1997 гг. увеличилась с 340 млн до 146 млрд долл. На интегральные схемы приходится 4/5 стоимости полупроводников в мире. Основную их часть выпускают фирмы США и Японии (по 41-45%).

Они контролируют до 80-85% мирового рынка этой продукции, оставаясь монополистами на протяжении четверти века. Западная Европа дает только 7-9% всех видов полупроводников (важнейший продуцент ФРГ) и сильно зависит от поставок извне.

Выпуск современной аппаратуры связи увеличивается быстро, так как потребность в ней во всем мире очень велика, несмотря на относительно высокую цену. Производство электронных средств связи на 3/4 сосредоточено в 10 промышленно развитых государствах мира. 55% мирового производства приходится только на США, Японию и ФРГ.

Бытовая электронная техника – самый массовый и доступный вид продукции отрасли, включающий производство средств радиосвязи, бытовых приемников, телевизоров, аудио- и видеоаппаратуры. Структура выпускаемых бытовых электронных товаров претерпела во второй половине ХХ в. значительные изменения, вызванные уменьшением доли аудиоаппаратуры. Заметные сдвиги произошли и в географии производства. В 1990г. новые индустриальные страны давали уже более трети этой продукции. Изменилась роль отдельных развитых государств. Так, сильно уменьшилась доля США (около 13%), в меньшей степени Западной Европы (18%).

Значение Японии как крупнейшего в мире продуцента бытовых электронных товаров (более 40%) сохранилось. Эти государства держат свои позиции в изготовлении наиболее сложной, наукоемкой и дорогой бытовой продукции.

Спрос на программное обеспечение стремительно растет. Объем продаж программ в последние годы возрастает на 8-10% быстрее, чем объем продаж самих компьютеров. География мирового производства программного обеспечения характеризуется очень высокой долей США, которые в целом контролируют до 70% рынка (из восьми ведущих мировых фирм – семь из США).

В настоящее время происходят серьезные сдвиги в географии электронной промышленности. В 2003 г. более 90% мирового производства электроники было сконцентрировано в странах Западной Европы, США и Японии, со связанными с ней «драконами» Юго-Восточной и Восточной Азии. По прогнозам консалтинговой фирмы DECISION, опубликованным в ноябре 2003 г., к концу 2007 г. доля этой группы стран сократится до 60%, а в число важнейших производителей войдет Китай.

В структуре электротехнической промышленности по назначению своей продукции четко выделяются две группы производств. Первая группа – сильноточные производства, выпускающие сравнительно дорогостоящую продукцию промышленного назначения (генераторы, кабели, трансформаторы, выпрямители, электродвигатели разной мощности).

Вторая группа – слаботочные производства, дают массовую и, как правило, дешевую продукцию для широкого использования во всех отраслях народного хозяйства и в быту. К ней относится изготовление светотехнических, электроустановочных изделий, химических источников получения тока и др. Небольшая группа промышленно развитых стран Западной Европы (ФРГ, Великобритания, Франция), США и Япония, а также СССР (до 1991 г.) – крупнейшие продуценты сильноточного оборудования Производство слаботочной аппаратуры по-прежнему сконцентрировано в США, ФРГ и некоторых других европейских странах, хотя в последнее время наблюдается его постепенное перемещение в менее развитые страны.

ГЛАВА 3. ХАРАКТЕРИСТИКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА НА ПРИМЕРЕ НЕКОТОРЫХ СТРАН

3.1 Машиностроение Японии

Машиностроение Японии представляет собой достаточно пестрое структурное образование. Большая роль принадлежит модернизированным отраслям массового экспортно-ориентированного производства, занимавшим лидирующие позиции в 60-70-х гг. (судостроение, автомобилестроение, некоторые виды общего машиностроения), и активно развиваются новые наукоемкие отрасли (радиоэлектроника, современное судостроение, авиационно-космическая, приборостроение, роботостроение).

В отраслях машиностроительного комплекса в настоящее время выпускается почти 44% всей промышленной продукции (по стоимости), в том числе почти 20% — в радиоэлектронной и электротехнической промышленности, 15% — в транспортном машиностроении, менее 10% — в общем машиностроении.

Зародившееся задолго до начала НТР, японское судостроение не ушло со сцены в последние десятилетия. Напротив, с 1956г. Япония удерживала в нем мировое первенство. И только в самые последние годы Японию догнала Республика Корея. Постепенно меняется и профиль отрасли, которая все больше переходит от производства супертанкеров и крупнотоннажных сухогрузов к судам более сложных типов.

Несмотря на то, что предприятия автомобильной промышленности Японии в последние годы несколько снизили выпуск машин, автомобилестроение по-прежнему во многом определяет «лицо» Японии в международном географическом разделении труда. Достаточно сказать, что эта отрасль формирует 1/10 общего ВВП Японии. Непосредственно в ней заняты примерно 700 тыс. работников, но если учитывать также эксплуатацию и обслуживание автомобильного парка в стране и за рубежом, то не менее 5-6 млн человек. Крупнейшими автомобильными фирмами являются «Тоёта» (район Нагоя), «Ниссан», «Хонда», «Мицубиси».

Развито в Японии и общее машиностроение, нацеленное как на экспорт, так и на обеспечение машинами и оборудованием собственной экономики. По выпуску металлообрабатывающих станков Япония вышла на первое место в мире еще в 1982г. В дальнейшем она специализировалась в основном на станках с ЧПУ и промышленных роботах (парк – 420 тыс. из 780 тыс. в мире), и в этом ей не было и нет равных. Основные предприятия отрасли сосредоточены в пределах Тихоокеанского промышленного пояса, но отдельные его районы имеют определенную специализацию. В Токийском районе преимущественно развит «верхний эшелон» общего машиностроения производство наиболее сложных видов оборудования, в Осакском заметно преобладание заводов по выпуску тяжелого металлоемкого машиностроения.

По масштабам электронной промышленности Япония уступает только США. Но по объему экспорта её продукция занимает первое место. В середине 1990-х гг. в этой отрасли были заняты 1,8 млн человек. По показателю наукоемкости она превосходит все другие отрасли, отличаясь и высокой степенью монополизации («Мацусита», «Хитати», «Тошиба», «Сони», НЭК, «Фуцзицу» и др.).

Раньше Япония специализировалась главным образом на бытовой электронике, но затем перешла на выпуск более сложной продукции. К примеру, персональных компьютеров в конце 1990-х гг. выпускалось 8 млн штук в год. По общему числу эксплуатируемых компьютеров (около 50 млн) Япония уступает только США.

Развитию японского машиностроения, как и всей экономики в целом, значительно поспособствовало установление новой формы организации труда и производства, которая получила название тойотизм (постфордизм).

Внедрение принципов тойотизма обеспечило более эффективное использование рабочей силы и оборудования при одновременном повышении качества разнообразия выпускаемой продукции.

3.2 Машиностроение США

В машиностроительном комплексе США (машиностроение и металлообработка) трудится 2/5 всех занятых в промышленности, которые создают 2/5 промышленной продукции (по стоимости).

Высокая наукоемкость и производительность труда при низкой капиталоемкости содействовали превращению этой сферы в базу НТП, обеспечивающую перестройку всего хозяйства, комплексную механизацию и электронизацию.

За последние 30 лет повысилась доля общего машиностроения и приборостроения при снижении удельного веса транспортного машиностроения, а также электротехники в структуре этой сферы. Наибольшие изменения произошли в 80-х годах под воздействием военно-промышленного комплекса (отсюда рост авиаракетно-космической промышленности и электротехники) и усилившейся конкуренции Японии в области электротехники и автомобильной промышленности. Характерна высокая монополизация машиностроения.

Автомобилестроение. Автомобиль давно превратился в символ американской жизни. Автомашины имеют 4/5 всех семей. На производстве и сборке автомобилей, в торговле, ремонте и техобслуживании их занято почти 6 млн человек. Ежегодно с конвейеров автозаводов сходит более 55 млн автомобилей (около 150 тыс. в день), на автомобили приходится более 12% всей мировой торговли, в автомобильной промышленности заняты миллионы рабочих.

В 1997 г. стоимость валовой продукции автомобильной промышленности США превысила 260 млрд. долл., а доля автомобилестроения составила 4,4% ВВП страны. В автомобильной промышленности и в автомобильном сервисе США заняты 12-13 млн. чел., или 17% всех занятых в промышленности страны. На долю автомобилестроения приходится 60% всех промышленных роботов и манипуляторов, более 12% всех НИОКР, осуществляемых в США, — больше, чем в фармацевтике, электронике и даже информатике, тогда как основные фонды автомобилестроения составляют всего лишь 4,6% стоимости всех основных фондов обрабатывающей промышленности США.

Погоду в мировой автомобильной индустрии делают 6 крупнейших концернов, на долю которых приходится 57,5% общего мирового производства, а на долю первой десятки фирм – 80%. Один только американский автогигант «Дженерал Моторс» производит каждый седьмой автомобиль в мире!

Почти 3/4 мирового автопроизводства приходится на легковые автомобили и лишь 1/4 на грузовики и автобусы. Основной объем производства легковых автомобилей приходится на страны Европы (39%) и Азии (30%).

Североамериканское производство снизилось до 24% в связи с наращиванием выпуска легких грузовиков, доля которых в общем объеме производства автотранспортных средств в этом регионе превысила 45%.

Автомобильная промышленность США играет исключительно важную роль в экономике страны. Обладая огромным мультиплицирующим эффектом, автомобилестроение сильно влияет на развитие многих отраслей промышленности. Отрасль очень восприимчива к новым тенденциям в экономике, что отражается и в изменении её географии.

Авиаракетно-космическая промышленность. Эта отрасль связана с военно-промышленным комплексом. Здесь действуют крупнейшие монополии «Макдоннел-Дуглас», «Боинг», «Локхид» и др. Частные компании сосредоточили 9/10 военной продукции. Основной район АРКП сложился в тихоокеанских штатах еще до Второй мировой войны. Главные центры – Лос-Анджелес, Лонг-Бич, Сан-Диего, Сан-Хосе, Анахайм – находятся в Калифорнии. Второй важный район АРКП у г. Сиэтла, где расположены предприятия «Боинг». По военным заказам впереди Калифорния (1/5 заказов), за ней – Техас, далее – Нью-Йорк, Миссури и Коннектик.

3.3 Машиностроение стран Латинской Америки

Машиностроение и металлообработка занимают в структуре промышленного производства стран Латинской Америки ведущее место (более 1/4 условно-чистой продукции обрабатывающей промышленности).

Однако развитие этой важнейшей отрасли происходит крайне неравномерно. В настоящее время на долю трех крупнейших стран региона приходится около 2/3 продукции отрасли, а включая Венесуэлу, Колумбию, Чили и Перу около 90%. Несмотря на динамизм развития отрасли, в очень сильной степени контролируемой иностранным капиталом, Латинская Америка продолжает зависеть от импорта машин и оборудования, который в 2,5 раза превышает их экспорт.

Автомобилестроение в Латинской Америке стало основной отраслью машиностроения. В 1997г. в мире было изготовлено 54 млн автомобилей. На долю США приходилось 22%, Японии – 20%, Западной Европы – 28%, Латинской Америки – 8%. В период с 1973 по 2002г. объем автомобильного производства в Латинской Америке вырос в 2,5 раза, с 1508 тыс шт. в 1973г. до 3827 тыс шт. в 2002г.[15,c.29] В 1998г. Бразилия – главный производитель автомобилей в регионе – вышла на 8-е место в мире по производству легковых автомобилей (в 1993г. она входила лишь во вторую десятку мировых производителей), на 7-е – грузовых автомашин, на 2-е – автобусов. В 1997г. в Бразилии было произведено более 2-х млн автомобилей всех типов, в Мексике – почти 1,5 млн, тогда как в РФ (для сравнения) – лишь 1 млн.

Автосборочные предприятия имеются в 9 странах Латинской Америки Бразилии, Мексике, Аргентине, Венесуэле, Колумбии, Эквадоре, Чили, Уругвае и Перу. Иностранный капитал почти полностью контролирует сборочное производство и в значительной мере – изготовление комплектующих узлов и деталей. По объемам продаж лидирующее положение в регионе занимают компании США, причем их доходы наиболее высоки в Мексике (более 50%).

В то же время западноевропейские ТНК доминируют на автомобильных рынках Бразилии и Аргентины. Японские автомобильные ТНК наибольшее влияние имеют в Мексике.

Привлекательность Латинской Америки для ТНК обусловливается следующими факторами: огромный потребительский рынок, невысокая насыщенность рынка, сравнительная дешевизна рабочей силы, благоприятный инвестиционный климат. Крупнейшие инвесторы региона – «Дженерал Моторс», «Форд», «Фольксваген», «Фиат», «Вольво», «Сканиа», «Даймлер-Крайслер», «Рено», «Пежо-Ситроен», «Хонда» и др.

Среди отраслей транспортного машиностроения в последнее время важное значение приобрело судостроение. Первые в Латинской Америке его крупные предприятия возникли еще до Второй мировой войны. В 80-е гг. Бразилия вошла в первую десятку стран с наиболее развитым судостроением, однако в настоящее время стремительно теряет свои позиции, уступая странам Восточной и Юго-Восточной Азии. Судостроение представлено также в Аргентине, Чили, Мексике и Перу.

В трех крупнейших странах региона (Мексике, Аргентине, Бразилии) развивается авиастроение. Выпускаются средние и малые пассажирские, сельскохозяйственные самолеты, а в Бразилии и Аргентине – также и военные.

Наибольшее отставание машиностроения Латинской Америки наблюдается в производстве металлообрабатывающих станков. Ведущую роль в металлообработке играют прежде всего отрасли, выпускающие предметы длительного пользования. Эти трудоемкие производства развертываются в значительной мере под влиянием политики иностранных монополий, стремящихся перевезти их в развивающиеся страны, особенно в Мексику и Бразилию. Обе эти страны все более выдвигаются в капиталистическом мире по изготовлению таких товаров, как вычислительные машины и интегральные схемы, слаботочные аппараты и конторское оборудование.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

На основании рассмотренного выше можно сделать вывод о том, что машиностроение является крупнейшей отраслью обрабатывающей промышленности, охватывающей многие взаимосвязанные производства. Оно стало ведущей отраслью всей индустрии развитых в экономическом отношении государств, её сердцевиной. Продукция машиностроительного комплекса – материальный носитель всех возможных для практического применения достижений НТР. От уровня развития машиностроения в решающей степени зависит рост производительности общественного труда.

Машиностроение играет очень важную роль в структуре мирового хозяйственного комплекса. Его основная задача – обеспечение орудиями труда всех отраслей хозяйства, а также удовлетворение потребностей населения в разнообразных приборах и аппаратах бытового назначения.

В настоящее время существует множество различных классификаций отраслей машиностроения: по времени возникновения, по технико-экономическим особенностям, с точки зрения производственного процесса, особенностей размещения. Чаще всего в структуре машиностроительного комплекса выделяют общее, транспортное машиностроение и электротехнику с электроникой, которые в свою очередь делятся на огромное число других подотраслей и производств.

На размещение предприятий машиностроительной отрасли оказывают влияние многие факторы, в том числе: обеспеченность трудовыми ресурсами, транспортный, потребительский, сырьевой факторы, а также фактор наукоемкости. В настоящее время происходит сдвиг машиностроения в страны с дешевой рабочей силой, для которых характерен выпуск массовой и трудоемкой продукции. Особенностью машиностроения развитых стран по сравнению с развивающимися является наиболее полная структура машиностроительного производства, выпуск сложной наукоемкой продукции, отличающейся хорошим качеством, конкурентоспособностью и высокой экспортностью. Так по общей стоимости продукции в мире лидируют США, Япония и Германия, в машиностроении которых представлена практически вся номенклатура производств.

Постепенно все большее значение в структуре отрасли приобретают электроника, роботостроение, автомобильная и авиаракетно-космическая промышленность, особенно в машиностроении высокоразвитых стран. В то же время такие отрасли, как судостроение, производство подвижного состава для железных дорог, станкостроение (ярко видно на примере России) переживают период упадка и постепенно теряют свое хозяйственное значение.

В самом машиностроении мира в последние годы развивается процесс интернационализации производства, осуществляемый в основном между промышленно развитыми странами. Широкое распространение ТНК получили также в странах Латинской Америки, привлекательность которых обусловлена следующими факторами: огромный потребительский рынок, невысокая насыщенность рынка, сравнительная дешевизна рабочей силы, благоприятный инвестиционный климат.

Значительные изменения наблюдаются и в самом производственном процессе, в который постепенно внедряются системы автоматизированного проектирования, основанные на станках с ЧПУ, ЭВМ, а также гибкие автоматизированные производства. В настоящее время широкое распространение получила новая форма организации труда, известная под названием тойотизм, которая пришла на смену фордизму, что обеспечило более эффективное использование рабочей силы и оборудования при одновременном повышении качества и разнообразия выпускаемой продукции. Данный принцип нашел свое наиболее яркое отражение в машиностроительном комплексе Японии, однако был признан и другими странами, в том числе и США, государствами Латинской Америки, машиностроение которых на нынешнем этапе является весьма перспективным.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/mashinostroitelnyiy-kompleks-v-yaponii/

1. Алисов, Н.В., Хорев, Б.С. Экономическая и социальная география мира (общий обзор): Учебник. – М.: Гардарики, 2003. – 704с.

2. Громов, А.И. Американское автомобилестроение: три штриха к портрету//География. – 2000. — № 20. – с.3-5.

3. Громов, А.И. Тойотизм: Новая форма организации труда и производства// География. – 2000. — № 28. – с. 3-4.

4. Громов, А.И. Формирование глобальной системы мирового автомобилестроения//Мировая экономика и международные отношения. – 2005. — № 7. – с.74-82.

5. Заяц, А.В. Станкостроение России//География. – 2006. — № 22. – с.23.

6. Кузнецов, А.П. Мировое хозяйство в условиях глобализации//География. – 2004. – № 34. – с.4-7.

7. Липец, Ю.Г., Пуляркин, В.А., Шлихтер, С.Б. География мирового хозяйства: Учеб. пособие для студентов. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.– 400c.

8. Максаковский, В.П. Географическая картина мира: Общая характеристика мира. — М.: Дрофа, 2006. – 495с.

9. Максаковский, В.П. Географическая картина мира: Региональная характеристика мира. – М.: Дрофа, 2005. – 480с.

10. Максаковский, В.П. Промышленность мира //География. – 2001. — № 47. – с.22.

11. Родионова, И.А., Бунакова, Т.М. Экономическая география: Учебно-справочное пособие. — М.: Московский Лицей, 2001. – 672с.

12. Социально-экономическая география зарубежного мира: Учеб. пособие/ Под редакцией В.В.Вольского. – М.: Дрофа, 2001. – 560с.

13. Томашевич, А.В. Макрогеографический анализ отраслей мирового хозяйства. – Мн.: БГУ, 2002. – 133 с.

14. Трофимов, Д.А. Автомобильная промышленность стран Латинской Америки// География в школе. – 2006. — № 3. – с.27-33.

15. Швец, Е.А. Автомобилестроение в Латинской Америке// География. – 2000. — № 22. – с.7-10.

16. Электронная промышленность мира: прогнозы развития// География. – 2004. — № 25-26. – с.56.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Таблица 1. СТРУКТУРА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА МИРА

МАШИНОСТРОЕНИЕ*

Общее машиностроение

Транспортное машиностроение

Электротехника и электроника

1.Станкостроение

1.Автомобилестроение

1.Производство электронных средств обработки информации

2.Сельскохозяйственное машиностроение

2.Судостроение

2.Производство активных электронных компонентов

3.Тяжелое машиностроение

3.Самолетостроение

3.Приборостроение

4.Выпуск дорожно-строительного оборудования

4.Космическая промышленность

4.Производство средств связи

5.Производство двигателей, насосов

5.Производство велосипедов

5.Военно-промышленная электроника

6.Производство подвижного железно-дорожного состава

6.Сильноточные и слаботочные производства

  • не включая металлообработку