Информационные знаки и символы. Их роль и значение в товарообороте

Курсовая работа

Множество знаков – различных графических изображений разнообразных по форме, размерам, цветовой гамме окружает нас повсюду: ими пестрят упаковки потребительских товаров, рекламные листовки, объявления. Одни из них более заметны и распространены, другие – менее. Однако эффективность тех и других может быть недостаточной из-за того, что разные люди интерпретируют встречающиеся знаки по-разному или вообще игнорируют из-за непонимания их смысла и значения.

Между тем важная роль знаков как визуальных источников актуальной информации обусловлена их способностью передавать необходимые сведения потребителям, предусмотренные законодательством или помещённые производителями добровольно, при отсутствии поясняющего текста или его краткости, что чрезвычайно важно, учитывая интернациональность современного мира.

Поэтому целью данной работы является ознакомиться с информационными знаками и символами, определить их роль и место в товарном обороте.

Задачи, необходимые для достижения поставленной цели следующие:

1. ознакомиться с основными информационными знаками и символами, окружающими человека в повседневной жизни;

2. научиться распознавать знаки и символы в зависимости от их выполняемых функций:

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, восьми подглав, заключения и списка литературы.

1.Средства товарной информации: маркировка и информационные знаки

Основные термины, используемые в этой области – знак, условное обозначение, символ, пиктограмма, в принципе, имеют очень близкие по смыслу определения. Их применения на практике в большой степени зависит от традиционно сложившихся трактовок этих понятий конкретных сферах деятельности.

«Знак» в широком смысле понимается как некоторый объект, которому при определённых условиях (образующих знаковую систему) сопоставлено некоторое значение.

Наука, исследующая свойства знаков и знаковых систем (т.е. совокупностей знаков, построенных определённым образом), называется СЕМИОТИКА или семиология.

синтактику, семантику и прагматику.

СИНТАКТИКА изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к их интерпретации (правила построения знаков в рамках знаковой системы).

10 стр., 4882 слов

Система тестирования

... должны иметь элементарные навыки по работе с ЭВМ, а также ознакомиться с АИС «Система тестирования». АИС «Система тестирования» должна удовлетворять отвечать требованиям заказчика; ... АНАЛИЗ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ И РАЗРАБОТКА ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ АИС «Система тестирования» 1.1 Технология проведения тестирования Тестирование представляет собой интерактивную систему для самопроверки знаний ...

Её задача – описание запаса правильно построенных составных знаков для различных классов знаковых систем.

СЕМАНТИКА рассматривает отношения знаков к обозначаемому (содержания знаков).

В семантике знаковых систем различают значение знака (денотат – то, что данный знак обозначает в конкретной ситуации) и его смысл (десигнат, т.е. информация об объекте, которую несёт знак).

ПРАГМАТИКА исследует проблемы интерпретации знаков теми, кто их использует, их полезность, ценность и понятность для пользователя.

МАРКИРОВКА – комплекс сведений в виде: текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций, наносимый в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку) или этикетку.

Важность маркировки товаров, как основного способа передачи необходимой информации о них, признаётся во многих промышленных странах мира, что подтверждается её почти повсеместным регулированием на законодательном и нормативно-техническом уровнях, включая и Российскую Федерацию.

Информация в составе маркировки по её основному значению и характеры передаваемых сведений условно разделена на следующие элементы:

  1. Общая потребительская информация о товаре;
  2. Предупредительная маркировка;
  3. Сертификационные знаки (знаки соответствия);
  4. Экологическая маркировка;
  5. Маркировка грузов (транспортная маркировка);
  6. Товарные знаки;
  7. Специальная маркировка и пр.

Иногда знаки могут быть отнесены сразу к нескольким из перечисленных групп.

информационные знаки

Они информируют человека:

о фирме

о соответствии товара нормативным документам

о содержании отдельных компонентов

о правилах использования товара и способах обращения с грузами при транспортировке

о риске, возникающем при использовании, хранении, перевозке и утилизации опасных веществ и материалов (предупредительные символы);

экологические знаки

Порядок присвоения и правила нанесения информационных знаков устанавливаются стандартами или другими нормативными документами. Функции информационных знаков могут выполнять графические обозначения, рисунки, буквы, цифры, слова, цвет, форма изделия или его упаковка.

1.1 Товарный знак

товарными знаками

Товарные знаки важны как для продавцов, так и для покупателей. Они являются своеобразным символом, позволяющим отличить один товар от другого и указывающим, на того, кто несёт за данный товар ответственность. При выборе товара покупатель ориентируется на товарный знак.

Товарный знак должен быть обязательно зарегистрирован до его использования. Охрана товарного знака осуществляется государством в течение 5 лет с момента его регистрации в комитете России по патентам и товарным знакам (РОСПАТЕНТ).

12 стр., 5663 слов

Маркировка товаров как носитель информации для потребителя

... на осознанный выбор товара приобретаемого. Маркировка (информация о товаре) может следующих быть видов: потребительская; предупредительная; подтверждающая знаки (соответствие соответствия, качества, одобрения); экологическая (знаки ... устанавливаются маркировке в основном стандартами на маркировку и упаковку, а общетехническими также условиями стандартов на продукцию. Требования к маркировке торговой ...

Товарные знаки могут быть словесные, изобразительные, объемные, комбинированные и некоторые другие (звуковые — как позывные радиостанции «Маяк», световые — на машинах спецслужб и т. п. )2

Словесный товарный знак

Изобразительные товарные знаки

Комбинированные товарные знаки

1.2 Знак соответствия и знак обращения на рынке

В мировой и отечественной практике известны многие процедуры и различные методы подтверждения соответствия продукции заданным требованиям. Особое место среди них занимает сертификация, которая отличается тем, что выполняется третьей — независимой от изготовителей и потребителей — стороной, что создает предпосылки высокой объективности ее результатов. А одним из основных методов указания соответствия продукции требованиям нормативных документов при положительных результатах сертификации является ее маркирование знаком соответствия.

(До 1998 г. действовал один знак соответствия системы обязательной сертификации ГОСТ Р).

Подтверждение соответствия сертификации может носить

обязательный характер

добровольный характер

добровольного подтверждения соответствия

обязательного подтверждения соответствия

  • декларирование соответствия;
  • обязательная сертификация.

Оба документа, и декларация соответствия, и сертификат обладают одинаковой юридической силой независимо от схем обязательного подтверждения соответствия. И декларация и сертификат действуют на всей территории Российской Федерации.

Процедура обязательной сертификации является платной, работы по сертификации оплачиваются лицом, подавшим заявку на ее проведение (заявителем).

Знаку обращения на рынке

Знаком обращения на рынке