Устройство дорожной одежды

Курсовая работа

1 Назначение конструкции дорожной одежды

В соответствии с исходными данными методического пособия, назначаем конструкцию дорожной одежды, вид укрепления обочин и откосов земляного полотна. В качестве исходных данных могут быть приняты как результаты ранее выполненного курсового проекта по курсу «Изыскания и проектирование автомобильных дорог», так и материалы, собранные в период производственной практики. Наиболее ценным будет проект, в котором обоснована конструкция дорожной одежды после анализа схем снабжения материалов, удаленности от места работ асфальтобетонных заводов.

Требуется выполнить чертеж конструкции дорожной одежды в тексте расчетно-пояснительной записки с указанием основных размеров и материалов конструктивных слоев, а также включить ссылки на нормативные источники для каждого материала или конструктивного слоя.

2 Обоснование вида шероховатой поверхности автомобильной дороги

Согласно ВСН 38-90 для устройства шероховатой поверхности при новом строительстве применяют следующие методы (табл. 1).

Тип шероховатой поверхности назначается в зависимости от категории автомобильной дороги: для I категории — средне- или крупно-шероховатый; для II категории — средне-, крупно- или мелко-шероховатый; для III категории — средне-, крупно-, мелко-шероховатый или средне- или крупно-шипованный; для IV и V категорий — все виды. Так как нам задана III категория автомобильной дороги, тип шероховатой поверхности назначается — средне-, крупно-, мелко-шероховатый или средне- или крупно-шипованный.

Таблица 1

Типы шероховатости

Методы устройства шероховатых поверхностей на асфальтобетонных и других черных покрытиях

Мелкошипованные

1. Устройство верхнего слоя покрытий из асфальтобетонов Б, Бх, Г и Дх с использованием в смесях щебня и дробленого песка из трудно-полирующихся горных пород или разно-прочного щебня. 2. Поверхностная обработка битумным щебеночным шламом с содержанием до 40% щебня размером менее 15 мм. 3. Втапливание черного щебня размером до 15 мм в количестве 7 — 10 кг/м2 в поверхность слоя асфальтобетона типов В, Вх или Дх. 4. Устройство слоя износа из песчано-резино-битумных смесей

Мелко-шероховатые

1. Устройство верхнего слоя покрытия из горячего асфальтобетона типа А с содержанием в смеси 50 — 65% щебня из трудно-полирующихся горных пород размером до 15 мм. 2. Устройство верхнего слоя покрытия из открытых битумоминеральных смесей с содержанием в смеси 55 — 65% щебня размером до 15 мм. 3. Поверхностная обработка с применением битума, эмульсий и мелкого щебня размером до 15 мм

Среднешипованные

1. Втапливание черного щебня размером 15 — 20 или 20 — 25 мм в количестве 9 — 12 кг / м2 в поверхность слоя асфальтобетона типов В, Вх или Дх. 2. Устройство верхнего слоя покрытия из открытых битумоминеральных смесей с содержанием в смеси 55 — 65% щебня размером до 20 мм. 3. Поверхностная обработка щебеночным битумным шламом с использованием щебня размером 15 — 20 мм в количестве до 40%

Среднешероховатые

1. Поверхностная обработка с применением битума (в том числе улучшенного различными добавками) или эмульсии и щебня размером 15 — 20 мм (в том числе разно-прочного).

2. Поверхностная обработка битумным шламом с использованием щебня размером до 20 мм в количестве не менее 55%. 3. Устройство верхнего слоя покрытия из открытых битумоминеральных смесей с содержанием в смеси 65 — 85% щебня размером до 20 мм. 4. Втапливание черного щебня размером 20-25 мм в количестве 9 — 12 кг/м2 в поверхность слоя асфальтобетона типов В, Вх или Дх.

Крупношипованные

Устройство верхнего слоя покрытия из открытых битумоминеральных смесей с содержанием в смеси 65 — 85% щебня размером до 25 мм.

Крупно-шероховатые

Поверхностная обработка с применением битума (в том числе улучшенного различными добавками) и щебня размером 20 — 25 мм (в том числе и разно-прочного)

Классификация дорожных покрытий в зависимости от значений параметров шероховатости приведена в табл. 2.

Таблица 2

Тип шероховатых покрытий

Параметры шероховатости, мм

Средняя высота выступов

Средняя глубина впадин

Гладкие

более 0,1 до 0,5 включительно

более 0,02 до 0,25 включительно

Мелко-шероховатые

более 0,5 до 3,0 включительно

более 0,25 до 1,5 включительно

Мелко-шипованные

более 1,5 до 2,5 включительно

Средне-шероховатые

более 3,0 до 6,0 включительно

более 1,0 до 3,0 включительно

Средне-шипованные

более 3,0 до 5,0 включительно

Крупно-шероховатые

более 6,0 до 9,0 включительно

более 2,0 до 4,5 включительно

Крупно-шипованные

более 4,5 до 7,0 включительно

Приведем рекомендации по применению того или иного типа шероховатой поверхности:

во избежание высокого уровня шума вблизи населенных пунктов нецелесообразно устраивать крупно-шероховатые и крупно-шипованные поверхности;

в районах с зимними расчетными условиями движения следует применять щебень, обработанный органическими вяжущими преимущественно фракций 15 — 20 и 20 — 25 мм;

одиночную поверхностную обработку необходимо устраивать на асфальтобетонных покрытиях и покрытиях из черного щебня, двойную — на переходных покрытиях;

для асфальтобетонных покрытий типа А (много-щебенистые) шероховатая поверхность не устраивается, поскольку требуемая шероховатость уже обеспечена за счет собственной макро-шероховатости;

устройство шероховатой поверхности с применением горячих асфальтобетонных смесей с повышенным содержанием щебня и метод втапливания щебня в укладываемый верхний слой дорожной одежды следует предусматривать на автомобильных дорогах I — III категорий; возможность использования этого способа определяется наличием в районе строительства прочных каменных материалов с высоким сопротивлением шлифующему воздействию автомобильных шин;

устройство поверхностной обработки с применением битумных шламов целесообразна для дорог III и IV категорий.

.3 Определение потребности дорожно-строительных материалов для устройства дорожной одежды

Необходимое количество дорожно-строительных материалов определяют по сборнику СНиП 4.02-91; 4.05-91 или другим ресурсным сборникам по формуле:

М = Нп Vр Кт Еи, (1)

Где М — потребность материала для устройства конструктивного слоя дорожной одежды, ед. изм.;

Еи — единица измерения, для которой дается потребность материала, например, 1000 м2 покрытия;р — объем выполняемых работ;

Кт — коэффициент потерь материала при транспортировке.

Решение:

На дорогу

М1 = 1,5*10 018*1,01*1 = 15 177

М2 = 1,3*11 054*1,01*1 = 14 514

М3 = 1,8*7 087*1,01*1 = 12 884

М4 = 2,0*3 853*1,01*1 = 7 783

М5 = 2,0*2 577*1,01*1 = 5 206

М6 = 2,5*2 312*1,01*1 = 5 838

На захватку:= 230*12*0.26*1.22*1.03*1.01 = 911= 230*12*0.28*1.25*1.03*1.01 = 1 005= 230*12*0.22*1.02*1.03*1.01 = 644= 230*12*0.10*1.22*1.03*1.01 = 350= 230*12*0.08*1.02*1.03*1.01 = 234= 230*12*0.06*1.22*1.03*1.01 = 210

На 1000м дороги:= 1000*12*0.26*1.22*1.03*1.01 = 3 960= 1000*12*0.28*1.25*1.03*1.01 = 4 369= 1000*12*0.22*1.02*1.03*1.01 = 2 801= 1000*12*0.10*1.22*1.03*1.01 = 1 523= 1000*12*0.08*1.02*1.03*1.01 = 1 019= 1000*12*0.06*1.22*1.03*1.01 = 914

При отсутствии в сборниках норм расхода материалов или ссылке на необходимость расчета количество следует определять по геометрическим размерам конструкции с учетом коэффициентов запаса на уплотнение материала Ку, потерь материалов при производстве работ Кп, потерь материалов при транспортировке Кт:

= L B h Ку Кп Кт, (2)

Где L — длина строящейся дороги, м;

  • ширина укладки слоя материала, м;
  • принимается по средней линии призмы отсыпки слоя;
  • толщина слоя отсыпки материала, м.

Приведем значения коэффициентов Ку, Кп и Кт в табл.3.

-й слой — 26см/100

-й слой — 28см/100

-й слой — 22см/100

-й слой — 10см/100

-й слой — 8см/100

-й слой — 6см/100

Решение:(дополнительный слой основания из мелкозернистого песка, 026 м)-2530*12*0.26*1.22*1.03*1.01=10 018(нижний слой из щебня, М800, 0,28м)-2530*12*0.28*1.25*1.03*1.01=11 054(верхний слой основания из уплотненного грунта, укрепленного 5% цемента,0,22м)-2530*12*0.22*1.02*1.03*1.01=7 087(нижний слой покрытия из высокопрочного, пв,кз, типа А, марки 2, 0,10м)-2530*12*0.10*1.22*1.03*1.01=3 853(промежуточный слой покрытия из пористого а/б, кз, типа А, марки 1, 0,08м)-2530*12*0.08*1.02*1.03*1.01=2 577(верхний слой покрытия из плотного а/б, м/з, типа А, марки 1, 0,06м)-2530*12*0.06*1.22*1.03*1.01=2 312

Таблица 3

Дорожно-строительные материалы

Плотность, т/м3

Коэффициенты

запаса на уплотнение Ку

потерь при производстве работ Кп

потерь материалов при транспортировке Кт

Песок

1,5

1,1

1,03

1,01

Песчано-гравийные смеси

1,6

1,25 — 1,3

1,02

Щебень фракционированный

1,6 — 1,7

Цементогрунт

2,2

1,02

1,03

Шлак

Без данных

1,3 — 1,5

1,02

Цемент

1,03

1,03

Порошок минеральный

1,02

Асфальтобетонная смесь крупнозернистая

2,4

1,22

1,01

Асфальтобетонная смесь мелкозернистая

2,36

Битум БНД 90/130

1,02

Потребность материала следует определять на всю дорогу, на захватку и на 1 км дороги.

Таблица 4

Наименование конструктивного слоя дорожной одежды

Наименование материалов

Объем работ V р

Потребность материала М

Обоснование норм расхода материалов

Единица измерения количества материала Е и

Норма расхода (потребности) материала на единицу измерения Н п

на дорогу

на захватку

на 1 км дороги

Верхний слой покрытия

плотный а/б, м/з, типа А, марки1, 0,06 м

0,06 м

м 3

2,5

2 312

5 838

210

914

Промежуточный слой

Пористый а/б, к/з, типа А, марки 1

0,08 м

м 3

2,0

2 577

5 206

234

1 019

Нижний слой покрытия

высокопрочный п/в, к/з, типа А, марки 2

0,10 м

м 3

2,0

3 853

7 783

350

1 523

Верхний слой основания

Уплотненный грунт, укрепленный 5% цемента

0,22 м

м 3

1,8

7 087

12 884

644

2 801

Нижний слой

Щебень, М 800

0,28 м

м 3

1,3

11 054

14 514

1 005

4 369

Дополнительный слой основания

Мелкозернистый песок

0,26 м

м 3

1,5

10 018

15 177

911

3 960

.4 Транспортные работы

.4.1 Определение производительности автосамосвалов

Производительность автосамосвалов определяется по формулам:

  • при одинаковых дорожных условиях

Нвыр = 8,2 Q Kв / ( обоснование вида шероховатой поверхности автомобильной дороги 1 + t), (3)

  • при смешанных дорожных условиях

Нвыр = 8,2 Q Kв / ( обоснование вида шероховатой поверхности автомобильной дороги 2+  обоснование вида шероховатой поверхности автомобильной дороги 3+ t), (4)

где 8,2 — продолжительность рабочей смены, ч;

  • грузоподъемность автомобиля-самосвала, т;

t — среднее время простоев автомобиля-самосвала под погрузкой, разгрузкой и маневрированием, ч; для грузоподъемности 5 т — 0,2 ч, для 8 т — 0,25 ч, для 10 т — 0,32 ч.

Расчетные средние рабочие скорости движения грузовых автомобилей при усовершенствованных покрытиях 35 км/ч, переходных — 27 км/ч, грунтовых дорогах — 22 км/ч.

При исчислении материалов в объеме (м3 ) следует разделить производительность автомобиля-самосвала, выраженную в т/смену, на насыпную плотность перевозимого материала.

Решение:

Н выр (песок) = 8,2*20*0,8/ обоснование вида шероховатой поверхности автомобильной дороги 4 обоснование вида шероховатой поверхности автомобильной дороги 5=3,7 тонн в час

Н выр (щебень)= 8,2*20*0,8/ обоснование вида шероховатой поверхности автомобильной дороги 6 обоснование вида шероховатой поверхности автомобильной дороги 7=3,7 тонн в час

Н выр (ц. грунт)= 8,2*20*0,8/ обоснование вида шероховатой поверхности автомобильной дороги 8 обоснование вида шероховатой поверхности автомобильной дороги 9=3,65 тонн в час

.4.2 Определение среднего расстояния вывозки дорожно-строительных материалов

Вывозка песка и других материалов из карьеров на трассу. При вывозке материала из одного карьера средняя дальность возки определяется расстоянием от карьера до половины трассы.

При двух и более карьерах возникает необходимость определения зон, обслуживаемых этими карьерами.

При условии, что оба карьера имеют одинаковые условия разработки и транспортирования материалов на трассу, за исключением длины подъездных путей от карьера до трассы, граница обслуживаемых зон определится из равенства расстояний от карьеров до искомой точки на трассе. При этом подразумевается примерно равный расход материала по длине дороги.

Уравнение зон действия карьеров (рис.1) имеет вид:

L1 + LT = L2 + LЗ = L2 + L — LT, (5)

где L1 и L2 — расстояния от карьеров до строящейся дороги, км;

  • расстояние между карьерами, км;З — расстояние от второго карьера до границы зон карьеров, км

(LЗ = L — LT);

— расстояние от первого карьера до границы зон карьеров, км:

= 0,5 (L2 + L — L1) (6)

 обоснование вида шероховатой поверхности автомобильной дороги 10

Рис. 1. Расчетная схема для определения зон действия карьеров

Решение:=4км (зона 1-го карьера)=6км (зона 2-го картера)

L=30км = 0.5*(6+30-4)= 16

L1+LT=L2+L3=L2+L-LT

4 +16 =6 +18 =6 +30 -16

Средняя дальность транспортирования карьерного материала из первого карьера

ср = 0,25(4 L1 + LН + LT), (7)

где LН — расстояние от начала трассы до первого карьера, км.

Решение:ср = 0,25(4*4 + 18 + 16)= 12,5 км

Средняя дальность транспортирования карьерного материала из второго карьера

ср = 0,25(4 L2 + LК + LЗ), (8)

где LК — расстояние от конца трассы до второго карьера, км.

Средняя дальность транспортирования карьерного материала на трассу из обоих карьеров

ср = (L1ср (LН + LT) + L2ср (LК + LЗ)) / (LН + L+ LЗ).

(9)

Решение:ср = 0,25(4*6 + 23 + 18)= 16,3 км

.5 Составление технологических карт на устройство дорожной одежды

Все конструктивные слои дорожной одежды и укрепительные работы (за исключением высевания смеси семян трав на откосах земляного полотна) выполняют в строгой технологической последовательности в соответствии со СНиП 3.06.03-85 [7].

Составляемая технологическая карта, кроме описания последовательности выполнения операций по устройству каждого конструктивного слоя дорожной одежды, а также расчета необходимого количества машин и рабочей силы в смену, дает возможность получить составы звеньев.

Основным источником получения норм времени работы машин и дорожных рабочих являются сборники ЕНиР [8] и СНиП [4].

При отсутствии норм времени эксплуатации машин необходимо рассчитать их сменную производительность (норму выработки) по формулам [9].

В процессе расчетов по составлению технологической карты следует стремиться к наименьшему количеству захваток и минимальным технологическим разрывам в потоке. Во всех случаях следует стремиться к максимальной загрузке всех машин в отряде, в первую очередь, ведущих и дорогостоящих машин. Коэффициент их использования в течение смены должен быть близок к единице, но можно допускать повышенную загрузку отдельных машин до 1,1.

При составлении технологической карты не учитываются работы, связанные с обустройством дороги, поскольку данные работы выполняются отдельным звеном с достаточно большой скоростью потока.

.5.1 Пример составления технологической карты на устройство дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием

Ниже приводится технологическая последовательность процессов комплексной механизации устройства дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием и выполнения укрепительных работ с расчетом потребности средств механизации и рабочей силы при скорости потока 150 м/смену, на основании которой вычерчивается технологическая схема комплексной механизации устройства дорожной одежды с распределением средств механизации и рабочей силы по захваткам (рис. 2).

 обоснование вида шероховатой поверхности автомобильной дороги 11

Рис 2. Технологическая карта на устройство дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием (начало)

 обоснование вида шероховатой поверхности автомобильной дороги 12

Рис 2. Технологическая карта на устройство дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием (продолжение)

 обоснование вида шероховатой поверхности автомобильной дороги 13

Рис 2. Технологическая карта на устройство дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием (продолжение)

 обоснование вида шероховатой поверхности автомобильной дороги 14

Рис.2. Технологическая карта на устройство дорожной одежды с асфальтобетонным покрытием (окончание)

1.5.2 Технологические расчеты при устройстве асфальтобетонного покрытия из горячих смесей

Оценивать уплотняющую способность гладко-вальцового катка и выбирать его тип или класс (легкий, средний, тяжелый) следует по конструктивному показателю силового воздействия его вальцов [10]:

Ркс = Qв / В D, (10)

где Qв — весовая нагрузка вальца (вес вальца и части рамы), Н;

В, D — соответственно ширина и диаметр вальца, м.

Давления вибрационного катка в сравнении со статическим режимом возрастают в 1,5 — 2 раза. Поэтому уплотняющая способность вибро-катка значительно выше катка статического.

Оценивать ее рекомендуется показателем силового воздействия вальца как в статическом (без включения вибратора) по формуле (10), так и в динамическом режиме работы катка с включенным вибратором по формуле:

Ркд = Ркс  обоснование вида шероховатой поверхности автомобильной дороги 15, (11)

где Ркд, Ркс — соответственно динамический и статический показатели силового воздействия вальца, Н;

Ро — возмущающая сила вибратора, Н.

Значения пределов этих показателей легкого, среднего и тяжелого катков для различных типов асфальтобетонной смеси представлены в табл. 5.

Таблица 5

Тип асфальтобетонной смеси

Значения показателей Р кд и Ркс , МПа для катков

легкого

среднего

тяжелого

Мягкая пластичная мелкозернистая (типов В, Г, Д)

0,008 — 0,012

0,013 — 0,019

0,020 — 0,028

0,012 — 0,018

0,019 — 0,027

0,028 — 0,038

Большинство вальцов самоходных вибрационных и комбинированных катков в статике создают давления, соответствующие каткам среднего, а с включенным вибратором — каткам тяжелого типа, т.е. каждый из них способен заменить два катка и соответственно выполнять работу на основном и заключительном этапах уплотнения.

Уплотняющая способность пневмоколесного катка определяется нагрузкой на шину (обычно 1-2 т) и, главное, не очень высоким давлением воздуха в ней (обычно 3 — 8 атм.).

Поэтому пневмокаток не способен самостоятельно обеспечить высокую плотность асфальтобетона. Однако в силу целого ряда достоинств его всегда следует использовать, в частности, на предварительном этапе укатки любых типов смесей (не более 3 атм.), а на смесях типа В, Г и Д — и на основном этапе (6 — 8 атм.), но обязательно в паре с гладко-вальцовым катком, устраняющим сразу после шин неровности покрытия. Последняя пара может быть заменена одним комбинированным катком, сочетающим в себе достоинства пневмоколесного и гладко-вальцового.

Пример. Необходимо определить область применения катков для уплотнения горячих асфальтобетонных смесей в условиях Березовского ДРСУ.

Рассчитываем конструктивные показатели силового воздействия в форме табл. 6.

Таблица 6

Наименование катка

Весовая нагрузка вальца Q в , кН

Вес катка, кН

Ширина вальца В, мм

Диаметр вальца D, мм

Расположение вальца

Возмущающая сила Р о (кН) при частоте (Гц)

Конструктивный показатель силового воздействия вальца, МПа

статический

динамический

ДУ-84 комбинированный

70

140

2000

1600

спереди

60 (33) и 150 (25)

0,022

0,022 / 0,032

ДУ-98 вибрационный

57,5

115

1700

1200 оба вальца

2 вибровальца

75 (40) и 65 (50)

0,028

0,030 / 0,032

Приведем область применения вышеуказанных катков Березовского ДРСУ для уплотнения горячих асфальтобетонных смесей (табл.7)

Таблица 7

Тип асфальтобетонной смеси

Область применения катков

легким

средним

тяжелым

Мягкая пластичная мелкозернистая (типов В, Г, Д)

ДУ-47Б-1 в статическом режиме или ДУ-84 в статическом и слабо-вибрационном режиме

Много или средне-щебенистая (типов А и Б)

ДУ-47Б-1 или ДУ-84 в статическом режиме

ДУ-84 в вибрационном режиме или ДУ-98 в статическом и вибрационном режиме

В связи с тем, что нам дана асфальтобетонная смесь типов А и Б, мы можем взять два катка (ДУ-84 комбинированный и ДУ-98 вибрационный)

Решение:

статический показатель силового воздействия вальца (Ркс), Н;

каток ДУ-84 комбинированный

Ркс=70 000/2000*1600= 45,7 Н

каток ДУ-98 вибрационный

Ркс=57 500/1700*1200= 35,4 Н

Динамический показатель силового воздействия вальца Ркд, каток ДУ-84

(Ро при 33 Гц), Н;

Ркд 1=45,7*√60 000/70 000= 42,3Н

(Ро при 25 Гц), Н;

Ркд 2=45,7*√150 000/70 000 =67,0 Н

динамический показатель силового воздействия вальца Ркд, каток ДУ-98

(Ро при 40 Гц), Н;

Ркд 1= 35,4* √75 000/57 500= 40,4Н

(Ро при 50,0 Гц), Н;

Ркд 2=35,4*√65 000/57 500 = 37,6Н

Температурный режим и число проходов катков

Продолжительность остывания горячей асфальтобетонной смеси после ее укладки зависит от толщины слоя, начальной температуры смеси и погодно-климатических условий. Чем тоньше слой, тем быстрее он остывает и тем меньше времени остается для работы катка (табл. 8).

Толщина слоя асфальтобетона, см

Максимальное время укладки и уплотнения горячих асфальтобетонных смесей при скорости ветра не более 3 — 4 м/с и температуре воздуха, мин

0 — 2 о С

4 — 5 о С

8 — 10 о С

13 — 15 о С

18 — 20 о С

23 — 25 о С

3 — 4

13 — 15

16 — 18

19 — 21

22 — 24

25 — 27

30 — 32

5 — 6

18 — 22

24 — 27

28 — 30

32 — 35

37 — 40

42 — 45

8 — 10

43 — 46

52 — 58

63 — 68

71 — 77

80 — 90

95 — 110

Примечание. При скорости ветра 7 — 8 м/c указанное время уменьшается на 1/3, а в солнечную безветренную погоду увеличивается на 1/3.

Толщина слоя асфальтобетона составляет 6см, при 13-15 °С укладывается и уплотняется в течение 32-35 мин.

Расчет длины захватки

Технология уплотнения и организация работы всех машин, входящих в отряд по устройству слоев из горячих асфальтобетонных смесей, должна быть построена таким образом, что легкий, средний и тяжелый катки будут иметь для работы определенную длину захватки, которую каждый должен уплотнить требуемым числом проходов за установленный отрезок времени, немедленно освободив ее для укатки следующим, более тяжелым катком.

Общее время укладки и уплотнения смесей Тобщ и длину рабочей захватки Lобщ можно определить по формулам:

Тобщ = Ту + Тл + Тс + Тт, (12) общ = Lу + Lл + Lс + Lт, (13)

где Ту,Тл, Тс и Тт — соответственно время работы асфальтоукладчика, легкого, среднего и тяжелого катков, мин;у, Lл, Lс и Lт — соответственно длина работы асфальтоукладчика, легкого, среднего и тяжелого катков, м.

При использовании высокоэффективных рабочих органов асфальто-укладчиков с трамбующим брусом и виброплитой, позволяющих отказаться от легкого катка, укатка будет производиться по схеме «укладчик — средний каток — тяжелый каток». В этом случае распределение времени на укладку и уплотнение смеси будет распределяться следующим образом: укладчик — 25%, средний каток — 25% и тяжелый каток — 50%.

Для укладки смеси в августе при температуре 14,9 °С время на выполнение операций по укладке и уплотнению должно быть не более 32 мин, поэтому рассчитываем время работы каждой машины: укладчик — 0,25 ∙ 32 = 8 мин; средний каток — 0,25 ∙ 32 = 8 мин; тяжелый каток — 0,5 ∙ 32 = 16 мин.

В наличии имеется комбинированный каток ДУ-84, который в качестве среднего катка будет укатывать в статическом режиме (Ркс = 45,7Н),а в качестве ДУ-98 тяжелого катка — в вибрационном режиме (Ркд =37,6-40,4Н)

Поскольку общая ширина укладки смеси для III технической категории на ширину проезжей части с учетом укрепительных полос составляет 12 м, а ширина укладываемой полросы укладчиком составляет 3,0 — 4,5 м, то принимаем 4 полосы раскладки смеси шириной по 3 м.

Ширина укатки для катка ДУ-84 составляет 2 м.

Число уплотняемых полос по ширине укладчика по формуле (16) Nш = (3 — 0,25) / (2 — 0,25) = 2 полосы.

Поскольку каток ДУ-84 — комбинированный дорожный каток, то пневмоколеса производят предварительное уплотнение (подкатку).

Уплотнение покрытия как в статическом, так и в вибрационном режиме производим при 5 проходах по одному следу (Nc).

При скорости укладчика Vу = 8 м/мин скорость движения катка по формуле (17) должна быть не менее Vк = 8 ∙ 5 ∙ 2 = 80 м/мин или 4,8 км/час.

По паспортным данным максимальная скорость катка составляет 5,5 км/час, поэтому пересчета скорости укладки не производим.

Рассчитываем частные составляющие длины захватки для выполнения технологических операций укладки и уплотнения: для укладчика Lу = 8 ∙ 8 = 64 м; для работы катка в статическом режиме Lс = (80 ∙ 8) / (5 ∙ 2) = = 64 м; для работы катка в вибрационном режиме Lт = (80 ∙ 16) / (5 ∙ 2) = 128 м.

Суммируя, получаем общую длину захватки Lобщ = 256 м, но, поскольку длина захватки должна быть кратна 25, то принимаем окончательное значение длины захватки 250 м.

2. Построение календарного графика строительства

В соответствии с ранее выполненными расчетами строится линейный календарный график организации дорожно-строительных работ поточным методом, с помощью которого увязывается работа всех специализированных звеньев и отрядов в расчетные сроки (рис. 4).

При расчерчивании сетки по вертикали графика откладывается время (рабочие смены), а по горизонтали — расстояние (км).

На линейном календарном графике наносят:

. Выполнение сосредоточенных земляных работ — в виде столбиков высотой, равной количеству смен, необходимых для их выполнения; столбик вычерчивают в том месте, где находится объект в плане; при значительной протяженности сосредоточенного объекта на графике его изображают наклонными прямыми, обозначающими продвижение звена.

. Выполнение линейных земляных работ — ломаной линией.

. Строительство мостов и малых искусственных сооружений — столбиками, при этом окончание строительства увязывают со сроками выполнения земляных работ у объекта.

. План трассы с расположением производственных предприятий.

. Километровые объемы земляных работ.

. График движения рабочей силы вычерчивается слева от линейного календарного графика с привязкой его по вертикали (во времени).

Для построения графика движения рабочей силы рекомендуется построить первоначальную схему графика рабочей силы по каждому виду работы отдельно (рис. 3): по вертикали откладывается время работы отряда или звена, по горизонтали — количество рабочих (в 1мм — один рабочий).

 обоснование вида шероховатой поверхности автомобильной дороги 16

Рис.3. Первоначальная схема графика потребности рабочей силы комплексного потока строительства

дорога одежда автомобильный транспортный

Использованная литература

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/konstruktivnyie-sloi-dorojnoy-odejdyi/

1. СНиП 2.05.02-85. Автомобильные дороги. Нормы проектирования. М.: Стройиздат, 1986.

. Дорожные одежды автомобильных дорог общей сети СССР. Серия 503 — 11 / ГПИ Союздорпроект.

. ВСН 38-90. Технические указания по устройству дорожных покрытий с шероховатой поверхностью. М.: Транспорт, 1990.

. СНиП 4.02-91; 4.05-91. Сборники сметных норм и расценок на строительные работы. Сборник 27. Автомобильные дороги / Госстрой СССР. М.: Стройиздат, 1993.

. Каменецкий Б.И., Кошкин И.Г. Организация строительства автомобильных дорог: Учебное пособие для техникумов. — 4-е изд., перераб. и доп. М.: Транспорт, 1991.

. Петрашкевич Ю.И., Могилевич В.М. Проектирование производства работ по строительству автомобильной дороги. Строительство дорожных одежд / Учеб. пособ. Омск: ОмПИ, 1988.

. СНиП 3.06.03-85. Автомобильные дороги. Правила производства и приемки работ / Госстрой СССР. М.: ЦИТП Госстроя СССР, 1986.

. ЕНиР. Сборник Е17. Строительство автомобильных дорог/ Госстрой СССР. М.: Стройиздат, 1989.

. Кручинин И.Н. Расчет производительности дорожных машин. Методические указания по изучению дисциплин «Эксплуатация дорожных машин» и «Дорожно-строительные машины и материалы». Екатеринбург, 2000.

. Технология и организация строительства автомобильных дорог: Учеб. для вузов / Под ред. Н.В. Горелышева. М.: Транспорт, 1992.

. ВСН 13-73. Методика составления технологических карт на выполнение основных дорожно-строительных работ. М.: Минавтодор РСФСР, 1973.

. ВСН 14-95. Инструкция по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий.

. ВСН 26-90. Инструкция по проектированию и строительству автомобильных дорог нефтяных и газовых промыслов Западной Сибири.

. ВСН 39-79. Технические указания по укреплению обочин автомобильных дорог.

. ВСН 60-97. Инструкция по устройству и ремонту дорожных покрытий с применением литого асфальтобетона. М.: ГУП «НИИМосстрой», 1997.

. ВСН 139-80. Инструкция по устройству цементобетонных покрытий автомобильных дорог.

. ТР 103-00. Технические рекомендации по устройству дорожных конструкций с применением асфальтобетона. М.: ГУП «НИИМосстрой», 2000.