Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок

Курсовая работа

Воздушный транспорт является одной из наиболее быстро и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и с каждым годом занимает все более прочные позиции в общемировой транспортной системе.

Основными участниками на воздушном транспорте являются: государства в лице их правительств и авиационных администраций, авиакомпании и авиапредприятия, аэропорты, турфирмы и другие организации — агенты авиакомпаний по продаже авиаперевозок, организации — партнеры авиакомпаний и аэропортов по обслуживанию самолетов, пассажиров и грузоотправителей (топливозаправочные фирмы, организации, представляющие техническое и коммерческое обслуживание и борт питание, автотранспортные фирмы, гостиницы и другие обслуживающие организации).

Сеть международных перевозок в настоящее время охватывает несколько географических регионов и более 150 государств мира. Перспективы развития рынка авиаперевозок связаны с консолидацией бизнеса, структуризацией, повышением эффективности и финансовой стабильности авиакомпаний. Сокращение количества авиакомпаний, консолидация бизнеса создадут экономические условия развития всем видам компаний (магистральным, региональным, чартерным, низкозатратным, грузовым).

Основным инструментом, стимулирующим этот процесс, будет являться ужесточение контроля требований к эксплуатируемым воздушным судам и авиакомпаниям. Сеть аэропортов России должна быть в перспективе перестроена на основе создания базовых аэропортов: крупных пересадочных узлов (хабов) и региональных аэропортов. Это позволит не только оптимизировать систему авиалиний, но и значительно повысит качество местных авиаперевозок. Новый подход к удовлетворению спроса на перевозки — участие России в глобальных международных альянсах и сотрудничество авиаперевозчиков внутри страны, с перевозчиками других видов транспорта и стран СНГ.

Подводя итог всему вышесказанному, надо отметить, что российские авиакомпании в условиях жесткой конкуренции со стороны иностранных авиакомпаний должны осуществлять работу по улучшению качества и спектра предоставляемых сервисных услуг, расширению географии полетов, оптимизации маршрутов, как на международных рейсах, так и внутри России.


Аэрофлот — безусловный лидер российского рынка авиаперевозок и одна из наиболее успешных авиакомпаний Европы. В 2012 году услугами авиакомпании Аэрофлот воспользовалось более 17 млн человек. Общее количество пассажиров, перевезенных совместно с дочерними авиакомпаниями в рамках Группы «Аэрофлот», составило 27,5 млн человек (Рис.1.).

4 стр., 1895 слов

«Особенности организации таможенного контроля в аэропорту, ...

... N 9 3. Ворожейкина А.Г. Совершенствование методических основ организации таможенного контроля за перемещением через границу Российской Федерации товаров, содержащих ... международной торговли товарами, содержащими интеллектуальную собственность: Дис. ... канд. экон. наук. - М., 2004 Периодические издания 1. Бака Л.И., Прокофьева Т.В. Практика рассмотрения дел об административных правонарушениях в ...

По итогам 2012 года Группа компаний «Аэрофлот» занимает 37 % российского рынка по пассажиропотоку и 23 % по перевозке грузов.

Аэрофлот — современная динамичная компания, использующая новейшие технологии и инновационные решения на всех этапах операционной деятельности — от организации перевозок до обслуживания пассажиров на земле и на борту. Компания обладает богатой историей, будучи одной из старейших авиакомпаний мира: в 2013 году Аэрофлот отметил 90-летний юбилей с момента основания.

В состав Группы «Аэрофлот» входят авиакомпании: ОАО «Аэрофлот», ОАО «Донавиа», ОАО «Авиакомпания «Россия», ОАО «Оренбургские авиалинии», ОАО «Авиакомпания «Сахалинские Авиатрассы», ОАО «Владивосток Авиа».

По состоянию на 31 декабря 2012 года парк воздушных судов Аэрофлота насчитывает 128 современных самолетов и входит в число самых молодых и современных авиапарков Европы. Парк воздушных судов Группы «Аэрофлот» насчитывает 233 авиалайнера.

В 2012 году сеть маршрутов Аэрофлота включала 145 направлений в 55 странах мира. Аэрофлот является участником глобального альянса SkyTeam, совокупная сеть маршрутов которого включает более 1 000 пунктов назначения в

В 2012 году Компания стала обладателем более 20 отраслевых наград и рейтингов, вошла в Топ‑10 наиболее успешных авиагрупп Европы и в Топ-20 мировых авиационных брендов. Бренд Аэрофлота оценивается в 1,308 млрд долл. США, что свидетельствует о высоком качестве услуг перевозчика и заслуженном признании со стороны пассажиров.

Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном <a href=рынке авиаперевозок 1">

Рис. 1. Основные операционные показатели а/к «Аэрофлот — российские авиалинии»

,17 % акций ОАО «Аэрофлот» принадлежит государству. Указом Президента Российской Федерации от 4 августа 2004 года № 1009 ОАО «Аэрофлот» включено в Перечень стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ.

Акции Аэрофлота размещены на Московской бирже (тикер — AFLT) и по состоянию на 31 декабря 2012 года включены в высший котировальный лист «А1». Бумаги торгуются в секторе основных торгов, а также в секторах Classica и Standard. За пределами Российской Федерации акции Аэрофлота обращаются в виде глобальных депозитарных расписок (ГДР.) на внебиржевом рынке Франкфуртской фондовой биржи. [1]

Итоги работы авиакомпании «ТРАНСАЭРО» в 2012 году вновь наглядно подтвердили, что выбранная стратегия надежно обеспечивает устойчивое развитие акционерного общества, в полной мере позволяет реализовывать его потенциал.

В 2012 году авиакомпания добилась рекордных производственных результатов. Впервые в своей истории «ТРАНСАЭРО» преодолела важнейший рубеж — перевезла в течение одного года более 10 миллионов пассажиров. По сравнению с 2011 годом пассажирооборот Авиакомпании вырос на 24% и превысил 41 млрд пассажирокилометров (Таб.1.).

4 стр., 1812 слов

Крупнейшие авиакомпании мира

... авиакомпании мира - являются самыми крупными, популярными, безопасными. Крупнейшие авиакомпании Мира American Airlines (Американские Авиалинии) является крупнейшей авиакомпанией мира по объемам перевозок. Находится она в США. Была образована в 1934 году. Официальный cайт авиакомпании: ... времени сидел в центре аэропорта на возвышении на невидимом ... деятельность ОАО «Аэрофлот» в текущем году, в том числе ...

Число обслуженных пассажиров выросло на 22% и превысило 10,3 млн человек. Было доставлено 66 тыс. тонн грузов — на 28% больше, чем в 2011 году.

Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок 2

Таблица 1. Основные операционные показатели а/к «Трансаэро»

Доля рынка, занимаемая компанией, выросла и составила 21%. «ТРАНСАЭРО» уверенно занимает позицию второго крупнейшего авиаперевозчика Российской Федерации.

Выручка акционерного общества от всех видов деятельности в 2012 году достигла 97,6 млрд руб., что на 13% больше, чем в 2011 году. При этом выручка от авиаперевозок составила 90,3 млрд руб., что на 35% больше, чем в 2011 году. Прибыль от продаж по сравнению с 2011 годом выросла в 2,9 раза и достигла 7 млрд руб. Чистая прибыль составила 902 млн руб. Ее снижение по сравнению с прошлым отчетным периодом объясняется тем, что в 2011 году часть прибыли была получена Компанией от продажи ценных бумаг, тогда как в 2012 году таких продаж не проводилось. Активы «ТРАНСАЭРО» увеличились на 24% и составили 81,6 млрд руб.

В 2012 году продолжал расти и обновляться флот Авиакомпании. Он пополнился 20 воздушными судами. Среди них пять Boeing-747-400, два Boeing-777-300 и 11 Boeing-737-800. Наряду с приобретением новых самолетов, «ТРАНСАЭРО» осуществляла программу модернизации салонов находящихся в ее парке воздушных судов. Она включала установку новых кресел и самых современных систем развлечения.

В 2012 году, следуя стратегической линии по упрочению своих ведущих инновационных позиций в отрасли, «ТРАНСАЭРО» подписала твердые контракты на поставку новейших воздушных судов — самых больших в мире Airbus A380, а также Boeing-787 Dreamliner. Авиакомпания станет их первым эксплуатантом в Российской Федерации. «ТРАНСАЭРО» был также подписан твердый контракт на приобретение отечественных воздушных судов Sukhoi Superjet 100.

В 2012 году Авиакомпания последовательно развивала как внутрироссийские, так и международные перевозки. При этом большое внимание уделялось прямым беспосадочным международным рейсам из регионов России. Именно этот сегмент перевозок в течение последних лет демонстрирует постоянно растущую востребованность на рынке. Число пассажиров, перевезенных нашей Компанией на таких рейсах в 2012 году, увеличилось по сравнению с 2011 годом в 2,3 раза.

За отчетный период «ТРАНСАЭРО» открыла 69 новых маршрутов.21 из них был открыт из Москвы и Санкт — Петербурга и 48 из других городов России. Знаковым событием стало начало полетов Авиакомпании в качестве регулярного перевозчика по таким важнейшим Европейским направлениям, как Париж, Рим, Милан.

Большое значение для развития «ТРАНСАЭРО» в Московском авиационном узле стало подписание соглашения о стратегическом сотрудничестве с аэропортом Внуково. Именно на базе самого современного в России терминала А этого аэропорта Авиакомпания создает свой новый транзитный узел между городами России, Казахстана, Украины, Узбекистана и городами США и Западной Европы.

5 стр., 2436 слов

Авиационная промышленность России (2)

... В августе 2009 года пресс-служба правительства России сообщила, что в 2009 году государственное финансирование авиастроения составило 80 млрд рублей, которые пошли на закупку российских самолётов и ... идет о субсидировании части лизингового платежа, осуществляемого в рамках постановления №466 авиакомпаниям, приобретающим отечественную авиационную технику в лизинг. Кроме того, по постановлению №90 ...

Возможности клиентов «ТРАНСАЭРО» расширились за счет заключения в 2012 году код-шерингового соглашения с британской компанией Virgin Atlantic о совместной эксплуатации рейсов на маршрутах между Москвой и Лондоном, а также между Лондоном и городами США.

Можно констатировать, что на данном этапе своего развития «ТРАНСАЭРО» в основном сформировала свою маршрутную сеть. Поэтому сейчас главной задачей является повышение эффективности ее использования за счет гибкого реагирования на потребности рынка. Парк Компании обеспечивает самые широкие возможности для этого.

Внедряя инновационные технологии, «ТРАНСАЭРО» в 2012 году первой в России начала вводить услугу высокоскоростного широкополосного доступа к интернету и мобильной связи на борту на своих регулярных рейсах. Одними из первых в мире мы установили самое современное оборудование на самолетах Boeing-747-400 и Boeing — 777-300.

В 2012 году деятельность «ТРАНСАЭРО» получила очень высокую оценку на мировой арене. Она была признана лучшей авиакомпанией Восточной Европы — ей вручена учрежденная агентством Skytrax премия World Airline Awards. Компания стала лауреатом престижнейшей премии ATW Airline Industry Achievement Awards в номинации «Лидер рынка». Согласно международному рейтингу, опубликованному британским изданием Airline Business, «ТРАНСАЭРО» заняла шестое место в мире по числу пассажиров, перевезенных на маршрутах туризма и отдыха. В соответствии с рейтингом безопасности полетов крупнейших мировых перевозчиков, который составляет немецкое бюро исследований JACDEC, по результатам 2012 года «ТРАНСАЭРО» заняла 16-е место в мире и 6-е место в Европе. Она стала единственной российской авиакомпанией, вошедшей в первую тридцатку этого рейтинга.

Верная своим традициям, авиакомпания «ТРАНСАЭРО» в 2012 году проводила активную социальную политику, в основе которой лежит высокая ответственность перед пассажирами, коллективом и обществом. В 2012 году «ТРАНСАЭРО» была удостоена премии «Лучшая компания для работы и карьеры», а также премии «HR-бренд года». «ТРАНСАЭРО» стала единственной авиакомпанией России, которой был официально присвоен наивысший рейтинг корпоративной социальной ответственности ААА (s).

Программа корпоративной благотворительности «ТРАНСАЭРО» по результатам исследования, проведенного с участием компании Pricewaterhouse Coopers, вошла в тройку лучших в Российской Федерации. Благодарю за все высокие достижения Компании весь ее коллектив, менеджмент и наших партнеров. [2]

В 2012 году авиакомпания «Сибирь» отпраздновала своё двадцатилетие. Самолётами авиакомпании было перевезено более шести миллионов авиапассажиров. Благодаря усилиям сплоченной команды профессионалов, в отчетном году был продемонстрирован рост производственных показателей в среднем на уровне 24%. Немаловажную роль в столь успешных результатах сыграли четко выстроенные бизнес-процессы и эффективная система управления рисками.

Объемы пассажирских перевозок авиакомпании в 2012 превышали темпы роста рынка гражданской авиации (Таб.2.).

Это позволило нам увеличить долю компании на рынке. В сегменте регулярных авиаперевозок — основном для авиакомпании — «Сибирь» занимает третье место.

31 стр., 15462 слов

Мировой рынок вооружений и военной техники

... закупки вооружения и военной техники - 300 млрд. долл., военные НИОКР - 170,9 млрд. долл. и на строительство военных объектов - 21,2 млрд. долл. Однако фактические военные расходы США в ближайшие годы, по ... свои ведущие позиции на мировых рынках вооружений, которые занимал в 80-е годы Советский Союз, Москва. В девяностые годы, после распада СССР, на рынке вооружений почти полностью доминировали ...

Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок 3

Таблица 2. Основные операционные показатели а/к «Сибирь»

Парк воздушных судов авиакомпании по-прежнему остаётся одним из самых молодых в отрасли гражданской авиации России и продолжает обновляться. В минувшем году «Сибирь» получила шесть новых лайнеров Аirbus A320, доведя количество самолетов авиакомпании до 38. В 2013 году парк авиакомпании уже пополнился новым самолетом А320. В мае планируется поступление ещё одного воздушного судна Airbus A320.

В 2012 году авиакомпания значительно расширила свою маршрутную сеть. Мы не только открыли ряд новых собственных рейсов по российским и международным направлениям, но и провели активную работу по заключению соглашений о совместном выполнении рейсов с зарубежными партнерами.

Авиакомпания продолжает развивать сотрудничество в рамках глобального авиационного альянса oneworld. Второй год участия в альянсе позволил авиакомпании перевезти более 120 тысяч пассажиров, которые оформили билеты у наших зарубежных партнёров. Объединение с ведущими мировыми перевозчиками — новый этап развития авиакомпании — позволяет предлагать нашим пассажирам удобные и гарантированные путешествия в любую точку земного шара рейсами участников oneworld. В 2013 сотрудничество в рамках альянса будет расширяться — нашими партнерами станут такие крупные авиакомпании, как Qatar Airways и SriLankan.

В 2013 году авиакомпания планирует сконцентрироваться на дальнейшем развитии внутренних бизнес-процессов, поскольку это играет важную роль в сохранении высоких показателей эффективности компании. [3]

Авиакомпания «ЮТэйр» продолжает уверенное развитие как крупнейшая международная авиационная группа, которая успешно осуществляет деятельность на четырех континентах. 2012 год прошел для нашей Авиакомпании под знаком освоения новой техники, расширения географии полетов и совершенствования авиационных работ — как в России, так и за рубежом. Особое внимание уделено оптимизации структуры и корпоративного управления группы.

В области пассажирских перевозок Авиакомпания «ЮТэйр», базируя свою стратегию на использовании потенциала внутрироссийского рынка, уверенно занимает место в тройке лидеров по объему перевозок. При этом Авиакомпания стабильно показывает высокие темпы роста — за последние 5 лет объем пассажиропотока вырос более чем на 300%.

В период с января по декабрь 2012 года воздушные суда Группы «ЮТэйр» перевезли 9,38 миллиона пассажиров, что превысило показатель 2011 года на 24,3%, подтвердив, таким образом, свои прогнозы годового бизнес-плана (Рис.2.).

Пассажирооборот на самолетах Группы увеличился по сравнению с прошлым годом на 29,4%, вдвое опередив отраслевой показатель роста. Процент занятости кресел на самолетах за тот же период составил 74,3%, что лучше, чем в 2011 году, на 0,9 п. п. При этом акцент был сделан на освоении и эффективном использовании новой современной техники.

На рынке вертолетных услуг Авиакомпания «ЮТэйр» неизменно занимает лидерские позиции, входя в число крупнейших глобальных операторов.

В 2012 году мы подписали контракт на поставку 20 новых самолетов Airbus семейства А320, и в середине 2013 года первые машины уже поступят в Авиакомпанию одновременно с заказанными ранее новыми Boeing 737-800/900. Эти самолеты позволят не только расширить сеть полетов по России и на международных направлениях, но и обеспечат нашим пассажирам высокий уровень комфорта. Вертолетный парк также интенсивно обновляется — за счет приобретения новых МИ-171, Eurocopter AS-350 и новейших Eurocopter ЕС175.

Модернизация парка воздушных судов позволила Группе «ЮТэйр» расширить маршрутную сеть, открыть в 2012 году более 30 новых рейсов в российские и зарубежные города, а также рассматривать возможности расширение вертолетных операций за рубежом.

Сегодня можно уверенно говорить о том, что создана основа для последующего качественного рывка: обновлен парк, сформирована масштабная сеть с современным хабом во Внуково, учреждены аффилированные вертолетные компании в различных странах, а персонал «ЮТэйр» постоянно совершенствует свое профессиональное мастерство.

Хочу заметить, что зачастую наши успехи достигаются не благодаря, а вопреки внешним факторам, влияющим на нашу деятельность.

Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок 4

Рисунок 2. Структура доходов а/к «Ю Тэйр»

фактов об Авиакомпании «ЮТэйр»

  • «ЮТэйр» — самая динамично развивающаяся авиакомпания отечественной авиационной индустрии — в 2007-2012 гг. — рост пассажиропотока более 300%.
  • Авиакомпания «ЮТэйр» входит в тройку лидеров рынка гражданской авиации России по объемам авиаперевозок.
  • Авиакомпания «ЮТэйр» является одним из крупнейших операторов вертолетного флота в мире, работает на 4 континентах для российских и зарубежных партнеров.
  • Самолеты Авиакомпании «ЮТэйр» осуществляют ежедневно более 300 пассажирских рейсов в более чем 100 аэропортов России и зарубежья.
  • Самолеты Авиакомпании «ЮТэйр» осуществляют полеты по более чем 50 уникальным направлениям в России, в том числе, по региональным маршрутам, где не работают другие авиаперевозчики.

— В штате авиакомпании более 7 000 высококвалифицированных специалистов, среди которых более 4 000 пилотов и бортпроводников. Один работник авиакомпании носит звание «Герой России», сотни удостоены государственных и ведомственных наград, отмечены наградами ведущих международных авиационных организаций.

— Авиакомпания «ЮТэйр» — член Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), Международной вертолетной ассоциации (Helicopter International Association), состоит в международном регистре операционной безопасности IOSA (IATA Operational Safety Audit).

— Авиакомпания «ЮТэйр» традиционно осуществляет вертолетные работы по поддержке миротворческих миссий ООН в девяти странах Африканского континента и Азии. В 2012 году между Авиакомпанией и ООН заключены контракты также на выполнение самолетных перевозок на воздушных судах Boeing 737-500 и CRJ-200.

  • Авиакомпания «ЮТэйр» входит в ТОП-15 перевозчиков стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, Южно-Африканская Республика) по капитализации.


В отличие от рынка стран ЕС для российского авиационного рынка 2012 год сложился благополучно. Деятельность Группы «Аэрофлот» наряду с деятельностью других российских авиаперевозчиков из первой пятерки («Трансаэро», «ЮТэйр» и S7) оказала позитивное влияние на развитие отрасли (Таб.2,3).

Совокупная доля лидеров отрасли на внутренних воздушных линиях (ВВ Л) по количеству перевезенных пассажиров возросла за год с 56,8 до 72,1 %, что свидетельствует о происходящем на российском рынке процессе консолидации.

Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок 5

Рисунок 3. Динамика пассажирооборота ГА РФ

Российские авиакомпании показали более высокие темпы роста, чем весь рынок в целом, включая иностранных перевозчиков. При этом объем рынка с учетом пассажиров иностранных авиакомпаний вырос на 14,5 %, до 92 млн пассажиров (без учета иностранных перевозчиков — на 15,5 %, до 74 млн пассажиров) (Рис. 3).

Объем перевозок иностранных авиакомпаний увеличился всего на 10,6 %. Эта ситуация объясняется несколькими причинами. С одной стороны, консервативной стратегией ряда иностранных авиакомпаний в области выставления дополнительных провозных емкостей. С другой — хорошей конкурентной позицией некоторых российских перевозчиков, сумевших взять часть пассажиропотока на себя.

Доля перевозок пассажиров на международных линиях в общем пассажиропотоке продолжила увеличиваться. В 2012 году она составила уже 52,2 % от общего объема рынка. Российские авиакомпании перевезли на международных воздушных линиях (МВЛ) на 7,3 млн пассажи ров больше, чем в 2011 году. Флагманом развития этого сегмента выступила авиакомпания Аэрофлот. Другими основными игроками этого сегмента стали «Трансаэро», Группа S7, Группа «ЮТэйр», «Уральские авиалинии» и «Когалымавиа» (работает под брендом TUI) (Рис. 4,6).

Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок 6

Рисунок 4. Структура российского рынка авиаперевозок

Увеличение доли на МВЛ отразилось на динамике роста перевозок на ВВ Л, которая снизилась в прошедшем году. Так, в 2012 году объем перевозок на ВВ Л увеличился на 8,1 % по сравнению с показателями 2011 года и составил 35,4 млн пассажиров.

Направление ВВ Л обладает большим потенциалом для роста, хотя пока на рынке сохраняется проблема чрезмерной концентрации внутренних перевозок в аэропортах Москвы. На их долю приходится 75 % внутреннего пассажиропотока. Однако такая ситуация не долговременна. Согласно мировой практике, российский внутренний рынок обладает значительным потенциалом для роста, который будет раскрываться по мере развития деловой активности региональных центров.

Группа «Аэрофлот» продолжила наращивать свое присутствие на рынке, применяя стратегию охвата разных сегментов рынка с помощью нескольких брендов.

В результате консолидации в ноябре 2011 года авиационных активов Государственной корпорации «Ростехнологии», доля Группы «Аэрофлот» в суммарном пассажиропотоке отрасли увеличилась с 26 % в 2011 году до 37 % в 2012 году, а по пассажирообороту — с 28 % в 2011 году до 38 % в 2012 году (Рис.5).

Рост составил 11 и 10 процентных пунктов соответственно.

Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок 7

Рисунок 5. Динамика доли группы «Аэрофлот» в ГА РФ

В 2012 году отрасль продолжила поступательное движение от модели «авиации национальных флагов» к построению полноценной глобальной системы авиаперевозок. Группа «Аэрофлот» придерживалась аналогичного вектора развития — от модели национального перевозчика к статусу одного из ключевых игроков международного рынка. Стратегические цели авиакомпании по строительству глобальной маршрутной сети, реализации возможностей главного хабав Шереметьево, расширению сотрудничества с партнерами по альянсу и другими авиакомпаниями отразили главные тенденции авиационного рынка в прошедшем году.

Сегодня отрасль переживает сложные времена, но это нельзя назвать кризисом. Согласно данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA; на март 2013 года), оборот отрасли в 2012 году составил 638 млрд долл. США. По сравнению с предыдущим годом он вырос, но темпы его роста заметно снизились и составили всего 6,8 %. Драйвером этого роста стали пассажирские перевозки, на долю которых пришлось 79,8 % всех доходов. Грузовой рынок, доля которого составила 10,3 % от общего объема, наоборот, оказался в непростой ситуации. Выручка от перевозки грузов снизилась на 4,3 % и составила 66 млрд долл. США.

Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок 8

Рисунок 6. Пассажирооборот с периода 1990 и расчетом до 2030 года

Расходы авиакомпаний в отчетном периоде выросли на 7,4 % и составили 623 млрд долл. США. Основная часть затрат пришлась на топливную составляющую. Ее доля, как и в 2008 году, достигла рекордного значения в 33 % при средней цене за баррель нефти марки Brent в 111,8 долл. США в 2012 году. Прочие расходы выросли всего на 2,7 %, что связано с политикой авиакомпаний по оптимизации своей деятельности. Средняя загрузка на рейсах достигла рекордного показателя в 79,1 %. По данным IATA (на март 2013 года), чистая прибыль в целом по отрасли составила 7,6 млрд долл. США. Ее генераторами стали авиаперевозчики из Северной Америки и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР).

На их долю пришлось 82 % прибыли (6,2 млрд долл. США).

На быстрорастущие рынки Ближнего Востока и Латинской Америки пришлось 0,9 и 0,3 млрд долл. США соответственно, а на рынок Европы — 0,3 млрд долл. США. Показатель рентабельности в среднем по отрасли составил всего 1,2 %. По прогнозам IATA (на март 2013 года), чистая прибыль авиаперевозчиков вырастет в 2013 году на 39,5 %, до 10,6 млрд долл. США. Улучшение показателей связано в первую очередь с достаточно устойчивым спросом на пассажирские перевозки и началом роста рынка грузовых перевозок.

К 2016 году объем мирового рынка достигнет значения в 3,6 млрд пассажиров, что на 21 % больше объема рынка в 2012 году. Прошедший год стал рекордным по количеству известных авиакомпаний, прекративших свою деятельность. В этот список вошли национальные перевозчики Венгрии и Уругвая — Malev и Pluna, индийская Kingsfisher Airlines, испанская Spanair, итальянская Wind Jet, скандинавские и немецкие региональные компании City Aviation, OLT Express, Cirrus Airlines, Climber Sterling, Skyways. Определенные сложности с региональными перевозками стали появляться и в США, что связано с оптимизацией деятельности основных игроков американского рынка.

С другой стороны, отрасль продолжила свой рост за счет создания совместных авиационных предприятий для работы на отдельных направлениях. В 2012 году стартовал совместный проект Emirates и Qantas по управлению направлением Дубай — Австралия. Также дочерняя компания Qantas — JetStar совместно с китайской авиакомпанией China Eastern запустили в Гонконге лоукост-авиакомпанию JetStar Hong Kong. Совместные проекты стартовали у японской JAL и британской British Airways, Singapore Airlines и скандинавской SAS.

Отдельные перевозчики начали реализовывать стратегию захвата рынка с помощью нескольких брендов. Сингапурская SIA Group запустила дальнемагистрального лоукост-перевозчика Scoot, a Thai Airways приняла мультибрендовую стратегию развития. Крупнейшие европейские игроки также усилили свои позиции на рынке ближнемагистральных нетранзитных перевозок за счет дочерних лоукост-компаний. Lufthansa начала активно использовать Germanwings, IAG — Iberia Express. По этому пути пошла Air France — KLM, объявив в самом начале 2013 года о создании подобной авиакомпании — HOP. Группа «Аэрофлот» в рамках своей мультибрендовой стратегии запланировала создание лоукост-перевозчика и отдельной туристической авиакомпании.

Таблица 2. Рейтинги авиакомпаний мира 2013, и положение российских авиакомпаний в рейтинге [8]

Авиакомпания

Страна

Пасс/ оборот, млн. пасс/км

Кол-во пасс., млн. чел.

Кол-во возд. судов, шт.

1.

Delta Air Lines

США

310 466

164.6

723

2.

United Airlines

США

288 680

93.6

699

3.

American Airlines

США

203 299

86.3

616

4.

Emirates

ОАЭ

188 618

39.4

204

Southwest Airlines

США

165 753

134.1

697

6.

Lufthansa

Германия

149 780

74.7

293

7.

Air France

Франция

135 824

50.6

246

8.

British Airways

Великобритания

126 436

37.6

260

9.

China Eastern Airlines

Китай

109 113

73.1

263

10.

China Southern Airlines

Китай

107 000

64.5

417

27.

Аэрофлот

Россия

50 532

17.7

136

34.

Трансаэро

Россия

41 004

10.3

92

85.

ЮТэйр

Россия

15 166

7.8

118

92.

S7 Airlines

Россия

13 025

6.4

40

Таблица 3. Рейтинги авиакомпаний в РФ [8]

Авиакомпания

Пасс/ оборот, тыс. пасс/км

Прирост к 2011 г., %

1.

Aэрофлот

50 532 518

+20.3

2.

Трансаэро

41 003 887

3.

ЮТэйр

15 166 155

+36.4

4.

Сибирь (S7)

13 025 241

+23.5

5.

Оренбургские авиалинии

10 505 213

+40.1

6.

Уральские авиалинии

9 548 267

+39.7

7.

Россия

8 761 024

+21.8

8.

Северный ветер (Nordwind)

8 353 261

+14.7

9.

Глобус (S7)

4 596 794

+34.1

10.

Якутия

3 586 342

+6.3

Последние несколько лет российские авиакомпании демонстрируют достаточно высокие темпы роста грузоперевозок, однако их доля на мировом рынке не превышает 2% (Рис.7).

Для того чтобы Россия заняла достойное место на мировом авиационном грузовом рынке, необходимы серьезные структурные изменения в отрасли.

Если судить о российском рынке авиационных грузовых перевозок на основании показателей деятельности ведущих российских авиакомпаний, то результаты выглядят действительно впечатляющими: лидеры рынка демонстрируют существенный ежегодный рост грузооборота.

Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок 9

Рисунок 7. Доля российских авиакомпаний на международном рынке

Так, по данным Федерального агентства воздушного транспорта (ФАВТ), в 2011 г. он составил 11,6 % — и это на фоне почти 5 % -ного падения грузооборота азиатских авиакомпаний (по предварительным данным 2011 г. Association of Asia pacific Airlines — ААРА) и более чем скромного роста европейских и американских авиакомпаний: 2,1% (по данным Association of European Airlines — АЕА) и 0,4% (по данным International Air Transport Association — IATA) соответственно.

Однако если принимать во внимание долю российских авиакомпаний на мировом рынке грузовых авиаперевозок, которая составляет всего 2%, то становится очевидным, что текущая ситуация постепенного развития российского рынка и демонстрируемые авиакомпаниями темпы роста (Рис.8.) — это недостаточные условия для того, чтобы Россия могла претендовать на ощутимую долю мирового рынка авиационных грузовых перевозок.

Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок 10

Рисунок 8. Грузооборот с периода 1990 и расчетом до 2030 года

Необходим переход на качественно иной уровень развития отрасли, для чего у нашей страны есть объективный потенциал. Это прежде всего географическое положение как основа для развития транзитных грузопотоков, это рост экономики, необходимый для развития экспортно-импортных перевозок грузов, и, наконец, численность населения нашей страны и рост покупательской способности как основа для рынка «домашних» перевозок.

Сегодня основной объем грузоперевозок (77% за 2011 г., по данным ФАВТ) российские авиакомпании выполняют за рубежом, обслуживая крупнейший (50% мирового грузооборота) рынок между Европой и Китаем и другими странами Юго-Восточной Азии. На этих маршрутах россияне прочно закрепились, сумели завоевать авторитет, зарабатывают неплохие деньги. По прогнозам IATA, до 2020 г. на этих рынках ожидается увеличение объемов грузовых авиаперевозок в среднем на 4,5 % в год.

На маршрутах между Азией и Европой доля российских авиакомпаний составляет порядка 7 %, однако на другом крупнейшем мировом рынке — между Азией и Америкой — она практически равна нулю. Одна из причин такого положения дел состоит в том, что не используются кросс-полярные маршруты.

При нынешнем достаточно высоком спросе на транзитные грузоперевозки Россия пока не может предоставить зарубежным клиентам конкурентоспособного, удобного и быстрого обслуживания при перемещении грузов через территорию Российской Федерации — прежде всего из-за низких темпов развития наземной инфраструктуры аэропортов и ряда нерешенных вопросов нормативно-правового обеспечения грузоперевозок.

Основными конкурентами российских аэропортов сегодня выступают стремительно развивающиеся и оттягивающие на себя европейско-азиатский грузопоток аэропорты Ближнего Востока, Индии и Средней Азии.

Таким образом, необходимо повысить привлекательность наших аэропортов в качестве грузовых и логистических центров для авиакомпаний, которые ориентируются прежде всего на те транзитные аэропорты, где и качество обслуживания, и его стоимость их устраивает. Что именно необходимо изменить, понятно и авиакомпаниям, и аэропортам: увеличить число стоянок воздушных судов, увеличить число и улучшить состояние взлетно-посадочных полос, обеспечить наличие специального оборудования для загрузки / разгрузки, наличие квалифицированного персонала. Кроме того, конкурентным преимуществом российских аэропортов, на наш взгляд, должна стать стоимость авиационного керосина.

Помимо развития аэропортовой инфраструктуры и строительства грузовых терминалов, которые отвечали бы всем современным международным требованиям, необходимо развивать сеть аэропортов-хабов. Они необходимы в первую очередь в таких крупных городах, как Хабаровск, Красноярск, Новосибирск, Владивосток, которые способны перетянуть на себя транзитные потоки, разгрузить аэропорты Московского авиационного узла.

Сейчас на долю последних приходится 80 % грузопотока в Россию, большая часть которого впоследствии расходится по регионам. В качестве положительного примера можно привести аэропорт Дубай, за 4 года увеличивший практически вдвое свой грузооборот благодаря целенаправленной политике властей эмирата, поддержке бизнеса и значительным инвестициям в развитие аэропортовой инфраструктуры. Там созданы свободные экономические зоны, внедрены передовые технологии, действует интермодальная логистика с использованием различных видов транспорта.

Изучение и заимствование подобного опыта позволило бы поднять планку обслуживания грузовых авиаперевозок в российских аэропортах, сделать их более конкурентоспособными. Безусловно, на подобные преобразования потребуются немалые инвестиции — порядка 4 млрд долл.

Экспортно-импортный потенциал России оказывается сегодня все теснее связан с развитием всей экономики страны, расширением торговых отношений с государствами Европы, Азии, Америки. Полноправное вступление России в ВТО подразумевает серьезные изменения во внешнеэкономической деятельности нашей страны, диверсификацию (изменение) структуры экспорта в сторону более высокотехнологичной продукции и т.д. Это, в свою очередь, вызовет рост объемов международных грузовых авиаперевозок (Рис.9).

Анализ положения ведущих российских авиакомпаний на международном рынке авиаперевозок 11

Рисунок 9. Процент российских и зарубежных авиакомпаний по перевозке грузов из РФ

По оценкам экспертов, в ближайшие десятилетие вполне реально их утроение, что связано не только с развитием международной торговли, но и с изменением самой технологии доставки грузов. И если сегодня на рынке Азия — Европа доля российских авиаперевозчиков по транзиту составляет менее 10 %, то уже в ближайшие годы контролируемый ими грузопоток может достичь 20 % и составить 2 млн т в год. Все, что необходимо для этого сделать, — сформировать конкурентоспособные предложения для перемещения экспортно-импортных грузов.

Здесь мы сталкиваемся со следующим сдерживающим развитие рынка фактором — с проблемами таможенного регулирования и существующей практикой правоприменения в нашей стране. Непрозрачность и вариативность правоприменения Таможенного кодекса в каждом аэропорту приводит к тому, что авиационная перевозка не только теряет свое основное преимущество — скорость, но и значительно дорожает, что вынуждает заказчика искать альтернативные варианты доставки груза, зачастую в ущерб сохранению его качества.

Конечно, определенные усилия в разрешении таможенных ограничений предпринимаются, но пока не приносят ощутимых результатов. Так, создание Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана до сих пор никак не повлияло на рост авиационных грузоперевозок в России.

Как показывает практика, основой бизнеса крупнейших международных авиакомпаний является домашний рынок, который обеспечивает более половины объемов перевозимых грузов и создает уникальность конкурентных преимуществ того или иного международного авиаперевозчика. Российским авиакомпаниям рассчитывать на свой домашний рынок пока не приходится, поскольку для внутреннего рынка нашей страны характерен дисбаланс грузопотоков.

В связи с этим большинство грузовых авиакомпаний сталкивается с проблемами при открытии новых рейсов. Яркий пример — аэропорт Норильска, где на 15 т «прилетающего» груза приходится полтонны «улетающего» — исключительно односторонний грузопоток.

Потенциал в мультимодальности (это доставка разнообразных грузов по одному направлению, выполняемая несколькими видами транспорта)

Перспективным является и развитие мультимодальных транзитных точек, в которых можно было бы сочетать воздушный и железнодорожный транспорт, а в некоторых местах — еще речной и морской. Такая сетевая доставка груза (порт — станция — аэропорт) позволит нашим авиаперевозчикам значительно снизить расходы на логистику и обеспечить приемлемые сроки доставки грузов.

Подобные схемы уже применяются в крупнейших международных аэропортах: Дубае, Сингапуре, Гонконге. Первые шаги в этом направлении сегодня делает и аэропорт Новосибирска «Толмачево», к которому протягивается железнодорожная ветка. В случае успешной реализации таких проектов, например, в Красноярске, Сочи, Санкт-Петербурге и т.д., можно будет говорить о потенциальном увеличении экспортно-импортных объемов авиационных грузовых перевозок с 0,3 млн т до 1 млн т в год и внутреннего грузопотока с 0,25 млн т до 1 млн т в год.

Безусловно, были перечислены не все проблемы, которые необходимо решить для эффективного развития авиационного грузового потенциала России, но, думается, наиболее важные. Нужно четко понимать, что окно возможностей России может скоро закрыться. Конкуренция на этом рынке велика, и побеждает в борьбе тот, кто не жалеет средств на развитие инфраструктуры.

По прогнозам Минэкономразвития, к 2020 г. российская экономика должна выйти на пятое место в мире. Для того чтобы к тому времени отечественная транспортная система могла в полной мере играть роль «кровеносной», российская грузовая гражданская авиация должна, в свою очередь, выйти на третье-четвертое место в мире по объемам перевозок.

Задача достаточно амбициозная, если приложить усилия в

создать современный парк грузовых самолетов (отечественных и

добиться высокого уровня профессионализма в области управленческого и летно-технического персонала;

построить развитую инфраструктуру: аэропорты, хабы, систему УВД (управления воздушным движением);

эффективно использовать географическое положение страны.

Достижение цели возможно при условии консолидированного развития всей отрасли авиационных грузовых перевозок в целом и решения ряда конкретных задач каждым участником рынка в отдельности. Для авиакомпаний эти задачи заключаются в оснащении своих парков современными эффективными самолетами, в создании безопасных и экологичных технологий доставки груза, в развитии инфраструктуры технического обслуживания авиационной техники, в соответствии современным сертификационным требованиям заказчиков и международных организаций, во внедрении передовых отраслевых технологий.


В мировом воздушном транспорте действует 443 авиатранспортных компании. Около 180 компаний выполняют международные авиаперевозки в различных регионах мира. Между ними развернулась непрерывная ожесточенная конкурентная борьба за прибыльные авиалинии и коммерческую загрузку. Каждая авиакомпания стремится привлечь на свои рейсы как можно больше пассажиров и грузов, овладеть рынком авиационных перевозок. Борьба ведется как открыто с использованием приемов так называемой «свободной конкуренции”, так и скрыто — с применением различных запрещенных и завуалированных методов. Конкуренция национальных и межнациональных монополий на мировом рынке авиационных перевозок привела к образованию избыточных мощностей, росту эксплутационных расходов, убыточности многих авиалиний, приводящих иногда к банкротству и поглощению авиакомпаний более мощными. В этих условиях конкурентная борьба особенно ужесточается, часто вспыхивают так называемые «тарифные войны”. Здесь, как и на других рынках, помимо согласованного, авиакомпании продолжают осуществлять «незаконное” снижение тарифов. Ярким примером является рост количества штрафов, налагаемых ИАТА на авиакомпании за эту незаконную деятельность.

«Свободная» конкуренция может быть названа «свободной» с точки зрения свободы риска, так как каждая авиакомпания может использовать как «законные” методы, так и запрещенные, проводя их на свой страх и риск. В международном воздушном транспорте выявлены два вида конкуренции — горизонтальная и вертикальная.

Горизонтальная — это борьба между формально равноправными авиакомпаниями на данном рынке авиаперевозок. В свою очередь она ведется с применением двух основных методов конкуренции — ценового и неценового.

Ценовая конкуренция — это конкуренция в сфере применения пассажирских и грузовых авиатарифов, предоставления различных скидок и льгот клиентуре, выплаты комиссионных и сверхкомисионных, различных «бонусных” вознаграждений. Ценовая конкуренция ведется как открытыми (дозволенными), так и конфиденциальными ”незаконными” методами.

Наряду с изменением форм конкурентной борьбы в современных условиях меняются и методы конкурентной политики авиакомпаний; наблюдается перемещение центра внимания с традиционной ценовой конкуренции к неценовым методам.

Неценовой метод конкуренции — это конкуренция качества обслуживания, дифференциация услуг на земле и на борту самолета без дополнительной оплаты.

Авиакомпании пользуются всеми ценовыми и неценовыми методами конкуренции. В результате происходит относительное положение тарифов и так называемая «инфляция авиабилета”.

«Инфляция авиабилета” — характерная для авиатранспортной индустрии тенденция, когда для покрытия растущих расходов особенно возросшей стоимости топлива авиакомпании официально повышают тарифы на авиационные перевозки. В то же время, чтобы устоять в ожесточенной конкурентной борьбе, авиакомпании вынуждены неофициально снижать стоимость авиабилета. В результате «инфляции авиабилета” его номинальная стоимость повышается, а продажная цена постоянно относительно снижается. Здесь следует отметить, что «инфляция авиабилетов» выгодна в основном посредникам — агентам, туристическим фирмам и т.д., организующим продажу авиабилетов на рейсы авиакомпаний и получающим от них незначительные скидки. Клиентуре воздушного транспорта, как правило, приходится платить полную стоимость билетов и грузовых отправок.

Вертикальная конкуренция — это борьба, ведущаяся между государствами и ведомствами гражданской авиации, между ведомствами и авиакомпаниями, между авиакомпаниями и фирмами-посредниками и т.д. Вертикальная конкуренция никогда не бывает равноправной и даже условно «свободной”: положение в общей иерархии определяется возможностями каждого уровня. Для вертикальной конкуренции характерны следующие четыре основных метода:

. Метод «прямого нажима” — это метод принуждения с помощью законодательных актов или правительственных распоряжений.

2. Метод «косвенного давления” — этот метод чаще всего применяется в отношениях между авиакомпаниями и посредниками. На нем основана так называемая «бартерная система» — продажа авиабилетов и грузовых перевозок не за деньги, а в обмен на какие-либо услуги фирм, например, рекламу, поставки оборудования и т.д.

. Метод «тройной зависимости» — предусматривает «давление” одной авиакомпании на вторую, чтобы она пользовалась услугами третьей, являющейся в свою очередь клиентом первой авиакомпании. При этом методе отсутствует полное равноправие партнеров, такое «сотрудничество” чаще всего бывает вынужденным.

. Метод «непреднамеренного обмана” широко используется авиакомпаниями в отношениях с посредниками и клиентурой, когда авиакомпания применяет высший тариф там, где по условиям перевозки может быть применен более низкий тариф. Чаще всего этот метод применяется при авиаперевозках по безналичному расчету. Если клиент или посредник обнаружит это несоответствие, авиакомпания легко может сослаться на «техническую» ошибку и произвести «рифанд”, т.е. возврат незаконно взысканных сумм. Этот метод рассчитан на то, что у посредников и клиентов нет специалистов способных разобраться в сложной и запутанной системе авиационных тарифов.

Приведенная классификация методов и форм конкурентной борьбы, используемых на рынках международных авиаперевозок, позволяет более объективно анализировать уровень коммерческих отношений авиакомпаний, а следовательно, выбирать наиболее эффективные стратегии управления своей деятельностью. [5]

Воздушный транспорт России в 2011 году продолжил рост основных производственных показателей своей деятельности. Темпы роста превышают среднемировой уровень. Вместе с тем, итоги работы свидетельствуют о том, что в отечественной гражданской авиации системные проблемы накапливаются.

Основные из них:

  • существующая система регулирования деятельности гражданской авиации не соответствует современным вызовам. Она не позволяет ставить четкие задачи, формулировать приоритеты, вырабатывать меры и определять последовательность действий по модернизации воздушного транспорта;

  • недостатки контроля за выполнением государственной программы обеспечения безопасности полетов ВС гражданской авиации. Сама Программа нуждается в серьезном обновлении;

  • отсутствие целенаправленности в работе по модернизации воздушного законодательства, его гармонизации со стандартами, рекомендованными международной практикой.


1. Годовой отчет за 2012 год ОАО авиакомпания «Аэрофлот — российские авиалинии». — Москва, 2013 г. — 178 с.

2. Годовой отчет за 2012 год ОАО авиакомпания «Трансаэро». — Москва, 2013 г. — 64 с.

. Годовой отчет за 2012 год ОАО авиакомпания «Сибирь» — Москва, 2013 г. — 25 с.

. Годовой отчет за 2012 год ОАО авиакомпания «Ю Тэйр» — Москва, 2013 г. — 81 с.

. Козуб А.Н. Повышение конкурентоспособности российских авиакомпаний на мировом рынке грузовых авиационных перевозок. — мировая экономика. — Москва: 2010. — 23 с.

. www.ato.ru

. www.rostransport.com

. www.airlines-inform.ru