Магистральный трубопроводный транспорт является важнейшей составляющей топливно-энергетического комплекса России. В стране создана разветвленная сеть магистральных нефтепроводов, нефтепродуктопроводов и газопроводов, которые проходят по территории большинства субъектов Российской Федерации.
За последние годы резко возросла роль трубопроводного транспорта в российской экономике. Это связано с рядом факторов: увеличение налоговых поступлений в бюджеты
Системы трубопроводного транспорта являются эффективным инструментом реализации государственной политики, позволяющим государству регулировать поставки нефтепродуктов на внутренний и внешний рынки.
Трубопроводный транспорт активно влияет на формирование и развитие ТЭК страны и отдельных регионов, являясь его неотъемлемой частью, и обеспечивает:
- перекачку добытых и переработанных энергоресурсов;
- выполняет функцию распределительной системы комплекса;
- транспортировку энергоресурсов на экспорт в страны ближнего и дальнего зарубежья.
К трубопроводному транспорту относятся магистральные нефте- и газопроводы, а также продуктопроводы. Значимость трубопроводного транспорта для Российской Федерации определяется значительной удаленностью основных месторождений нефти и газа от потребителей, а также высокой долей нефти, нефтепродуктов и газа в экспортном балансе России.
Целью моей курсовой является технологический расчет магистрального нефтепровода. Исходные данные следующие:
- пропускная способность – 75 млн.м3 /год;
- происхождение нефти – Кыдыланьи;
- температура грунта на глубине заложения трубопровода – 70 С;
- материал труб – малоперлитная сталь;
- протяженность трассы – 820км.
Необходимо рассчитать основные параметры нефти, провести механический расчет, гидравлический, определить расчетную длину нефтепровода, подобрать основные и подпорные насосы, определить число НПС и расставить их по трассе, построить основные характеристики нефтепровода и насосных в зависимости от различных режимов работы.
Транспортировка нефти по нефтепроводу в экологическом аспекте
... нефтепроводов и предупреждение отказов, аварий. Естественное старение магистральных нефтепроводов и в связи с этим значительное повышение требований к их экологической безопасности - характерные особенности условий работы трубопроводного транспорта нефти. Эти моменты и определяют основные ...
-
Основные параметры перекачиваемой нефти.
В зависимости от пропускной способности в нормах технологического проектирования даются значения диаметра трубопровода и давления на нефтеперекачивающих станциях.
Производительность 75 млн.т./год, исходя из норм технологического проектирования диаметр (наружный) 1220 мм, а рабочее давление 5,1-5,5мПа.
Расчетная температура:
Свойства перекачиваемой жидкости зависят от её температуры. Она может изменяться со временем и быть разной в разных точках трубопровода. Расчётная температура определяется по формуле:
- температура грунта на глубине заложения
нефтепровода для участка длиной .
В данной курсовой работе для упрощения расчётов, температура жидкости принимается постоянной и равной температуре окружающего грунта (по заданию ).
Плотность:
, где ξ – температурная поправка,
;
- Т=7°С=280К – исходные данные;
ρ=864,1кг/м 3 , при Т=293К (Приложение 1);
ξ= 1,825-0,001317*864,1=0,801,
ρ т =864,1-0,801(280-293)= 853,687кг/м3 .
Вязкость:
ν 0 -кинематическая вязкость при Т0 , ν0 =5,87сСт (мм2 /с);
- показатель крутизны
вискограммы:
cСт.
-
Основные параметры нефтепровода.
Расчетная пропускная способность должна определяться по формуле:
млн.т./г
где G Г – заданный объем перекачки для соответствующего этапа развития нефтепровода, млн.т/г (определяется в техническом задании на проектирование),
k н – коэффициент неравномерности перекачки.
Значение коэффициента неравномерности перекачки принимается в пределах от 1,00 до 1,05, исходя из особенностей эксплуатации нефтепровода и определяется в техническом задании на проектирование. Если оно не указанно, то значение коэффициента неравномерности перекачки принимаются, исходя из особенностей нефтепровода:
- для нефтепровода, идущего параллельно с другими нефтепроводами и образующими систему — 1,05;
- для однониточного нефтепровода, по которому нефть подается к нефтеперерабатывающему заводу, а также для однониточного нефтепровода, соединяющего существующие нефтепроводы — 1,07;
- для однониточного нефтепровода, подающего нефть от пунктов добычи к системе нефтепроводов — 1,10.
Находим расчетную производительность нефтепровода:
При определении часовой производительности режим работы магистральных нефтепроводов должен приниматься непрерывным, круглосуточным. Расчетное время работы магистрального нефтепровода (фонд рабочего времени) с учетом остановок на регламентные и аварийно-восстановительные работы должно приниматься равным 8400 часов или 350 дней в году.
Расчётная секундная пропускная способность, необходимая нам для
м 3 /с.
-
Механический расчет.
Пользуясь исходными данными и таблицей 1, выбираем диаметр трубопровода 1220 мм.
Таблица 1
Наружный диаметр и толщина стенки, мм |
Рабочее давление, МПа |
Пропускная способность, млн.т/год |
630 (5-12) |
5,2-6,2 |
10-12 |
720 (6-14) |
5-6 |
14-18 |
820 (7-16) |
4,8-5,8 |
22-26 |
920 (8-16) |
4,6-5,6 |
32-36 |
1020 (9-18) |
4,6-5,6 |
42-50 |
1220 (11-20) |
4,4-5,4 |
70-78 |
Определяем скорость движения нефти в трубопроводе по формуле:
м/с.
В соответствии с найденной
Насос |
Номинальный режим |
Масса, кГ |
||||
Подача, м 3 /ч |
Напор, м |
Частота вращения, об/мин |
Дополнительный кавитационный запас, м |
КПД, % |
||
НМ 10000-210 |
12500 |
210 |
3000 |
87 |
87 |
9759 |
НПВ 5000-120 |
5000 |
120 |
1500 |
5,0 |
85 |
16700 |
Насос |
Коэффициенты в формуле |
Коэффициенты в формуле |
Коэффициенты в формуле |
n s |
|||||
H 0 , м |
a, ч/м 2 |
10 -6 *b, ч2 /м5 |
a 0 , м |
b 0 |
10 2 *c0 |
10 4 *c1 , ч/м3 |
10 8 *c2 , ч2 /м6 |
||
НМ 10000-210 |
360,5 |
— |
0,93 |
1,63*10 -5 |
1,62 |
18,0 |
1,4 |
-0,65 |
262 |
291,8 |
— |
0,86 |
1,64*10 -5 |
1,62 |
14,6 |
1,4 |
-0,68 |
234 |
|
263,1 |
— |
0,83 |
1,63*10 -5 |
1,62 |
14,6 |
1,4 |
-0,68 |
263 |
|
НПВ 5000-120 |
151,3 |
— |
1,3 |
5 |
— |
22,4 |
0,026 |
-0,027 |
126 |
132,7 |
— |
0,099 |
5 |
— |
22,4 |
0,026 |
-0,027 |
139 |
Напор насоса при расчетной часовой подаче в соответствии с формулой представляет:
115,81м;
172,46м.
Полагая, что число насосов m =3, по формуле рассчитываем рабочее давление на выходе головной насосной станции:
Запорная арматура на нефтепроводах рассчитана на давление P д =5,5 МПа. Поэтому условие P≤Pд выполняется.
Пологая, что нефтепровод строиться из труб Челябинского трубного завода (ТУ 14-3Р-03-94) по табл находим:
Рабочее давление, МПа |
Наружный диаметр, мм |
Номинальная толщина стенки, мм |
Характеристики материала труб |
Коэффициент надежности по металлу, К 1 |
Поставщик труб, № технических условий |
||
Марка стали |
σ вр, МПа |
σ т, МПа |
|||||
5,4 … 7,4 |
1220 |
10; 11; 12; 13; 14; 15; 16 |
08ГБЮ |
510 |
350 |
1,4 |
ЧТЗ ТУ-14-2Р-03-94 |
т.к D н =1200мм, то kн =1,05, а поскольку Трубопровод II категории, то m0 =0,75.
Вычисляем расчетное сопротивление металла труб:
Расчетная толщина стенки нефтепровода:
Округляем найденное значение до ближайшего большего стандартного значения δ н =14 мм.
Внутренний диаметр
мм.
-
Гидравлический расчет нефтепровода.
Гидравлическими расчетами определяются рабочее давление на перекачивающей станции с учетом гидравлических потерь, разности геодезических отметок, а также характеристики насосных агрегатов.
Гидравлические расчеты производятся, исходя из пропускной способности нефтепровода, расчетных, физических характеристик перекачиваемой жидкости и расчетного диаметра.
Число Рейнольдса будет:
, т.е режим течения нефти турбулентный.
Относительная шероховатость труб при k э =0,2мм:
Первое переходное число Рейнольдса:
Второе переходное число Рейнольдса:.
Так как , имеет место зона смешанного трения и коэффициент гидравлического сопротивления рассчитывается по формуле Альтшуля.
Гидравлический уклон в
- Так как L>600км, то N э =2. Вычисляем полные потери в трубопроводе (Полагаем Нкп =30м) Давление на входе в конечный пункт определяет заказчик, в зависимости от потребности предприятия, являющегося конечным потребителем и оборудования, находящегося у него в распоряжении. Так как оно не было дано в задании, считаем верным любое значение больше 100 кПа.