Электрический привод лифта

Курсовая работа

К числу самых распространенных механизмов вертикального транспорта относятся лифты. Они находят широкое распространение в зданиях современных промышленных предприятий и в жилых домах. Служат для перемещения грузов в вертикальном направлении по строго определенному пути. По назначению лифты разделяются на пассажирские, грузовые с проводником и без проводника, специальные, грузопассажирские.

В настоящее время лифты выполняются с высокой степенью автоматизации операций по открыванию и закрыванию двери, по передвижению и остановке кабины, они отличаются безусловной безопасностью, комфортабельностью и общедоступностью пользования.

Все электрооборудование лифтов выполняется в соответствии с “Правилами устройства и безопасной эксплуатации лифтов ”.

Напряжение главных цепей в шахтах, кабинах и на этажных площадках должно быть не выше 380 В., осветительных цепей, цепей управления и сигнализации — не выше 220 В, переносных ламп — не выше 36 В.

Для управления лифтами, кроме аппаратуры общего применения (контакторы, реле, кнопки управления, конечные выключатели и др.) используется специальная аппаратура: этажные переключатели, переключатели скорости, индуктивные датчики, контакты пола, дверные контакты, контакты ловителя, магнитная отводка и этажные реле.

Общая часть

Краткая характеристика лифта с описанием основных узлов кинематической схемы.

Основными узлами оборудования для грузовых лифтов являются: канаты, противовес, кабина, подъемная лебедка, двигатель, тормоз и аппаратура управления.

На рисунке показан общий вид кинематической схемы лифта. В шахте, которая ограждена со всех сторон, по направляющим перемещается кабина К , подвешенная на несущих канатах НК . Эти канаты навиваются в несколько заходов в клиновидные или полукруглые дорожки на поверхности канатоведущего шкива КШ . Между главными канатами и шкивом КШ осуществляется связь за счет трения, а не жестким креплением, как в барабанных лебедках мостовых кранов. Противовес ПР подвешен на противоположном конце канатов КШ . Противовес движется по своим направляющим. От двигателя Д через червячный редуктор Р сообщается движение шкиву и несущим канатам. В верхней части кабины современных лифтов устанавливается электропривод дверей, который через систему рычагов раздвигает створки дверей. При помощи гибкого кабеля подводится питание к двигателю дверей, а так же к аппаратуре управления и сигнализации, расположенной в кабине лифта. Через этот же кабель осуществляется связь с электрооборудованием, находящимся вне кабины.

32 стр., 15706 слов

Электропривод пассажирского лифта

... СПГУТД 1. Конструкторская часть 1 Устройство лифта и принцип работы 1.1 Классификация лифтов По назначению можно выделить следующие типы лифтов: а) пассажирский - предназначен для подъема и спуска ... перемещается посредством тяговых канатов лебедки; б) лифты цепные, реечные и винтовые, в которых движение кабины осуществляется посредством тяговых цепей, системы винт-гайка или приводная шестерня ...

На общей раме монтируются двигатель, редуктор, тормозной электромагнит, канатоведущий шкив и вместе со шкивом устанавливаются в машинном помещении, чаще всего над шахтой.

Высокие требования безопасности пользования лифтом вызывают необходимость применения специального оборудования, действующего при различного рода повреждениях и авариях. На валу двигателя установлен электромагнитный тормоз Т , затормаживающий привод при снятии напряжения с двигателя при нормальной работе и в аварийных режимах.

Описание режима и цикла работы электродвигателя привода лифта

Электропривод лифта должен обеспечивать реверсивную работу двигателя, плавный пуск и торможение при условии, чтобы ускорения и замедления, а так же их производные не превышали установленные нормы, минимальное время переходных процессов, точную остановку кабины против уровня пола этажа.

Выполнение этих требований связано с некоторыми особенностями лифтов, которые видны из формулы производительности лифта:

Где Е к — емкость кабины;

  • Н-высота подъема, м;
  • ?? — скорость движения кабины, м/сек.;
  • ?t- полное затраченное время, сек.;

Лифты с большой скоростью движения кабины (выше 2 м/с) если они должны делать остановки на каждом этаже, не используются по скорости, ибо на одном перегоне между этажами (при Н = 3,2-3,6 м.) по условиям заданного ускорения кабина не может развивать скорость выше 1,6-1,8 м/с, так как по достижении такой скорости ее опять требуется снижать для достижения точной остановки. Скорость кабины более 1,5 м/с применяется для скоростных лифтов в том случае, если они работают с экспрессными зонами, то есть обслуживает не все этажи подряд, а кратные 2 или 5. Допустимые значения ускорения кабины при пуске и замедлении ее работы для тихоходных и быстроходных лифтов1,5 м/с2 , для скоростных лифтов- 2,5 м/с2 .

Максимальное замедление при остановке кнопкой “стоп” не должно превышать 3,0 м/с 2 наибольшая допустимая скорость ускорения ограничивается значениями 3-4 м/с2 .

Для привода лифтов применяются двигатели с жесткими механическими характеристиками, специально рассчитанные повторно-кратковременный режим работы.

Специальная часть

Расчет мощности электрического двигателя электропривода лифта и выбор его в каталоге

Выбор мощности двигателя лифта заключается в предварительном подборе двигателя по статической нагрузке за цикл работы и последующей проверке на нагрев с учетом переходных процессов при пуске и торможении привода.

Современные лифты имеют противовесы, которые выбираются с таким расчетом, чтобы противовес уравновешивал силу тяжести пусковой кабины G 0 и части номинального поднимаемого груза бG ном :

G пр =G0 + бGном (1) (Л-4. Стр. 172)

Где G пр — сила тяжести противовеса, Н;

4 стр., 1616 слов

Контрольная работа по «Инженерное оборудование зданий и сооружений»

... по звукопоглощению, чтобы при работе лифтов уровень звуковой мощности за пределами машинных помещений и шахты не превышал санитарных норм. Допустимый уровень звуковой мощности лифтового оборудования приведен в ГОСТ 22011. ... при приложении к нему усилия 10Н. 2.7 При расстоянии между кабинами соседних лифтов или между кабиной одного лифта и противовесом другого 500мм и более и при устройстве наверху ...

  • б- коэффициент уравновешивания, который обычно принимается равным 0,4-0,6.

Если пренебречь трением в направляющих кабины, и противовеса, то без учета силы тяжести несущих канатов НК усилие Fc на канатоведущем шкиве КШ определяется как разность сил F1 и F2

F c = F1 — F2 = G-бGном (2) (Л-4, стр. 173)

Где F 1 = G0 + G

F 2 = Gпр

F 1 и F2 -усилия в набегающей и сбегающей ветвях канатов, Н

G ном =mном q

G 0 =m0 q

Где m 0 -масса кабины

m ном — грузоподъемность лифта(1500 кг)

q- Ускорение свободного падения

G ном = 1500•9,8= 14700 Н

G 0 =750•9,8= 7950 Н

G пр =14700+0,5•7950=18375 Н

F 1 = 7950+14700= 22650 Н

F 2 = Gпр =18375 Н

F c =22650-18375=4275 Н

Из формулы следует, что нагрузка двигателя определяемая усилием F c зависит от загрузки кабины и от коэффициента уравновешивания б .

Кроме того значительной высоте подъема Н и большой грузоподъемности лифта существенное влияние на нагрузку станет оказывать сила тяжести несущих канатов. В этих случаях лифты снабжают уравновешивающим канатом УК .

При F c >0 двигатель лифта будет работать в двигательном режиме при подъеме кабины и в генераторном режиме при ее опускании, при Fc <0 — в генераторном режиме при подъеме и в двигательном при спуске.

Статические мощности и момент на валу двигателя определяются по формуле:

(3) (Л-4 стр.174)

Где P c 1 ,Mc 1 и Pc 2 , Mc 2 — мощность , кВт и момент Н•м, при работе привода соответственно в двигательном и генераторном режимах;

D кш — диаметр канатоведущего шкива, м.

i p — передаточное число редуктора;

з p 1 и зp 2 — КПД редуктора при прямой и обратной передаче мощности.

Поскольку нагрузка лифта и циклы его работы, как правило, могут быть весьма различными, то предварительный выбор мощности двигателя удобнее выбрать исходя из условного расчетного цикла. Этот цикл состоит из рабочих операций подъема номинального груза с первого этажа на последний и спуска пустой кабины на первый этаж.

Приняв, что скорости подъема и спуска кабины ?? к одинаковы и равны номинальной скорости ??ном , т.е. времена подъема (tп ) и спуска (tс ) равны и , определив по формулам (3) значения статических мощностей Pc 1 и Pc 2 для указанных нагрузок, находят эквивалентную статическую мощность за суммарное время рабочих операций.

При расчете P c 1 и Pc 2 допустимо считать, что значения КПД редуктора зp 1= зp 2р ном

4 стр., 1770 слов

Система жидкостного и воздушного охлаждения двигателей: устройство ...

... с расширительным бачком, вентилятора, соединительных патрубков и шлангов. Рубашка охлаждения двигателя В настоящее время применяются системы жидкостного охлаждения, как правило, закрытого типа с принудительной циркуляцией охлаждающей жидкости. ... насос: 46. Крышка термостата; 47. Поршень рабочего элемента; 48. I. Схема работы термостата; 49. II. Температура жидкости менее 80 С; 50. III. Температура ...

Тогда требуемая мощность двигателя P дв , кВт при ПВном определится как

(5) (Л-4 стр. 175)

= 1,3 ч1,5 — коэффициент запаса, учитывающий влияние на нагрев двигателя динамических нагрузок, которые обычно бывают значительными.

Необходимая угловая скорость двигателя, рад/с.

(6) (Л-4 стр. 175)

=340,13 об/мин

Затем по каталогу выбирают двигатель повторно — кратковременного режима работы по условиям

P ном ? P дв ;

  • Выбираем двигатель: 4АК 160М 8У3; P = 11 кВт

Проверяем выбранный двигатель на перегрузочную способность.

Примем расчетную скорость т.е. двигатель работает с постоянной нагрузкой и скоростью.

Где Р р — расчетная мощность двигателя

  • частота вращения двигателя

0,14>0,13

Расчет пусковых сопротивлений графическим и аналитическим способом

Пусковые сопротивления.

Для пуска и торможения электроприводов требуются определенные значения моментов. Их определяют соответствующим расчетом сопротивлений в силовой цепи двигателя. Рассматриваемые ниже методы расчетов справедливы для номинальных значений питающего напряжения и магнитного потока.

Тормозные сопротивления.

Сопротивления для торможения рассчитываются на основании выражений. При торможении противовключением в соответствии внешнего сопротивления R в.ш.пв. в цепи якоря.

R в.ш.пв. =[(Uc +E)/Йт ]-Rдв (7)

Где Е- ЭДС якоря при начальной угловой скорости торможения ?? т

Й т — допустимый начальный ток при торможении.

Для динамического торможения внешнее сопротивление

R в.ш.пв. =(E/Йт )-Rдв (8)

Регулировочные сопротивления.

Чтобы получить угловую скорость, меньшую чем на естественной характеристике при номинальной нагрузке, сопротивление рассчитывают по формулам для двигателя независимого и последовательного возбуждения соответственно.

(9)

  • угловая скорость на реостатной характеристике при номинальном токе.

Для нескольких ступеней пуска, торможения и регулирования угловой скорости двигателя сопротивления каждой ступени определяют при соответствующих значениях угловых скоростей на реостатных характеристиках.

Определение значения сопротивления пускового реостата и времени разгона электропривода до номинальной угловой скорости.

Каталожные данные двигателя 4АК 160М 8У3:

P ном = 11 кВт; Uном =220; КПД=0,86; 750об/мин; Cos ц=0,72; Йном =16,5 А.

Момент инерции якоря Ј дв =0,058 кГ

  • м2

Сопротивление нагретых обмоток якоря, обмоток добавочных полюсов и последовательной обмотки R дв = 1,45 Ом

Данные механизма: приведенный к валу двигателя момент инерции механизма Ј м =0,7 Јдв

Ј м =0,7•0,058= 0, 0406 кГ

  • м2

Приведенный к валу двигателя момент статической нагрузки двигателя М ст =0,8Мном .

Ограничения динамического момента нет.

Момент инерции электропривода.

Ј= Ј дв + Јм

Ј=0,058+0,0406=0,099 кГ

  • м 2

Номинальный момент двигателя

М ном = 11•10-3 /35,6= 308,9 Н•м

Момент статической нагрузки

М ст =0,8Мном

М ст =0,8•308,9=247,19 Н•м

Номинальное сопротивление двигателя

R ном =Uном / Йном

R ном =220/16,5=13,3 Ом

Относительное сопротивление двигателя

R #дв = Rдв / Rном

R #дв =1,45/13,3=0,11 Ом.

Принимаем максимальный пусковой ток

Й 1 =2,2Йном или Й#1 =2,2 А

Отношение пускового тока Й 1 к току переключения Й2 .

Где m = 4- число пусковых ступеней.

Сопротивления пускового реостата:

Ом

Сопротивление пускового реостата

Ток переключения ступеней

Й #2 = Й#1

Й #2 =2,2/1,42=1,55 A

Среднее значение тока двигателя при разгоне

Й #ср =0,5(Й#2 + Й#2 )

Й #ср =0,5(2,2+1,55)=1,87 А

Среднее значение момента

М ср =1,76•308,9=543,6 Н•м

Время разгона привода до номинальной угловой скорости.

принимается равным 0,1 (?t pi +?tpi )

Оно учитывает время движения кабины на пониженной скорости, время возможных задержек и другие факторы.

Время остановки (пауза) — это время необходимое для открытия и закрытия дверей кабины и шахты , входа и выхода пассажиров, погрузки и разгрузки грузов, а так же для включения двигателя лифта.

Задаемся значением продолжительности включения ПВ расч .

Согласно действующим стандартам лифты по продолжительности работы делятся на 4 категории: Л, С, Т, и ВТ. Время одного включения двигателя, его работы и последующей остановки , называется рабочим циклом. Продолжительность цикла обычно не более 10 минут.

Промышленность выпускает электродвигатели для лифтов, рассчитанные на 15, 25, 40, 60%-ную относительную продолжительность включения.

Величина ПВ показывает, сколько времени двигатель находится включенным во время цикла.

(10)

Время равномерного хода двигателя можно определить по формуле:

(11) (Л-2 стр. 53)

  • путь пройденный рабочим органом, с установившейся скоростью

(12) (Л-2 стр. 52)

Где Н- высота подъема,Н=20м

  • путь пройденный рабочим органом за время пуска
  • путь пройденный рабочим органом за время торможения ()

Исходя из условий технологического процесса принимаем время паузы равное

Что удовлетворяет техническим требованиям выбранного двигателя.

Определяем ПВ

tn- время пуска привода(tn=0,4 сек)

tn-время торможения (tn=0,2 сек)

Следовательно, выбираем 15% работы ПВ.

Построение нагрузочной диаграммы.

Где tn- время пуска

tn-время торможения

tр-время работы

t0-время паузы

М0- момент пуска

Мр- момент работы

Мm- момент торможения

Электрические машины не должны нагреваться свыше допустимых пределов.

По нагрузочной диаграмме определяем по нагреву момент двигателя за время его работы без учета времени пауз.

(12) (Л-2 стр. 49)

Где Мn и Мm — моменты развиваемые двигателем при пуске и торможении.

После этого производим перерасчет эквивалентного момента на ближайшую статическую продолжительность включения.

(13)

Где — действительная продолжительность включения двигателя

  • ближайшая по величине стандартная продолжительность включения по отношению к действительной ПВ.

Если полученный в результате расчета момент Мэ<Мн, двигатель , который был предварительно выбран, по условиям нагрева проходит.

Если же Мэ>Мн, то необходимо задаться следующим габаритом двигателя и расчет производить вновь.

Определяем эквивалентный момент:

Где

Где — грузоподъемность лифта

  • диаметр барабана

m-число полиспастов

i-передаточное отношение

з-КПД привода

Пересчитаем эквивалентный момент на ПВ= 15%:

(14)

Поскольку Мн = 308,9>Мэ= 253,35, то двигатель по условию нагрева проходит.

Для построения механической характеристики асинхронного двигателя воспользуемся формулой Клосса:

(15) (Л-3 стр. 61)

Где Мк — критический момент двигателя.

(16) (Л-3 стр. 62)

  • критическое скольжение двигателя.

(17) (Л-3 стр. 61)

л — перегрузочная способность двигателя.

  • номинальное скольжение двигателя.

(по паспортным данным )

Критическое скольжение двигателя

Критический момент двигателя

Для построения механической характеристики переходим от скольжения к числу оборотов на основании уравнения

Скольжение определяется в пределах от 0 до 1.

S=0

S=0,02

S=0,04

S=0,06

S=0,08

S=0,1

S=0,3

S=0,5

S=0,8

S=0,9

S=1

При тех же скольжениях находим по формуле Клосса соответствующие им моменты.

S=0

S=0,02

S=0,04

S=0,06

S=0,08

S=0,1

S=0,3

S=0,5

S=0,8

S=0,9

S=1

Пользуясь этими значениями построим естественную нагрузочную характеристику.

Выбор ящиков сопротивления, кнопок управления, рычажных переключателей и реле, дверных контактов, ловителей, конечных выключателей

Электрооборудование кабины и шахты лифта

Исходя из полученных данных произведем выбор оборудования.

Оборудование выбирается из каталогов и заносится в таблицу

Электрооборудование

марка

1

Асинхронный двигатель с фазным ротором

4АК 160М8У3

2

Тормозной электромагнит

КМТД-100

3

Комплексное низковольтное устройство управления лифтом

ШДК 59/6-А

171 УХЛ УН1

4

Вводное устройство

ВУ-3У3

5

Электромагнитная отводка

ЭМО-1

6

Контакты дверные

ДШ1-ДШ9

7

Кнопочный пост

ПЛ-4400УЗ

8

Вызывная аппаратура (кнопки)

ВП-54УЗ

9

Контакты пола

КП-1чКП-9

10

Выключатель ловителей

ВК-200ГБУ2

11

Контакты ловителей

КЛ

12

Этажные переключатели

ДПЭ 101УЗ

13

Реле этажное

РЭВ-811

14

Контакторы

ПА-422

КТПВ-421

Описание работы электрической схемы лифта

Пуск двигателя производится в три ступени с управлением в функции времени при помощи механических реле времени, пристроенным к контакторам KM1.6, KM2.6, KM3, KM4. Параллельно статорной обмотке подключен тормозной электромагнит YB, растормаживающий механизм лифта при включении.

Этажные переключатели SA1-SA5 установлены каждый на своем этаже . На панели управления лифтом находятся этажные реле K1-K5. Таким образом количество этажных переключателей и этажных реле соответствует числу этажей, обслуживаемых лифтом. Электрооборудование, расположенное в кабине, связанно с панелью управления гибким кабелем. Контакты конечного выключателя ВК, ограничивающего в аварийных случаях ход кабины вверх и вниз, включены непосредственно в статорную цепь двигателя. Движение кабины невозможно при открытых дверях шахты и кабины, что обеспечивается контакторами SQ6.1 -SQ6.5 и SQ3 в цепи управления. В эти же цепи включены: контакт конечного выключателя SQ5, контролирующего натяжение канатов (размыкающегося при их ослаблении или разрыве); контакт ловителя SQ4, размыкающийся при срабатывании механизма ловителя; контакты пола SQ1 и SQ2, которые разомкнуты если кабина заполнена и замкнуты когда пуста.

Предположим что необходимо подняться с первого этажа на четвертый. Пассажир входит в кабину. При этом контакты пола размыкаются и разрывают цепь вызывных кнопок 1-5, исключая наружное управление. Далее управление лифта производится из кабины. Пассажир закрывает двери шахты , замыкая Д1, а так же ДК и нажимает кнопку 4 эт. ,размыкающий контакт ЗУ. Реле 4РЭ замыкает свои контакты и включает В(вверх), присоед. Статор двигателя к сети и включает ЭТ.

При достижении 4 этажа упор кабины повернет рычаг 4ПЭ в среднее положение, отсоединив двигатель от сети.

Организация и экономика

Спецификация основного оборудования.

Основное оборудование лифта располагается в машинном помещении. Выбор электрооборудования производится по техническим данным лифта и записывается в таблицу.

Электрооборудование

Марка

Кол-во (ШТ)

1

Комплектное низковольтное устройство управления лифтом

ШДК 59/6-А

171 УХЛ 4Н1

1

2

АД с фазным ротором

4АК 160М8У3

1

3

Вводное устройство

ВУ-3У3

1

4

Тормозной электромагнит

КМТД-100

1

5

Электромагнитная отводка

ЭМО-2

1

6

Кнопочный пост

ПЛ-4400УЗ

1

7

Вызывной аппарат

ВП 54УЗ

9

8

Выключатель ловителей

ВК-200Г БУ2

8

9

Путевые конечные выключатели

ВПК-2110У

2

10

Этажные переключатели

ДПЭ-101У3

9

11

Реле этажное

РЭВ-811

9

12

Контакторы

ПА-422

2

13

Контакторы

КТПВ-421

2

Сметная стоимость электрооборудования.

По экономическим элементам составим смету на покупку оборудования.

Электрооборудование

Марка

Кол-во

(ШТ)

Цена (1шт.)

Цена общая

1

Комплектное низковольтное устройство управления лифтом

ШДК 59/6-А

171 УХЛ 4Н1

1

9350

9350

2

АД с фазным ротором

4АК 160М8У3

1

30250

30250

3

Вводное устройство

ВУ-3У3

1

11250

11250

4

Тормозной электромагнит

КМТД-100

1

3540

3540

5

Электромагнитная отводка

ЭМО-2

1

370

370

6

Кнопочный пост

ПЛ-4400УЗ

1

1750

1750

7

Вызывной аппарат

ВП 54УЗ

9

250

2250

8

Выключатель ловителей

ВК-200Г БУ2

8

310

2480

9

Путевые конечные выключатели

ВПК-2110У

2

310

620

10

Этажные переключатели

ДПЭ-101У3

9

280

2520

11

Реле этажное

РЭВ-811

9

1700

15300

12

Контакторы

ПА-422

2

440

880

13

Контакторы

КТПВ-421

2

440

880

С ?12345?78910111213

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/elektroprivod-lifta/

1. Лотоцкий К.В. Электрические машины и основы электропривода- М., издательство «Колос», 1964.

2. Ключев В.И., Терехов В.М. Электропривод и автоматизация общепромышленных механизмов — М., «Энергия», 1980.

3. Дьяков В.И. Типовые расчеты по электрооборудованию. Практическое пособие- 7-е издание., М.,«Высшая школа», 1991

4. Зимин Е.Н. Электрооборудование промышленных предприятий и установок. М., «Энергоиздат», 1981.

5. Александров М.П. Подъемно-транспортные машины. -М., «Высшая школа»,1972.

6. Анурьев В.И. Справочник конструктора машиниста. — М., «Машиностроение», 2001.

7. Ермишкин В.Г. Техническое обслуживание лифтов. — М., «Недра», 1977.

8. Райков Е.И. Справочник молодого монтажника лифтов. — М., «Высшая школа», 1990.