Обслуживание коробки переключения передач грузовых автомобилей

Курсовая работа

Коробка передач является конструктивным элементом трансмиссии автомобиля. Коробка передач предназначена для изменения крутящего момента, скорости и направления движения автомобиля. Крутящий момент на ведущих колесах необходимо изменять в соответствии с дорожными условиями для обеспечения оптимальной скорости и проходимости автомобиля, а также для наиболее экономичной работы двигателя.

Как парадоксально это не звучит, но применение КПП является самым большим недостатком двигателей внутреннего сгорания. Диапазон скоростей вращения ДВС в большинстве случаев (обычно от 500 до нескольких тысяч об/мин) не совпадает со скоростями вращения колёс автомобиля (обычно от 0 до 1800 об/мин).

Другая особенность ДВС в том, что максимальные значения крутящего момента достигаются в сравнительно небольшом интервале, расположенном приблизительно посередине между максимальными и минимальными оборотами. Максимальная же мощность развивается на максимальных оборотах. Трансмиссия, таким образом, служит для обеспечения оптимального режима работы двигателя в различных условиях движения. В механической трансмиссии это осуществляется за счёт того, что водитель вручную переключается между несколькими ступенями (передачами) МКПП, имеющими различное передаточное число.

В чём же недостаток применения КПП в трансмиссии автомобиля? Это конечно же механические потери, падение КПД, а также повышение веса конструкции и её усложнение. Поэтому первостепенной проблемой, для инженеров разрабатывающих КПП, является снижение потерь и веса.

В данной работе будет проведен обзор существующих КПП грузовых автомобилей, будет проведено описание работ по ТО и ТР, описаны методы испытаний и разработан пост, специализирующийся на обслуживании КПП грузовых автомобилей.

1. Назначение, устройство и работа КПП автомобиля КамАЗ

Коробка передач служит для изменения в широком диапазоне крутящего момента, передаваемого от двигателя на ведущие колеса автомобиля при строгании с места и его разгоне. Помимо этого коробка передач обеспечивает автомобилю движение задним ходом и позволяет длительно разъединять двигатель и ведущие колеса, что необходимо при работе двигателя на холостом ходу во время движения или при стоянке автомобиля.

На автомобиле КамАЗ-5320 установлена механическая десятиступенчатая коробка передач, которая объединяет трехвальную, трехходовую, пятиступенчатую основную коробку передач и передний двухвальный редуктор-делитель. Такая коробка устанавливается на всех модификациях автомобилей КамАЗ, предназначенных для постоянной работы в составе автопоезда. На модификациях, предназначенных для работы без прицепа, может быть установлена только пятиступенчатая коробка передач.

15 стр., 7414 слов

Техническое обслуживание и ремонт коробки передач автомобиля ВАЗ (2)

... ремонту автомобилей более высокой квалификации; соблюдать правила противопожарной безопасности внутреннего распорядка; применять при ремонте оборудования наиболее целесообразные и производительные способы работы и современные методы организации труда. 2. Второй раздел 2.1 Техническое обслуживание ВАЗ ...

В редукторной части коробки применены косозубые шестерни постоянного зацепления, кроме первой передачи и передачи заднего хода. Основная коробка снабжена двумя синхронизаторами инерционного типа для включения пятой, четвертой, третьей и второй передач. Первая передача и задний ход включаются зубчатой муфтой. Переключение в делителе передач осуществляется синхронизатором инерционного типа.

Картер основной коробки передач крепится к картеру, являющемуся общим для сцепления и редуктора-делителя передач. В картере на подшипниках установлены первичный, вторичный и промежуточный валы. Первичный и вторичный валы фиксируются от смещения в осевом направлении при помощи шариковых подшипников, а промежуточный вал при помощи двойного сферического роликоподшипника. Блок шестерен заднего хода установлен на оси на двух роликоподшипниках. Шестерня первичного вала выполнена заодно с валом. На промежуточном валу шестерни заднего хода, первой и второй передач выполнены заодно с валом, а остальные укреплены на валу при помощи шпонок и распорного кольца. Большая шестерня привода промежуточного вала находится в постоянном зацеплении с шестерней, первичного вала, образуя первую ступень понижения передач основной коробки. Все шестерни вторичного вала установлены на специальных роликоподшипниках. Между шестерней первичного вала и шестерней четвертой передачи вторичного вала установлен инерционный синхронизатор включения пятой и четвертой передач, а между шестернями третьей и второй передач вторичного вала установлен инерционный синхронизатор включения этих передач. Включение первой передачи и заднего хода осуществляется зубчатой муфтой.

Редукторная часть делителя передач состоит из первичного и промежуточного валов, установленных на них шестерен и инерционного синхронизатора, размещенных в картере делителя, выполненном заодно с картером сцепления. Валы фиксируются от смещения в осевом направлении шарикоподшипниками, установленными в перегородке картера. Шестерня первичного вала установлена на роликоподшипниках, а шестерня промежуточного вала жестко соединена с валом при помощи шпонки. Переключение передач в делителе осуществляется инерционным синхронизатором.

Смазка деталей коробки осуществляется в основном разбрызгиванием. Однако смазка роликовых подшипников шестерен вторичного вала циркуляционная, под давлением. На первичном валу делителя установлено маслонагнетающее кольцо для принудительной подачи смазки в осевой канал, по которому смазка подается через радиальные сверления к подшипникам шестерен.

В полости картера коробки обеспечивается поддержание нормального давления при помощи сапуна или отводящей трубки, которая устанавливается на коробках герметизированного исполнения. Выходной конец отводящей трубки располагается выше максимальной глубины брода, преодолеваемого автомобилем.

В картере коробки имеются два люка для установки коробок отбора мощности.

Привод к спидометру смонтирован в крышке подшипника выходного конца вторичного вала. В зависимости от передаточного числа применяемой на автомобиле главной передачи и размеров шин для обеспечения правильности показания спидометра предусмотрены сменные цилиндрические шестерни.

10 стр., 4913 слов

Коробка передач ГАЗ

... - ступица муфты 1-й и 2-й, 5-й и передачи заднего хода, 12 - шестерня 5-й передачи, 13 - блок шестерней промежуточного вала, 14 -шестерня промежуточная заднего хода, 15 - вилка переключения 1 ... передач ГАЗ 3110. 1 - Вал первичный, 2 - картер с удлинителем, 3 - вторичный вал, 4 - промежуточный вал, 5 -муфта синхронизатора со ступицей 3-й и 4-й передач, 6 - шестерня 3-й передачи, 7 - шестерня ...

Механизм переключения передач в коробке состоит из синхронизаторов, зубчатой муфты включения, вилок переключения с ползунами, замков, фиксаторов и устройства для предохранения от случайного включения заднего хода.

Синхронизатор инерционного типа обеспечивает легкое и безударное включение передач путем выравнивания скоростей зубьев соединяемых шестерен до их введения в зацепление. В коробке и делителе применены одинаковые по принципу действия синхронизаторы, отличающиеся только размерами и некоторыми деталями устройства.

Муфта синхронизатора, имеющая два зубчатых венца, установлена на шлицах вторичного вала. Два конусных кольца жестко связаны между собой пальцами. В средней части пальцев имеются проточки с коническими боковыми поверхностями, а в отверстиях фланца муфты — конические фаски, являющиеся блокирующими поверхностями муфты. Конусные кольца жестко с муфтой не связаны и могут перемещаться относительно нее в осевом направлении. В среднем положении кольца удерживаются фиксирующими сухарями, которые прижимаются к полукруглым проточкам в пальцах пружинами.

При передвижении муфты для включения передачи конусные кольца передвигаются вместе с муфтой до соприкосновения поверхности одного из колец с конической поверхностью шестерни включаемой передачи. Возникающей при этом силой трения кольца поворачиваются относительно муфты до упора коническими поверхностями проточек пальцев в блокирующие поверхности конических фасок фланца муфты. Дальнейшее продольное продвижение муфты становится невозможным до момента выравнивания частот вращения муфты (вторичного вала) и шестерни включаемой передачи, которое обеспечивается трением между коническими поверхностями кольца и шестерни включаемой передачи.

Когда частоты вращения будут выровнены, от усилия, прикладываемого к муфте через вилку выключения, пальцы 3 занимают среднее положение в отверстиях фланца муфты, и блокирующие поверхности не будут препятствовать ее перемещению. Сухари фиксаторов, выходя из полукруглых выточек, сжимают пружины, муфта освобождается и, передвигаясь дальше, соединяется своим зубчатым венцом с зубчатым венцом шестерни включаемой передачи.

Вилки и ползуны переключения передач, замок и фиксаторы, а также предохранитель включения заднего хода смонтированы в крышке картера основной коробки передач. Ползуны установлены в расточках приливов верхней крышки картера. На трех ползунах соответственно укреплены вилка переключения первой передачи и заднего хода; вилка переключения второй и третьей передач и вилка переключения четвертой и пятой передач. Вилки зафиксированы на ползунах винтами, которые шплинтуются проволокой. Вилки соединены с муфтами синхронизаторов, а другая вилка с муфтой переключения. Для перемещения ползунов первой передачи и заднего хода, а также второй и третьей передач на них установлены головки с пазами, аналогичный паз имеется в головке вилки включения четвертой — пятой передач. В эти пазы входит нижний конец рычага переключения передач механического дистанционного управления коробкой, перемещение которого обеспечивает выбор и включение требуемой передачи.

Для удержания ползунов в нейтральном положении или в положении включенной передачи в верхней крышке картера вмонтированы фиксаторы. В сверлениях крышки установлены три стакана, в каждом из которых находится стопорный шарик фиксатора, нагружаемый пружиной. Шарик входит в лупки на ползунах при нейтральном положении и при включенной передаче, удерживая ползун в нужном положении.

Чтобы исключить одновременное включение двух передач, в механизме переключения предусмотрено замковое устройство. Оно состоит из двух пар шариков и расположенного между ними штифта замка.

Размеры шариков и штифта подобраны таким образом, что при перемещении среднего ползуна шарики, входя в лунки крайних ползунов, застопоривают их. При перемещении одного из крайних ползунов (например, правого) два шарика, перекатываясь, стопорят средний ползун и передвигают штифт, воздействующий на другую пару шариков; при этом стопорится второй ползун (левый).

Таким образом, одновременно передвигать можно только один ползун, включая нужную передачу, а два других ползуна остаются неподвижными, и, следовательно, исключается включение сразу двух передач.

Предохранитель от случайного включения первой передачи и заднего хода состоит из пружины, штока и толкателя. Толкатель препятствует введению в паз головки ползуна нижнего конца рычага механизма переключения передач и тем самым предохраняет от случайного включения заднего хода. Для включения заднего хода необходимо преодолеть усилие пружины, чтобы сместить толкатель и шток.

Схема 1 пневматический привод переключения передач в делителе

Схема пневматический привод переключения передач в делителе 1

Включатель делителя расположен у верхней головки рычага переключения передач. Верхнее положение включателя соответствует включению высшей, а нижнее — низшей передачи в делителе.

В кране управления находится золотник, соединенный тросом в оболочке с включателем. При включении низшей передачи (на схеме 1) этот золотник находится в верхнем положении. Сжатый воздух от редукционного клапана через кран управления поступает к золотниковому устройству воздухораспределителя в его полость Б. В результате золотник воздухораспределителя смещается влево и полость под поршнем силового цилиндра соединяется с клапаном включения делителя передач. Для включения передачи в делителе необходимо нажать на педаль сцепления. При этом упор на толкателе привода сцепления нажмет на шток клапана включения делителя, клапан откроется, и сжатый воздух от редукционного клапана через клапан поступит в полость под поршнем силового цилиндра. Поршень и соединенный с ним нижний конец рычага включения передачи в делителе переместятся вправо по схеме и включится низшая передача в делителе.

Для включения высшей передачи надо установить включатель делителя в верхнее положение и нажать на педаль сцепления.

2. Техническое обслуживание КПП автомобиля КамАЗ

В процессе эксплуатации автомобиля детали коробки передач, особенно шестерни и механизм переключения, интенсивно изнашиваются. Вследствие этого могут возникнуть такие неисправности, как самопроизвольное выключение передач, затрудненное включение и выключение, повышенный шум при движении автомобиля.

Техническое обслуживание КПП заключается в контроле уровня масла в картере коробки передач, контроле крепления коробки к кузову или раме, котроль наличия течи масла и целостности уплотнений и сальников, контроль наличия трещин картера.

Замена масла в КПП грузовы автомобилей производиться при пробеге 6000-15000км, в зависимости от требований установленных производителем.

Замена масла. Сливайте масло из картера, когда оно еще теплое от нагрева при работе, вывернув три пробки ,1, 3, 4 на автомобиле с делителем (1 и 4- без делителя).

Очистите магнитные пробки от грязи и после слива отработавшего масла установите их на место.

Для промывки картеров коробки передач и делителя перед заливкой свежего масла используйте 12 л моторного масла. Прокрутите шестерни коробки двигателем на нейтральной передаче в течение 10 мин, после этого слейте моторное масло и заправьте коробку до уровня трансмиссионным маслом, пустите двигатель на 3…5 мин и после этого долейте масло, если уровень понизится.

 техническое обслуживание кпп автомобиля камаз 1

Неисправности КПП автомобиля КамАЗ

Основные неисправности коробок передач и способы их устранения приведены в таблице 1

Таблица 1. Основные неисправности КПП и способы их устранения

Неисправность

Причины неисправности

Способы устроения или предотвращения

Трудность переключения передач

Ослабли крепления вилок механизма переключения передач

Крепление вилок надежно закpепить

Погнутость вилок и заедание ползунов

Погнутые вилки выпpямить или заменить. Устpанить заедание ползунов

Заусенцы на внутpенней повеpхности зубьев муфт синхpонизатоpов или зубьев шестеpен

Зачистить заусенцы

Одновременное включение двух пеpедач

Износ замков штоков или толкателя замков

Заменить изношенные детали

Ослабление пpужин фиксатоpов

Заменить пpужины

Неполное включение пеpедачи

Пpовеpить pазмеp штока и вилки. В случае большого износа заменить

Увеличенный зазоp между шестеpней заднего хода и ступицей

Заменить изношенные сопpяженные детали

Значительный износ вилки включения заднего хода

Заменить вилку в сбоpе с сухаpем

Шум в коpобке пеpедач

Износ подшипников валов

Заменить

Износ или выкpашивание pабочей повеpхности зубьев шестеpен

Заменить

Отсутствие масла в коpобке пеpедач или уpовень масла пониженный

Пpовеpить уpовень масла и пpи необходимости долить

Неполное включение сцепления

Пpовести pегулиpовку

Гайки подтянуть

Течь масла из коpобки пеpедач

Повышенный уpовень масла в каpтеpе коpобки пеpедач

Пpовеpить уpовень масла

Износ сальников коpобки пеpедач

Заменить повpежденные сальники

Разpыв пpокладок кpышек или забоины и повpеждения на пpивалочных повеpхностях

Заменить повpежденные пpокладки или зачистить забоины и пpитеpеть пpивалочные плоскости

Ослабление пpобок каpтеpа и удлинителя, болтов кpепления кpышек

Подтянуть пpобки, затянуть болты

4. Ремонт, последовательность сборки (разборки) КПП автомобиля КамАЗ

 ремонт 1

 ремонт 2

Рисунок 2. Разборка вторичного вала

  • Зажмите вторичный вал в тисках со стороны выходного вала Используйте алюминиевые «щечки».

Рекомендация при сборке и разборке: позиционирование и вращение вала производите только при помощи специального

Инструмента. Предварительно вытолкните трубку для масла.

  • Снимите упорное кольцо (1) и разборное кольцо (2).

  • Инструмент захват заведите во внутреннее кольцо подшипника (3) и укрепите до плотной посадки на роликах подшипника при помощи рифленого кольца. Теперь привинтите основной инструмент и снимите внутреннее кольцо подшипника.
  • Снимите осевую шайбу (4).

  • Зажмите вторичный вал в тисках в цапфах подшипника со стороны первичного вала. Применяйте алюминиевые «щечки».
  • Снимите прижимную шайбу (5).

Указание: при прямозубом исполнении прижимной шайбы (5) нет.

  • Выньте из кольцевого паза упорное кольцо (6).

  • Косозубую шестерню для заднего хода (7) подхватить двух — или трехзахватным съемником и снять вместе с внутренним кольцом роликоподшипника (8); используйте проставку.
  • Снимите комплект игольчатых роликов (9).

  • Косозубую шестерню 1-ой передачи (10) подхватите двух — или трехзахватным съемником и снимите вместе с втулкой- (11) и зубчатой муфтой (12) (используйте проставку).

  • Снимите игольчатый роликоподшипник (13).

  • Снимите дисковую зубчатую муфту (14) спаренного конического синхронизатора 1-ой или 5-ой передачи.
  • Снимите внутреннее кольцо (15).

  • Снимите промежуточное кольцо (16).

  • Снимите наружное кольцо (17).

  • Снимите скользящую муфту (18), будьте внимательны — выпадут фиксаторы и прижимные пружины, держите внизу наготове салфетку.
  • Снимите соединительные детали (19).

— Двух — или трехзахватный съемник надеть на косозубую шестерню 2-ой передачи (21).

Снять косозубую шестерню с втулкой (22), дисковой зубчатой муфтой (23), внутренним кольцом (24), промежуточным кольцом (25), наружным кольцом (26) и ступицей синхронизатора (20), (используйте проставку).

  • Снимите игольчатые роликоподшипники (27).

  • Зажмите вторичный вал со стороны выходного вала.
  • Подхватите скользящую муфту (28) двух — или трехзахватным съемником и снимите кольцо синхронизатора (29), зубчатую муфту (30), роликоподшипник (31) и косозубую шестерню (32) (используйте проставку).

Указание: снимая скользящую муфту, будьте внимательны, фиксаторы (33) и прижимные пружины (34) могут выпасть; используйте салфетку.

— Удалите фиксаторы и пружины. Подхватите косозубую шестерню 3-ей передачи (35) двух — или трехзахватным съемником и снимите вместе с роликоподшипником (36), ступицей синхронизатора (37), кольцом синхронизатора (38) и зубчатой муфтой (39).

(Используйте проставку)

  • Снимите игольчатые роликоподшипники (40).

 ремонт 3  ремонт 4

 ремонт 5  ремонт 6

Рисунок 3. Сборка вторичного вала КП

  • Зажмите вторичный вал (1) со стороны первичного вала.
  • Слегка смажьте игольчатый роликоподшипник (2) и насадите на вторичный вал.
  • Косозубую шестерню (3), 2-я передача, насадите на вторичный вал, чтобы шлицы для зубчатой муфты синхронизатора смотрели в сторону выходного вала.
  • Проверьте предел износа деталей синхронизатора (см. главу 6).

  • Дисковую зубчатую муфту (4) насадите на шлицы косозубой шестерни (3).

    Слегка выпуклое внутреннее зацепление дисковой зубчатой муфты показывает в сторону выходного вала.

  • Внутреннее кольцо (5) насадить на дисковую зубчатую муфту. Язычки должны смотреть в стороны выходного вала.
  • Промежуточное кольцо (6) насадить таким образом, чтобы язычки попали в вытачки дисковой зубчатой муфты.
  • Насадить наружное кольцо (7).

    Язычки должны смотреть в сторону выходного вала.

— При помощи трех соединительных вставок (8) выровняйте язычки наружного кольца и язычки внутреннего кольца. Спозиционируйте язычки внутреннего и наружного колец внахлест, чтобы потом соединительные вставки попали в вытачки ступицы синхронизатора (9) и были над язычками. После того, как все будет согласовано, удалите вставки.

— Ступицу синхронизатора (9) нагреть примерно до 120 гр. по Цельсию и насадить на шлицы вторичного вала. Спозиционированные язычки должны быть при этом в вытачках ступицы синхронизатора. Выступы наружного кольца должны входить в вытачки ступицы синхронизатора. Проворачивать синхронизатор можно при помощи пластмассовой оправки.

  • Осевой зазор косозубой шестерни (3) должен составлять по меньшей мере 0,20 мм.
  • Вставить соединительные вставки (8) в ступицу синхронизатора (9).

  • Скользящую муфту (10) провести над ступицей синхронизатора и наружным кольцом и подвести к дисковой зубчатой муфте.
  • Вставить новые соединительные пружины (11) и имеющиеся фиксаторы (12), правильно расположить их в ступице синхронизатора.

Указание: «СИНХРОНИЗАЦИЯС ДВОЙНЫМКОНУСОМ».

Правильно вставьте фиксаторы в корпус синхронизатора.

  • При помощи подходящего инструмента подправьте положение фиксаторов в ступице синхронизатора и в скользящей муфте.
  • Насадите наружное кольцо (13).

    Язычки должны зацепляться в соединительное кольцо, а выступы в вытачки ступицы синхронизатора.

  • Вставьте промежуточное кольцо (14).

Язычки должны смотреть в сторону выходного вала. Вставьте внутреннее кольцо (15) и произведите зацепление язычков с соединительным диском.

  • Дисковую зубчатую муфту (16) с выпуклым внутренним зацеплением насадить с таким расчетом, чтобы оно смотрело в сторону первичного вала и входило бы в зацепление с промежуточным кольцом (14).

Включить скользящую муфту в нейтральном положении и прижать к дисковой зубчатой муфте. Вы отчетливо услышите щелчок фиксаторов, вставших на место коробка переключение передача автомобиль

  • Нагреть втулку (17) до 120 гр. по Цельсию и насадить на вторичный вал, добиться хорошего осевого положения. Если есть необходимость, подправьте пластмассовой оправкой.
  • Слегка смажьте игольчатый роликоподшипник (18) и наденьте на втулку (17).

  • Косозубую шестерню (19) для 1-й или 5-й передачи насадите на игольчатый роликоподшипник (18) таким образом, чтобы шлицы вошли в зацепление с дисковой зубчатой муфтой.
  • Зубчатую муфту (20) нагреть до температуры 120 гр.

по Цельсию и насадить на вторичный вал. Добиться хорошего осевого положения.

  • Осевой зазор косозубой шестерни первой или пятой передачи должен составлять как минимум 0, 20мм.
  • Нагреть втулку (21) до температуры 120 гр. по Цельсию, насадить на вторичный вал, обеспечить хорошее осевое положение.
  • Слегка смазать маслом игольчатый роликоподшипник (22) и надеть на втулку (21).

  • Косозубую шестерню (23) для заднего хода надеть на вторичный вал поверх игольчатого роликоподшипника.

Шлицы должны «смотреть» в сторону первичного вала.

  • Нагреть роликоподшипник (24) до температуры примерно 100 гр. по Цельсию, насадить на вторичный вал, добиться хорошего осевого положения. В случае необходимости воспользуйтесь пластмассовой оправкой.
  • Заправьте упорное кольцо (25) в кольцевой паз вторичного вала.

Указание: Осевой зазор упорного кольца должен составлять от 0 до 0,05 мм. Соответствующее упорное кольцо выберите по каталогу запасных частей.

  • Насадите на вторичный вал прижимное кольцо (26).

Указание: Прижимного кольца (26) в прежнем исполнении больше нет.

  • Зажмите вторичный вал со стороны выходного вала.
  • Слегка смазать маслом игольчатый подшипник (27) и насадить на вторичный вал.
  • Косозубую шестерню (28).3-я или 7-я передача надеть на игольчатый роликоподшипник; шлицы косозубой шестерни должны «смотреть» в сторону — первичного вала.
  • Зубчатая муфта (29) насадить на шлицы косозубой шестерни.
  • Кольцо синхронизатора (30) насадить на зубчатую муфту.
  • Нагреть ступицу синхронизатора (31) до температуры 120 гр.

по Цельсию, насадить на шлицы вторичного вала, проследите за правильным осевым положением. В случае необходимости подправьте при помощи пластмассовой оправки.

Указание: Выступы кольца синхронизатора должны попадать в вытачки ступицы синхронизатора.

  • Насадить скользящую муфту (32).

Указание: Отфрезерованные вытачки с внутренней стороны скользящей муфты должны идти внахлест с теми местами ступицы синхронизатора, где будут расположены прижимные пружины (33) и фиксаторы (34).

  • Вдавите в отверстия корпуса синхронизатора новые пружины и имеющиеся фиксаторы и вставьте в скользящую муфту.
  • Расположите кольцо синхронизатора таким образом, чтобы выступы попадали в вытачки ступицы синхронизатора.

Проверьте предел износа, см. главу 6.

  • Наденьте зубчатую муфту (36) на кольцо синхронизатора.
  • Подтяните скользящую муфту к нейтральному положению, прижимая при этом друг к другу кольцо синхронизатора (35) и зубчатую муфту.

(36).

Будет слышно как войдут на место и щелкнут фиксаторы.

  • Вставить оба роликоподшипника (37) в косозубую шестерню (38), 4-я передача.

Указание: отверстия роликоподшипников для смазки должны «смотреть» наружу (см. направление стрелки).

  • Роликоподшипник вместе с косозубой шестерней нагреть до температуры 100 гр. по Цельсию, насадить на вторичный вал, проследить, чтобы весь пакет подшипников лежал соосно.

Указание: шлицы косозубой шестерни должно «смотреть» в сторону выходного вала.

  • Осевой зазор косозубой шестерни должен составлять по меньшей мере 0,05 мм.

УКАЗАНИЕ: предложение по сборке: осевое кольцо (39), роликоподшипник (40), разборное кольцо (41), упорное кольцо (42) и кольцо (43) монтировать только по прочтении главы «Настройка валов».

5. Организация и оснащение рабочего места для технического обслуживания и ремонта КПП автомобиля КамАЗ

Рабочее место является первичным и основным звеном производства.

Правильная организация рабочего места предполагает четкое определение объема характера выполняемых работ, необходимое оснащение, рациональную планировку, систематическое обслуживание, благоприятные и безопасные условия труда. Количество средств технологической оснастки и номенклатура на рабочем месте определяется работами к применяемому технологическому процессу.

Технологическое оснащение включает оборудование и оснастку, измерительный, режущий, монтажный и вспомогательный инструмент, а также технологическую документацию.

Средства технологического оснащения на рабочем месте должны размещаться в определенном, удобном для работы порядке с тем, чтобы исключить потери времени на поиски и перекладывание с места на место.

Организация рабочих мест исходит из следующих требований: на посты разборки ремонтный фонд должен поступать тщательно вымытый и очищенный; рабочие места должны быть специализированы, т.е. каждый рабочий должен выполнять определенные виды работ, что позволяет сократить время на подготовку к работе и более полно использовать инструменты и приспособления.

Рабочее место должно предусматривать максимальную экономию движений рабочего, что должно быть заложено в конструкцию оборудования (высота конвейера стенд и взаимное расположение рабочих мест).

В процессе выполнения моечно-очистительных работ выделяются пары щелочных растворов, кислот, растворителей, керосина, которые вызывают раздражение дыхательных путей. Попадание ряда растворов на кожу может вызвать ожоги, а в лучшем случае — сухость кожи. Потому на участках мойки и очистки необходимы специальные меры защиты работающих.

Моечные и различные установки для моечно-очистительных работ должны быть оборудованы местной вентиляцией.

Ванны и установки для обезжиривания растворами щелочей и растворителями должны иметь плотно закрывающиеся крышки или дверки. Кроме местных вентиляционных отсосов на участке должна быть обще-обменная приточно-вытяжная вентиляция. Полы в помещениях должны быть ровными, гладкими, но не скользкими, а также иметь уклон для стока воды при промывке. Имеющееся на участке электрооборудование должно быть занулено и заземлено.

Общее и местное освещение должно иметь пожаробезопасное исполнение. Организация рабочего места при выполнении работ по восстановлений деталей сваркой и наплавкой зависит от применяемых методов.

При механизированной наплавке деталей на рабочем месте устанавливают переоборудованный токарный станок, негодный для использования по прямому назначению,

На суппорте станка монтируется наплавочный автомат.

К выполнению наплавочных работ допускаются лица не моложе 18 лет. Рабочий пост сварщика должен быть должен быть оборудован местной вытяжной вентиляцией для отсоса вредных паров, газов и аэрозолей, состоящих из окислительных металлов, продуктов сгорания обмазок и флюсов.

Рабочее место является универсальным и относится к цеху механической обработки. Включается в себя функции по обслуживанию и ремонту, дефектации узлов, испытанию и регулировке.

Перечень используемого оборудования:

  • Зубофрезерный станок полуавтомат 53В30П
  • Зубошлифовальный станок «Reishauer» AZA-K
  • Токарно-винторезный станок GH-1440 W-3
  • Стол
  • Универсальные крепежные стенды
  • Пресс напольный гидравлический АРАС Модель: 1656S
  • Мойка
  • Шкафчик для контрольно-измерительного инструмента и режущего инструмента
  • Шкафчик для рабочего инструмента
  • Испытательный стенд
  • Контейнер для отходов
  • Огнетушитель
  • ультразвуковой дефектоскоп

Охрана труда на рабочем месте для технического обслуживания и ремонта КПП автомобилей КамАЗ

Охраной труда называют систему законодательных актов, социально — экономических, организационных, технических, гигиенических и лечебно-профилактических мероприятий и средств, обеспечивающих безопасность, сохранение здоровья работоспособности человека в процессе труда.

Одна из основных задач охраны труда заключается в обеспечении безопасности труда человека, т.е. создание таких условий труда, при которых исключается воздействие на работающих опасных вредных производственных факторов. Для теплоэнергетических производственных процессов и отдельных работ, выполняемых на теплосиловом оборудовании, характерны следующие вредные производственные факторы: повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны; повышенный уровень шума и вибрации на рабочем месте; повышенная влажность и подвижность воздуха; недостаточная освещенность рабочих мест.

Производственная санитария.

Производственной санитарией называется система санитарно-технических, гигиенических и организационных мероприятий и средств, предотвращающих воздействие на людей вредных производственных факторов. Производственная санитария тесно связана с охраной окружающей среды. Среди многочисленных источников загрязнения атмосферного воздуха промышленными выбросами одно из первых мест остается за теплосиловыми установками.

Микроклимат.

Температура, относительная влажность, скорость движения воздуха возле тела человека, а также температура стен и окружающих предметов образуют микроклимат на рабочем месте.

Температуру, относительную влажность и скорость движения воздуха измеряют на высоте 1,0 м от пола или рабочей площадки при работах, выполняемых сидя, и на высоте 1,5 м — при работах, выполняемых стоя, и не ближе 1 м от нагревательных приборов и наружных стен.

Действующие санитарные нормы СН 512 — 78 устанавливают конкретные оптимальные значения температуры, относительной влажности и скорости движения воздуха в рабочей зоне машинного зала:

  • температура, — 20-22 зимой и 20-24 летом градусов Цельсия;
  • относительная влажность, — 50-60 процентов;
  • скорость движения воздуха, — не более 0,5 метров в секунду;
  • атмосферное давление, гПа — 1013,25 гигаПаскаль.

Освещение.

Правильно спроектированное, отвечающие требованиям санитарных норм освещение оказывает положительное психологическое воздействие на людей, снижает утомление, создает оптимальные условия для работы органов зрения, тем самым повышает безопасность труда и снижает травматизм.

Освещение создается естественным солнечным светом (естественное) и светом от электрических ламп (искусственное)

Защита от шума и вибраций.

Шум определяют как совокупность апериодических звуков различной интенсивности и частоты. Окружающие человека шумы имеют разную интенсивность: разговорная речь — 50…60 дБ А, автосирена — 100 дБ А, шум двигателя легкового автомобиля — 80 дБ А, громкая музыка — 70 дБ А, шум от движения трамвая — 70…80 дБ А, шум в обычной квартире — 30…40 дБ А.

Шум, вибрация утомляют человека, мешают работе, снижают работоспособность и производительность труда, при длительном и интенсивном воздействии вызывают заболевания организма..

В закрытых помещениях шум, многократно отражаясь от стен, потолка и др., усиливается. Поэтому рекомендуется производить их акустическую обработку с помощью звукопоглощающих облицовок из пористых материалов (стекловолокна, минеральной ваты, поролона), имеющий большой коэффициент звукопоглощения.

Снижение вибрации и шума на рабочих местах до допустимых уровней является одной из важнейших задач охраны труда.

Вентиляция.

Вентиляционные установки — устройства, обеспечивающие в помещении такое состояние воздушной среды, при котором человек чувствует себя нормально и микроклимат помещений не оказывает неблагоприятного действия на его здоровье. Для обеспечения требуемого по санитарным нормам качества воздушной среды необходима постоянная смена воздуха в помещении; вместо удаляемого вводится свежий, после соответствующей обработки, воздух.

Электробезопасность.

Любое современное производство, насыщено электрооборудованием, измерительной техникой, автоматикой. Все это создает условия повышенной опасности поражения электрическим током, а в ряде случаев — особо опасные условия.

Для защиты людей от поражения током при замыканиях на корпус в сети применяется автоматическое отключение поврежденного участка и одновременно снижение напряжения на корпусах на время, пока не сработает отключающий аппарат или предохранитель. Такой способ защиты называется занулением.

В сетях с изолированной нейтралью основной способ защиты от поражения током — защитное заземление металлических частей оборудования, нормально не находящихся под напряжением. Заземление работает по принципу снижения до безопасного значения напряжения появляющегося при замыканиях на заземленных частях.

Пожарная безопасность.

Предотвращение пожаров осуществляется главным образом путем исключения возможности образования горючих или взрывоопасных сред и источников зажигания. На случай пожара на предприятии должна быть пожарная защита для предотвращения воздействия на людей опасных факторов пожара и ограничения материального ущерба от него.

При пожаре необходимо в кратчайшее время эвакуировать из помещений всех людей. Это время определяется расстоянием от рабочего места до выхода наружу. Максимальные расстояния от наиболее удаленного рабочего места до эвакуационного выхода не должны превышать 100 м.

Вывод

В ходе выполнения отчета было рассмотрено назначение, устройство, работа обслуживание и ремонт коробок передач грузового автомобиля КамАЗ.

Рассмотрены способы выявления основных неисправностей и способы их устранения. Были рассмотрен порядок сборки, разборки, ремонта коробок передач.

Спроектирован пост по ремонту и обслуживанию КПП и выбрано оборудование для него.

Так же были рассмотрены основные требования охраны труда на рабочем месте.

В ходе проведенной работы была разработана схема проведения технического обслуживания на одном посту для автомобиля КамАЗ 53212. Был определен перечень выполняемых операций при первом техническом обслуживании, который в себя включает 35 пунктов.

Во время проведения обслуживания выполняются крепежные, заправочные, регулировочные, осмотровые работы. Составлена карта-схема расстановки исполнителей. Составлен табель основного и дополнительного оборудования. Выполнена графическая часть курсового проекта. Первой частью которого является Чертеж автомобиля в двух проекциях с указанием номера и места выполнения операции ТО. Второй частью является схема технологической планировки поста с расстановкой оборудования и рабочих.

Литература

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/ekspluatatsiya-mehanicheskoy-korobki-pereklyucheniya-peredach/

1. Суханов Б.И. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей/ Б.И. Суханов, И.О. Борзых, Ю.Ф. Бедырев. — М.: издательство «Транспорт» 2009. — 387 с.

— Крамаренко Г.В. Техническая эксплуатация автомобилей — М.: Издательство «Транспорт» 2009. — 180 с.

— Крамаренко Г.В. Техническое обслуживание автомобилей/ — М.: Издательство «Транспорт» 2008. — 317 с.

— Фере Н.Э. Справочник автомобилей./ Н.Э Фере, В.З. Бубнов, А.В. Еленев, Л.М. Пильщиков. -М.: Издательство «Колос». 2009. — 334 с

— Медведев В.Г. Автомобили КамАЗ. / В.Г. Медведев, Ю.Г. Корепанов. -М.: Издательство «Ижевск». 2010. — 312 с.