Нормативно – методические документы по делопроизводству и организация архивного хранения документов

Курсовая работа

Делопроизводство или документационное обеспечение управления – это специфическое направление деятельности, которое заключается в составлении, оформлении документов, их обработке и хранении. От того, насколько правильно составлен и оформлен документ, организована работа с ним, во многом зависит современность и правильность принятия управленческого решения. В документах отражается и учитывается деятельность организации, фирмы, предприятия. Поэтому ведение многих документов предписано законами. При проверке работы организации, проведении ревизии проверяют прежде всего документы в которых деятельность организации или фирмы зафиксирована.

Организация и ведение делопроизводстватребуют профессиональных знаний и навыков, поэтому эту работу в учреждении (фирме) ведут специальные подразделения (службы делопроизводства), а в небольших организациях и фирмах – секретари – референты (секретари).

В первой главе данной курсовой работы рассматривается законодательное регулирование делопроизводства, нормативно – методические документы по делопроизводству.

Во второй главе освещены вопросы организации архивного хранения документов.

Цель данной курсовой работы — комплексный анализ нормативно-методической базы современного делопроизводства, изучение его нормативно-методических документов, а так же исследование проблемы обеспечения, сохранности документов, как одного из главных направлений работы архивов.

В соответствии с поставленными целями в курсовой работе решаются следующие задачи:

  • рассмотрение базовых нормативно-методических документов, регламентирующих делопроизводственную сферу;
  • особенности современного нормативно-методического обеспечения делопроизводства;
  • рассмотреть меры по обеспечению условий хранения документов;
  • изучить задачи архивов.

1.ГОСТР 51141-98 «Делопроизводство и архивное дело.

I. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА

В настоящее время регламентация документирования, организации и технологии документационного обеспечения управления ведется в нескольких направлениях: законодательное регулирование, стандартизация, разработка нормативных и нормативно-методических документов общегосударственного действия.

65 стр., 32155 слов

Технология работы с документами в негосударственных организациях ...

... изучение организации службы документационного обеспечения управления Компании, ее структуры и объемов работы, а также анализ документооборота; изучение и анализ нормативных документов, регламентирующих организацию делопроизводства; разработка предложений по совершенствованию работы с документами с учетом рекомендаций нормативно-методических документов ...

Высшей правовой значимостью обладают законы Российской Федерации.

Федеральный закон Российской Федерации «Об информации, информатизации и защите информации» закрепил обязательность документирования информации, установил ряд терминов (информация, информатизация, информационные ресурсы, документированная информация и др.), урегулировал отношения, возникающие при создании и использовании информационных технологий, установил обязательность предоставления информации государственным органам.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете», указав, что бухгалтерский учет осуществляется путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций, специальной статьей (ст. 9) определил правила оформления первичных учетных документов. В ней подчеркивается, что все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами. При этом закон допускает создание первичных и сводных учетных документов на бумажных и машинных носителях информации. В последнем случае организация должна изготовлять копии таких документов на бумажных носителях для других участников хозяйственных операций, а также по требованию органов, осуществляющих контроль.

Об обязательности документирования говорится и в других законодательных актах. Так, Гражданский кодекс Российской Федерации определил правовые основы не только деятельности юридических лиц, но и ее документирования. Например, ст. 184 и 185 определяют, что коммерческое представительство осуществляется на основании договора, заключенного в письменной форме, и доверенности, т.е. письменного уполномочия, выдаваемого одним лицом другому.

В ряде статей установлены требования к составу информации (содержанию) документов и их оформлению. Так, ст. 52 ГК РФ содержит требование к содержанию устава и учредительного договора, на основании которых действуют юридические лица; ст. 185 и 186 определяют реквизиты такого документа, как доверенность; в ст. 878 определен формуляр чека и т.д.

Федеральные законы «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью» наряду с правовыми нормами создания, реорганизации, ликвидации обществ значительное внимание уделяют порядку документирования их деятельности, правилам составления и оформления ряда документов.

Статья 89 закона «Об акционерных обществах» и ст. 50 закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» определяют обязанности обществ по хранению

документов. Закон установил обязательность хранения документов обществ по месту нахождения их исполнительных органов. Общества отвечают за упорядоченность документов, должны проводить работу по их сохранности в соответствии с указаниями и рекомендациями архивных органов Российской Федерации.

Эта норма тесно связана с требованиями Основ законодательства Российской Федерации об Архивном фонде Российской Федерации и архивах, которые установили, что в Архивный фонд Российской Федерации входят документы, находящиеся на ее территории, независимо от формы собственности организаций, в которых они образовались. Поэтому многие документы учреждений, организаций и предприятий по истечении определенного срока должны передаваться на хранение в государственные архивы в порядке, определенном нормативными документами.Закон «О языках народов Российской Федерации» (в редакции от 24 июля 1998 г.)

14 стр., 6777 слов

Организация архивного хранения документов

... работы определяется структурой закона и логикой проведенного исследования. 1. Общие положения и понятийный аппарат федерального закона «Об архивном деле в Российской Федерации» Хранение архивных документов - обеспечение рационального размещения и сохранности документов. Согласно российской практике делопроизводства архивное хранение документов ...

(ст. 16) определяет обязательность ведения делопроизводства на территории России на русском языке.В Федеральном законе «Об основах государственной службы Российской Федерации», посвященном правовым основам организации государственной службы и положению государственных служащих, регламентируется порядок документирования прохождения государственной службы, оформления трудового договора и обязательность ведения личного дела.

Постановлением правительства Российской Федерации в 1997 г. утверждены «Правила подготовки правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации». В Правилах указан процесс подготовки проекта нормативно-правового акта, его согласования, подписания, утверждения, оформления, сроки подготовки. Определен также порядок его государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ (внесение в Государственный реестр нормативных правовых актов и присвоение ему регистрационного номера).

При нарушении требований, изложенных в Правилах, документ не вступает в силу.

Законодательными актами Российской Федерации регулируются требования к документам, пересылаемым с помощью разнообразных средств связи (почта, телеграф, факсимильные и электронные сообщения), требования к защите информации на разных стадиях ее создания и хранения, приданию документам официальности (юридической силы).

В них также содержатся основы регулирования процессов информатизации. Законом установлены право собственности на отдельные документы и массивы документации, категории информации по уровням доступа к ней.

Ряд правовых актов содержит нормы, которые необходимо учитывать при составлении и оформлении управленческих документов. К таким актам относятся, например, закон РФ «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», который определяет порядок регистрации эмблемы предприятия, помещаемой на бланке; постановление Правительства РФ«Обупорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением государственного герба Российской Федерации» и др.

Таким образом, в действующем законодательстве содержится значительное количество обязательных для исполнения норм, правил и требований к документированию различных направлений деятельности государственных и негосударственных организаций, к оформлению тех или иных видов документов, их содержанию и структуре текста. Специалист в области делопроизводства обязан знать действующее законодательство страны и следить за его изменениями, так как эти знания составляют одно из важнейших профессиональных качеств, без которого невозможно заниматься делопроизводством на современном уровне.

Банасюкевич В.Д., Ларин М.В. Разработка государственной системы документационного обеспечения управления — актуальная задача / / Делопроизводство, 1998, № 1.

II. ФЕДЕРАЛЬНАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА

15 стр., 7263 слов

Территориальное планирование в Российской Федерации

... документов территориального планирования с целью обеспечения реализации стратегических задач Российской Федерации в области социально-экономического развития регионов. Объектом исследования является территориальное планирование как деятельность, направленная на комплексное и устойчивое развитие территории ...

1.Федеральная архивная служба России (Росархив) является федеральным

органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области архивного дела и контроль за сохранностью, комплектованием и использованием документов Архивного фонда Российской Федерации.

2.Федеральная архивная служба России руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, а также настоящим Положением.

3.В систему Федеральной архивной службы России входят федеральные государственные архивы, научные и другие организации, подчиненные непосредственно Федеральной архивной службе России, а также органы управления архивным делом субъектов Российской Федерации и подчиненные им учреждения.

4.Федеральная архивная служба России осуществляет свою деятельность во взаимодействии с федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также Российской академией наук, Российским обществом историков-архивистов и другими общественными объединениями.

II.I ФЕДЕРАЛЬНАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РОССИИ В

СООТВЕТСТВИИ С ВОЗЛОЖЕННЫМИ НА НЕЕ ЗАДАЧАМИ:

1) организует комплектование и хранение документов Архивного фонда Российской Федерации в государственных архивах, контролирует соблюдение установленного порядка передачи документов в указанные архивы;

2) устанавливает порядок государственного учета документов Архивного фонда Российской Федерации, ведет централизованный государственный учет этих документов, осуществляет контроль за их сохранностью и использованием; устанавливает порядок отнесения архивных документов к особо ценным и уникальным, а также порядок создания и хранения их

3) осуществляет межотраслевое организационно-методическое руководство и контроль за работой архивных служб и ведомственных архивов, организацией документов в делопроизводстве федеральных органов государственной власти; участвует в мероприятиях по развитию сети ведомственных архивов и организации их работы;

4) определяет и утверждает номенклатуру платных работ и услуг, оказываемых архивными учреждениями и организациями юридическим и физическим лицам;

5) организует и осуществляет лицензирование деятельности по описанию, консервации и реставрации архивных документов, ведет сводный реестр лицензий;

6) обеспечивает подготовку проектов законодательных и иных нормативных правовых актов по вопросам обеспечения сохранности, пополнения и использования документов Архивного фонда Российской Федерации;

7) подготавливает проекты и организует реализацию федеральных программ развития архивного дела, а также разработку и выполнение перспективных и текущих планов деятельности архивных учреждений;

8) организует и проводит в установленном порядке работу по совершенствованию сети и структуры государственных архивов, рассматривает и решает вопросы распределения архивных фондов между ними;

9) совместно с органами государственной власти субъектов Российской Федерации рассматривает и решает вопросы хранения, комплектования и использования документов Архивного фонда Российской Федерации, являющихся федеральной собственностью и находящихся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;

16 стр., 7642 слов

Основы организации статистического учета в Российской Федерации

... основы организации статистического учета в Российской Федерации на современном этапе. Достижение поставленной цели обуславливает необходимость решения следующих задач: рассмотрение целей и задач статического наблюдения; рассмотрение организации статистического учета в Российской Федерации; рассмотрения взаимодействия Госкомстата России с ...