Тепловой расчет ДВС ВАЗ

Курсовая работа
Содержание скрыть

Целью данного курсового проекта является улучшение эксплуатационных и технических показателей вследствие применения более современных конструкционных материалов и улучшения тепловых процессов двигателя, а также повышение надёжности его работы, снижение токсичности отработанных газов и улучшение вибрационно-акустических качеств за счёт повышения уравновешенности масс кривошипно-шатунного механизма. В задачи проекта входит расчёт и определение параметров и показателей рабочего цикла, основных размеров, кинематический и динамический анализ, оценка прочности деталей, расчёт и компоновка систем, обслуживающих двигатель.

В курсовом проекте в качестве прототипа используется автомобиль ВАЗ-2106 легковой, с закрытым четырёхдверным кузовом, с передним расположением двигателя и задними ведущими колёсами, предназначен для перевозки пяти человек и багажа не более 50 кг. Автомобиль рассчитан для эксплуатации при температуре окружающей среды от минус 40 0 С до плюс 450 С.

На автомобиль устанавливается 4-цилиндровый карбюраторный двигатель с рядным вертикальным расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала рабочим объёмом 1,6 литра. Двигатель приводит в движение автомобиль и его оборудование. В таблице приведены основные показатели и параметры двигателя в сравнении с лучшими отечественными и мировыми аналогами.

Таблица 1.

Показатели двигателей

ВАЗ-2106

ВАЗ-2112

RENAULT 1,6 i

Расположение,

число цилиндров

Рядный 4

Число клапанов

8

16

16

Рабочий объём, см 3

1569

1499

1598

Мощность, кВт/л•с,

при об/мин

55,5/75,5

5400

66,7/90,7

5600

83/113

6000

Крутящий момент, Н•м,

при об/мин

116

3000

127

3700

152

4200

Расход топлива, л/100 км,

смешанный цикл

8,5

7,4

6,9

Степень сжатия

8,5

9

11

Таким образом двигатель ВАЗ 2106 значительно отстаёт от аналогов и на мой взгляд требует значительной модернизации конструкции с целью дальнейшего повышения производительности, эффективных показателей, а также уменьшения выбросов вредных веществ в окружающую среду.

1. Выбор и обоснование типа транспортного средства

Тип транспортного средства — автомобиль ВАЗ-2106 легковой с закрытым четырёхдверным кузовом.

Масса — 1380 кг.

Скорость — 150 км/ч.

Грузоподъёмность (пассажировместимость) — 400 кг. (5чел.).

Область эксплуатации — Дороги с твёрдым покрытием.

Характеристики установленного двигателя:

Марка (модель) — ВАЗ 2106

Мощность:

максимально допустимая — 58,8 кВт.

номинальная — 55,5 кВт.

эксплуатационная — 48 кВт.

Крутящий момент:

максимальный — 116 Н•м

Частота вращения коленчатого вала:

максимальная — 6000 об/мин.

минимально-устойчивая — 900 об/мин.

Расход топлива и масла:

удельный — 3085 г/кВт•ч

на 100 км пробега -8,5 л/100 км

Габаритные размеры — 583?541?651

Ресурс — 150000 км.

Определяем эксплуатационную мощность двигателя из условия обеспечения максимальной скорости движения.

=43 м/с — максимальная скорость автомобиля

т а = 1445 кг — масса автомобиля

  • коэффициент суммарного сопротивления дороги. Принимаю

К В =0,2 — коэффициент обтекаемости, Н с24

F = 1,7 — лобовая площадь, м2

  • коэффициент учета силы инерции приведенных вращающихся масс

= 1,04+0,04 i k , где i k =1 — передаточное число коробки передач

= 1,04+0,04*1=1,08

j a =0,2 — ускорение автомобиля м/с2

=0,85 — КПД трансмиссии.

=47,6 кВт.

Определяем эффективную мощность:

кВт.

2. Тепловой расчёт и тепловой баланс карбюраторного двигателя

Произвести расчет четырехтактного карбюраторного двигателя, предназначенного для легкового автомобиля. Эффективная мощность двигателя N е = 56 кВт при частоте вращения коленчатого вала п = 5400 об/мин. Двигатель четырехцилиндровый, i = 4 с рядным расположением. Система охлаждения жидкостная закрытого типа. Степень сжатия ? = 8,5.

При проведении теплового расчета для нескольких скоростных режимов обычно выбирают 3—4 основных режима. Для карбюраторных двигателей такими режимами являются:

режим минимальной частоты вращения n min =900 об/мин, обеспечивающий устойчивую работу двигателя;

режим максимального крутящего момента при n М = 3000 об/мин;

режим максимальной (номинальной) мощности при n N = 5400 об/мин;

режим максимальной скорости движения автомобиля при n max = 6000 об/мин;

С учетом приведенных рекомендаций и задания ( n N = 5400 об/ мин) тепловой расчет последовательно проводится для п = 900, 3000, 5400 и 6000 об/мин.

Топливо. В соответствии с заданной степенью сжатия ? = 8,5 можно использовать бензин марки АИ-93.

Средний элементарный состав и молекулярная масса топлива

С =0,855; Н =0,145 и m т = 115 кг/кмоль.

Низшая теплота сгорания топлива

Параметры рабочего тела.

кмоль возд/кг топл.;

  • = кг возд/кг топл.

Коэффициент избытка воздуха

Количество горючей смеси М 1 = ?L0 + l/mт ; (1)

при п = 900 об/мин М1 = 0,86

  • 0,516+1/115 = 0,4525 кмоль гор. см/кг топл;

при п = 3000, 5400 и 6000 об/мин M1 = 0,96

  • 0,516+1/115= 0,5041 кмоль гор. см/кг топл.

Количество отдельных компонентов продуктов сгорания при К=0,5 и принятых скоростных режимах:

при п = 900 об/мин

кмоль СО 2 /кг топл;

  • кмоль СО/кг топл;

кмоль Н 2 О/кг топл;

кмоль Н 2 /кг топл;

кмоль N 2 /кг топл;

при п = 3000, 5400 и 6000 об/мин

кмоль СО 2 /кг топл;

  • кмоль СО/кг топл;

кмоль Н 2 О/кг топл;

кмоль Н 2 /кг топл;

кмоль N 2 /кг топл;

Общее количество продуктов сгорания

; (2)

при п = 900 об/мин

М 2 =0,0512+0,02+0,0625+0,01+0,3515=0,4952 кмоль пр. сг/кг топл.

Проверка: М 2 = 0,855/12 + 0,145/2 + 0,792

  • 0,86
  • 0,516 = 0,4952 кмоль пр. сг/кг топл;

при п = 3000, 5400 и 6000 об/мин

М 2 = 0,0655 + 0,0057+0,0696 + 0,0029 + 0,3923 = 0,5360 кмоль пр. сг/кг топл.

Проверка: М 2 = 0,855/12 + 0,145/2 + 0,792

  • 0,96

— 0,516 = 0,5360 кмоль пр. сг/кг топл.

п

900

3000

5400

6000

об/мин

Т r

900

1000

1060

1070

МПа

п

900

3000

5400

6000

об/мин

p r

0,1039

0,1077

0,1170

0,1201

МПа

п

900

3000

5400

6000

об/мин

18,58

13,64

7,99

6,587

°С

Плотность заряда на впуске

где R B = 287 Дж/кг

  • град — удельная газовая постоянная для воздуха.

Потери давления на впуске. В соответствии со скоростным режимом двигателя (n = 5400 об/мин) и при условии качественной обработки внутренней поверхности впускной системы можно принять ? 2 + ?вп = 2,8 и ?вп = 95 м/с. Тогда

А n = ?вп /nN = 95/5400= 0,01759;

  • (5)

Отсюда получим:

при n = 900 об/мин ?p ? = 2,8 * 0.017592 * 9002 * 1,189 ?10-6 /2 = 0,0004 МПа;

при n = 3000 об/мин ?p ? = 2,8 * 0.017592 * 30002 * 1,189 ?10-6 /2 = 0,004635 МПа;

при n = 5400 об/мин ?p ? = 2,8 * 0.017592 * 54002 * 1,189 ?10-6 /2 = 0,015 МПа;

при n = 6000 об/мин ?p ? = 2,8 * 0.017592 * 60002 * 1,189 ?10-6 /2 = 0,0185 МПа.

Давление в конце впуска

р ? = p0 — ?p? , (6)

п

900

3000

5400

6000

об/мин

р ?

0,0996

0,09536

0,085

0,0814

МПа

Коэффициент остаточных газов. При определении ? r для двигателя без наддува принимается коэффициент очистки ?оч = 1, а коэффициент дозарядки на номинальном скоростном режиме ?доз = 1,10, что вполне возможно получить при подборе угла опаздывания закрытия впускного клапана в пределах 30—60°. При этом на минимальном скоростном режиме (п = 900 об/мин) возможен обратный выброс в пределах 5%, т. е. ?доз = 0,95. На остальных режимах значения ?доз можно получить, приняв линейную зависимость ?доз от скоростного режима. Тогда

  • (7)

При n = 900 об/мин ;

  • при n = 3000 об/мин ;
  • при n = 5400 об/мин ;
  • при n = 6000 об/мин ;

Температура в конце впуска:

(8)

При n = 900 об/мин К;

  • при n = 3000 об/мин К;
  • при n = 5400 об/мин К;
  • при n = 6000 об/мин К;

Коэффициент наполнения:

  • (9)

При n = 900 об/мин

при n = 3000 об/мин

при n = 5400 об/мин

при n = 6000 об/мин

Процесс сжатия. Средний показатель адиабаты сжатия k1 при ? =8,5 и рассчитанных значениях Та определяется по графику, а средний показатель политропы сжатия n1 принимается несколько меньше k1 . При выборе n1 учитывается, что с уменьшением частоты вращения теплоотдача от газов в стенки цилиндра увеличивается, а n1 уменьшается по сравнению с k1 более значительно:

п

900

3000

5400

6000

об/мин

k 1

1,3767

1,3771

1,3772

1,3772

T ?

340

337

336

337,6

К

n 1

1,370

1,376

1,377

1,377

Давление в конце сжатия

(10)

При n = 900 об/мин МПа;

  • при n = 3000 об/мин МПа;
  • при n = 5400 об/мин МПа;
  • при n = 6000 об/мин МПа.

Температура в конце сжатия

(11)

При n = 900 об/мин К;

  • при n = 3000 об/мин К;
  • при n = 5400 об/мин К;
  • при n = 6000 об/мин К;

Средняя мольная теплоемкость в конце сжатия:

а) свежей смеси (воздуха):

, (12)

где

п

900

3000

5400

6000

об/мин

t c

477,52

480,51

479,88

483,47

°С

21,85

21,87

21,87

21,875

кДж/(кмоль

  • град);

б) остаточных газов

  • определяется методом экстраполяции;

при n = 900 об/мин, ? = 0,86 и t c =477 °С

кДж/(кмоль * град);

при n = 3000 об/мин, ? = 0,96 и t c =480 °С

кДж/(кмоль * град);

при n = 5400 об/мин, ? = 0,96 и t c =480 °С

кДж/(кмоль * град);

при n = 6000 об/мин, ? = 0,96 и t c =483,47 °С

кДж/(кмоль * град);

в) рабочей смеси

(13)

при n = 900 об/мин

кДж/(кмоль * град);

при n = 3000 об/мин

кДж/(кмоль * град);

при n = 5400 об/мин

кДж/(кмоль * град);

при n = 6000 об/мин

кДж/(кмоль * град);

Процесс сгорания. Коэффициент молекулярного изменения горючей и рабочей смеси (14)

При n = 900 об/мин ? 0 =0,4952/0,4525=1,0944; ?=(1,0944+0,05136)/(1+0,05136)=1,08979;

при n = 3000 об/мин ? 0 =0,5360/0,5041=1,0633; ?=(1,0633+0,04567)/(1+0,04567)=1,06053;

при n = 5400 об/мин ? 0 =0,5360/0,5041=1,0633; ?=(1,0633+0,04902)/(1+0,04902)=1,06034;

при n = 6000 об/мин ? 0 =0,5360/0,5041=1,0633; ?=(1,0633+0,051855)/(1+0,051855)=1,0602.

Количество теплоты, потерянное вследствие химической неполноты сгорания топлива:

u = 119950(1— ?)L0 . (15)

При n = 900 об/мин ?Н u = 119950·(1— 0,86)·0,516=8665 кДж/кг;

при n = 3000, 5400 и 6000 об/мин ?Н u = 119950·(1— 0,6)·0,516=2476 кДж/кг.

Теплота сгорания рабочей смеси

Н раб.см = (Нu — ?Hu )/[М1 (1 + ?r )]. (16)

При n = 900 об/мин Нраб.см = (43930 — 8665)/[0,4525(1 + 0,05136)]=74126 кДж/кмоль раб. см;

  • при n = 3000 об/мин Нраб.см = (43930 — 2476)/[0,5041(1 + 0,04567)]=78642 кДж/кмоль раб. см;
  • при n = 5400 об/мин Нраб.см = (43930 — 2476)/[0,5041(1 + 0,04902)]=78391 кДж/кмоль раб. см;
  • при n = 6000 об/мин Нраб.см = (43930 — 2476)/[0,5041(1 + 0,05186)]=78180 кДж/кмоль раб. см;

Средняя мольная теплоемкость продуктов сгорания

(17)

При n = 900 об/мин = (1/0,4952) [0,0512 (39,123 + 0,003349t z ) + 0,02 (22,49 + 0,00143tz ) +0,0625

  • (26,67 + 0,004438tz ) + 0,01 (19,678 + 0,001758tz ) + 0,3515 (21,951 + 0,001457tz )] =

= 24,298 + 0,002033t z кДж/(кмоль•град);

при n = 3000, 5400 и 6000 об/мин =(1/0,536) [0,0655 •(39,123 + 0,003349t z ) +0,0057

  • (22,49 + 0,00143tz ) + 0,0696 (26,67 + 0,004438tz ) + 0,0029
  • (19,678 + 0,001758tz ) + 0,3923(21,951+ 0,001457tz )] = 24,656 + 0,002077tz кДж/(кмоль•град).

Величина коэффициента использования теплоты ? z при п = 5600 и 6000 об/мин в результате значительного догорания топлива в процессе расширения снижается, а при т = 900 об/мин ?z интенсивно уменьшается в связи с увеличением потерь тепла через стенки цилиндра и неплотности между поршнем и цилиндром. Поэтому при изменении скоростного режима ?z ориентировочно принимается в пределах, которые имеют место у работающих карбюраторных двигателей:

п

900

3000

5400

6000

об/мин

? z

0,82

0,92

0,91

0,89

Температура в конце видимого процесса сгорания

  • (18)

При n = 900 об/мин 0,82

  • 74126 + 21,9374
  • 477 = 1,08979
  • (24,298 + 0,002033t z )tz , или

, откуда

°C;

T z =tz +273=2325,910974+273=2598,91 K;

при n = 3000 об/мин 0,92

  • 78642 + 21,958
  • 480 = 1,06053
  • (24,656 + 0,002077t z )tz , или , откуда

°C;

T z =tz +273=2600+273=2873 K;

при n = 5400 об/мин 0,91

  • 78390 + 21,9627
  • 480 = 1,0603
  • (24,656 + 0,002077t z )tz , или

, откуда

°C;

T z =tz +273=2574+273=2847 K;

при n = 6000 об/мин 0,89

  • 78179 + 21,978
  • 483 = 1,0602
  • (24,656 + 0,002077t z )tz , или

, откуда

°C

T z =tz +273=2529+273=2802 K.

Максимальное давление сгорания теоретическое

р z = pc ?Tz /Tc . (19)

При n = 900 об/мин р z = 1,868802·1,08979·2599/750=7,057 МПа;

при n = 3000 об/мин р z = 1,812369·1,06053·2873/753=7,333 МПа;

при n = 5400 об/мин р z = 1,6189·1,06034·2847/752=6,4988 МПа;

при n = 6000 об/мин р z = 1,5542·1,0602·2802/756=6,10706 МПа;

Максимальное давление сгорания действительное

р z д = 0,85/ рz ;

п

900

3000

5400

6000

об/мин

р z д

5,9989

6,2334

5,524

5,191

МПа

Степень повышения давления

?= р z /pc (20)

п

900

3000

5400

6000

об/мин

?

3,7765

4,046364

4,0143

3,9294

Процессы расширения и выпуска.

п

900

3000

5400

6000

об/мин

?

0,86

0,96

0,96

0,96

T z

2599

2873

2847

2802

К

k 2

1,2605

1,2515

1,2518

1,2522

n 2

1,26

1,251

1,251

1,252

Давление и температура в конце процесса расширения

(21) и (22)

При n = 900 об/мин р b = 7,05749/8,51,26 = 0,4759 МПа и Тb = 2599/8,51,26 -1 = 1490 К;

при n = 3000 об/мин р b = 7,333/8,51,251 = 0,5042 МПа и Тb = 2873/8,51,251 -1 = 1679 К;

при n = 5400 об/мин р b = 6,4988/8,51,251 = 0,4468 МПа и Тb = 2847/8,51,251 -1 = 1664,8 К;

при n = 6000 об/мин р b = 6,107/8,51,252 = 0,419 МПа и Тb = 2802/8,51,252 -1 = 1634 К;

Проверка ранее принятой температуры остаточных газов:

  • (23)

При n = 900 об/мин

; ;

при n = 3000 об/мин

; ;

при n = 5400 об/мин

; ;

при n = 6000 об/мин

; , где ? — погрешность расчета. На всех скоростных режимах температура остаточных газов принята в начале расчета достаточно удачно, так как ошибка не превышает 1,7%.

Индикаторные параметры рабочего цикла.

(24)

При n = 900 об/мин

;

при n = 3000 об/мин

;

при n = 5400 об/мин

при n = 6000 об/мин

Среднее индикаторное давление:

МПа (25)

где коэффициент полноты диаграммы принят ? и = 0,96;

п

900

3000

5400

6000

об/мин

p i

1,1290

1,2131

1,0729

1,0

МПа

Индикаторный КПД и индикаторный удельный расход топлива

(26) и (27)

При n = 900 об/мин ; г/(кВт·ч);

  • при n = 3000 об/мин ;
  • г/(кВт·ч);
  • при n = 5400 об/мин ;
  • г/(кВт·ч);
  • при n = 6000 об/мин ; г/(кВт·ч).

Эффективные показатели двигателя

(28)

Предварительно приняв ход поршня S равным 80 мм, получим ? п.ср. = Sn/3

— 104 = 80 n/3 ·104 = =0,002667n м/с, тогда рм = 0,049 + 0,0152 * 0,002667n МПа, а на различных скоростных режимах:

п

900

3000

5400

6000

об/мин

? п.ср

2,4003

8,001

14,4018

16,002

м/с

р м

0,08545

0,1705

0,2677

0,292

МПа

Среднее эффективное давление и механический КПД

(29) и ; (30)

п

900

3000

5400

6000

об/мин

p i

1,1290

1,2131

1,0729

1,0

МПа

p e

1,04355

1,0426

0,8052

0,70894

МПа

? м

0,9243

0,8595

0,75049

0,7083

Эффективный КПД и эффективный удельный расход топлива:

  • (31) и ;
  • (32)

п

900

3000

5400

6000

об/мин

? i

0,3166

0,362

0,3353

0,325

МПа

? e

0,2926

0,31

0,252

0,231

МПа

g e

280

264

325

355

г/(кВт·ч)

Основные параметры цилиндра и двигателя. Литраж двигателя:

V л = 30?Ne /(pe n) = 30

  • 4
  • 56/(0,8052
  • 5400) = 1,545л.

Рабочий объем одного цилиндра:

V h = Vл /i = 1,545/4 = 0,38625 л.

Диаметр цилиндра. Так как ход поршня предварительно был принят S = 80 мм, то

мм

Окончательно принимается D == 79мм и S = 80 мм.

Основные параметры и показатели двигателя определяются по окончательно принятым значениям D и S:

л;

мм 2 =48,99 см2 ;

  • ;
  • (33) ;
  • (34) , (35)

п

900

3000

5400

6000

об/мин

p e

1,04355

1,0426

0,8052

0,7089

МПа

N e

12,287

40,92

56,887

55,65

кВт

M e

130,44

130,32

100,649

88,62

Н·м

G T

3,440

10,803

18,488

19,755

кг/ч

Литровая мощность двигателя

кВт/л;

ВЫВОД : основные данные полученные в тепловом расчёте при сравнение с характеристиками прототипа (см. таб.) позволяют сделать вывод о том что для дальнейших расчётов мы можем принять этот двигатель так как расхождение не превышает 10%.

N e , кВт

р е

? е

g e , г/кВт•ч

Рассчитанное

56,9

0,8052

0,25

325

Прототипа

56,0

0,81

0,27

3105

Погрешность

1,6

0,5

8

4,6

4. Построение индикаторной диаграммы

Индикаторную диаграмму строят для номинального режима работы двигателя, т. е. при N e = 56кВт и n = 5400 об/мин.

Масштабы диаграммы: масштаб хода поршня М s = 1 мм в мм; масштаб давлений Мр = 0,05 МПа в мм.

Приведенные величины, соответствующие рабочему объему цилиндра и объему камеры сгорания:

мм; мм

Максимальная высота диаграммы (точка z)

мм

Ординаты характерных точек:

  • мм;
  • мм;
  • мм;
  • мм;

мм.

Построение политроп сжатия и расширения аналитическим методом:

а) политропа сжатия (36).

Отсюда

мм,

гдемм.

№ точек

OX, мм

Политропа сжатия

Политропа расширения

, мм

, МПа

, мм

, МПа

1

10,7

8,5

19,04

32,4

1,62 (точка с)

14,55

132,4

6,62 (точка z)

2

11,3

8

17,52

29,8

1,49

13,48

122,7

6,135

3

12,9

7

14,58

24,7

1,23

11,41

103,8

5,19

4

18,1

5

9,17

15,5

0,77

7,490

68,2

3,41

5

22,7

4

6,74

11,5

0,58

5,66

51,5

2,57

6

30,2

3

4,54

7,7

0,385

3,953

36

1,8

7

45,4

2

2,59

4,4

0,22

2,380

21,658

1,083

8

60,5

1,5

1,74

3,0

0,15

1,661

15,1

0,755

9

90,7

1

1

1,7

0,085 (точка а)

1

9,1 (точка b)

0,455

б) политропа расширения (37).Отсюда

мм

Результаты расчета точек политроп приведены в табл.

Теоретическое среднее индикаторное давление

где мм 2 — площадь диаграммы aczba. Это близко к рассчитанному.

В соответствии с принятыми фазами газораспределения и углом опережения зажигания определяют положение точек r, а, а», с, f и b по формуле для перемещения поршня:

, (38)

где ? — отношение радиуса кривошипа к длине шатуна.

Выбор величины ? производится при проведении динамического расчета, а при построении индикаторной диаграммы предварительно принимается ? = 0,285.

Расчеты координат точек r, а, а», с, f и b сведены в табл.

Обозначение точек

Положение

точек

Расстояние точек от в.м.т. (AX), мм

до в.м.т.

18

0,0655

2,6

после в.м.т.

25

0,1223

4,8

после в.м.т.

120

1,6069

62,5

до в.м.т.

35

0,2313

9,0

до в.м.т.

30

0,1697

6,6

до в.м.т.

125

1,6667

65,0

Положение точки определяется по формуле:

МПа;

мм.

Действительное давление сгорания

МПа;

мм.

Соединяя плавными кривыми точки r с а, с с с» и далее с z д и кривой расширения, b с b» (точка b» располагается обычно между точками b и а) и линией выпуска b»rr, получим скругленную действительную индикаторную диаграмму raacfc» zд bb»r.

Построение внешних скоростных характеристик бензинового двигателя

На основании тепловых расчетов проведенных для четырех скоростных режимов работы бензиновых двигателей, получены и сведены в таблицу необходимые величины параметров для построения внешних скоростных характеристик.

Частота вращения коленчатого вала,

Параметры внешней скоростной характеристики

900

12,28

280

130

3,44

0,878

0,86

3000

40,92

264

130

10,8

0,921

0,96

5400

56,89

325

100

18,49

0,879

0,96

6000

55,65

355

88

19,76