Nmin=; (2.2)
где R – радиальная нагрузка на подшипник, Н
В – рабочая ширина посадочного места, мм;
- r – радиус или ширина фаски, мм;
- К – коэффициент, для подшипников тяжелой серии К=2 (справочное пособие [7]);
Nmin==0,00662 мм
2.5 По справочным таблицам (для учебных целей) выбираем посадку для сопряжения «внутреннее кольцо-вал» — m6n,
у которой Nmax.ст.=37 мкм, Nmin.ст.=9 мкм.
2.6 Проверяем внутреннее кольцо подшипника на прочность по формуле
σрасч.=, (2.3)
где — напряжение, возникающее в кольце подшипника, МПа;
- Nmax.ст – максимальный натяг в сопряжении «внутреннее кольцо – вал», мм;
- d – номинальный диаметр вала.
Подставляем числовые значения в формулу (2.3)
σрасч.==64,9 МПа
Сравниваем полученное напряжение с допускаемым напряжением для подшипниковой стали:
,
где -допускаемое напряжение при растяжении (для подшипниковой стали МПа);
64,9 < 400 МПа
Расчётное значение меньше допускаемого, следовательно, посадка выбрана правильно.
2.7 Определяем интенсивность нагрузки, действующей на посадочную поверхность.
,
где РR – интенсивность нагрузки на посадочную поверхность;
- R – радиальная реакция опоры на подшипник, Н;
- kn – динамический коэффициент посадки;
- F – коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга при полом вале или тонкостенном корпусе;
- Fa – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки между рядами шариков или роликов;
- – рабочая ширина посадочного места, мм;
мм,
По справочному пособию [2] определяем значения коэффициентов: kn=1; F=1; Fa=1.
Подставляя расчётные данные в формулу (2.5) получаем:
кН/м,
2.8 Выбираем посадку для сопряжения «наружное кольцо-отверстие» в корпусе по табл. 4.82 [2].
При вращающемся вале, местном нагружении и нормальном режиме работы для наружного кольца Н7n является вполне соответствующей.
2.9 Определяем предельные размеры посадочных поверхностей и характер соединений (табл. 4.70 [2]).
Зависимый преобразователь переменного напряжения в постоянное
... по напряжению. Определяем допустимое напряжение вентиля: Где, число последовательно включённых вентилей, принимаем коэффициент распределения напряжения по последовательно включённым вентилям, при определяем коэффициент, зависящий ... 6. 2. Разработка силовой части преобразователя 1 Выбор схемы и работа преобразователя К трехфазным схемам преобразователей относятся: трехфазная схема с нулевой ...
2.9.1 Определение параметров для внутреннего кольца подшипника.
По справочному пособию [2] определяем предельные отклонения размеров внутреннего кольца подшипника:
- Dн=50 мм;
- ES=0 мкм;
- EI=-15 мкм
Dmax=DH+ES=50,0+0=50,0 мм, (2.7)
где Dmax – максимальный диаметр внутреннего кольца подшипника;
- Dн – номинальный диаметр внутреннего кольца подшипника;
- Dmin = DH+EI=50,0+(-0,015)=49,985 мм, (2.8)
где Dmin – минимальный диаметр внутреннего кольца подшипника.
2.9.2 Определение параметров для вала.
По справочному пособию [3] определяем предельные отклонения размеров вала:
- dн=50 мм, es=+25мкм, ei=+9мкм;
- dmax= dH+es=50,0+0,025=50,025 мм, (2.9)
где dmax – максимальный диаметр вала;
- dmin= dH+ei=50,0+0,009=50,009 мм, (2.10)
где dmin – минимальный диаметр вала.
2.9.3 Определение параметров для отверстия в корпусе.
По справочному пособию [3] определяем предельные отклонения размеров отверстия в корпусе:
- Dн=130 мм;
- ES=+40 мкм;
- EI=0 мкм
Dmax=DH+ES=130+0,040=130,040 мм, (2.11)
где Dmax – максимальный диаметр отверстия в корпусе;
- DН – номинальный диаметр отверстия в корпусе;
- Dmin = DH+EI=130+0=130 мм, (2.12)
где Dmin – минимальный диаметр отверстия в корпусе.
2.9.4 Определяем параметры для наружного кольца подшипника.
По справочному пособию (табл. 4.72 [2])определяем предельные отклонения размеров внешнего кольца подшипника: es=0; ei=-18мкм;
dmax=dн+es=130+0=130 мм,
где dmax – максимальный диаметр внешнего кольца подшипника;
- dн – номинальный диаметр внешнего кольца подшипника;
dmin=dн+ei=130+(-0,018)=129,
где dmin – минимальный диаметр внешнего кольца подшипника.
2.9.5 Определение параметров для сопряжения «внутреннее кольцо – вал».
Nmax=dmax-Dmin=50,025-49,985=
где Nmax – максимальный натяг в сопряжении «внутреннее кольцо – вал»;
- Nmin=dmin-Dmax=50,009-50=0,009 мм, (2.16)
где Nmin – минимальный натяг в сопряжении «внутреннее кольцо – вал»;
2.9.6 Определение параметров для сопряжения «наружное кольцо – корпус».
Smin= Dmin — dmax=130-130=0 мм, (2.17)
где Smin – минимальный зазор в сопряжении «внешнее кольцо – корпус»;
- Smax= Dmax- dmin=130,040-129,982=0,058 мм , (2.18) где Smax – максимальный зазор в сопряжении «внешнее кольцо – корпус»;
- Эскиз подшипникового сопряжения, схемы полей допусков – см. на чертеже.
3 Допуски и посадки шпоночного соединения
Допуски и посадки установлены для призматических, сегментных и клиновых соединений. Наибольшее применение находят соединения с призматическими и сегментными шпонками.
Шпонки обычно сопрягаются по ширине с валом по неподвижной посадке, а со втулками – по одной из подвижных посадок. Натяг необходимо для того, чтобы компенсировать неточность пазов и их взаимное смещение.
Для получения различных посадок в соединениях с сегментной и призматической шпонками стандартами СЭВ 647-77 и СЭВ 189-75, соответственно, установлены отклонения на параметры шпоночного соединения [2].
Расчет производим для шпоночного соединения с наружным диаметром вала D3=50мм и сегментной шпонкой.
3.1 Выбор размера шпонки и шпоночных пазов.
Согласно рекомендаций справочного пособия [2] выбираем размер шпонки и шпоночных пазов:
- А) номинальный размер шпонки b×h×d=10×13 ×22мм;
- Б) глубина паза вала t1=10,0 мм;
- В) глубина паза втулки t2=3,3 мм.
3.2 По условию работы и назначению по справочнику [2] выбираем посадки:
- а) для соединения шпонки с пазом вала — ;
- б) для соединения с пазом втулки — .
3.3 По СТ СЭВ 145-75 [6] находим допуски и отклонения:
а) для шпонки – b=10 h9
T=36 мкм, es=0 мкм, ei=-36 мкм.
б) для паза ступицы – b=10 Js9;
- T=42 мкм, ES=+21 мкм, EJ=-21 мкм.
в) для паза вала — b=10 N9;
- T=43 мкм;
- ES=0 мкм;
- EJ=-43 мкм.
3.4 Определяем зазоры и натяги:
а) в сопряжении шпонка – паз вала –
мкм;
- мкм;
б) в сопряжении шпонка – паз втулки:
- мкм;
- мкм.
Результаты решения представлены в таблице 1 (см. ниже)
Таблица 1 – Результаты решения
Наименование детали сопряжения |
Номинальный размер, мм |
Предельные отклонения, мкм |
Предельные размеры, мм |
Допуск, мм |
Зазор, мкм |
Натяг, мкм |
|||
Верхнее |
Нижнее |
max |
min |
max |
min |
||||
Шпонка а) по ширине |
10 |
0 |
-36 |
10 |
9,964 |
0,036 |
— |
— |
— |
б) по высоте |
13 |
0 |
-43 |
13 |
12,957 |
0,043 |
— |
— |
— |
Паз вала а) по ширине |
10 |
0 |
-43 |
10 |
9,957 |
0,043 |
— |
— |
— |
б) по глубине |
10 |
0 |
-200 |
10 |
9,800 |
0,200 |
— |
— |
— |
Паз втулки а) по ширине |
10 |
21 |
-21 |
10,021 |
9,979 |
0,042 |
— |
— |
— |
б) по глубине |
3,3 |
200 |
0 |
3,500 |
3,3 |
0,200 |
— |
— |
— |
Сопряжения а) паз вала -шпонка |
10 |
36 |
-43 |
— |
|||||
б) паз втулки — шпонка |
10 |
57 |
-21 |
— |
Эскиз шпоночного соединения, схемы полей допусков – см. на чертеже.
4 Размерная цепь
Расчет размерных цепей позволяет определить оптимальные допуски размеров, под которыми понимают наибольшие по величине допуски, обеспечивающие заданную точность изделия, наивысшую надежность и наименьшую стоимость изготовления изделия.
Размерной цепью называется совокупность размеров, непосредственно участвующих в решении поставленной задачи и образующих заданный контур.
Каждая размерная цепь состоит из одного замыкающего и нескольких составляющих звеньев. Замыкающим звеном (А) называется звено размерной цепи, являющееся исходным при постановке задачи или получающееся последним в результате её решения.
Составляющие звенья (А1, А2, A3. . . .Ai) — звенья размерной цепи, функционально связанные с замыкающим звеном. Они могут быть увеличивающими или уменьшающими. Увеличивающее звено – составляющее звено размерной цепи, с увеличением которого замыкающее звено увеличивается; уменьшающее звено – составляющее звено размерной цепи, с увеличением которого замыкающее звено уменьшается.
Расчет размерной цепи может производится с учетом законов рассеивания размеров (теоретико-вероятностный расчет) или без учета рассеивания размеров (расчета на максимум-минимум).
4.1 Методика расчета размерных цепей способом максимум-минимум
Чтобы обеспечить полную взаимозаменяемость, размерные цепи рассчитывают методом максимума — минимума, при котором допуск замыкающего размера ТАΔ определяют арифметическим сложением допусков составляющих размеры ТА:
- TAΔ=ΣTAd;
(4.1)
или
ТАΔ = АΔ мах — АΔmin;
или
ТАΔ = ESΔ — EIΔ;
1) Строим размерную цепь и выявляем, что увеличивающими будут звенья А4-А9, а уменьшающими – А1-А3 и А10-А12 (см. ГЧ проекта).