Универсальные учебные действия (УУД) знаний, умений и навыков. На уроках, предлагается не столько усвоить конкретные знания, как было раньше, сколько научить работать с популярными естественно-научными текстами рисунками, таблицами и простейшими схемами с целью отбора источников, поиска и извлечения информации для создания собственных устных или письменных текстов, ответов на вопросы, аргументации своей точки зрения.
В последние годы появляется много литературы по технологии для начальных школ, но она имеет чисто практическую направленность и содержит описание технологии изготовления конкретных изделий в процессе работы с бумагой. Современные требования к урокам технологии касаются не только формирования у детей практических приёмов работы с бумагой, но и ознакомления школьников с видами, свойствами материалов, расширением кругозора, формированием творческого мышления и пространственного воображения.
Обозначившиеся противоречия между имеющейся литературой для уроков технологии и современными требованиями к этим урокам определили проблему исследования: определение наиболее эффективных методов и приемов работы с бумагой на уроках технологии на примере программы Е.А.Лутцевой, Т.П. Зуевой.
Цель исследования – изучить особенности специфики работы с бумагой на уроках технологии в начальных классах на примере программы Е.А. Лутцевой, Н.М. Конышевой.
Объект исследования – организация работы с бумагой на уроках технологии в начальной школе.
Предмет исследования – особенности организации художественной работы с бумагой на уроках технологии в начальной школе по программе Е.А. Лутцевой и Н.М. Конышевой.
На основании цели нашей работы, были поставлены следующие задачи :
-
Изучить литературу по теме нашего исследования.
-
Изучить особенности программы Е.А. Лутцевой и Н.М. Конышевой для работы с бумагой на уроках технологии в начальных классах.
-
Изучить особенности организации работы с бумагой на уроках технологии в начальной школе.
-
Сделать анализ методики проведения занятий по художественной обработке бумаги на уроках технологии в начальной школе.
Методы : изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, методы аналогии и классификации, синтез и обобщение.
Организация и технология работы магазина и пути их улучшения ...
... универсаме "Слобода" Тоншаевского райпо; дать оценку экономической эффективности работы универсама "Слобода". Предметом исследования в курсовой работе является технология работы магазина. Объектом исследования в курсовой работе выступает универсам "Слобода" Тоншаевского райпо. Теоретической основой ...
Теоретико-методологическую, Структура
1 Организация работы с бумагой на уроках технологии в начальной школе
В настоящее время становится ясным, что составляющие технологической культуры должны формироваться при изучении предметной образовательной области «Технология», начиная с начальной школы. Важно подчеркнуть, что независимо от вида конкретной технологии, которую человек сейчас использует, он имеет дело с инвариантными составляющими человеческой деятельности [4, с. 61].
Базисный учебный план общеобразовательных школ не случайно введена образовательная область «Технология», изучение которой позволяет молодежи приобрести общие трудовые и, частично, специальные умения и навыки. В ответе Департамента Государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ говориться: «Департамент не подвергает сомнению значимости содержания образовательной области «Технология» для формирования трудовой и технологической культуры, воспитания гражданских и патриотических качеств личности, интеллектуального и общественного развития обучающихся общеобразовательных учреждений, их профессионального самоопределения в условиях рынка труда… На данном этапе возможно введение дополнительных часов на изучение ОО «Технология» за счет регионального (национально-регионального) компонента или компонента образовательного учреждения» [ 9, с. 32].
Главная цель образовательной области «Технология» – подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики и адаптация в современных условиях. Модернизация содержания технологической подготовки школьников в образовательных учреждениях в рамках реализации ФГОС НОО направлена на усиление:
1. Формирования функциональной технологической грамотности, развитие процессуальных способностей и умений, на усвоение алгоритма действий по овладению обобщенными способами и средствами преображения окружающей действительности.
2. Организации личностно-ориентированного образовательного процесса, учитывающего способности и возможности учащихся, направленность их познавательных и жизненных интересов, способствующих осознанному выбору ими пути профессионального самоопределения при конъюнктуре профессий на рынке труда.
В настоящее время технологическая подготовка учащихся осуществляется при изучении основ наук в условиях их взаимодействия в содержании, формах и методах обучения в образовательных учреждениях округа, то есть политехнических знаний, лежащих в основе технических и технологических процессов. Это создает необходимые условия для формирования у учащихся способностей переноса знаний из области теоретического познания в их практическое применение. [11, c.56]
Таким образом, изучение образовательной области «Технология», начиная с начальной школы, должно с одной стороны, расширять политехнический кругозор школьников и развивать их творческие способности, а, с другой стороны, формировать их технологическую культуру. Реализация этих целей технологии должна проходить в процессе трудового воспитания, формирования трудолюбия и уважения к труду, профориентацию школьников и подготовке их к будущей трудовой жизни.
С введением ФГОС НОО важно, чтобы каждый учитель понял, что урок необходимо строить на новых дидактических принципах, использовать усовершенствованные методы и приемы.
««ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ...
... информационно- коммуникационные технологии необходимо внедрять в управлении учреждением». Цель работы – внедрение варианта управления образовательным учреждением на основе использованием информационно-коммуникационных технологий. 1. Специфика управления образовательным ... система образования, функционирующая в масштабе страны, края, области, города или района. Субъектами управления системой ...
Е.А. Лутцева выделяет такие виды уроков:
1. Урок – экскурсия. Данный вид урока должен иметь познавательное или исследовательское содержание.
Урок-экскурсия познавательного характера, как правило, проводят в музеях или мастерских. Целью такого урока дать учащимся младших классов представление о процессе труда людей, сформировать в них уважение к этому труду. Так как тема нашего исследования работа с бумагой, то урок-экскурсия был бы полезен, если бы младшие школьники посетили фабрику елочных игрушек, где из бумаги делают украшения на елку: конфетти, флажки, разноцветные бумажные цепи и др.. Или на фабрику игрушек, где изготовляются куклы из папье-маше. Такое посещение покажет детям, полезность работы с бумагой на уроках технологии. [11,c.69]
Урок – экскурсия исследовательского характера, предполагает исследовательскую деятельность младшего школьника и связана с выходом на природу, улицу и т.д. В этом случае природа рассматривается как источник материала, с которым работают школьники.
2. Урок – исследование. Такие уроки предполагают, что ребенок с помощью проб и ошибок, самостоятельно найдет, то единственное решение, которое необходимо для его работы. Например, при составлении тематической аппликации.
3. Урок – практикум. Такие уроки включают в себя поисковые упражнения, наблюдение, наблюдение сложной конструкции в разборе.
Например: тема урока «Тематическая аппликация» урок проводится в 1 классе. Урок посвящен празднику 8 марта. Вначале проводится общий анализ будущей аппликации. Затем рисуются необходимые детали рисунка аппликации и вырезаются. После чего все это клеится на бумагу. Учитель должен обращать внимание школьников на аккуратность выполнения всех действий. [9,c.13]
Согласно выводам Е.А. Лутцевой, любой урок по технологии, требует подготовленности не только школьника, но и самого учителя. Поэтому она выделяет несколько шагов, которые необходимы для такой подготовки. А именно:
-
Тщательная подготовка учителя к уроку.
-
Глубокие знания содержания учебной программы.
-
Знание свойств, технологию и приемы использования ручных инструментов (при работе с бумагой – ножницы) [9,c.15]
Сам же процесс подготовки так же требует определенных этапов (рисунок 1)
Рисунок 1. Процесс подготовки учителя к уроку
Учитывая то, что система уроков технологии с каждым уроком постепенно усложняется, как в практической части, так и умственной. Поэтому учитель намечает себе те умения, знания и навыки, которыми должны овладеть школьники в течении учебного года. При этом уроки технологии, на которых происходит работа с бумагой, должны иметь межпредметные связи и нести воспитательную нагрузку.
Годовое планирование работы разбивают на два этапа:
1 этап – перспективное планирование, при котором в каждой четверти выделяют часы для работы с бумагой.
2 этап – календарно-тематическое планирование, где указывают не только часы работы с бумагой, но и темы будущих уроков. [13,c.55]
Следует отметить, что для начинающих учителей, название уроков вызывает определенную трудность. Они часто называют тему в соответствии с тем изделием из бумаги, которое должно в итоге получиться. А это неправильно.
Любое изделие – это средства, которое позволять реализовать содержание урока.
Например, Н.М. Конышева учебник «Чудесная мастерская» для 2 класса, тема работа с бумагой (таблица 1).
Таблица 1 — Работа с бумагой (Н.М.Конышева)
№ |
Тема урока |
Изделие |
Кол-во часов |
1. |
Организация работы на четверть. Культура труда. Построение прямоугольника от двух прямых углов. |
Чертежи, эскизы, упражнения в построении прямоугольника |
1 |
2. |
Оригами. Приемы изготовления квадрата без помощи чертежных инструментов. Простые складки. |
Квадрат, маска собачки |
1 |
Е.А. Лутцева в курсе: «Технология. Ступеньки к мастерству» предлагает следующие варианты тем уроков.
Таблица 2 — Работа с бумагой (Е.А. Лутцева)
Класс |
Темы уроков |
1 |
1.Общее представление о конструкции изделий |
2.Приемы работы ножницами |
2.Резание бумаги ножницами по размеченным линиям |
Таким образом, мы рассмотрели особенности урока технологии в начальных классах, в частности работа с бумагой.
1.2.Способы обработки бумаги на уроках технологии в начальной школе
При проведении урока технологии в младших классах, чаще всего применяется бумага и картон. Это связано с тем, что данный вид материала обладает такими качествами, как доступность, имеет прекрасные конструктивные качества и привлекательный вид. Чтобы работа с бумагой у младших школьников была наиболее эффективной, необходимо ознакомить детей с ее видами и рассказать о наличии ценных качеств наиболее распространенных видах. Только обладая этими знаниями, младшие школьники будут правильно использовать бумагу для своей работы, будь то рисование, письмо или производство поделок и т.д. В пособии В.П. Кузнецова и Я.А. Рожнева описывается очень подробно свойства бумаги и картона, а так же области их применения. [16,c.45]
Учащихся 1 классов знакомят с наиболее простыми и общими свойствами бумаги, которые они могут определить самостоятельно: на ощупь, рассматриванием или использовать уже накопившийся у них жизненный опыт.
Во время проведения опытного исследования и наблюдения дети узнают состав бумаги. Они определяют, что бумага состоит из волокон древесины, соломы, камыша. И при первом знакомстве со свойствами бумаги они учатся определять направление волокон на листке.
Самым важным свойством бумаги и картона считается определение его толщины. Поэтому в первом классе ученики учатся не только работе с бумагой, но и изучают ее качества.
Во втором классе происходит расширение ранее полученных знаний о бумаге. Дети знакомятся уже с прочностью, толщиной, мягкостью и гибкостью бумаги. Самый распространенный метод изучения в этом возрасте свойств бумаги – это сравнение ее с хлопчатобумажными, шелковыми и шерстяными тканями. Причем такое сравнение показывает межпредметные связи, в частности, с математикой. Во время уроков математики школьники изучают сравнение чисел и тут же применяют полученные знания на уроках технологии при сравнении бумаги или картона с тканями.
В третьем и четвертом классах дети уже изучают физические свойства бумаги. Эти свойства изучаются по сравнению с другими материалами.
Определяются такие понятия, как :
Дети опытным путем определяют свойство бумаги:
-
Водонепроницаемость – это показатель поведения бумаги по отношению к воде.
-
Прочность – это свойство бумаги на воздействие физической силы.
-
Пластичность – это свойство бумаги сохранять свой первоначальный вид после прекращения воздействия на нее физической силы. [12,c.97]
Выделяются основные виды бумаги (рисунок 2).
Рисунок 2. Наиболее распространенные виды бумаги.
Следует отметить, что работа с бумагой требует определенного набора инструментов (таблица 3).
Таблица 3 — Инструменты, необходимые для работы с бумагой
№ |
инструмент |
назначение |
1 |
Специальные резаки |
Нарезка большой стопки бумаги |
2 |
Шило |
Для прокалывания отверстий |
3 |
Ножницы |
Нарезка бумаги |
4 |
Зажимы |
Закрепление отдельных деталей |
5 |
Линейка |
Для точности измерения |
6 |
Шаблон |
Для точности необходимых деталей |
7 |
Пробойник |
Для пробивки отверстий |
8 |
Гладилка |
Для проглаживание изгибов |
9 |
Пресс |
Для придавливания |
Рассмотрим основные способы обработки бумаги на уроках технологии в начальной школе.
Сгибание.
Данная операция предполагает соединение краев бумаги под углом друг к другу.
Складывание.
В этом случае лист бумаги подвергается либо одному перегибу, либо нескольким.
Рицовка.
Надрезается верхний слой волокна бумаги резаком, при этом используют линейку, чтобы получить четкую или ровную линию сгиба на бумаге или картоне.
Биговка.
Продавливание бумаги по линиям сгиба.
Фальцевание.
С помощью гладилки заглаживаются линии сгибов.
Гофрирование.
Для этого бумагу складывают в несколько слоев, причем следует следить, чтобы их ширина была одинаковой.
Просекание.
Эта операция требует просечку с помощью, которой пробиваются отверстия разного диаметра.
Скручивание.
Данная операция производится помощью ножниц, спиц и т.д. и заключается в том, что бумажные полоски накручивают на какой-нибудь предмет. [13,c.91]
Следует отметить, что на уроках технологии учащиеся учатся собирать и создавать объемные фигуры. Для этого используются различные крепежные материалы и различные способы изготовления фигуры. Например: сборка и склеивание модели корабля, самолета и т.д.
Различают различные виды и способы сборки.
Неразъемные способы сборки
-
Соединение отгибами (края детали сгибают и склеивают).
-
Соединение клапанами (края детали соединяют с помощью промазанных клеем клапанов)
-
Соединение с помощью бумажной полосы (края детали склеивают с помощью полоски бумаги)
Разъемные способы сборки
-
«в щель» (на картоне прорезают небольшие щели, и в них вставляется деталь).
-
«в замок» (делается надрез на картоне, вставляется деталь и загибается с другой стороны).
-
«штифт и шплинт» (производят скручивание полоски бумаги, которую вставляют в отверстие, у шплинта один конец трубочки разрезан вдоль на 0,5-1,5см, а другой слегка сплющивают, как шляпку гвоздя) [11,c.39]
Но любая работа с бумагой в первую очередь требует провести разметку (рисунок 3).
Разметка предполагает, такую операцию, как нанесение на бумагу с помощью измерительных приборов или специальных лекал, определенные виды деталей. А затем с помощью ножниц эти детали вырезаются.
Следует обратить внимание, что на уроках технологии в младших классах при работе с бумагой, учитель следит за тем, что бы разметка наносилась на лист бумаги как можно экономней. Первое время учитель помогает учащимся наносить разметку с наименьшими отходами бумаги. Далее учащиеся производят разметку самостоятельно.
Рисунок 3. Виды разметок
Следующий способ работы с бумагой – разрезание. Режут бумагу ли картон ножницами или макетным ножом. Так, резать — разделять на части, отделять от целого чем-нибудь острым.
Так же к способам работы с бумагой относят:
-
Ручные способы обработки бумаги.
-
Склеивание бумаги.
-
Сшивание бумаги.
-
Окрашивание бумаги и картона.
-
Окантовка картона. [11,c.54]
Окантовка картона предполагает использование различных тканей. Полоску ткани смазывают клеем и окантовывают по шву различные детали. Для канта используют такие ткани, как лидерин, коленкор и др.
Вывод по 1 главе.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что работа с бумагой влияет на всестороннее развитие младшего школьника. Сам процесс изготовления макетов, склеивания, соединения формирует у ребенка такие необходимые жизненные качества, как усидчивость, терпимость, точность, трудолюбие, развивает художественный вкус, эстетическое восприятие, проводить самостоятельный анализ своих действий и т.д.
Так же работа с бумагой имеет и положительное влияние на физическое развитие младшего школьника. Именно, с помощью этого занятия у ребенка развиваются мышцы рук, формируется координация и точность движения.
Практические занятия работы с бумагой позволяют учащимся работать и с другими материалами, соблюдая правила работы. Это связано с тем, что много работ подчинены одним и тем же правилам.
Например, работа над бумажной скульптурой предполагает аналитический характер деятельности и способность нестандартного мышления. В процессе конструирования из бумаги ориентировочная деятельность ребенка становится более целенаправленной, увлекает ребенка и приводит порой к нестандартным, творческим решениям конструкторских задач. Процесс работы над бумажной конструкцией развивает способность к созданию разных целостностей. Использование минимума средств при максимальной выразительности фактуры материалов приобщает к целостному видению как конкретной формы, создаваемой ребенком, так и всей решаемой конструкторской задачи.
2 Методика проведения занятий по художественной обработке бумаги на уроках технологии в начальной школе
2.1 Особенности организации работы с бумагой на разных видах уроков технологии в начальной школе
Любой предмет, преподаваемый в младшей школе, в том числе и уроки технологии, требует систематизации. Систематизацию уроков технологии, можно провести по определенным направлениям, которые используются на уроке:
-
По видам материалов.
-
По дидактическим целям.
-
По видам работ.
-
По способам организации и т.д. [8,c.39]
Например, если исходит из дидактических целей, то урок технологии будет иметь традиционное проведение. То есть в нем будет, ознакомление с новым материалом, работа на уроке, домашнее задание.
Поэтому следует учителю хорошо продумать, на основании чего он будет систематизировать уроки технологии, в частности, работу с бумагой.
Как рекомендует Е.А. Лутцева, что наиболее продуктивной будет систематизация уроков по содержанию работы (рисунок 4)
Рисунок 4. Состав систематизации по содержанию работы.
Рационально-логические задания.
Данные задания представляют собой жесткий и однозначный анализ работы с бумагой и определение единой логики работы. К такой работе можно отнести только те действия, которые подчиняются строгой логике и не подвергаются эмоциональным настроением. Например, задания, построенные на математической логике, вырезание, создание аппликаций головоломок, разметка, склеивание деталей и т.д.
Главное, что обеспечивает эффективность такой работы – это анализ, то есть ребенку необходимо выявить каким правила и по какому принципу строится данная работа. Такие задачи решаются умственной деятельностью ребенка.
Эмоционально-художественные задания.
В этом случае работа учащегося сводится к его творческой деятельности, его эмоциональным состоянием. Например, подарочная аппликация, для приготовления которой младшему школьнику потребуется вся его фантазия, желание сделать подарок, как можно интереснее и красивее.
Сравнивая эти два типа уроков, следует отметить, что их содержание и цели отличаются друг от друга. Следовательно, и работа учащихся на уроке должна быть разной. Обработка материала может быть одинаковой, но это ни как не отражается на содержании урока.
Так в учебнике Н.М. Конышевой «Чудесная мастерская», к весне предлагается из бумаги сделать кораблики, чтобы пускать их по весенним ручейкам. Дети с удовольствием выполняют сгибы бумаги, а затем разукрашивают их, многие ребята приклеивают трубы. Это яркий пример творческой работы младших школьников. [24,c.101]
Изначально любой урок начинается со вступительной беседы. Во время вступительной беседы учитель объясняет цель урока, и ставит перед учащимися определенные задачи, которые он должен выполнить.
Основная цель беседы — актуализировать имеющиеся у детей знания и представления и дополнить их новыми знаниями, в том объеме и такого качества, которые необходимы для успешного выполнения работы.
Для усиления эффективности вступительной беседы, особенно если работа с бумагой будет связана с определенным временем года, учитель включает музыку или демонстрирует слайды с соответствующим видом природы. И на этом фоне создается образ, выбираются пути решения. Именно под этот образ ученик будет подбирать необходимый материал и способы его обработки. Например, для одного образа, деталь из бумаги нужно отрезать, для другого — оторвать, а для третьего смять в комочек или изогнуть.
Считается, что урок технологии прошел плодотворно, если технологии и выбранные приемы работы учеником были творческие и осмысленные. И самое главное, что благодаря этому, ученик достиг желаемого результата.
Во время проведения вступительной беседы учитель должен предложить учащимся несколько способов решения поставленной задачи. Это необходимо для того, чтобы дети привыкали к самостоятельному выбору. И кроме того, идеальным будет комбинированный выбор решения.
Учитель должен понимать, что, например, первокласснику трудно сделать еще самостоятельный выбор способа. Поэтому учителю следует подробно объяснять методику решения задачи и предлагать разным учащимся разные варианты, которые наилучшим образом подходят к ним. С которыми, по его убеждению, ребенок справится. Следует помнить, что младший школьный возраст очень ранимый и несколько неудач, могут привести к тому, что ребенку не станут интересны уроки технологии. Он спрячет свои творческие способности и фантазию, а на уроках будет скучать и выполнять задания скорее формально, только с целью, что бы его оставили в покое. [10,c.33]
Кроме того, на таких уроках по ходу работы учитель должен демонстрировать творческие находки отдельных детей, что еще более расширяет представления младших школьников о возможностях материалов и стимулирует их к самостоятельным поискам.
Так же следует учитывать, что урок должен представлять объединение рационально-технических действий с художественными замыслами школьника. Но ни в коем случае нельзя допускать смешивание этих понятий на уроке. Так как смешивание не дает желаемого результата. При смешивании не получится отделения рационально-технических действий с художественными замыслами, то есть не получится того урока, который ожидается.
Особое место занимают уроки художественного – конструирования. На таких уроках красота и рациональность неразрывные и взаимно заменимые. Так, если на первое место выступает конструкции, то красота занимает второе месть. А именно вначале, делается конструкция, а потом ее украшают. И, наоборот, на первом месте красота, на втором – конструкция.
В учебнике Н.М. Конышева «Чудесная мастерская» (ст.112) предлагается изготовление игольницы в обложке. Учитель ставит детей перед фактом, что такая игольница очень удобна в дороге или в походе. И далее дает им возможность включить свое творческое воображение, которое послужит основой для изготовления игольницы.
Данная игольница небольшая, плоская, и может просто поместиться в кошелек. Причем она сделана из плотного картона и может открываться как по длине, так и по ширине изделия. Поэтому здесь уместны задачи на расчет необходимого материала, и ткани для обшивки игольницы. А так же творческие задачи, которые будут необходимы для оформления игольницы. [5,c.11]
3мение определить направленность работы, дает возможность учителю спланировать само проведение урока. Чтобы помочь учителю в подготовке урока и в его проведении, большую помощь оказывают такие учебники, как:
-
Е.А. Лутцева в курсе: «Технология. Ступеньки к мастерству».
-
Н.М. Конышева учебник «Чудесная мастерская».
Хотя вся информация подготовки к уроку изложена доступным языком, все равно учитель должен уделять этому большое внимание. Серьезно подходить к подготовке и проведению уроков.
Есть еще одна разновидность уроков – это уроки ознакомления с новыми приемами работы.
Подобные уроки проводятся в тех случаях, когда необходимо освоить какие-то трудоемкие, но нужные и применяемые во многих работах практические приемы. Следует отметить, что очень часто учитель, занимается демонстрацией того или иного приема для практического выполнения задачи. но это не должно стать самоцелью проведения урока. Достаточно один раз провести демонстрацию, а затем только устно напоминать о ней, чтобы младшие школьники вспоминали и самостоятельно восстанавливали те действия, с которыми они были уже знакомы.
Необходимо добиваться того, что любые чувственно воспринимаемые свойства вещей и явлений имеют для человека смысл не сами по себе, а лишь с точки зрения их жизненного значения, возможности их использования в различных ситуациях. Важно, чтобы полученный опыт на уроке технологии младшие школьники могли использовать в любой жизненной ситуации.
Поэтому так же важно, чтобы учитель смог показать и научить приемам использования материалов для выражения той или иной художественной идеи или конструкторского замысла.
Уроки, связанные с познавательной деятельностью можно разделить на следующие группы:
-
Репродуктивные.
-
Творческие. [5,c.77]
Их различие заключается в том, какую часть в работе младшего школьника занимает познавательная активность и творческая деятельность.
Репродуктивные занятия характеризуются ограничением времени и сложностью задания. Обычно на таких занятиях школьникам просто не хватает времени проявлять творческую активность. Это может быть чисто технические здания. Например, разметка, работа с лекалами, и т.д. такие занятия встречаются с первого класса, когда детей обучают чисто практическим приемам. По мере взросления школьника такие занятия увеличиваются во времени, приобретают уже больший уровень сложности и требуют от школьника больше внимания, усидчивости и старания.
Но учитель не должен увлекаться чисто технической стороной работы с бумагой, он должен понимать, что развивать ребенка необходимо с разных сторон. и поэтому очень важно развивать так же эстетический вкус и творческие способности ребенка.
Уроки творческого типа. Такие уроки направлены на развитие творческих способностей детей. Во время урока ребенок может проявить себя как изобретатель или как художник.
Удачным будет решение учителя проводить уроки комбинированного типа. Когда отдается определенное время на техническую работу, а затем отдается время на творческую фантазию ребенка.
Следует помнить, что в понятие творческая активность заложен смысл таких понятий как активность, самостоятельный поиск. Учитель должен всячески стимулировать учащихся к такой деятельности. И даже маленькое открытие ребенком, не должно остаться не замеченным и обязательно он должен похвалить ребенка перед всем классом. Тем самым дать стимул для других школьников стараться фантазировать и получить что-то необычное, то есть подключить свою творческую активность. [4,c.32]
Творческая деятельность органически включает в себя постановку и решение проблемных ситуаций: они могут быть художественного или логического типа, но обязательно составляют самую суть работы.
2.2 Методика организации работы с бумагой на уроках технологии в начальной школе
В качестве результата изучения технологии в начальной школе согласно УМК «Гармония» Н.М. Конышевой предполагается формирование универсальных учебных действий всех видов: познавательных, регулятивных, коммуникативных, а также личностных качеств учащихся.
Программа второго класса «Чудесная мастерская» является началом формирования у школьников элементарных основополагающих знаний и представлений из области дизайна, а также предполагает их более широкое приобщение к творческой проектно-конструкторской деятельности. На конкретных примерах второклассники знакомятся с основным принципом дизайна: красивая вещь та, которая подходит к обстановке и к условиям использования, т. е. функционально целесообразная. Кроме того, они получают первоначальные представления о том, что вещь неразрывно связана со своим «пользователем» и несёт о нём определённую информацию. Все эти знания не должны рассматриваться как самоцель.
Главная задача учителя состоит не в заучивании специальных терминов и формулировок (их вообще не нужно давать), а в том, чтобы постепенно формировать у учеников сознательное отношение к вещи и бытовой среде в целом.
Основной принцип дизайна (функциональная целесообразность + художественная выразительность) дети сначала осваивают в процессе решения специальных задач, выполняемых в рамках комплексных практических заданий. Большая часть таких задач включается в работу по проектированию вещей с ярко выраженным характером и точно определённой областью функционирования. В выполнении подобных комплексных заданий ученикам существенно помогает их условносказочная формулировка: они создают вещи (картину или ковёр, чашку, украшение, дом) для конкретных сказочных героев. Помимо этого в учебнике предлагаются задания, в которых функциональное назначение вещи определяется уже не сказочной, а настоящей бытовой ситуацией. [3,c.13]
Второклассники учатся понимать, что и конструкция, и материал, и декор изделий сходного назначения (например, игольницы) могут существенно различаться в зависимости от условий использования: одни формы и конструкции могут быть у дорожной игольницы и совсем другие – у декоративной. Во втором классе также берёт начало одна из важнейших линий, проходящих далее через весь курс: школьники получают представление о традициях в мире вещей и знакомятся с основами народной эстетики. Принципиально важно, что это знакомство начинается с главного – с мировоззренческого смысла народного искусства, который наглядно проявляется в предметах быта. Это значит, что мы в первую очередь учим школьников видеть и понимать общее в разных видах народных ремёсел, в изделиях мастеров из разных местностей.
Во втором классе ученики получают также представление о некоторых наиболее ярких конструктивно-художественных идеях природы и о том, что человек в создании своего предметного мира заимствует у природы эти идеи. Например, симметрия и асимметрия, ритм элементов относятся к таким замыслам природы, которые позволяют ей создавать гармоничные формы и конструкции. Продолжается работа по освоению новых материалов и способов их обработки, расширению и детализации сенсорного опыта, развитию психофизиологических процессов и приёмов умственной деятельности, моторики, координации движений, глазомера, точности действий и аккуратности, воспитанию культуры и организации труда.
Работа с бумагой предусмотрена в следующих разделах:
Раздел: Новые материалы и технологии. Чертёжно-графическая грамота.
-
Разметка прямоугольника с помощью линейки от двух прямых углов (на листе прямоугольной формы).
Разметка сгибанием. Знакомство с развёрткой и чертежом развёртки; условные обозначения (линия контура или разреза; линия сгиба; выносная и размерная линии; место нанесения клея).
Условные обозначения в схемах оригами. Элементарные основы композиции: соразмерность,
-
симметрия и асимметрия,
-
ритм,
-
передача движения (фронтальные, объёмные и глубинно пространственные композиции, аппликация, «лесная скульптура»).
Оригами.
Итак, при изучении программ курса «Технология» нам удалось выяснить, что во всех программах подтверждается тот фактор, что учебный предмет «Технология» является комплексным и интегрированным. Практико-ориентированная направленность содержания в программах естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других предметов. Это сходство создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления и формирования метапредметного представления, что немаловажно для таких видов деятельности, как конструирование и моделирование.
Методический анализ уроков технологии.
Анализ урока технологии можно представить следующим образом ( по материалам Е.А.Лутцевой).
1.Соответствие темы урока содержанию технологического образования.
2.Место урока в системе уроков по данной теме.
3.Взаимосвязь темы урока, его цели и образовательных задач (обучения, развития и воспитания).
4. Тип урока (экскурсия, исследование, практикум, проект).
5.Как решались поставленные задачи (деятельность учителя и деятельность учащихся):
1.1. Какая методика использовалась: репродуктивная (объяснительно-иллюстративная) или продуктивная (деятельностная, проблемная).
Если репродуктивная, то обоснованность ее использования для решения развивающих задач.
1.2. Степень информативности познавательно-информационной части урока (случайная, предметная –технико-технологического характера).
1.3. Полнота аналитической части урока (анализ образца или образцов):
-
использование наглядного материала (с какой целью: иллюстрация объяснения учителя или источник открытия нового знания);
-
использовался ли предшествующий опыт детей;
-
вопросы к учащимся (на констатацию наблюдаемого, на повторение ранее изученного, на размышление, на поиск нового решения проблемы);
-
как вводилось новое знание и умение (показ с последующим повторением приема, самостоятельные размышления и пробные поисковые упражнения);
-
реакция учителя на неправильные ответы (не обращает внимания и пропускает, исправляет сам, переводит в проблемную ситуацию)
1.4. Как осуществлялось планирование предстоящей практической работы (готовый план, определение порядка работы учащимися);
1.5.Степень самостоятельности учащихся в их практической работе (зависит от анализа задания (констатирующий или всесторонний), наличия базы наработанных качественных практических умений).
1.6.Все ли ученики справились с работой. Типичные затруднения.
1.7.Качество выполненной практической работы (качество закрепляемых умений, нового умения).
1.8.Личность учителя (характер общения – авторитарный или демократичный, темп речи, внешний вид, поощрения)
6. В каких моментах урока решались воспитательные задачи.
7. Носил ли урок в целом развивающий характер (Соотношение активной деятельности учителя и учащихся. Самыми говорящими на уроке должны быть ученики – это развитие) [9,c.22]
При написании конспекта урока учитель указывает: порядковый номер урока; тему урока, изделие, которое будут изготавливать учащиеся; задачи урока; материалы, оборудование и инструменты, необходимые для работы. Следует также указать какая наглядность будет использована на уроке и предполагается ли специальная подготовка учеников .
Так как в настоящее время существует несколько программ по технологии, то следует рассмотреть и другие варианты анализа урока технологии. Н.М.Конышева предлагает анализировать урок в два этапа: самоанализ и анализ и оценка присутствующих на уроке.
При самоанализе учитель может опираться на следующие вопросы:
-
Что из задуманного удалось осуществить лучше всего?
-
Какие моменты оказались неожиданными, и как удалось сориентироваться в данной ситуации?
-
Какие выводы можно сделать?
-
Все ли вопросы, обращенные к учащимся, были сформулированы правильно и четко?
-
Что учителю не удалось и почему?
-
Все ли поставленные задачи были выполнены?
Для методического анализа урока присутствующими можно использовать следующие моменты:
Указать тип урока по содержанию.
Целесообразность сформулированных задач урока. Соответствие их типу данного урока.
Соответствие действий учителя типу урока и поставленным задачам.
Адекватность действий учителя запланированному на уроке.
Целесообразность использования репродуктивных и творческих заданий.
Как реализовалось воспитательное значение урока
Целесообразность используемых форм организации работы.
Правильность, точность, выразительность речи учители.
Умение учителя установить контакт с учениками.
Формирование у учащихся внимательного, заинтересованного и участливого отношения друг к другу.
Насколько решены поставленные задачи.
Оценивание поведения и деятельности учителя в целом
Вывод по второй главе.
Важное значение во взаимосвязи трудового обучения и воспитания имеет их оптимизация. Главное звено в этой работе — интенсификация трудовой подготовки детей за счет их общего и физического развития на основе связи формирования двигательных умений и навыков с их самооценкой, самоконтролем в труде. Чтобы этого достичь, в процессе трудового обучения рекомендуется:
-
научить детей дифференцировать свои ощущения в процессе деятельности (труд, игра, ученее, спорт), чтобы постепенно они могли регулировать свои физические усилия, координацию движений, точность, тонкость своих трудовых действий;
-
вооружить детей знаниями о себе, своих особенностях и возможностях, способностях и слабостях для того, чтобы они научились планировать свой труд, точно определять временные границы работы, разумно чередовать труд и отдых, поддерживать высокую работоспособность;
-
научить школьников умениям и навыкам самоконтроля за ходом и результатами своей работы. Самоконтроль обеспечивает почти двойное ускорение процесса овладения новыми умениями и навыками, он крайне необходим для качественного выполнения порученной работы;
-
воспитать устойчивое внимание, умение управлять им в процессе труда;
-
научить мыслить во время трудового процесса, предварительно обдумывать каждую операцию, искать оптимальное решение трудовых задач;
-
иметь специальное оборудование приспособления, наглядность, способствующие самостоятельному анализу учащимися своей работы (какие ошибки в труде они совершают, насколько качественно овладели той или иной операцией);
-
обеспечить связь и преемственность физической культуры, спорта с трудовым обучением, так как это необходимо для развития сенсомоторики.
Важное значение в трудовом обучений приобретает воспитание умения преодолевать трудности, которые встречаются при овладении трудовыми операциями или при выработке практических умений. На этой основе формируется готовность к труду. Учащиеся теряют интерес к трудовому обучению и труду, если не могут преодолеть встречающиеся трудности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что для младших школьников самый доступный и легко поддающийся обработке материал – бумага. Работа с бумагой – это работа с материалом, имеющим свое лицо, обладающим конструктивными и пластическими свойствами. Учитывая универсальные свойства бумаги, ее пластичность и яркую художественную выразительность композиций – конструкций и образов из нее в различной технике исполнения (аппликация, оригами, вырезание, плетение), мы обосновано можем говорить о художественном конструировании.
Изучив содержание программ, было отмечено, что в УМК «Гармония», большее внимание уделяется формированию и развитию конструкторских умений, не только в разделе «Конструирование и моделирование», но и в других разделах.
Обучение работе с бумагой в начальной школе на уроках технологии закладывает базовые навыки при работе с двумя типами конструирования: техническим и художественным, а это и есть ориентированная направленность в содержании анализируемых программ. Техническое конструирование – создание различных технических объектов. Мыслительная и практическая деятельность направлена на то, чтобы создать изделие, предмет, которые несут в себе элемент новизны, не повторяют, в отличие от моделирования, действительные объекты.
Техническое моделирование не следует понимать как простое воспроизведение готовых чертежей, копирование графических и наглядных изображений на начальных этапах обучения. Именно такой метод широко применяется в школьной практике.
Поэтому можно сказать, что цель, изучить особенности специфики работы с бумагой на уроках технологии в начальных классах на примере программы Е.А.Лутцевой, Н.М.Конышевой, выполнена.
Поставленные задачи так же были выполнены:
-
Изучили литературу по теме нашего исследования.
-
Изучили особенности программы Е.А.Лутцевой и Н.М.Конышевой для работы с бумагой на уроках технологии в начальных классах.
-
Изучили особенности организации работы с бумагой на уроках технологии в начальной школе.
-
Сделали анализ методики проведения занятий по художественной обработке бумаги на уроках технологии в начальной школе.
Данное исследование может использоваться в школах учителями младших классов.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/bumagatehnologii/
-
Алексеева, Г.А. Особенности обучения на уроках технологии начальной школе / Г.А. Алексеева // Педагогика. – 2014. – №2. – С. 52-56.
-
Бутенко, А.Г. Особенности уроков технологии в первом классе / А.Г. Бутенко // Педагогика. – 2010. – №3. – С. 61-65
-
Давидчук, А.Н. Обучение и игра: Метод. пособие / А.Н. Давидчук. – М. : Мозаика-Синтез, 2013. – 168 с.
-
Карпова, Н.В. Достижения учащихся в технологическом обучении как результат образовательной деятельности / Н.В. Карпова. – Оренбург: Изд-во ООИУУ, 2014. – 112 с.
-
Колякина, В.И. Методика организации уроков коллективного творчества / В.И. Колякина. – Волгоград: Учитель. 2016. – 196 с.
-
Конышева, Н.М. Технология. 2 класс / Н.М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2011. – 125 с.
-
Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом / Г.И. Кругликов. – М.: АСТ, 2015. – 458 с.
-
Лиман, Н.А. Особенности уроков технологии в начальной школе в свете ФГОС / Н.А. Лиман // Педагогика. – 2013. – №3. – С. 45-48.
-
Лутцева, Е.А. Прекрасное рядом с тобой. Технология. 2 кл.: учеб. Для общеобразоват. Организаций – 2-е изд. / Е.А. Лутцева, О.А. Куреева. – М.: Просвещение, 2014.–143 с.
-
Машинистов, В.Г. Дидактический материал по трудовому обучению: Пособие для учащихся 2 класса четырехлетней начальной школы / В.Г. Машинистов. – М.: Просвещение, 2017. – 655 c.
-
Морозова, И.Т. Уроки технологии в начальной школе / И.Т. Морозова. – Волгоград: Учитель, 2014. – 145 с.
-
Некоторые особенности уроков технологии (трудового обучения) в свете новых требований развивающего образования / Е.А. Лутцева. – М.: Просвещение, 2013. – 225 с.
-
Николаенко, Н.Н. Методические рекомендации по проведению уроков технологии в начальных классах / Н.Н. Николаенко и др. – М.: Графф-пресс, 2016. – 260 с.
-
Пачина, А.Г. Педагогические условия формирования универсальных учебных действий у обучающихся / А.Г. Пачина // Управление начальной школой. – 2013. – № 5. – С. 15–27.
-
Попова, И.А. Уроки технологии в свете требования ФГОС НОО / И А. Попова // Начальная школа До и После. – 2016. – №4. – С. 85-88.
-
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. // Начальная школа / [сост. Е.С. Савинов]. – 4е изд., перераб. – М.: Просвещение, 2013. – 223 с.
-
Трегубенко, Б.Н. Трудовое обучение (1-4 классы) / Б.Н. Трегубенко. – Волгоград: Учитель, 2015. – 225 с.
-
Федорчук, Е.Н. Уроки технологии / Е.Н. Федорчук. – М.: Академия, 2016. – 245 с.
-
Цирулик, Н.А. Уроки творчества. Учебник для 2-го класса / Н. А. Цирулик. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2012. – 112 с.
-
Щеглова, Л.Д. Возможности уроков технологии в развитии младших школьников / Л.Д. Щеглова // Педагогика. – 2010. – №6. – С. 33-35.
Интернет ресурсы
-
Федеральный закон «Об образовании» в Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/online. (Дата обращения: 25.14.2017 г.)
-
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. [Электронный ресурс] // URL: http://www.consultant.ru/online. (Дата обращения: 25.14.2017 г.)
-
Закон об образовании в РФ № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2016-2017 года Источник: http://zakon-ob-obrazovanii.ru/
-
ФГОС начального общего образования, найдите в интернете и оформите как [Электронный ресурс] http:// mon. gov. ru — сайт Министерства образования и науки РФ. Раздел Федеральные государственные образовательные стандарты содержит текст ФГОС и нормативные акты, регламентирующие введение ФГОС.
-
http:// standart. edu. ru — специализированный сайт, раскрывающий особенности ФГОС нового поколения. Он представляет нормативную базу и официальные материалы, отражающие содержание и порядок введения ФГОС начального общего образования, раскрывает ключевые понятия ФГОС.
-
http:// www. ouro. ru — сайт открытого института «Развивающее образование» предлагает текст ФГОС, содержит материалы по обсуждению стандартов нового поколения для начальной школы.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
«Технологическая карта урока технологии в 1 классе «Тема «Открытка»»
Задание. Технология. «УМК «Школа России». 2 класс.
Рассмотри образцы открыток. Какая конструктивная особенность вставки?_________________________________________________________
Рисунок – Дидактический материал к заданию
Рассмотри технологическую карту. Расскажи о последовательности работы. Составь план своей работы. Самостоятельно подготовь материалы и инструменты. Изготовь изделие.
Технологическая операция |
Основная деталь |
Дополнительные детали |
Разметка деталей |
|
|
Выделение деталей |
|
|
Формообразование деталей |
|
|
Сборка изделия |
|
|
Отделка изделия |
|
Дома узнай у взрослых, кто из твоих родных воевал или служил в армии.
С какой техникой они имели дело?
Сравни полученное изделие с образцом. В чем были затруднения?
Почему были затруднения?
Все ли инструменты и материалы были подготовлены к уроку?
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
«Тематическое планирование уроков для 2 класса по разделу «Художественная обработка бумаги»
Приведем пример задания для учащихся 2 класса УМК «Школа России».
Лабораторная работа на тему «Исследование закономерностей формирования выразительного образа, присущего изделию из полоски бумаги».
Рисунок – Дидактический материал к заданию
a) Выполните из двух полосок бумаги два кольца – «голова», «тело».
б) Меняя наклон заготовки, сопоставьте расположения оси относительно вертикали.
в) Соедините кольца «голова» , «тело» и из отдельных деталей создайте образ кошки.
г) Используя заготовку, применяя надрезы и просечки, выполните одну или несколько игрушек, подобных предложенным образцам и схемам.
e) Сравните игрушку, сконструированную из одной полоски, с игрушкой, выполненной из нескольких деталей. Проследите выразительность их образа, а также конструктивные возможности и технологическую целесообразность каждого из этих двух способа изготовления изделия.
д) Выполните ряд игрушек и проследите зависимость характера их художественной образности от круглой или многогранной конфигураций используемых фигур.
22