Особенности оценки рисков и страхования космических и авиационных рисков

Курсовая работа

По оценкам многих экспертов, общая культура российского рынка авиационного и космического страхования быстро растет. Являясь одним из самых молодых видов страхования, авиационное и космическое страхование возникло и развивалось после второй мировой войны.

До тех пор страхование авиационных рисков было делом эпизодическим, казавшимся почти бесперспективным даже тем страховщикам, которые принимали авиационные риски. Бурное развитие авиационного страхования связано с невиданно быстрым развитием авиационной техники.

Исторически рынок космического страхования выделился из рынка авиационного страхования, как наиболее близкого в техническом отношении. Поэтому многие положения авиационного страхования были унаследованы страховщиками космических рисков и адаптированы к специфике космической деятельности.

Главная цель работы – раскрыть космическое и авиационное страхование, Для решения этой проблемы в работе поставлены и решены следующие задачи:

  • охарактеризовать современное состояние авиационного и космического

– охарактеризовать объекты и субъекты страхования; страховые риски

– охарактеризовать страховые тарифы авиационного и космического

– подробно рассмотреть порядок осуществления страховых выплат.

1. Возникновение и современное состояние авиационного и космического страхования

Авиационное страхование – это комплексная отрасль страхования, включающая в себя следующие подотрасли:

  • страхование рисков авиационного предприятия (авиакомпании);
  • страхование ответственности за продукт в авиации.

При более широком подходе сюда же можно включить страхование рисков промышленного производства воздушных транспортных средств, их узлов и деталей.

13 стр., 6212 слов

Страхование предпринимательских рисков

... при осуществлении предпринимательской деятельности страхованию могут подлежать в первую очередь внешние риски. Под страхованием предпринимательских рисков понимается страхование предпринимателем рисков своих убытков и неполучения ... страхователя, вызванных такими событиями, как остановка или сокращение объема производственной деятельности в результате оговоренных причин; банкротство; неисполнение или ...

Авиационное страхование возникло еще в начале ХХ века, в период Первой мировой войны, но достигло подлинного расцвета после Второй мировой войны по мере развития гражданской авиации, увеличения парка воздушных судов и объема перевозок.

Спецификой авиационного страхования является его катастрофическая природа и огромные размеры наступающих убытков. Это обстоятельство означает, что заниматься данным видом страхованиям могут только крупные страховщики. Кроме того, договор страхования обычно носит форму комбинированного полиса, то есть включает страхование как самих воздушных судов (авиа-каско), так и разнообразных видов ответственности, связанных с их эксплуатацией.

Авиационное страхование включает в себя страхование рисков авиакомпании и страховании ответственности за продукт в авиации, представляющее собой форму страховой защиты поставщиков авиационной продукции. Страхование рисков авиакомпании, в свою очередь, предлагает следующие виды страховой защиты:

  • различные виды имущественного страхования;
  • страхование гражданской ответственности;
  • страхование экипажа.

Каско-страхование авиационных транспортных средств, предлагается авиакомпаниям на случай их потери или повреждения по причине:

  • несчастного случая на земле;
  • в воде;
  • в воздухе;
  • при транспортировке.

В Приложении предоставлена статистика катастроф и происшествий.

Страхуются риски, не связанные с работой авиапредприятия.

Страхование поломок агрегатов двигателей – вид технического страхования, защищающий от внезапно возникающих ущербов, связанных с внутренними повреждениями винтомоторной группы.

Страхование от перерывов в производстве предназначено для возмещения авиакомпаниям временных потерь дохода, связанных с исключением из эксплуатации на определенный срок самолета, попавшего в страховое событие и застрахованного по полису авиакаско. Не распространяется на случай тотального ущерба. Возможные расширенные варианты покрытия, включающие актуальные риски из технического страхования.

Страхование ответственности авиакомпании включает в себя: страхование ответственности авиаперевозчика и страхование пассажиров от несчастного случая. Страхование ответственности перевозчиков в международных авиаперевозках регламентируется международными конвенциями. Кроме того, существует страхование ответственности владельца транспортного средства, являющееся в большинстве стран условием для допуска воздушного судна к эксплуатации.

Страхование экипажа – это страхование бортового персонала от несчастных случаев. Ответственность поставщика в авиации наступает по прямым претензиям со стороны пострадавших, претензиям со стороны авиакомпаний и изготовителя самолета. Авиационное страхование ответственности за продукт покрывает претензии по личным и имущественным

8 стр., 3918 слов

Страхование строительно-монтажных рисков

... рамках СРО. Опыт эффективного взаимодействия по страхованию ответственности в рамках СРО облегчит принятие решения о страховании имущества от строительно-монтажных рисков в проверенной страховой компании. В ... определенным страховщикам. Страховая компания, выбранная с использованием административного ресурса, пользуется связанными с ним привилегиями, не стремится быть лучше, чаще отказывает в ...

ущербам. В расширенных вариантах возможно покрытие риска вынужденного простоя из-за:

  • подозрений в наличии дефектов;
  • страхование собственного участия страхователя в ущербе;
  • затрат по регрессу для поставщиков узлов и деталей.

Страхование ракетно-космических рисков началась в 1965 году, когда был заключен первый договор страхования гражданской ответственности по возмещению убытков, причиненных на этапе предстартовой подготовки космического аппарата.

Особенностью первых договоров по страхованию космических рисков была оговорка о франшизе, то есть не покрываемой части ущерба по первому страховому случаю при запуске серии космических объектов. Эта оговорка называлась «привилегией на один запуск». С этим условием были застрахованы две серии из пяти запусков аппаратов типа «Intelsat». В каждой серии только один запуск оказался неудачным, и благодаря оговорке страховые выплаты не были произведены.

С 1975 года страховая практика изменилась: договоры на запуск стали оформляться без привилегий, покрытие было расширено за счет включения рисков, связанных с производством космических объектов и их функционированием на рабочей орбите. Величинам страхового покрытия соответствуют суммы выплат по договорам страхования космических аппаратов.

В России началом страхования космической деятельности считается 1986 год, когда была объявлена готовность бывшего Советского Союза страховать космические аппараты. Практически же этот вид страхования стал использоваться отечественными компаниями с начала 90-х годов после принятия таких важных законодательных актов для Российской Федерации, как Закон о космической деятельности, Закон о страховании и др.

Развитие страхования космических аппаратов в России обусловлено следующими основными причинами:

– международным статусом России в качестве одной из ведущих космических держав;

– большими объемами страховых сумм и страховых премий.

На графике это отчетливо видно тенденции по объему выплат, когда пик пришелся на 2008 год:

Эти видом страхования занимается небольшое число отечественных компаний, самыми крупными из которых являются «Ингосстрах», «Мегарус», «Мегус», Военно-страховая компания, «Авиакос».

2 . Объекты и субъекты риски

В качестве объектов страхования космической техники выделяют:

2 стр., 989 слов

Реферат воздушное страхование

... и космическое страхование Страхование имущества является одной из подотраслей имущественного страхования, объектом которого выступают имущественные интересы, связанные с владением, пользованием и распоряжением имуществом. По договору страхования может быть застрахован риск утраты, ...

  • спутники (автоматические космические аппараты всех назначений);
  • ракеты-носители;
  • пилотируемые космические корабли;
  • орбитальные станции и др.

В качестве субъектов страхования выделяют: страховщика страхователя, выгодоприобретателя.

Страховое покрытие распространяется также на наземные инженерные сооружения, предназначенные для доставки космических объектов на

космодромы, запусков и выведения ракетно-космических аппаратов на орбиту и управления полетами. К ним относятся:

  • средства доставки ракет, спутников и других объектов на космодром;
  • инженерные сооружения, включая стартовые комплексы;
  • установки, предназначенные для проверки на космодроме всех элементов ракетно-космических комплексов, их сборки и подготовки к запуску;
  • центр управления искусственными спутниками Земли и пр.

В комплексе космических рисков рассматриваются также косвенные финансовые ущербы (финансовые риски), возникающие из-за технических неисправностей элементов космических объектов, а также политические риски, которые могут повлечь задержки в реализации космических программ, а иногда и её отмену. Страхование космической деятельности, таким образом, это целая отрасль, объединяющая все виды защиты от рисков, возникающих при осуществлении космической программы в период времени от начала проектирования ракет и спутников до окончания их функционирования на орбите.

Основные этапы космической программы:

  • проектирование ракетно-космической техники;
  • производство космических аппаратов;
  • предпусковая фаза;
  • запуск космических объектов и ввод их в эксплуатацию;
  • работа на орбите.

Ответственность по большинству рисков до запуска, на некоторым исключением, обычно несут подрядчики. За риски на орбите ответственность несет собственник спутника или другого космического аппарата. Все они являются страхователями: