Актуальность технического творчества в современных условиях

Курсовая работа

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ, ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ, НЕФТЕКУМСКИЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ, Курсовая работа

по методике

производственного обучения

Тема: «Актуальность технического творчества в современных условиях», Актуальность технического творчества в современных условиях., Подготовка квалифицированных рабочих-

комплекса дидактических средств, подтягивать мышление

В переводе с латыни «рацио» означает «разум», тогда «рационализация» — это действия разума, направленные на усовершенствование чего-либо (машины, способа, процесса).

Рационализаторские и изобретательские способности не даются от рождения. Любой человек способен к творчеству.

Техническое творчество, в отличие от теоретического обучения, не ставит самоцелью расширение компетентности обучающегося. Главная его задача — создать условия для формирования профессионального творчества, основы которого обучающиеся должны усвоить в процессе теоретического обучения. На занятиях по техническому творчеству деятельность руководителя должна быть направлена на:

  • создание условий для сознательного выбора обучающимся «траектории творческой деятельности» , своего индивидуального набора решаемых задач и очередности их выполнения;

  • уточнение целей, которые ставит перед собой обучающийся в ходе технического творчества:

  • оказание обучающемуся помощи в планировании его деятельности.

В задачу педагога, возглавляющего творческое объединение обучающихся, который занимается рационализаторской, изобретательской работой, в первую очередь, входит научить своих воспитанников видеть производственные задачи вокруг себя.

Саморазвитие личности ребенка средствами технического творчества.

Динамика социально-культурных изменений в постсоветском обществе характеризуется поворотом к человеку, его ценностям, его потребностям, мотивам, особенностям его становления как зрелого социального индивида и «вызревания» как личности. На смену представлениям о человеке как объекте социального прогресса пришел взгляд на него как на главную величину, как на субъекта общественных преобразований, от степени активности, творческой самореализации которого зависит сохранение и интенсивность развития культуры народа, нюансы социального воспроизводства.

17 стр., 8210 слов

Современные технические средства обучения

... экранов от 125х125 см до 300х300 см и более. Наглядные пособия и технические средства информации прямой связи в преподавании математики Наглядность в преподавании математики. Модели ... и таблицы. Технические средства прямой связи для статической демонстрации (эпи- и диапроекторы, кодоскопы) и дидактические ...

Нормативные документы в сфере образования определяют одной из приоритетных ценностей системы образования саморазвитие личности обучающегося.

Исходную точку саморазвития человека Гегель усматривал в его способности освоить все богатство «образов культуры». Продолжая эту мысль, теоретик русского народничества П.Л. Лавров усматривал сущность исторического движения человечества в переработке культуры, в способности мыслящих людей к ее осознанному изменению. Саморазвитие школьника – целенаправленное, многоаспектное самоизменение личности, направленное на духовно-нравственное и деятельно-практическое самообогащение и саморазвертывание.

Одним из эффективных средств саморазвития личности является техническое творчество. Это и понятно. Ведь каждый шаг ребенка неотделим от творчества. А для многих мальчишек и девчонок – от технического творчества.

Техническое творчество детей – деятельность, в процессе которой создаются новые и совершенствуются старые технологии и техника, обладающие субъективной значимостью. Однако техническое творчество детей является весьма специфичным и имеет ряд проблем.

Одной из проблем технического творчества является МАТЕРИАЛЬНО-КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ. Ведь это вид деятельности является самым ресурсоемким направлением, требующим значительных капиталовложений на содержание и тем более на развитие.

Личность преподавателя кружка технического творчества играет важнейшую роль в образовательном процессе. Поскольку творца может воспитать только творец – он сам должен быть творческой личностью, стремиться к поиску нового и усовершенствованию имеющегося.

Комплектование учебных групп.

В педагогике принято считать, что если к творческой деятельности «не начать приучать с раннего возраста», то ребенку будет нанесен ущерб, трудновосполнимый в последующие годы.

Поэтому учить техническому творчеству надо с самого раннего возраста, и этому можно научить. Наблюдения показывают, что набор в кружки технического творчества надо начинать уже с 5 класса общеобразовательной школы. Также можно признать положительным опыт комплектования разновозрастных групп учащихся, а также ребят с разным уровнем облученности способностей. Ведь это позволяет реально организовывать взаимопомощь обучающихся, создавая творческие группы ребят с различными ролевыми функциями.

Технология образовательного процесса.

Понятие «педагогическая технология» в настоящее время трактуется по-разному. Под педагогической технологией понимается проект образовательного процесса. Один из вариантов такого проекта, способствующего саморазвитию личности обучающегося, схематично представляется в виде восьми этапов:

47 стр., 23310 слов

Организация проектной деятельности школьников на х технологии

... организации проектной деятельности школьников на уроках технологии. В дипломной работе использованы следующие ... -х годов по настоящее время - «проектирование перестает быть сугубо технической отраслью знания ... технологии направлена на развитие личности учащегося в образовательном процессе. Но в образовательных технологиях, относящихся к группе личностно-ориентированных технологий, развитие личности ...

  1. Ознакомление с правилами по технике безопасности (в зависимости от вида работ);

  2. Теоретическое занятие (2-4 часа), направленное на осознание ребятами целей и задач деятельности, возможностей выбора конструируемого объекта, изучение общих сведений об этих объектах и рекомендаций по выполнению данной работы;

  3. Самоопределение обучающихся как пространство выбора объекта конструирования. Выбор можно производить из банка литературы. Объекты конструирования в данной литературе должны быть предварительно классифицированы по разным разделам и по разным уровням сложности;

  4. Осознание и обоснование идеи разработки;

  5. Техническая разработка задания;

  6. Практическая работа над заданием (объектом);

  7. Апробирование объекта в работе и оценка результата творческого решения.

Особым этапом

При реализации данной технологии преподаватель кружка выполняет косвенное и перспективное управление деятельностью ребят, а также следит за выполнением правил техники безопасности. Причем помощь ребятам оказывается исключительно по их просьбе и, только при невозможности качественного ее оказания другим ребятам. Это позволяет обучающимся самостоятельно обогатиться новыми знаниями, сформировать способы деятельности, представляет им возможность самореализации, то есть способствует их саморазвитию.

Результативность.

Хотя непосредственный образовательный процесс технического творчества детей, имеет первостепенное педагогическое значение, он напрямую связан с получаемым результатом.

Сегодня в мире широко используются педагогами технического творчества следующие методы обучения:

  • Моделирование изделий (включая компьютерное),

  • Применение технической документации с сокращенными данными,

  • Повторение технических средств (в том числе и тренажеров) и др.

Использование этих методов в определенной системе позволяет развить творческие способности учащихся, пробуждать в них интерес к труду в области техники, способствовать саморазвитию личности ребенка.

Литература.

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/aktualnost-tehnicheskoy-temyi-kursovoy-rabotyi/

  1. А.Г.Свияш, президент Центра гармонического развития «Разумный путь», кандидат технических наук, Москва «Дети, техника, творчество», №3. 2001г.

    9 стр., 4233 слов

    Технология оценки объектов недвижимости

    ... из подходов к оценке, и определение итоговой величины стоимости объекта оценки; – составление и передача заказчику отчета об оценке. В основе процесса оценки недвижимости лежат три ... количественных и качественных характеристик объекта оценки; – анализ рынка, к которому относится объект оценки; – выбор метода или методов оценки в рамках каждого из подходов к оценке и осуществление необходимых ...

  2. Альтшуллер Г.С. «Творчество как точная наука». М., «Сов. Радио», 1979г

  3. Соболев П.А. «Как научиться изобретать», Ужгород, 1973 г

  4. Зубков Б.В. и др. «Азбука рационализатора», Тамбов,1963г.

  5. Пархоменко В.П. «Основы рационализаторской и изобретательской работы», Минск, 1984 г.

  6. Н.В.Безсонов «Справочник изобретателя и рационализатора, Москва, 1985г.