Нынешнюю экологическую ситуацию в Украине можно охарактеризовать как кризисную, которая формировалась в течение длительного периода из-за того, что пренебрегались объективные законы развития и воссоздания природно-ресурсного комплекса Украины. Происходили структурные деформации народного хозяйства, в ходе которых преимущество предоставлялось развитию в Украине сырьево-добывающих, наиболее экологически опасных отраслей промышленности.
Экономике Украины присущ высокий удельный вес ресурсоемких и энергоемких технологий, внедрение и наращивание которых осуществлялось наиболее «дешевым способом» — без строительства соответствующих очистительных сооружений. Это было возможно при отсутствии эффективно действующих правовых, административных и экономических механизмов природопользования и без учета требований охраны окружающей среды.
Эти и другие факторы, в частности низкий уровень экологического сознания общества, привели к значительной деградации окружающей среды.
Развитие рыночных отношений в Украине ставит перед производством ряд новых проблем в сфере природопользования. Их решение должно базироваться, прежде всего, на положительной связи между эффективностью, прибылями и защитой окружающей среды. В настоящее время все большее значение в законодательной базе приобретает система стандартизации в сфере экологии, экологическая сертификация для многих видов продукции.
Стандарты качества природной среды — единые, соответствующие достигнутому уровню научно-технического прогресса нормативы, правила или другие документы, доступные широкой общественности и разработанные с учетом требований или с одобрения всех заинтересованных сторон на основании достижений науки, техники и практики, которые способствуют повышению общественного благосостояния.
Стандарты утверждаются на национальном, региональном или международном уровнях. Они представляют собой предельно допустимые уровни содержания основных загрязнителей среды воздушной, среды водной и среды почвенной и подразделяются на первичные и вторичные стандарты. Первые — это предельные уровни, обеспечивающие с определенным запасом надежности сохранение здоровья населения; они должны соблюдаться в течение оговоренного времени. Вторые — необходимые для предупреждения других известных или предполагаемых эффектов помимо воздействия их на здоровье человека. Стандарты качества природной среды используются для оценки состояния природной среды и ее компонентов, регламентируют деятельность производственно-хозяйственных объектов в целях охраны природы, рационального использования природных ресурсов, обеспечения оптимального качества окружающей природной среды на основе правильного сочетания экологических и экономических интересов общества в условиях хозяйственной или рекреационной деятельности. [1, с.475]
Лесная промышленность украины
... с 1946 года лесной фонд Украины возрос больше чем на 2 млн.га, лесистость увеличилась почти на 3%. В это время лесная промышленность, которая была в основном сосредоточена ... Лесосырьевые базы мира характеризуются запасами и качеством древесины, транспортной обеспеченностью территорий, природными условиями, размещением по отношению к местам потребления. Во многих странах древесина есть ...
Государственные стандарты относятся к подзаконным правовым актам, конкретизирующим общие положения экологического законодательства Украины.
Государственный стандарт (ГОСТ)
Для природоохранной деятельности генеральным стандартом является ГОСТ 17.0.0.01-76 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов».
система стандартов в области охраны природы (ССОП)
ССОП разрабатывается с учетом экологических, санитарно-гигиенических, технических и экономических требований.
Обозначение стандартов ССОП состоит из индекса (ГОСТ), номера системы по классификатору стандартов и технических условий, точки, номера (табл. 1), точки, номера вида (табл. 2), точки, порядкового номера стандарта и отделенных последних цифр года утверждения или пересмотра стандарта.
Например, ГОСТ 17.1.3.05—82. Охрана природы. Гидросфера. Общие требования к охране поверхностных и подземных вод от загрязнения нефтью и нефтепродуктами. В данном примере ГОСТ — категория стандарта (государственный стандарт), 1.7 — номер системы (ССОП — система стандартов в области охраны природы), 1 — номер группы (гидросфера), 3 — номер вида (правила охраны и рационального использования природного объекта), 05 — порядковый номер стандарта (стандарт номер 5) и 82 — год регистрации стандарта (1982 год).
Классификация групп стандартов
Номер группы |
Наименование |
Кодовое наименование |
0 |
Организационно-методические стандарты ССОП |
Основные положения |
1 |
Стандарты в области охраны и рационального использования вод |
Гидросфера |
2 |
Стандарты в области защиты атмосферы |
Атмосфера |
3 |
Стандарты в области охраны и рационального использования почв |
Почвы |
4 |
Стандарты в области улучшения использования земель |
Земли |
5 |
Стандарты в области охраны флоры |
Флора |
6 |
Стандарты в области охраны фауны |
Фауна |
8 |
Стандарты в области охраны и рационального использования недр |
Недра |
Номер вида |
Наименование вида |
0 |
Основные положения |
1 |
Термины, определения, классификации |
2 |
Нормы и методы измерений загрязняющих выбросов и сбросов, интенсивности использования природных ресурсов |
3 |
Правила охраны природы и рационального использования природных ресурсов |
4 |
Методы определения параметров состояния природных объектов и интенсивности хозяйственных воздействий |
5 |
Требования к средствам контроля и измерений состояния окружающей природной среды |
6 |
Требования к устройствам, аппаратам, и сооружениям по защите окружающей среды от загрязнений |
7 |
Прочие стандарты |
Классификация видов стандартов
В настоящее время система управления окружающей средой регламентирована стандартами ДСТУ ISO серии 14000. В этих стандартах регламентировано: состав, описание элементов системы и установки относительно применения ; принципы управления, системы и средства обеспечения; общие принципы и процедуру аудита, аудит систем управления окружающей средой и классификационные требования к аудиторам из экологии.
Значительное влияние на чистоту окружающей среды и охрану природы имеют мероприятия по обращению с разными выбросами промышленного производства, обработки и возделывания сельхозугодий, обеспечения чистоты питьевой и технической воды, регламентированные многими государственными стандартами Украины.
Постановлением Кабинета Министров от 26 октября 2001 г. за № 1430 «Об утверждении платных услуг экологического характера, которые могут предоставляться территориальными органами Министерства экологии и природных ресурсов Украины» установлен перечень работ и консультаций, к которым отнесены:
- разработка природоохранных программ предприятий;
- организация и осуществление определения показателей состава и свойств проб объектов;
- подготовка документации относительно аккредитации измерительных лабораторий;
- соблюдение экологических требований объектами, получение разрешений на производство и сохранение ядовитых веществ;
- вывоз и ввоз продукции, которая может содержать озоноразрушающие вещества;
- осуществление количественной и качественной оценки выбросов и сбросов;
- определение радиационного состояния территорий и объектов;
- измерение содержания загрязнений;
- составление паспортов для очистительных сооружений и тому подобное. [3, с.310]
Система экологических стандартов — самая важная составная часть природоохранного законодательства. Несоблюдение стандартов карается законом.
Экологические стандарты
Существуют стандарты международные, государственные, отраслевые и стандарты предприятий.
К самым важным нормативам качества окружающей среды принадлежат предельно допустимые концентрации (ПДК) вредных веществ в природных средах. На основании ПДК разрабатываются нормативы предельно допустимых выбросов (ПДВ) и сбросов (ПДС) вредных веществ в воздух и воду. Через изменения общего экологического состояния окружающей среды ПДК, ПДВ и ПДС наиболее опасных и распространенных загрязнителей уточняются каждые 3—5 лет с учетом усиления негативного эффекта от их общего действия.
На государственных и межгосударственных уровнях созданы организации, обязанные следить за выполнением законов об охране природы и осуществлять мониторинг природной среды и отдельных его компонентов.
В Украине контроль по состоянию природной среды и выполнением природоохранных актов осуществляют Министерство экологии и природных ресурсов, Министерство здравоохранения, Государственный комитет по гидрометеорологии, Министерство по вопросам чрезвычайных ситуаций и по делам защиты населения от последствий чернобыльской катастрофы, система государственных санитарно-эпидемиологических станций и др.
В 1989 г. опубликован международный документ «Правовые принципы охраны окружающей среды и устойчивого развития», подготовленный по заданию ООН специальной Комиссией международной группы экспертов-юристов. Он представляет собой свод правовых принципов охраны окружающей среды и устойчивого развития человечества. [4, с.270]
Таким образом, в нашей стране экологическое законодательство опирается на систему стандартов, содержащих ряд нормативов и требований к качеству окружающей среды.
Основным предметом ISO 14000 есть система экологического менеджмента, которая для организаций служит способом действий, необходимым для достижения целей экологической деятельности поэтапного решения конкретных задач.
Документы, которые входят в серию ISO 14000. делят на три основные группы:
1.Принципы создания и использования систем экологического менеджмента.
2.Инструменты экологического контроля и оценки.
3.Стандарты, ориентированные на продукцию.
Ключевым понятием серии ISO 14000 есть система экологического менеджмента (СЕМ) в организации. Поэтому, центральным документом этой серии считается стандарт ISO 14001 — «Спецификации и пособия с использованием системы экологического менеджмента». Особенностью этой серии стандартов есть то, что она ориентирована не на количественные параметры и технологии, а на требование использовать «наилучшую из доступных технологий». Официально стандарты серии ISO 14000 являются добровольными. Они не заменяют законодательных требований, а обеспечивают систему определения того, каким образом компания влияет на окружающую среду, и как выполняются требования действующего законодательства. Создание такой системы дает организации инструмент, с помощью которого она может управлять всей совокупностью своих влияний на окружающую среду и приводить собственную деятельность в соответствии с разнообразными требованиями.
В примерах документов серии ISO 14000, внедренных в Украине, термин «экологический менеджмент» заменен на термин «управление качеством окружающей среды», а иногда — на термин «экологическое управление».
Учитывая основные отличия в понятиях «экологическое управление» и «экологический менеджмент», можно предложить такие их определения:
1.»Экологическое управление» — деятельность государственных органов и экономических субъектов, направленная на соблюдение обязательных требований природоохранного законодательства, а также на разработку и реализацию соответствующих целей и программ.
2.»Экологический менеджмент» — добровольная инициативная деятельность экономических субъектов, направленная на реализацию их собственных экологических целей, проектов и программ, разработанных на основе принципов эффективности и экосправедливости.
Основные цели и соответствующие критерии оценки их достижения в экологическом менеджменте связаны с процессами постоянного улучшения и усовершенствования по всем экологически значащим аспектам деятельности экономических субъектов.
Очевидно, что с развитием практической деятельности в области экологического менеджмента в Украине возникнут возможности относительно получения целого ряда конкретных преимуществ в решении разнообразных экологических проблем. К таким преимуществам можно отнести новые подходы, нетрадиционные пути и возможности относительно преодоления сформированных отрицательных тенденций в развитии экологической ситуации на производственном и территориальном уровнях.
С экологическим менеджментом связана активизация уже существующих широких возможностей и средств относительно практического решения приоритетных экологических проблем. Сегодня на каждом предприятии существует большое количество разнообразных неиспользованных технологических, технических и организационных возможностей и средств относительно их решения. Таким образом, экологический менеджмент способен сыграть исключительную роль в разрешении экологических проблем в условиях выхода Украины из социально-экономического кризиса. [5]
Возрастающий интерес мировой общественности к охране окружающей среды потребовал обеспечения общности методического подхода к решению этой проблемы, которое достигнуто разработкой соответствующих международных стандартов. Международная организация по стандартизации (ИСО), учитывая тенденции мирового развития, в частности необходимость перехода к концепции устойчивого развития, приняла решение о создании Технического комитета ИСО по тематическому направлению «Управление окружающей средой», или «Экологическое управление». Он разработал комплекс международных стандартов ИСО 1400.
Вновь созданный комитет ИСО тесно взаимодействует с ИСО «Управление качеством продукции», поскольку системы управления качеством продукции и системы управления качеством окружающей среды как объекты стандартизации имеют много сходств.
Система экологического управления (СЭУ) — организационно-техническая система, состоящая из комплекса средств обеспечения, планировки, контроля, управления охраной окружающей среды в процессе хозяйственной деятельности предприятия или на всех стадиях жизненного цикла продукции предприятия. В стандартах ИСО 14000 СЭУ определяется как составная часть общей системы административного управления предприятия.
В рамках комплекса стандартов ИСО 14000 разрабатываются также стандарты по экологической маркировке продукции, призванные создать единую нормативную базу в этой области, способствующую преодолению торговых барьеров.
В отечественной практике работ по сертификации получил распространение термин «экологическая сертификация» применительно к сертификации продукции на соответствие обязательным требованиям государственных стандартов на продукцию в части требований по охране окружающей среды или экологических требований. Понятие «экологическая сертификация» распространяется и на экологически опасные производства и технологические процессы, а также на продукцию, обладающую определенными преимуществами в отношении экологической чистоты и производимую с использованием ресурсосберегающих и безотходных технологий. Продукция, получившая подтверждение проведенных испытаний, может маркироваться специально установленным знаком или этикеткой. Правила маркирования экологически чистой продукции установлены во многих странах, накопивших многолетний опыт пользования экологической маркировки.
Система экологической сертификации (далее — Система) в Украине предназначена для обязательной и добровольной экологической сертификации (экосертификации).
Экосертификация проводится с целью создания экономико-правового механизма по реализации закрепленного в Конституции Украины права граждан на благоприятную окружающую среду.
Экосертификация способствует:
- внедрению экологически безопасных технологических процессов и оборудования;
Для создания правовой базы организации и проведения работ по экосертификации Министерство природных ресурсов Украины формирует Систему, включающую в себя:
Система предусматривает проведение обязательной и добровольной сертификации.
Экосертификация проводится в обязательном порядке в случаях, предусмотренных законодательством Украины. Добровольная сертификация в рамках Системы осуществляется в тех случаях, по которым в законодательных актах Украины не предусмотрено проведение обязательной сертификации. Она проводится по инициативе заявителя на основе договора между органом по сертификации и заявителем.
Экологический сертификат и знак соответствия благоприятствуют конкурентоспособности продукции. Объекты экологической сертификации на продукцию, услуги, процессы и т.п. разделяют на:
- объекты, которые подлежат обязательной сертификации соответственно требованиям законодательства;
- объекты, которые по своей специфике не могут подлежать сертификации;
- объекты самой окружающей среды, на которые не разработаны нормативные требования и процедуры сертификации.
Для облегчения процедур экологической сертификации сначала экологические объекты классифицируют. Все объекты разделены на четыре группы: окружающей среды, источников его загрязнений, продукции (услуг) и информационных ресурсов, продуктов и технологических процессов.
Некоторые трудности возникают в отборе участников экологической сертификации, особенно третьей стороны. Если с продукцией все определено, то для других объектов экологической сертификации нужное дополнительное законодательство. Трудности есть с сертификацией выбросов производства, питьевой воды других материалов, технологических процессов и оборудования.
Разработка новых видов материалов, изделий, технологических процессов требуют сначала создания технических условий, стандартов, а затем разработки процедур их сертификации.
В развитых странах экологическая сертификация достаточно распространенная, является обязательной и дополняет сертификацию продукции и услуг.
В связи с конкуренцией знаков экологической сертификации, в которой отдельные продавцы не всегда придерживаются установленных правил, создан специальный Подкомитет ISO по экологической маркировке продукции, а основанием осуществления экологической сертификации являются требования стандартов ISO серии 14000 и заключенное в 1999 году Соглашение десяти европейских стран относительно взаимного признания аккредитации органов экологической сертификации, испытательных лабораторий, аттестации инспекционных органов и персонала.
Таким образом, экологическую сертификацию продукции (услуг) осуществляют с целью стимулирования производства продукции, предоставления услуг и использования технологических процессов, которые менее всего загрязняют окружающую среду и гарантируют безопасность продукции (услуг) для жизни, здоровья, имущества и окружающей среды, что обусловливает необходимость экологической сертификации для всех цивилизованных стран. [6, с.169]
Таким образом, система стандартов в области экологии призвана обеспечить выполнение системы экологического законодательства, на их основе определяются основные направления государственной политики в области охраны окружающей среды, использования природных ресурсов и контроля экологической безопасности, разрабатываются природоохранные программы для экологически неблагополучных районов.
В рамках комплекса стандартов идет разработка стандартов по экологической маркировке продукции, направленные на создание единой нормативной базы в этой области, способствующей преодолению торговых барьеров. Система экологической сертификации проводится с целью создания экономико-правового механизма по реализации закрепленного в Конституции права граждан на благоприятную окружающую среду.
1. Сытник К.М., Брайон А.В. и др. Словарь-справочник по экологии. К.: Н.д., 1994. – 663с.
2. Щукин И. Экология для студентов вузов. -Ростов н/Д: «Феникс», 2005. — 224 с
3. Боженко Л.І. Метрологія, стандартизація, сертифікація та акредитація. Л.: Афіша, 2004. – 324с.
4. Білявський Г.О. та ін. Основи екології. К.: Либідь, 2004. – 408с.
5. В.Н. Соломаха Экологический менеджмент в Украине// Металлургическая и горнорудная промышленность №4, 2005 — С.102
6. Басаков М.И. Основы стандартизации, метрологии, сертификации. Р н/Д.: Феникс, 2002. – 192с.