Ценообразование и себестоимость продукции

Контрольная работа

Особенности ценообразования на услуги связи

В условиях перехода к рыночной экономике система ценообразования на услуги связи должна обеспечить сочетание экономических интересов потребителей и предприятий связи, эффективную работу организаций и фирм, стимулировать научно-технический прогресс и улучшение качества связи. Предприятия связи предоставляют потребителям — населению и деловому сектору — различные виды услуг: междугородние и международные телефонные разговоры, передача и доставка телеграмм, писем, работа сотовой связи и телефаксов и др. Услуги связи относятся к сфере материального производства, но вместе с тем ей присущи специфические черты, вытекающие из ее отраслевых особенностей.

Первой особенностью является специфика создаваемого продукта, который не имеет вещественной формы, а представляет собой конечный, полезный эффект процесса передачи информации в форме услуги. Невещественный характер продукта обусловливает отсутствие в производственном процессе связи сырья и основных материалов, что в свою очередь отражается на структуре себестоимости услуг связи, в которой материальные затраты занимают незначительный удельный вес.

Вторая особенность характеризуется неотделимостью во времени процесса предоставления услуг связи от производственного процесса. Особенно ярко эта особенность проявляется в телефонной связи, где сам процесс передачи телефонного сообщения (процесс производства) происходит с участием абонентов и без них невозможен, т.е. совпадает с процессом потребления.

Третьей особенностью услуг связи является то, что в отличие от промышленности, где предмет труда подвергается вещественному изменению, в производственном процессе связи информация должна подвергаться только пространственному перемещению. Всякое другое изменение информации означает ее искажение, потерю потребительной стоимости и наносит ущерб потребителям. Поэтому в этой отрасли особое значение имеют достоверность передачи информации, точность ее воспроизведения.

Четвертая особенность связи заключается в том, что процесс передачи информации всегда является двусторонним, т.е. происходит между отправителем и получателем информации. Поскольку потребность в передаче информации может возникнуть между абонентами, находящимися в любых пунктах, это требует создания надежной, устойчивой, разветвленной сети связи, соединяющей все населенные пункты между собой.

14 стр., 6704 слов

Организация деятельности российских центров научно-технической ...

... Государственного комитета Совета Министров СССР по науке и технике Калужский дом научно-технической информации и пропаганды был преобразован в Калужский межотраслевой центр научно-технической информации ... Патентные услуги Патентный отдел Челябинского центра научно-технической информации предлагает комплекс услуг по ... научной и коммерческой информации; установлена правовая система "Консультант Плюс" и ...

В силу существования еще одной, пятой особенности связи, которая выражается в незаконченности производственного процесса в рамках одного предприятия (при предоставлении междугородних и международных услуг), в процессе передачи сообщений принимают участие несколько предприятий связи, и каждое предприятие таким образом участвует в создании части услуги.

В ряде подотраслей связи, таких как местная телефонная связь, радиовещание и телевидение, в производственном процессе принимает участие лишь только одно предприятие связи, полностью осуществляя объем работ, связанный с предоставлением соответствующих услуг.

Рассматривая особенности связи, следует отметить ее инфраструктурный характер, так как конечным результатом деятельности предприятий связи является не выпуск вещественной продукции, а обслуживание производства, населения, непроизводственной сферы. Таким образом, связь — это отрасль, создающая необходимые условия для всех сфер деятельности, без которых процесс производства либо вообще невозможен, либо может происходить в несовершенном виде.

Существующий рынок услуг связи в настоящее время характеризуется тем, что высок неудовлетворенный спрос на самый массовый вид услуг — телефон и неразвит спрос на новые виды услуг — сотовую связь, видеотекст, телетекст, телефакс и др. Кроме того, рынок услуг связи характеризуется монопольным положением производителя услуг и незащищенностью потребителя. Цены на услуги связи представляют собой тарифы, на основе которых предприятия связи реализуют платные услуги различным потребителям: населению, предприятиям, учреждениям и организациям. Если услуги связи предоставляются предприятиям и организациям, то тарифы связи выполняют функции отпускных цен предприятий. Если услугами связи пользуется население, то тарифы связи выступают в виде розничных цен.

На основные социально значимые услуги распространяется государственное регулирование цен. К таким услугам относятся: пересылка писем, бандеролей, денежных переводов передача телеграмм, междугородние телефонные переговоры, услуги по трансляции программ белорусских телерадиокомпаний, абонементная плата за телефон, установка телефона, разговоры по телефонам-автоматам и т.п.

Дифференциация тарифов в зависимости от уровня их регулирования заключается в выделении трех групп потребителей: тарифы на услуги связи, потребляемые населением, государственными и бюджетными организациями, хозрасчетными и коммерческими структурами. Тарифы на услуги, потребляемые населением, компенсируют затраты на их предоставление в среднем на 50 %. Так, по такой наиболее массовой услуге, как местный телефон, затраты компенсируют их предоставление только на 40 % по городской телефонной сети и 15-20 % по сельской телефонной сети. Тарифы на услуги для бюджетных организаций только покрывают затраты на их предоставление. Степень перекрестного субсидирования в этой отрасли остается высокой. Затраты от предоставления убыточных услуг покрываются за счет высокорентабельных, потребляемых хозрасчетными и коммерческими структурами: сотовая связь, телефакс, телетекст и др.

20 стр., 9696 слов

Особенности ценообразования в некоторых отраслях и сферах экономики

... услуг роль транспортных тарифов повышается. В связи с этим актуальна информация, связанная с происходящими изменениями в уровне транспортных тарифов, в количественных и качественных характеристиках тарифных систем. Методы и стратегии ценообразования АТП Методы ценообразования. В ... руб., 3890 руб.). 4) Стратегия следования за лидеров в отрасли или на рынке. Предполагается, что цена на товар ...

В системе тарифов на услуги связи различают основные, льготные и тарифы на дополнительные услуги связи. Основные тарифы являются наиболее распространенным видом тарифов и охватывают услуги всех отраслей связи. Номенклатура платных услуг и соответствующих тарифов охватывает по почтовой связи услуги примерно 200 наименований. Льготные тарифы устанавливаются на отдельные виды услуг связи в пониженном размере по сравнению с соответствующим основным тарифом. Различают два вида льготных тарифов: льготные тарифы, устанавливаемые на услуги, которые предоставляются в часы наименьшей загрузки (в ночное время, праздничные, выходные дни); льготные тарифы для социально незащищенных слоев населения (ветеранов, инвалидов).

К тарифам на дополнительные услуги связи относятся плата за упаковку посылок, вызов определенного лица на междугородний телефонный разговор и др.

Система тарифов на услуги связи дифференцируется в зависимости от различных факторов. Основным критерием для дифференциации является влияние факторов на себестоимость различных услуг связи. К таким факторам можно отнести: массу почтовых отправлений, расстояние междугородних телефонных разговоров, скорость передачи, пересылки, требования к сохранности, сумму денежных переводов. По многим видам услуг связи тарифы дифференцируются по двум-трем признакам: пересылка корреспонденции — по массе и категории писем; пересылка посылок — по массе, расстоянию и используемому транспорту; предоставление междугородних телефонных разговоров — по продолжительности, срочности разговора, дальности расстояния, периоду суток. Таким образом, ценообразование на услуги связи должно строиться на сочетании государственного регулирования цен и их свободного ценообразования на те услуги связи, которые не будут влиять на снижение уровня потребления этих услуг.

ценообразование затратный себестоимость продукция

2. Методы ценообразования, основанные на издержках производства

Основу методологии ценообразования составляют методы обоснования цен, которые базируются на основных ценообразующих факторах (рисунок 1).

15

Рисунок 1. Методы ценообразования

Одним из наиболее распространенных методов ценообразования, ориентированных на издержки производства, в отечественной практике является затратный метод. Суть его заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции добавляется заданный размер прибыли, а также косвенные налоги и неналоговые платежи, непосредственно увеличивающие цену:

Ц = С + П + Н,

где С — себестоимость единицы товара; П — прибыль в расчете на единицу товара; Н — косвенные налоги и неналоговые платежи и цене товара.

Затратный метод является достаточно популярным не только в отечественной, но и в зарубежной практике ценообразования. Это связано с рядом причин. Во-первых, производители всегда лучше осведомлены о своих затратах, чем о потребительском спросе, поэтому затратный метод считается достаточно простым. Во-вторых, по мнению специалистов этот метод является наиболее справедливым как по отношению к продавцам, так и к покупателям. При достаточно высоком спросе продавцы не наживаются за счет покупателей и вместе с тем имеют возможность получить необходимую прибыль для нормальной деятельности. Наряду с достоинствами затратный метод имеет и недостатки, связанные с невозможностью учета в цене потребительских свойств товаров, конъюнктуры рынка. Поэтому в отечественном ценообразовании затратный метод применяется при обосновании цен на принципиально новую продукцию, когда ее невозможно сопоставить с ранее выпускаемой и недостаточно известен спрос; продукцию, производимую по разовым заказам, с индивидуальным характером производства (строительные объекты, проектные работы, опытные образцы); на товары, услуги, на которые спрос ограничен платежеспособностью населения (ремонтные услуги, продукты первой необходимости); продукцию предприятий-монополистов; во внутрипроизводственном ценообразовании и некоторых других случаях.

Агрегатный метод применяется по товарам, состоящим из сочетаний отдельных изделий (мебельные гарнитуры, столовые сервизы), а также продукции, собранной из унифицированных элементов, узлов, деталей (станки, оборудование определенного типа, семейства автомобилей, тракторов).

Цена, рассчитанная этим методом, представляет собой сумму цен отдельных конструктивных элементов или изделий, которые уже ранее были определены с добавлением затрат на их сборку или компоновку.

Метод структурной аналогии эффективен в производствах и сферах с широкой номенклатурой выпускаемых однотипных изделий, услуг или работ (ремонтные услуги, детали различных типоразмеров).

Для того чтобы установить цену на новый вариант изделия, определяют структурную формулу цены по ее аналогу. С этой целью используют фактические (или статистические) данные о доле основных видов затрат в цене или себестоимости аналогичного товара. Если имеется возможность точно определить по новому товару один из основных элементов затрат (материальные затраты по рабочим чертежам и нормам расхода, оплата труда), то используя структуру аналогичного товара, не сложно рассчитать ориентировочную цену. При этом можно использовать следующую формулу:

Ц (или С) = Зо / Дз.о,

где Ц, или С — цена, или себестоимость нового изделия, р.; Зо — абсолютное значение основного вида затрат при производстве нового изделия, р.; Дз.о — доля основного вида затрат в цене (или себестоимости) нового изделия, коэффициент.

3. Задача 3

На основе исходных данных в табл. № 5 рассчитать производственную и полную себестоимость единицы продукции и себестоимость всего объема. Определить структуру себестоимости и сделать вывод. Затраты в таблице даны на один килограмм пряжи.

№ п/п

Показатели

Исходные данные

1.

Сырье и основные материалы, руб.

11680

2.

Возвратные отходы (% от сырья)

19,3%

3.

Вспомогательные материалы, руб.

390

4.

Топливо и энергия на технологические цели, руб.

290

5.

Основная заработная плата производственных рабочих, руб.

200

6.

Дополнительная заработная плата производственных рабочих

12%

7.

Отчисления на соц. страхование

34%

8.

Отчисления в Белгосстрах

0,6%

9.

Общехозяйственные расходы

190%

10.

Общепроизводственные расходы

215%

11.

Производственная себестоимость

12.

Коммерческие расходы

10%

13.

Полная себестоимость

14.

Выпуск продукции, тн.

27

Решение:

Определим:

1) возвратные отходы:

Ч 19,3 % / 100 = 2254 руб.

дополнительную заработную плату производственных рабочих:

200 руб. Ч 12 % / 100 = 24 руб.

3 ) отчисления на соц. страхование:

(200 руб. + 24 руб.)

отчисления в Белгосстрах:

(200 руб. + 24 руб.)

5) общехозяйственные расходы (рассчитываются от основной заработной платы производственных рабочих):

200 руб. Ч 190 % / 100 = 380 руб.

6) общепроизводственные расходы

200 руб. Ч 215 % / 100 = 430 руб.

7) производственную себестоимость:

11680 руб. + 2254 руб. + 390 руб. + 290 руб. + 200 руб. + 24 руб. + 76 руб. + 1 руб. +

8) коммерческие расходы:

Ч 10 % / 100 =

9) полную себестоимость:

15725 руб. + 1573 руб. = 17298 руб.

10) себестоимость всего объема:

17298

№ п/п

Показатели

Абсолютное значение, руб.

Удельный вес, %

1.

Сырье и основные материалы, руб.

11680

67,52

2.

Возвратные отходы (% от сырья)

2254

13,03

3.

Вспомогательные материалы, руб.

390

2,25

4.

Топливо и энергия на технологические цели, руб.

290

1,68

Итого: прямые материальные затраты (п.1 — п.4)

14614

84,48

5.

Основная заработная плата производственных рабочих, руб.

200

1,16

6.

Дополнительная заработная плата производственных рабочих

24

0,14

7.

Отчисления на соц. страхование

76

0,43

8.

Отчисления в Белгосстрах

1

0,01

Итого: расходы на оплату труда с отчислениями (п.5 — п.8)

301

1,74

9.

Общехозяйственные расходы

380

2,2

10.

Общепроизводственные расходы

430

2,49

11.

Производственная себестоимость

15725

90,91

12.

Коммерческие расходы

1573

9,09

13.

Полная себестоимость единицы продукции

17298

100,0

Выше приведенные данные свидетельствуют, что

4. Задача 4

Рассчитать отпускную цену предприятия-изготовителя на единицу продукции, отпускную цену оптового предприятия на партию продукции и розничную цену единицы продукции и всей партии. Исходные данные в табл. 7. Производственная себестоимость в таблице дана на единицу продукции.

Табл. 7

№ п/п

Показатели

Исходные данные

1.

Объем партии, шт.

120

2.

Производственная себестоимость, руб.

28000

3.

Коммерческие расходы

7%

4.

Рентабельность

12,3%

5.

Прибыль, руб.

5000

6.

Акциз

7.

Оптовая наценка

12%

8.

Розничная наценка

18%

9.