Рынок научно-технической продукции

Контрольная работа

В том, что нужна рыночная экономика, сегодня наше общество почти уверено. Проблема состоит в том, как идти к ней и какие формы она должна принять. Естественно, что переход к полноценным рыночным отношениям затронет и отрасль науки, которой придется также существенно изменится. Связи с рыночной экономикой научной системе избежать никак не удастся. Если промышленное производство вступает в отношения рыночного взаимодействия, то сразу встают вопросы потребительских свойств товара и уровня общественно необходимых затрат на его производство. Это, естественно, заставляет заниматься качеством продукции, ее себестоимости. И непременно приходится обращаться к стадиям, предшествующим производству, исследованиям и разработкам, так как именно там, в основном, закладывается как максимальный уровень качества будущей продукции, так и минимальная для реально имеющихся на производстве условий, себестоимость. При этом значительная часть затрат на исследования и разработки не применно войдет в стоимость продукции, хотя и не полностью. Следовательно, искуственно изолировать науку от рынка все равно не удасться, и поэтому представляется разумным думать о ее рациональной организации, соответствующей жизни в условиях рынка.

  1. Особенности рынка научно-технической продукции, ее виды.

Наиболее характерные изменения в рыночной инфраструктуре касаются, прежде всего, формирования и функционирования рынка научно-технической продукции, динамичного развития рынка рискового капитала, особенно в отраслях высокой технологии, а также развития адекватной технологической базы для финансовых рынков.

Нововведения на рынке носят всеобщий характер, охватывающий производство, распределение, обмен и потребление и определяющую роль играют нововведения в сфере производства, поскольку именно они в большей степени выступают объектом «купли-продажи» на рынке научно-технической продукции и способствуют росту уровня производительных сил. В свою очередь, уровень развития производительных сил является материальной основой производственных нововведений. Таким образом, явно прослеживается взаимосвязанность и взаимозависимость этих двух составляющих научно-технического процесса.

Анализ сущности рынка научно-технической продукции показал, что данный рынок, как и любой другой, подчиняется в целом законам спроса и предложения. Вместе с тем, у рынка научно-технической продукции есть свои особенности, которые во многом обусловлены спецификой объекта купли-продажи.

13 стр., 6248 слов

Научно-техническое развитие России и его влияние на экономику

... развития производства. Это консультации, экспертиза проектов, техническое обучение и др. научно-технические услуги, т.е. инжиниринг представляет собой большое разнообразие научно-технических работ, необходимых для разработки и поставки новой модернизированной продукции на производство, ... также рассмотрение приоритетных направлений научно-технического развития России, его стимулирование и ...

В этой связи, следует отметить, что научно-техническая продукция, как правило, дорогостоящий товар, в большей степени это касается производственных нововведений, носящих радикальный характер. Однако и предлагаемые на рынке научно-технической продукции товары широкого потребления также отличаются более высокой ценой, чем аналогичные им «старые» товары. Поэтому и в этом секторе рынка круг потребителей научно-технической продукции ограничен. Такое ограничение обусловлено, прежде всего, общим состоянием экономики, которое определяет уровень доходов в обществе и, следовательно, совокупный платежеспособный спрос.

Вследствие этого, основополагающим фактором величины спроса на данные товары выступает цена научно-технической продукции. Не все перечисленные хозяйствующие субъекты, имея потребности в тех или иных научно-технических продуктах, могут позволить себе их оплатить по причине несовпадения своих потребностей и возможностей. Таким образом, все экономические субъекты являются потенциальными потребителями научно-технической продукции, среди которых существует ограниченный круг реальных потребителей товаров научно-технического производства, имеющих возможности трансформировать свои потребности в нововведениях. Следовательно, спрос на научно-техническую продукцию носит ярко выраженный олигопольный характер.

Предложение научно-технической продукции также зависит от ситуации, которая складывается в экономике в целом, а также от удельного веса наукоемких отраслей и производств в структуре общественного производства, который в современных условиях является одним из важных показателей, характеризующих распространение прогрессивной техники и технологии.

Однако особенностью процесса производства научно-технической продукции является то, что ее условно можно разделить на два этапа. Первый этап можно назвать «интеллектуальное производство», а второй – «материальное производство».

По логике производства научно-технического продукта сам рынок научно-технической продукции, как нам представляется, можно условно разделить на два взаимосвязанных и взаимозависимых сектора – рынок знаний и рынок нововведений. Условность такого деления очевидна, поскольку рыночную ценность научные знания имеют только в случае возможности их прикладного применения.

Следовательно, предложение нововведений определяется, прежде всего, научными организациями, экспериментальными заводами, цехами и лабораториями, т.е. теми структурами, которые составляют материально-техническую базу науки, и результаты деятельности которых воплощаются наукоемкими отраслями. Однако следует учитывать и тот факт, что разработку и реализацию нововведений в современных условиях осуществляют не только наукоемкие отрасли, но и фирмы, занимающиеся «традиционным» производством с целью обеспечения дополнительных преимуществ перед конкурентами. Это дает основание говорить о значительном конкурентном предложении научно-технической продукции на данном рынке.

4 стр., 1892 слов

Научно-техническая продукция: понятие, виды

... ныне учитывается промежуточный результат - научно-техническая продукция - товар особого рода. Научно-техническая продукция - продукция научной и (или) научно-технической деятельности, содержащая новые знания или ... его завершения. 1.2 Государственные заказы и договора на научно-техническую продукцию Научно-техническая продукция производится по государственным заказам и договорам с конкретными ...

Таким образом, транзитивной спецификой рынка научно-технической продукции является деформация элементов данного рынка, выраженная конкурентным предложением научно-технической продукции и олигопольным состоянием спроса на данные товары.

Уровень и динамика процессов монополизации и конкуренции, то есть взаимодействие центробежных и центростремительных сил, являются одной из важнейших характеристик любого рынка. Исходя из этого, следует отметить еще одну специфическую особенность рынка научно-технической продукции – своеобразие механизма рыночных отношений между экономическими субъектами данного рынка, который проявляется, прежде всего, в высокой роли монополистической обусловленности участников рынка в процессе рыночного товарообмена, а также в определяющем воздействии олигопольных структур на процесс ценообразования на рынке научно-технической продукции.

Рынок научно-технической продукции диктует субъектам жесткие условия: он не допускает возможности находится в условиях конкуренции на вторых ролях. В этом проявляется принципиальное отличие рынка научно-технической продукции от всех других видов рынка, где успех первого обладателя нового товара отличается от всех других продавцов, вышедших на рынок с аналогичным товаром, лишь размерами объема продаж и прибыли. Эти отличительные особенности до предела обостряют конкуренцию на данном рынке и повышают степень риска для всех участников научно-технической гонки.

Новым моментом в развитии рынка научно-технической продукции на современном этапе можно отметить стремление к научно-техническому сотрудничеству между экономическими конкурентами. Это связано, прежде всего, с удорожанием и усложнением работ над крупными научными проектами и имеет своей целью разделение расходов, уменьшение риска.

На рынке научно-технической продукции, в силу его олигопольного строения, механизм ценообразования проявляется также, как и на любом другом олигопольном рынке – в лидерстве в ценах фирмы-производителя нового знания. Более того, ценовая конкуренция практически неэффективна на данном рынке в силу того обстоятельства, что снижением цены невозможно решить проблему появления нового конкурента. Победу над конкурентом можно обеспечить только путем предоставления на рынок новой научно-технической продукции, т.е. неценовая конкуренция в таких условиях является единственно эффективной.

Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренцию на рынке научно-технической продукции обеспечивают взаимодействие интересов отдельных крупных компаний, конкурентное давление мелких фирм, корректируемые государственным регулированием.

Особое место в инфраструктуре рынка научно-технической продукции принадлежит наукоемким отраслям, а также тем предприятиям «традиционных» отраслей, которые осуществляют как собственные исследования и разработки, так и материальное воплощение научных знаний.

3 стр., 1177 слов

Анализ спроса на научно-техническую продукцию

... блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и ... потребители просто настроят свои приемники на другие радиостанции. Отмечу, что на рынке телепрограмм потенциальные выгоды, напротив, вполне сопоставимы с затратами на исключение и это стимулирует развитие ...

Развитие инфраструктуры рынка научно-технической продукции обеспечивается непрерывностью научно-технического процесса, в ходе которого постижение людьми ранее неизвестных закономерностей, явлений природы приводит к созданию новых научных знаний.

Тем самым рынок научно-технической продукции качественно меняет экономическую содержательность обмена. В рамках рыночных отношениях она проявляется в первую очередь в макроэкономическом регулировании движения научно-технических идей и знаний практического назначения, а на микроэкономическом уровне превращается в механизм распределения научно-технических нововведений между отдельными экономическими субъектами – фирмами, потребителями, государством

Непосредственный продукт науки — понятия, теоретические конструкции, модели, знаковые системы, наглядные графические образы и другая информация, содержащая новое знание и обеспечивающая его одинаковое понимание и освоение специалистами. Конечный продукт науки — нововведения, точнее фактический эффект от их использования.

Непосредственный продукт фундаментальной науки не становится товаром. Он является результатом труда не только данного научного коллектива, но и предшествующих поколений исследователей, воплощает общественные затраты на развитие образования, культуры и смежных отраслей науки, а не только расходы данного института. Это продукт по сути дела принадлежит обществу в целом и может быть использован в течение неограниченного времени необозримым кругом потребителей. При окончании фундаментального исследования невозможно предсказать все области, где оно будет использовано и тем более исчислить его экономический эффект. Конечный продукт науки тоже далеко не всегда выступает как товар, поскольку является результатом труда многих коллективов и реализуется спустя длительное время после окончания исследования. Поэтому для того, чтобы включить науку в систему рыночных отношений, ныне учитывается промежуточный результат — научно-техническая продукция — товар особого рода.

Научно-техническая продукция — законченный в соответствии с требованиями договора, принятый заказчиком результат научно-исследовательских, проектных, конструкторских, технологических работ, реализуемый по договорным ценам. К ней относятся:

1) научно-техническая документация (отчеты, проекты, чертежи, регламенты, нормативы, методики, программы и т.д.) о результатах законченных фундаментальных и прикладных исследований и разработок, включая работы по созданию новой техники и других изделии, технологии, материалов, работы в области технико-экономических исследований, информатики, экологии, эргономики, математического моделирования, дизайна и т.д.;

2) экспериментальные и опытные образцы (партии) новой техники (продукции);

3) научно-технические услуги, включая участие в пусконаладочных работах, авторский надзор при освоении и эксплуатации нововведений, передовой опыт в этой области («ноу-хау»), обучение персонала заказчика (потребителя), научно-технические, управленческие, финансово-экономические консультации;

15 стр., 7060 слов

«Разработка техникоэкономического обоснования внедрения инновационного ...

... К тому же наиболее просто делать бесплотинные ГЭС, так как сооружение плотины достаточно сложное ... работы – разработать техникоэкономическое обоснование внедрения инновационного продукта в области энергетики (на примере компании ООО «EcoHydro»). ... к гидроэнергетике; произвести сравнительный анализ технических характеристик предлагаемого технического решения с аналогами; проанализировать опыт ...

4) прочие результаты научной, инженерной и информационной деятельности, предназначенные для использования в производстве, управлении и планировании (передача технологии, экспертиза и т.д.).