В том, что нужна рыночная экономика, сегодня наше общество почти уверено. Проблема состоит в том, как идти к ней и какие формы она должна принять. Естественно, что переход к полноценным рыночным отношениям затронет и отрасль науки, которой придется также существенно изменится. Связи с рыночной экономикой научной системе избежать никак не удастся. Если промышленное производство вступает в отношения рыночного взаимодействия, то сразу встают вопросы потребительских свойств товара и уровня общественно необходимых затрат на его производство. Это, естественно, заставляет заниматься качеством продукции, ее себестоимости. И непременно приходится обращаться к стадиям, предшествующим производству, исследованиям и разработкам, так как именно там, в основном, закладывается как максимальный уровень качества будущей продукции, так и минимальная для реально имеющихся на производстве условий, себестоимость. При этом значительная часть затрат на исследования и разработки не применно войдет в стоимость продукции, хотя и не полностью. Следовательно, искуственно изолировать науку от рынка все равно не удасться, и поэтому представляется разумным думать о ее рациональной организации, соответствующей жизни в
- Особенности рынка научно-технической продукции, ее виды.
Наиболее характерные изменения в рыночной инфраструктуре касаются, прежде всего, формирования и функционирования рынка научно-технической продукции, динамичного развития рынка рискового капитала, особенно в отраслях высокой технологии, а также развития адекватной технологической базы для финансовых рынков.
Нововведения на рынке носят всеобщий характер, охватывающий производство, распределение, обмен и потребление и
Анализ сущности рынка научно-технической
Научно-техническое развитие России и его влияние на экономику
... развития производства. Это консультации, экспертиза проектов, техническое обучение и др. научно-технические услуги, т.е. инжиниринг представляет собой большое разнообразие научно-технических работ, необходимых для разработки и поставки новой модернизированной продукции на производство, ... также рассмотрение приоритетных направлений научно-технического развития России, его стимулирование и ...
В этой связи, следует отметить, что научно-техническая продукция, как правило, дорогостоящий товар, в большей степени это касается производственных нововведений, носящих радикальный характер. Однако и предлагаемые на рынке научно-технической продукции товары широкого потребления также отличаются более высокой ценой, чем аналогичные им «старые» товары. Поэтому и в этом секторе рынка круг потребителей научно-технической продукции ограничен. Такое ограничение обусловлено, прежде всего, общим состоянием экономики, которое определяет уровень доходов в обществе и, следовательно, совокупный платежеспособный спрос.
Вследствие этого, основополагающим фактором величины спроса на данные товары выступает цена научно-технической продукции. Не все перечисленные хозяйствующие субъекты, имея потребности в тех или иных научно-технических продуктах, могут позволить себе их оплатить по причине несовпадения своих потребностей и возможностей. Таким образом, все экономические субъекты являются потенциальными потребителями научно-технической продукции, среди которых существует ограниченный круг реальных потребителей товаров научно-технического производства, имеющих возможности трансформировать свои потребности в нововведениях. Следовательно, спрос на научно-техническую продукцию носит ярко выраженный олигопольный характер.
Предложение научно-технической продукции также зависит от ситуации, которая складывается в экономике в целом, а также от удельного веса наукоемких отраслей и производств в структуре общественного
Однако особенностью процесса производства научно-технической продукции является то, что ее условно можно разделить на два этапа. Первый этап можно назвать «
По логике производства научно-технического продукта сам рынок научно-технической продукции, как нам представляется, можно условно разделить на два взаимосвязанных и взаимозависимых сектора – рынок знаний и рынок нововведений. Условность такого деления очевидна, поскольку рыночную ценность научные знания имеют только в случае возможности их прикладного применения.
Следовательно, предложение нововведений определяется, прежде всего, научными организациями, экспериментальными заводами, цехами и лабораториями, т.е. теми структурами, которые составляют материально-техническую базу науки, и результаты деятельности которых воплощаются наукоемкими отраслями. Однако следует учитывать и тот факт, что разработку и реализацию нововведений в современных условиях осуществляют не только наукоемкие отрасли, но и фирмы, занимающиеся «традиционным» производством с целью обеспечения дополнительных преимуществ перед конкурентами. Это дает основание говорить о значительном конкурентном предложении научно-технической продукции на данном рынке.
Научно-техническая продукция: понятие, виды
... ныне учитывается промежуточный результат - научно-техническая продукция - товар особого рода. Научно-техническая продукция - продукция научной и (или) научно-технической деятельности, содержащая новые знания или ... его завершения. 1.2 Государственные заказы и договора на научно-техническую продукцию Научно-техническая продукция производится по государственным заказам и договорам с конкретными ...
Таким образом, транзитивной спецификой рынка научно-технической продукции является деформация элементов данного рынка, выраженная конкурентным предложением научно-технической продукции и олигопольным состоянием спроса на данные товары.
Уровень и динамика процессов монополизации и
Рынок научно-технической продукции диктует субъектам жесткие условия: он не допускает возможности находится в
Новым моментом в развитии рынка научно-технической продукции на современном этапе можно отметить стремление к научно-техническому сотрудничеству между экономическими конкурентами. Это связано, прежде всего, с удорожанием и усложнением работ над крупными научными проектами и имеет своей целью разделение расходов, уменьшение риска.
На рынке научно-технической продукции, в силу его олигопольного строения, механизм ценообразования проявляется также, как и на любом другом олигопольном рынке – в лидерстве в ценах фирмы-производителя нового знания. Более того, ценовая конкуренция практически неэффективна на данном рынке в силу того обстоятельства, что снижением цены невозможно решить проблему появления нового конкурента. Победу над конкурентом можно обеспечить только путем предоставления на рынок новой научно-технической продукции, т.е. неценовая конкуренция в таких условиях является единственно эффективной.
Таким образом, можно сделать вывод, что конкуренцию на рынке научно-технической
Особое место в инфраструктуре рынка научно-технической продукции принадлежит
Анализ спроса на научно-техническую продукцию
... блага оплачиваются за счет общего налогообложения, а не покупаются отдельными потребителями на рынке. Примером общественного блага служит система национальной обороны, поскольку касается всех и ... потребители просто настроят свои приемники на другие радиостанции. Отмечу, что на рынке телепрограмм потенциальные выгоды, напротив, вполне сопоставимы с затратами на исключение и это стимулирует развитие ...
Развитие инфраструктуры рынка научно-технической
Тем самым рынок научно-технической продукции
Непосредственный продукт науки — понятия, теоретические конструкции, модели, знаковые системы, наглядные графические образы и другая информация, содержащая новое знание и обеспечивающая его одинаковое понимание и освоение специалистами. Конечный продукт науки — нововведения, точнее фактический эффект от их использования.
Непосредственный продукт фундаментальной науки не становится товаром. Он является результатом труда не только данного научного коллектива, но и предшествующих поколений исследователей, воплощает общественные затраты на развитие образования, культуры и смежных отраслей науки, а не только расходы данного института. Это продукт по сути дела принадлежит обществу в целом и может быть использован в течение
Научно-техническая продукция — законченный в соответствии с требованиями договора, принятый заказчиком результат научно-
1) научно-техническая документация (отчеты, проекты, чертежи, регламенты, нормативы, методики, программы и т.д.) о результатах законченных фундаментальных и прикладных исследований и разработок, включая работы по созданию новой
2) экспериментальные и опытные образцы (партии) новой техники (продукции);
3) научно-технические услуги, включая участие в
«Разработка техникоэкономического обоснования внедрения инновационного ...
... К тому же наиболее просто делать бесплотинные ГЭС, так как сооружение плотины достаточно сложное ... работы – разработать техникоэкономическое обоснование внедрения инновационного продукта в области энергетики (на примере компании ООО «EcoHydro»). ... к гидроэнергетике; произвести сравнительный анализ технических характеристик предлагаемого технического решения с аналогами; проанализировать опыт ...
4) прочие результаты научной, инженерной и