Наука и техника как факторы развития цивилизации

Контрольная работа

цивилизация техника социальный общество

В современной цивилизации (лат. civilis — гражданский) наука играет исключительную роль.

Научно-технический и технологический прогресс привел многие страны мира к новому качеству жизни. Понятие цивилизации указывает на высший уровень культурного развития человечества, на определенную степень освоения им природы и управления ее отдельными процессами и явлениями.

Прогресс цивилизации предполагает одновременно и прогресс в самой науке, технике и технологии, с помощью которых человек становится как бы хозяином природы и демиургом (греч. demiurg — творец) собственной судьбы. Поэтому цивилизацию рассматривают как высшее материально-техническое состояние общества, представляющее собой уникальный и самобытный социально-культурный институт саморазвития всего человечества. Именно он нацеливает людей на упорядоченные, научно-рациональные, нравственные совместные действия с себе подобными.

Современная наука как сфера культуры представляет собой конгломерат различных познавательных акций, в наибольшей степени выражающих интеллектуальное стремление человека к познанию, пониманию и преобразованию мира.

Будущее человечества зависит от научных путей и средств социально-культурного объединения усилий всех народов мира для улучшения жизни людей и решения насущных задач, встающих перед человечеством в современной техногенной реальности.

Выбор разумного пути развития жизненно необходим всем народам Земли, чтобы, обеспечивая себя продовольствием, энергией, сырьем, при всем этом сохранять природную среду обитания, что избавит современный мир от угрозы глобальных катастроф.

Подобный гуманный выбор необходим и для более эффективного использования всех тех колоссальных возможностей, которые открываются сегодня перед всем человечеством на базе современных науки, техники и технологии.

Наука и техника как фактор цивилизации

Современная цивилизация, если отвлечься от ее внутреннего многообразия, может быть определена как техногенная. Эта характеристика относится не только к пути развития Запада, но отражает и общую тенденцию развития всего человеческого общества. Именно современность обнаруживает роль науки и техники как ведущих детерминант современной жизни общества.

21 стр., 10101 слов

Техника: сущность, закономерности развития и роль в жизни общества

... к осмыслению феномена техники и роли техники в жизни человека. В повороте философии к технике громадную роль сыграли труды К. ... причины и закономерности ее развития, оценить степень ее взаимодействия с человеком, обществом, природой. Кроме этого предметом ... философии техники, уточняются и дифференцируются пози­ции и установки философов относительно техники и технического прогресса, формируются ...

Техника(Т.) — исторически развивающаяся совокупность создаваемых людьми средств (орудий, устройств, знаний, навыков), которые позволяют людям преобразовывать и использовать естественные и искусственные материалы, явления и процессы для удовлетворения своих потребностей. Техническая деятельность людей и технические изделия, возникают практически одновременно с появлением человека разумного. Техника с момента своего возникновения являлась уникальным средством преобразования окружающей человека среды в ее природном и социальном проявлениях.

Истоки интереса к технике обнаруживаются еще в древности. Тем не менее, люди долго не осознавали преобразовательный характер искусственных продуктов, создаваемых их трудом, наделяли их божественной силой. В этом смысле вся древняя техника была магической, она позволяла человеку, в свою очередь, влиять на природные силы.

В античности появилось понятие «техника», которое обозначало все, что человек сделал руками — оружие, игрушки и т.д. Однако античные философы уже осмысливали технику как проблему, ставя вопросы о происхождении дара творения техники, о цели технической деятельности, о природе сотворенных человеком предметов. Мыслителей, в основном, интересовали те стороны технических (искусственных) предметов, которые гармонично «встраивали» их в единый космический порядок. Античные философы сравнивали процесс производства вещей по аналогии с их естественным возникновением в природе.

В 17 в. в эпоху разворачивания научной революции и постепенного развития промышленного производства «техника» означала совокупность всех тех средств, процедур и действий, которые относились, прежде всего, к производству орудий труда и машин. Развитие ремесла и мануфактурного производства стали одной из предпосылок развития экспериментального математизированного естествознания.

В 18-19 в.в. произошел «скачок» в развитии техники — развилось крупное машинное производство, вытеснившее ремесленный труд. Развернувшаяся промышленная революция производит глобальные изменения во всей общественной системе.

Разнообразные масштабные последствия развития техники обращают на нее внимание теоретиков. В это время начинает развиваться техническое знание. Его основатели — т.н. «философствующие инженеры» — Э. Гартиг, И. Бекманн, Фр. Рело и др. Выдающиеся организаторы промышленности, практические инженеры, они пытались показать особенности инженерного мышления, концептуализировали современные им технологические и технические знания.

Понятие «философия техники» было предложено немецким философом Х1Х в. Э. Каппом в работе «Основы философии техники» (1877).

Такие мыслители, как Э. Капп, П.К. Энгельмейер, Ф. Дессауэр и др., хоть и принадлежали к различным философским традициям, исследовали сущность и различные онтологические проекции техники, в основном, в духе натурализма. Э. Капп выводил возможности техники из развития самой природы и считал машину проекцией органов человека, продолжением природной эволюции. Ф. Дессауэр, философ-неотомист, напротив, считал, что техника — не простое применение законов природы, имеет относительно автономный смысл, поскольку реализует те возможности бытия, которые заложенны в природу творцом.

5 стр., 2411 слов

Техника, культура и природа человека

... технике и существующих ценностях); оценка техники, ее критерии, идеалы, ее человеческое измерение; роль техники в бытии человека. Рассмотрим важнейшие грани существования техники. 1. Современная техника ... современные технологии, чаще всего имеющие отношение к компьютерам и ... Магизм техники. Через технику человек обретает власть над природой и себе ... в историческом развитии и фундаментальные изменения во ...

М. Хайдеггер, К. Ясперс, Л. Мэмфорд, Н. Бердяев и др., наряду с разработкой онтологических проблем, акцентировали аксиологическую и антропологическую проблематику, поставив вопрос о связи технического прогресса с судьбой и кризисом современной цивилизации и культуры. К. Ясперс считал, что техника — принципиально новый фактор человеческой истории, она обладает огромными материальными и духовными возможностями, но в условиях технической цивилизации человек становится одним из видов сырья, подлежащего обработке, и не может освободиться из-под ее власти, утрачивает личностное начало. Х. Ортега-и-Гассетт связывал с развитием техники появление в 20 в. «массового», усредненного человека-потребителя.

Идеи М.Хайдеггера были очень влиятельными в этом направлении развития философии. В противовес классической натуралистической традиции, он считал, что философия должна рассматривать скрытую от нас сущность техники, которая выявляется им как «понуждение» природы, как свободное использование ее сил и энергий в форме технических средств. Техника — это универсальная ценность. Она вырастает из природного материала, но входит в круг бытия человека и дает человеку возможность познать «истину» о себе, а также проникнуться заботой о ней. Главная опасность для современной культуры — не в самой технике, а в фетишистском отношении к ней, в непонимании ее онтологической сущности.

Предметом систематического философского исследования техника становится лишь в послевоенный период, с развитием НТР — в 1960-1970-е годы. Именно в это время особенно отчетливо выявилась обусловленность развития науки, экономики, экологии, политики, социальной сферы успехами и возможностями техники. Современная философия техники — область философских исследований, направленных на осмысление природы техники и оценку ее воздействий на общество, человека, культуру. В центре внимания философии техники стоят вопросы: что такое техника? какова ее природа и истоки? угрожает ли она будущему человечества? можно ли управлять развитием техники? в чем специфика научно-технического знания? и многие другие.

В современной философии техника осмысливается во взаимосвязи тех аспектов, которые обнаруживаются по мере ее развития. Прежде всего, техника — артефакт (искусственное образование), который создается человеком. Техника как артефакт подчиняется и природным законам, и законам социальной практики, но при этом часто обнаруживает преимущества перед объектами и силами природы. Она полностью соответствует целям человеческой деятельности, прочна, легко обслуживается, экономит ресурсы, контролируется и управляется человеком. Технические системы образуют «техносферу» как мир созданных человеком искусственных систем. Техносфера — это системная многоуровневая искусственно созданная реальность, включающая человека и определяющая и меняющая его образ жизни. Развитие техногенной цивилизации в значительной степени определялось становлением и прогрессом техносферы, использованием ее преобразовательных возможностей.

Техника — это инструмент, который всегда используется (потребляется) как средство, удовлетворяющее человеческие потребности. Инструментальная функция техники заставляет отнести к ней как простые орудия, так и техносферу, включая, например, современные здания или инженерные коммуникации. Возрастание потребностей ведет к росту техносферы, зависимость от которой все более усиливается. Техника, выступая как «посредник» между человеком и природой, «подчиняет» их отношения логике потребления.

9 стр., 4325 слов

Естествознание и научно-технический прогресс

... средств вооружения. 1 ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ПРОГРЕССА И ИХ СВЯЗЬ С РАЗВИТИЕМ ЦИВИЛИЗАЦИИ Начиная с середины XX века, в развитии науки и техники стали наблюдаться процессы, которые в ... для человека проявлений |7|. Во-первых, это глобальный экологический кризис, который может быть определен как нарушение равновесия в экологических системах и в отношениях человеческого общества ...

Техника — это особая реальность, противоположная природе, искусству, языку, человеку. Техника — результат творчества, реализует культурные интенции человека, его свободу. Вместе с тем такие философы, как Э. Фромм, О. Шпенглер и др., оценивали современную ориентацию на технику и техническое творчество как проявление саморазрушения культуры. Техногенная цивилизация потребовала от человека столь больших изменений в ценностях, образе жизни, человеческой телесности, что поставила под сомнение разумные основания самой цивилизации и жизни.

Техника — одна из важнейших объективных предпосылок человеческой деятельности. Преобразовательный характер техники можно определить как ее философскую и историческую суть, ее культурное призвание. Техника выступает посредником между человеком и природой и в этом значении она преобразует предметную среду человеческой деятельности. Эволюция техники от ручных орудий к ремесленно-мануфактурному производству, машинной технике, автоматизированным и компьютеризированным системам отражает процесс все более глубокого освоения природы. При этом меняется и характер труда, и структура производства.

Развитие техники как элемента производительных сил общества включает несколько качественных переходов. Неолитическая революция содействовала превращению мускульной силы в орудия труда через преобразование вещества (сырья); промышленная революция 18 века явилась переходом к крупному машинному производству за счет овладения энергией; современная научно-технической революции НТР — это начало овладения и использования информационных процессов.

Содержание НТР — интеграция науки и техники при опережающем развитии науки по отношению к технике и технологии. Этот процесс превратил науку в непосредственную производительную силу общества и стал ведущим фактором экономического и социального прогресса для ряда стран.

Научно-технический прогресс развертывается в контексте генезиса новых элементов техносферы, характерных и для ХХ, и для ХХI века. Регион науки — это одна или несколько административно-территориальных единиц, в экономике которых главную роль играют научно-производственные комплексы, включающие как исследовательские центры, разрабатывающие новые технологии, так и производства, основанные на применении этих новых технологий и расположенные на одной территории. Пример — Силиконовая долина в США, Коридор М 4 в Великобритании, р-н Цукубы в Японии и т.д. Основными элементами региона науки являются технополисы и научные парки разных типов.

Технополис — это город или несколько сливающихся небольших городков, в экономике которых ведущую роль играют исследовательские центры новых технологий и использующие эти технологии предприятия. Впервые, стихийно, процесс создания технополисов начался в США, в Японии он стал основой научно-технической политики. Здесь в 70-е годы была разработана “стратегия технополисов” — стратегическая линия развития, в основе которой лежит государственно-организованный процесс создания своеобразных “центров роста”, научно-технологических комплексов, способных воспринимать основные открытия, превращать их в научно-технические разработки прикладного характера и обеспечивать конкурентоспособное производство.[1].

4 стр., 1892 слов

Научно-техническая продукция: понятие, виды

... включить науку в систему рыночных отношений, ныне учитывается промежуточный результат - научно-техническая продукция - товар особого рода. Научно-техническая продукция - продукция научной и (или) научно-технической деятельности, ... и т.д.; экспериментальные и опытные образцы (партии) новой техники (продукции); научно-технические услуги, включая участие в пусконаладочных работах, авторский надзор при ...

Философский смысл проблемы «человек-техника»

«Потомки космонавтов привыкли к тому, что всё делают роботы. Даже когда у них рождались дети, их тоже сразу отдавали роботам, которые их выкармливали, учили; и люди, вроде бы оставаясь господами на корабле, становились рабами роботов. Рабами безделья. И наступил день, когда космонавты забыли, кто они, куда летят, зачем живут на свете . Через тысячу лет они лишились разума». Кир Булычёв. пов. «Пленники астероида».

Отношение человека к миру техники неоднозначно. До сих пор в научных и околонаучных кругах ведутся споры и диспуты по поводу роли и влияние техники на жизни человека. Так в наши дни существуют идеи недоверия, враждебности к технике, и даже технофобий.

В древнем Китае были старцы-мудрецы, предпочитавшие носить воду из реки в бадейке, а не пользоваться техническим приспособлением — колесом для водочерпания. Они мотивировали свои действия тем, что, используя технику, попадаешь от нее в зависимость, утрачиваешь свободу действий. Дескать, техника, конечно, облегчает жизнь и делает ее комфортнее, но плата за это непомерна — человеческое «я» порабощается.

История знала и луддитов, разрушителей станков, появившихся в конце

XVIII—начале XIX вв., и современных неолуддитов, обвиняющих бездушную машинерию наших дней, превращающую каждого в безмолвную деталь социального механизма, целиком зависящую от производительной и бытовой техники, не могущей жить вне и помимо нее.

Мыслители разных направлений не раз высказывали и продолжают высказывать опасение о возможном выходе техники из-под контроля людей. От Аристотеля до Мохандаса Карамчанда Ганди подобных опасений высказано немало. Еще в 30-е гг. нашего века Освальд Шпенглер в книге «Человек и техника» утверждал, что человек, властелин мира, сам стал рабом машин. Техника вовлекает всех нас, помимо нашего желания, в свой бег, подчиняет собственному ритму. И в этой бешеной гонке человек, считающий себя властелином, будет загнан насмерть. «Бунт машин» — расхожая тема в современном массовом культе. Человек возвышаясь над природою с помощью техники делает себя её рабом, освободившись от одного властелина, переходит под власть другого. Когда-то в 1846 г. английская писательница Мэри Шелли создала образ Франкенштейна, искусственного чудища, восставшего против создавших его людей. С тех пор этот неомифологический образ не покидает страниц печати, кинолент

и экранов телевизоров. Он стал нарицательным для подогрева технофобии во всех ее формах. Механизация и моторизация проникают в нашу жизнь, делают подчас человека своеобразным гибридом организма и технического устройства. Стоит, например, оценить воздействие современных транспортных систем. По данным известной книги рекордов Гиннеса, в 1991 г. в мире было произведено 46500000 автомобилей, в том числе почти 35000000 легковых моделей. Это обстоятельство накладывает специфический рисунок на повседневный ход жизни, психологию людей. Автомобиль во многих странах — показатель уровня престижности, вожделенная цель, символ успеха. Автомобильная промышленность и транспортная система становятся одним из основных потребителей нефтяных ресурсов, цветных и черных металлов, занимая главенствующее положение в индустриальной системе. Их интересы во многом формируют внутреннюю и международную политику, финансовые отношения, быт и нравы. Предполагается, что к концу нашего столетия по дорогам планеты будет курсировать до 300000000 собственных автомобилей, т.е. по одному на каждые пять человек, находящихся в продуктивном возрасте [6].

9 стр., 4330 слов

Техника как предмет философского осмысления

... осмысления, изначально встроенные в объект и предмет философии в целом. Место техники в системе философского знания По замечанию немецкого исследователя Элизабет Штрёкер, содержащемуся в статье «Философия техники: трудности одной философской ... жизни в окружающей среде, сущностная, родовая характеристика самого человека, состоящая в его способности преобразовывать природу и преодолевать налагаемые ...

Вторжение техники во все сферы человеческого бытия — от глобальных до сугубо интимных, — иной раз порождает безудержную апологию техники, своеобразную идеологию и психологию техницизма. Трубадуры подобных идей с восторгом переносят на человечество и личность характеристики, присущие машинам и механизмам. Старый тезис материалистов XVIII в. «человек есть машина», облекается в модную электронно-кибернетическую, компьютеризированную терминологию. Широко пропагандируется идея о том, что человек и человечество так же, как и механизмы обладают системным свойством, могут быть промерены техническими параметрами и представлены в технологических показателях. К чему приводит одностороннее «технизированное» рассмотрение, человеческих проблем, можно судить по той релятивистской концепции отношения к телесно- природной структуре человека, которая выражена в концепции «ки6оргизации». Согласно этой концепции, в будущем человек должен будет отказаться от своего тела. Современных людей сменят «киборги» (кибернетические организмы), где живое плюс техническое дадут какой-то новый сплав. Такое упоение техническими перспективами, на наш взгляд, опасно и антигуманно. Без тела нет человека. Разумеется, включение в человеческую телесность искусственных органов (различных протезов, кардиостимуляторов и т.д.) — вещь разумная и необходимая. Но и она не может переходить тот рубеж, за которым конкретная личность перестает быть сама собой. Телесная организация человека, вышедшая не чересчур совершенной из горнила эволюции, тем не менее не может быть радикально вытеснена никакими техническими приспособлениями. Современная фантастика буквально переполнена проигрыванием подобных ситуаций и показом их разрушительности для бытия людей.[3].

Заключение

Современную техногенную цивилизацию характеризуют качественно иные принципы и нормы жизни людей, моральные правила их поведения, культурные идеалы и ценности, не культивировавшиеся в традиционной цивилизации.

Наивысшими ценностями новой эпохи стали интенсивное развитие науки, техники и технологии, а также рост демократизации во всех сферах жизни и деятельности людей.

Развитие науки и техники оказывает исключительно положительное действие на эволюцию цивилизации.

Научно-технический прогресс является единственным методом увеличения капитала и массы производства, который увеличивает общую массу цивилизации, а увеличение массы цивилизации является главным показателем ускорения общественного прогресса. Для производства изобилия объектов потребления нужны средства производства с высокой производительностью труда, а для совершенства средств производства абсолютно необходим научно-технический прогресс!

5 стр., 2324 слов

Техника как сущность современной цивилизации

... другу, а определение их места в культуре, что дает возможность избежать опасных последствий. 2. Техника. Цивилизация. Культура Применяемая человеком техника находится в постоянном развитии, что ... продуктивную философию истории человечества, ибо техническое развитие социально обусловлено. Начало механического этапа совпадает со становлением машинно-фабричного способа производства. Электрификация ...

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/rol-tehniki-i-tehnologii-v-razvitii-tsivilizatsii/

1.

2.Философия техники в ФРГ. М., 1989.

3. Орешников И.М. Философия науки и техники. Уфа. Издательство УГНТУ.1999.

4. Фролов И.Т. Введение в философию. Москва. Политиздат. 1989.

5. Порус В. Философия техники // Современная западная философии. М., 1998.

6. Философия техники: история и современность. М., 1997.

7. Философия Уч. пос. для вузов под ред. В.П.Кохановского. Ростов-на-Дону. Феникс. 2003