Государственное регулирование деятельности воздушного транспорта

Контрольная работа

Актуальность данной работы обусловлена тем, что под государственным регулированием деятельности воздушного транспорта, как и любого другого, понимается система взаимоувязанных мер нормативного правового (формирование законодательной базы), организационного (создание органов исполнительной власти и наделение их соответствующими государственными полномочиями) характера, финансово-экономического (предоставление государственной поддержки в виде финансовых бюджетных средств, льгот и преференций) и другого ресурсного (кадрового, информационного) обеспечения. Определенное место в реализации этих составляющих государственного регулирования деятельности воздушного транспорта отводится субъектам Российской Федерации.

Целью данной работы является изучение правового режима аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения.

Задачи исследования:

  • изучить понятие и правовой режим аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения;
  • исследовать участие субъектов Российской Федерации в государственном регулировании деятельности воздушного транспорта.

1. ПОНЯТИЕ И ПРАВОВОЙ РЕЖИМ АЭРОДРОМОВ, АЭРОПОРТОВ И ОБЪЕКТОВ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВОЗДУШНОГО ДВИЖЕНИЯ

Статья 40 Воздушного кодекса Российской Федерации «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ «Собрание законодательства РФ», 24.03.1997, N 12, ст. 1383 дает определение понятия аэродрома, вертодрома, посадочной площадки и аэропорта, в том числе и международного, под которым понимается аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки и в котором осуществляется таможенный, пограничный и иной контроль в соответствии с международными договорами и законодательством Российской Федерации.

Статья закрепляет основополагающие нормы, касающиеся наделения Правительства РФ полномочиями в области открытия аэродрома для выполнения международных полетов или международного аэропорта. При этом в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2006 г. N 114-ФЗ «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» Федеральный закон от 18.07.2006 N 114-ФЗ»О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» «Парламентская газета», N 122, 27.07.2006 порядок допуска к эксплуатации аэродрома, аэропорта или вертодрома устанавливается федеральными авиационными правилами (ранее указанными правилами устанавливался порядок открытия и закрытия аэродрома и аэропорта).

26 стр., 12733 слов

Анализ перспектив использования деловой авиации в Российской ...

... относится любая деятельность гражданской авиации, исключая регулярные и нерегулярные коммерческие воздушные перевозки. ДА один ... — главное достоинство деловой авиации. Способность беспересадочного перелета между небольшими локальными аэродромами. 2. Повышение продуктивности работы ... личная безопасность — согласно статистике реактивный бизнес-самолет, обладает гораздо большей степенью безопасности ...

Аэродромы гражданской авиации подразделяются:

  • по видам поверхности взлетно-посадочных полос (ВПП) — на аэродромы с искусственным покрытием (ИВПП), грунтовые (ГВПП), гидроаэродромы, снежные и ледовые;
  • по характеру использования — на постоянные и временные, дневного и круглосуточного действия;
  • по назначению — на трассовые, заводские, учебные и для выполнения авиационных работ;
  • по расположению и использованию экипажами при полетах по трассам — на базовые, промежуточные, вылета, назначения и запасные;
  • по высоте над уровнем моря и характеристике рельефа — на горные и равнинные;
  • по допуску к эксплуатации по минимумам для посадки — на категорированные и некатегорированные.

В зависимости от длины ВПП и несущей способности покрытий аэродромы подразделяются на классы: А, Б, В, Г, Д и Е.

На классифицированных аэродромах должна быть подготовлена запасная ГВПП, постоянно содержащаяся в эксплуатационной готовности для взлета и посадки воздушных судов. При наличии на аэродроме двух и более ИВПП, а также, если аэродром, имеющий ИВПП, расположен в стесненных условиях (сложный рельеф местности и др.), для аварийной посадки воздушного судна может быть использована полоса, подготовленная как ГВПП. Аэродромы, имеющие взлетно-посадочные полосы размером менее чем аэродромы класса Е, относятся к неклассифицированным аэродромам. Для эпизодических, сезонных полетов, кроме аэродромов, могут использоваться посадочные площадки, размеры которых обеспечивают безопасный взлет и посадку воздушного судна соответствующего типа. Гражданские аэродромы, находящиеся в ведении ФАС России, кооперативных и иных общественных организаций, кроме временных аэродромов, аэродромов для обеспечения авиационных работ и посадочных площадок, подлежат регистрации в Государственном реестре гражданских аэродромов. По занесении аэродрома в Государственный реестр выдаются свидетельства о государственной регистрации и годности аэродрома к эксплуатации. Порядок государственной регистрации аэродромов и выдачи свидетельств о государственной регистрации, а также порядок учета временных аэродромов, аэродромов для обеспечения авиационных работ и посадочных площадок устанавливается ФАС.

Аэродромы, находящиеся в ведении ФАС, используются в качестве запасных аэродромов для воздушных судов независимо от ведомственной принадлежности. Аэродромы, находящиеся в ведении других министерств, ведомств и организаций, могут быть по решению руководителей этих министерств и ведомств выделены в качестве запасных для воздушных судов независимо от ведомственной принадлежности. В зависимости от интенсивности движения воздушных судов, объема авиаперевозок аэропорты подразделяются на пять классов: 1, 2, 3, 4 и 5. Все аэропорты ниже 5-го класса относятся к неклассифицированным аэропортам. Расположение, планировка и классификация аэропортов определяются нормами технологического проектирования аэропортов гражданской авиации.

15 стр., 7470 слов

Государственная система обеспечения единства измерений в России

... только через государственные научные центры, но и через территориальные органы ... 12,000 г углерода-12. 5. Государственные службы по метрологии и стандартизации Российской Федерации Руководство и организация работ по обеспечению единства измерений в нашей стране осуществляется не ...

Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 функции ФАС РФ по управлению государственным имуществом переданы Федеральному агентству воздушного транспорта Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314″О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» «Собрание законодательства РФ», N 11, 15.03.2004, ст. 945..

Аэродромы государственной авиации используются, как правило, для производства полетов судов органов государственной власти и могут быть государственными аэродромами совместной эксплуатации, на которых в соответствии с Федеральными авиационными правилами Приказ Минобороны России от 24 сентября 2004 г. N 275 «Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации» // Российская газета. 21.12.2004. N 282. производства полетов государственной авиации базируются воздушные суда двух и более федеральных органов исполнительной власти и организаций, в ведении которых находятся государственные воздушные суда, поддержание в эксплуатационном состоянии и эксплуатация которого осуществляется на договорной основе между этими федеральными органами исполнительной власти и организациями.

Аэродром экспериментальной авиации — аэродром, главным предназначением которого является обеспечение полетов экспериментальных воздушных судов с целью проведения опытно-конструкторских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также испытаний авиационной и другой техники. Также существуют аэродромы совместного базирования — аэродромы экспериментальной авиации, на котором совместно с экспериментальными воздушными судами базируются государственные и (или) гражданские воздушные суда.

Согласно Федеральным авиационным правилам государственной регистрации аэродромов государственной авиации Приказ Минобороны России от 14 ноября 2002 г. N 440 «Об утверждении Федеральных авиационных правил государственной регистрации аэродромов государственной авиации» // Российская газета. 27.02.2003. N 38 допуск аэродромов к эксплуатации осуществляется на основании оценки соответствия аэродрома требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов приказами руководителей федеральных органов исполнительной власти и организаций, имеющих государственную авиацию, главнокомандующих (командующих) видами (родами войск, объединениями) Вооруженных Сил Российской Федерации, в оперативном управлении или хозяйственном ведении которых находятся эти аэродромы.

Оценка соответствия аэродрома требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов производится комиссией, образованной решением руководителя органа управления. В состав комиссии включаются представители федерального органа исполнительной власти, организации или объединения вида (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации, в чьем оперативном управлении или хозяйственном ведении находится аэродром, по следующим направлениям деятельности:

  • безопасность полетов;
  • летная подготовка;
  • организация воздушного движения в районе аэродрома;
  • штурманское и аэронавигационное обеспечение;
  • связь и радиотехническое обеспечение;
  • метеорологическое и орнитологическое обеспечение;
  • поисково-спасательное обеспечение;
  • охрана и оборона аэродромов;
  • инженерно-авиационное обеспечение;
  • инженерно-аэродромное обеспечение;
  • авиационно-техническое обеспечение;
  • обеспечение горючим и смазочными материалами (в области авиации);
  • пожарная безопасность (в области авиации);
  • медицинское обеспечение (в области авиации).
    10 стр., 4679 слов

    Аэронавигационное обеспечение полетов

    ... «ChartViewer3») и допускает распечатку документов аэронавигационной информации с сервера «Jeppesen» для дальнейшего использования их в производстве полетов. Схема взаимодействия БАИ авиакомпании с ... целях навигационного обеспечения полетов используются следующие сертифицированные компьютерные программы: 1. SITA GrafLite: Расчет эксплуатационных планов полета (OFP), запрос NOTAM по аэродромам вылета, ...

Комиссию возглавляет председатель, назначенный из лиц руководящего состава, имеющих соответствующую подготовку и опыт полетов.

В случае необходимости допускается привлечение научных или иных организаций, компетентных в направлениях деятельности, изложенных выше.

Для определения готовности аэродрома к эксплуатации воздушных судов выполняется его облет. Полет на облет аэродрома выполняется на воздушном судне того типа (класса), который предполагается эксплуатировать на данном аэродроме. В Вооруженных Силах Российской Федерации программа облета утверждается командующим объединением вида (рода войск) Вооруженных Сил Российской Федерации. В федеральных органах исполнительной власти, организациях, имеющих государственную авиацию, программа облета утверждается руководителем федерального органа исполнительной власти, организации, чьим решением комиссия была образована. По результатам облета составляется заключение комиссии.

По результатам работы комиссии составляется акт обследования аэродрома на соответствие требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов. При наличии недостатков, препятствующих открытию аэродрома для эксплуатации воздушных судов, акт утверждается после устранения этих недостатков Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации (постатейный) / В.Г. Ермошкин, С.И. Коровин, А.Н. Петров и др.; под ред. А.И. Травникова. М.: Деловой двор, 2009. 536 с..

В отдельных случаях аэродром допускается к эксплуатации при незначительном отступлении от требований норм годности к эксплуатации аэродромов, если они компенсируются введением мер, обеспечивающих эквивалентный уровень безопасности полетов. Для разработки предложений по обеспечению эквивалентного уровня безопасности полетов на аэродроме могут привлекаться компетентные в данной области научные организации. По итогам их работы составляется заключение.

Аэродром считается годным к эксплуатации при условии:

  • а) соответствия аэродрома требованиям норм годности к эксплуатации аэродромов;
  • б) наличия (при необходимости) заключения об обеспечении эквивалентного уровня безопасности полетов при имеющихся несоответствиях и отступлениях от требований норм годности к эксплуатации аэродромов;
  • в) выполнения облета аэродрома;
  • г) положительного заключения комиссии, выполнившей облет аэродрома.

Открытие аэродрома осуществляется на основании допуска к эксплуатации и при получении свидетельства. Об открытии аэродрома старший авиационный начальник аэродрома информирует органы, формирующие документы аэронавигационной безопасности.

Безопасное и эффективное функционирование российских аэропортов зависит от состояния их производственной базы. По оценкам официальных документов и СМИ, эта база длительное время находится в критическом состоянии. Уже в 2007 г. износ основных производственных фондов составлял 80%, а по многим аэропортам начисленный износ был 100%. Государство выделяет средства из федерального бюджета на реконструкцию аэродромов и пытается сохранить аэродромную сеть. Но выделяемых средств недостаточно, и производственная база продолжает стареть. Отставание от зарубежных конкурентов и потребностей экономики страны растет.

12 стр., 5931 слов

Задачи главных операторов аэропортов по содержанию и эксплуатации ...

... транспорта общего пользования, определение мест стоянки и остановки транспортных средств в пределах территории аэропорта, если иное не установлено федеральными законами и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации; ... Объектом исследования является содержание и эксплуатация зданий и сооружений. Предметом Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи: 1. ...

В первую очередь следует определиться, какую миссию в перспективе будет выполнять тарифная политика в части ставок сборов за аэропортовое обслуживание. От этого зависят и ее основополагающие принципы. Если ставки сборов формируются с целью эффективной (уставной) работы аэропорта в условиях рыночной экономики, они должны быть ориентированы на прибыль. Имеется ряд существующих проблем правового характера:

  • амортизационная политика в отношении имущества аэродромов не работает. Высокий износ имущества есть, а амортизационного фонда нет. Меры по его созданию не предпринимаются;
  • вновь построенные объекты аэродромов не оформляются актами ввода в эксплуатацию и не регистрируются, так как это увеличивает налоговую нагрузку;
  • требования Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, введенных Приказом Минфина России от 13.06.1995 N 49 Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49″Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» «Финансовая газета», N 28, 1995, в части оценки имущества аэродромов с учетом рыночных цен, а также по учету износа по действительному техническому состоянию объектов не соблюдаются;
  • планово-предупредительный ремонт объектов федеральной собственности в соответствии с установленными нормативами не проводится.

Одновременно ежегодно растут цены, вводятся новые налоги и увеличивается их размер, появляются другие затраты аэропортов. Аэропортовое обслуживание десятки лет является в целом убыточной деятельностью.

В Doc 9422-AN/927 ИКАО «Руководство по предотвращению авиационных происшествий» отмечено: «Если компания испытывает серьезные финансовые проблемы, персонал может пойти на понижение допусков безопасности за счет «срезания углов». В этих условиях и работают в настоящее время многие российские аэропорты.

Если ставки сборов — это инструмент государственного регулирования в отношении субъекта естественной монополии, находящегося в федеральной собственности, то должны быть созданы условия, основанные на принципах поддержки деятельности аэропортов в различных регионах страны. Причем, как показывает практика, эта поддержка должна включать в себя прямые и косвенные государственные субсидии из бюджетов всех уровней, а также необходимые источники финансовых средств для обеспечения безопасной эксплуатации аэропорта (аэродрома).

Пока окончательный выбор цели тарифной политики неочевиден. Продолжается поиск баланса интересов всех заинтересованных сторон. Недопустимо одно — смещать цель: прибыль вместо безопасности полетов.

По итогам 2010 г. была проведена Коллегия Росавиации, и из доклада руководителя Росавиации, во-первых, следовало, что организациям воздушного транспорта удалось добиться существенного роста основных производственных показателей — увеличился объем перевозок пассажиров почти до 57 млн., что на 26,3% больше показателя 2009 г. Увеличение показателей произошло как по внутренним (21,5%), так и по международным (39,7%) перевозкам.

7 стр., 3350 слов

Организация работы с обращениями граждан в органах государственной ...

... на уровне субъекта РФ, так и на уровне муниципалитетов используются традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя на практике методы работы.ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ РАБОТЫ С ОБРАЩЕНИЯМИ ГРАЖДАН2.1 Технология работы с письменными обращениями гражданТехнология работы с обращениями граждан требует организации следующих операций: ...

Главное — это реальные показатели развития воздушного транспорта и безопасности сооружений аэродромов, которые имели начисленный износ 100%. Неизвестно, какими были бы показатели в случае, если бы 38 реконструированных взлетно-посадочных полос и других объектов аэродромов в рамках реализации федеральных целевых программ не подкрепили работу воздушного транспорта в 2010 г. Результаты работы реальны, и это не «видимость работы воздушного транспорта».

Основным источником финансирования мероприятий по сохранению и воспроизводству инфраструктуры гражданской авиации до 1992 г. был амортизационный фонд.

В настоящее время амортизационный фонд в сфере деятельности воздушного транспорта утрачен, а амортизационная политика не находит отражения в транспортной стратегии. Таким образом, если следовать по пути устойчивого развития всей аэродромной сети, то мы вынуждены необходимо идти на определенные альтернативные меры: (а) нормализовать бухгалтерский учет; (б) через инвентаризацию имущества определить физический износ всех сооружений аэродромов и их воспроизводственную стоимость по рыночным ценам; (в) из федерального бюджета наполнить амортизационный фонд необходимыми средствами для ликвидации износа.

Есть другое решение — уже недостаточно просто установить нормативы финансовых затрат на содержание и ремонт сооружений аэродромов. Отставание необходимо наверстывать ускоренными темпами при помощи государственного субсидирования не только развития, но и компенсации недостающих средств для нормативного содержания и ремонта, включая капитальный ремонт. При этом в случаях реализации различных ФЦП и ввода объектов в эксплуатацию (постановки на бухгалтерский учет) организации воздушного транспорта по действующему законодательству не должны превращаться в банкротов.

Всякие другие решения будут продолжать оказывать в большей или меньшей степени негативное влияние на безопасность, конкурентоспособность и регулярность работы отечественных аэропортов. Нельзя очень долго поддерживать устойчивость аэропортов искусственно — за счет перекосов в тарифной политике, недостатков в бухгалтерском учете, налогообложении, амортизации ОПФ и т.д.

Целесообразно разработать положение о проведении профилактического технического обслуживания аэродромов с целью их содержания в состоянии, которое не повлияет отрицательно на безопасность, регулярность или эффективность полетов воздушных судов, как это рекомендовано в главе 10 приложения N 14 к Конвенции о международной гражданской авиации (ИКАО) «Конвенция о международной гражданской авиации»(заключена в г. Чикаго 07.12.1944)//CПС «Консультант Плюс»//, а также восстановить практику проведения профилактических планово-предупредительных ремонтов сооружений летных полей аэродромов гражданской авиации, которая имела место в МГА СССР. Это предложение вносится неоднократно, но не реализуется.

Половина аэропортов в северных районах имеет грунтовые взлетно-посадочные полосы. Постановление Правительства Российской Федерации от 20.12.2007 N 907 Постановление Правительства РФ от 20.12.2007 N 907(ред. от 05.05.2012)»Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям (за исключением федеральных государственных учреждений и федеральных казенных предприятий), эксплуатирующим аэродромы, находящиеся в федеральной собственности или в собственности акционерных обществ, 100 процентов акций которых находится в федеральной собственности, и расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» «Собрание законодательства РФ», 31.12.2007, N 53, ст. 6604 утвердило порядок предоставления субсидий из федерального бюджета организациям, эксплуатирующим аэродромы Севера только с искусственными покрытиями ВПП. В настоящее время законодательство Российской Федерации в части земельного налога и налога на имущество предусматривает особый режим налогообложения в отношении организаций железных и автомобильных дорог, но не аэродромов. Первый налог — местный, второй — субъекта Российской Федерации.

12 стр., 5656 слов

Принципы охраны воздушного пространства

... содержание и идейный смысл Воздушного кодекса Российской Федерации, Закона Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации", а также других актов в области использования воздушного пространства Российской Федерации. В-третьих, в ... воплощения той или иной отраслевой формы в фактических действиях субъектов в строгом соответствии с законодательством. Общие принципы права выводятся ...

Прекратили существование механизмы плановой экономики по отраслевой централизации средств и ресурсов, иммобилизации финансовых средств и перекрестного субсидирования, обеспечения материальными средствами, оборудованием, специальной техникой и финансирование, как правило, на безвозмездной основе.

У российских аэропортов в северных районах, как правило, показатели размера переменных расходов имеют равное или большее значение, чем размер постоянных расходов, это указывает на то, что в экономике аэропортов не все благополучно.

Нельзя искать пути работы и финансовой устойчивости в условиях рынка там, где этого рынка нет по причинам малой интенсивности полетов, незначительного спроса и безальтернативности.

Во многих странах мира местные воздушные сообщения субсидируются из средств бюджетов разного уровня (США, Канада, Китай, Австрия, Бразилия и др.).

Как определено в Концепции развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации на период до 2020 года, аэропорты Севера нуждаются в ежегодных субсидиях в размере трех млрд. рублей (в ценах 2007 г.), а выделяется ежегодно 180 млн. рублей.

Указанные финансовые средства в полном объеме не предусмотрены ФЦП и в федеральном бюджете.

Во-вторых, в докладе руководителя Росавиации на Коллегии по итогам 2010 года было подчеркнуто, что необходима специальная государственная программа по производству самолетов малой и средней вместимости (типоразмерности) с учетом реальных возможностей финансирования их изготовления и приобретения, а также эксплуатационного содержания. Требуется установить местные и региональные авиалинии России, их загрузку, частоту движения самолетов различной вместимости с учетом загрузки и экономической эффективности деятельности организаций воздушного транспорта.

Частичная компенсация расходов, связанных с оказанием аэродромными комплексами услуг по обеспечению вылета и посадки воздушных судов на аэродромах со взлетно-посадочными полосами с искусственным покрытием, не отвечает принципам, содержащимся в разделе II Doc.9082 ИКАО — «Политика ИКАО в отношении аэропортовых сборов». Аэропортовые сборы определяются на основе издержек, а разделяемые издержки должны представлять полные расходы на обеспечение деятельности аэропорта, включая соответствующие суммы на оплату стоимости капитала и суммы амортизационных отчислений по основным фондам, а также расходы, связанные с техническим обслуживанием, эксплуатацией, управлением и административным обеспечением, но с учетом всех авиационных доходов, а также доходов от неавиационных источников, в результате эксплуатации аэропорта его эксплуатантами (Doc 9082/7, параграф 22i).

2 стр., 981 слов

Первые государственные организации по стандартизации зарубежных стран

... странах без дополнительных испытаний . В 1972 году правительство Великобритании и Британская организация по стандартизации (BSI) подписали Меморандум о взаимопонимании, в котором подтвержден статус BSI как ... организует Административный совет AFNOR, а утверждают государственные органы управления. Отраслевые бюро выполняют основную нагрузку по стандартизации в отрасли, однако далеко не все отрасли ...

При этом платежеспособность пользователей не должна приниматься во внимание до тех пор, пока все расходы не будут полностью подсчитаны и распределены на объективной основе (Doc 9082/7, параграф 22III).

Ключевым положением, которое следует из «Политики ИКАО», является то, что платежеспособность пользователей не должна приниматься во внимание до тех пор, пока все расходы не будут полностью подсчитаны и распределены на объективной основе.

Утверждаются основные стратегические и программные документы развития инфраструктуры воздушного транспорта, такие как подпрограммы «Гражданская авиация» Федеральных целевых программ «Модернизация транспортной системы России (2002 — 2010 годы)» Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 N 848″О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)» «Собрание законодательства РФ», 17.12.2001, N 51, ст. 4895 и «Развитие транспортной системы России (2010 — 2015 годы)».

Росавиация 23.06.2010 N АН1.14-1855 обратилась в Минтранс России с обоснованиями и предложением включить по воздушному транспорту следующие изменения и дополнения в налоговую систему Российской Федерации (Налоговый кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 N 117-ФЗ (часть вторая) (ред. от 19.05.2010)) «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ «Парламентская газета», N 151-152, 10.08.2000:

1) пункт 11 статьи 381 изложить в следующей редакции: «организации — в отношении железнодорожных путей общего пользования, федеральных автомобильных дорог общего пользования, аэропортов, аэродромов и объектов единой системы организации воздушного движения, магистральных трубопроводов, линий электропередач, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов.

Перечень имущества, относящегося к указанным объектам, утверждается Правительством Российской Федерации»;

2) пункт 2 статьи 395 изложить в следующей редакции: «организации — в отношении земельных участков, занятых государственными автомобильными дорогами общего пользования, аэропортами, аэродромами и ремонтными заводами гражданской авиации, сооружениями и объектами аэронавигации».

Остается надеяться, что предложения Росавиации будут приняты Минтрансом России и при поддержке министерства эти предложения найдут отражение в Налоговом кодексе Российской Федерации.

2. УЧАСТИЕ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

Конституция Российской Федерации «Конституция Российской Федерации»(принята всенародным голосованием 12.12.1993) «Парламентская газета», N 4, 23-29.01.2009 устанавливает предметы ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (ст. 72) и предметы ведения субъектов Российской Федерации (ст. 73).

Что касается полномочий органов государственной власти по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, то они устанавливаются федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

37 стр., 18340 слов

Дипломная работа организация хранения архивных документов

... сфере организации хранения, комплектования, учета и использования документов Архивного фонда Российской Федерации и других архивных документов, что, в свою очередь, послужит делу осуществления государственной политики в сфере формирования информационных ресурсов и информатизации, направленной на ...

Необходимо отметить, что вплоть до 2003 г. в нашей стране не было четкого разграничения полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, а значит, и границ их ответственности в сфере транспортной деятельности. И лишь с принятием Федерального закона от 4 июля 2003 г. N 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации органов законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральный закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ»О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»»Парламентская газета», N 123, 08.07.2003 определившего общие принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъекта Российской Федерации, этот процесс приобрел планомерный характер.

Так, ст. 26.3 Федерального закона «Об общих принципах организации органов законодательной (представительной) и исполнительной государственной власти субъектов Российской Федерации» Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ»Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»»Российская газета», N 206, 19.10.1999 к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), вначале было отнесено решение вопросов организации транспортного обслуживания населения воздушным, водным, автомобильным транспортом, включая легковое такси, в межмуниципальном и пригородном сообщении и железнодорожным транспортом в пригородном сообщении, осуществления регионального государственного контроля в сфере перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

В целях создания правовых условий для обеспечения участия субъектов Российской Федерации в развитии системы гражданских аэропортов и аэродромов, а также реструктуризации аэропортов и аэродромов, находящихся в федеральной собственности, приняты Федеральные законы от 19 июля 2007 г. N 133-ФЗ «О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» Федеральный закон от 19.07.2007 N 133-ФЗ»О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»»Собрание законодательства РФ», 23.07.2007, N 30, ст. 3747 (далее — Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 133-ФЗ) и от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий» (далее — Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ) Федеральный закон от 18.10.2007 N 230-ФЗ»О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»»Собрание законодательства РФ», 22.10.2007, N 43, ст. 5084.

Положения Федерального закона от 19 июля 2007 г. N 133-ФЗ наделили субъекты Российской Федерации полномочиями по содержанию, развитию и организации эксплуатации аэропортов и аэродромов, находящихся в региональной собственности, а также дополнили перечень объектов имущества, находящихся в ведении субъекта Российской Федерации, аэропортами и аэродромами гражданской авиации.

Федеральный закон от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ уточнил Федеральный закон от 19 июля 2007 г. N 133-ФЗ и закрепил особенности безвозмездной передачи аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из федеральной собственности в собственность или управление субъекта Российской Федерации.

Указанные выше положения согласуются со ст. 7 Воздушного кодекса Российской Федерации, которая определяет, что имущество гражданской и экспериментальной авиации — воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства — в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, юридических лиц, а то же имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения — только в федеральной собственности, за исключением имущества авиации органов внутренних дел, которое может находиться в собственности субъектов Российской Федерации.

При этом пунктом 2.1.20 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2284 Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2284″О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»»Собрание актов Президента и Правительства РФ», 03.01.1994,N 1, ст. 2, определены объекты и предприятия, находящиеся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, к которым, в частности, относятся объекты, предприятия, системы и средства управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, связанных с обеспечением единой системы управления воздушным движением нижнего и верхнего воздушного пространства; аэродромы федерального значения (классов А, Б, В, Г, Д в соответствии с принятой классификацией).

Без участия субъектов РФ не может решаться такой важный вопрос, как развитие воздушного транспорта. Статья 45 Воздушного кодекса Российской Федерации прямо устанавливает, что строительство и реконструкция аэродромов, аэропортов и объектов единой системы организации воздушного движения должны быть согласованы с соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

За субъектами Российской Федерации было законодательно закреплено право участия в государственном регулировании деятельности воздушного транспорта посредством издания нормативных правовых актов, осуществления отдельных видов контроля в сфере своей компетенции (совместно с Ространснадзором), а также использования бюджетных средств на содержание и, что особенно важно, на развитие аэропортов и аэродромов гражданской авиации, находящихся в их собственности.

Значимость участия субъектов Российской Федерации в государственном регулировании деятельности на воздушном транспорте повышается в связи с ростом потребностей авиаперевозок на региональных и местных линиях, а также передачей в собственность субъектов Федерации аэропортов и аэродромов. В соответствии с распоряжениями Правительства Российской Федерации в собственность субъектов Российской Федерации в период 2007 — 2012 гг. были переданы Федеральные государственные унитарные предприятия «Комиавиатранс» с имущественными комплексами аэропортов Сыктывкар, Ухта, Усинск, Печора, Воркута, Инта; «Пермские авиалинии», «Международный аэропорт «Ставрополь», «Международный аэропорт «Минеральные Воды» и «Международный аэропорт «Оренбург», за исключением имущественных комплексов аэродромов федерального значения и объектов единой системы организации воздушного движения. Кроме того, указами Президента Российской Федерации и распоряжениями Правительства Российской Федерации субъекты Российской Федерации получили в свою собственность от 34,56% до 100% акций 20 открытых акционерных обществ, в том числе с имущественными комплексами аэродромов.

Нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления регулируются вопросы управления государственным имуществом воздушного транспорта, находящимся в их собственности, установления налогов и льгот на имущество и земельные участки, непосредственно занятые под аэродромы и другие объекты системы организации воздушного движения, предоставления субсидий авиаперевозчику за воздушные перевозки на региональных маршрутах, что непосредственным образом сказывается на результатах экономической деятельности авиапредприятий.

Таким образом, можно констатировать, что наряду с естественным сокращением вмешательства государства в деятельность субъектов предпринимательства наблюдается тенденция перераспределения функций государственного управления воздушным транспортом органам государственной власти субъектов Российской Федерации.

В то же время это не исключает того, что отношения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования деятельности воздушного транспорта, направленные на повышение его эффективности, требуют дальнейшего законодательного совершенствования. Этим целям могут послужить разработка проекта Федерального закона «Об аэропортах и аэропортовской деятельности», а также принятие находящегося на рассмотрении в Государственной Думе проекта Федерального закона «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», внесенного Правительством Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/regulirovanie-vozdushnyih-perevozok/

Международные акты:

1. «Конвенция о международной гражданской авиации»(заключена в г. Чикаго 07.12.1944)//CПС «Консультант Плюс»//

Нормативно-правовые акты:

2. «Конституция Российской Федерации»(принята всенародным голосованием 12.12.1993) «Парламентская газета», N 4, 23-29.01.2009

3. «Воздушный кодекс Российской Федерации» от 19.03.1997 N 60-ФЗ «Собрание законодательства РФ», 24.03.1997, N 12, ст. 1383

4. «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ «Парламентская газета», N 151-152, 10.08.2000

5. Федеральный закон от 04.07.2003 N 95-ФЗ»О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»»Парламентская газета», N 123, 08.07.2003

6. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ»Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»»Российская газета», N 206, 19.10.1999

7. Федеральный закон от 18.07.2006 N 114-ФЗ»О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» «Парламентская газета», N 122, 27.07.2006

8. Федеральный закон от 18.10.2007 N 230-ФЗ»О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий»»Собрание законодательства РФ», 22.10.2007, N 43, ст. 5084

9. Федеральный закон от 19.07.2007 N 133-ФЗ»О внесении изменений в статьи 26.3 и 26.11 Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»»Собрание законодательства РФ», 23.07.2007, N 30, ст. 3747

10. Постановление Правительства РФ от 05.12.2001 N 848″О Федеральной целевой программе «Развитие транспортной системы России (2010 — 2020 годы)» «Собрание законодательства РФ», 17.12.2001, N 51, ст. 4895

11. Постановление Правительства РФ от 20.12.2007 N 907(ред. от 05.05.2012)»Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета организациям (за исключением федеральных государственных учреждений и федеральных казенных предприятий), эксплуатирующим аэродромы, находящиеся в федеральной собственности или в собственности акционерных обществ, 100 процентов акций которых находится в федеральной собственности, и расположенные в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» «Собрание законодательства РФ», 31.12.2007, N 53, ст. 6604

12. Указ Президента РФ от 09.03.2004 N 314″О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» «Собрание законодательства РФ», N 11, 15.03.2004, ст. 945.

13. Указ Президента РФ от 24.12.1993 N 2284″О Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации»»Собрание актов Президента и Правительства РФ», 03.01.1994,N 1, ст. 2

14. Приказ Минобороны России от 14 ноября 2002 г. N 440 «Об утверждении Федеральных авиационных правил государственной регистрации аэродромов государственной авиации» // Российская газета. 27.02.2003. N 38

15. Приказ Минобороны России от 24 сентября 2004 г. N 275 «Об утверждении Федеральных авиационных правил производства полетов государственной авиации» // Российская газета. 21.12.2004. N 282.

16. Приказ Минфина РФ от 13.06.1995 N 49″Об утверждении Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств» «Финансовая газета», N 28, 1995

Учебная литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/regulirovanie-vozdushnyih-perevozok/

17. Комментарий к Воздушному кодексу Российской Федерации (постатейный) / В.Г. Ермошкин, С.И. Коровин, А.Н. Петров и др.; под ред. А.И. Травникова. М.: Деловой двор, 2009.