Пользовательский интерфейс

Контрольная работа

Как известно, процесс проникновения информационных технологий практически во все сферы деятельности человека продолжает развиваться и углубляться. Помимо уже известных и широко распространенных персональных компьютеров, общее количество которых достигло многих сотен миллионов, появляется все больше интегрированных ИТ-структур. Все больше и больше пользователей используют все эти разные компьютерные технологии, и наблюдаются две, казалось бы, противоположные тенденции. С одной стороны, информационные технологии становятся все более сложными, и для их применения, а тем более для дальнейшего развития требуются очень глубокие знания. С другой стороны, пользовательско-компьютерные интерфейсы упрощены. Компьютеры и информационные системы становятся все более дружелюбными и понятными даже для человека, не являющегося специалистом в области информационных технологий и информационных технологий. Это стало возможным прежде всего потому, что пользователи и их программы взаимодействуют с вычислительной техникой посредством специального (системного) программного обеспечения — через операционную систему. Операционная система предоставляет интерфейсы как для запущенных приложений, так и для пользователей.

1. Понятие интерфейса пользователя

Интерфейс — совокупность технических, программных и методических (протоколов, правил, соглашений) средств сопряжения в вычислительной системе пользователей с устройствами и программами, а также устройств с другими устройствами и программами.

Интерфейс — в широком смысле слова, это способ (стандарт) взаимодействия между объектами. Интерфейс в техническом смысле этого слова определяет параметры, процедуры и характеристики взаимодействия объектов. Различают:

Пользовательский интерфейс: набор методов взаимодействия между компьютерной программой и пользователем этой программы.

Программный интерфейс — это набор методов для взаимодействия между программами.

Физический интерфейс — способ взаимодействия физических устройств. Чаще всего речь идёт о компьютерных портах.

Пользовательский интерфейс — это набор программного и аппаратного обеспечения, обеспечивающего взаимодействие пользователя с компьютером. Основу такого взаимодействия составляют диалоги. В данном случае диалог означает регламентированный обмен информацией между человеком и компьютером, осуществляемый в режиме реального времени и направленный на совместное решение конкретной проблемы. Каждый диалог состоит из отдельных процессов ввода / вывода, которые физически обеспечивают связь пользователя и компьютера. Обмен информацией осуществляется передачей сообщения.

11 стр., 5472 слов

Информационные технологии (4)

... потребностей пользователя и создание соответствующего интерфейса работы в компьютерной среде. 4-й этап (с начала 90-х гг.) создание современной технологии межорганизационных связей и информационных ... 1-й этап (до второй половины XIX в.) - "ручная" информационная технология, инструментарий которой составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем переправки ...

 понятие интерфейса пользователя 1

Рис.1. Взаимодействие пользователя с компьютером

В основном пользователь генерирует сообщения следующих типов:

запрос информации

запрос помощи

запрос операции или функции

ввод или изменение информации

В ответ пользователь получает подсказки или справки; информационные сообщения, требующие ответа; приказы, требующие действия; сообщения об ошибках и другую информацию.

Интерфейс пользователя компьютерного приложения включает:

  • средства отображения информации, отображаемую информацию, форматы и коды;
  • командные режимы, язык «пользователь — интерфейс»;
  • устройства и технологии ввода данных;
  • диалоги, взаимодействие и транзакции между пользователем и компьютером, обратную связь с пользователем;
  • поддержку принятия решений в конкретной предметной области;
  • порядок использования программы и документацию на неё.

Пользовательский интерфейс (ПИ) часто понимают только как внешний вид программы. Однако на самом деле пользователь воспринимает через себя всю программу как единое целое, а значит, это понимание слишком узкое. В действительности ПИ объединяет в себе все элементы и компоненты программы, которые способны оказывать влияние на взаимодействие пользователя с программным обеспечением (ПО).

Это не только экран, который видит пользователь. К этим элементам относятся:

  • набор задач пользователя, которые он решает при помощи системы;
  • используемая системой метафора (например, рабочий стол в MS Windows®);
  • элементы управления системой;
  • навигация между блоками системы;
  • визуальный (и не только) дизайн экранов программы;
  • средства отображения информации, отображаемая информация и форматы;
  • устройства и технологии ввода данных;
  • диалоги, взаимодействие и транзакции между пользователем и компьютером;
  • обратная связь с пользователем;
  • поддержка принятия решений в конкретной предметной области;
  • порядок использования программы и документация на нее.

2. Виды интерфейсов

Интерфейс — это, прежде всего, набор правил. Как и все правила, их можно обобщить, собрать в «код», сгруппировать по общему критерию. Таким образом, мы пришли к понятию «тип интерфейса» как к комбинации сходства способов взаимодействия между людьми и компьютерами. Вкратце, мы можем предложить следующую схематическую классификацию различных интерфейсов связи человек-компьютер.

Современными видами интерфейсов являются:

1) Командный интерфейс. Командный интерфейс называется так потому, что в этом типе интерфейса человек дает «команды» компьютеру, а компьютер выполняет их и передает результат человеку. Командный интерфейс реализован как пакетная технология и технология командной строки.

20 стр., 9894 слов

Разработка человеко-машинного интерфейса в GraphWorX

... интерфейс пользователя: программные функции представляются графическими элементами экрана; диалоговый интерфейс; естественно - языковой интерфейс: пользователь "разговаривает" с программой на родном ему языке. Из этого вытекает понятие пользовательского интерфейса. Пользовательский интерфейс ... за собой или завершение выполнения одной программы, или завершения работы всей системы. В режиме командной ...

2) WIMP — интерфейс (Window — окно, Image — образ, Menu — меню, Pointer — указатель).

Особенностью этого типа интерфейса является то, что диалог с пользователем ведется не с помощью команд, а с помощью графических изображений: меню, окон и других элементов. Хотя в этом интерфейсе команды отдаются машине, но происходит это «косвенно», через графические изображения. Этот тип интерфейса реализован на двух уровнях технологий: простой графический интерфейс и «чистый» интерфейс WIMP.

3) SILK — интерфейс (Speech — речь, Image — образ, Language — язык, Knowlege — знание).

Этот тип интерфейса наиболее близок к обычной форме человеческого общения. В рамках этого интерфейса идет обычный «разговор» человека и компьютера. В то же время компьютер находит команды для себя, анализируя человеческий язык и находя в нем ключевые фразы. Он также преобразует результат выполнения команд в удобочитаемый формат. Этот тип интерфейса наиболее требователен к аппаратным ресурсам компьютера и поэтому используется в основном в военных целях.

2.1 Командный интерфейс

Пакетная технология. Исторически этот вид технологии появился первым. Она существовала уже на релейных машинах Зюса и Цюзе (Германия, 1937 год).

Его идея проста: на вход компьютера отправляется последовательность символов, в которой по определенным правилам указывается последовательность запущенных на исполнение программ. После выполнения очередной программы запускается следующая и т.д. Машина по определенным правилам находит для себя команды и данные. В качестве этой последовательности может выступать, например, перфолента, стопка перфокарт, последовательность нажатия клавиш электрической пишущей машинки (типа CONSUL).

Машина также выдает свои сообщения на перфоратор, алфавитно-цифровое печатающее устройство (АЦПУ), ленту пишущей машинки. Такая машина представляет собой «черный ящик» (точнее «белый шкаф»), в который постоянно подается информация и которая также постоянно «информирует» мир о своем состоянии (см. рисунок 1) Человек здесь имеет малое влияние на работу машины — он может лишь приостановить работу машины, сменить программу и вновь запустить ЭВМ. Позже, когда машины стали более мощными и могли обслуживать больше пользователей одновременно, вечное ожидание для пользователей вроде: «Я отправил данные на машину. Жду, что она ответит. И ответит ли вообще? » — стало, мягко говоря, надоедать. Кроме того, компьютерные центры стали вторым по величине «производителем» макулатуры после газет. Таким образом, с появлением буквенно-цифровых дисплеев началась эра действительно удобных для пользователя технологий: командной строки.

 командный интерфейс 1

Рис.2. Вид большой ЭВМ серии ЕС ЭВМ

Технология командной строки. При этой технологии в качестве единственного способа ввода информации от человека к компьютеру служит клавиатура, а компьютер выводит информацию человеку с помощью алфавитно-цифрового дисплея (монитора).

Эту комбинацию (монитор + клавиатура) стали называть терминалом, или консолью. Команды набираются в командной строке. Командная строка представляет собой символ подсказки и мигающий прямоугольник — курсор. При нажатии клавиши символы отображаются в позиции курсора, а сам курсор перемещается вправо. Это очень похоже на набор команды на пишущей машинке. Однако, в отличие от этого, буквы появляются на дисплее, а не на бумаге, и неправильно написанный символ можно стереть. Команда заканчивается нажатием клавиши Enter (или Return) После этого осуществляется переход в начало следующей строки. именно с этой позиции компьютер выводит на монитор результаты своей работы. Затем процесс повторяется. Технология командной строки уже работает на монохромных буквенно-цифровых дисплеях. Поскольку разрешались только буквы, цифры и знаки препинания, технические характеристики дисплея не имели значения. В качестве монитора можно было использовать телевизионный приемник и даже трубку осциллографа.

22 стр., 10926 слов

Разработка пользовательского интерфейса

... на лабораторную работу Выполнить этапы предварительного и высокоуровневого проектирования при разработке пользовательского интерфейса приложения для предметной области, соответствующей варианту задания. Разработать главное ... меню в среде разработки приложения с анализом и обоснованием его различных ...

Обе эти технологии реализуются в виде командного интерфейса — машине подаются на вход команды, а она как бы «отвечает» на них.

Текстовые файлы стали преобладающим типом файлов при работе с командным интерфейсом: только они могли быть созданы с помощью клавиатуры. На время наиболее широкого использования интерфейса командной строки приходится появление операционной системы UNIX и появление первых восьмиразрядных персональных компьютеров с многоплатформенной операционной системой CP / M.

2.2 Графический интерфейс

Как и когда появился графический интерфейс? Его идея зародилась в середине 70-х годов, когда в исследовательском центре Xerox Palo Alto Research Center (PARC) была разработана концепция визуального интерфейса. Обязательным условием графического интерфейса было уменьшение времени отклика компьютера на команду, увеличение объема оперативной памяти и развитие технической базы компьютеров. Аппаратным основанием концепции, конечно же, явилось появление алфавитно-цифровых дисплеев на компьютерах, причем на этих дисплеях уже имелись такие эффекты, как «мерцание» символов, инверсия цвета (смена начертания белых символов на черном фоне обратным, то есть черных символов на белом фоне), подчеркивание символов. Эти эффекты не распространялись на весь экран, а только на одного или нескольких персонажей. Следующим шагом явилось создание цветного дисплея, позволяющего выводить, вместе с этими эффектами, символы в 16 цветах на фоне с палитрой (то есть цветовым набором) из 8 цветов. После появления графических дисплеев, с возможностью вывода любых графических изображений в виде множества точек на экране различного цвета, фантазии в использовании экрана вообще не стало границ! Первая система с графическим интерфейсом 8010 Star Information System группы PARC, таким образом, появилась за четыре месяца до выхода в свет первого компьютера фирмы IBM в 1981 году. Изначально визуальный интерфейс использовался только в программах. Постепенно он начал переходить на операционные системы, которые использовались сначала на компьютерах Atari и Apple Macintosh, а затем на компьютерах, совместимых с IBM.

С более раннего времени, а также под влиянием этих концепций, шел процесс унификации в использовании клавиатуры и мыши прикладными программами. Слияние этих двух направлений привело к созданию пользовательского интерфейса, с помощью которого при минимальных затратах времени и денег на переподготовку персонала можно работать с любым программным продуктом. Описание этого интерфейса, общего для всех приложений и операционных систем, является предметом данной части.

7 стр., 3461 слов

Человеко-машинный интерфейс, разработка эргономичного интерфейса

... Дизайн Взаимодействие между пользователем и компьютером Человеко-машинный интерфейс обеспечивает связь между пользователем и компьютером - ... доступ к системе помощи В процессе работы необходимо, чтобы система обеспечивала пользователя необходимыми инструкциями. Система помощи отвечает трем ... может быть чрезвычайно эффективно; Форма (символ, шрифт, форма символа). Используется для того, чтобы отличить ...

2.2.1 Простой графический интерфейс

На первом этапе графический интерфейс был очень похож на технологию командной строки. Отличия от технологии командной строки заключались в следующим:

1. При отображении символов было разрешено выделить некоторые символы цветом, обратным изображением, подчеркиванием и мерцанием. Благодаря этому повысилась выразительность изображения.

2. В зависимости от конкретной реализации графического интерфейса, курсор может отображаться не только как мерцающий прямоугольник, но и как определенная область, покрывающая несколько символов и даже часть экрана. Эта выделенная область отличается от других, невыделенных частей (обычно цветом).

3. Нажатие клавиши Enter не всегда выполняет команду и переходит к следующей строке. Реакция на нажатие любой клавиши во многом зависит от того, где на экране находился курсор.

4. В дополнение к клавише Enter на клавиатуре все чаще используются серые клавиши управления курсором.

5. Уже в этой редакции графического интерфейса стали использоваться манипуляторы (типа мыши, трекбола и т.п. — см. рис.3) Они позволяли быстро выделять нужную часть экрана и перемещать курсор.

 простой графический интерфейс 1

Рис.3. Манипуляторы

Подводя итог, можно отметить следующие отличительные особенности этого интерфейса.

1) Выделение областей экрана.

2) Переопределение клавиш клавиатуры в зависимости от контекста.

3) Использование манипуляторов и серых клавиш клавиатуры для управления курсором.

4) Широкое использование цветных мониторов.

Появление этого типа интерфейса совпадает с широким распространением операционной системы MS-DOS. именно она представила этот интерфейс в массы, благодаря чему 80-е годы прошли под знаком совершенствования этого типа интерфейса, улучшения характеристик отображения символов и других параметров монитора.

Типичным примером использования этого вида интерфейса является файловая оболочка Nortron Commander (о файловых оболочках смотри ниже) и текстовый редактор Multi-Edit. Текстовые редакторы Lexicon, ChiWriter и текстовый процессор Microsoft Word для Dos — примеры того, как этот интерфейс превзошел сам себя.

2.2.2 WIMP — интерфейс

Вторым этапом разработки GUI стал «чистый» интерфейс WIMP, который характеризуется следующими характеристиками.

1. Вся работа с программами, файлами и документами происходит в окнах — некоторые части экрана обведены рамкой.

2. Все программы, файлы, документы, устройства и другие объекты представлены иконками — иконками. При открытии иконки превращаются в окна.

3. Все действия с объектами осуществляются с помощью меню. Хотя меню появилось на ранних этапах разработки графического интерфейса пользователя, оно не имело доминирующего значения, а служило только дополнением к командной строке. В чистом WIMP — интерфейсе меню становится основным элементом управления.

4. Широкое использование манипуляторов для указания на объекты. Манипулятор перестает быть игрушкой — дополнением к клавиатуре, а становится основным элементом управления. С помощью манипулятора УКАЗЫВАЮТ на любую область экрана, окна или иконки, ВЫДЕЛЯЮТ ее, а уже потом через меню или с использованием других технологий осуществляют управление ими.

29 стр., 14266 слов

Разработка операционных систем

... которым разработка операционной системы оказывается значительно сложнее написания прикладной программы. Во-первых, операционные системы стали ... пользовательских процессов), сбойный процесс не должен нарушить работу всей операционной системы. Устройство операционной системы должно гарантировать надежную изоляцию различных частей операционной системы друг от друга. Наконец, операционная система ...

Следует отметить, что для реализации WIMP требуется цветной растровый дисплей с высоким разрешением и манипулятор. Также программы, ориентированные на этот вид интерфейса, предъявляют повышенные требования к производительности компьютера, объему его памяти, пропускной способности шины и т.п. Однако этот тип интерфейса самый простой в освоении и наиболее интуитивно понятный. Поэтому сейчас WIMP — интерфейс стал стандартом де-факто.

Ярким примером графического интерфейса программ является операционная система Microsoft Windows.

2.3 Речевая технология

С середины 1990-х годов, после появления недорогих звуковых карт и повсеместного использования технологий распознавания речи, появилась так называемая «технология речи» SILK — интерфейс. С помощью этой технологии команды передаются устно, произнося специальные зарезервированные слова — команды. Основными такими командами (по правилам системы «Горыныч») являются:

«Проснись» — включение голосового интерфейса.

«Отдыхай» — выключение речевого интерфейса.

«Открыть» — переход в режим вызова той или иной программы. Имя программы называется в следующем слове.

«Буду диктовать» — переход из режима команд в режим набора текста голосом.

«Режим команд» — возврат в режим подачи команд голосом.

и некоторые другие.

Слова должны выговариваться четко, в одном темпе. Между словами обязательна пауза. Из-за неразвитости алгоритма распознавания речи такие системы требуют индивидуальной предварительной настройки для каждого конкретного пользователя.

«Речевая» технология является простейшей реализацией SILK — интерфейса.

2.4 Биометрическая технология

Эта технология появилась в конце 1990-х годов и все еще находится в разработке на момент написания этой статьи. Для управления компьютером используется выражение лица человека, направление его взгляда, размер зрачка и другие признаки. Для идентификации пользователя используется рисунок радужной оболочки его глаз, отпечатки пальцев и другая уникальная информация. Изображения считываются цифровой видеокамерой, а затем с помощью специального программного обеспечения для распознавания образов извлекаются команды из этого изображения. эта технология, вероятно, займет свое место в программных продуктах и ​​приложениях, где важно точно идентифицировать пользователя компьютера.

2.5 Семантический (общественный) интерфейс

Этот тип интерфейса появился в конце 70-х годов двадцатого века с развитием искусственного интеллекта. Его сложно определить как отдельный тип интерфейса: он включает интерфейс командной строки, графический, голосовой и мнемосхемный интерфейс. Его главная отличительная черта — отсутствие команд при общении с компьютером. Запрос формируется на естественном языке в виде связанного текста и изображений. По своей сути это трудно называть интерфейсом — это уже моделирование «общения» человека с компьютером. С середины 90-х годов XX века публикации, относящихся к семантическому интерфейсу, уже не встречались. Похоже, что в связи с важным военным значением этих разработок (например, для автономного ведения современного боя машинами — роботами, для «семантической» криптографии) эти направления были засекречены. Информация, что эти исследования продолжаются, иногда появляется в периодической печати (обычно в разделах компьютерных новостей).

44 стр., 21893 слов

Разработка информационно-аналитической системы контакт-центра

... служба быта). Целью данной дипломной работы является разработка информационно-аналитической системы контакт центра "СИМПРЕЗА". Для достижения данной ... планируемых функций разрабатываемой ИС. 5. Разработать пользовательский интерфейс. Информацию для решения поставленной задачи получим ... категорию и направленность. 2. Планирует работу с клиентами, разрабатывает методики общения с ними. 3. Организует ...

2.6 Типы интерфейсов

Интерфейсы пользователя бывают двух типов:

1) процедурно-ориентированные:

примитивные

меню

со свободной навигацией

2) объектно-ориентированные:

прямого манипулирования.

Процедурно-ориентированный интерфейс использует традиционную модель взаимодействия с пользователем, основанную на понятиях «процедура» и «операция». В рамках этой модели программное обеспечение предоставляет пользователю возможность выполнения некоторых действий, для которых пользователь определяет соответствие данных и следствием выполнения которых является получение желаемого результата.

Объектно-ориентированные интерфейсы используют модель взаимодействия с пользователем, ориентированную на манипулирование объектами предметной области. В рамках этой модели пользователю предоставляется возможность напрямую взаимодействовать с каждым объектом и инициировать выполнение операций, в процессе которых взаимодействуют несколько объектов. Задача пользователя формулируется как целенаправленное изменение некоторого объекта. Объект понимается в широком смысле слова — модель БД, системы и т.д. Объектно-ориентированный интерфейс предполагает, что взаимодействие с пользователем осуществляется посредством выбора и перемещения пиктограмм соответствующей объектно-ориентированной области. Различают однодокументные (SDI) и многодокументные (MDI) интерфейсы.

Процедурно-ориентированные интерфейсы:

1) Обеспечивают пользователю функции, необходимые для выполнения задач;

2) Акцент делается на задачи;

3) Пиктограммы представляют приложения, окна или операции;

4) Содержание папок и справочников отражается с помощью таблицы-списка.

Объектно-ориентированные интерфейсы:

1) Обеспечивает пользователю возможность взаимодействия с объектами;

2) Акцент делается на входные данные и результаты;

3) Пиктограммы представляют объекты;

4) Папки и справочники являются визуальными контейнерами объектов.

Примитивным называется интерфейс, который организует взаимодействие с пользователем и используется в консольном режиме. Единственное отклонение от последовательного процесса, который обеспечивается данными, заключается в организации цикла для обработки нескольких наборов данных.

Интерфейс Меню. В отличие от примитивного интерфейса, позволяет пользователю выбирать операцию из специального списка, выводимого ему программой. Эти интерфейсы предполагают реализацию множества сценариев работы, последовательность действий в которых определяется пользователями. Древовидная организация меню предполагает строго ограниченную реализацию. При этом возможны два варианта организации меню:

39 стр., 19008 слов

Информатика программирование : Разработка автоматизированной ...

... является разработка автоматизированной системы управления (АСУ) документооборотом на основании проведенного анализа по предприятию ООО «Анелик», являющегося объектом исследования в данной работе. Задачи, которые стояли при изложении данного дипломного ...

каждое окно меню занимает весь экран

на экране одновременно присутствуют несколько разноуровневых меню (Windows).

В условиях ограниченной навигации, независимо от варианта реализации, поиск пункта более чем двух уровневого меню оказывается довольно сложной задачей.

Интерфейс со свободной навигацией (графический интерфейс).

Поддерживает концепцию интерактивного взаимодействия с ПО, визуальную обратную связь с пользователем и возможность прямого манипулирования объектом (кнопки, индикаторы, строки состояния).

В отличие от интерфейса Меню, интерфейс со свободной навигацией обеспечивает возможность осуществления любых допустимых в конкретном состоянии операций, доступ к которым возможен через различные интерфейсные компоненты («горячие» клавиши и т.д.).

Интерфейс со свободной навигацией реализуется с использованием событийного программирования, что предполагает применение визуальных средств разработки (посредством сообщений).

3. Методы и средства разработки пользовательского интерфейса

Интерфейс имеет важное значение для любой программной системы и является неотъемлемой ее составляющей, ориентированной, прежде всего, на конечного пользователя. Именно через интерфейс пользователь судит о прикладной программе в целом; более того, часто решение об использовании прикладной программы пользователь принимает по тому, насколько ему удобен и понятен пользовательский интерфейс. Вместе с тем, трудоемкость проектирования и разработки интерфейса достаточно велика. По оценкам специалистов в среднем она составляет более половины времени реализации проекта. Актуальным является снижение затрат на разработку и сопровождение программных систем или разработка эффективного программного инструментария.

Одним из путей снижения затрат на разработку и сопровождение программных систем является наличие в инструментарии средств четвертого поколения, позволяющих на высоком уровне описать (специфицировать) создаваемое программное средство и далее по спецификации автоматически сгенерировать исполнимый код.

В литературе не существует единой общепринятой классификации средств для разработки пользовательского интерфейса. Так, программное обеспечение для разработки пользовательского интерфейса можно разделить на две основные группы — инструментарий для разработки пользовательского интерфейса (toolkits) и высокоуровневые средства разработки интерфейса (higher-level development tools).

Инструментарий для разработки пользовательского интерфейса, как правило, включает в себя библиотеку примитивов компонентов интерфейса (меню, кнопки, полосы прокрутки и др.) и предназначен для использования программистами. Высокоуровневые средства разработки интерфейса могут быть использованы непрограммистами и снабжены языком, который позволяет специфицировать функции ввода-вывода, а также определять, используя технику непосредственного манипулирования, интерфейсные элементы. К таким средствам относятся построители диалога (interface builders) и СУПИ — системы управления пользовательским интерфейсом (User Interface Management Systems — UIMS).

Помимо СУПИ, некоторые авторы используют такие термины, как User Interface Development Systems (UIDS) — системы разработки пользовательского интерфейса, User Interface Design Environment (UIDE) — среда разработки пользовательского интерфейса и др.

16 стр., 7912 слов

Разработка автоматизированной системы управления с разработкой ...

... Целью дипломной работы является разработка автоматизированной системы управления с разработкой программного средства учёта выполнения заказов для организации работы ООО «Редтех». Необходимостью разработки такой автоматизированной системы управления послужило то, что используемые в работе организации способы и средства хранения и обработки ...

Специализированные средства для разработки интерфейса позволяют упростить разработку пользовательского интерфейса, предлагая разработчику специфицировать компоненты пользовательского интерфейса с использованием языков спецификаций. Можно выделить несколько основных способов спецификации интерфейса:

1. Языковой, когда применяются специальные языки для задания синтаксиса интерфейса (декларативные, объектно-ориентированные, языки событий и др.).

2. Графическая спецификация связана с определением интерфейса, как правило, средствами визуального программирования, программированием демонстраций и по примерам. Подобный способ поддерживает ограниченный класс интерфейсов.

3. Спецификация интерфейса, основанная на объектно-ориентированном подходе, связана с принципом, называемым непосредственное манипулирование. Основное его свойство — взаимодействие пользователя с индивидуальными объектами, а не со всей системой как единым целым. Типичными компонентами, используемыми для манипуляций с объектами и управляющими функциями, являются обработчики, меню, зоны диалога, кнопки различного вида.

4. Спецификация интерфейса по спецификации прикладной задачи. Здесь интерфейс создается автоматически по спецификации семантики прикладной задачи. Однако сложность описания интерфейса затрудняет возможности скорого появления систем, реализующих данный подход.

Основной концепцией СУПИ является отделение разработки пользовательского интерфейса от остального приложения. В настоящее время идея раздельного проектирования интерфейса и приложения либо закреплена в определении СУПИ либо является основным его свойством.

В состав СУПИ определен как набор инструментов этапа разработки и периода исполнения. Инструменты этапа разработки оперируют с моделями интерфейса для построения их проектов. Они могут разделяться на две группы: интерактивные инструменты, например редакторы моделей, и автоматические инструменты, например генератор форм. Инструменты периода исполнения используют модель интерфейса для поддержки деятельности пользователя, например, для сбора и анализа используемых данных.

Функциями СУПИ является содействие и облегчение разработки и сопровождения пользовательского интерфейса, а также управление взаимодействием между пользователем и прикладной программой.

Таким образом, в настоящее время существует большое количество инструментальных средств для разработки интерфейса, поддерживающих различные методы его реализации.

4. Стандартизация пользовательского интерфейса

В первом подходе оценку производит конечный пользователь (или тестер), суммируя результаты работы с программой в рамках следующих показателей ISO 9241-10-98 Ergonomic requirements for office work with visual display terminals (VDTs).

P.11. Guidance on usability specification and measures:

  • эффективности (effectiveness) — влияния интерфейса на полноту и точность достижения пользователем целевых результатов;
  • продуктивности (efficiency) или влияния интерфейса на производительность пользователя;
  • степени (субъективной) удовлетворенности (satisfaction) конечного пользователя этим интерфейсом.

Эффективность является критерием функциональности интерфейса, а степень удовлетворенности и, косвенно, продуктивность — критерием эргономичности. Вводимые здесь меры соответствуют общей прагматической концепции оценки качества по соотношению «цели / затраты».

Во втором подходе пытаются установить, каким (руководящим эргономическим) принципам должен удовлетворять пользовательский интерфейс с точки зрения оптимальности человеко-машинного взаимодействия. Развитие этого аналитического подхода было вызвано потребностями проектирования и разработки ПО, поскольку позволяет сформулировать руководящие указания по организации и характеристикам оптимального пользовательского интерфейса. Этот подход может быть использован и при оценке качества разработанного пользовательского интерфейса. В этом случае показатель качества оценивается экспертом по степени реализации руководящих принципов или вытекающих из них более конкретных графических и операционных особенностей оптимального «человеко-ориентированного» пользовательского интерфейса.

Стандартизация и проектирование. При проектировании пользовательского интерфейса исходным решением является выбор базовых стандартов типов управляющих средств интерфейса, который должен учитывать специфику соответствующей предметной области. Конкретизация стиля пользовательского интерфейса осуществляется в нормативных документах отраслевого и фирменного уровня. Возможна дальнейшая детализация дизайна интерфейса для определенной группы программных продуктов фирмы-разработчика. При разработке пользовательского интерфейса необходим учет характеристик предполагаемых конечных пользователей разрабатываемого программного средства. Спецификация типа пользовательского интерфейса определяет только его синтактику. Второе направление стандартизации в области проектирования — формирование конкретной системы руководящих эргономических принципов. Решение об их выборе должно вырабатываться совместно всеми членами команды по проектированию [9].

Эта система должна быть согласована с соответствующим базовым стандартом (или группой стандартов).

Для того чтобы стать эффективным инструментом проектирования система руководящих принципов должна быть доведена до уровня конкретных инструкций для программистов. При разработке инструкций учитываются нормативные документы по типу (стилю) интерфейса, а нормативные документы по проектированию пользовательского интерфейса должны войти в профиль стандартов [13] программного проекта и в техническое задание.

Стандарты и качество. Формально стандартизированность пользовательского интерфейса уместно связать с другими инфраструктурными субхарактеристиками качества программного продукта, такими, как соответствие (conformance) (в том числе и соответствие стандартам) и взаимозаменяемость (replaceability) (ГОСТ Р ИСО МЭК 9126-93).

Выбор конкретного средства проектирования (языки быстрой разработки приложений, CASE-средства, конструкторы графических интерфейсов) может привести разработчика к необходимости придерживаться стандарта интерфейса, положенного в его основу.

С другой стороны, выбор разработчиком стандарта типа (стиля) пользовательского интерфейса, адекватного предметной области и используемой ОС, потенциально должен обеспечить, хотя бы отчасти, выполнение таких принципов качества пользовательского интерфейса, как естественность и согласованность в пределах рабочей среды [13].

Явный учет синтактики интерфейса облегчает создание однородного по стилю и предсказуемого для пользователя интерфейса. Кроме того, нужно учесть, что при разработке самого стандарта уже учитывались базовые принципы проектирования пользовательского интерфейса.

Вводимые в ISO 9241-11 меры практичности организация-заказчик может использовать до разработки заказной системы в качестве общих рамок для определения требований по практичности, которым должна соответствовать будущая система и по которым будут проводиться приемочные испытания. Таким образом, создается основа для обеспечения полноты, измеримости и сопоставимости этих требований, что может косвенно оказывать позитивное влияние на качество проектируемого программного изделия.

Означает ли, что неукоснительное следование стандартам может обеспечить необходимое качество пользовательского интерфейса? Для простых и рутинных приложений — следование стандарту гарантирует только минимальный уровень качества. Для сложных и пионерских приложений требование обеспечения функциональной полноты может вступить в противоречие с ограниченными возможностями, предоставляемыми стандартом управляющих средств пользовательского интерфейса.

Список литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/nastroyki-interfeysa/

1. Т.Б. Большаков, Д.В. Иртегов. Оперционные системы. Материалы сайта http: // www. citforum. ru / operating_systems / ois / introd. shtml.

2. Методы и средства разработки пользовательского интерфейса: современное состояние, Клещев А.С. , Грибова В.В. , 2001. Материалы сайта http: // www. swsys. ru / index. php? page=article&id=765.

3. Дейтел Г. Введение в операционные системы. В двух томах / Пер, с англ. Л.А. Теп-лицкого, А.Б. Ходулева, В.С. Штаркмана под ред.В.С. Штаркмана. — М.: Мир, 1987.

4. Программная инженерия. Стандартизация пользовательского интерфейса. Евгений Волченков. М, 2002. Материалы сайта http: // tizer. adv. vz. ru.

Основы работы на ПК

Техническая диагностика средств вычислительной техники

Выбор оптимальных сетевых решений на базе многозадачных операционных систем для построения компьютерной сети вуза

Информатика (полный курс)

Экономическая деятельность и ее информационное обеспечение

Разработка виртуальных лабораторных работ средствами эмулятора Emu8086

Использование высоких технологий криминальной средой. Борьба с преступлениями в сфере компьютерной информации

Операционная система, программное обеспечение ПК

Разработка системы автоматизации для малого коммерческого предприятия работающего в сфере информационных услуг

Билеты и ответы по Информатике за 11-й класс

Windows ХР

Методы позиционирования и сжатия звука

Формирование самостоятельной деятельности учащихся в процессе изучения основ аппаратных средств компьютера в курсе информатики основной школы

Взаимодействие человека и компа

Програмирование на Visual Basic

Програмное обеспечение ПК

Готовимся к экзамену по информатике