Наука и техника Европы и Византии в Средние века

Контрольная работа

Европейское средневековье долго считалось эпохой дикости, невежества и технического застоя. Между тем, именно этой эпохе человечество обязано таким выдающимся достижениям, как изобретение книгопечатания, механических часов, массовому внедрению в производство водяных мельниц, разработки технологий дальнего мореплавания и многое другое, без чего были бы невозможны ни географические открытия XVI в., ни научная революция XVII в., ни промышленная революция XVIIIв..

Наука в средние века, как и в любой другой период своей истории, существовала одновременно в двух ипостасях: в виде безличной системы знаний о мире и как одна из сфер духовной жизни общества. В качестве последней она не могла не подвергнуться воздействию других сфер общественной жизни.

Говоря о социокультурном влиянии на науку, следует различать влияние двоякого рода. Изменения в способах производства, технические усовершенствования, сдвиги в социальной структуре, рост народонаселения, развитие коммуникаций, политические и идеологические движения оказывают сильнейшее влияние на науку, поставляя ей проблемы для исследования, фокусируя внимание ученых на решении тех или иных задач и одновременно предопределяя социальную организацию научных исследований, предпосылки и условия научной работы.

Поскольку христианство определяло систему ценностных ориентаций, характерную для средневекового общества, оно накладывало свой отпечаток на любой вид деятельности, в том числе и на само отношение человека к труду. Средневековый ученый в Западной Европе — это, как правило, монах или клирик. Среди людей, внесших значительный вклад в развитие естествонаучных представлений, мы находим имена крупнейших теологов средневековья _ Альберта Великого, Фомы Аквинского, Уильяма Оккама; почти все авторы натурфилософских трудов писали сочинения на богословские темы. Естественно, что человек, одновременно являвшийся и богословом и ученым, был способен перенести формально-упорядочивающие принципы и интуиции, выработанные в рамках одной системы знания, в другую, подобно тому как одни и те же методы математики используются в настоящее время в разных дисциплинах.

Высокий уровень технического и технологического развития средневекового общества констатируют современные исследователи средневековой культуры. «Главным достижением средневековья были не его соборы, не его этика или схоластика, а построение, впервые в истории, сложной цивилизации, не основанной на использовании тяжелого труда рабов», — утверждает американский историк техники Линн Уайт. Французский историк средневековой науки Божуан считает несомненным факт технической революции в эпоху средневековья, суть которой он видит во владении силами природы, силой животных, силами воды и ветра. Со средневековья начинается опирающийся на все возрастающую мощь техники новый этап в истории человечества, проходящий под знаком «покорения природы», который продолжается вплоть до настоящего времени.

11 стр., 5046 слов

Европейская средневековая наука и образование

... подготовлен техническими новациями Средневековья. Список литературы (библиографический список) [Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kursovaya/tehnicheskie-znaniya-v-srednie-veka-v-xiv-vv/ Появление первых университетов Средние века – сложный, важный и интереснейший период человеческой истории. В это ...

Динамичное развитие технических усовершенствований, введение и в сельском хозяйстве, и в ремесленном производстве новых технологий не могло не сказаться на духовном климате средневековья, в том числе и на научном творчестве. Но это влияние не было прямым. Наука в средние века была в основном книжным делом, она опиралась главным образом на абстрактное мышление; при непосредственном обращении к природе она пользовалась, как правило, методами наблюдения, крайне редко — эксперимента, видела свою роль не в том, чтобы способствовать преобразованию природы, а стремилась понять мир таким, каким он предстает в процессе созерцания. В этом отношении средневековая наука была антиподом как науки нового времени, так и средневековой техники. Поэтому не технические достижения и проблемы не имели непосредственного влияния на средневековую науку, не она, в свою очередь, не оказывала сколько-нибудь заметного воздействия на развитие техники. Но опосредованное влияние техники и технологии на развитие науки было огромным. Во-первых, были созданы предпосылки для расширения социальной базы науки. Слой буржуазии, растущий в процессе урбанизации Европы, оперативно утилизируют технические нововведения. Благосостояние населения, несмотря на затяжные периоды экономического спада, возрастают. Все это постепенно подготавливает условия для последовавшего в XVI — XVII вв. взрыва научной активности. Во-вторых, создавалась особая атмосфера предприимчивости, формировались новые практические установки по отношению к природе, новые ценностные регулятивы.

В период Средних веков (5 — 15 вв.) на европейском континенте сформировались восточно-европейская и западно-европейская цивилизации, на Ближнем и Среднем Востоке — китайско-конфуцианская и индийская цивилизации, в Азии — арабо-мусульманская цивилизация.

Характеризуя средневековую науку в целом, можно утверждать, что значительных прорывов в науке не было. Однако, удалось сохранить письменные памятники древних ученых. Значительное научное наследие создавалось и сохранялось в монастырских библиотеках, а чтение и переписывание ученых книг были обязательным занятием в монастырях. Ученые монахи переводили тексты древних рукописей, обобщали знания, собирали воедино труды ученых различных научных школ и направлений. Монастыри обменивались рукописными книгами.

Монополия церкви на ученость и образование, с одной стороны, формировала научное мышление, закованное в догмы и схоластику. Религиозное мировоззрение стало основой для формирования политических, правовых, экономических концепций, а Библия и Коран являлись основой для решения политических, правовых, экономических и морально-этических проблем. Но с другой стороны, именно церковные школы и монастыри обеспечивали обучение и сохранение знаний, из церковных школ выросли первые европейские университеты.

В эпоху средних веков происходит соединение науки с практикой и становление экспериментальной науки. Развитие механики связано было с эволюцией ремесленного производства и зарождение мануфактур.

18 стр., 8879 слов

Зарождение феодализма в Западной Европе

... Византия, Галлия, страны Средиземноморского региона. Второй путь базировался на трансформации родоплеменных отношений. Так развивалось большинство народов Северной Европы, Скандинавии, Прибалтики, славянских народов. В обоих случаях генезис феодального строя ... товарное производство. К концу XV-XVII вв. с развитием техники, научных знаний, были достигнуты большие успехи в производстве. Массово ручной ...

Важно также отметить, что очень многие изобретение этого периода (водяной и ветряной двигатель, механические часы, компас, порох, бумага) оказали влияния на развитие науки в дальнейшем.

Византия — наследница знаний греко-римского мира

Эпоха средневековья охватывает отрезок трудного пути, пройденного народами Европы и Востока. Упадок и варварство, в которые стремительно погружался Запад в конце V-VII вв. в результате варварских завоеваний и войн, противопоставлялись не только достижениям римской цивилизации, но и духовной жизни Византии, не пережившей столь трагического перелома при переходе от античности к средневековью. Византия была прямой наследницей греко-римского мира и эллинистического Востока и многие столетия стояла впереди стран средневековой Европы как центр высокой культуры, средоточие знаний. Византия была своеобразным мостом между Востоком и Западом. При всей многоэтничности империя имела ядро — греков, в ее жизни с VI в. преобладал греческий язык. В стране господствовала христианская религия в ее православном исповедании. Империя Ромеев сохранила не только имя, но и главное наследство Рима — устойчивую государственность, сильную императорскую власть и централизованное управление.

В отличие от Западной Европы, испытавшей в раннее средневековье упадок городов, в Византии они по-прежнему процветали, были центрами образованности, искусств и ремесел. Александрия и Антиохия, Бейрут, Дамаск, Афины, Никея, Фессалоника, Трапезунд — прославились своими достижениями. Торговые и дипломатические связи Византии стимулировали расширение географических и естественнонаучных знаний. Развитые товарно-денежные отношения породили сложную систему гражданского права и способствовали подъему юриспруденции.

Привычная нам поговорка “Ученье свет, а неученье — тьма” была помещена византийским богословом и философом Иоанном Дамаскином (VIII в.) в начале его труда “Источник знания”. Ко всякому образованию, знанию и науке византийцы относились с уважением, хотя понимали науку как чисто умозрительное знание в противоположность знанию опытному и прикладному, считавшемуся скорее ремеслом. Науки в собственном смысле слова объединялись под именем философии; это были науки теоретические: богословие, математика и естествознание, а практические: этика и политика. К числу наук принадлежали также грамматика, риторика, диалектика, или логика, астрономия, музыка и юриспруденция.

Система образования сохранила преемственность от античности. Были начальные двух-трех годичные школы, где детей учили читать, писать и считать, а также школы грамматики, в которых желающие продолжали свое образование. Для продолжения образования существовал важный стимул: в империи с централизованным управлением и бюрократическим аппаратом без достаточного образования нельзя было добиться серьезной должности.

В ранний период в Византии сохранились старые центры античной образованности — Афины, Александрия, Антиохия, Бейрут, Газа. В Константинополе в IX в. создается Магнаврская высшая школа, а в 1045 г. — своего рода университет, имевший два факультета — юридический и философский; там же открывается и высшая медицинская школа. В Магнавской школе собирались хранившиеся в монастырях старинные книги. Монах Фотий составил сборник с пересказами и комментариями 280 античных рукописей. За свою ученость Фотий был удостоен сана патриарха, а император Василий поручил ему воспитание сына Льва.

77 стр., 38429 слов

Модернизация культуры и образования

... действий в культуре и образовании. Вот почему при определении путей модернизации культуры и образования в современном обществе ... ту концепцию развития мира, которая берет начало в работах известного латиноамериканского экономиста Рауля Пребиша (1901-1986)8 ... социологического анализа дело определения путей культурно-образовательной модернизации будет по-прежнему протекать стихийно и лишь задним ...

Многие из византийских императоров стремились быть просвещенными правителями. Лев Философ (886-912) и его сын Константин VII собрали огромную библиотеку и участвовали в создании обширных компиляций по законоведению, истории и агрономии. В период их правления греки снова познакомились с Платоном, Аристотелем, Евклидом и снова узнали о шарообразности Земли. При дворе снова цитировали Гомера и Еврипида и ставили античные трагедии. Результатом колоссальной литературной, авторской и организаторской деятельности императора Константина VII Багрянородного (рожденный во дворце, 905 — 959) стали 53 энциклопедических сборника по многим отраслям знаний.

С победой христианства видное место в системе знаний заняло богословие. Учителя церкви, так называемые “Великие Каппадокийцы” (Василий Кесарийский, Григорий Назианзин, Григорий Нисский), а также патриарх Константинопольский Иоанн Златоуст в IV-V в., Иоанн Дамаскин — в VIII в. в своих многочисленных трактатах и проповедях систематизировали православное богословие. Господство догматического мировоззрения сковывало развитие наук, особенно естественных. Зато в те области знания, которые были необходимы для решения богословских вопросов, византийцы внесли большой вклад. Ими в борьбе с ересями была разработана христианская онтология, или учение о бытии; антропология и психология — учение о человеческой личности, о душе и теле; своеобразная эстетическая теория.

К XI в. относится деятельность крупнейшего ученого Льва Математика, который заложил основы алгебры, использовав буквенные обозначения в качестве символов, и прославился множеством изобретений, в частности светового телеграфа и хитроумных механизмов, поражавших иностранцев в императорском дворце в Константинополе.

Интересный памятник, обобщающий достижения античной и раннесредневековой агрономии, представляют собой “Геопоники” — составленная в X в. сельскохозяйственная энциклопедия.

Значительных успехов достигли византийцы в области медицины. Византийские медики не только комментировали труды Галена и Гиппократа, но и обобщали практический опыт, усовершенствовали диагностику. Потребности медицины, а также ремесленного производства стимулировали развитие химии. Здесь сохранялись античные рецепты изготовления стекла, керамики, мозаичной смальты, эмалей и красок, которыми славилась Византия. В XII в. в Византии был изобретен “греческий огонь” — зажигательная смесь, дающая негасимое водой пламя. Состав “греческого огня” держался в глубокой тайне. Позднее установили, что в его состав входила нефть, смешанная с негашеной известью и различными смолами. Изобретение “греческого огня” надолго обеспечило Византии перевес в морских сражениях и в борьбе с арабами

В космографии и астрономии шла острая борьба между защитниками античных систем и сторонниками христианского мировоззрения. В VI в. Косьма Индикоплов (т.е. “плававший в Индию) в своей “Христианской топографии” поставил задачей опровергнуть Птолемея. Его наивная космогония основывалась на библейских представлениях о том, что Земля имеет форму плоского четырехугольника, окруженного океаном и покрытого небесным сводом. Однако античные космогонические представления сохраняются в Византии до XV в. Проводятся астрономические наблюдения, хотя они еще очень часто переплетаются с астрологией. Широкие торговые и дипломатические связи византийцев способствовали развитию географических знаний. Косьма Индикоплов оставил отчасти приукрашенное описание животного и растительного мира, торговых путей и населения Аравии, Восточной Африки, Индии.

14 стр., 6610 слов

Сфера материального производства

... как системы. Таковы пять основных сфер жизнедеятельности людей в обществе: 1) материальное производство; 2) сфера производства теоретического знания (наука); 3) сфера оценивающей деятельности; 4) политическая сфера и 5) социальная сфера Философия Учебник для вузов. ...

Зарождение европейской цивилизации и научные знания в средневековой Европе

В Европе в эпоху раннего средневековья (“темные века”) — в конце V-VII вв. — было заложено начало европейской цивилизации, которая произросла на почве взаимодействия наследия античного мира, точнее распавшейся цивилизации Римской империи, порожденного ею христианства, и с другой стороны — племенных народных культур варваров.

Средневековье унаследовало от античности основу, на которой строилось образование. Это были семь свободных искусств. Грамматика считалась “матерью всех наук”, диалектика давала формально-логические знания, основы философии и логики, риторика учила правильно и выразительно говорить. “Математические дисциплины” — арифметика, геометрия и астрономия мыслились как науки о числовых соотношениях, лежавших в основе мировой гармонии. С XI в. начинается подъем средневековых школ, система образования совершенствуется. Школы подразделялись на монастырские, кафедральные (при городских соборах), приходские. С ростом городов, с появлением слоя горожан и расцветом цехов набирают силу светские, городские — частные, а также гильдийские и муниципальные школы. Учащимися нецерковных школ были бродячие школяры — ваганты или голиарды, происходившие из городской, крестьянской, рыцарской среды, низшего клира. Обучение в школах велось на латинском языке, только в XIV в. появились школы с преподаванием на национальных языках. Школа не делилась на начальную, среднюю и высшую, а религиозное по содержанию и форме образование носило словесно-риторический характер. Начатки математики и естественных наук излагались отрывочно, описательно, часто в фантастической интерпретации. Центрами обучения навыкам ремесла в XII в. становятся цехи.

В XII-XIII вв. Западная Европа переживала экономический и культурный подъем. Развитие городов как центров ремесла и торговли, расширение кругозора европейцев, знакомство в культурой Востока, прежде всего, с византийской и арабской, послужили стимулами развития знаний и совершенствования образования. Кафедральные школы в крупнейших городах Европы превращались во всеобщие школы, а затем в университеты. В XIII в. такие высшие школы сложились в Болонье, Монпелье, Палермо, Париже, Оксфорде, Салерно и других городах. К концу XV в. в Европе насчитывалось около 60 университетов. Крупнейшим университетом был Парижский. Студенты Западной Европы устремлялись также для получения образования в Испанию. Школы и университеты Кордовы, Севильи, Саламанки, Малаги и Валенсии давали более обширные и глубокие знания по философии, математике, медицине, химии, астрономии. Университеты были настоящими питомниками знаний, играли важную роль в развитии средневековой Европы. В XIII в Западной Европе зарождается интерес к опытному знанию. До этого времени существовало знание, основанное на чистом умозрении. Однако жизнь требовала не иллюзорных, а практических знаний. В XII в. наметился прогресс в области механики и математики. В Оксфордском университете переводились и комментировались естественнонаучные трактаты ученых древности и арабов. Роберт Гроссетест сделал попытку применить математический подход к изучению природы.

19 стр., 9206 слов

Гофрокартон и особенности его производства

... этого момента началось массовое производство, постепенно распространившееся на весь мир. В том ... из Нью-Йорка. Это был двухслойный гофрокартон: картон, у которого отсутствовал один из плоских слоёв. Первая машина для производства гофрокартона была построена в 1874 году — с ...

В XIII в. оксфордский профессор Роджер Бэкон в своих исследованиях природы, также отдавал предпочтение опыту перед чисто умозрительной аргументацией. Бэкон достиг значительных результатов в оптике, физике, химии. Он утверждал, что можно сделать самодвижущиеся суда и колесницы, аппараты, летающие по воздуху или передвигающиеся по дну моря или реки. Им была высказана догадка, что свет не поток частиц, а волна (распространение движения).

Бэкон не раз осуждался церковью и сидел в заточении.

В конце XIII века Эразмом Вителлием был открыт закон обратимости световых лучей при преломлении. Он доказал, что параболические зеркала имеют один фокус. Им была подробно исследована радуга.

Большой вклад в развитие естествознания также внесли ученые Альберт Саксонский, занимавшийся проблемой движения небесных сфер, и Никола Орем, который ввел дробные показатели степени. Орему принадлежит одна из первых попыток обоснования металлической теории денег.

“Познавательным энтузиазмом” были охвачены различные слои общества. В Сицилийском королевстве, где процветали различные науки и искусства, широко развернулась деятельность переводчиков, обратившихся к философским и естественнонаучным сочинениям греческих и арабских авторов. Под покровительством сицилийских государей расцвела медицинская школа в Салерно, из которой вышел знаменитый “Салернский кодекс” Арнольда да Вилланова. В нем даются разнообразные наставления по поддержанию здоровья, описания лечебных свойств различных растений, ядов и противоядий. Алхимиками, занятыми поисками “философского камня”, способного превратить недрагоценные металлы в золото, побочно был сделан ряд важных открытий — изучены свойства разнообразных веществ, многочисленные способы воздействия на них, получены различные сплавы и химические соединения, кислоты, щелочи, минеральные краски, создана и усовершенствована аппаратура и установки для опытов: перегонный куб, химические печи, аппараты для фильтрации и дистилляции и т.д. Алхимия ознаменовала собой раннюю, донаучную стадию развития химической науки и оказала сильное влияние на развитие естествознания. На этом пути было сделано и много ценных изобретений и открытий — от пороха до фарфора. Значительно обогатились географические знания европейцев. Еще в XIII в. братья Вивальди из Генуи попытались обогнуть западноафриканское побережье. Венецианец Марко Поло совершил многолетнее путешествие в Китай и Центральную Азию, описав его в своей “Книге”, которая разошлась в Европе во множестве списков на различных языках. Все это имело важное значение для подготовки Великих географических открытий.

Таким образом, в эпоху европейского средневековья происходит соединение науки с практикой, становление экспериментальной науки. Это связано с ростом крупных городов, развитием ремесленной, а затем мануфактурной промышленности, развитием сельского хозяйства, торговли, великими географическими открытиями. Практические нужды общества в развитии мореплавания, военного дела, особенно артиллерии, гидроэнергетики и прочих отраслей открыли перед наукой широкие перспективы, прежде всего, выдвинули на первый план задачу разработки основ механики, астрономии и других наук. Металлургия и металлообработка, керамическое и стеклодувное производство, текстильное и зарождающееся химическое производство нуждались в исследованиях различных свойств вещества и энергии. Все это создало материальную основу для становления развития подлинной экспериментальной науки.

7 стр., 3268 слов

Наука как система знаний и вид духовного производства

... как социокультурный феномен наука возникла, отвечая на определенную потребность человечества в производстве и получении истинного, адекватного знания ... и движении подчиняется каким-то особым правилам ... религиозный. Но эти способы духовного обустройства человека оказались ... XVIII вв. в Европе появляются первые ... науке идет непрерывное приращение научного знания, постоянное накопление новых научных открытий ...

Технические достижения средневековой Европы

В эпоху средних веков в Европе активно развивалось ремесленное производства, а именно: происходила его специализация; росло число ремесленных профессий (в частности в кузнечном ремесле возникли профессии оружейников, жестянщиков, литейщиков, колокольщиков, лудильщиков, замочников).

При этом, ведущую роль в развитии техники и технологии добывающих и обрабатывающих промыслов играло в основном городское ремесленничество. Рост ремесленного производства и его специализация приводили к созданию все новых цехов, количество которых в городах стало исчисляться десятками.

Работа на ремесленном производстве осуществлялась с помощью ручных инструментов и мускульного привода. Но со временем стали использоваться устройства, использующие силу животных и. прежде всего, лошадей, с IX-X вв. — силу ветра, а с XV в. — энергию воды.

Новым фактором промышленного развития Европы стало появление мануфактур. Мануфактурное производство, основанное на применении наемного труда, стало зарождаться в XIII-XIV вв. в городах-государствах Италии, на Пиренейском полуострове, во Фландрии и некоторых других областях Западной Европы, но характерной формой производства стало лишь в XVI веке. Эволюцию перехода от ремесленного производства к мануфактурному можно представить на примере Фландрии, где в XIII в. на базе домашнего ремесла стали возникать суконные мануфактуры рассеянного типа, а затем и централизованные судостроительные, горные и металлургические мануфактурные предприятия, в которых все операции производились под надзором хозяина или его управляющего.

Среди наиболее выдающихся изобретений, открытий и технических разработок в Европе периода средних веков (так называемый ремесленный период) необходимо отнести, прежде всего, изобретение водяного и ветряного двигателей и разработку на их основе водо- и ветродействующих установок. Среди таких установок — водяные мельницы, которые приводили в движение кузнечные молоты и пилы, отбивали сукно. В XIII в. водяные мельницы применяли для растирания красок, волочения проволоки и даже как привод токарных станков. В качестве механизма, преобразующего движение, были придуманы зубчатое зацепление цевочного (пальцевого) типа и коленчатый рычаг.

Ветряные мельницы появились в Европе в начале XII в., но широкое распространение получили с XV в.

Поистине революционным в военном деле стало изобретение пороха и огнестрельного оружия. Историки утверждают, что дымный порох впервые был получен в Китае задолго до того, как стал известен в Европе. Китайцы использовали её для запуска ракет во время праздничных фейерверков. Первые пороховые заводы в Европе были построены в Страсбурге в 1340 г. и в Лейпциге в 1348 г. Порох стал играть важную роль в военном деле.

Однако, изобретение пороха имело не только военные последствия. Изготовление пороха и изобретение пушки стимулировали изучение процессов горения и взрыва, вопросов, связанных с выделением и передачей тепла, вопросов точной механики и технологии, связанных с изготовлением орудийных стволов, вопросов баллистики.

10 стр., 4567 слов

Наука и техника в средневековой Западной Европе

... утверждает американский историк техники Л.Уайт в статье «Техника и изобретения в средние века». Французский историк средневековой науки П.Божуан считает несомненным факт технической революции в эпоху средневековья, суть которой он видит в овладении силами природы, ...

Наряду с использованием в военном деле метательных, стенобитных машин и осадных башен в Европе в XIV в. появилось огнестрельное оружие. Это были толстые, гладкие внутри железные трубы, закреплённые на деревянных станках и стрелявшие ядрами.

С появлением огнестрельного оружия изменились способы ведения войны. Повлияло это и на фортификацию — строительство крепостей и других оборонительных инженерных сооружений.

Эволюция военной техники, несомненно, повлекла за собой развитие горного дела, производства чугуна, совершенствования литейного производства и металлообработки (литье стволов пушек, уменьшение диаметра канала ствола стрелкового оружия, появление пружинного курка).

Среди других изобретений рассматриваемого периода следует выделить механические часы. Первые механические часы с приводом от груза появились в Европе в Х в., а в виде башенных они распространились в Европе в XIII-XIV вв.

Осуществление великих географических открытий не было бы возможным без такого полезного изобретения как компас. Начало его применения европейцами в мореплавании относится к XII в. Но впервые обстоятельно описал свойства компаса французский ученый Пьер да Марикур. Он описал в связи с этим и свойства магнитов, и явление магнитной индукции.

Существует также мнение, что успехи просвещения в эпоху Возрождения были достигнуты во многом благодаря изобретению очков в Италии, которое относится к XIV в. Очковые линзы стали основой при создании таких оптических инструментов, как микроскоп и телескоп.

Трудно переоценить последствие возникновения в Европе бумажного производства. Бумага попала в Европу через арабов в XII в. И уже в начале XII в. (в Испании) было организовано производство бумаги из хлопка. Затем бумагу стали производить из более дешевого сырья — из тряпья и отходов текстильного производства. Совершенствование и развертывание производства бумаги способствовало появлению книгопечатания, роль которого в научном прогрессе и распространении знаний весьма велика. В Европе немецкий мастер Иоганн Гуттенберг (1400-1468) начал печатать книги (первой была Библия — 1450) на созданном им станке с подвижных наборных литер, которые позволяли набирать текст крупными фрагментами.

Ремесленный период развития техники в Европе отмечен также развитием строительной техники и расширением производства строительных материалов; появлением в текстильном производстве механических прядильных и усовершенствованных ткацких станков горизонтального типа; эволюцией сухопутного и водного транспорта (переход от гребного флота к парусному, начало строительства военных судов).

Таким образом, в период средних веков в Европе количество изобретений и открытий увеличивалось в нарастающем темпе, формировались квалифицированные технические кадры не только мастеров, но и инженеров — горных, военных, строительных, корабельных и др. Несомненно, что технические достижения средневековья обусловили развитие научной мысли в эпоху Возрождения.

Физика

Физика в том смысле, который вкладывали в это понятие сами средневековые философы и ученые, была синонимом науки о движении. «Так как природа есть начало движения и изменения, а предмет нашего исследования — природа, то нельзя оставлять невыясненным, что такое движение: ведь незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы». Эти начальные строки третьей книги «Физики» Аристотеля были хорошо известны всем натурфилософам средних веков.

16 стр., 7916 слов

Общество и научно-технический прогресс, проблемы современного мира

... общества охватывает государства, которые расположены в Северной Америке, Европе, на территории бывшего СССР и Японии. Здесь главное - развитие производства ... возросшей благодаря научно-техническому прогрессу эффективностью производства. Производительность труда промышленных ... без фундаментальных специальных знаний изобрести ткацкий станок, ... взаимодействия в окружающем мире и обнаруживать вторичные ...

Движение, по Аристотелю, всегда есть движение к определенному конечному состоянию. Естественное движение — это просто движение к состоянию покоя. Оно не имеет других определений, кроме указания конечного пункта.

При таком подходе движение описывается через задание двух точек, начальной и конечной, так что путь, проходимый телом, есть отрезок между этими точками. Таким образом, движение — это то, что происходит между двумя позитивными состояниями покоя.

При рассмотрении движения тела всегда можно выделить наряду с положениями в начальном и конечном пунктах его движения произвольное число промежуточных точек-положений. Вместо движения в этом случае мы имеем множество точек покоя, между которыми возможен только скачкообразный переход. Понятие непрерывности как раз и должно снять эти трудности. Чтобы не было скачков, надо запретить существование двух точек, между которыми нельзя выбрать никакой промежуточной. Этот запрет и составляет определение непрерывности по Аристотелю. Но возможность выбора сколь угодно большого числа промежуточных точек сама может рассматриваться как аргумент против существования движения.

Предпосылки, лежащие в основе аристотелевского понятия непрерывности движения, были до конца продуманы и логически строго сформулированы в учении Уильяма Оккама (XIV в.).

Оккам писал: «Вот что значит быть движимым движением перемещения: это значит, что некоторое тело сначала занимает одно место, — и при этом не принимается никакой другой вещи, — а в позднейшее время занимает другое место, без какой-либо промежуточной остановки и без какой-либо сущности, иной, чем место, это тело и другие постоянные вещи, и таким образом продолжается непрерывно. Следовательно, кроме этих постоянных вещей (тела и занимаемых им мест) нет нужды рассматривать что-то еще, но лишь следует добавить, что тело не находится одновременно во всех этих местах и не покоится ни в одном из них.»

Для Оккама, так же как и для Аристотеля, дать логическое определение чему-либо значит указать нечто неизменное, что лежит в его основе. Поэтому Оккам не может и не хочет пользоваться в своем определении никакими другими вещами, кроме постоянных. Он показывает, что движение можно определить через них негативным образом. Частица «не», привходящая при этом в определение движения (не находится, не покоится) не обозначает никакой самостоятельной сущности. Поэтому Оккам делает вывод, что для определения движения «не требуется никакой другой вещи, помимо тела и места».

Таким образом такая точка зрения ограничивается констатацией того, что состояние движения не совпадает с состоянием покоя. Но каково оно, Аристотель сказать не может, а Оккам уже не считает осмысленным и сам вопрос.

Астрономия

К XIV в. Ученые усвоили многие идеи античности. Но они трактовали их излишне прямолинейно, считая, что Вселенная создана неизменной и совершенной, а Земля находится в ее центре.

Жан Буридан (1300-1385), преподаватель парижского университета, принял античную «теорию толчка». Согласно этой теории, Бог создал планеты и звезды, но движутся они вокруг Земли самостоятельно и с постоянной скоростью. Буридан опасался публиковать свой труд, т. К. он противоречил учению Аристотеля о том, что планетами движет воля Бога.

Николя Орезм (1320-1382 ) родился в Нормандии. С 1340 года он учился в Париже, у Буридана и пошел гораздо дальше своего учителя в критике трудов Аристотеля. Орезм утверждал, что Земля не неподвижна, а каждый день совершает оборот вокруг своей оси. Для расчета движения он пользовался математическими выкладками. Идеи Орезма позже помогли ученым сформулировать новые представления о строении Вселенной. Это позволило в XVII в. Галилею и другим ученым отвергнуть систему Аристотеля.

Отношение к науке в средневековье

Отношение христианства к науке двойственно. С одной стороны, поскольку истинный христианин должен избегать всего, что может помешать ему направлять свои помыслы к богу, поскольку изучение этого преходящего, суетного и порочного мира не может представлять особого интереса. Поэтому многие христианские писатели, особенно представляющие мистическую традицию, невысоко ставят исследование причин и порядка явлений, не очень лестно отзываясь о людях, занимающихся такими исследованиями. «Они наказывают себя, — пишет знаменитый мистик XII в. Бернар Клеровский, — любознательными; мы же правильнее назовем их любопытными и суетными.. среди них, по его мнению, «есть такие, которые хотят знать, чтобы продавать свое знание за деньги и почести, а это- недостойное стяжание». Но не только стремящиеся к знанию из корысти или честолюбивых побуждений заслуживают осуждения. Знание ради знания, ради удовлетворения любознательности, возникающее в результате бескорыстного интереса к предмету познания, также порицается Бернаром как отвлекающее христианина от выполнения его главной жизненной задачи.

Но с другой стороны, христианская церковь не отвергает познавательной деятельности, более того, покровительствует учености и заботится о ее распространении. Главное место при этом отводится, правда, не познанию мира как такового, а обращению к неизменным основаниям всего существующего, к непреходящим причинам изменчивых явлений. Но не осуждается и познание природного мира: ведь он- творение бога.

И, тем не менее, в уставе францисканцев, принятого в начале существования ордена, рекомендуется, не стремится к учености, к приобретению знаний. «Пусть не учатся грамоте не знающие ее». Ведь ни словесное рассуждение, ни рациональное знание о пути, по которому надлежит идти человеку, еще не означают прохождения этого пути, но могут как бы подменить собою реальное прохождение. Поэтому «охраним себя от мудрости века сего и от разума плоти. Дух плоти много стремится к обладанию словами и мало к деятельности…».

Однако рациональное знание отвергается не потому, что оно плохо. «Всякое знание хорошо ,- пишет Бернар Клеровский ,- если основано на истине. Но время, данное человеку, кратко, и потому он больше должен заботиться о том знании, которое ближе к спасению. Есть такие, которые хотят знать, чтобы назидать других,- это любовь, и такие, которые хотят знать для собственного назидания, а это- мудрость. Только последние два разряда людей не злоупотребляют знанием». Стремление к знанию ради «собственного назидания», которое Бернар называет мудростью, неотделимо от устремления человека к Богу; такое знание- высшее знание для христианина.

Но есть другая, столь же высоко оцениваемая задача, для исполнения которой также необходимо знание ,- это «назидание ближнего», т. е. проповедь. В отличие от первой она непременно предполагает общение людей, и именно такое, в котором один уже прежде приобрел знание, которое он должен передать другому или другим.

Проповедник должен выступить как наставник, который собственным своим примером, собственными делами указывает путь новообращенному. Этот путь всегда индивидуален; поэтому наставник должен проникнуться внутренним миром подвизающегося, как бы перевоплотиться в него.

Такой тип общения наставника с его подопечным неосуществим при условии массовой проповеди. Но даже и при наибольшей близости к идеальному типу проповеди проповедник не может обойтись без словесного выражения, более или менее точно передающего смысл того, что он ясно видит, не может не опираться на уже имеющиеся свидетельства, устное предание, писание.

Обращение же к слову плодотворно только в том случае, если оно будет понято; слово предполагает истолкование. Проповеднику, по словам апостола Павла, необходим дар истолкования, чтобы слово его было в назидание другим.

С ростом церкви, когда общины верующих становятся все более многочисленными, в деятельности проповедников все большее место должна занимать словесная проповедь, опирающаяся не на личную духовную связь с другим человеком, а на текст. Истолкование его для непосвященных должно основываться только на апелляции к понятной и доступной картине мира. В первые века христианства проповедь осуществляется в сфере языческого мира античности, и естественно, что именно рациональные конструкции античных мыслителей используются для этой цели. Образованность, т. е. обширность познаний, ум, воспитанный на философских предметах, владение искусством убеждения, для чего очень полезны риторика и логика ,- все это теперь неотъемлемые достоинства проповедника.

Апологетическая и проповедническая деятельность, которая только расширяется, когда христианская религия становится господствующей, как это было в средневековом обществе, диктует определенные черты системы образования и научно-философской культуры средневековья. Весьма влиятельными становятся дисциплины логического цикла: грамматика, риторика и диалектика. Очень важны также практические науки: этика, экономика и политика. А центральное место принадлежит теологии, доктрине, трактующей основания христианского мировоззрения. Формирование этой доктрины, содержащей связную и обозримую картину мира, осуществляется трудами писателей патристического периода, и это идет одновременно с артикулированным выражением ее принципов в христианской догматике. В этой деятельности неизбежно использование античной философии.

С ростом влияния христианской церкви в жизни средневекового общества ее деятельность не ограничивается распространением христианских воззрений. Церковь активно вмешивается в мирскую жизнь, стремясь поставить под свой контроль все ее существенные проявления, и потому она сталкивается с необходимостью признать значимость и светского знания, включая естественнонаучное, хотя при этом ему отводится служебная роль при главенстве теологии.

Итак, задача массовой религиозной проповеди продиктовала необходимость обращения к рациональному знанию и опоры на него. Это вынуждало церковь заботиться о создании слоя образованных людей в составе клира, или, точнее, составляющих клир, а значит, о расширении и укреплении системы образования. Но у всего этого была и другая сторона.

Принципиальной установкой массовой религиозной проповеди является неизменность главных элементов мировоззрения, которая гарантировала бы единство церковной общины. Вот эта установка как раз и вступает в противоречие с ситуацией, характерной для всякого рационального знания, во-первых, постоянно пересматривающего свои основания и, во-вторых, допускающего множество объяснительных схем.

Общеизвестное противоречие догматизма и свободы научного и философского исследования коренится именно в этом. Многочисленные осуждения положений, не согласующихся с христианскими догматами, запреты сочинений, содержащих такого рода положения, которыми ознаменовалось развитие научного мышления в средние века ,- проявление этого внутреннего противоречия.

Заключение

Долгое время средневековье характеризовали как период духовного упадка, период между великими эпохами: античностью и возрождением. Но без этого времени, без его открытий и технических усовершенствований, наступление нового времени было бы невозможно. Технические успехи возрождения стали возможными в результате использования и развития изобретений и открытий средних веков, которые взятые вместе раскрыли перед Европейцами большие возможности управления и, в конечном счете, понимания мира, чем они могли бы получить от классического наследства.

Западная Европа быстро впитывала нововведения, т. к. постоянно нуждалась в них. Она заимствовала изобретения Востока и приспосабливала их к своим потребностям. Именно в Западной Европе был сделан решающий шаг объединения техники и книжной научности, что и позволило появиться современной науке и технике.