Научные ресурсы определяются возможностями той или иной страны осуществлять у себя научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
На научно-технический потенциал страны, его состояние и тенденции развития влияют две группы факторов. Первую группу составляют количественные факторы — наличие в стране подготовленных научных исследователей, материально-техническое обеспечение НИОКР и научное обслуживание финансовых ресурсов. Вторая группа факторов (качественные) включает систему организации НИОКР, приоритеты научных разработок, уровень развития такой отрасли, как научное обслуживание.
Важнейший показатель, характеризующий научные ресурсы стран и групп стран:
1. доля расходов на НИОКР в ВВП.
2. доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государства.
3. численность специалистов, занятых в науке.
4. количество международных премий за выдающиеся научные достижения.
5. частота ссылок в научных трудах на работы исследователей из данной страны.
6. доля наукоемкой продукции в ВВП и промышленной продукции.
7. доля данной страны на мировом рынке высоких технологий.
Между уровнем развития страны и долей ее расходов на науку жесткой зависимости не существует. В целом развитые страны расходуют на НИОКР относительно больше финансовых ресурсов, чем развивающиеся государства, а крупные промышленные страны тратят на науку больше средств, чем малые. Но многое зависит от исторически сложившихся условий данной страны. В ряде стран решающую роль в финансировании НИОКР играют частные фирмы.
Для российской науки до середины 90-х годов была характерна централизованная система финансирования (доля государственных расходов составляла 93% расходов).
Однако объем бюджетных ассигнований во второй половине 90-х годов резко сократился, и в результате доля бюджетных средств составила 60,2%.
Экономическую эффективность научно-технической сферы можно определить как отношение прироста выпуска наукоемкой продукции к расходам на НИОКР. Другой важный показатель — число ежегодно выдаваемых авторских свидетельств на изобретения, или патентов. Немалую роль для оценки достижений играют Нобелевские премии по различным направлениям исследований.
Крупнейший в мире экспортер технологий — США. Положительное сальдо в торговле лицензиями имеют Великобритания и Швейцария. Япония была крупнейшим в мире потребителем научно-технических достижений, и в настоящее время все еще больше платит за иностранные технологии, чем получает за свой экспорт. Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция целенаправленно осуществляют закупку технологий, а экспортируют лицензии в небольшом объеме в соседние государства. Россия тоже импортирует технологии в гораздо большем объеме, чем экспортирует.
Научно-технический потенциал России
... Целью курсовой работы является анализ научно-технического потенциала национальной экономики России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд следующих задач: дать понятие научно-технического потенциала национальной экономики; рассмотреть условия развития научно-технического потенциала; охарактеризовать основные направления научно-технического прогресса ...
Весь мировой рынок высокотехнологичной продукции условно делится на 50 макротехнологий. США контролируют мировой рынок по 22 макротехнологиям, Германия — по 11, Япония — по 7. Общий объем продаж продукции на международном рынке составляет 2,3 трлн. долларов.
1. Научные ресурсы мира
Научные ресурсы (научно-технический потенциал, наука) определяют возможности той или иной страны осуществлять у себя; научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР).
На научно-технический потенциал страны, его состояние и; тенденции развития влияют две группы факторов. Первую группу образуют количественные факторы — наличие в стране подготовленных научных исследователей, а также материально-техническое обеспечение НИОКР, прежде всего, объем выделяемых на науку и научное обслуживание финансовых ресурсов. Вторая группа факторов (качественных) включает систему организации! НИОКР, приоритеты научных разработок, а также уровень развития такой отрасли, как научное обслуживание.
1.1 Научные ресурсы: основные показатели
Важнейшими показателями характеризующими научные ресурсы отдельных стран и групп стран, являются:
- доля расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) в ВВП;
- расходы на НИОКР на душу населения;
- доля бюджетных ассигнований на НИОКР в общих расходах государственного бюджета;
- численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании (в том числе и относительно численности населения данной страны);
- количество международных премий (прежде всего Нобелевских) за выдающиеся научные достижения;
- индекс цитирования (частота ссылок в научных трудах на работы исследователей из данной страны);
- доля наукоемкой продукции в ВВП и промышленной продукции (по определению национального научного фонда США, к наукоемким относятся отрасли, в которых доля расходов на.*| НИОКР составляет более 3,5%, а доля научного персонала — не менее 2,5%;
- в число наукоемких отраслей входят авиакосмическая, приборостроительная, электро-техническая, электронная и др.);
- доля данной страны на мировом рынке высоких технологий (к числу высоких технологий чаше всего относят пять важнейших направлений технологического развития: информационные тех-нологии;
- технологии, основанные на использовании новых мате-риалов;
- космические технологии;
- ядерные технологии).
1.2 Расходы на НИОКР
В 1996 г. общие расходы на НИОКР в семи странах с крупнейшим научно-техническим потенциалом (табл. .1) составили около 370 млрд долл. (по паритету покупательной способности валют).
Удельный вес расходов на НИОКР в ВВП развитых стран имеет тенденцию к стабилизации на уровне от 2 до 3%.
Таблица 1
Расходы на НИОКР в ведущих странах мира в 1996 г.
Всего, млрд долл. (по ППС) |
Доля в ВВП, % |
Ассигнования в расчете на душу населения, долл. |
||
США |
184,7 |
2,54 |
680,9 |
|
Япония |
82,0 |
3,00 |
654,5 |
|
Германия |
36,4 |
2,26 |
466,6 |
|
Франция |
27,1 |
2,34 |
466,1 |
|
Великобритания |
21,4 |
2,05 |
364,8 |
|
Италия |
12,8 |
1,13 |
221,6 |
|
Россия |
5,4 |
0,86 |
36,5 |
|
Однако не существует жесткой зависимости между уровнем развития той или иной страны и долей расходов на науку в ее ВВП. В целом развитые страны расходуют на НИОКР относительно больше финансовых ресурсов, чем развивающиеся государства, а крупные развитые страны, как правило, тратят на науку больше средств, чем малые. Но многое зависит от исторически сложившихся условий данной страны: доля затрат на НИОКР в ВВП составляет: в Швеции — 3%; Израиле — 2,2%; в Новой Зеландии — всего 1%.
Доля государства в расходах на НИОКР составила в 1995 г. в Великобритании и Франции — около 50%; США — 36%. В этих странах, особенно в США, значительная часть исследований осуществляется в военных целях, что и является одним из факторов ведущей роли государства в финансировании НИОКР. Другой фактор — традиционно высокая доля фундаментальных исследований, финансируемых во многих случаях за счет госбюджета.
В ряде стран решающую роль в финансировании НИОКР играют частные фирмы. Так, в начале 90-х гг. из общих ассигнований на НИОКР на долю частного сектора приходилось в Южно’ Корее — 82%, в Швейцарии — 75, Швеции — 68%.
Для российской науки вплоть до середины 90-х гг. была характерна крайне централизованная система финансирования, при’ которой доля государственных средств достигала 93% расходов на исследования и разработки. Однако объем бюджетных ассигнований на НИОКР во второй половине 90-х гг. резко сократился’ и в результате доля бюджетных средств в структуре финансирования исследований и разработок (с учетом средств предприятие государственного сектора) в 1997 г. составила 60,2%.
1.3 Результативность сферы НИОКР
Экономическую эффективность научно-технической сфер можно определить как отношение прироста выпуска наукоемко» продукции к расходам на НИОКР. Другим важным показателе результативности НИОКР является число ежегодно выдаваемых авторских свидетельств на изобретения, или патентов. Немалую роль для оценки научных достижений играют Нобелевские премии по различным направлениям исследований.
Таблица 2.
Результаты научных исследований в развитых странах
Количество национальных патентных заявок в 1995 г., тыс. |
Количество Нобелевски х премий за 1901-1995 гг. |
||
США Япония Германия Великобритания Франция Россия Италия |
127,5 335,1 51,9 25,4 16,1 17,6 1,6 |
179 4 59 70 24 10 4 |
|
2. Научно-технический потенциал России
К началу 90-х гг. СССР занимал второе место в мире после США по научно-техническому потенциалу. Затраты на НИОКР в 1990 г. составляли 3,5% ВВП. Общее число научных работников на начало 1991 г. составляло 1985 тыс. человек, в том числе 542 тыс. докторов и кандидатов наук. Научно-технический потенциал СССР был ориентирован прежде всего на оборонные НИОКР, доля которых составляла около 75% обще., объема затрат на научно-технические работы.
В период перехода к рыночной экономике в России значительно снизились ассигнования на науку (менее 1% ВВП в 1996 1997 гг.), примерно вдвое уменьшилась численность специалистов, занятых в науке и научном обслуживании.
Российская наука занимает лидирующие в мире позиции по таким направлениям, как авиационная и космическая техника атомная энергетика, биотехнология на основе биоинженерии, керамические и сверхтвердые материалы, белковые препараты компоненты, системы искусственного интеллекта и виртуальной реальности.
В связи с длительной нехваткой финансовых ресурсов Росси пришлось отказаться от проведения научных исследований по всему фронту НИОКР и перейти к тактике точечных прорыве из 100 главных направлений НИОКР (по отечественной классификации), Россия лидирует по 17 из них.
Для российской науки до середины 90-х годов была характерна централизованная система финансирования (доля государственных расходов составляла 93% расходов).
Однако объем бюджетных ассигнований во второй половине 90-х годов резко сократился, и в результате доля бюджетных средств составила 60,2%.
Экономическую эффективность научно-технической сферы можно определить как отношение прироста выпуска наукоемкой продукции к расходам на НИОКР. Другой важный показатель — число ежегодно выдаваемых авторских свидетельств на изобретения, или патентов.
3. Важнейшие научно-технические центры мира
Научные ресурсы мировой экономики сосредоточены в небольшом числе стран. На долю США приходится около половины всех выделяемых на НИОКР финансовых ресурсов. Среди остальных центров следует отметить находящиеся в Западной Европе, Японии и России.
Малые развитые страны (Швеция, Швейцария, Нидерланды и др.) входят в число лидеров лишь на отдельных, сравнительно узких направлениях научно-технического прогресса, при этом нередко в кооперации с фирмами других стран. Некоторые новые развитые страны (Южная Корея) и ключевые развивающиеся страны (Индия) прорываются на отдельных направлениях в число лидирующих.
3.1 Научно-технический потенциал США
Соединенные Штаты Америки обладают крупнейшим в мире научно-техническим потенциалом. Выделяемые в них ежегодно ассигнования на НИОКР превышают аналогичные расходы остальных ведущих в научно-техническом отношении стран, вместе взятых. В начале 90-х гг. общая численность занятых в науке и научном обслуживании в США приблизилась к 7 млн. человек, в том числе научных работников — к 1 млн. человек (в пересчете на полный рабочий день).
В сочетании с высоким уровнем квалификации ученых и технического оснащения научных центров это обеспечивает ведущую роль США в мировой науке.
Фундаментальные исследования как часть НИОКР на 60% сосредоточены в высших учебных заведениях, которых в общей сложности насчитывается примерно 3 тыс. Особую роль среди вузов США играют 156 университетов; в большинстве своем они обладают современной технической базой и высококвалифицированными кадрами. В свою очередь, среди них выделяются 20 ведущих университетов с наибольшим объемом научных исследований (Массачусетский технологический институт, Стэндфордский, Гарвардский, Принстонский университеты и др.).
В отличие от фундаментальных прикладные исследования (опытно-конструкторские работы как часть НИОКР) осуществляются в основном в промышленности. Опытно-конструкторские работы выполняются преимущественно частными фирмами в специальных исследовательских институтах и лабораториях.
Основной формой участия государства в НИОКР является контракт, заключаемый на конкурсной основе либо с университетами и их исследовательскими центрами, либо с фирмами. Большое значение имеет быстро развивающийся инновационный бизнес, который соединяет науку и предпринимательство. Его центрами становятся территориальные научно-производственные комплексы (технопарки, технополисы).
В технополисах осуществляются разработка принципиально новых изделий и технологий, материалов и товаров, а также экспериментальное, мелкосерийное производство наукоемкой продукции. В 1997 г. в США насчитывалось 105 технополисов.
Соединенные Штаты Америки лидируют в мире по таким направлениям научно-технического прогресса, как выпуск суперкомпьютеров военного и производственного назначения и их программное обеспечение, производство авиационной и космической техники, лазеров и биотехнологии. Сюда входит и разработка новых технологий по охране окружающей среды.
Они остаются крупнейшим в мире производителем наукоем-кой продукции: их доля в мировом производстве этой продукции составляла в середине 90-х гг. около 40%.
3.2 Научно-технический потенциал Западной Европы
Западная Европа — один из главных в мире центров науки. Общая численность научных работников в ней превышает 700 тыс. человек, к которым следует добавить исследователей в странах Центральной и Восточной Европы — 300 тыс. человек. Ведущие страны региона расходуют на научно-технические исследования свыше 2% ВВП (кроме Италии).
В 1997 г. в Германии насчитывалось 62 технополиса, в Великобритании — 40, во Франции — 30.
В течение длительного времени Западная Европа заметно отставал от США и Японии, прежде всего по исследованиям в сфере высоких технологий. Это отставание, хотя и сократилось, все же сохраняется и в настоящее время. Расходы на НИОКР в расчете на душу населения в Западной Европе в целом ниже, чем в США и Японии. В этом регионе мира не столь широко используется передовая технология (например, меньше применяется компьютерная техника).
Отличительной чертой научно-технического потенциала Западной Европы является сравнительно небольшое количество военных и космических исследований по сравнению с США.
Научно-технический потенциал стран Западной Европы в значительной степени ориентирован на фундаментальные исследования. Страны региона занимают передовые рубежи в строительстве АЭС, производстве фармацевтических препаратов, технике связи, ряде отраслей транспортного машиностроения. В то же время Западная Европа отстает в таких областях, как производство интегральных схем и полупроводников, изготовление микропроцессоров, биоматериалов.
3.3 Научно-технический потенциал Японии
До начала 80-х гг. Япония заметно отставала от США и отчасти Западной Европы по научно-техническому потенциалу, особенно в области фундаментальных исследований. Но затем, исчерпав экстенсивные факторы развития экономики, Япония перешла к опережающему росту наукоемких отраслей. С этой целью государство и частные компании сосредоточили усилия на развитии собственных исследований вместо преимущественного использования зарубежных научно-технических достижений, как это было в 50-60-е гг. Расходы Японии на НИОКР возросли с 2,1% ВВП в 1975. г. до 3,1% в 1985 г. и 3,0% в 1996 г. ц» Приоритетными отраслями японской экономики стали такие наукоемкие производства, как выпуск промышленных роботов, медицинской электроники, информационных систем, интегральных схем, новых металлов и керамики, оптических волокон, биотехнологии. Япония занимает ведущие позиции по экспорту микроэлектронных компонентов и электронной потребительской техники.
Но, несмотря на успехи японских фирм в развитии наукоемких производств, все еще сохраняется значительная зависимость от американской технологии.
4. Научно-технические связи в мире
Высокие темпы научно-технического прогресса во второй половине XX в. привели к расширению технологического обмена.
Международный технологический обмен может осуществляться:1) на некоммерческой основе (научно-технические публикации-конференции и симпозиумы, миграция ученых и специалистов) этот обмен распространяется главным образом на фундаментальные НИОКР; 2) на коммерческой основе (передача на условия; лицензионных соглашений прав пользования изобретениями — патентов, лицензий, ноу-хау, т.е. секретов производства и технологического опыта и т.д.).
Передача технологии осуществляется двум главным группам покупателей: зарубежным филиалам (дочерним фирмам ТНК) и независимым фирмам. Новые технологии предоставляются преимущественно ТНК своим филиалам или дочерним фирмам. Независимым фирмам чаще всего продают технологии отраслей, не относящихся к числу наукоемких (металлургия, металлообработка, текстильная промышленность и др.).
Крупнейшим в мире экспортером технологии являются США. Положительное сальдо в торговле лицензиями имеют Великобритания и Швейцария. Япония, которая в 50—80-х гг. была одним из крупнейших в мире потребителей научно-технических достижений, и в настоящее время все еще больше платит за иностранную технологию, чем получает за экспорт своей, но этот разрыв уменьшается. Такие страны, как Аргентина, Бразилия, Мексика, Индия, Турция, целенаправленно осуществляют закупку иностранных технологий, а экспортируют в небольшом объеме лицензии в основном в соседние государства. Россия также импортирует технологии в гораздо большем объеме, чем экспортирует.
Научно-технические связи тесно переплетены с торговлей наукоемкой продукцией. Поэтому о масштабах и географии этих связей можно судить, исходя из положения той или иной страны на рынке высоких технологий и тем более — наукоемкой продукции в целом.
Весь мировой рынок высокотехнологичной продукции условно делится на 50 макротехнологий. США контролируют мировой рынок по 22 макротехнологиям, Германия — по 11, Япония — по 7.
Общий объем продаж наукоемкой продукции на международном рынке составляет 2,3 трлн долл. Из этого объема на долю США приходится 39%, Японии — 30, Германии — 16, России — менее 1% (низкая доля нашей страны во многом объясняется преобладанием в недалеком прошлом военных НИОКР и слабым развитием коммерческой деятельности в научной сфере).
Задача 1.
Страны Арика и Бритика производят только два товара — сталь и муку, уровень затрат на их производство характеризуется данными, приведенными в таблице 1, предельные издержки замещения остаются неизменными при любых объемах производства.
Определить:
При производстве, какого товара, и у какой страны имеется абсолютное преимущество?
Опишите, как в данной ситуации, согласно теории А. Смита, будет строиться торговля между этими странами. В чем недостаток данной теории?
По какому товару имеет сравнительное преимущество каждая из стран?
Какие товары будут экспортировать, и импортировать Арика и Бритика в условиях свободной торговли?
Таблица 1
Исходные данные
Показатель |
Вариант №8 |
|
Арика X 1 |
77 |
|
Арика Х 2 |
95 |
|
Бритика Y 1 |
60 |
|
Бритика Y 2 |
91 |
|
Уровень затрат на сталь и муку в Арике и Бритике характеризуется данными, приведенными в таблице 2, предельные издержки замещения остаются неизменными при любых объемах производства.
Таблица 2
Затраты на выпуск 1 тонны стали, усл. ден. ед. |
Затраты на выпуск 1 тонны муки, усл. ден. ед. |
||
Арика |
X 1 = 77 |
X 2 = 95 |
|
Бритика |
Y 1 =60 |
Y 2 = 91 |
|
1) Сопоставление абсолютных издержек, то есть затрат на производство стали и муки в каждой стране, указывает на то, что издержки ниже по обоим товарам у Бритики. Следовательно, эта страна имеет абсолютное преимущество и по муке, и по стали.
2) Торговля между странами должна отсутствовать.
3) Рассчитаем коэффициенты сравнительных преимуществ:
По стали:
Арика 77: 95=0,8
Бритика 60:91=0,66
Арика имеет сравнительное преимущество при производстве стали (так как 0,8 > 0,66).
По муке:
Арика 95: 77=1,23
Бритика 91:60=1,5
Бритика имеет сравнительное преимущество при производстве муки (так как 1,5 > 1,23).
4) Арика должна производить сталь, а Бритика муку.
Задача 2
Если функция спроса на пшеницу в стране X имеет вид DX=AX -bх*Р, а функция предложения Sx=Cx+dx*P, и в стране Y спрос выражается зависимостью Dy=Ay — bу*Р, а функция предложения Sy=Cy + dy*P, определите какова будет цена на пшеницу в каждой стране при отсутствии внешней торговли? Каковы будут объемы торговли? При мировом уровне цен в Z долл. каковы будут объемы экспорта и импорта? Представьте равновесие па национальных рынках стран X и Y, объемы экспорта и импорта графически.
Таблица 3
Исходные данные
Показатель |
Вариант №8 |
|
Страна X |
||
Ах |
187 |
|
Bx |
8 |
|
Cx |
107 |
|
dx |
8 |
|
Страна Y |
||
Ay |
266 |
|
by |
12 |
|
Су |
108 |
|
dy |
8 |
|
Мировой рынок |
||
Z |
6,3 |
|
Решение.
Функция спроса на пшеницу в стране Х имеет вид Dх = Ах-bх*Р=187-8*Р, а функция предложения Sx=107+8*P
Dх = 187-8*Р |
187-8Р=107+8Р |
|
Sx=107+8*P |
187-107=8Р+8Р |
|
Р=80 :16 |
||
Р=5 |
||
Dх(5)=Sх(5)=187-(8*5)= 147т.
Dх(5)=Sх(5)=107+(8*5)= 147т.
Dх(6,3)= 187-(8*6,3)= 136,6т.
Sх(6,3)=107+(8*6,3)= 157,4т.
Р |
5 |
6,3 |
|
Dx |
147 |
136,6 |
|
Sx |
147 |
157,4 |
|
Страна Х экспортер, так как Sх(6,3) > Dx(6,3), объём экспорта составляет:
Vэксп.= Sх(6,3) — Dx(6,3)=157,4-136,6=20,8т.
Dy=266-12*Р |
266-12*Р=108+8*Р |
|
Sy=108+8*Р |
266-108=12Р+8Р |
|
Р=158: 20 |
||
Р=7,9 |
||
Функция спроса на пшеницу в стране Y имеет вид Dy = Аy-by*Р=187-8*Р, а функция предложения Sy=Cy+dy*P=107+8*P
Dy(7,9)=Sy(7,9)=266-(12*7,9)= 171,2т108+ (8*7,9)= 171,2т
Dy(6,3)=266-(12*6,3)=190,4
Sy(6,3)=108+ (8*6,3)=158,4
Р |
7,9 |
6,3 |
|
Dy |
171,2 |
190,4 |
|
Sy |
171,2 |
158,4 |
|
Страна Y импортер, так как Dy(6,3) > Sy(6,3), объём импорта составляет:
Vимп.= Sy(6,3) — Dy(6,3)=190,4-158,4=32т.
Задача 3
ВАЗ экспортирует в Украину автомобили. Расчеты при этом ведутся в твердой валюте, цена одного автомобиля составляет Р долл. Валютный курс $1=Х руб. Издержки производства на один автомобиль составляют С тыс. руб.
Как изменится прибыль ВАЗа от экспорта каждой машины, если:
- курс рубля повысится на Y%;
- курс рубля понизится на Y%.
Исходные данные к задаче представлены в таблице 5.
Исходные данные к задаче №3
Таблица 4
Показатель |
Условное обозначение |
Значение |
|
Номер по списку |
N |
8 |
|
Цена одного автомобиля, $ |
Р |
4000+N*250 |
|
Валютный курс 1 $ (до изменения), руб. |
X |
27,5+N/5 |
|
Издержки производства на один автомобиль, руб. |
С |
90000+N*500 |
|
Изменение курса (+/-) |
Y |
8/2=4 |
|
Решение:
Определим курс рубля до изменения курса:
Х=27,5+8/5=27,5+1,6=29,1
Р=4000+8*250=6000
С=90000+8*500=94000
1. Необходимо определить выручку и прибыль от реализации одного автомобиля в рублях до изменения курса .
П 0 =Р*Х-С=6000*29,1-94000=80600
2. Производится сравнение выручки и прибыли до и после изменения курса при условии, что:
- при повышении курса национальной валюты, стоимость одного доллара сократится на 4% рублей;
1$=29,1-0,04*29,1=29,1-1,16=27,94
П 1 =6000*27,94-94000=73640
?П= П 1 — П0 = 80600-73640=6960
при снижении курса национальной валюты, стоимость одного доллара увеличится на 4% рублей
1$=29,1+0,04*29,1=29,1+1,16=30,26
П 2 =6000*30,26-94000=87560
?П= П 2 — П0 = 80600-87560=-6960
Заключение
Научные ресурсы определяются как численностью исследователей и материально-технической базой НИОКР, так и системой организации науки и научного обслуживания, приоритетами научных разработок.
Основные научные ресурсы сосредоточены в небольшом числе развитых стран и в России. Почти половина общемировых расходов на НИОКР приходится на долю США. России в связи с длительной нехваткой финансовых ресурсов пришлось отказаться от проведения научных исследований по всему фронту НИОКР и перейти к тактике прорывов на отдельных направлениях.
Международный технологический обмен осуществляется как на коммерческой (продажа лицензий, патентов и т.д.), так и на некоммерческой (публикации, конференции, «утечка умов») основе. Крупнейшими экспортерами технологий являются США, Япония, Германия
Список использованной литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/nauchno-tehnicheskie-resursyi/
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения: учебник-М.: Экономистъ. 2001
2. Булатов А.С. Мировая экономика: учебник / Под. ред. проф. А.С. Булатова. -М.: Юристъ, 2000. -734с.
3. Волков О.И. «Экономика предприятия»., М.: ИНФРА-М, 1998 г., с. 398.
4. Грибов В.Д., Грузинов В.П. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. Практикум. — М.: Финансы и статистика, 2003. — 336 с.
5. Романенко И.В. Экономика предприятия. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 208 с.
6. Сергеев И.В. Экономика предприятия: Учеб. Пособие. — М.: Финансы и статистика, 2002. — 304 с.
7. Скляренко В.К., Прудников В.М. Экономика предприятия: Учеб. пособие / Под ред. Проф. В.К. Скляренко, В.М. Прудникова. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 256 с.
8. Экономика предприятия. Учебник для экономических вузов. Под редакцией Горфинкеля В.Я., Купрякова Е.М. — М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001. — 367 с.
9. www.uaz.ru