Межотраслевые системы стандартов

Контрольная работа

Современный уровень развития техники характеризуется многономенклатурностью, разнохарактерностью, постоянным возрастанием сложности и малым сроком жизни выпускаемых изделий, что требует определенной «гибкости» и динамичности производства при переходе на выпуск новой техники. Это обстоятельство имеет особое значение при создании крупных автоматизированных систем управления, основанных на единых системах проектно-конструкторской и технологической документации и типовых элементах, отражающих апробированный отечественный и зарубежный передовой опыт.

Все эти обстоятельства, а также повышение требований к охране окружающей среды и безопасности труда, связанных со всеми отраслями народного хозяйства, привели к созданию ряда крупных общетехнических систем стандартов и комплексов стандартов.

Основываясь на государственной системе стандартизации, общетехнические системы стандартов объединяют десятки и сотни прогрессивных стандартов, охватывающих все этапы жизненного цикла изделий.

1.Межотраслевые системы стандартов

Межотраслевые системы представлены государственными (национальными) и межгосударственными стандартами (табл. 1).

В перспективе межотраслевые системы стандартов, выполняющие роль общетехнических систем, трансформируются в общетехнические системы технического регулирования, так как в их состав будут входить не только национальные стандарты, но и технические регламенты.

Как отмечалось выше, наличие системы может быть доказано, если она представлена в документированном виде. Документирование — деятельность по установлению структуры и состава документации. Поэтому значительная часть межотраслевых стандартов представлена в Информационном указателе стандартов (составленном по кодам Общероссийского классификатора стандартов, представляющего аутентичный текст Международного классификатора стандартов ИСО) в разделе 01 «Общие положения. Терминология. Стандартизация. Документация».

Все межотраслевые стандарты можно условно разделить на три направления:

1. стандарты, обеспечивающие качество продукции (работ, услуг);

2. стандарты по управлению и информации;

3. стандарты социальной сферы.

Если большинство систем стандартов представлены ГОСТ и ГОСТ Р, то Единая система классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ) представлена такой категорией НД, как общероссийские классификаторы.

Таблица 1

Наименование систем

Аббревиатура в обозначении

стандарта

Шифр

в обозначении

стандарта

Категория стандартов

1

2

3

4

Стандартизация в Российской Федерации

1.

ГОСТ Р

Единая система конструкторской документации

ЕСКД

2.

ГОСТ

Единая система технологической документации

ЕСТД

3.

ГОСТ

Система показателей качества продукции

СПКП

4.

ГОСТ

Унифицированная система документации

УСД

6.

ГОСТ, ГОСТ Р

Система информационно-библиографической документации

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/mejotraslevyie-sistemyi-standartov/

СИБИД

7.

ГОСТ

Государственная система обеспечения единства измерений

ГСИ

8.

ГОСТ, ГОСТ Р

Единая система защиты от коррозии и старения

ЕСЗКС

9.

ГОСТ

Система стандартов безопасности труда

ССБТ

12.

ГОСТ, ГОСТ Р

Репрография

Ї

13.

ГОСТ, ГОСТ Р

Единая система технологической подготовки производства

ЕСТПП

14.

ГОСТ

Система разработки и постановки продукции на производство

СРПП

15.

ГОСТ, ГОСТ Р

Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов

Ї

17.

ГОСТ, ГОСТ Р

Единая система программных документов

ЕСПД

19.

ГОСТ

Система проектной документации по строительству

СПДС

21.

ГОСТ Р

Безопасность в чрезвычайных ситуациях

22.

ГОСТ Р

Расчеты и испытания на прочность

25.

ГОСТ

Надежность в технике

27.

ГОСТ

Система стандартов эргономических требований и эргономического обеспечения

Ї

29.

ГОСТ

Информационная технология

34.

ГОСТ Р

Система сертификации ГОСТ Р

40.

ГОСТ Р

Пропуски между шифрами связаны с двумя причинами:

1) утратой практической значимости некоторых комплексов;

2) наличием комплексов стандартов в области военной техники.

Как отмечалось выше и следует из таблицы 1 в обозначении ГОСТ и ГОСТ Р, входящих в комплекс стандартов, в частности в регистрационных номерах, первые цифры с точкой — шифры, они определяют комплекс стандартов. Но не по всем направлениям стандартизации межотраслевых правил успел сложиться достаточный по численности комплекс стандартов: некоторые из них, имея в обозначении аббревиатуру, не имеют в обозначении шифр системы (например, система автоматического проектирования — САПР); другие пока являются «зародышами» очень перспективных систем (например, система электронного обмена данными), а поэтому в своем обозначении не имеют элементов, показывающих их принадлежность к системе. Будущее других систем неопределенно (ГОСТ с шифром 29. по эргономике, ГОСТ с шифром 27. по надежности).

Стандарты с шифром 4. — Система показателей качества продукции (СПКП), хотя и представлены обширным фондом ГОСТ (по состоянию на 1 января 2004 г. их насчитывалось около 270), отнесены к группе Т «Общетехнические и организационно-методические стандарты» очень условно, так как по существу их следовало бы отнести к стандартам на конкретные виды продукции.

Ниже рассмотрена характеристика комплексов стандартов, представленных в каждом из трех указанных направлений. Основное внимание уделяется тем системам стандартов, которые имеют первоочередное значение при управлении качеством и учете объектов коммерческой деятельности.

1.1Стандарты, обеспечивающие качество продукции

Стандарты данного направления можно представить в следующих группах:

1. стандарты технической подготовки производства (системы 2., 3., 14., 15.);

2. стандарты, обеспечивающие качество на стадии эксплуатации;

3. стандарты на системы качества;

4. стандарты, определяющие требования к отдельным свойствам продукции (системы 4., 27., 29.).

Система стандартов технической подготовки производства. Основой технической подготовки производства изделий машиностроения и приборостроения является конструкторская и технологическая подготовка. В совокупности с НИР она составляет этап создания изделия, на котором формируется качество продукции. На данном этапе должно обеспечиваться также рациональное сочетание интересов заказчика, разработчика, изготовителя и потребителя.

Главной задачей этого этапа является создание изделия высокого технического уровня при одновременном сокращении цикла и снижении трудоемкости процессов разработки и освоения новой техники, повышении гибкости производства.

На создание продукции высокой эффективности направлены комплексы стандартов, прежде всего межгосударственных: Система разработки и постановки продукции на производство (СРПП); Единая система конструкторской документации (ЕСКД); Единая система технологической документации (ЕСТД); Система автоматизированного проектирования (САПР).

Единая система конструкторской документации (ЕСКД) и Единая система технологической документации (ЕСТД) являются схожими системами. Системообразующие стандарты у этих систем имеются, однако четкого рассмотрения объектов стандартизации и структур названных систем в этих стандартах не содержится.

Во вводных частях системообразующих стандартов сообщается об «области распространения» стандартов, входящих в эти системы, которая и определяется совокупностью охватываемых объектов стандартизации. Но эта область нигде не раскрывается. Поскольку в устанавливаемых в этих стандартах структурах в виде выделяемых групп стандартов нет четкого разделения видов объектов стандартизации и видов устанавливаемых к ним требований, считать эти структуры рациональными нельзя. Принципы построения и развития ЕСКД и ЕСТП в системообразующих стандартах не рассматриваются.

Большое место в этой совокупности стандартов отведено стандартизации технических документов. Эффективность стандартизации обеспечивается за счет исключения затрат на переоформление документов при их передаче на другие предприятия и в организации; упрощения текстовых документов и графических изображений и связанного с этим снижения затрат на подготовку и применение документов; расширения унификации соответственно при конструировании, разработке технологических процессов, подготовке оснастки и т.д.; учета требований средств вычислительной техники, применяемых при изготовлении и обработке документов; повышения качества разработок, отражаемых в технических документах. Например, при использовании ЕСКД производительность труда ИТР возрастает на 25 — 30%

Конструкторская и технологическая документация — это интеллектуальная документация. Не случайно, что на ее долю (по оценкам специалистов) приходится от 30 до 50% стоимости промышленного предприятия.

Важным направлением в развитии систем технической подготовки производства является Система автоматизированного проектирования (САПР), которая позволяет резко сократить время конструирования новых моделей.

Велика роль системы СРПП в формировании качества продукции на стадиях проектирования и начальных этапах производства продукции. Роль проектирования в обеспечении качества продукции видна из данных Европейской организации по качеству: при оценке причин отказов действует правило «70—20—10», согласно которому 70% отказов происходят из-за недостатков проектирования, 20% — из-за некачественного изготовления и 10% — из-за нарушения правил эксплуатации. В стандартах СРПП регламентирован порядок работы на двух этапах технической подготовки:

В составе системы есть ГОСТ 15.009 на непродовольственные товары, распространяющийся на товары хозяйственного и культурно-бытового назначения. В соответствии с рекомендациями этого стандарта опытные образцы продукции следует подвергать комплексной оценке потребительских свойств и приемочным испытаниям, в первую очередь на безопасность. Разработчик товара должен подготовить документ, определяющий требования к качеству: стандарт, ТУ, техническое описание (ТО).

В приложении к стандарту излагаются требования к ТО и образцам-эталонам. Образец-эталон предназначен для сравнения с ним массовой (серийной) продукции, в первую очередь по художественно-эстетическим показателям.

Стандарты, обеспечивающие качество продукции на стадии эксплуатации . В эту группу входят стандарты на эксплуатационные документы (ЭД) — руководства по эксплуатации, паспорта, этикетки. Рядовому потребителю они известны как товаросопроводительные документы. Основополагающим стандартом является ГОСТ 2.601—95 «ЕСКД. Эксплуатационные документы». В нем определяются требования к структуре и содержанию ЭД на изделия сложной техники. В частности, стандарт обязывает изготовителей выделять в ЭД раздел «Указания по технике безопасности», а в самом разделе акцентировать внимание пользователей на выполнение отдельных правил эксплуатации за счет предостерегающих указаний типа «Запрещается!», «Помните!». Чем грамотнее составлен ЭД, тем эффективнее потребитель подключается к управлению качеством товара, ведь известно, что 20% случаев преждевременного отказа бытовой техники на этапе эксплуатации связаны с нарушением правил эксплуатации.

Рассматриваемый стандарт распространяется как на продукцию производственного назначения, так и на товары народного потребления. В развитие ГОСТ 2.601 разработан ГОСТ Р 51772—2001. «Аппаратура радиоэлектронная бытовая. Эксплуатационные документы. Виды и правила выполнения».

В последние годы эта группа стандартов пополнилась отечественными стандартами (25), в которых содержатся требования к форме и содержанию Инструкций по применению потребительских товаров.

Стандарты на системы качества . Требования к системам качества впервые были установлены в 1987 г. в четырех стандартах ИСО серии 9000—ИСО : 9000—9004. В 1994 г. после внесения изменений появилась вторая версия стандартов.

В 2000 г. была утверждена третья версия стандартов:

  • ИСО 9000:2000 «Системы менеджмента качества». Основные положения и словарь;
  • ИСО 9001:2000 «Системы менеджмента качества». Требования;
  • ИСО 9004:2000 «Системы менеджмента качества». Рекомендации по улучшению деятельности.

Основополагающими являются стандарты ИСО 9001 и 9004, которые в третьей версии полностью гармонизированы между собой по структуре и содержанию и называются «согласованной парой». При этом в каждом разделе ИСО 9004 в рамке содержится текст соответствующего раздела ИСО 9001. Однако несмотря на такую согласованность, назначение стандартов различно: ИСО 9001 устанавливает требования к системе менеджмента качества и используется для целей сертификации; ИСО 9004 предоставляет методическую помощь по системе менеджмента качества для улучшения деятельности организации в целом.

Стандарты ИСО 9001 и 9004 запланированы как совместимые со стандартами других систем, в частности, с ИСО 14001 и 14004 соответственно, регламентирующими системы управления охраной окружающей среды.

Требования, содержащиеся в ИСО 9001, являются общими для всех организаций, независимо от их вида, размера и выпускаемой продукции или оказываемой услуги. Там же, где какие-либо требования ИСО 9001 из-за особенностей организации и ее продукции не могут быть применены, их можно исключить. Но следует иметь в виду, что исключать можно только те требования, которые изложены в одном разделе «Процессы жизненного цикла продукции», и только в случае, если они не влияют на способность организации выпускать продукцию, отвечающую требованиям потребителей и соответствующим регламентам.

В 2001 г. введены в действие стандарты по системам качества в отдельных отраслях: ГОСТ Р 51705 по управлению качеством пищевых продуктов; ГОСТ Р 51814 — по системам качества в автомобилестроении.

1.2 Система стандартов по управлению и информации

Управление и информация тесно связаны между собой. Своевременная и полная информация — необходимое условие принятия правильного управленческого решения. Важнейшей задачей стандартов данного направления является унификация документов как по управленческим процессам, так и по информационной технологии.

Стандарты по управленческой документации. Необходимость фиксации управленческих решений существует в любом управленческом аппарате — от высших органов государственной власти и управления до небольших коммерческих организаций. В результате закрепления практики управленческой деятельности создается совокупность документов — управленческая документация.

Увеличение объема информации, связанное с развитием народного хозяйства и общественной жизни страны, приводит к устойчивому росту количества управленческих документов, достигающего, по укрупненным оценкам, сотен миллиардов листов в год. Создание и обработка документов требуют все больших затрат. По данным западных фирм, еженедельно из-за небрежно составленных деловых писем компании несут убытки в несколько миллионов долларов.

Одним из путей снижения затрат на управленческие документы могут быть унификация и стандартизация их за счет сокращения избыточности информации, создания обшей модели построения документов, применения единой терминологии, типизации текста. Проведенная в этом направлении работа завершилась разработкой унифицированной системы документации (УСД).

К управленческой документации относятся организационно-распорядительная, внешнеторговая, отчетно-статистическая, бухгалтерско-финансовая, расчетно-денежная и другие ее разновидности.

Для примера рассмотрим организационно-распорядительную и внешнеторговую документацию.

Организационно-распорядительная документация (ОРД) выполняет особую роль среди УСД в силу своей универсальности — распорядительная и исполнительская деятельность характерна для всех без исключения управленческих структур независимо от их уровня, юридического статуса и направлений деятельности. Требования к ОРД установлены ГОСТ 6.38. Указанный стандарт регламентирует оформление следующих документов: приказов, распоряжений, актов, протоколов, объяснительных и докладных записок, инструкций, служебных писем, заявлений, анкет, представлений, решений, постановлений, предписаний, штатных расписаний, указаний, уставов.

Внешнеторговая документация является объектом отечественных и международных стандартов. В связи со вступлением России в ВТО, интенсификацией международной торговли очень актуальна задача гармонизации отечественных стандартов на внешнеторговую документацию со стандартами ИСО.

Большую роль в повышении эффективности внешнеторговых операций играют УСД Международной системы электронного обмена данными в управлении, торговле и на транспорте (ЭДИФАКТ).

Проведение работ но данной системе вызвано тем, что для оформления внешнеторговой сделки и сопровождения товаров, перевозимых от производителя к покупателю, используется большое количество данных, которые должны передаваться, приниматься, обрабатываться и регистрироваться. Расходы на оформление внешнеторговых сделок составляют заметную часть товарооборота (до 15%).

Кроме того, при сложных структурах потока внешнеторговой информации и участии в этом процессе большого количества организаций снижаются оперативность передачи и достоверность данных. Значительная рационализация торговых процедур достигнута в большинстве экономически развитых стран благодаря переходу на безбумажную технологию обмена информацией (электронная обработка и передача данных), что стало возможным в условиях широкого внедрения средств вычислительной техники и каналов связи.

Стандарты ЭДИФАКТ служат универсальным языком обмена данными независимо от используемых средств связи, типов ЭВМ, прикладных систем (коммерческих, транспортных, управляющих и т.п.).

На основе ИСО 9735 разработан методом прямого применения ГОСТ 6.20.1, определяющий правила подготовки и передачи сообщений, предназначенных для обмена. Другим важнейшим стандартом является ГОСТ 6.20.2 (соответствует ИСО 7372), согласно которому вводится для применения «Справочник элементов внешнеторговых данных ООН».

Стандарты по информационным технологиям. Как известно, информационная технология (ИТ) — это совокупность средств и методов, которые позволяют обеспечить общество всей необходимой информацией.

По данным ЮНЕСКО, более половины населения наиболее развитых стран принимает непосредственное участие в процессах производства и распространения информации; в ряде стран до половины национального продукта связано с информационной деятельностью. Поэтому сфера ИТ является одним из наиболее перспективных направлений развития международной и национальной системы стандартов.

Современная информационная технология — это совокупность, с одной стороны, средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных систем, с другой — методов обработки, передачи, хранения и использования информации. В настоящее время стандарты по ИТ как самостоятельный комплекс стандартов находятся в стадии формирования.

На формирование комплекса современных гармонизированных стандартов нацелена Программа комплексной стандартизации ИТ. Полная реализация этой программы (при наличии финансирования) позволит внедрить в стране свыше 500 стандартов, соответствующих ИСО/МЭК. Комплексная программа предусматривает разработку стандартов по 18 направлениям, среди которых:

1) взаимосвязь открытых систем (в частности, локальные вычислительные сети);

2) языки и системы программирования;

3) технические средства;

4) элементы данных и кодирование информации;

5) носители информации;

6) методы и средства защиты информации;

7) микропроцессорные системы (включая персональные ЭВМ);

8) микрография и оптическая память для записи, ведения и использования документов и изображений.

Важное место в программе занимают стандарты по применению ИТ в различных областях: в работе учреждений, в промышленности, банковском и издательском деле, в области научно-технической информации, на транспорте, в торговле и управлении (включая систему ЭДИФАКТ).

К стандартам по ИТ относится Система информационно-библиографической документации (СИБИД).

Ее задачами являются: совершенствование организации и управления деятельностью в области научно-технической информации (НТИ); повышение производительности труда информационных работников в результате применения эффективной технологии, прогрессивных норм и требований; обеспечение условий для рационального взаимодействия органов информации различных уровней. СИБИД включает три подсистемы: научно-техническая информация; библиотечное дело и библиография; редакционно-издательская работа.

Ряд стандартов СИБИД используется в практике вузов. В стандартах по представлению информации и по документам даны требования к содержанию, структуре и оформлению рефератов и аннотаций (ГОСТ 7.9), промышленных каталогов (ГОСТ 7.22), информационных изданий (ГОСТ 7.23) и отчетов о научно-исследовательской работе (ГОСТ 7.32).

Кстати, последний стандарт особенно широко используется в практике вузов при выполнении письменных работ (контрольных работ, рефератов, курсовых и дипломных работ), поскольку студенты должны руководствоваться требованиями к оформлению работ, в частности к составлению списка использованных источников, к правилам нумерации страниц, оформлению страниц, иллюстраций, таблиц и т.д.

В рамках комплекса стандартов ИТ разработаны стандарты по штриховому кодированию — ГОСТ Р 51001, ГОСТ Р 51002, ГОСТ Р 51003, которые используются предприятиями-изготовителями для налаживания автоматизированного учета продукции (товаров) при ее изготовлении, хранении, транспортировании и реализации.

1.3 Система стандартов социальной сферы

Система «социальных» стандартов регламентирует правила безопасности и представлена тремя группами:

1)комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях»

(ГОСТ Р 22.);

2)комплекс стандартов «Система стандартов безопасности труда»

(ГОСТ 12.);

3)комплекс стандартов по охране природы (ГОСТ 17.).

Комплекс стандартов «Безопасность в чрезвычайных ситуациях» (БЧС) начал формироваться в период 1992—1995 гг. Опыт ликвидации последствий природных и техногенных катастроф, произошедших в последнее десятилетие XX в., показал низкую готовность населения и органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях (ЧС) и несовершенство или отсутствие НД, регламентирующих эти вопросы. Между тем ущерб, наносимый России катастрофами, исчисляется миллиардами рублей, ежегодно погибает более 50 тыс. и получают увечья 250 тыс. человек. Подобная ситуация наблюдается и в зарубежных странах.

Все большие финансовые затраты требуются на предупреждение возможных ЧС на современных промышленных предприятиях. Так, в ряде отраслей промышленности они уже достигают 20—25% и более от общих капиталовложений.

В связи с вышеизложенным возникла необходимость создания комплекса государственных стандартов по обеспечению безопасности населения и объектов производственного и социального назначения в ЧС.

Комплексность безопасности в БЧС, разработанный впервые в мире российскими специалистами, включает 76 национальных стандартов.

Комплекс стандартов «Система стандартов безопасности труда» (ССБТ) имеет своим объектом систему «человек — машина — среда (производственная и бытовая предметная среда)» и выполняет важную социальную функцию по предупреждению аварий и несчастных случаев с целью обеспечения охраны здоровья людей на производстве и в быту.

Комплекс включает более 350 ГОСТов, т.е. из всех межотраслевых систем стандартов он имеет наиболее обширный фонд.

Основополагающим стандартом ССБТ является ГОСТ 12.0.001. Он определяет назначение, структуру, содержание системы и устанавливает требования безопасности к производственному оборудованию, производственным процессам, средствам защиты работающих, зданиям и сооружениям. В стандарте содержатся нормы по видам опасных и вредных производственных факторов (согласно ГОСТ 12.0.002 опасный производственный фактор — это производственный фактор, воздействие которого на работающего в определенных условиях приводит к травме или резкому ухудшению здоровья).

В настоящее время стандарты ССБТ приобретают большую роль при обязательной сертификации производственных объектов в соответствии с Основами законодательства РФ об охране труда.

Стандарты ССБТ являются основой нормативной базы систем обязательной сертификации целого ряда видов продукции и услуг. В сфере торговли, общественного питания безопасность обслуживания в первую очередь определяется безопасностью процессов на самом предприятии сферы услуг. Вот почему при сертификации, допустим, услуг розничной торговли приходится учитывать в той или иной мере более 40 ГОСТов данной системы.

Комплекс стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов представлен более 80 ГОСТами. Он охватывает все отрасли производства и направлен на исключение эксплуатации одних природных ресурсов в ущерб другим, предотвращает неблагоприятные последствия деятельности предприятий всех отраслей народного хозяйства. Основные положения комплексного подхода к природоохранной стандартизации изложены в ГОСТ 17.0.0.01 «Система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов. Основные положения». Согласно этому основополагающему стандарту предусматривается функционирование следующих комплексных стандартов данной системы: «Охрана природы. Гидросфера»; «Охрана природы. Атмосфера»; «Охрана природы. Почвы»; «Охрана природы. Земля»; «Охрана природы. Флора»; «Охрана природы. Фауна»; «Охрана природы. Недра», а также комплекса стандартов организационно-методического характера. Стандарты каждого из комплексов устанавливают термины и определения, классификацию объектов комплекса, показатели состояния. Более всего загрязняют атмосферу автотранспорт и всевозможные технические средства, использующие двигатели внутреннего сгорания (например, сельскохозяйственная техника).

Для снижения их вредности в России в качестве государственных стандартов введены Правила ЕЭК ООН № 24, 49, 83, устанавливающие требования к выбросам загрязняющих веществ, дымности отработанных газов автомобилей, а также Правила ЕЭКООН № 103, касающиеся сменных каталитических нейтрализаторов. Эти меры должны привести к уменьшению в 2—2,8 раза выбросов дизельных двигателей грузовых автомашин и автобусов и примерно в 10 раз уменьшить вредные для организма выбросы двигателей легкового транспорта (при условии применения нейтрализатора отработанных газов и неэтилированного бензина).

Кроме того, для улучшения экологической обстановки в стандартах на топливо ужесточены требования но содержанию в нем свинца и марганца.

Существенный вклад в нормативное обеспечение природоохранной деятельности вносят также следующие стандарты: ГОСТ Р 17.0.0.06— 2000 «Экологический паспорт природопользователя. Основные положения»; ГОСТ Р 17.4.3.07—2000 «Почвы. Требования к составу и свойствам осадков сточных вод при использовании в качестве удобрений». По мнению специалистов, эффективность стандартизации как средства природоохранного регулирования определяется развитием в стране законодательства в сфере защиты окружающей среды. В России природоохранное законодательство развито сравнительно слабо, а сами законы не являются документами прямого действия, так как не содержат конкретных норм.

Другое дело — природоохранное законодательство стран ЕС, США, Канады. В Европе страной с наиболее развитым природоохранным законодательством считается Германия. Число актов немецкого законодательства в области охраны окружающей среды достигает 2000. В них сформулировано множество экологических норм, правил, которые подробно регулируют все вопросы, связанные с их определением и контролем. Разрабатываемые на такой широко развитой законодательной основе экологические стандарты посвящаются методам контроля за состоянием окружающей среды, методам оценки влияния различных веществ на окружающую среду, техническим характеристикам оборудования для контроля и предупреждения загрязнения, разработке идентификационных знаков и символов и пр.

Помимо природоохранных стандартов системы 17, в России принято 14 национальных стандартов на основе ИСО серии 14000 но системам управления окружающей средой: группы стандартов на требования (например, ГОСТ Р ИСО 14001 — 98 «Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению»); группа стандартов по экологическому аудиту; группа стандартов по экологической маркировке.

Система стандартов социальной сферы пополняется стандартами, разрабатываемыми в соответствии с федеральной целевой программой «Социальная поддержка инвалидов».

Сейчас фонд государственных стандартов на технические средства для инвалидов насчитывает около 50 ед, из которых семь стандартов — на транспортные средства, 30 — на технические средства реабилитации для инвалидов с нарушением опорно-двигательной функции.

За рубежом действует социальный стандарт 5А—8000. Он устанавливает требования к производственной гигиене, технике безопасности, использованию детского труда, принудительного труда, прав профсоюзов, зарплате и продолжительности рабочего времени. Стандарт используется для независимой оценки и сертификации организаций сферы производства и услуг.

Сертификация по ЗА—8000 дает организации преимущество перед конкурентами при проведении тендеров, поиске потенциальных заказчиков продукции. Наоборот, организация с сомнительной репутацией, связанной с пренебрежением социальными и этическими нормами, не может рассчитывать на внимание клиентов.

Хотя рассматриваемый стандарт не принят в нашей стране, в Мурманской области успешно проведена апробация социально-экономического аудита зарубежного изготовителя по SА—8000. Знание и учет требований S А—8000 необходимы также российским производителям, планирующим экспорт продукции в страны, где принят этот стандарт или действуют соответствующие национальные законы и стандарты.

В связи с тем, что на мировом рынке наблюдается стремительный рост производства экологически чистой продукции — «биопродуктов», возникла необходимость разработки стандартов на эти объекты.

Стандартизация требований к биопродуктам отвечает интересам групп людей, стремящихся к здоровому питанию, борющихся с избыточным весом. По оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), во всем мире около 300 млн человек страдают ожирением и 750 млн имеют избыточный вес. Созданные стандарты явились нормативной базой сертификации биопродуктов и связанной с ней экологической маркировки.

В России в 2004 г. начата подготовка документов, регламентирующих биопроизводство. Их разработчиками выступили Российский реги¬ональный экологический центр и Минсельхоз России. Готовятся к сертификации подразделения крупных сертификационных компаний (например, «Вегле1ег»), появились независимые российские сертификационные компании (в частности, «Агрософия»).

Заключение

Анализ существующих систем (комплексов) стандартов и опыт работы по их созданию показывают, что при формировании таких систем (комплексов) должны разрабатываться соответствующие системообразующие стандарты, которые, как показывают проведенные исследования, должны устанавливать определение и назначение системы, ее структуру, границы, принципы построения и развития. При этом сразу же необходимо отметить, что рациональная структура системы стандартов и ее границы могут быть определены на основе четкого представления о видах, структуре и свойствах объектов стандартизации, охватываемых рассматриваемой системой, и о видах устанавливаемых к ним в данной системе требований по стандартизации.

Практика работ по стандартизации показывает, что периодически возникает потребность в создании новых систем (комплексов) стандартов для решения тех или иных проблем стандартизации. Причинами появления такой потребности могут быть:

  • появление новых актуальных объектов (групп объектов) стандартизации;
  • появление новых актуальных видов (подвидов) требований по стандартизации (новых видов показателей качества продукции или процессов);
  • необходимость совершенствования и приведения в систему существующих фондов НДС.

По степени однородности можно выделить виды создаваемых систем (комплексов) стандартов, охватывающих:

  • один вид объекта стандартизации и один аспект стандартизации;
  • один вид объекта стандартизации и несколько относящихся к нему аспектов стандартизации;
  • несколько видов объектов стандартизации и несколько относящихся к ним аспектов стандартизации.

Последний вид соответствует случаю создания системы (комплекса) стандартов для упорядочения деятельности в какой-либо области. Примеры таких систем: ГСИ, ЕСКД, ЕСТП.

Предпочтительными представляются более однородные системы (комплексы), для которых проще и эффективнее решаются многие вопросы формирования, согласования с существующими системами, применения и дальнейшего развития.

Системообразующие стандарты должны устанавливать следующие основные требования (положения) к создаваемой системе (комплексу) — их определение, назначение, структуру, границы, принципы построения и развития. Определения и назначения для различных систем стандартов могут формироваться по форме аналогично. Для более полного раскрытия определения, назначения и других характеристик системы могут потребоваться дополнительные положения. Очевидно, что создаваемые системы (комплексы) стандартов должны быть гармонично «вписаны» в соответствующие однородные по виду объекта стандартизации и виду требований по стандартизации подсистемы ЕСТС третьего и более низких уровней и согласованы с ними. Для этого необходимо иметь четкое представление об объекте (группе объектов) стандартизации, охватываемом создаваемой системой, с тем, чтобы этот объект мог быть согласован в классификационном и терминологическом плане с объектами стандартизации, уже охваченными действующими системами стандартов. Аналогичная задача должна решаться по отношению к множеству групп требований по стандартизации создаваемой системы (комплекса) для увязки ее по составу и содержанию с уже регламентированными требованиями соответствующей системы ЕСТС. Таким образом, анализ структуры и основных свойств объектов стандартизации создаваемой системы и содержания регламентируемых к нему требований позволяет обоснованно решать вопрос о структуре и границах этой системы. Принципы построения и развития создаваемой системы стандартов определяются прежде всего требованиями принципов стандартизации с учетом особенностей создаваемой системы.

Список использованной литературы

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/mejotraslevyie-sistemyi-standartov/

1. И.М. Лифиц «Стандартизация, метрология и сертификация»: учебник, М.: Юрайт-Издат, 2006.

2. Постыка В.М. Место и границы стандартизации в управлении социальными процессами, Стандарты и качество. — 1999. № 9.

3. Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27.12.2002г. № 184 ФЗ