Назначения и особенности конструкции гондол и пилонов самолета

Контрольная работа

обес­печивает самолету минимальное дополнительное сопротивление от двигательной установки и небольшое влияние на устойчивость и управляемость самолета. При этом практически отсутствует влия­ние струи выхлопных газов на хвостовое оперение. Вес конструк­ции узлов крепления двигателя получается небольшим.

Воздух к двигателю подается по каналам от воздухозаборников, которые могут быть расположены в носовой части фюзеляжа (а), по бокам фюзеляжа (б), в корневых частях крыла (в) или сверху фюзеляжа (г, д).

Наиболее высокую степень использования скоростного напора обеспечивает лобовой воздухозаборник (рис. 1, а), так как он обтекается невозмущенным потоком. При большой длине фюзеляжа могут оказаться более выгодными боковые, крыльевые или верх­ние воздухозаборники. Применение таких входных устройств спо­собствует уменьшению длины воздушных каналов. При этом также упрощается размещение агрегатов оборудования и вооружения в носовой части фюзеляжа и улучшается обзор экипажу.

Для снижения потерь на входе в воздухозаборник предусмат­ривают систему отсоса пограничного слоя.

К недостаткам крыльевых и верхних заборников следует отне­сти дополнительные потери скоростного напора на поворот струи и утяжеление конструкции, связанное с компенсацией вырезов, образованных в крыле и фюзеляже для прохода воздушных кана­лов.

Двига­тели могут располагаться в корневой части крыла или на консоли. К достоинствам расположения двигателей в корневой части крыла (е, ж) следует отнести сравнительно небольшое дополнительное сопротивление, обусловленное их установкой, и малое влияние на балансировку самолета отказа одного из двигателей. При этом двигатели могут располагаться либо позади основного силового набора крыла (е), либо внутри силового кессона (іт)- В последнем случае они лучше вписываются в обводы крыла, но вес конструкции получается большим, главным образом, из-за необходимости со­здания монтажных люков в силовых панелях, крыла.

К недостаткам расположения двигателей в корне крыла следует отнести значительные вибрационные нагрузки обшивки фюзеляжа от реактивной струи, высокий уровень шума в кабине, опасность распространения пожара от двигателей на кабину и топливные отсеки.

При расположении двигателей в средней части и на конце кры­ла (з) эти недостатки частично устраняются. Двигатели, разнесен­ные по размаху крыла, обеспечивают разгрузку крыла в полете, благодаря чему вес конструкции крыла снижается.

18 стр., 8798 слов

Конструкция авиационной техники Боинг

... самолёта, на основании данных Боинг 737−200, необходимо подобрать самолёт-прототип. Самолёт прототип следует считать самолёт с аналогичным типом двигателей, массой коммерческой нагрузки, а ...

Широкое распространение получила схема с расположением двигателей на пилонах под крылом (к). К достоинствам такой схе­мы можно отнести следующее:

  • высокое аэродинамическое качество крыла;

  • малые потери на всасывании (лобовой воздухозаборник) и на выхлопе (нет удлинительной трубы);

  • увеличение критической скорости флаттера за счет смеще­ния вперед центров тяжести сечений крыла, в которых размещены двигатели;

  • удобные подходы к двигателю.

  • увеличивается сопротивление самолета;
  • тяга двигателей оказывает влияние не только на путевую, но и на продольную устойчивость самолета;

    увеличивается высота шасси, особенно на самолетах со крылом, имеющим отрицательное поперечное V;

  • увеличивается вероятность выхода из строя двигателей из-за попадания в воздухозаборники твердых частиц с поверхности аэро­дрома.

Эта схема имеет сле­дующие достоинства:

  • отсутствие на крыле гондол способствует повышению его аэро­динамического качества и более эффективному использованию ме­ханизации;

  • близость двигателей к плоскости симметрии самолета облег­чает, полет при отказе одного из них;

  • объем крыла освобождается для размещения топлива;

  • снижается уровень шума и вибраций в кабине;

  • снижается возможность попадания в двигатель частиц грун­та во время пробега и разбега самолета.

Вместе с тем, эта схема приводит к некоторому увеличению веса конструкции фюзеляжа и веса крыла, которое в этом случае не име­ет разгрузки от массовых сил двигателей.

Назначения и особенности конструкции гондол и пилонов самолета 1

4. Гондолы и пилоны.

Для уменьшения лобового сопротивления двигатели и присоединенные к ним агрегаты заключаются в обтекаемые гон­долы. Гондолы предохраняют двигатель и его агрегаты от коррозии, загрязнения и механических повреждений. Воздухозаборник гон­долы обеспечивает использование кинетической энергии набегаю­щего потока и подвод к двигателю воздуха с выравниванием поля скоростей для нормальной работы компрессора ВРД или охлаждения поршневого двигателя.Назначения и особенности конструкции гондол и пилонов самолета 2

Рис. 2. Схема нагружения стержневого крепления ТВД:

P x , P y , P z — нагрузки, действующие на ДУ; Р 1 x , P 1 y , P 1 z — силы, воспринимаемые передними узлами фермы; Р г — сила, воспринимаемая задними узлами фермы; M y г М z г — гироскопи­ческие моменты; М x д — реактивный момент Рис схема нагружения стержневого крепления твд  1

8 стр., 3928 слов

Реактивный двигатель принцип работы. Реактивные двигатели

... от воздуха и таким образом, приводит в движение воздушное судно. Устройство турбовентиляторного двигателя Конструкция Устройство двигателя самолета достаточно сложное. Рабочая температура в таких установках ... воздушно-реактивный двигатель – самый простой в классе ВРД по конструкции. Требуемое для работы устройства повышение давления образуется путем торможения встречного воздушного потока. Рабочий ...

Рис. 3. Конструкция несимметричного крепления двигательных установок к фюзеляжу (Ту-154):

2 — силовые шпангоуты гондолы; 3— продольная балка; 4, 5, б — подкосы передней плоскости крепления двигателя; 7— продольный подкос; 8, 9—подкосы задней плоскости крепления двигателя; 10 — шаровой шарнир заднего крепления; Il — шаровой шарнир креп­ления подкоса к цапфе двигателя; 12, 13 — узлы крепления силовых шпангоутов гондолы к фюзеляжу. Конструкция, непосредственно закрывающая двигатель, назы­вается капотом. Гондолы должны обеспечивать удобный доступ к двигателю и агрегатам, расположенным на нем, для осмотра, замены и тех­нического обслуживания. Для этого они имеют системы легко-съемных или откидных крышек. Гондолы двигателей представляют собой тонкостенные конструк­ции, аналогичные конструкции фюзеляжа.

5. Силовые схемы гондол могут быть двух типов., Гондола полумонококовой конструкции

Каркасная тем, что имеет силовой кар­кас. Гондола такой конструкции воспринимает также нагрузки от двигателя и передает их на планер.

На рис. 4 показана гондола ТРД на вертикальном пилоне под крылом. На рисунке видно сходство конструкций гондолы и фюзеляжа, пилона и крыла.

Особенностью конструкции и компоновки гондол ТВД является специфическая конфигурация передней части, обусловленная нали­чием обтекателя втулки винта и редуктора.

6. Прочность гондол, пилонов и креплений оборудования силовых установок.

Гондолы двигателей, воздухозаборники, которые нагружаются в основном аэродинамическими силами, особенно значительными при действии скоростного напора qmax max в случаях нагружения А’ и D’. Поэтому их конструкция сходна с конструкцией фюзеляжа. Для глушения шума от двигателя используется трехслойная об­шивка с сотовым заполнителем.

Конструкции пилонов

оборудования силовых ус­тановок

Поскольку гондолы, пилоны и части оборудования силовых уста­новок непосредственно соединяются с двигателем, они испытывают

значительные вибрационные воз­действия, что может сказаться на состоянии конструкции (ослабле­ние затяжки болтов и заклепок, образование люфтов и трещин) и ресурсе. Поэтому необходимо при­нимать меры защиты от вибраций.

Конструкции пилонов 1

Рис. 4. Гондола ТРД на вертикаль­ном пилоне под крылом

Литература:

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/kontrolnaya/konstruktsiya-samoleta/

  1. Конструкция и прочность самолетов, В.Н.Зайцев , Г.Н. Ночевкин – Киев 1974 г.

    6 стр., 2825 слов

    Методы сборки конструкций газотурбинных двигателей

    ... ДЛА, главным образом газотурбинных, насчитывается до нескольких тысяч резьбовых деталей, среди которых имеются ответственные болты и шпильки, определяющие надежность работы двигателя в целом. ... служит характеристикой технологичности конструкции изделия в целом, позволяет повысить производительность общей сборки, сократить сроки ремонта. Методы, применяемые в процессе сборки, зависят от типов ...

  2. Конструкция и прочность летательных аппаратов гражданской авиации , К.Д. Миртова, Ж.С. Черненко – Москва 1991г.

  3. Конструкция самолетов, Г.И.Житомирский – Москва «Машиностроение» 1991 г.