Тахогенераторами называют электрические микромашины, работающие в генераторном режиме и служащие для преобразования угловой скорости в пропорциональный электрический сигнал. Выходная характеристика тахогенератора, т.е. зависимость между входной величиной – угловой скоростью вала ω2 и выходной – напряжением Uвых выходной обмотки, имеет вид:
U вых =Ктг ω2 = Ктг ·dΘ2 /dt
где Θ 2 — угол поворота ротора тахогенератора;
К тг — коэффициент передачи, равный крутизне тахогенератора;
S тг = ΔUвых/Δω2 .
Как видно, тахогенератор можно
Основные требования, предъявляемые к тахогенераторам, состоят в следующем: минимальная погрешность отображения функциональной зависимости, под которой понимают отклонение выходной характеристики от линейной зависимости; минимальное изменение фазы выходной ЭДС при изменении угловой скорости ротора; максимальная крутизна.
К тахогенераторам предъявляют также требования, зависящие от условий применения., Конструкция и принцип действия.
Конструкция асинхронных тахогенераторов
Рассмотрим принцип работы асинхронного тахогенератора. Для этого воспользуемся
рис.1.
При неподвижном роторе тахогенератор можно рассматривать как
Тахогенераторы и область их применения. Тахогенераторы постоянного ...
... ротором. Как и в ИД, одна из обмоток статора подключается к сети переменного тока и называется обмоткой возбуждения (ОВ), с другой - генераторной обмотки (ГО) снимается выходное напряжение . Принцип действия асинхронного тахогенератора ... обмотки, и наводит в ней выходную ЭДС. тахогенератор автоматика асинхронный погрешность ... величина выходной ЭДС асинхронного тохогенератора пропорциональна угловой ...
Поскольку ротор короткозамкнутый, по этим проводникам течет ток Iт и создается МДС, направление которой определяется правилом Ленца. Следовательно, по оси В тахогенератора устанавливается результирующий магнитный поток Фв , пульсирующий с частотой f1 напряжения возбуждения. При этом ЭДС Ег в генераторной обмотке равна нулю, так как вектор магнитного потока Фв перпендикулярен оси этой обмотки.
Приведем ротор тахогенератора во вращение с угловой скоростью ω2 . Ввиду симметрии ротора процесс наведения в нем трансформаторной ЭДС Ет не изменится. По оси В, как и в предыдущим случае, пульсирует магнитный поток Фв , который в первом приближении можно считать не зависящим от ω2 . Проводники ротора вращаются в поле Фв и в них наводится ЭДС вращения Евр (условно показана на внешнем слое проводников).
При Фв =const ЭДС Евр является линейной функцией угловой скорости ротора. Под действием ЭДС вращения в обмотке ротора течет ток Iвр и создается магнитный поток Фг . Направление потока Фг , определенное по мнемоническому правилу буравчика, совпадает с осью генераторной обмотки Г. Поскольку ток Iвр прямо пропорционален ЭДС Евр , то созданный этим током магнитный поток Фг прямо пропорционален угловой скорости ротора ω2 . Частота пульсации Фг совпадает с частотой напряжения возбуждения. Магнитный поток Фг индуцирует в генераторной обмотке статора трансформаторную ЭДС Ег = 4,44f1 Фг wг.эф , где wг.эф – число эффективных витков обмотки Г.
Поскольку поток Фг прямо пропорционален угловой скорости ротора, то при принятом допущении о постоянстве потока Фв функция Ег =f(ω2 ) является линейной. Частота выходной ЭДС Фв совпадает с частотой f1 потока и напряжения возбуждения и не зависит от угловой скорости ротора ω2 .
В действительности, магнитный поток Фв несколько уменьшается при увеличении угловой скорости ротора ω2 , т. к. возрастает размагничивающее действие токов ротора. Выходная характеристика тахогенератора Ег =f(ω2 ) отклоняется от линейной зависимости, т.е. появляется погрешность отображения функциональной зависимости.
Если замкнуть обмотку Г на нагрузочное сопротивление Zн , то по ней потечет ток Iг . Поток Фг будет создаваться геометрической суммой МДС ротора и обмотки статора Г, что скажется на амплитуде ЭДС Ег . Кроме того, само выходное напряжение Uг будет определяться геометрической разностью ЭДС Ег и падением напряжения на собственном сопротивлении обмотки Zг , т.е. Úг = Éг — Íг Zг . Указанные физические процессы обуславливают вид выходной характеристики тахогенератора при работе с нагрузкой.
Асинхронные двигатели с фазным ротором
... ротора Для нормальной работы асинхронного двигателя необходимо, чтобы фазная обмотка ротора имела столько же фаз ... характеристика асинхронного двигателя Механической характеристикой двигателя называется зависимость его угловой частоты вращения ... ]); Рн =7,5 — мощность на валу двигателя, кВт (принимается по заданию); = ... ротора определяется по формуле: 2. Проверочный расчет магнитной цепи Магнитный поток, ...
Выходная характеристика.
Поскольку асинхронный тахогенератор по своей конструкции не отличается от рассмотренного ранее асинхронного исполнительного двигателя, то, учитывая принцип обратимости электрических машин, можно определить выходное напряжение Uг .
Фазе Г асинхронного тахогенератора соответствуют схемы замещения фазы В исполнительного двигателя, если в цепь статора включить сопротивление Zн , а выходные выводы замкнуть накоротко. Схемы замещения фазы В тахогенератора совпадают со схемами замещения фазы В двигателя. Все параметры фазы Г тахогенератора соответствуют параметрам фазы У двигателя. Тогда
Ú г =jÚ1 Kт ω* /(A -ω* 2 B)
где А и В — комплексные коэффициенты, зависящие от параметров схемы замещения и нагрузки.
Если пренебречь индуктивным сопротивлением ротора, которое у асинхронных тахогенераторов, особенно с полым немагнитным ротором, значительно меньше активного, то
где C e2 =(Zвm +Rв2 )/Zвm
Относительная угловая скорость ротора ω* =ω2 /ω1 =1-s, где ω1 — синхронная скорость (для тахогенератора эта скорость условная).
Выражение является уравнением выходной характеристики асинхронного тахогенератора. Наличие в знаменателе этого выражения квадрата относительной скорости ω * 2 свидетельствует о нелинейности выходной характеристики и изменении фазы выходного напряжения тахогенератора (скоростные погрешности).
Выходные характеристики для режимов х.х. и активной нагрузки, представлены на
Uг* =Uг /U1 (пунктиром показаны идеальные линейные характеристики).
рис. 2.
Изменение выходного напряжения Uг и крутизны Sтг под влиянием значения и характера нагрузочного сопротивления определяются изменением комплексных коэффициентов А и В графически представлено на рис. 3.
р ис. 3.
Физическое обоснование зависимостей Uг , Sтг = f(XHC ,ХHL ,R) уже было дано при рассмотрении принципа работы тахогенератора. Здесь только следует отметить, что в случае емкостной нагрузки при определенном значении XHC в цепи выходной обмотки имеет место резонанс напряжений. У современных асинхронных тахогенераторов крутизна при Zн >>Zг находится в диапазоне (1-10) мВ/(об/мин).
Погрешности и классы точности.
Принципиальной погрешностью преобразования угловой скорости в напряжение у асинхронных тахогенераторов является рассмотренная выше скоростная составляющая погрешности отображения функциональной зависимости и изменения фазы.
Асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором 4А 80В2У
... двигателей, ряд модификаций и специализированное исполнение. Двигатели основного исполнения предназначены для нормальных условий работы и являются двигателями общего назначения. Это трехфазные асинхронные двигатели с короткозамкнутым ротором, ... Расчет ротора Наружный диаметр ротора, м: Зубцовое деление ротора, м: где = 20 пазов — число пазов на роторе ... Число витков в фазе: Уточненное значение линейной ...
Расчетная скоростная составляющая погрешности отображения функциональной зависимости тахогенератора определяется разностью модулей напряжений, а изменение фазы —разностью аргументов этих напряжений.
Погрешность отображения уменьшается при увеличении активного сопротивления ротора, так как снижается значение коэффициента В. Однако нужно иметь в виду, что с увеличением активного сопротивления ротора уменьшается крутизна тахогенератора, так как возрастает значение коэффициента А.
Тахогенераторы целесообразно выбирать с такой синхронной скоростью, при которой относительное значение измеряемой скорости не будет превышать 0,2–0,3. В данном случае член ω* 2 мал, и выходная характеристика на рабочем участке ω* =0–0,3 практически линейна. Поэтому часто тахогенераторы выполняют для работы от сети переменного тока с повышенной частотой. Увеличение частоты пропорционально повышает синхронную скорость и соответственно понижает относительное значение измеряемой угловой скорости.
Среди эксплуатационных погрешностей асинхронного тахогенератора наиболее существенной является температурная погрешность. В основном она обусловлена нагревом ротора, активное сопротивление которого в несколько раз больше активного сопротивления статорных обмоток. Увеличение активного сопротивления ротора при нагреве приводит к изменению амплитуды и фазы выходного напряжения, т.е. приводит к появлению температурной погрешности.
Чтобы не допустить данные явления, ротор прецизионных асинхронных тахогенераторов выполняют из материалов с низким значением температурного коэффициента сопротивления и применяют температурную компенсацию.
Технологические погрешности изготовления асинхронного тахогенератора приводят к появлению остаточной ЭДС – ЭДС в генераторной обмотке при неподвижном роторе. Эта ЭДС имеет две составляющие: постоянную, не зависящую от углового положения ротора, и переменную, которая изменяется в зависимости от угла поворота ротора.
Постоянная составляющая возникает в результате неточности сдвига статорных обмоток на угол 90° и, соответственно, появления трансформаторной связи между ними, и неоднородности магнитных свойств магнитопровода статора. Электрическая асимметрия ротора, заключающаяся в неодинаковой толщине его стенок или неточности его цилиндрической формы, вызывает образование переменной составляющей остаточной ЭДС.