Организация раздельного сбора твердых бытовых отходов домоуправляющей компании

Дипломная работа

Раздельный сбор твердых бытовых отходов с их последующей переработкой является экономически наиболее обоснованной из всех известных стратегий по уменьшению объемов твердых бытовых отходов на полигонах. Раздельный сбор требует наименьших затрат бюджетных средств по сравнению с сортировкой, компостированием и сжиганием смешанных отходов. В предельном значении затраты на организацию раздельного сбора сравниваются с затратами на захоронение отходов.

Проводившиеся во многих городах эксперименты по раздельному сбору часто заканчивались провалом, из чего следовал неверный вывод о неготовности населения России к сортировке отходов. На самом деле все известные неудачи были вызваны недостаточным вниманием к ходу эксперимента, его результатам, а иногда и полным отсутствием заинтересованности.

Наиболее распространенные ошибки проводившихся в практике экспериментов по раздельному сбору отходов является пренебрежение планированием обращения с раздельно собранными отходами на всех этапах. Часто эксперименты начинаются с установки разноцветных контейнеров для раздельного сбора без предварительных маркетинговых исследований рынков сбыта вторичного сырья, подготовки базы для их последующей сортировки, предпродажной подготовки и отправки потребителям. В результате эти контейнеры после заполнения вывозятся одним мусоровозом на захоронение, что является самым лучшим способом провалить эксперимент. На самом деле планирование внедрения раздельного сбора в конкретном регионе следует начинать «от конца к началу технологической цепи».

Прежде всего необходимо определиться с наличием доступных рынков сбыта каждого вида вторичных ресурсов, а также, исходя из этого, конкретных вторичных ресурсов, которые будут выделяться из потока.

Затем надо организовать место первичной обработки и предпродажной подготовки вторичного сырья. Для «сухих» вторичных ресурсов таким местом будет конвейерный мусоросортировочный комплекс (МСК) с прессами для пакетирования вторичных ресурсов. До начала раздельного сбора МСК можно временно загрузить сортировкой обычных, смешанных отходов. Для «влажных» биоразлагаемых отходов таким местом будет предприятие по аэробному сбраживанию (компостированию).

Только после этого имеет смысл начинать установку спецконтейнеров в домовладениях. Как правило, организацию раздельного сбора целесообразно планировать в регионах, в которых уже есть МСК, работающие на смешанных отходах, либо имеются достоверные планы строительства таких мощностей.

13 стр., 6176 слов

Управление системой сбора, утилизации и переработки твердых бытовых отходов

... всей системы управления ТБО и выделения в ней новых элементов. Проблема твердых бытовых отходов (ТБО) ... той же продукции. Возвратные отходы не относят к вторичным материальным ресурсам. Отходы в зависимости от ... разработка оптимальных систем их сбора и удаления (транспортировки). Промедление удаления ТБО из мест образования ... от города, а бесконечно плечо вывоза ТБО увеличиваться не может, становится ...

Цель написания дипломной работы заключается в рассмотрении организации раздельного сбора твердых бытовых отходов ДомоУправляющей Компании.

Задачи:

  • Рассмотреть систему раздельного сбора твердых бытовых отходов;
  • Рассмотреть организованность сбора ТБО ДомоУправляющей Компании;
  • Разработать систему раздельного сбора ТБО ДомоУправляющей компании.

Объектом работы является раздельный сбор твёрдых бытовых отходов. Предметом организация раздельного сбора твёрдых бытовых отходов домоуправляющей компанией.

ГЛАВА 1. РАЗДЕЛЬНЫЙ СБОР ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

1.1 Виды твердых бытовых отходов

Жизнедеятельность человека связана с появлением огромного количества разнообразных отходов. Резкий рост потребления в последние десятилетия во всем мире привел к существенному увеличению объемов образования твердых бытовых отходов (ТБО).

В настоящее время масса потока ТБО, поступающего ежегодно в биосферу достиг почти геологического масштаба и составляет около 400 млн. тонн в год.

Твердые бытовые отходы засоряют и захламляют окружающий нас природный ландшафт. Кроме того они могут являться источником поступления вредных химических, биологических и биохимических препаратов в окружающую природную среду. Это создает определенную угрозу здоровью и жизни населения поселка, города и области, и целым районам, а также будущим поколениям. То есть ТБО нарушают экологическое равновесие. С другой стороны ТБО следует рассматривать как техногенные образования, которые нужно промышленно-значимо характеризовать содержанием в них ряда ценных практически бесплатных компонентов, черных, цветных металлов и других материалов, пригодных для использования в металлургии, стройиндустрии, машиностроении, в химической индустрии, энергетике, в сельском и лесном хозяйстве. Влияние потока ТБО остро сказывается на глобальных геохимических циклах ряда элементов, в частности органического углерода. Так, масса этого элемента, поступающего в окружающую среду с отходами, составляет примерно 85млн. тон в год, в то время как общий естественный приток углерода в почвенный покров планеты составляет лишь 41,4 млн. тонн в год.

К твердым бытовым отходам относятся отходы, образующиеся в жилых и общественных зданиях, торговых, жилищных, спортивных предприятиях и других (включая отходы от текущего ремонта квартир), отходы от отопительных устройств местного отопления, смет, опавшие листья, собираемые с дворовых территорий, и крупногабаритные отходы.

ТБО классифицируют по источникам образования, по морфологическому составу, по степени опасности, по направлениям переработки и т.д. Юридической основой для классификации ТБО служит Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО), который классифицирует отходы по происхождению, агрегатному состоянию и опасности.

Отходы различаются по происхождению:

отходы производства (промышленные отходы)

отходы потребления (коммунально-бытовые)

по агрегатному состоянию:

  • твёрдые;
  • жидкие;
  • газообразные.

В Российской Федерации выделяют следующие классы опасности для окружающей природной среды:

24 стр., 11712 слов

Организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора в г. Иркутске

... написания курсовой работы является совершенствование организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора с ... твердых бытовых отходов Одной из наиболее распространенных классификаций отходов является классификация твердых бытовых отходов по физико-химическим, биологическим, биохимическим и токсикологическим свойствам, которые определят способ дальнейшей переработки этих отходов. Твердые бытовые отходы ...

й — чрезвычайно опасные

й — высоко опасные

й — умеренно опасные

й — малоопасные

й — практически неопасные

Во всех странах мира неуклонно возрастает количество твердых бытовых отходов и в настоящий момент составляет на душу населения 200-800 кг/год. В США например, объем образования ТБО на душу населения за последние 40 лет увеличился в 1,6 раз.

Кроме увеличения массы уменьшается плотность твердых бытовых отходов за счет возросшего содержания в них бумаги и пластмассы, в основном за счет упаковочных материалов. Состав ТБО в различных странах принципиально не отличается, в связи с чем, проблемы их складирования, ликвидации, обезвреживания или переработки во многом идентичны. Однако это не означает, что при решении этих проблем возможно использовать какой-либо универсальный метод управления ТБО. Даже в странах Европы, где установлены единые принципы управления отходами, существуют различия в направлениях потока ТБО.

Есть много видов всевозможных отходов, которые можно было бы определить по происхождению. В таком виде твердые отходы, которые содержат небольшое количество влажности, мы можем разделить на главные группы:

  • а) бытовые отходы;
  • б) сельскохозяйственные отходы;
  • в) промышленные отходы.

Как подгруппы здесь можно было бы упомянуть также отходы от торговли, от горной промышленности и отходы других отраслей.

Отходы = Промышленные + Сельскохозяйственные + Бытовые

В бытовых отходах обычно находятся такие материалы, как бумага и картон, пластмассы всевозможных видов, металлы, естественные органические отходы (остатки пищи, зеленые отходы), ткани и другие схожие отходы. Те бытовые отходы, которые собирают для переработки, также обычно называют бытовыми, хотя их выделяют из общего неперерабатываемого потока отходов. Отходы от домашних строительных и ремонтных работ не следовало бы включать в поток бытовых отходов, однако часто эти отходы выбрасываются вместе с бытовыми отходами. Отходы строительства и ремонта, дорожных работ обычно собирают и обрабатывают отдельно от бытовых отходов.

Возможные подходы к разделению отходов представляют собой спектр решений, заключенных между двумя полюсами: чисто «техническим» и чисто «социальным».

Первый полюс — некая идеальная фабрика, на входе которой мы имеем неразобранный поток муниципального мусора, а на выходе — потоки материалов, удовлетворяющих требованиям рынка, и поток, идущий на свалку.

Второй — население само разделяет свои отходы, доводит их перерабатываемую часть до рыночной кондиции (моют бутылки, удаляют крышки и т.п.), после чего доставляют эти отходы «куда надо».

Первый путь в чистом виде практически невозможен. Переработка неподготовленного потока ТБО подходит, как метод получения обогащенного топлива для мусоросжигательный завод МСЗ, и попутно решает некоторые задачи извлечения вторсырья (например, металлов), но как метод, имеющий основной целью выделение вторсырья из общего потока мусора, она не годится. Практически невозможно, например, отделить пластик от бумаги, бутылочное стекло окажется перемешанным с оконным и т.п. Качество материалов, полученных из общей смеси окажется невысоким. Разумеется, с чисто технической точки зрения можно сколь угодно качественно разделить поток мусора, как с помощью машинных технологий, так и с помощью ручной разборки. Однако такой процесс, естественно, окажется непомерно дорогим, и это сделает всю деятельность экономически бессмысленной. В частности, можно с уверенностью утверждать, что издержки, налагаемые на общество при таком способе разборки смешанного мусора окажутся значительно больше, чем если бы этот мусор разделялся или, точнее, не смешивался бы вовсе с самого начала.

15 стр., 7359 слов

Переработка твёрдых бытовых отходов для выработки тепловой и ...

... на повторную переработку, а неиспользуемые остатки, составляют не более 15% от общей массы (Европейская практика). Вывоз ТБО производится на специально оборудованную площадку – полигон твердых бытовых отходов, мусороперерабатывающий либо ...

Однако существуют различные модификации технологий разделения отходов. Иногда обеспечивают раздельный сбор отходов в два контейнера: которые могут быть использованы, как вторсырье и всех остальных. Затем отходы вторсырья свозятся на специальные фабрики, на которых их сортируют на категории: стекло, бумага, металл, пластик и т. д. Заметим, что уже этот подход требует участия общественности, которая должна выбрасывать свои отходы в разные контейнеры.

Обычно считается, что разделение отходов самим населением и другими «производителями отходов» более приемлемо, чем «технологическое разделение» по

в этом случае меньше суммарные издержки, налагаемые на общество;

  • как правило, меньше и издержки, налагаемые на городской бюджет и городские власти;
  • в частности, не требуется значительных затрат на приобретение и эксплуатацию сложных технологий разделения;
  • в решении проблемы ТБО принимают непосредственное участие те, кто производит отходы — это (а) считается морально правильным и (б) создает стимул для уменьшения количества отходов.

Итак, в идеале отходы должны разделяться, или, точнее, не смешиваться, “у источника” — населением, или сотрудниками учреждений, производящих “коммерческие отходы”. Но никакая программа сбора вторсырья не будет работать «сама собой», без определенных усилий властей. Ниже рассмотрены возможные механизмы участия городских, региональных и национальных властей.

1.2 Проблема отходов

Управление отходами включает в себя не только непосредственные действия с отходами, но также обеспечение и организацию работы сотрудников, а также активную работу с общественными, государственными учреждениями, самоуправлениями и бизнес — организациями. В управление отходами вовлечены многие участники. При управлении отходами нужно решить всевозможные вопросы — как создать систему управления отходами; как её финансировать; какое оборудование использовать и т.д.

Социальные нормы часто влияют на то, каким образом будет проведено управление отходами. В привлечении населения в управление отходами большую роль играет психология. Таким образом, в образовании и руководстве системы управления отходами необходимы знания всевозможных дисциплин и опыт, а также глубокое знание местных условий. Отходы сами по себе являются важным фактором.

Нужно учитывать их состав, плотность, степень влажности и т.д. Свойства отходов определяют технические приемы для сбора отходов, для их транспортировки, переработки и захоронения. Например, в индустриально развитых государствах в бытовых отходах относительно много упаковки(из бумаги, пластмассы, металла, стекла), плотность которой мала, в свою очередь в менее развитых государствах доминируют органические отходы, у которых большая плотность и влажность. Это определяет вид дальнейшей переработки этих отходов.

3 стр., 1115 слов

Утилизация бытовых и промышленных отходов

... переработки отходов следует рассматривать, в первую очередь, как метод инженерной защиты окружающей среды, задачей которого является: уменьшение объема отходов, подлежащих захоронению; обезвреживание отходов; материально-энергетическая утилизация отходов. ... - использование как бытовых, так и промышленных отходов для замены традиционного ... выделения пищевых отходов и для сбора общих полезных компонентов ...

Например, влажные органические отходы не приспособлены для сжигания, их используют для компостирования. Доступность сбора отходов — еще один фактор, который нужно учитывать.

Существуют дороги и улицы, по которым транспорт определенного вида не может въехать и собрать отходы. Узкие проезжие части улиц, их наклон и покрытие, заторы транспорта также ограничивают доступность сбора отходов. Важный фактор в формировании успешного управления отходами — отношение и осведомленность общественности. Это обуславливает готовность населения сортировать отходы дома, доставлять их до общего контейнера отходов, а также влияет на частоту сбора отходов с населения, на количество выброшенных на улицу или в лес отходов, на готовность общественности платит за услуги управления отходами, на нежелание разместить на своей территории полигон захоронения отходов, а также на оборудование переработки; на то, из каких социальных групп придут работники в систему управления отходами.

С точки зрения обслуживания, машины для сбора и транспортировки отходов. Нужно выбрать так, чтобы легко были доступны детали, необходимые для ремонта и обслуживания машин, а также набрать знающих эти машины квалифицированных мастеров. Закупая оборудование, нужно учитывать также налоги, пошлины и ограничения импорта.

В управлении отходами, конечно, нужно учитывать государственное законодательство и требования государственных учреждений. Стандарты и ограничения могут повлиять на введение конкретных технологий. Законы обуславливают публичное и частное сотрудничество, выполнение закупок и другие вопросы.

Во многих государствах за управление отходами отвечают самоуправления, однако часто им не хватает всесторонних знаний в этой области, особенно, как привести в порядок и уравновесить экономические аспекты, финансовые аспекты, аспекты окружающей среды и здоровья. Поэтому важно осознать и понять сложность управления отходами.

Отходы могут создать для общественности серьезные проблемы, если они не обработаны подобающе. Спектр проблем образуется, начиная с эстетически непривлекательной среды, запаха и т.д., до загрязнения сточных вод, превращений свободных земель в свалки, изменении стоимости имущества, а также отходы создают угрозы человеческому здоровью.

Возобновляемые в результате хозяйственных действий ресурсы (воздух, вода, почва) регулярно засоряются. Есть три главных фактора, которые определяют отрицательное влияние загрязнения на среду:

  • химическая природа;
  • концентрация;
  • скорость разделения.

Негативное влияние отходов на среду главным образом появляется из-за их неправильной обработки. Основные виды, которые характеризуют отрицательное влияние отходов это непосредственный ввод отходов в окружающую среду, производя загрязнение в воде, воздухе или почве;

  • загрязнение, созданное несоответствующими процессами переработки отходов (выбросы при сжигании отходов и других видах переработки, шум процессов транспортировки и обработки, пыли, эмиссии газов);
  • загрязнение, созданное несоответствующим захоронением отходов.

Неубранные отходы создают различные проблемы окружающей среде и здоровью, это и токсические испарения, антисанитарные условия и т.д.. Описанные в этой главе влияния на окружающую среду и здоровье можно учитывать, выполняя для полигонов (для отходов) и для других связанных с управлением отходами объектов стратегическую оценку влияния на окружающую среду. Токсические вещества (напр., тяжелые металлы, устойчивые органические источники загрязнения, диоксины) могут вызвать серьезные угрозы здоровью (также с летальным исходом), если они находятся в соприкосновении с человеком, а также при вдыхании. Они могут создать также опасное загрязнение воды, воздуха и почвы.

11 стр., 5199 слов

Проблема бытовых отходов в России и за рубежом

... химического и вещественного состава отходов обусловлена взаимодействием компонентов, биологическим разложением и ассимиляцией веществ. 1. Основные методы переработки и утилизации бытовых отходов в России Под отходами ... среду и человека. По агрегатному состоянию отходы делятся на: твердые, жидкие и газообразные. По происхождению различают: промышленные, сельскохозяйственные и бытовые отходы. По ...

Пожары на нелегальных свалках отходов, а также открытое сжигание, создают загрязнение воздуха, в составе которого есть диоксины, которые очень вредны для окружающей среды и человека.

В зависимости от того, какой вид обработки отходов выбран (захоронение, компостирование, сжигание, транспортировка, переработка), образуются также разные влияния на окружающую среду. Однако можно выделить 3 главные категории влияний, независимо от вида обработки.

газы, вызывающие эффект теплицы(от переработки отходов, включая сжигание и захоронение)

использование земли(переработка, захоронение)

эмиссии инфильтрата(от захоронения).

Сбор отходов и транспорт. Особенно транспорт — он существенно влияет на окружающую среду и здоровье, это выхлопы моноксида (СО) и двуокиси (CO2) углерода, окислы азота (Nox), пыль, выхлопы свинца и летучие органические соединения.

Захоронение занимает ценную землю, вызывает загрязнение почвы, воды и воздуха, создает выбросы двуокиси углерода (CO2) и метана (CH4), а также загрязнения химических соединений другого вида в почве и в грунтовых водах. Если отходы захоронены в закрытом виде, без вывода газов, газы со свалок в определенной концентрации могут быть взрывчатыми. Многие старые и неадекватно устроенные свалки создают выбросы токсических веществ, которые вредно влияют на окружающую среду и человеческое здоровье. Захороненные химические отходы создают испарения и жидкости, которые причиняют серьезный вред здоровью людей и даже их жизни, а также экосистемам.

Сжигание создает выбросы вредных веществ, — это диоксины, кислые газы (окислы азота (Nox), диоксиды серы (SO2) и хлористый водород (HCl)), которые вредны как для человеческого здоровья, так и окружающей среды. Оборудование для сжигания создает выбросы в ходе всех своих процессов: при сжигании и при обработке пепла.

Кроме того, эти выбросы могут содержать в разных количествах всевозможные загрязняющие вещества, как, например, очень токсичные фураны, кадмий, ртуть, свинец, частицы или испарения других тяжелых металлов, такие летучие органические соединения, как бензол, толуол, полихлорированные бифенилы, а также щелочи, кислоты, и другие химические соединения. Эти выбросы могут вызвать острые заболевания, а также нанести другой вред, например, наследственные дефекты, астму, болезни дыхания и рак.

Компостирование также может негативно влиять на здоровье, однако не столь существенно, как в ранее описанных случаях. Есть наблюдения, которые свидетельствуют, что у очень близко живущих от площадок компостирования людей повысилось количество болезней дыхания.

Опасные предметы. Это может быть разбитые стекла, лезвия, иглы от шприцев, отходы здравоохранения, потенциально взрывчатые контейнеры, банки после аэрозолей и химические отходы, которые находятся в отходах. Они могут создать риск ранения и отравления, особенно для людей, которые сортируют и собирают отходы на свалках.

7 стр., 3033 слов

Твердые бытовые отходы и способы решения проблемы их утилизации

... Раздельный сбор. Раздельный сбор разных категорий отходов ... бытовых отходов. Проектом предусматривается минимизация ущерба окружающей среде, строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований. захоронении отходов Уничтожение отходов., Уничтожение безвозвратных отходов Международные универсальные коды переработки ... переработке получать другие необходимые материалы. При дальнейшем очищении твердого ...

Нужно отметить, что любое действие управления отходами создаст какое-либо влияние на окружающую среду, будут ли это эмиссии от транспорта, собирающего отходы или от сжигания, очистки инфильтрата или потребление энергии, которое необходимо для переработки отходов и т.д.. Поэтому в процессе планирования управления отходами нужно взвесить влияние этих действий на окружающую среду вовремя всего их жизненного цикла, учитывая также влияние которое появится, когда нужно будет закрывать свалку отходов или применяя устройство по сжиганию отходов. Значительность влияний может быть разной, учитывая местные обстоятельства.

1.3 Раздельный сбор

Анализ жизненного цикла товаров позволяет сделать вывод о том, что оптимальным методом обращения для семи основных групп отходов (стекло, дерево, бумага и картон, пластмассы, алюминий, сталь и гетерогенные отходы) является их переработка для последующего вторичного использования, а не сжигание и захоронение, применяющееся в настоящее время.

К настоящему моменту уже разработаны проекты законов «Об упаковке» и «О вторичных материальных ресурсах», позволяющие изменить существующую систему обращения с отходами в сторону переработки большинства из них. В силах Правительства РФ сделать из проектов реально работающие законы. Так, закон «Об упаковке» вводит залоговую стоимость и ответственность производителя за изъятие и безопасную переработку упаковочных отходов. Закон «О вторичных материальных ресурсах» распространяется на остальные виды отходов.

Как правило, для решения проблемы ТБО властями городов и субъектов федерации предлагается дорогостоящее (от 12,5 млрд. руб.) строительство мусоросжигательных заводов. Но построенных мощностей (учитывая, что строительство МСЗ занимает не менее 2-х лет) едва будет хватать для сжигания только ежегодного прироста ТБО в размере 1,5 млн. тонн. Основной объем ТБО, без учета ежегодного прироста, по-прежнему придется размещать на специально оборудованных полигонах. Таким образом, строительство мусоросжигательных заводов не решит проблемы отходов, а наоборот, только усугубит загрязнение атмосферного воздуха и приведет к росту содержания высокотоксичных веществ в отходах сжигания.

В экономически развитых странах сжигаются только отходы, соответствующие определенному стандарту. Не подлежат сжиганию отходы поливинилхлорида, опасные компоненты бытовых отходов (батарейки, аэрозольные баллоны, масла, краски и лаки, растворители, резинотехнические изделия, отходы электронной промышленности).

Наиболее экономически целесообразной (~ в 3 раза дешевле) и экологически безопасной (не образуется веществ, класс опасности которых выше исходных ТБО) является комплексная технология мусоропереработки, включающая раздельный сбор, сортировку, реализацию вторичного сырья и его дальнейшую переработку.

В России вторичной переработке подвергается менее 15 % ТБО. В то время как в Европе перерабатывается более половины отходов. Например, повторное использование бумаги достигает 96%.

-80% морфологического состава ТБО представляют собой потенциальное сырье для использования в промышленности (35-45%) или компостирования (25-35%).

12 стр., 5982 слов

Транспорт отходов

... перевозки стандартных контейнеров для сбора ТБО (водонепроницаемые с крышками). 4.2.1.4. При осуществлении по согласованию с органами Росоптребнадзора на отдельных объектах сбора бытовых отходов в пресс-контейнеры, снабженные уплотняющим устройством, вывоз отходов ...

Однако сортировка предварительно смешанных и перевезенных в едином мусоровозе ТБО, позволяет извлечь из их состава не более 11-15% вторичных ресурсов. При этом оказывается практически невозможным использовать биоразлагаемые (органические) отходы.

Следовательно, организация раздельного сбора ТБО непосредственно в местах их образования является неизбежным условием для их глубокой переработки. Важнейшим элементом в успешной реализации масштабных схем раздельного сбора ТБО является вовлечение и участие населения. Главной целью раздельного сбора является разделение всего объема ТБО на три основных потока:

  • «сухие» вторичные ресурсы, пригодные для промышленной переработки (пластмассы, стеклобой, металлы, макулатура и текстиль) составляющие 35-45% от общей массы;
  • «влажные» биоразлагаемые отходы для компостирования (кухонные, пищевые, садовые отходы, а также влажные и загрязненные отходы бумаги) — 25-35%;

— «прочие» неперерабатываемые отходы или «хвосты». К ним в каждом конкретном случае могут быть отнесены и отходы, потенциально перерабатываемые но экономически обоснованные технологии переработки в данном регионе для которых отсутствуют -например одноразовые подгузники или композитные упаковки.

Для каждого потока предусмотрены свои методы дальнейшей переработки (утилизации).

Так, «сухие» вторичные ресурсы должны направляться на мусоросортировочные комплексы (МСК): раздельный сбор ТБО не исключает последующей промышленной сортировки вторсырья по видам, категориям и сортам, а также очистки их от некоторой доли «хвостов», которые неминуемо будут их сопровождать. Отделение «сухих» вторичных ресурсов от «влажных» и «хвостов» позволяет, однако, предотвратить загрязнение основной доли вторсырья, в несколько раз повысить экономическую эффективность раздельного сбора и улучшить санитарные условия работающих.

С экономической и организационной точек зрения, отделение потока «сухих» вторичных ресурсов значительно проще чем «влажных». Во-первых, при изначально небольшом уровне участия населения в раздельном сборе заполнение контейнера вторичными ресурсами будет происходить достаточно долго, до одной недели. Однако столь редкий вывоз не ухудшит санитарной обстановки на контейнерной площадке, поскольку доля фракций подверженных гниению в этих контейнерах минимальна. Во-вторых, эти вторичные ресурсы имеют значительную рыночную стоимость, а значит часть затрат на раздельный сбор может быть компенсирована их реализацией.

Принцип одного ведра:

При реализации задачи разделения потоков отходов необходимо найти решение, удовлетворяющее двум факторам: во-первых, наиболее быстро освободить территорию населенного пункта от бытового мусора, во-вторых, наиболее полно извлечь из отходов вторичные материальные ресурсы.

Несмотря на происходящие в мире изменения (политические, социальные и другие) по-прежнему не снижается острота одной из самых больших проблем нашего времени — проблемы накопления отходов и их дальнейшей утилизации. Несомненной заслугой редакции журнала «ТБО» является то, что в наше непростое время изыскана возможность продолжения дискуссии на тему применения различных схем управления отходами, позволяющих снизить темпы их образования, в частности на тему организации и проведения раздельного сбора ТБО.

В основе раздельного сбора лежит идея разделения потоков отходов. За рубежом люди сортируют отходы у себя дома, а затем государственные или частные фирмы реализуют вторую составляющую этой системы — обеспечивают транспортирование раздельно собранных фракций отходов и дополнительную сортировку материалов с их последующей переработкой. Интенсивное внедрение раздельного сбора вторичных ресурсов с привлечением населения для сортировки отходов. Более того, население взяло на себя даже и транспортирование ресурсно-ценных фракций ТБО, правда, по «серым» схемам. Приведем лишь один пример: бутылки с напитками упакованы в полиэтиленовую пленку (литровые — по 12 шт.; пол и двухлитровые — по 6 шт.); масса пленки составляет 50 и 38 г соответственно. Однако ни одна торгующая организация не сдает эту использованную полиэтиленовую пленку, хотя в обращении на рынке находятся миллионы и образуются соответственно, сотни тонн чистого вторичного полиэтилена.

18 стр., 8795 слов

Проблема твердых бытовых отходов: история, пути решения, правовые аспекты

... отходов строительных в общей массе бытового мусора. количество же Растущее отходов и нехватка средств их переработки для характерны многих городов. ... правовых аспектах проблемы. Для начала хотелось бы проблему обрисовать городского мусора или твердых отходов бытовых (ТБО) ... изменение структуры потребления решение усложняют проблемы утилизации отходов. Количество увеличивается мусора, города растут, так ...

В настоящее время в хозяйственный оборот вводится только то вторичное сырье, которое можно реализовать без каких-либо особых затрат, а все остальное вывозится на свалки. Чтобы хоть как-то вернуть в доход государства вторичные материальные ресурсы (ибо с собранных материалов и их последующей реализации, естественно, налоги никто не платит), было решено внедрить раздельный сбор отходов, используя для этого систему «поконтейнерного сбора». Не мудрствуя лукаво, взяли и автоматически внедрили систему, которая за рубежом налаживалась десятилетия, используя при этом импортные проекты и оборудование. Однако, как показала практика, начатый эксперимент, основанный на системе контейнерного сбора, потихоньку затухает. Вероятно, он с самого начала был обречен на неудачу при отсутствии помимо контейнерной составляющей раздельных транспортирования собранного сырья и его переработки. Ведь на практике даже разделенные потоки отходов все равно складировались в общий мусоровоз и направлялись на мусоросортировочный комплекс. К тому же за короткий срок нельзя изменить уклад жизни населения, его привычки.

1.4 Опыт раздельного сбора твердых бытовых отходов в городе Чебоксары

В целях реализации Указа Президента Чувашской Республики «О дополнительных мерах по обеспечению экологической безопасности в Чувашской Республике» от 03.12.2009 г. № 100 на 2010 год и постановления Администрации города Чебоксары от 05.02.2010 г. № 17 «Об организации раздельного сбора твердых бытовых отходов на территории города Чебоксары» МУ «Управление экологии города Чебоксары» доводит следующее.

На сегодняшний день большинство городов России столкнулись с актуальной проблемой по внедрению системы по раздельному сбору отходов, раздельный сбор мусора считается одним из прогрессивных способов утилизации отходов, позволяющий впоследствии пустить их во вторичную переработку. И к тому же свести к минимуму наполняемость свалок.

В связи с введением в столице Чувашии с 1 июля 2010 года раздельного сбора мусора, в городе должно появиться 259 контейнерных площадок, на которых планируется разместить 777 контейнеров для раздельного сбора. Стоимость одного контейнера 9,5 тыс. рублей, они уже закупаются в городе Чебоксары на предприятии ООО «Чувашгосснаб», на 11.04.2010 г. Управляющими компаниями закуплено 227 контейнеров для раздельного сбора отходов.

Принято решение разделять отходы на три фракции — пластик, стекло и бумагу. «Чтобы не отличиться самим, решили воспользоваться евростандартами. Для сбора стекла применяются контейнера с крышками зеленого цвета, для пластика — жёлтого цвета, для бумаги и картона — синего цвета».

Главной целью раздельного сбора является разделение всего объёма ТБО на три основных потока. На сухие вторичные ресурсы, пригодные для промышленной обработки (пластмассы, стеклобой, металлы, макулатура и текстиль), которые составляют 35-45% от общей массы. Второй поток — «влажные» биоразлагаемые отходы для компостирования (кухонные, садовые отходы, а также влажные и загрязнённые отходы бумаги), которые составляют 25-35%. Третий поток — не перерабатываемые отходы или «хвосты». Для каждого потока предусмотрены свои методы дальнейшей переработки (утилизации).

Вывозить разложенный по полочкам мусор, как и прежде, будет ОАО «Спецавтохозяйство». Предприятию рекомендовано в срок до 1 июля этого года завершить работы по пуску и наладке технологического оборудования по сортировке ТБО на специальной станции.

Управляющие компании будут заключать договора с ОАО «Спецавтохозяйство» на вывоз фракций, далее предприятие будет вывозить первично отсортированный мусор на места переработки, в настоящее время прорабатывается вопрос с переработчиками: «Естественно, “Спецавтохозяйство” будет составлять калькуляцию, во сколько это обходится с учётом транспортных и других расходов, и на какую сумму они сдают. Согласно договорным отношениям, управляющие компании будут возмещать стоимость проделанной работы».

Проект по раздельному сбору мусора в первую очередь будет внедряться в многоквартирных жилых домах, коснётся он и предприятий и организаций всех форм собственности. Участие частного сектора пока не предусматривается: как показывает практика других городов, пока это невыгодно.

Существует опыт города Дзержинска (Нижегородская область) по раздельному сбору мусора. За год, по словам представителей администрации Чебоксар, которые ездили в город Дзержинск с целью знакомства с наработками коллег, до сих пор нет чёткого механизма реализации проекта. «Пока они год поработали, у них прибыли нет. Сразу не получится, нужно три года, может пять лет. Не всё же в деньгах измеряется. Прибыли нет, но зато они отходы всё равно меньше начали возить на свалку. Поэтому наша задача — как можно больше уменьшить поступление ТБО на место складирования. Чтобы вторсырьё использовалось по назначению».

Внедрение раздельного сбора позволит всё-таки разгрузить свалку, отгружать на неё только те отходы, которые не подлежат переработке. А то, что подлежит переработке, отсортировать на этапе сбора и в дальнейшем отправить на переработку.

Ключевым вопросом жизнеспособности раздельного сбора является поддержка его населением на начальном этапе. Результаты эксперимента в г. Санкт-Петербург показали, что до 25% граждан готовы участвовать в сортировке ТБО сразу, как только будут установлены специальные контейнеры. Естественно, параллельно с их установкой необходимо обеспечить хотя бы минимальное информирование, например через вывешивание плакатов, баннеров или распространение листовок. Участие этой группы людей — «агентов перемен» — позволяет уже на начальном этапе подвергать раздельному сбору 6-10% от общей массы отходов, что сразу обеспечивает положительный экономический эффект. Полный же потенциал участия населения в раздельном сборе оценивается ориентировочно в 75%.

Очень мешает раздельному сбору «несознательная» часть граждан, в принципе не желающая задумываться о том, куда девать мусор, или читать надписи на контейнерах. Их доля также составляет около 25%. Если оставить контейнеры открытыми, они очень быстро будут заполнены обычным смешанным мусором. Поэтому контейнеры для раздельного сбора должны выполняться закрытыми, и оборудованы «приемными щелями», в которые не проходит пакет со смешанными отходами.

Для поднятия уровня экологического просвещения населения необходимо начать с подрастающего поколения, проводить семинары в школах, высших учебных заведениях, и т.д., затрагивать вопросы экологии и важности раздельного сбора мусора в частности.

Проведение данных мероприятий, в скором времени несомненно положительно скажутся на экологической обстановке в нашем городе.

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СБОРА ТВЕРДЫХ БЫТОВЫХ ОТХОДОВ

2.1 Организация сбора и вывоза твердых бытовых отходов

Система сбора и переработки отходов должна опираться на принцип максимального ограничения влияния отходов на окружающую среду. Для достижения этого важны

минимизация загрязнения окружающей среды от несанкционированных свалок;

  • создание новых полигонных мощностей высокого технического уровня и использование имеющегося объема полигонов;
  • постепенная подготовка населения к раздельному сбору отходов;
  • максимальное использование ценных вторичных ресурсов;
  • улучшение качества жизни населения.

Организация раздельного сбора ТБО непосредственно в местах их образования является неизбежным условием для их глубокой переработки. Важнейшим элементом в успешной реализации масштабных схем раздельного сбора ТБО является вовлечение и участие населения. Главной целью раздельного сбора является разделение всего объема ТБО на три основных потока:

  • «сухие» отходы на промышленную переработку;
  • «влажные» отходы на биологическую переработку;
  • «прочие» отходы на захоронение.

Опыт показал, что разделение отходов на большое количество потоков нецелесообразно. Так, любой компонент «сухих» отходов требует дополнительной профессиональной сортировки на МСК (мусоросортировочный комплекс) по сортам с одновременным удалением остаточных загрязняющих фракций, что делает бессмысленным их раздельный вывоз.

В качестве первой очереди раздельного сбора рекомендуется организация раздельного сбора двух потоков (двух контейнеров):

  • «сухие» вторичных ресурсов в специализированные контейнеры;
  • «прочие» отходов в имеющиеся контейнеры.

Выделение потока «влажных» отходов рекомендуется оставить на вторую очередь по следующим причинам:

  • при изначально не большом уровне участия населения в раздельном сборе заполнение контейнера вторичными ресурсами будет происходить достаточно долго — одну, две недели или даже более. Столь редкий вывоз «сухих» отходов не ухудшит санитарной обстановки на контейнерной площадке, поскольку доля фракций, подверженных гниению, в этих контейнерах минимальна. Поступать подобным образом с «влажными» отходами недопустимо по санитарным требованиям;
  • основная часть «сухих» вторичных отходов имеет значительную рыночную стоимость, а значит, часть затрат на раздельный сбор может быть компенсирована за счет их реализации. «влажные» отходы имеют низкую стоимость и требуют больших затрат на переработку;
  • «сухие» вторичные отходы составляют около 50% по массе и 75% по объему от всех отходов. Таким образом, их раздельный сбор даст максимальный эффект.

Раздельный сбор «сухих» отходов, составляет четыре компонента: ПЭТФ-бутылки, стекло, газеты и картон. Таким образом, целесообразно в первую очередь искать сбыт именно этих видов вторичного сырья.

Если в регионе организован возмездный прием алюминиевых банок, то они практически полностью будут извлечены из потока и рассчитывать на них не следует. Изделия из черного металла представлены в основном крупногабаритными материалами, и рассчитывать на них сбор также нецелесообразно.

На первый взгляд кажется, что в случае перехода к двум потокам отходов вместо одного необходимо удвоить число рейсов спецтранспорта, к трем потокам. Между тем это мнение ошибочно. Измениться может только время работы мусоровоза в собирающем режиме, но суммарное время , затрачиваемое транспортом на доставку отходов от места сбора до места выгрузки (станции перегруза, сортировки или полигона) практически не изменяется, ведь суммарное количество отходов от всех потоков остается неизменным.

Время работы мусоровоза в собирающем режиме зависит от единичной емкости контейнера. Если (при переходе от одного к двум потокам) на площадке удвоить емкость контейнеров, то теоретически количество рейсов мусоровозов вообще не изменится: будет забирать то один, то другой контейнер. Более того, «сухие» фракции могут вывозиться даже реже, чем обычные отходы, из-за низкого содержания органики. Следовательно, для их сбора может быть применен контейнер большой емкости, а частота вывоза даже снижена.

В тоже время проблема изменения графика вывоза отходов связана с тем, что периодичность вывоза измеряется сутками. Иными словами, если при «однопоточной» системе вывоз производился один раз в двое суток, а при переходе к «двухпоточной» системе селективному сбору станет подвергаться 10% отходов, то контейнер с обычными отходами придеться опорожнять также один раз в двое суток, но заполненным на 90%. Однако поскольку объем отходов учитывается обычно по объему опорожняемого контейнера, возникает эффект «фиктивного увеличения объема отходов», то есть 10% отходов, вывозимых раздельно, окажутся как бы дополнительными отходами, хотя фактически они просто выделены из того же потока. Переход же от вывоза контейнера для смешанных отходов «раз в трое суток» возможен только после того, как в контейнер для раздельного сбора будет собираться 1/3 по объему от всех отходов.

Чтобы избежать таких проблем, при переходе к раздельному сбору необходимо изменение планирования вывоза и емкости контейнеров не только для раздельного собранных, но и для обычных отходов. Нужно добиваться, чтобы суммарная емкость контейнеров, опорожняемых за месяц на площадке, не изменилась при переходе на селективный сбор.

Еще одной статьей экономии при вывозе «сухих» раздельно собранных отходов может стать их уплотнение при вывозе. Поскольку они лишены влаги, то могут перевозиться до места сортировки с уплотнением без потери качества вторичных ресурсов. Кроме того, практический опыт показал, что загрузка прессующего мусоровоза «сухими» раздельно собранными отходами может быть по объему на 1/3 больше, чем для смешанных отходов, из-за их лучшей сжимаемости.

В целом при планировании вывоза отходов по схеме раздельного сбора надо постараться предотвратить рост суммарного количества рейсов мусоровозов, поскольку вывоз является самой большой статьей затрат на обращение с отходами.

Принимаемая система сбора отходов зависит от расстояния населенного пункта до объекта переработки, вида жилого фонда (высотная или малоэтажная застройка), планировки (ширина проездов, наличие площадей для разворота техники и т.п.), принятой стратегии обращения с отходами (основной технологией служит захоронение, отбор вторичного сырья или сжигание), климатических условий, принятой технологии сбора (в одно ведро, селективный), применяемой техники для вывоза отходов, наличия ограничений по габаритам и весу транспорта для вывоза отходов.

Основные требования к контейнерам:

  • наличие крышек для предотвращения распространения дурных запахов, растаскивания отходов животными, распространения инфекций, сохранения ресурсного потенциала отходов, предотвращения обводнения отходов;
  • оснащение колесами, что позволяет выкатывать контейнер для опорожнения при вывозе мусороуборочной техникой с задней загрузкой;
  • прочность, огнеупорность, сохранение прочностных свойств в холодный период времени;
  • низкие адгезионные свойства (с целью предотвращения примерзания и прилипания отходов).

Варианты системы вывоза ТБО: прямой вывоз собирающими мусоровозами и двухэтапный вывоз с промежуточной перегрузкой на станции.

Прямой вывоз с применением собирающих мусоровозов:

Прямой вывоз отходов собирающими мусоровозами (с объемом кузова 12 — 18 куб. м) применим только в том случае, если расстояние до объекта захоронения не более 15 — 17 км, в противном случае их использование становится экономически нецелесообразным.

Мусоровозы с задней загрузкой позволяют:

  • обслуживать контейнеры различной конфигурации (от0,1до2куб.м);
  • минимизировать затраты на загрузку отходов (меньшая высота подъема контейнера);
  • обеспечить более комфортные условия труда для работников, обслуживающих спецтехнику;
  • уменьшить количество просыпающихся отходов.

Подбор транспорта для вывоза отходов во многом определяется принятой системой сбора. Кроме того, при подборе оборудования следует учитывать:

  • максимально разрешенные нагрузки на дорожное полотно;
  • возможность подъезда и разворота техники (ширина улиц, наличие разворотных площадок, мостов, тоннелей, арок и т.п.);
  • количество и качество образующихся отходов.

Вывоз отходов с контейнерных площадок осуществляется собирающими мусоровозами. По способу погрузки ТБО из контейнера собирающие мусоровозы делятся на две группы: мусоровозы задней загрузки; мусоровозы боковой загрузки. Для обслуживания контейнерного парка для сбора ТБО с помощью «евроконтейнеров» или контейнеров типа ГМТ (60 — 240 л) оптимальным является использование мусоровозов с задней загрузкой.

Основные преимущества технологии задней загрузки:

  • коэффициент уплотнения мусора в мусоровозах с задней загрузкой достигает 5, в то время как в мусоровозах с боковой загрузкой этот коэффициент не превышает 1,5 — 2, поэтому при одном и том же объеме мусоросборника при применении соответствующего шасси грузоподъемность мусоровоза увеличивается в 2,5 — 3 раза, что позволяет пропорционально сократить требуемый парк спецтехники;
  • технология задней загрузки позволяет решать экологические проблемы за счет исключения просыпания мусора при загрузке контейнера, так как загрузка осуществляется в габаритах мусороприемника, а не через небольшую воронку на крыше мусоросборника, как при боковой загрузке;
  • работа с механизмом опрокидывания на мусоровозах с задней загрузкой значительно безопасней для оператора машины, так как подъем контейнера осуществляется на высоту 1,5 — 1,8 м от земли, а не на 2,5 — 4 м, как при боковой загрузке;
  • при задней загрузке твердыми бытовыми отходами мусоровоз может загружаться и вручную, и фронтальным погрузчиком, что исключено при боковой погрузке.

Двухэтапный вывоз с промежуточной перегрузкой на станции:

Двухэтапный вывоз с промежуточной перегрузкой на станции применяется при дальности вывоза более 17 — 25 км.

Доставка отходов на мусороперегрузочные станции осуществляется малыми собирающими мусоровозами. Вывоз отходов с мусороперегрузочной станции осуществляется мусоровозами со съемными контейнерами 20 — 30 куб. м в уплотненном состоянии.

При выборе большегрузных мусоровозов следует учитывать:

  • снаряженную массу транспортного средства (не превышает ли она допустимую нагрузку на дороги);
  • длину транспортного средства, радиус разворота, высоту, ширину;
  • уровень шумности;
  • уровень загрязнения окружающей среды (при наличии особых требований);
  • возможность работы в зимний период.

Устройство мусороперегрузочных станций позволяет:

  • снизить временные затраты на сбор и вывоз отходов;
  • снизить эксплуатационные затраты на ГСМ и ремонт парка мусоровозов;
  • укрупнить объекты переработки;
  • накапливать транспортные партии вторичного сырья и компостных фракций на мусороперегрузочной станции;
  • производить первичную обработку отходов.

Все указанные преимущества в конечном итоге приводят к снижению затрат на сбор и вывоз отходов.

Общей частью различных вариантов схем одноуровневых МПС является следующий технологический процесс:

  • а) собирающий мусоровоз выгружает ТБО на бетонированную площадку приемного отделения МПС;
  • б) на площадке приемного отделения производится ручной отбор крупногабаритных отходов и металлолома;
  • в) автопогрузчиком ТБО сгружаются на заглубленную часть наклонного приемного пластинчатого конвейера;

г) с наклонного приемного конвейера ТБО сбрасываются либо:

в транспортный большегрузный (до 25 т) мусоровоз через накопительную воронку путем дозированной подачи ТБО приемным конвейером

в пресс-контейнер, а также в буферный накопительный бункер объемом до 30 куб. м каждый со стационарной и последующей погрузкой пресс-контейнера на большегрузное транспортное средство, оборудованное механизмом «мультилифт», тросовым или цепным устройством. Наполнение пресс-контейнера или буферного накопительного бункера регулируется реверсивным конвейером на торце приемного конвейера. Реализация схемы МПС по варианту 2 рекомендуется при невысокой производительности станции и небольшом (порядка 5 — 10 км) расстоянии до полигона;

— в стационарный пакетирующий пресс для ТБО с автоматической обвязкой 4-5 рядами проволоки и последующей погрузкой сформированных тюков плотностью до 1 т/куб. м с помощью погрузчика с боковым захватом на большегрузное транспортное средство (вариант 3).

Станции большой мощности отличаются наличием зоны для временного накопления отходов (для аккумуляции отходов в часы пик, в случае поломки и при плановом ремонте оборудования).

Техника, направляемая на станцию, проходит участок контроля, где машина взвешивается, подвергается радиационному и визуальному контролю. Далее отходы направляются на площадку разгрузки.

На первом этапе отделяется крупногабаритный металлолом и древесные фракции. Далее отходы поступают на конвейерную сортировочную линию.

Затем отходы в открытом решете разделяются на две фракции (крупные и мелкие).

Размер ячейки решета определяется и оптимизируется в рамках пусконаладочных работ. Первоначально предусматривается размер ячейки решета 20 мм.

Просеянная мелкая фракция, компоненты которой имеют размер <40 мм, очищается от содержащихся в ней металлов с помощью надленточного магнитного сепаратора. Магнит устанавливается по направлению движения ленты на месте сброса конвейера, что позволяет извлечь все железомагнитные элементы из потока отходов. После этого поток материала поступает на полигон и используется в рамках рекультивационных мер.

Отбираются такие ценные материалы, как бумага, картон, пленки, бутылки, коробки для напитков, твердые синтетические материалы, стекло. Отсортированное вторсырье сбрасывается в шахты, после чего оно попадает в бункер, находящийся под контрольной площадкой. Когда бункер заполнен, вторсырье конвейером направляется в центральный пакетирующий пресс.

Здесь ценные вещества прессуются в пакеты и направляются в склад пакетов, где они будут находиться до следующего этапа их обработки.

Фракции, оставшиеся на контрольной площадке, очищаются от металлов надленточным магнитным сепаратором. Остатки вывозятся на полигон и уплотняются.

Транспортировка подлежащего переработке материала или продукции осуществляется при обеспечении непрерывного потока материала. При механической подготовке смешанных отходов происходит выход пыльного отработанного воздуха. Он вытягивается у источника и выводится на промышленный фильтр, встроенный на этой линии. Пыль добавляется к остаткам, направляемым на полигон.

Переработка твердых бытовых отходов:

В качестве основных вариантов промышленной переработки твердых бытовых отходов могут быть рассмотрены:

  • технология механобиологической переработки;
  • технология энергетической утилизации;
  • технология компостирования.

Механическая сортировка ТБО и их дробление позволяют:

  • отобрать ценное сырье для его вторичной переработки;
  • отобрать органическую фракцию ТБО для ее последующего компостирования;
  • отобрать сырье, представляющее экологическую опасность при его сжигании;
  • повысить теплотехнические и экологические показатели сырья, предназначенного для сжигания.

Благодаря подготовке низшая теплота сгорания твердого вторичного топлива достигает 9 МДж/кг, а по содержанию золы, влаги, серы и азота характеристики будут практически соответствовать аналогичным характеристикам бурого угля.

В настоящее время в городах России осуществляется сбор, вывоз и складирование ТБО, но экологические требования при этом не выдерживаются, значительная часть территории отчуждается под свалки и находится в неудовлетворительном санитарном состоянии, вторичные ресурсы практически не используются.

Количество ТБО в России увеличивается, а их состав приближается к составу ТБО в западных странах. В России ежегодно накапливается около 30 млн. т. Бытовых отходов или 200 кг отходов на душу населения.

И хотя в ряде городов имеются крупные перерабатывающие и мусоросжигательные предприятия, многочисленные и специализированный персонал работников и специалистов, но проблема неудовлетворительного санитарного состояния города имеет тенденцию к обострению. В мировой практике известно более 20 методов обезвреживания и утилизации ТБО.

Методы обезвреживания и переработки ТБО делятся по конечной цели наликвидационные (решающие в основном санитарно — гигиенические задачи), утилизационные (решающие и задачи экономики — использование вторичных ресурсов); по технологическому принципу на биологические, термические, химические, механические, смешанные.

Большинство этих методов не нашли сколько ни будь значительного распространения в связи с их технологической сложностью и сравнительно высокой себестоимостью переработки ТБО.

Наиболее практическое распространение в мировой практике получили экономически и экологически наиболее оправданные методы: складирование на полигоне (свалке); сжигание; аэробное биотермическое компостирование; комплекс компостирования и сжигания (или пиролиза) некомпостируемых фракций; изготовление гранулированного топлива и компоста.

Полигон — наиболее простой и дешевый метод _ устраивают там, где основанием могут служить глины и тяжелые суглинки. Там, где это невозможно, приходится устраивать специальное водонепроницаемое основание, что приводит к существенным дополнительным затратам, но кардинально не решает проблему.

Площадь земельного участка выбирается с условием срока его эксплуатации 15-20лет. Находить площадь в 40-200 га вблизи крупных городов становится все труднее, и это заставляет искать иные методы обезвреживания ТБО. С экологической точки зрения следует отметить, что полигон наряду с фильтратом, загрязняющим водоисточники, выбрасывает в атмосферу метан и другие токсичные газы, что не только загрязняет воздух вблизи полигона, но по последним исследованиям, и отрицательно влияет на озоновый слой земли. При захоронении на полигоне теряются все ценные вещества и компоненты ТБО. Однако с учетом невысоких (по сравнению с заводами) капитальных затрат полигон еще многие годы будет оставаться самым распространенным методом обезвреживания ТБО.

2.2 Требования к конструктивным особенностям контейнеров

Конструкции контейнеров для раздельного сбора отходов должны удовлетворять ряду требований:

Объем одного или нескольких контейнеров на каждой площадке для

«сухих» вторичных ресурсов долженбыть достаточно большим: желательно не меньшим, а лучше максимальновозможно большим, чем объем контейнеров для прочих отходов. Этопозволит не повышать или даже сокращать частоту рейсов мусоровозовпо вывозу отходов и избежать ростазатрат на их вывоз. В связи с незначительным количеством быстроразлагающихся фракций в контейнерах их вывоз возможен 2-4 раза в месяц или даже реже.

Объем новых контейнеров составляет 1,1 куб. м. Контейнеры снабжены специальным пружинным механизмом, который постоянно держит крышку в закрытом состоянии и не позволяет ей произвольно открываться.

Прайс-лист :

Контейнер 8 куб. м. (толщина металла стенки — 2мм, днище — 3 мм) -16 000 рублей

Контейнер 8 куб. м. (толщина металла стенки — 3мм, днище — 3 мм ) -18 000 рублей

Бункер 16 куб. м (тросовой) -72 000 рублей

Бункер 16 куб. м. (крюковой) -75 000 рублей

Бункер 16 куб. м. (универсальный) -77 000 рублей

Бункер 20 куб. м (тросовой) -76 000 рублей

Бункер 20 куб. м. (крюковой) -79 000 рублей

Бункер 20 куб. м. (универсальный) -81 000 рублей

Бункер 27 куб. м (тросовой) -86 000 рублей

Бункер 27 куб. м. (крюковой) -88 000 рублей

Бункер 27 куб. м. (универсальный) -90 000 рублей

Бункер 35 куб. м (тросовой) -120 000 рублей

Контейнер 0,8 куб. м. с крышкой -5 000 рублей

Контейнер 0,8 куб. м. без крышки — 4 500 рублей

Контейнерные площадки установка + доставка -50 000 рублей

Новые контейнеры выполнены из пластика и оцинкованного металла, практически не подвержены возгоранию, в 2 раза легче, менее подвержены деформации.

Недопустимо использование для раздельного сбора отходов открытых контейнеров, так как они будут быстро наполняться обычным мусором. Контейнер выполняется полностью закрытым. Сбор вторсырья производится через щели или окошки, размеры которых позволяют складировать вторсырье, но не пакеты со смешанными отходами. Рекомендуемые размеры щелей -250 х 800 мм. Большая длина нужна для складирования в контейнер картонных коробок в сложенном состоянии. Приемные щели устраиваются для того, чтобы предотвратить складирование в контейнер обычных смешанных отходов людьми, которые не готовы сортировать отходы ине имеют желания разбираться в том, в какой контейнер какие отходы складывать.

Практика показывает, что попытки использования запирающих устройств, предотвращающих открытие крышек, не оправдывают себя. Во-первых, их обычно забывает запирать водитель. Во-вторых, невозможность доступа вызывает раздражение лиц, занимающихся «стихийным» сбором вторсырья на контейнерных площадках и может привести к вандализму. На практике ни один вид вторсырья не окупает расходов по его выделению из ТБО, поэтому сбор вторсырья на контейнерных площадках следует поощрять. В тоже время крышка должна быть сконструирована таким образом, чтобы автоматически возвращаться в закрытое состояние.

Контейнер не должен содержать элементов (крышек, ручек и т. д.) за которые необходимо браться, для того чтобы выбросить отходы. На практике жители брезгуют прикасаться к контейнерам, поэтому будут применяться различные стопора и подпорки, которые будут держать крышки контейнеров открытыми.

Контейнеры должны быть устойчивыми, желательно предотвращающими горение, не теряющими привлекательности в течение долгого времени. Недопустимо использовать пластмассовые детали (например, крышки).

На контейнеры наносятся надписи и желательно пиктограммы, обозначающие, что в них надо складировать. Цветовая кодировка всех контейнеров для раздельного сбора ТБО должна быть одинаковой, яркой и отличаться от окраски контейнеров для обычного мусора. В информационно-рекламных мероприятиях следует рекламировать эти цвета.

На (рисунке 1-5) представлены различные виды контейнеров для раздельного сбора. Контейнеры на (рис. 1 и 2) представляют собой стандартные контейнеры типа К-0,75 с доработанной крышкой. Преимуществом данной конструкции является простота, дешевизна и возможность доработки в условиях любой спецавтобазы. Недостаток конструкции контейнеров на (рис. 1) заключается в отсутствии ограничителей открытия крышки, так что последняя не возвращается в закрытое состояние автоматически. Еще один недостаток в том, что при разгрузке мусоровозом с верхней загрузкой, оборудованным «еврозахватом» (осуществляющим захват за кронштейны посередине контейнера), крышка упирается в отходы внутри мусоровоза и деформируется. При оборудовании ограничителя открытия крышки и использовании щипкового захвата, осуществляемого за верхний край контейнера, эти недостатки исчезнут.

На рисунке 3 изображен стандартный колесный контейнер типа КК-0,75,оборудованный специально сконструированной крышкой. Сбоку имеются ограничители, предотвращающие опрокидывание крышки. Контейнер достаточно практичен для использования мусоровозом с верхней загрузкой. Однако из-за того, что кронштейны для захвата и приемное окно находятся с разных сторон, часто после разгрузки контейнеры ставят приемными окнами к стене. Вероятно, наличие приемных окон и надписей с двух сторон решило бы эту проблему. Еще одним недостатком является малая ширина приемного окна, не позволяющая складывать в контейнеры картон. Решением является расширение окна до 800 мм.

Качество контейнера серьезно ухудшилось, когда в целях «экономии» было решено использовать неметаллические, а пластмассовые крышки (рис. 2).

Такие крышки часто сгорают либо лопаются от мороза или при встряхивании контейнера. Таким образом, копеечная экономия обернулась серьезными затратами. А после поломки крышки контейнер сразу начинает заполняться обычным мусором.

Контейнер большого объема(рис. 4) привлекателен тем, что не требует частого вывоза отходов. Недостатком его являются широкие приемные окна. Скорее всего, в таком контейнере будет много обычного мусора. Следовало бы закрыть в нем часть проема, оставив просвет высотой 250мм.

На (рис. 5) показан совмещенный контейнер для раздельного собранных и обычных отходов. Он представляет собой доработанную модель 6-кубового контейнера типа «мультилифт». Контейнер дополнен 3-кубовой секцией для раздельного сбора, разделенной внутренней перегородкой. Применение такого контейнера практически исключает дополнительные затраты на вывоз селективно собранных отходов, что, как будет показано ниже, достаточно критично для существования раздельного сбора.

 требования к конструктивным особенностям контейнеров 1

Рис. 1. Контейнер К-075 с крышкой, доработанной для раздельного сбора отходов

 требования к конструктивным особенностям контейнеров 2

Рис.2 Вариант доработки контейнеров под раздельный сбор

 требования к конструктивным особенностям контейнеров 3

Рис. 3 Контейнер КК-0,75 для раздельного сбора отходов с пластмассовой крышкой

 требования к конструктивным особенностям контейнеров 4

Рис. 4 Контейнер для раздельного сбора отходов большого объема

 требования к конструктивным особенностям контейнеров 5

Рис. 5 Совмещенный контейнер для раздельного сбора и обычных отходов

3 Законодательное регулирование обращения с твердыми бытовыми отходами

твердый бытовой отходы контейнер

  • Утвердить прилагаемую областную целевую программу «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009 — 2014 годы»
  • Министерству экологии и природных ресурсов Нижегородской области при формировании бюджетной заявки на очередной финансовый год предусматривать расходы на реализацию Программы.

Установить, что в ходе реализации Программы объемы финансирования могут корректироваться с учетом доходов областного и местных бюджетов.

  • Министерству государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области внести в Реестр имущества государственной собственности области движимое и недвижимое имущество, приобретенное за счет средств областного бюджета.
  • Органам исполнительной власти Нижегородской области обеспечить своевременное и полное исполнение мероприятий Программы.
  • Рекомендовать органам местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Нижегородской области принять участие в реализации мероприятий Программы.
  • Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области (п.

6 в ред. Постановления Правительства Нижегородской области от 11.11.2009 N 853) [1]

1. Рекомендовать органам местного самоуправления Нижегородской области руководствоваться прилагаемыми накопления твердых бытовых отходов от предприятий и организаций Нижегородской области при установлении соответствующих норм муниципальных образований.

Комитету охраны природы и управления природопользованием Нижегородской области провести пересмотр примерных норм накопления твердых бытовых отходов.

  • Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора, заместителя Председателя Правительства Нижегородской области по жилищно-коммунальному хозяйству и охране окружающей среды. [2]

Концепция областной целевой программы «развитие системы обращения с отходами производства и потребления в Нижегородской области на 2009 — 2014 годы»

Стратегией развития Нижегородской области на период до 2020 года, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от17 апреля 2006 года N 127,предусмотрено создание условий для сбалансированного, экологически безопасного и устойчивого развития территории, в том числе обеспечение комфортных условий для жизни населения.

При этом деятельность Правительства Нижегородской области будет сосредоточена на решении задач по обеспечению населения качественным жилищно-коммунальным обслуживанием, повышению качества окружающей среды и формированию имиджа экологически чистой территории.

Одной из нерешенных на сегодняшний день является проблема отходов: их количество постоянно растет, состав усложняется, увеличиваются площади земель, занятых под полигоны для их размещения, расходы на утилизацию отходов растут.

Для всех субъектов Российской Федерации ситуация усугубляется несовершенством законодательства, а также отсутствием эффективных механизмов управления сферой обращения с отходами, предусматривающих четкое разграничение полномочий между субъектами управления системой и их взаимную ответственность. В этой связи остро стоит задача создания на территории Нижегородской области системы, содержащей механизмы правового, организационного, экономического и технологического регулирования, обеспечивающей эффективное управление сферой обращения с отходами.

Концепция областной целевой программы «Развитие системы обращения с отходами производства и потребления на территории Нижегородской области на 2009 — 2014 годы» (далее -Концепция) необходима как элемент региональной социально-экономической политики.

В сложившихся условиях приоритетным вариантом обеспечения жизнедеятельности города Нижнего Новгорода и Нижегородской области является разработка и реализация единой комплексной системы управления в сфере обращения с отходами производства и потребления, развитие системы санитарной очистки городов Нижегородской области от коммунальных и промышленных отходов, которые должны базироваться на стратегическом курсе создания индустриальной базы переработки отходов и сокращения полигонного захоронения.

Основная цель Концепции — анализ существующей в регионе ситуации, формирование представлений и определение возможных вариантов решения проблемы на основе опыта европейских стран.

Достижение поставленной цели осуществляется посредством решения следующих задач:

  • развитие (на основе положительного опыта ЕС) соответствующей нормативной правовой базы, регламентирующей весь процесс обращения с отходами;
  • создание экономических условий для наиболее полного вовлечения отходов, являющихся вторичными ресурсами, в сферу производства;
  • создание правовых и экономически благоприятных условий для привлечения малого и среднего бизнеса в сферу обращения со вторичными ресурсами.

В связи с этим в структуру Концепции вошли разделы:

  • Анализ основных групп и источников образования отходов производства и потребления.
  • Анализ существующей системы управления отходами системы обращения с отходами производства и потребления.
  • Анализ европейского опыта управления отходами.
  • Модель управления отходами.
  • Организация перспективной системы обращения с твердыми бытовыми и приравненными к ним отходами.
  • Организация раздельного сбора, вывоза и переработки вторичного сырья.
  • Организация системы обращения с крупногабаритными и строительными отходами.
  • Организация системы обращения с медицинскими отходами.
  • Организация системы обращения с промышленными отходами.
  • Рекультивация объектов захоронения отходов.
  • Этапы внедрения перспективной системы обращения с отходами.

Механизмы разработки и принятия решений, заложенные в Концепции, ориентированы на соответствующие приоритеты, учитывают последствия реализации этих решений в экономической, социальной, экологической сферах.

Настоящая Концепция должна являться основой для разработки конкретного плана действий по наиболее полному сбору и использованию отходов в качестве вторичного сырья, что обеспечить создание более благоприятных условий для выполнения требований международных стандартов в области охраны окружающей среды и ресурсосбережения в связи с расширением интеграции России в мировое и европейское сообщество, подготовкой вступления России в Европейский союз. [3]

Общие требования к обращению с отходами.

Регулирование образования отходов:

  • Юридические лица и индивидуальные предприниматели в процессе хозяйственной деятельности регулируют образование отходов производства и потребления исходя из установленных нормативов их образования на единицу выпускаемой продукции, выполненных работ (услуг) и лимитов размещения отходов в окружающей среде в целом и по отдельным их видам. Количество (объем) образования отходов согласовывается с органами, осуществляющими контроль в области обращения с отходами в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации;

— Отходообразующие предприятия (организации) обязаны обеспечивать строительство и использование площадок, складов, накопителей и других хранилищ для раздельного, безопасного хранения отходов по видам и классам опасности, а также недопущение вредного влияния отходов на состояние здоровья населения, окружающей среды, природные ресурсы. Места и условия хранения отходов на предприятиях (организациях) согласовываются с органами, осуществляющими контроль в области обращения с отходами.

Согласно федеральному законодательству создание объектов размещения отходов осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией;

  • Определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
  • Предоставление земельных участков для складирования, для захоронения отходов осуществляется уполномоченными на то органами исполнительной власти, органами местного самоуправления в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации и Нижегородской области, по согласованию с органами, осуществляющими контроль за обращением с отходами, и с учетом общественного мнения;
  • Предоставление земельных участков для складирования отходов производства и потребления производится при условии проведения на них в дальнейшем мероприятий, обеспечивающих сохранение и использование для рекультивации земель плодородного слоя почвы, исключающих отрицательное воздействие отходов на состояние окружающей среды, леса и иную растительность, животный мир, водные объекты, водных животных, рыб и водных растений;