Разработка мультимедийного учебника по междисциплинарному курсу «Инфокоммуникационные системы и сети

Дипломная работа
Содержание скрыть

Постоянное увеличение объема информации и ограниченность учебного времени обуславливают необходимость интенсификации обучения, разработки и внедрения нетрадиционных технологий, базирующихся на использовании вычислительной техники с применением активных методов обучения во всем их разнообразии и комплексности. Реализация активных методов обучения – одна из основных задач дидактики, которая предполагает активизацию всего процесса, выявление системы, способов, приемов, способствующих повышению активности обучаемых через формирование положительной мотивационной структуры учебно-познавательной деятельности.

Развитие активного, деятельностного начала в обучении, раскрытие и использование творческих способностей каждого обучаемого осуществляются через формирование познавательных потребностей путем организации поиска знаний в процессе изучения учебного материала и удовлетворение этих потребностей, что может быть обеспечено созданием специальных электронных учебников, чтобы обеспечить структурирование учебной информации на разных уровнях, систематизации процесса предъявления информации, специальной организации интерактивного общения. Это актуализирует проблему организации профессиональной подготовки специалиста в процессе изучения различных образовательных областей посредством электронных учебников по различным дисциплинам, что и обуславливает выбор темы дипломной работы.

Электронные учебники имеют массу достоинств по сравнению с печатными:

  • облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.п.;

  • допускает адаптацию в соответствии с потребностями студента, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

  • освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

  • предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

  • дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки.

    16 стр., 7688 слов

    Исследования. В ходе исследования проанализированы практические ...

    ... исследования; 2. Изучить особенности детей старшего дошкольного возраста с алалией; 3. Проанализировать практические и методические материалы по обучению и воспитанию детей с алалией; 4. Проанализировать современные ИКТ, применяемые в логопедической работе; 5. Разработать ...

Кроме данных факторов подтверждающих актуальность создания электронных учебников необходимо указать на возможность использования для их создания различного рода языков программирования, таких как PHP, Java, Perl и т. д. Использование скриптов, написанных на данных языках совместно с языком разметки веб-документов, составляющих электронный учебник, дает неограниченные возможности для создания поистине интерактивного учебника реальном времени взаимодействующего с студентами .

Выбранная тема дипломной работы «Разработка мультимедийного учебника по междисциплинарному курсу «Инфокоммуникационные системы и сети» является актуальной в силу того, что потребность в таком электронном учебнике, несомненно есть, а самих учебников по данному междисциплинарному курсу либо совсем нет, либо их количество крайне недостаточно для использования в учебном процессе.

Данный программный продукт может применяться как в колледже для массового изучения и проверки знаний, так и при самостоятельном изучении и проверки знаний.

1. Аналитическая часть

1.1 Характеристика объекта информатизации

Предметной областью информатизации является Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение РД «Колледж машиностроения и сервиса им. С.Орджоникидзе».

«Колледж машиностроения и сервиса» — некоммерческая организация, созданная Республикой Дагестан для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти (государственных органов) в сфере образования.

Основной деятельностью «Колледжа машиностроения и сервиса» признается деятельность, непосредственно направленная на достижение целей, ради которых бюджетное учреждение создано.

ГБПОУ РД «Колледж машиностроения и сервиса имени С. Орджоникидзе» занимает земельный участок 40 360 м 2 по адресу: Республика Дагестан, г. Каспийск, улица Аметхан Султана, 6.

Введенный в эксплуатацию в 1987 году в г. Каспийске, «Дагестанский механический техникум им. С. Орджоникидзе» (ныне ГБПОУ «Колледж машиностроения и сервиса им. С.Орджоникидзе») располагается в трех корпусах:

  • учебнолабораторный корпус, общей площадью – 5400 м 2 , где размещены 43 аудитории, из них 16 лабораторий по специальностям;

  • общественнобытовой корпус, общей площадью – 3134 м 2 , где размещены актовый зал – 320 м 2 , спортзал – 540 м 2 , столовая – 378 м 2 на 150 посадочных мест и библиотека – 251 м 2 , которая имеет читальный зал на 60 посадочных мест с семью компьютерами с доступом к сети Интернет. Библиотечный фонд ГПОБУ «КМиС» обеспечен печатными и электронными изданиями основной и дополнительной литературы.

    26 стр., 12974 слов

    Развитие пространственного мышления у учащихся строительного ...

    ... учащихся строительного колледжа при изучении курса «Инженерная графика». Объект исследования Предмет исследования Целью дипломной работы является разработка методических подходов развития пространственного мышления, анализ особенностей его развития в процессе обучения, разработка ...

Учебнопроизводственные мастерские общей площадью 1500м

  • «Технология машиностроения»;

  • «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта»;

  • «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования».

Преподаватель колледжа должен знать:

  • приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации;

  • законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность;

  • о правах ребенка;

  • содержание учебных программ и принципы организации обучения по преподаваемому предмету;

  • педагогику, физиологию, психологию и методику профессионального обучения;

  • современные формы и методы обучения и воспитания обучающихся;

  • теорию и методы управления образовательными системами;

  • современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения;

  • методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе;

  • технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения;

  • основы экологии, экономики, социологии;

    30 стр., 14671 слов

    Исследования: «Формирование инженерного мышления у обучающихся ...

    ... формирование инженерного мышления в процессе обучения математике. В рамках решения данной проблемы была определена тема исследования: "Формирование инженерного мышления у обучающихся в процессе обучения математике". Объект исследования: процесс обучения математике. Предмет исследования: методика формирования инженерного мышления в процессе обучения ...

  • основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием;

  • основы трудового законодательства;

  • Правила внутреннего трудового распорядка государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Колледж машиностроения и сервиса»;

  • правила по охране труда и пожарной безопасности.

Преподаватель колледжа исполняет следующие обязанности:

  • Проводит обучение обучающихся в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.

  • Организует и контролирует их самостоятельную работу, индивидуальные образовательные траектории (программы), используя наиболее эффективные формы, методы и средства обучения, новые образовательные технологии, включая информационные.

  • Содействует развитию личности, талантов и способностей обучающихся, формированию их общей культуры, расширению социальной сферы в их воспитании.

  • Обеспечивает достижение и подтверждение обучающимися уровней образования (образовательных цензов).

  • Оценивает эффективность обучения дисциплине (междисциплинарному курсу) обучающихся, учитывая освоение ими знаний, овладение умениями, применение полученных навыков, развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса, используя компьютерные технологии, в т.ч. текстовые редакторы и электронные таблицы в своей деятельности.

  • Соблюдает права и свободы обучающихся.

  • Поддерживает учебную дисциплину, режим посещения занятий, уважая человеческое достоинство, честь и репутацию обучающихся.

  • Осуществляет контрольно-оценочную деятельность в образовательном процессе с использованием современных способов оценивания в условиях информационно-коммуникационных технологий (в т.ч. ведение электронных форм документации).

  • Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса в образовательном учреждении.

  • Участвует в работе предметно-цикловых комиссий, конференций, семинаров.

    8 стр., 3667 слов

    Электронный учебник ‘Технические средства информатизации’

    ... электронного дизайна в процессе работы написания исходных кодов удалось воспроизвести. Фон Web-страницы спокойный не отвлекающий внимания от основной информации; 2 Спецификация программы Наименование электронный учебник «Технические средства информатизации» Состав учебника: ... запустить браузер. После запуска браузера мы выбираем в оглавление нужную тему (рис.1) Для того что бы перейти на нужную нам ...

  • Участвует в деятельности педагогического и иных советов образовательного учреждения, а также в деятельности методических объединений и других формах методической работы.

  • Осуществляет связь с родителями или лицами, их заменяющими.

  • Разрабатывает рабочие программы учебных дисциплин (модулей) по своей междисциплинарному курсу и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, несет ответственность за реализацию их в полном объеме в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса, а также за качество подготовки выпускников.

  • Обеспечивает охрану жизни и здоровья, обучающихся во время образовательного процесса.

  • Выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

1.2 Электронные учебники и их роль в образовательном процессе

Электронные учебники предоставляют дополнительные возможности преподавателю в реализации учебного процесса. В электронных учебниках могут быть аудиофайлы, видеофайлы, библиографические справки, интерактивные таблицы, карты и многое другое. Все это дает большие возможности и развивает интерес студентов к предмету. Нынешнее поколение молодых людей зачастую называют компьютерным поколением и как бы мы не сопротивлялись этому, действительность говорит сама за себя. Электронный учебник может помочь преподавателям СПО и родителям решить проблему «пустого сидения в интернете и за компьютером», обернув его в сторону обучения, ЭУ повышает мотивацию к обучению. Также в учебниках нового поколения есть возможность контрольного тестирования и режима обучающего теста (самоконтроля).

Издатели электронных учебников, прислушиваясь к учительскому сообществу, стоят на постепенном переходе на электронные учебнике, отмечая при этом, что необходимо учитывать преемственность электронного и печатного учебников. Более того электронный учебник разрабатывается в помощь педагогу, а не для его замены. Разработчики также обращают внимание на то, что работа с электронным учебником не предполагает обязательной работы на протяжении всего урока, поэтому зрение обучающихся не должно пострадать, если преподаватель правильно распределит время работы на уроке.

Эффективная организация учебного процесса с использованием электронных учебников требует овладения участниками процесса новых компетенций. В примерный перечень компетенций педагога входят следующие умения:

  • эффективная навигация и организация эффективного поиска ресурсов и информации в ЭУ, добавление закладок;

    16 стр., 7987 слов

    Создание и применение электронно-учебного курса (текстовый процессор Word)

    ... с появлением инструментальных средств или наполняемых автоматизированных обучающих систем (АОС). Основные действия, выполняемые ... позволяют: активизировать учебный процесс; ·индивидуализировать обучение; ·повысить наглядность в предъявлении материала; ·повысить интерес ... как правило, содержатся четыре блока: администрирования, разработки тестов, тестирования и интерпретации результатов тестирования ...

  • работа с демонстрациями и интерактивными объектами;

  • сохранение фрагментов заданий и необходимых ресурсов ЭУ;

  • планировать и организовывать обучение в модели «1 студент – 1 компьютер»;

  • владеть методиками и приемами современных педагогических технологий.

Внедрение электронных учебников в учебный процесс активно поддерживает методический совет колледжа.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что внедрение электронного учебника — это реальность нашего времени. Электронный учебник дает новые педагогические возможности: организация процесса обучения в групповой форме, индивидуализация учебного процесса, ориентация на самообразование, повышение мотивации к обучению. ЭУ дает студентам колледжа возможность современного и интересного обучения, а также повышает уровень ИКТ — грамотности.

Из разных источников следуют следующие определения электронного учебника:

  • это совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео, фото и другой информации, а также печатной документации пользователя. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе – магнитном (магнитная лента, магнитный диск и др.), оптическом (CD-ROM, DVD, CD-R, CD-1, СD+ и др.), а также опубликовано в электронной компьютерной сети; должно содержать систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивать творческое и активное овладение студентами знаниями, умениями и навыками в этой области. УЭИ должно отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения;

  • учебное издание, содержащее систематическое изложение учебной дисциплины или ее раздела, части, соответствующее государственному стандарту и учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания;

  • это электронное издание, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник и официально утвержденное в качестве данного вида издания;

  • это текст, представленный в электронной форме и снабженный разветвленной системой связей, позволяющей мгновенно переходить от одного его фрагмента к другому в соответствии с некоторой иерархией фрагментов.

    19 стр., 9060 слов

    Учебник_Геодезия. Дальневосточный государственный университет

    ... в геодезии и маркшейдерском деле все большее распространение получают электрофизические приборы для определения расстояний, основанные на принципах электронного измерения времени распространения электромагнитных волн между конечными точками измеряемой линии. В ... Измерение длин линий мерными проволоками производится по кольям или по целикам, устанавливаемым на штативах в створе линий. При измерениях ...

Приведем основные формы электронного учебника.

Как и в создании любых сложных систем, при подготовке электронного учебника решающим для успеха является талант и мастерство авторов. Тем не менее, существуют устоявшиеся формы электронных учебников, точнее, конструктивных элементов, из которых может быть построен учебник.

  1. Тест . Внешне, это простейшая форма электронного учебника. Основную сложность составляет подбор и формулировка вопросов, а также интерпретация ответов на вопросы. Хороший тест позволяет получить объективную картину знаний, умений и навыков, которыми владеет студент в определенной предметной области.

  2. Энциклопедия . Это базовая форма электронного учебника. На содержательном уровне термин энциклопедия означает, что информация, сконцентрированная в электронном учебнике, должна быть полной и даже избыточной по отношению к стандартам образования.

  3. Задачник . Задачник в электронном учебнике наиболее естественно осуществляет функцию обучения. Студент получает учебную информацию, которая необходима для решения конкретной задачи. Главная проблема – подбор задач, перекрывающих весь теоретический материал.

  4. Креативная среда . Современные электронные учебники должны обеспечивать творческую работу студента с объектами изучения и с моделями систем взаимодействующих объектов. Именно творческая работа, лучше в рамках проекта, сформулированного преподавателем, способствует формированию и закреплению комплекса навыков и умений у студента. Креативная среда позволяет организовать коллективную работу студентов над проектом.

  5. Авторская среда . Электронный учебник должен быть адаптируем к учебному процессу, то есть позволять учитывать особенности конкретного ОУ, конкретной специальности, конкретного студента. Для этого необходима соответствующая авторская среда. Такая среда, например, обеспечивает включение дополнительных материалов в электронную энциклопедию, позволяет пополнять задачник, готовить раздаточные материалы и методические учебника по предмету. Фактически, это подобие инструмента, с помощью которого создается сам электронный учебник.

  6. Невербальная среда . Традиционно электронные учебники вербальны по своей природе. Они излагают теорию в текстовой или графической форме. Это является наследием полиграфических изданий. Но в электронном учебнике возможно реализовать методический прием «делай как я». Такая среда наделяет электронный учебник чертами живого учителя.

    17 стр., 8390 слов

    Художественно-техническое редактирование популярного издания

    ... текстовые книги, нотные издания, картографическую продукцию, издания для слепых и слабовидящих, различные виды электронных изданий и так ... общественных организаций, содержащее материалы нормативного или директивного характера (закон, указ). Научное издание: Издание, содержащее результаты теоретических ... пользование книгой, сделать ее удобочитаемой, удобной для работы над ней, достаточно прочной и 2) ...

Перечисленные формы электронного учебника могут быть реализованы в виде отдельных электронных учебников либо сгруппированы в рамках единого ансамбля. Все зависит от замысла «автора». Автор должен владеть знаниями об истории и возможностях электронных учебников. Успех электронного учебника будет зависеть от того, как он «впишется» в учебный процесс образовательного учреждения.

Среди достоинств электронного учебника следует выделить следующие:

1) облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.д.;

2) допускает адаптацию в соответствии с потребностями студента, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

3) освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

4) предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

5) дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

6) выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.

1.3 Особенности электронных учебников и основные принципы их создания

1.3.1 Специфика электронного учебника

Общепринято, что электронный учебник — является литературой нового поколения, которая объединила в себе достоинства традиционных учебников и возможности компьютерных технологий.

Электронные учебники — это обучающая программная система комплексного назначения, обеспечивающая непрерывность и полноту дидактического цикла процесса обучения, предоставляющая теоретический материал, обеспечивающая тренировочную учебную деятельность и контроль уровня знаний, а также информационно-поисковую деятельность, математическое и имитационное моделирование с компьютерной визуализацией и сервисные функции при условии осуществления интерактивной обратной связи.

Электронный учебник, как правило, представляет собою самостоятельное мультимедийное средство обучения, поэтому структура электронного учебника должна быть представлена на качественно новом уровне.

Электронный учебник обладает рядом отличительных особенностей, которые объясняют целесообразность разработки и использования его, как самостоятельного средства обучения.

Одним из основных элементов электронного учебника являются фрагменты «живых» лекций лучших преподавателей . При этом изложение учебного материала построено так, что есть возможность увидеть структуру лекции и обучаемый имеет возможность повторить любой фрагмент лекции.

33 стр., 16146 слов

Методологические основы разработки электронных обучающих программ

... материала. Происходит усиление мотивационных сторон учебного процесса и интенсификация обучения в целом. Целью дипломной работы является разработка обучающей программы поиска аппаратных неисправностей и программных сбоев в компьютере. 1. Методологические основы разработки электронных обучающих программ ...

В целом электронный учебник значительно экономит время студента, затрачиваемое на рутинные операции по поиску учебного материала, а также при повторении неизвестных или забытых понятий. Все это возможно благодаря наличию «дерева знаний»: гипертекстовых ссылок и словарей.

Использование иллюстраций эффективно вместе с помощью, обеспечивающей появление надписи рядом с интересующим элементом. Обязательным элементом является дополнительная видеоинформация или анимированные клипы, сопровождающие разделы курса, трудные для понимания в текстовом изложении. Видеоклипы позволяют изменять масштаб времени и демонстрировать явления в ускоренном или замедленном темпе.

Электронный учебник обеспечивает возможность копирования выбранной информации, её редактирования и распечатки без выхода из самого учебника.

Необходимым элементом в электронном учебнике является аудиоинформация, например, распознавание птиц по их пению, изучение сердечных шумов.

Каждый смысловой фрагмент курса заканчивается практическим и контрольными заданиями.

Несомненно, электронная учебная литература имеет свои преимущества, однако существуют и недостатки. Это выражено в отсутствии учета психолого-педагогических требований, междисциплинарных связей и недостаточной преемственности материала. Отсутствует единый подход к подбору иллюстрированного материала, адресность, которая выражается в учете индивидуальных особенностей обучающегося, состоянии здоровья и профессиональной направленности в обучении. Существенными недостатками являются фрагментарность программ, которая заключается в неполном охвате материала или полное дублирование учебников, несоблюдение санитарно- гигиенических норм в подаче материала, слабое использование графических возможностей компьютера.

1.3.2 Принципы, которыми следует руководствоваться при создании электронного учебника

  1. Принцип квантования — р азбиение материала на разделы, состоящие из модулей, минимальных по объему, но замкнутых по содержанию.

  2. Принцип полноты — каждый модуль должен иметь следующие компоненты:

  • теоретическое ядро,

  • контрольные вопросы по теории,

  • примеры,

  • задачи и упражнения для самостоятельного решения,

  • контрольные вопросы по всему модулю с ответами,

  • контрольная работа,

  • контекстная справка (Help),

  • исторический комментарий.

  1. Принцип наглядности : каждый модуль должен состоять из коллекции кадров с минимумом текста и визуализацией, облегчающей понимание и запоминание новых понятий, утверждений и методов.

  2. Принцип ветвления : каждый модуль должен быть связан гипертекстными ссылками с другими модулями так, чтобы у пользователя был выбор перехода в любой другой модуль. Принцип ветвления не исключает, а даже предполагает наличие рекомендуемых переходов, реализующих последовательное изучение предмета.

  3. Принцип регулирования : студент самостоятельно управляет сменой кадров, имеет возможность вызвать на экран любое количество примеров (понятие «пример» имеет широкий смысл: это и примеры, иллюстрирующие изучаемые понятия и утверждения, и примеры решения конкретных задач, а также контрпримеры), решить необходимое ему количество задач, задаваемого им самим или определяемого преподавателем уровня сложности, а также проверить себя, ответив на контрольные вопросы и выполнив контрольную работу, заданного уровня сложности.

  4. Принцип адаптивности : электронный учебник должен допускать адаптацию к нуждам конкретного пользователя в процессе учебы, позволять варьировать глубину и сложность изучаемого материала, и его прикладную направленность в зависимости от будущей специальности студента, применительно к нуждам пользователя генерировать дополнительный иллюстративный материал, предоставлять графические и геометрические интерпретации изучаемых понятий и полученных студентом решений задач.

  5. Принцип компьютерной поддержки : в любой момент работы студента может получить компьютерную поддержку, освобождающую его от рутинной работы и позволяющую сосредоточиться на сути изучаемого в данный момент материала, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач. Причем компьютер не только выполняет громоздкие преобразования, разнообразные вычисления и графические построения, но и совершает математические операции любого уровня сложности, если они уже изучены ранее, а также проверяет полученные результаты на любом этапе, а не только на уровне ответа.

  6. Принцип собираемости : электронный учебник и другие учебные пакеты должны быть выполнены в форматах, позволяющих компоновать их в единые электронные комплексы, расширять и дополнять их новыми разделами и темами, а также формировать электронные библиотеки по отдельным дисциплинам (например, для кафедральных компьютерных классов) или личные электронные библиотеки студента (в соответствии со специальностью и курсом, на котором он учится), преподавателя или исследователя.

1.3.3 Достоинства и недостатки электронных учебников

Среди достоинств электронного учебника следует выделить следующие:

  • облегчает понимание изучаемого материала за счет иных, нежели в печатной учебной литературе, способов подачи материала: индуктивный подход, воздействие на слуховую и эмоциональную память и т.д.;

  • допускает адаптацию в соответствии с потребностями студента, уровнем его подготовки, интеллектуальными возможностями и амбициями;

  • освобождает от громоздких вычислений и преобразований, позволяя сосредоточиться на сути предмета, рассмотреть большее количество примеров и решить больше задач;

  • предоставляет широчайшие возможности для самопроверки на всех этапах работы;

  • дает возможность красиво и аккуратно оформить работу и сдать ее преподавателю в виде файла или распечатки;

  • выполняет роль бесконечно терпеливого наставника, предоставляя практически неограниченное количество разъяснений, повторений, подсказок и прочее.

Существенных недостатков у электронного учебника два:

  • необходимость специального дополнительного оборудования для работы с ним, прежде всего — компьютера с соответствующим программным обеспечением и качественным монитором, а иногда дополнительно также дисковода для компакт-дисков и/или сетевой карты или модема для работы в локальной или глобальной сети;

  • непривычность, не традиционность электронной формы представления информации и повышенной утомляемости при работе с монитором.

1.4 Современное состояние и перспективы электронного книгоиздания

Электронные издания относятся к динамически развивающемуся классу продукции. Их количество увеличивается быстрыми темпами, а качество непрерывно улучшается.

Интеграция полиграфической продукции с электронными документами приносит чисто практические выгоды. Так, переход на цифровую форму позволяет обеспечить сохранность многих уникальных видов продукции, таких как древние рукописи. Даже обычные фотографии и картины теряют со временем свои качества. Хранение их электронных копий позволяет донести до последующих поколений уникальные культурные шедевры. Наконец, хранение документов и изданий в электронной форме позволяет организовывать электронные базы данных, четкая структура и развитые средства поиска и навигации в которых облегчают процесс обнаружения нужных материалов и их фрагментов. В качестве примера можно сослаться на американское специализированное издательство медицинской литературы Mosby-Year Book, в котором появление цифровой графической библиотеки позволило за считанные секунды находить нужные иллюстрации и помещать их в книги, в результате чего была достигнута значительная экономия времени и материальных средств.

Для ответа на вопрос об относительной ценности электронных изданий и перспективах расширения их производства следует провести исследования в следующих основных направлениях (иначе, получить ответы на перечисленные вопросы):

1. увеличивается ли ценность книги в электронном варианте, а если да, то в каких случаях и с чем это связано;

2. какие факторы влияют на качественные характеристики электронного издания сточки зрения читателя;

3. достаточен ли уровень развития технических и программных средств создания электронной книги;

4. насколько широко распространены индивидуальные и групповые средства для чтения электронных изданий;

5. насколько сформировался рынок распространения электронных книг;

6. какие нужны изменения в традиционном издательском бизнесе для успешного маркетинга и менеджмента электронных книг.

Несомненна более высокая потребительская ценность детских и учебных электронных изданий, так как повышается интерес к изучаемому материалу и обеспечивается возможность применения новых, более эффективных, технологий не только обучения, но и постепенного вовлечения детей в процесс обучения в игровой форме. Эти методики уже опробованы во многих странах и на практике доказали свою эффективность.

Справочные и научные издания позволяют более простыми средствами и в более краткие сроки получить необходимую информацию (или краткие сведения, позволяющие оценить ее необходимость пользователю и заказать ее, в том числе и в печатном виде).

Естественно, что ценность таких изданий по сравнению с печатными существенно возрастает. Степень увеличения ценности таких изданий и роль определенных факторов может быть установлена в процессе проведения соответствующих исследований.

Сточки зрения факторов, влияющих на качественные характеристики электронных документов, наибольший интерес представляет оптимизация пользовательских интерфейсов, причем не только графических в широком смысле, включая анимацию и цифровое видео, но и цифровое аудио. Все это также требует исследований и сбора статистических данных.

Постепенно, но неуклонно продолжается наступление электронных изданий в учебной сфере, начиная со школьного обучения, и далее, в сфере среднего и высшего образования. Во многих случаях оправдан частичный или полный переход к электронным учебникам и компьютерным образовательным технологиям. Эффективность такой замены тем выше, чем больше разнообразие учебников и ниже их тиражи. Ответ на вопрос об изменениях в традиционном издательском и печатном бизнесе, необходимых для адаптации к новым информационным технологиям, также требует проведения достаточно широких и глубоких научных исследований.

Так, у нашего северного соседа Финляндии с 1996 по 2000 гг. проводилась рассчитанная на пять лет исследовательская программа по электронным издательским и печатным процессам с финансированием около 60 млн. финских марок. В США же в рамках поддерживаемой правительством программы по интерактивным электронным журналам около десяти лет работает специальная служба OCLC, которая экономически поддерживает университетские издательства и сама выступает как издатель научных изданий — электронных и печатных.

В дальнейшем широкое распространение мультимедиа-технологий и неудержимое развитие электронной коммерции наложит жесткие ограничения на конкурентоспособность, и даже выживаемость предприятий отрасли печати, ориентированных на широкий спрос. Преимущества в реализации даже самой высококачественной продукции получат те, кто быстрее и эффективней освоил электронные способы коммерции и обслуживания. Фирмы, не имеющих собственной аппаратной и программной базы мультимедиа-технологий, будут испытывать трудности с получением заказов, и их продукция будет подвергаться опасности устареть раньше, чем дойдет до потребителя. Причем это невозможно компенсировать в рамках собственно процесса подготовки и выпуска продукции. Таким образом, сетевые электронные издания имеют несомненные преимущества по части распространения перед любыми печатными изданиями.

Производство, как электронных изданий, так и печатной продукции все более интегрируется в единое пространство медиа индустрии. Одновременно, в пределах той же медиа индустрии происходит процесс интеграции печатных и электронных изданий. В целом, следует ожидать ускоренных темпов развития производства электронных изданий, в особенности мультимедийных и тех, для которых используются сетевые технологии распространения. Кстати, заметное снижение вклада печатных средств не означает абсолютного снижения производства печатной продукции. Вероятнее всего рост производства будет продолжаться (особенно это касается производства этикеток и упаковки), однако темпы этого роста будут постепенно снижаться.

2. Техническое задание

2.1 Постановка задачи

Разработать мультимедийный учебник по междисциплинарному курсу «Инфокоммуникационные системы и сети».

Целью данной работы является разработка мультимедийного электронного учебника для дальнейшего его использования в учебном процессе.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • разработать требования к программному обеспечению;

  • реализовать соответствие электронного издания рабочей программе изучаемого междисциплинарного курса;

  • разработать структуру мультимедийного электронного учебника в соответствии с учебным материалом;

  • разработать программное приложение.

Назначением электронного учебника является предоставление студентам информации по данному междисциплинарному курсу для изучения и повторения материала, а также подготовки к занятиям.

Данный программный продукт может применяться как в учебных учреждениях для массового изучения и проверки знаний, так и при самостоятельном изучении и проверки знаний по междисциплинарному курсу «Инфокоммуникационные системы и сети».

Электронный учебник должен выполнять следующие функции:

— открытие электронного учебника;

— навигация по электронному учебнику;

— просмотр информации на странице;

— поиск информации по запросу пользователя;

— печать нужной информации для пользователя;

— закрытие электронного учебника.

Для разработки электронного учебника необходимы следующие

классы программных продуктов:

среда разработки;

язык написания сценариев;

графические редакторы.

2.2 Обоснование требований к комплексу технических средств

Для проектирования и разработки мультимедийного электронного учебника по междисциплинарному курсу «Инфокоммуникационные системы и сети» необходимы следующие программно-технические средства:

Персональный компьютер:

процессор с тактовой частотой 2,4 МГц;

оперативная память — 1024 Мб;

объем жесткого диска — 60 Гб;

видеокарта с поддержкой разрешения 1024*768.

Периферийные устройства:

клавиатура;

мышь.

Программное обеспечение:

— операционная система Microsoft Windows 7/8.

2.3 Обоснование выбора программных средств для создания электронного учебника

В настоящие время существует множество различных программ для создания электронного учебного пособия, все учебники по-своему хороши, и каждый человек может выбрать для себя подходящий. Для примера приведем несколько видов учебников.

Редактор Mbook Editor (MbE) предназначен для создания мультимедийных книг, журналов, альбомов и позволяет:

  • добавлять и редактировать тексты;

  • размещать на страницах книг фото и фотогалереи;

  • геометрические формы;

  • локальные видео и видео с YouTube;

  • внутренние и глобальные Интернет-ссылки;

  • фоновую и локальную музыку;

  • локальные и глобальные URL-фреймы.

Результатом работы MbE являются файлы сверстанных книг с расширением mbook, предназначенные для добавления в проект «Автограф Издательства». Редактор MbE работает на компьютерах под управлением ОС Windows и Mac OS.

 обоснование выбора программных средств для создания электронного учебника 1

Рисунок 1 – Рабочее окно программы

2) EBookMaestro FREE.

Это мощный инструмент для создания презентаций и электронных книг с большим количеством возможностей. Бесплатный вариант программы включает полный набор опций для некоммерческих проектов.

Созданными с помощью программы многофункциональными презентациями и электронными книгами с удобным доступом можно обмениваться в Интернете, что позволит творческим людям охватить более широкую аудиторию своими текстами и аудио-визуальными материалами.

EBookMaestro FREE предлагает удобный интерфейс с полностью настраиваемыми функциями, быстрой поисковой системой, режимом чтения вслух и т.д. Поддержка встраивания скриптов, Flash, Shockwave и видео форматов обеспечивает более богатые и более инновационные возможности по сравнению с другими вариантами публикаций.

EBookMaestro FREE позволяет интегрировать книги с удаленным веб-сервером через обработку форм.

Ограничение бесплатной версии:

Нельзя скомпилировать более 500 файлов в одной книге.

Накладывает водяные знаки Maestro.

Нельзя создавать коммерческие книги.

 обоснование выбора программных средств для создания электронного учебника 2

Рисунок 2 – Рабочее окно программы

3) Adobe Acrobat XI Pro.

Утилита, позволяющая выполнять качественную обработку видеороликов, создавать анимации графики и эффекты. Это приложение многие считают Photoshop для видео.

Программа позволяет создавать и обрабатывать видео на профессиональном уровне. Кроме того, с помощью приложения можно создавать качественные эффекты и анимации. Утилита способна обрабатывать большое количество форматов медиафайлов и графических изображений. К тому же скачать приложение можно совершенно бесплатно.

Из недостатков можно отметить бесплатную версию, которая будет действовать 30 дней. Кроме того, меню программы на английском языке. Также стоит отметить, что пользоваться программой смогут только профессиональные юзеры.

 обоснование выбора программных средств для создания электронного учебника 3

Рисунок 3 – Рабочее окно программы

4) SunRavBookEditor.

SunRavBookOffice — инструмент для создания разнообразных справочных файлов. C его помощью легко создаются все стандартные форматы справки Windows (Adobe PDF, HTML Help, ClassicWinhelp, MultiMediaHelp, MS Word (rtf).

Имеет простой интерфейс, позволяет создавать оглавление, указатель ключевых слов, встраивать в справочный файл поиск по содержанию, создавать гиперссылки на другие темы добавлять мультимедийные объекты.

С помощью программы SunRavBookOffice можно создать: электронные книги, учебники, электронные словари или энциклопедии; HTML, CHM и PDF документы (функция доступна в лицензии – SunRav BookOffice.PDF), документы в произвольном формате (с помощью шаблонов).

Программа позволяет компилировать книги в EXE файлы.

 обоснование выбора программных средств для создания электронного учебника 4

Рисунок 4 – Рабочее окно программы

5) Flip PDF Professional

Достоинства программы

  • создание документов в форматах HTML, CHM, PDF, а также документов в произвольном формате (с помощью шаблонов);

  • ссылки облегчают навигацию по книге и помогут запустить различные документы и программы;

  • создание EXE файла позволяет запускать электронный учебник с любого Windows компьютера;

  • текстовый редактор в стиле MicrosoftWord — работать в программе может пользователь с минимальным уровнем компьютерной грамотности, переучиваться не надо;

  • возможность использовать разнообразные таблицы, в том числе и вложенные друг в друга. Таблицы могут оказать помощь при создании макетов страниц;

  • вставка изображений, видео, аудио файлов, специальных символов, роликов YouTube, Flash и GIF.

 обоснование выбора программных средств для создания электронного учебника 5

Рисунок 5 – Рабочее окно программы

2.4 Расчет себестоимости разработки программного продукта

При разработке программного продукта необходимо решить задачу оценки экономической эффективности выполняемых работ, так как пользователю программного продукта необходимо знать, стоит ли вкладывать финансовые, материальные и прочие виды ресурсов в проект или нет.

Эффективность программного продукта характеризуется системой показателей, отражающих соотношение затрат и результатов применительно к интересам потребителей данного проекта.

Экономическая эффективность учитывает результаты и затраты, связанные с внедрением и использованием программного продукта на предприятии или организации. Чтобы оценить экономическую эффективность от внедрения нового программного продукта, следует рассчитать затраты на разработку проекта и эксплуатационные затраты, связанные с обеспечением его нормального функционирования.

1. Расчет затрат на разработку проекта

Величину затрат на создание программы определяют на основе метода калькуляций. В этом случае затраты определяются расчетом по отдельным статьям расходов и их последующим суммированием.

Постоянные издержки:

  • амортизационные отчисления на компьютер и программное обеспечение;

  • затраты на текущий ремонт.

Переменные издержки:

  • затраты на приобретение материалов;

  • затраты на потребляемую электроэнергию;

  • затраты на оплату труда разработчиков программы;

  • отчисления по налогам.

Амортизационные отчисления на компьютер производятся ускоренным методом с тем условием, что срок морального старения происходит через четыре года.

Сумма амортизационных отчислений на компьютер за период разработки проекта определяется по формуле:

(1)

где:

А сумма годовых амортизационных отчислений, р.;

С б балансовая стоимость компьютера, р./шт.;

Н а норма амортизации, %;

Т – срок разработки проекта, дни.

Норму амортизации принимаем равной 50%. Балансовую стоимость ЭВМ принимаем равной стоимости приобретения оборудования:

(2)

где:

С рын рыночная стоимость ЭВМ, руб.;

Таким образом, сумма амортизационных отчислений на компьютер за период разработки проекта будет равна:

Затраты на текущий и профилактический ремонт принимаются 5% от стоимости ЭВМ и вычисляются по формуле:

(3)

где:

П р процент на текущий ремонт, %;

Таким образом стоимость затрат на текущий и профилактический ремонт составит:

руб.

Амортизационные отчисления и затраты на ремонт, составляют постоянные издержки и приведены в таблице 1.

Таблица 1 Постоянные издержки на разработку программного продукта

Вид постоянных издержек

Денежная оценка, р.

Удельный вес, %

Амортизационные отчисления

986,3

90,9

Текущий ремонт

98,6

9,1

Итого:

1085

100

Затраты на материалы и покупные изделия с учетом транспортных расходов определяют по формуле:

(4)

где:

Ц ед – цена за единицу материала, р.;

К – количество, шт;

Т р – стоимость транспортных расходов, р.

Стоимость транспортных расходов входит в цену единицы материала. Расчет материальных затрат приведен в таблице 2.

Таблица 2 Материальные затраты

Наименование

Количество

Цена за единицу, р.

Стоимость, р.

Бумага для принтера, пачка

1

220

220

Заправка тонера для картриджа, шт.

1

300

300

Флеш-карта (2 Гб), шт.

1

250

250

Итого:

770

Стоимость электроэнергии, потребляемой за период разработки программы, определяется по формуле:

(5)

где:

Р эвм суммарная мощность ЭВМ, кВт (согласно техническому паспорту ЭВМ);

Т эвм время работы компьютера, часов;

С эл стоимость 1 кВт /ч. электроэнергии, р.

Суммарная мощность ЭВМ, согласно техническому паспорту на ПК составляет 0,48 кВт. Время работы компьютера 8 час в день. Стоимость 1 кВт/ч. электроэнергии составляет 2,52 р.

Следовательно, стоимость электроэнергии за период работы компьютера во время создания программы будет равна:

р.

Затраты на оплату труда разработчиков программы включают:

  • основную заработную плату разработчиков программы;

  • дополнительную заработную плату разработчиков, входящую в фонд заработной платы.

Расчет основной заработной платы разработчиков программы можно рассчитать по формуле:

(6)

где:

С д — стоимость 1 рабочего дня, р.

Стоимость одного рабочего дня определяется исходя из величины месячного должностного оклада разработчика и среднего количества рабочих дней в месяце.

За оклад руководителя примем должностной оклад преподавателя 1 категории, который равен 12404,88 руб. с 1 января 2019 г. Оклад разработчика ПП примем равным размеру МРОТ на 1 января 2019 г., который равен 11280 руб. Среднее количество рабочих дней в месяце — 21.

При расчете основной заработной платы за период разработки программы учитываем, что руководитель участвует в разработке проекта только на этапах системного анализа и анализа требований, которые занимают 14% всего времени.

Расчет основной заработной платы разработчиков программного продукта (далее ПП) приведен в таблице 3.

Таблица 3 Расчет основной заработной платы разработчиков ПП

Количество рабочих дней

Сумма, р.

Руководитель

590,71

5

2953,55

Разработчик

537,14

18

9668,52

Итого:

12622,07

Дополнительная заработная плата берется в процентах от основной заработной платы разработчиков программного продукта (14-20%).

Процент дополнительной заработной платы примем равной 15.

Фонд заработной платы за время разработки программного продукта приведен в таблице 4.

Таблица 4 Расчет фонда заработной платы на разработку ПП

Вид заработной платы

Руководитель, р.

Разработчик ПП, р.

Сумма, р.

Удельный вес, %

Основная заработная плата

2953,55

9668,52

12622,07

87,0

Дополнительная заработная плата

446,58

2900,71

3347,71

13,0

Итого:

3400,15

22237,71

15969,22

100

Отчисления по налогам включают

(7)

где:

З есн затраты по ЕСН, р.;

З ф фонд заработной платы, р.;

Н есн налоговые отчисления, %.

Таким образом, затраты по ЕСН составят:

Список переменных издержек и их содержание приведены в таблице 5.

Таблица 5 Переменные издержки на разработку программного продукта

Вид переменных издержек

Величина, р.

Удельный вес, %

Затраты на приобретение материалов

770

3,5

Затраты на потребляемую электроэнергию

174,18

0,8

Затраты на оплату труда разработчиков ПП

15969,22

73,6

Отчисления по налогам

4790,77

22,1

Итого:

21704,17

100

Полная себестоимость разработки определяется суммированием постоянных и переменных издержек и вычисляется по формуле:

(8)

где:

С пп – себестоимость программного продукта, р;

З пост – постоянные затраты, р;

З пер – переменные затраты, р.

Структура полных затрат приведена в таблице 6.

Таблица 6 Структура полных издержек

Вид издержек

Величина, р.

Удельный вес, %

Постоянные

1084,93

5

Переменные

21704,17

95

Итого:

22789,1

100

Таким образом, себестоимость создаваемого программного продукта равна 21704,17 руб.

2. Расчет экономической эффективности программного продукта

Внедрение автоматизированной информационной системы сопряжено с капитальными вложениями, как на приобретение техники, так и на разработку проекта, выполнение подготовительных работ и подготовку кадров.

Обобщенным критерием экономической эффективности является минимум затрат живого и овеществленного труда. Экономический эффект от внедрения вычислительной и организационной техники подразделяется на прямой и косвенный.

Под прямой экономической эффективностью понимают экономию материально-трудовых ресурсов и денежных средств, полученную в результате сокращения численности управленческого персонала, фонда заработной платы.

Определим экономическую эффективность с помощью трудовых и стоимостных показателей.

Абсолютный показатель экономической эффективности Т

(9)

где:

Т

Т

Изучив работу сотрудников данной организации, было подсчитано, что выполнение работы без использования автоматизированной системы (на консультирование и т.д.) в день затрачивалось 3 чел./часов. А время работы с использованием автоматизированной системы составляет 1 чел./часа в день.

Таким образом,

Относительный индекс производительности труда вычисляется по формуле:

(10)

Таким образом, относительный индекс производительности труда составит 0,3.

Рассчитаем стоимостный показатель по формуле:

(11)

где:

С

С

Заработная плата администратора составляет 12404,88 руб. в месяц, прибавим к ней 15 % начислений на заработную плату, итого получаем:

12404,88 + 1860,7= 14265,61 руб.

При использовании ИС заработная плата администратора составит

14265,61·0,3 = 4755,2 руб.

Таким образом,

Индекс стоимости затрат определяется по формуле:

(12)

Таким образом, и

Срок окупаемости затрат вычисляется по формуле:

(13)

где:

З

П

Подставим имеющиеся данные в формулу (13), в результате получим:

То есть окупаемость проекта составит 2,2 месяца.

3. Проектная часть

3.1 Проектирование интерфейса электронного учебника

Дизайн учебного издания — важный фактор повышения качества усвоения материала студентом. Чтобы работа за компьютером была удобной, пользователь при взаимодействии с программой должен ощущать комфорт.

Для начала мы видим главную форму программы. Для того, чтобы продолжить работу с данным учебником, экран нам показывает, куда мы должны нажать, чтобы начать изучение данной программы.

Рисунок 6 — Показ курсора

Так же для перехода на любую страницу можно использовать ручной ввод, или можно использовать кнопки для перехода по одной странице, или в конец книги.

Рисунок 7 – Верхний пункт программы

Можно использовать ссылки, которые включены в содержание книги, можно переходить по ссылкам на нужный пункт книги.

Рисунок 8 – Ссылки книги

3.2 Описание процесса создания электронного учебника

Процесс создания электронного мультимедийного учебника состоит из следующих этапов.

Для начала необходимо запустить программу

 описание процесса создания электронного учебника 1

Рисунок 9 – Стартовое окно программы

В окне редактирования (см. рисунок 10) нужно отформатировать материал для учебника.

 описание процесса создания электронного учебника 2

Рисунок 10 – Редактирование материала

Далее создать обложку для мультимедийной книги ИСиС в программе

Photoshop

 описание процесса создания электронного учебника 3

Рисунок

После этого, необходимо соединить обложку с материалом в программе AdobeAcrobat

 описание процесса создания электронного учебника 4

Рисунок 13 – Установление связи в Adobe Acrobat

После скрепления материала, выполнить перевод книги в программу

 описание процесса создания электронного учебника 5

Рисунок 14 – переход в программу

После перехода в программу

 описание процесса создания электронного учебника 6

Рисунок 15 – Добавляем видеоматериал

После выполнения всех необходимых добавлений, выполнить конвертирование программы, после чего программа приобретет вид учебника в формате exe (см. рисунок 16).

 описание процесса создания электронного учебника 7

Рисунок 16 – Указание на закладку

3.3 Руководство пользователя

Программный продукт прост в использовании. Необходимо запустить файл под названием ИСиС. exe . После загрузки программы на экране появляется главная форма, где мы может начать изучение с данным учебником. После того как мы открыли учебник мы видим информацию об авторе.

После перехода на содержание, мы можем спокойно переходить на нужную тему, одним щелчком мыши по нужной теме. Так же для лучшего усвоения информации мы можем использовать видео- и фотоматериал, так же открывая их для полного просмотра.

4 Мероприятия по охране труда и технике безопасности при работе

Правильный выбор рабочего места – дисплей (монитор) является источником электромагнитного излучения. Рекомендуется устанавливать защитный экран для снижения воздействия электромагнитного излучения от задней части другого дисплея. Недопустимо устраивать рабочие места близко одно от другого. Размещать компьютер необходимо вдали от отопительных приборов и исключать попадания на него прямых солнечных лучей. Недопустимо работать напротив боковой или задней части другого дисплея, если расстояние до него — менее 2 м.

Расположение оргтехники:

  • системный блок – помещается на надежную поверхность (крепкий стол, массивная подставка/тумба) – так, чтобы исключать даже случайное его сотрясение;

  • дисплей необходимо устанавливать на такой высоте, чтобы центр экрана был на 15-20 см ниже уровня глаз. Расстояние от глаз до экрана – не менее 50 см;

  • клавиатура располагается на расстоянии 15-30 см от края столешницы или на специальной выдвижной доске.

Не рекомендуется установка компьютера (и клавиатуры) на поверхность, которая создает блики и легко «собирает» статическое электричество (оргстекло, полированная и покрытая лаком доска).

Необходимо следить, чтобы бумаги, какие-либо предметы не закрывали вентиляционные отверстия работающих аппаратов.

  1. Рабочая мебель:

  • кресло – ширина и глубина сиденья не менее 40см.; спинка: высота опорной поверхности 30±2 см; ширина не менее 38 см.; подлокотники: длина не менее 25 см; ширина 5-7 см., высота над сиденьем 23+3 см.;

  • стол – размеры рабочей поверхности (столешницы): длина – 80-120 см; ширина – 80-100 см; высота (расстояние от пола до рабочей поверхности) 68-85 см; оптимальная высота 72,5 см;

  • подставки – для рук: опорная планка для запястья («подзапястник») — плоская или изогнутая пластина из мягкого материала; помещается перед клавиатурой. Для ног: ширина не менее 30 см; длина (глубина) не менее 40 см.

  1. Помещение:

  • площадь одного рабочего места с компьютером — не менее 6 м 2 ;

  • освещение должно быть естественным и искусственным. Рекомендуется работать в помещении, где окна выходят на север или северо-восток. Местное освещение не должно создавать блики на поверхности экрана дисплея. Недопустим яркий не рассеянный верхний свет (с потолка).

    Сдерживать поток избыточного света от окон следует с помощью жалюзи (или тканевых штор);

  • чистота обязательна при работе за компьютером. Влажную уборку помещения следует проводить ежедневно. Недопустима запыленность воздуха, пола, рабочей поверхности стола и техники. Помещение должно быть оборудовано системами вентиляции, кондиционирования и отопления. Запрещается работа на компьютере в подвальных помещениях.

  1. Микроклимат

  • температура воздуха — от 21 до 25°С (в холодное время года); от 23 до 25˚С (в теплое время года);

  • влажность воздуха (относительная) — от 40 до 60%. Недопустимы резкие перепады температуры и влажность воздуха более 75%;

  • ионизация воздуха – образующиеся в помещении положительно заряженные ионы очень вредны для здоровья, вызывают быстрое утомление, головную боль, (из-за недостаточного поступления кислорода в кровь).

    Специальные устройства – аэроионизаторы нормализуют аэроионный режим, увеличивая концентрацию легких отрицательно заряженных ионов (воздух становится живительным, как в горах или на море).

    Перед включением аэроионизатора следует очистить воздух от пыли и аэрозолей. В больших помещениях используют аэроионизаторы типа люстры Чижевского, в небольшой комнате (15-20 м2) достаточно установить переносной аэроионизатор (некоторые модифицированные аппараты позволяют и очищать, и ионизировать воздух).

Необходимо в начале работы включать общее питание, периферийные устройства, системный блок, в конце работы наоборот – выключать системный блок, периферийные устройства, общее питание.

Не обязательно выключать компьютер на время небольших перерывов в работе. Перед подсоединением/отсоединением устройств ввода-вывода требуется полностью отключать эту технику и компьютер от электросети. При появлении запаха гари или при обнаружении повреждения изоляции, обрыва провода следует немедленно отключить устройства (лучше общее электропитание) и сообщить о неисправности руководителю. Прикасаться к задней панели работающего системного блока (процессора) запрещается. Недопустимо попадание влаги на системный блок, дисплей, клавиатуру и другие устройства (лучше не ставить рядом чашку с чаем или кофе, стакан с соком).

При интенсивной работе резко возрастает напряженность электрического поля на клавиатуре и «мыши». От трения рук о них через 0,5-1 час работы электростатический потенциал достигает 10-20 кВ/м, что оказывает на организм вредное воздействие. Работать с «мышью» нужно на специальном коврике. Необходимо несколько раз в течение рабочей смены (лучше ежечасно) смачивать руки водой, чтобы снимать электростатические заряды, а по завершении работы вымыть с мылом руки и лицо, ежедневно протирать влажной салфеткой экран дисплея, клавиатуру, «мышь» — убирать статическое электричество, регулярно проводить влажную антистатическую обработку помещения.

  1. Рабочая поза

Правильная рабочая поза позволяет избегать перенапряжения мышц, способствует лучшему кровотоку и дыханию. Следует сидеть прямо (не сутулясь) и опираться спиной о спинку кресла. Прогибать спину в поясничном отделе нужно не назад, а, наоборот, немного вперед.

Недопустимо работать, развалившись в кресле. Такая поза вызывает быстрое утомление, снижение работоспособности.

Чтобы не травмировать позвоночник, важно: избегать резких движений; поднимаясь/садясь, держать голову и торс прямо.

Необходимо найти такое положение головы, при котором меньше напрягаются мышцы шеи. Рекомендуемый угол наклона головы — до 20°. В этом случае значительно снижается нагрузка на шейные позвонки и на глаза.

  1. Положение рук и ног

Во время работы за компьютером необходимо расслабить руки, держать предплечья параллельно полу, на подлокотниках кресла, кисти рук — на уровне локтей или немного ниже, запястья — на опорной планке. Тогда пальцы получают наибольшую свободу передвижения. Не следует высоко поднимать запястья и выгибать кисти — это может стать причиной боли в руках и онемения пальцев. Можно надевать легкие перчатки без пальцев, если стынут руки. Колени должны располагаться на уровне бедер или немного ниже. При таком положении ног не возникает напряжение мышц. Нельзя скрещивать ноги, класть ногу на ногу — это нарушает циркуляцию крови из-за сдавливания сосудов. Лучше держать обе стопы на подставке или на полу. Необходимо сохранять прямой угол (90°) в области локтевых, тазобедренных, коленных и голеностопных суставов.

  1. Дыхание и расслабление мышц

Во время работы за компьютером необходимо:

  • дышать ритмично, свободно, глубоко, чтобы обеспечить кислородом все части тела;

  • держать в расслабленном состоянии плечи и руки — в руках не будет напряжения, если плечи опущены;

  • чаще моргать и смотреть вдаль. Моргание способствует не только увлажнению и очищению поверхности глаз, но и расслаблению лицевых, лобных мышц (без сдвигания бровей).

    Малая подвижность и длительное напряжение глазных мышц могут стать причиной нарушения аккомодации.

При ощущении усталости какой-либо части тела необходимо сделать глубокий вдох и сильно напрячь уставшую часть тела, после чего задержать дыхание на 3-5 секунды и на выдохе расслабиться; можно повторить.

При ощущении усталости глаз нужно в течение 2-3 мин окинуть взглядом комнату, устремлять взгляд на разные предметы, смотреть вдаль (в окно).

Если резко возникло общее утомление, появилось дрожание изображения на экране дисплея (покачивание, подергивание, рябь), следует сообщить об этом руководителю.

  • монитор находится на расстоянии равной длине руки пользователя. Если диагональ экрана более двадцати дюймов, то дистанция больше;

  • глаза находятся на уровне линии, которая на 5 сантиметров ниже верхнего края экрана. Для этого регулируется высота стула и монитора;

  • экран находится по центру для того, что бы не нужно было задерживать шею в неестественном положении;

  • окна в помещении не должны создавать блики на экране. Свет от окна не ярче, чем свет от ПК;

  • чрезмерная контрастность и яркость изображения утомляют зрение, необходимо настраивать эти показатели;

  • если компьютеры расположены в два ряда, нужно устанавливать защитный промежуточный экран для устранения избыточного облучения.

  1. Требования к рабочему месту

Минимальная площадь рабочего места для одного человека – 6 м

Недопустимо размещать компьютерные провода рядом с отопительной системой, их изоляция должна быть целостной. Системный блок не должен стоять в нише стола или другом замкнутом пространстве, где нарушена нормальная вентиляция.

Заключение

Главные преимущества электронной формы представления учебной информации для самостоятельной работы студентов – это компактность, большие выразительные возможности в представлении учебного материала (видео, звук, динамические изображения – анимация, виртуальная реальность), интерактивность, низкая стоимость. Электронный учебник обеспечивает проведение занятий различного типа, а также самостоятельное изучение учебного курса.

Ориентировка конкретной учебной деятельности определяется предметными знаниями, имеющимися в электронном учебнике. Учебник не навязывает жесткой структуры и методики изучения учебного материала. В тех учебных курсах, где образовательная информация содержит большое количество текстового материала, использование электронного представления информации позволяет лучше структурировать учебное содержание с целью предоставления альтернативных путей его изучения. Обучающийся может выбрать путь и темп изучения материала в зависимости от имеющегося уровня знаний, сложившихся приемов работы и психологических особенностей личности. Кроме того, имеется возможность организации быстрого и эффективного поиска нужных сведений в огромных массивах информации.

Созданный мультимедийный электронный учебник обеспечивает:

  • наглядность представления материала (технология мультимедийных гиперссылок, которые сделаны на документы, использующие цвет, иллюстрации);

  • быструю обратную связь (встроенный тест обеспечивают мгновенный контроль за усвоением материала; интерактивный режим позволяет обучающему самому контролировать скорость прохождения учебного материла) и др.

Список использованных источников

[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/razrabotka-uchebnika/

  1. Тайлакова Д. Н. Технология моделирования и создания электронного учебника [Текст] / Д. Н. Тайлакова // Молодой ученый. — 2013. — №5. — С. 772-775 .

  2. Вендров А.М. CASE-технологии. Современные методы и средства проектирования информационных систем.– М.: Финансы и статистика, 2012.– 176 с.

  3. Методология структурного анализа и проектирования/ Д.А. Марка, К. МакГоуэн.- М.: МетаТехнология, 2013.

  4. Изергин Н.Д. и др. Создание и использование информационных средств обучения: Учебное издание // http://www.activizator.narod.ru/ INF_SR_OB2006.pdf .

  5. Бердникова, Т. Б. Анализ и диагностика финансово – хозяйственной деятельности организации / Т. Б. Бердникова.– М.: Инфра – М, 2016. – 821с.

  6. Бочаров, В. В. Финансовый анализ. Краткий курс / В. В. Бочаров. – СПб.: Питер, 2018. – 240 с.

Приложение А, Экранные формы

Обложка мультимедийного учебника

Приложение а 1

Содержание

Приложение а 2

Фото и видео

Приложение а 3

Лабораторная работа

Приложение а 4