МЕТОДИКА РАЗРАБОТКИ ПЕРСОНАЖЕЙ

Дипломная работа

ГЛАВА I. КНИЖНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ КАК ЖАНР ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

1.1. Краткая история развития иллюстрации

Современная иллюстрация берет свое начало от изобретения печатного станка. Именно тогда стало возможным большими тиражами публиковать художественную литературу, книги об искусстве, научно-технические издания, а также красиво оформлять и иллюстрировать тексты. Постоянно разрабатывались новые технологии репродукции образов. Что касается стиля иллюстрирования, то его тенденции всякий раз совпадали с господствующими в изобразительном искусстве направлениями, поскольку иллюстраторы приспосабливали эти направления к стилям графики своего времени.

Истоки жанра иллюстрации кроются в миниатюрах, которыми средневековые художники украшали рукописные манускрипты. Эти иллюстрации эпохи Средневековья по манере исполнения гораздо ближе многим современным иллюстрациям, чем гравюры эпохи Возрождения. Сила воздействия произведений средневековых иллюстраторов (обычно выполненных от руки акварелью) сходна с тем ощущением, которое производят иллюстрации, созданные современными методами репродукции.

В Средние века отсутствовало различие между стилем миниатюр, украшавших рукописи, и стилем станковой живописи. Эти работы выполнялись одними и теми же мастерами. К одним из самых впечатляющих примеров средневековой иллюстрации относятся инициалы старинных рукописных Евангелие. Эти миниатюры представляют собой тщательно выполненные рисунки, которые во многих случаях являются подлинными произведениями искусства.

После изобретения печатного станка клише для иллюстраций всегда вырезалось на дереве. Одно и тоже клише включало в себя и изображение и текст. Такая техника вырезания клише не давала возможности отобразить мелкие детали изображения. Точности изображения деталей позволил достичь метод гравировки по металлу, который был разработан в XVI веке и в дальнейшем совершенствовался. Однако применение этого метода было ограничено тем, что требовалось раздельно печатать текст и иллюстрации. Это заставило делать крупномасштабные иллюстрации и печатать в разворот отдельно от текста. Появление этого метода провозгласило начало золотой эпохи гравюры. Техника гравировки по металлу по-прежнему используется и в наши дни (гравирование сухой иглой, офортное протравливание, акватинта и т.д.), хотя теперь ею больше пользуются мастера станковой графики, чем иллюстраторы. Следующим нововведением стало появление техники литографии (1798г.), что позволило печатать цветные иллюстрации, в то время как прежде раскраску уже напечатанных иллюстраций приходилось выполнять от руки.

4 стр., 1730 слов

Прикладная графика и ее своеобразие

... ничего общего не имеющих с искусством графики. Отдельной группой прикладной графики является искусство плаката. Плакат (от нем. Plakat ... графики называют графикой малых форм, художественно-производственной графикой или промышленной графикой. Почти все формы прикладной графики ... можно обнаружить в произведениях графики разных эпох. Активную роль в графике играют фактура материалов, специфика ...

В XVIII веке благодаря широкому распространению произведений мыслителей эпохи Просвещения начался расцвет жанра книжной иллюстрации. Подъем активности в книгопечатном деле перекинулся на журналы и другие периодические издания, которые больше уделяли внимания освещению текущих событий, чем темам культуры. В Англии, где зародился жанр иллюстрированной политической и социальной сатиры, он вскоре стал одной из наиболее популярных форм.

Вторая половина XIX века – эпоха расцвета повествовательной иллюстрации. Она была также отмечена взлетом популярности всех видов визуальной пропаганды – плакатов, афиш и т.д. Искусство плакатной иллюстрации зародилось во Франции в середине XIX века благодаря работам Оноре Домье (1808-1879) и Эдуада Мане (1832-1883).

Также был известен иллюстратор Гюстав Доре (1832-1898), ему принадлежат иллюстрации к Дон Кихоту, произведениям Жюля Верна. В конце XIX века существовали два художественных течения – импрессионизм и символизм. Для первого характерны реалистические сюжеты из повседневной жизни, выполненные в стиле быстрых набросков. Символизм, напротив, отличают сюжеты, основанные на художественной фантазии и литературном вымысле и исполненные в чрезвычайно утонченном и декоративном стиле. Оба этих направления нашли свое отражение в работах крупнейших художников-иллюстраторов той эпохи.

До начала ХХ века иллюстраторы в основном придерживались реализма, иногда придавая сюжету некоторый романтический оттенок. В этом они следовали традиции, установленной художниками викторианской эпохи. В ее основе лежал рисунок, выполненный в строгом академическом стиле. Этого положения придерживались даже тогда, когда иллюстрация была декоративной или юмористической, или же предназначалась для детей. В 1920-30-х годах входит в моду некоторая стилизация иллюстрированных изданий, возникшая из новой системы понятий, созданной авангардистскими художниками и скульпторами. Всплеск экономической активности после окончания Первой мировой войны дал шанс тем из иллюстраторов, которые были настроены на экспериментирование, работать с использованием более современных и выразительных форм. Новый тип иллюстраций был призван улавливать и продвигать вперед (как, впрочем, и критиковать) дух новой эры – эры новых средств информации и коммуникаций, общества массового потребления. Новый вид иллюстраций распрощался с обязательностью строгого следования натуре в рисунке. Он открыл дорогу исследования возможностей техники мазка, текстуры и игры цветов, что в некотором смысле сродни абстрактному искусству. Развитию этого направления способствовало появление новых изобразительных средств, что открыло новые возможности в создании иллюстраций.

К середине ХХ века в центре внимания изобразительного искусства оказалась продукция массовой культуры, или, точнее говоря, продукты потребительского рынка, которые составляют визуальный ландшафт современной жизни. Это движение получило название поп-арт. Художники, работавшие в этом направлении, использовали в качестве сюжетов популярные образы героев киноэкрана или сериалов комиксов. Многие из самых известных художников этого периода совершили переход от коммерческой иллюстрации к высокому искусству без каких-либо заметных изменений в стиле и манере подачи материала. Это имело большие последствия для жанра иллюстрации поскольку привело к переоценке тем и стилей. Новое поколение художников начало создавать свои интерпретации массовых форм искусства, а также экспериментировать с методами других периодов в истории иллюстрации: в частности использовать старую уличную рекламу, старинные формы книгопечатания, фотографии и кинофильмы ушедших лет.

19 стр., 9436 слов

Разработка фирменного стиля кафе ‘Botanique’

... фирменного стиля. Тема дипломной работы - "Разработка фирменного стиля ... фирменного стиля; выделить его основные элементы; Проанализировать примеры удачных проектов; Исследовать процесс создания фирменного стиля и его этапов; фирменный стиль кафе слоган разработать фирменный стиль ... фирменного стиля во всех формах рекламной кампании сделает рекламу более целостной. Кроме того, значение фирменного стиля ...

Наибольшую возможность для экспериментирования представляют журналы и другие периодические издания. Они постоянно создают спрос на новые образы, для воплощения которых требуется труд иллюстраторов. На страницах журналов и газет могут появляться все вообразимые темы, что открывает простор для полета фантазии, ограничиваемого только профессиональными навыками художника и творческими критериями редакторов изданий. Каждому периоду в истории иллюстрирования присущи свои собственные направления и вкусы, сегодня же художник должен постоянно быть в курсе новых веяний и поддерживать свою форму, чтобы его работа находилась на уровне современных требований.