Дипломная работа нестандартное физкультурное оборудование

Дипломная работа
Содержание скрыть

В связи с катастрофическим ростом заболеваемости детей в целом по стране, снижением уровня их физической подготовленности возникает необходимость в поиске новых эффективных подходов к организации в современных условиях воспитания и обучения, обеспечивающих сохранение физического и психического здоровья подрастающего поколения. Общеизвестно решающее значение двигательной активности в формировании растущего организма. Однако в образовательном процессе ее специфическое значение как фактора, стимулирующего повышение резервных возможностей физического, функционального, двигательного и психического развития детей, учитывается недостаточно.

Двигательная активность дошкольников ярче всего проявляется в самостоятельной двигательной деятельности, которая, по мнению ученых-педагогов, основывается на действиях детей с физкультурным оборудованием, пособиями.

Именно поэтому В.Н. Шебеко, Н.Н. Ермак, В.А. Шишкина и др. подчеркивают, что одним из очень важных приемов регуляции двигательной активности детей является ежедневное рациональное использование педагогом в работе с воспитанниками физкультурных пособий. Их применение позволяет конкретизировать возникающие перед детьми двигательные задачи, делают их более наглядными, эмоционально окрашенными и поэтому более доступными и понятными.[44]

Рациональное использование физкультурных пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений часто в необычных условиях, а, следовательно, ведет к увеличению и интенсивности двигательной активности или сдерживании её, что благотворно сказывается на физическом и умственном развитии дошкольников, на состоянии их здоровья.

Однако, согласно современным данным за время пребывания в детском саду воспитанники свободно двигаются и играют менее 30% времени бодрствования. При таких условиях дети по количеству движений реализуют меньше половины возрастной нормы.

Самостоятельная деятельность детей в детском саду составляет большую часть времени. По мнению В.А.Шишкиной и М.В.Мащенко, не менее 2/3 объема общей двигательной активности детей всех возрастов, поскольку она является наименее утомительной из всех форм двигательной деятельности.

Согласно словарю по возрастной и педагогической психологии, самостоятельность волевое свойство личности, способность систематизировать, планировать, регулировать и активно осуществлять свою деятельность без постоянного руководства и практической помощи извне.

В педагогической практике недостаточно внимания уделяется организации самостоятельной двигательной активности ребенка. Она не рассматривается как составляющая физической культуры и средство развития личности человека. Эти и другие факторы уменьшают возможность сохранения здоровья воспитанников в образовательных учреждениях. Для укрепления здоровья детей необходимо совершенствовать систему физического воспитания, активизировать двигательную деятельность, осуществлять индивидуально-дифференцированный подход в воспитании, обучении и развитии ребенка.

4 стр., 1571 слов

Организация ранней помощи детям с неврологической патологией ...

... -медико-педагогическую помощь детям раннего возраста с неврологической патологией и семье. Для реализации этой задачи необходимо: обеспечение согласованности и координации разных специалистов; создание индивидуальных программ развития, различных форм организации занятий в условиях групп ...

Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую, самостоятельно. Взрослый становится уже руководителем самостоятельной деятельности ребенка. Это руководство осуществляется путем показа, а также посредством словесного рассказа, объяснений и указаний. В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребенка взрослому принадлежит ведущая роль.

А.В.Кенеман и Д.В.Хухлаева считают, что условием развития самостоятельной деятельности детей всех возрастных групп служит, прежде всего, наличие в группе и на участке различных игрушек, мелких и крупных физкультурных пособий, то есть организация предметной среды. [32]

Стандарт дошкольного образования направлен на решение задачи создания благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром.

На основании анализа научно-методической литературы, мы пришли к выводу, что данная проблема в настоящее время достаточно актуальна. Действительно, заботясь о здоровье и жизнерадостности детей, следует регулировать их двигательную активность. И помощь в решении поставленной задачи может оказать умелое применение воспитателем физкультурных пособий при организации самостоятельной двигательной деятельности детей дошкольного возраста.

Исходя из всего выше сказанного:

Объект исследования, Предмет исследования, Цель работы, Задачи исследования

изучить психолого-педагогическую и методическую литературу по проблеме;

  • проанализировать условия организации самостоятельной двигательной деятельности в старшей группе;
  • составить перспективный план организации самостоятельной двигательной деятельности детей старшей группы на период преддипломной практики;
  • разработать рекомендации для воспитателей по обучению основным видам движений детей старшей группы в условиях ограниченного пространства;

подобрать перечень подвижных игр и упражнений для организации самостоятельной двигательной деятельности детей

Методологическую основу исследования составляет специализированная педагогическая и методическая литература.

Методы исследования: теоретический анализ, систематизация и обобщение; анализ деятельности дошкольников, наблюдение.

База исследования: МБДОУ №1 г. Орла.

ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБОРУДОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

26 стр., 12943 слов

Роль нетрадиционного оборудования в физическом развитии детей ...

... упражнений первоначально осуществляется на специально организованных физкультурных занятиях, но в дальнейшем ребенок использует эти движения в повседневной жизни, в самостоятельной деятельности, ... детей в двигательной активности и организовать образовательный процесс интересным, увлекательным, познавательным, привело к идее создание нестандартного оборудования как дополнительного стимула физкультурно ...

1.1 Значение физкультурного оборудования для детей дошкольного возраста

Вопрос о роли физкультурного оборудования в развитие дошкольников достаточно полно раскрывается в учебной и методической литературе.

Хухлаева Д. В. отмечает, что физкультурное оборудование необходимо для успешного решения задач физического воспитания в дошкольных учреждениях

 Физкультурное оборудование расширяет возможности использования упражнений. При этом у детей формируются разнообразные двигательные навыки.

 Специфические свойства отдельных предметов определяют структуру движений: гимнастическая скамейка – равновесие и ползание, мяч – катание, перебрасывание, отбивание; флажки – взмахи, покачивания, вращательные движения. В то же время важно разностороннее употребление каждого снаряда.

 Упражнения с пособиями способствуют развитию физических качеств: ловкости, быстроты двигательных реакций, глазомера и др. При выполнении упражнений на гимнастической стенке, скамейке значительно увеличивается амплитуда движений, возрастает растяжение косых мышц спины и плечевого пояса, что содействует улучшению гибкости опорно-двигательного аппарата. Действие на уменьшенной или приподнятой площади опоры; балансирование на крупном набивном мяче, катящемся цилиндре развивает у детей равновесие. Ходьба на лыжах преодоление полосы препятствий воспитывают выносливость. Упражнения с физкультурным инвентарём, специальные игры способствуют выработке координации движений пальцев, кисти рук, ног, уменьшение согласовывать движения тела, рук, ног с особенностями движения предметов. Прыжки со скакалкой, отбивание мяча помогают воспитанию у детей чувства ритма, дают возможность выполнять упражнения в разном темпе.

 Выделяются упражнения и игры, развивающие отдельные группы мышц. Укреплению мышц кисти и пальцев помогают игры, направленные на развитие точности движения, регулирование силы нажима, ловкости и быстроты движений.

 Освоение общеразвивающих упражнений с предметами, в частности разных способов захвата палки, также оказывает влияние на эту группу мышц. От способа держать мяч зависит правильность выполнения броска при прокатывании, перебрасывании. Для тренировки мышц плеча и предплечья полезны упражнения с обручем. Вспрыгивание на возвышение, упражнения с большими обручами развивает крупные мышцы туловища и ног. Педальные машины, велосипеды, ролики стимулируют развитые мышцы ног. Предметы помогают влиять на такие мышцы, которые трудно развивать без них. Для укрепления мышц стопы и профилактика плоскостопия используются наборы шариков, колец, палочек, верёвки, ребристые доски. Формированию правильной осанки помогают упражнения, выполняемые у стенки-щита, упражнения с палкой, мячом и др.

 При обучении использование пособий оказывает влияние на эффективность освоения движений. Они помогают добиться более четкого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий: мышечно-двигательных, осязательных, зрительных, слуховых, равновесия и ускорения, возникающих в процессе выполнения упражнений с предметами. Предметы являются зрительными ориентирами, ограничителями движения. Предметы также дают возможность обучать

детей дифференцировки мышечных ощущений, способствуют отчётливости слухового восприятия движений (упражнения со скакалкой, мячом).

59 стр., 29178 слов

Педагогические условия развития мелкой моторики с помощью нетрадиционных ...

... использованием нетрадиционных художественных техник. Предмет исследования: педагогические условия развития мелкой моторики с помощью нетрадиционных техник изображения у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Цель работы : разработать и обосновать систему педагогической работы, направленную на развитие мелкой моторики у детей ...

 Формирование представления о движении тесно связано с его осознанием, осмыслением. Предметы позволяют конкретизировать задание, поставить его чётко и наглядно и тем самым развивают способность контролировать свои движения, замечать ошибки и сознательно исправлять их.

 Использование различных, но однотипных пособий позволяет варьировать задания и создавать условия, усложняющие задание.

 В процессе упражнений с предметами дети узнают их свойства: цвет, форму, массу, качества материала, особенности движения в пространстве и взаимодействия, запоминают направление движения.

 Изготовление атрибутов требует от детей проявление интеллектуальных умений и навыков. Ряд игр способствует пополнению знаний детей о физической культуре и спорте, знакомит с правилами спортивных игр.

 Упражнения с физкультурными пособиями способствуют развитию кисти и пальцев; это активизирует деятельность анализаторных систем и влияет на речевое и умственное развитие в целом. Совершенствование координации мелких мышц подготавливает руку ребёнка к письму.

 Коллективные спортивные игры и упражнения с предметами способствуют воспитанию положительных черт характера и нравственных качеств, учат детей творческому взаимодействию при решении двигательной задачи. Такие упражнения, как лазанье по гимнастической стенке, канату, ходьба по гимнастической скамейке, скатывание с горки на санках, лыжах, развивают у детей смелость, решительность, настойчивость, выдержку.

 Физическое напряжение связано с волевыми усилиями, поэтому эти упражнения способствуют формированию нравственно-волевых качеств.

 Участие в подготовке физкультурного инвентаря к занятиям формирует у детей навыки бережного, аккуратного обращения с ним, умения раздавать и собирать, устанавливать, перемещать, класть в отведённое место. Дети осваивают правила хранения оборудования и ухода за отдельными пособиями из разных материалов; учатся изготавливать атрибуты для игр из бумаги, картона, дерева. [32]

Доронова Т. Н., Ерофеева Т. И., Короткова считают, что физкультурное оборудование, являясь составной частью общей предметной среды детского сада, способствует организации двигательной активности дошкольников

В процессе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий у детей формируются двигательные навыки (ходьба на лыжах, прыжки через скакалку и т. д.).

Во время использования физкультурного оборудования могут создаваться вариативные и усложняющие условия для выполнения различных физических упражнений.

Комплекс общеразвивающего воздействия с различными пособиями и предметами (мячом, обручем и т. д.) оказывает огромное влияние на развитие разных групп мышц и укрепление мышечного тонуса.

Велосипеды, ролики, коньки стимулируют развитие мышц ног. Для укрепления мышц стопы и профилактики плоскостопия используются различные массажеры, мелкие предметы (колечки, палочки, шарики – для захвата пальцами ног), ребристые доски.

Формированию правильной осанки способствуют физические упражнения, выполняемые у деревянной стенки, упражнения с детскими эспандерами, гимнастической палкой и другими предметами.

16 стр., 7601 слов

Подвижные игры в школе в помещении и на воздухе для детей младших, ...

... игры. Большинство подвижных игр имеет широкий возрастной диапазон, они доступны детям разных возрастов (примеры подвижных игр ... Играя, дети усваивают жизненно необходимые двигательные ... игры, которые дополняются небольшой группой переходных игр. Некомандные игры можно поделить на игры с ведущим и без ведущего. Так же командные игры делятся на два основных вида: игры ... тем как выбрать определенную игру, ...

Физкультурные пособия помогают детям добиваться более чёткого представления о движении, которое складывается на основе ощущений и восприятий.

В процессе выполнения двигательных заданий дети получают знания о свойствах разных предметов и пособий (форме, цвете, весе, качестве материала), знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движений. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия пространства и времени, в том числе для формирования умений и навыков ориентировки в окружающей среде.

Разностороннее познание пространственно-временных отношений, предметного окружения происходит посредством активных движений, выполняемых с разными пособиями.

При рациональном подборе и размещении физкультурного оборудования создаются благоприятные условия для развёртывания разнообразной самостоятельной двигательной активности ребёнка. Дошкольники могут выбирать интересные и доступные для себя движения с различными пособиями, которые помогут творчески решать двигательные задачи комфортно ощущать себя в пространстве среди множества предметов и регулировать свою двигательную активность.

Физкультурные пособия в значительной мере способствуют повышению интереса детей к выполнению различных двигательных заданий в необычных условиях (в лесу, в тренажёрном зале, на спортивной площадке), что ведёт к удовлетворению их потребности в двигательной активности, а также благотворно сказывается на состоянии здоровья детей.

Участие дошкольников в подготовке пособий к разным видам занятий по физической культуре формирует у них навыки аккуратного и бережного обращения.

Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы разных пособий в оформлении физкультурно-игровой среды вызывает у дошкольников положительные эмоции. Рациональная двигательная активность детей в многообразии условий предметной среды формирует у них привычку к регулярным занятиям физической культурой [9]

Таким образом, разнообразное физкультурное оборудование и пособия являются составной частью общей предметно-игровой среды дошкольного образовательного учреждения. В процессе оптимизации двигательная активность детей правильный подбор и рациональное использование оборудования способствуют развитию двигательной сферы детей, позволяют более полно удовлетворить двигательные потребности каждого ребёнка, способствуют формированию базовых умений и навыков, повышению функциональных возможностей детского организма, развитию двигательных качеств и способностей, воспитанию интереса к разным видам занятий по физической культуре. Наряду с этим решаются задачи, направленные на укрепление и гармоничное развитие детей, на воспитание нравственных и волевых качеств, на развитие многих психических процессов и свойств личности.

1.2 Требования к подбору физкультурного оборудования

Подбор оборудования определяется программными задачами как физического, так и всестороннего воспитания детей.

Доронова Т. Н., Ерофеева Т. И. и Короткова выделяют следующие требования к подбору физкультурного оборудования:

 Необходимо, чтобы оборудование (размеры, габариты и масса предметов) соответствовало возрастным особенностям детей и их антропометрическим показателям. Количество оборудования определяется из расчёта участия всех дошкольников в разных формах двигательной активности.

5 стр., 2311 слов

Методика обучения двигательным действиям

... обучения технике двигательных действий. Цель исследования - изучение методики двигательного действия Задачи исследования: 1) Рассмотреть двигательные действия как предмет обучения в физическом воспитании 2) Изучить формирования двигательного навыка 3) Раскрыть особенности методики двигательного действия При написании использовался метод ... создает у ребенка представления о двигательном действии, не ...

 Одним из важнейших требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивым и прочным. С целью обеспечения страховки, предотвращения травматизма во время занятий по физической культуре необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.

 Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

 Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с различными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр. С помощью оборудования и пособий должно обеспечиваться правильное выполнение разнообразных комплексов физических упражнений, а также целенаправленное формирование различных физических качеств.

 Большинство физкультурных пособий используется детьми в процессе выполнения физических упражнений и подвижных игр. Поэтому в комплекты оборудования должны входить самые разные предметы: крупногабаритные, переносные и стационарные, изготовленные из разных материалов, мелкие.

 Наличие в комплектах разнообразного оборудования обусловлено спецификой различных видов занятий по физической культуре (утренняя гимнастика, корригирующая гимнастика после дневного сна, занятие по физической культуре, игры и упражнения на воздухе и в помещении, физкультурные досуги и праздники).

 Особенности физического развития детей.

Д. В. Хухлаева выделяет педагогические, эстетические и гигиенические требования к физкультурному оборудованию:

 Размеры и масса инвентаря должны соответствовать возрастным особенностям дошкольников.

 При оформлении мест занятий физическими упражнениями необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине, стремиться к созданию ансамблей единого стиля, украшающих помещение или площадку.

 Важную роль играет цветовая отделка. Крупное оборудование окрашивается в светлые, спокойные тона. Деревянные элементы лучше покрывать бесцветным лаком, сохраняя естественный цвет древесины, или масляной краской светлых тонов, металлические – нитроэмалью светло-серого, серо-голубого цвета. Разметка щитов для метания может быть красного, синего, оранжевого, зелёного цвета. Мелкий инвентарь, предметы для общеразвивающих упражнений должны быть яркими, многокрасочными, как основных цветов, так и оттенков. Красивая окраска предметов радует глаз ребёнка, способствует развитию цветоразличению.

 Места для занятий физическими упражнениями должны содержаться в чистоте. Для этого проводится регулярная уборка помещений и площадок, чистка инвентаря. Надо позаботиться, чтобы физкультурный инвентарь был защищён от воздействия высокой температуры и сырости, в противном случае деревянные предметы трескаются, перекрашиваются, резина становится пористой, теряет свои эластичные свойства. Кожаные мячи надо смазывать жиром и хранить на специальных стойках или в корзинах. Булавы и кегли подвешиваются за шейку или ставятся в ящик. Обручи подвешиваются на штырях, чтобы не перекашивались. Палки можно хранить в вертикальном или горизонтальном положении. Верёвки подвешиваются, чтобы не перепутывались.

 Воспитатель организует правильный уход за пособиями, знакомит детей с правилами хранения и ухода. [32]

В. А. Шишкина, М. В. Мащенко выделяют следующие требования к подбору физкультурного оборудования:

Физкультурное оборудование лучше всего подобрать комплектно с учётом специфики размещения в разных помещениях и на воздухе.

В комплект целесообразно включить: стационарное оборудование (1-5 ед.), переносную лестницу-стремянку, горку-скат, мостик-качалку; набор физкультурных пособий, состоящий из мячей, обручей, скакалок разных размеров и материала: сборно-разборные конструкции, дающие возможность трансформировать детали комплекта; физкультурные пособия, которые можно навесить, приставить, объединить со стационарным; детали для объединения со стационарным и переносным оборудованием, дополнительные пособия в виде зрительных ориентиров; игровые детали-атрибуты.

Предусматривается удобное размещение оборудования, чтобы дети имели возможность подходить к нему с разных сторон, не мешая друг другу. Это будет способствовать увеличению количества занимающихся.

Физкультурное оборудование подбирается и размещается с таким расчётом. Дети могли использовать его не только в двигательной, но и в игровой деятельности. Приоритетными сегодня считаются физкультурно-игровые сборно-разборные комплекты и конструкции. ( )

В. Н. Шебеко, Н. Н. Ермак, В. А. Шишкина выделяют следующие требования к физкультурному оборудованию:

  • всё оборудование и инвентарь, используемый на участке и в помещении должны соответствовать правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики;
  • размеры и конструкции оборудования и пособий должны отвечать анатома-физиологическим особенностям детей, их возрасту.[43]

Эффективно использовать физкультурное оборудование – это значит обеспечить оптимальную продолжительность его применения в течение всего дня в разных формах и видах деятельности с тем, чтобы добиться овладения детьми всеми видами физических упражнений, их двигательного творчества на уровне возрастных и индивидуальных воздействий.

Один из приёмов повышения эффективности физкультурного оборудования – новизна, которая создаётся за счёт смены переносного оборудования, размещения на стационарном и переносном оборудовании дополнительных деталей; объединения разных пособий в своеобразные комплексы.

Находящиеся в группе пособия расставляются каждый раз по-новому. Большие возможности опосредованного воздействия на стиль двигательной деятельности детей через физкультурное оборудование. Оно вносится в группу в зависимости от времени дня, характера предыдущей и предстоящей деятельности детей. Интересны приёмы новизны, при которых физкультурное оборудование превращается в игровое.

Так, летом на участке для этого достаточно воспользоваться обыкновенными тентами. Для их изготовления можно применять любую плотную ткань, желательно ярких расцветок. Чтобы быстро и удобно закрепить тент можно оформить рюшой, сюжетной аппликацией, вырезать окошки. Размеры подбираются в соответствии с оборудованием участка, чтобы можно было варьировать.

Авторы убеждены в том, что обеспечить разнообразие двигательной деятельности можно используя совсем незначительное количество простых пособий: во-первых, расставляя их по-разному; во-вторых, обучая детей всем основным движениям на каждом из пособий; в-третьих, развивая у детей умение, выполнять на каждом пособии все знакомые движения; в-четвёртых, объединяя детей в совместных движениях с одним пособием (скакалка, мяч, обруч на двоих).

При внесении физкультурного оборудования в группу следует учитывать также время дня, характер предстоящей деятельности детей.

Так, во время утреннего приёма пособия рассчитываются на умеренную, «среднюю» подвижность детей. Учитывается и ещё одно обстоятельство: воспитатель занят приёмом детей, он не может уделить должного внимания руководству двигательной деятельности, поэтому преимущество отдаётся пособиям для простых, хорошо знакомых детям движений. Не требующих страховки: это шнур, кегли и т. п.

После завтрака и на прогулке дети должны активно отдохнуть перед «сидячими» занятиями в значительной степени удовлетворить потребность в движении. У воспитателя есть возможность уделить внимание каждому из детей несколько больше, чем утром. Поэтому и пособия в это время предусматриваются более сложные, требующие специального наблюдения или руководства воспитателя.

Во второй половине дня двигательная деятельность детей организуется непосредственно после сна, а также после полдника, на прогулке. Здесь она может быть подвижной, высокоэмоциональной, творческой. Целесообразно дать дошкольникам простые предметы, с которыми можно много и по-разному двигаться (мячи, обручи, разные по размерам, из разных материалов).

Предпочтение следует отдавать сборно-разборным конструкциям, чтобы можно было по своему усмотрению превратить физкультурный комплекс в «пожарную лестницу», «смотровую вышку», «мачту корабля».

Таким образом, обеспечить разнообразную и интересную двигательную деятельность детей можно только эффективно используя физкультурное оборудование учитывая все необходимые требования к его подбору.

1.3 Классификация физкультурного оборудования

В имеющейся литературе предлагается несколько классификаций физкультурного оборудование.

Т. И. Осокина, Е. А. Тимофеева, М. А. Рунова предлагают классификацию физкультурного и спортивно-игрового оборудования:

  • По соотнесению с разными видами физических упражнений и игр: для занятий гимнастикой и развитие основных движений;
  • подвижные игры и их оборудование;
  • оборудование для спортивных игр;
  • оборудование для спортивных упражнений;
  • игрушки-забавы, атрибуты;
  • аттракционы;
  • тренажёрные устройства преимущественно тренировочно-оздоровительного назначения;
  • настольные спортивные игры.

По степени заданности и распространённости: традиционное, стандартное; нетрадиционное, нестандартное.

По конструктивным особенностям: целостные конструкции; сборно-разборные, состоящие из трансформирующихся элементов, деталей.

По функциональным свойствам: простое, действующее на основе мышечных и интеллектуальных усилий; техническое – на механической, гидравлической, пневматической, электронной (компьютерной) основах, на основе ветровой энергии и др.; наборы оборудования, связанного между собой по назначению или функциональному признаку (для развития мышц кисти, профилактики плоскостопия, полосы препятствий и т. п.); домашние стадиона, спортивные уголки, сигнальные средства; защитные страховочные средства; контрольно-измерительная и информационная аппаратура.

По месту использования: деревянное и из древесных материалов; металлическое; резиновое; из пеньковой верёвки, каната; из современных синтаксических материалов; из водоотталкивающих тканей; из бумаги и картона, комбинированное; из разных бросовых материалов.

По месту использования: в помещении – в зале, групповой комнате, рекреации на участке, на физкультурных и других площадках; в бассейне; на катке; на лыжне; в природных условиях; в домашних условиях.

По размерам: мелкое, крупногабаритное. Всегда соразмерное ростомассовым показателям детей.

По возрасту детей: для раннего возраста; для младшего дошкольного возраста; для старшего дошкольного возраста.

Для занятий с детьми, имеющих отклонения в состоянии здоровья: для лечебной физкультуры при отклонении в развитии опорно-двигательного аппарата. [20]

Л. Д. Глазырина, В. Д. Овсянкин предлагают классификацию оборудования для занятий в малокомплектном детском саду:

 Оборудование, используемое в качестве приставного к стационарному: гимнастические доски, лесенки, трапы, скаты.

 Стационарное оборудование: гимнастическая стенка, гимнастические шесты, гимнастические башни.

 Передвижные конструкции: гимнастические ящики, муфты, плинт, дуги, полуцилиндры-вкладыши, кубы, конусы.

 Пристенное оборудование: доски, лесенки, трапы.

 Подвесное оборудование: качели, трапеции, кольца.

 Оборудование для обеспечения страховки: маты, коврики.

 Пособия-игрушки: чурбачки-качалки, ледоходы, большая качалка с площадкой, набивной мяч, атрибуты для подвижных игр.

Также Л. Д. Глазырина и В. Д. Овсянкин выделяют классификацию тренажёров и тренировочных устройств:

По конструктивным решениям: универсальное, объединены в одну конструкцию.

По функциональному назначению: направленные на развитие выносливости, гибкости, ловкости.

По месту использования: для открытых площадок, залов.

В. В. Мельникова предложила другую классификацию тренажёров:

Физкультурно-оздоровительные (беговая дорожка, велотренажёр).

Спортивные.

Лечебные.

Производственно-технические.

Оригинальные тренажерные устройства (спорткомплекс В. С. Скрипалаева).

Тренажёры образно-игровой направленности («Кто сильней», «Упрямый ослик», «Сороконожка»).

М. А. Рунова, Е. А. Тимофеева, Т. И. Осокина предложили свою классификацию тренажёров:

По целевой направленности (для спортсменов).

Физкультурно-оздоровительные (для увеличения двигательной активности).

Лечебные (для лечения различных отклонений в опорно-двигательном аппарате).

[20]

М. Ф. Литвинова предложила классификацию физкультурной площадки:

Стационарное (гимнастическая стенка, башни, шесты(2,5-3м), канаты, верёвочные лестницы, рукоходы, дуги, заборчики, яма, балансиры, бум, бревно, забор, автопокрышки, перекладины)

Переносное ( стойки для прыжков, гимнастические доски, лестницы, цели для метания, обручи, мячи разных размеров, скакалки)

Подвесное (мишени, корзины)

Комбинированное ( полоса препятствий).

По основным видам движения:

Лазание (перекладина, заборчик с вертикальными перекладинами, дуги, воротики,заборчики,гимнастическая стенка, сплошная стенка, шесты, канаты, верёвочные лестницы, стенка с горизонтальными перекладинами, автопокрышки )

Для висов, подтягивания ( перекладина, прямой рукоход, канаты, шесты)

Для прыжков ( козлики, дуги, яма (3м) с грунтовой дорожкой для разбега (8 – 12 м) мерка и планка, стойки для прыжков, автопокрышки (опорный прыжок))

Для равновесия, бега (бум, круглое бревно, автопокрышки, балансиры, беговая дорожка (150 м) Отрезок для бега (30 м))

1.4 Оборудование для организации двигательной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Подбирая физкультурное оборудование для детей дошкольного возраста необходимо учитывать особенности физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики.

Проблема использования физкультурного оборудования раскрыта в литературе достаточно неполно. Но, на наш взгляд, наиболее систематизирован материал по этому вопросу в работах Дороновой Т. Н., Ерофеевой Т. И., Коротковой.

Авторы чётко излагают особенности двигательного развития детей каждого возрастного периода, особенности его размещения в групповом помещении и примерный набор физкультурного оборудования в каждой группе.

Старший дошкольный возраст является наиболее важным периодом для формирования двигательной активности. Дети 5-7 лет активны, умело пользуются своим двигательным аппаратом, движения их достаточно скоординированы и точны. Двигательная активность становится всё более целенаправленной и зависимой от эмоционального состояния ребёнка и от мотивов, которыми он руководствуется в своей деятельности. Самостоятельность, уверенность в себе, чувство удовлетворения являются хорошим стимулом для развития целенаправленной двигательной активности.

Старшие дошкольники овладевают сложными видами движений и способами выполнения, а также некоторыми элементами техники. Детям этого возраста свойственен широкий круг специальных знаний, умение анализировать свои действия, изменять их в зависимости от ситуации.

Для старших дошкольников необходимо создавать вариативные усложнённые условия для выполнения разных видов физических упражнений с использованием пособий.

На шестом году жизни появляются интерес к подвижным играм и упражнениям спортивного характера (баскетбол, бадминтон, теннис, ходьба на лыжах, езда на велосипеде).

Дети уже способны решать двигательные задачи, подчиняясь определённым правилам, и применять разученные ранее движения в соответствии с игровыми ситуациями

Основной набор оборудования и пособий находится в спортивном зале, так как разные виды занятий по физической культуре в основном проводятся в нём.

Оборудование для спортивных игр желательно хранить в секционном шкафу или в закрытых ящиках.

Обручи, скакалки, шнуры советуем разместить на крюках одной свободной стены в группе.

Физкультурное оборудование располагается в группе так, чтобы дети могли свободно подходить к нему и пользоваться им.

Примерный набор физкультурного оборудования для старшей и подготовительной групп, Для ходьбы, бега, равновесия:, Для прыжков:, Для катания, бросания, ловли:, Для общеразвивающих упражнений:, Оборудование для физкультурного зала

В физкультурном и физкультурно-музыкальном залах расположена большая часть оборудования для двигательной активности.

Тип оборудования

Наименование

Размеры, масса

Кол-во на группу

Для ходьбы, бега, равновесия.

балансиры разного типа

2

бревно гимнастическое напольное

длина 240 см

ширина верхней поверхности 10 см

высота 15 см

2

доска гладкая с зацепами

длина 250 см

ширина 20см

высота 3 см

2

доска с ребристой поверхностью

длина 150 см.

ширина 20 см

высота 20 см

2

дорожка-балансир (лестница верёвочная)

длина 150 см

ширина 33 см

диаметр реек 5 см

1

модуль «Змейка»

длина 100 см

высота 15 см

2

коврик массажный

75×70 см

5

куб деревянный малый

ребро 20 см

5

модуль мягкий (комплект из 6-8 сегментов)

2

скамейка гимнастическая

длина 200-300 см

ширина 24 см

высота 25, 30, 40 см

3

Для прыжков.

батут детский

диаметр 100-120 см

2

гимнастический набор: обручи, рейки, палки, подставка, зажимы

2

диск плоский

диаметр 23 см

высота 3 см

10

дорожка-мат

длина 180 см

1

конус с отверстиями

6

мат гимнастический складной

длина 190 см

ширина 100 см

высота 7 см

1

мат с разметками

длина 190 см

ширина 138 см

высота 10 см

2

скакалка короткая

длина 120-150 см

10

Для катания, бросания, ловли.

кегли (набор)

2

кольцеброс (набор)

2

мешочек с грузом малый

масса 150-200 г

5

мишень навесная

длина 60 см

ширина 60 см

толщина 1,5 см

2

мяч средний

10-12 см

10

мяч утяжелённый (набивной)

масса 0,5 кг, 1,0 кг

По 10

мяч для мини-баскетбола

18-20 см

5

мяч для массажа

диаметр 6-7 см., 10 см

По 5

комплект для детских спортивных игр (сумка)

1

Для ползания и лазанья.

дуга большая

высота 50 см

ширина 50 см

5

дуга малая

высота 30-40 см

ширина 50 см

5

канат с узлами

длина 230 см

диаметр 2,6 см

расст. между узлами 38 см

1

канат гладкий

270-300см

2

лестница деревянная с зацепами

длина 240 см

ширина 40 см

диаметр перекладины 3 см

расст. между перекл.22-25 см

1

лабиринт игровой (6 секций)

1

лестница верёвочная

длина 270-300 см

ширина 40 см

диаметр перекладин 3 см

2

стенка гимнастическая деревянная

высота 270 см

ширина пролёта 75, 80, 90 см

1

Для общеразвивающих упражнений

тренажёры простейшего типа: детские экспандеры, диск «Здоровье», гантели, гири

По 10

кольцо плоское

диаметр 18 см

10

кольцо мягкое

диаметр 13 см

10

лента короткая

длина 50-60 см

20

массажёры разные: «колибри», мяч-массажёр, «кольцо»

По 5

мяч малый

6-8 см

10

мяч утяжелённый (набивной)

масса 0,3 кг

10

обруч малый

диаметр 54-60 см

10

палка гимнастическая короткая

длина 75-80 см

10

ролик гимнастический

10

Таким образом, при подборе физкультурного оборудования учитывается особенности физического развития детей и возрастных этапов формирования моторики.

ГЛАВА 2. САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДВИГАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКОВ, НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

2.1 Предметно-развивающая среда как условие активизации детской самостоятельности

самостоятельной деятельностью детей

В соответствии с новыми требованиями СанПиН 2.4.1. 3049 -13, самостоятельная деятельность детей в образовательном процессе должна составлять от 30 до 40% общего времени пребывания ребенком в детском саду.

Создание оптимальных условий для формирования самостоятельности у ребенка старшего дошкольного возраста предполагает использование развивающих технологий, включающих активные формы и методы обучения. Педагогическая технология как система научного знания должна оптимизировать и обеспечить воспитательный процесс. Задача педагога заключается в том, чтобы направить воспитательный процесс в сторону происхождения ребенка к человеческой культуре, способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных человечеством за многие тысячелетия.

Степень реализации потенциала развития воспитанников во многом определяется условиями, в которых находятся дети. Дошкольники не могут полноценно развиваться на чисто вербальном уровне, вне предметной среды. Именно предметно-развивающая среда, позволяет ребёнку развивать способности, проявлять самостоятельность, утверждаться как активный деятель и преобразователь окружающей действительности.

Предметная развивающая среда система материальных объектов и средств деятельности ребенка, функционально моделирующая содержание развития его духовного и физического облика в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Среда развития ребенка в детском саду — важный компонент дошкольного образования. Предметно-развивающая среда играет особую роль в самостоятельной деятельности дошкольника, так как его деятельность зависит от того, как устроена предметно-пространственная организация его жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал.

Концепция дошкольного образования рассматривает предметную среду детской деятельности — как систему материальных объектов, функционально моделирующих содержание физического и духовного развития ребенка. Эта среда должна отвечать принципам обогащенности, наукоемкости и содержать природные и социокультурные средства, обеспечивающие разнообразие деятельности ребенка.

Предметно-развивающая среда ДОО — это система условий, обеспечивающая всю полноту развития детской деятельности и его личности.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. Среда развития ребенка:

  • это пространство его жизнедеятельности,
  • это не только игровая среда, но шире — среда развития всех специфически детских видов деятельности,
  • это условия для творческого духовного развития и возможность «вычерпывать» из нее информацию, необходимую для постановки и решения задач той или иной деятельности,
  • это фундамент, на котором закладывается строительство самостоятельности ребенка.

Одна из движущих сил и источник проявления активности — это потребность ребенка проникнуть в пространство, ознакомиться с ним, исследовать его и овладеть им.

Жизненное пространство детей должно отвечать двум требованиям:

оно должно формировать основополагающее доверие к окружающему миру, выражающемуся в его безопасности и стабильности,

иметь побудительные импульсы для проявления активности ребенка.

Сочетание этих требований создает оптимальную окружающую среду для здорового и гармоничного развития детей. При овладении жизненным пространством устанавливается его ментальная схема, обусловливающая границы активности ребенка. Чем шире зона известного — неизвестного», тем больше возможностей для проявления активности дошкольника. А возможность свободного передвижения задает динамичную картину окружения, центр которой — сам человек, что способствует лучшей его ориентации в окружающем мире.

Среда считается побуждающей к активности, если она отвечает следующим требованиям:

  • включает элементы новизны,
  • является многофункциональной.

Дети склонны организовывать и трансформировать окружающее пространство. С целью реализации этой потребности оно должно содержать в себе эту возможность. К ней относятся неорганизованное пространство, наличие свободно определяемых элементов, стирание границ между организованным и неорганизованным пространством.

Основными задачами построения развивающей среды в ДОО являются:

  • Сохранение единого образовательного пространства в условиях содержательной и организационной вариативности дошкольного образования.
  • Гуманизации дошкольного образования, ориентирующая на приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья ребенка, свободного развития его личности в современном обществе и государстве.
  • Защита ребенка от некомпетентных педагогических воздействий в условиях вариативности дошкольного образования.
  • Повышение эффективности и качества дошкольного образования.

Психолого – педагогические требования к созданию предметной развивающей среды, обеспечивающей реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования:

Материалы и оборудование должны создавать оптимально насыщенную (без чрезмерного обилия и без недостатка) целостную, многофункциональную, трансформирующуюся среду и обеспечивать реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов.

Традиционные материалы и материалы нового поколения должны подбираться сбалансировано, сообразно педагогической ценности (среда не должна быть архаичной, она должна быть созвучна времени, но и традиционные материалы, показавшие свою развивающую ценность, не должны полностью вытесняться в угоду «новому» как ценному самому по себе).

При создании предметной развивающей среды необходимо руководствоваться следующими принципами:

  • полифункциональности среды: предметная развивающая среда должна открывать множество возможностей, обеспечивать все составляющие образовательного процесса, и в этом смысле должна быть многофункциональной.

— трансформируемости среды, который связан с ее полифункциональностью – это возможность изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства (в отличие от монофункционального зонирования, жестко закрепляющего функции за определенным пространством).

— вариативности , сообразно которому характеру современного образовательного процесса должен быть представлен рамочный (стержневой) проект предметной развивающей среды, конкретизирующие его модельные варианты для разных видов дошкольных образовательных учреждений как прототипы для конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже самими педагогами-практиками.

При создании предметной развивающей среды необходимо учитывать гендерную специфику и обеспечивать среду как общим, так и специфичным материалом для девочек и мальчиков.

Предметная развивающая среда должна подбираться с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.

В качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Подбор материалов и оборудования должен осуществляться для тех видов деятельности ребенка, которые в наибольшей степени способствуют решению развивающих задач на этапе дошкольного детства (игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, трудовая, музыкально-художественная деятельности, а также для организации двигательной активности в течение дня), а также с целью активизации двигательной активности ребенка.

Материалы и оборудование должны отвечать гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Наиболее педагогически ценными являются игрушки, обладающие следующими качествами:

  • Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции мышления и др.;
  • Возможностью применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей ( в том числе с участием взрослого как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры и др.;
  • Дидактическими свойствами.

Такого рода игрушки несут в себе способы обучения ребенка конструированию, ознакомлению с цветом и формой и пр., могут содержать механизмы программированного контроля, например некоторые электрифицированные и электронные игры и игрушки;

  • Принадлежностью к изделиям художественных промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят его с народным художественным творчеством.

Подбор материалов и оборудования должен осуществляется исходя из того, что при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования основной формой работы с детьми является игра, которая в образовательном процессе задается взрослым в двух видах: сюжетная игра и игра с правилами.

При создании предметной развивающей среды педагоги должны руководствоваться принципом информативности, предусматривающем разнообразие те­матики материалов и оборудования и активности детей во взаимодействии с предметным окружением.

Предметная развивающая среда группового помещения должна отвечать принципу вариативности, определяющейся типом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностям.

Соблюдение принципа комплексирования и гибкого зонирования предполагает при создании предметной развивающей среды легкость трансформирования оборудования, полифункциональность его ис­пользования.

При создании предметной развивающей среды педагогам необходимо соблюдать принцип стабильности и динамичности предметного окружения, обеспечивающий сочетание привычных и неординарных элементов эстетической организации среды; индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка.

Необходимо систематически проводить анализ состояния предметной развивающей среды с целью приведения ее в соответствие с гигиеническими, педагогическими и эстетическими требованиями (единство стиля, гармония цвета, использование при оформлении произведений искусства, комнатных растений, детских работ, гармоничность, соразмерность и пропорциональность мебели и т.п.)

При проектировании предметной развивающей среды необходимо учитывать следующие факторы:

  • Следует всячески ограждать детей от отрицательного влияния игрушек, которые провоцируют ребенка на агрессивные действия;
  • вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры – людям и живот­ным), роли которых исполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);
  • вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве кото­рых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайчики и др.);
  • провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;
  • Наполняемость предметной развивающей среды должна обеспечивать разностороннее развитие детей, отвечать принципу целостности образовательного процесса.

Предметная развивающая среда должна способствовать реализации образовательных областей в образовательном процессе, включающем:

1) совместную партнерскую деятельность взрослого и детей;

2) свободную самостоятельную деятельность самих детей в условиях созданной педагогами предметной развивающей образовательной среды, обеспечивающей выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяющей ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально. [38]

2.2 Требования федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к организации фзкультурно-игровой среды

Предметно-пространственная среда в дошкольном учреждении должна служить основой для двигательной деятельности детей, своеобразной формой их самообразования в области здоровья.

Роль взрослых состоит в том, чтобы открыть перед детьми весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных её элементов.

При проектировании физкультурно-игровой среды следует обеспечить:

эколого-гигиенические условия;

  • достаточные площади для самостоятельной двигательной деятельности с учётом отведённого в режиме дня времени для движений, интересов и возможностей каждого из детей;
  • условия для занятий физическими упражнениями;
  • необходимое физкультурное оборудование и инвентарь, периодичное его обновление и изменение.

Создание физкультурно – игровой среды определяется программными задачами разностороннего воспитания детей. В детском саду необходимо иметь достаточное количество физкультурного оборудования. Многообразие его даёт возможность продуктивно применять пособия на занятиях физической культурой разного типа, в организованных играх и упражнениях на прогулке, во время гимнастики после дневного сна.

Развивающая физкультурно-игровая среда включает:

достаточные площади для движений и игр в помещении и на участке, личное пространство для отдыха и уединения детей;

  • необходимо наличие тренажёров, гимнастической лестницы, переносное физкультурное оборудование (мячи, обручи, скакалки, другие предметы);
  • физкультурный зал со стационарным оборудованием и переносным инвентарём;
  • общую спортивную площадку на участке, групповые площадки, где необходимо иметь полосы препятствий, яму для прыжков, беговые дорожки, место для подвижных игр, оборудование для основных движений, эколого-оздоровительную тропу, ледяные дорожки для скольжения;
  • места для выполнения контрольных физических упражнений при диагностике двигательного развития детей;
  • оборудованные площадки для спортивных игр в баскетбол, волейбол, футбол, городки;
  • велосипедную (лыжную) дорожку на участке и за его пределами;
  • ближайшее природное окружение: зоны пересечённой местности, скверы и парки, тихие зелёные улочки, горка для катания на санках зимой, лыжня;
  • близлежащие уличные перекрёстки для овладения правилами дорожного движения;
  • несколько крупных физкультурных объектов (стадион, дворец спорта, ледовый дворец, физкультурно-оздоровительный комплекс), где дети должны побывать на экскурсии или посмотреть спортивные состязания;
  • маршруты для прогулок-походов за пределы ДУ;
  • спортивный инвентарь (санки, лыжи, коньки, самокаты, велосипеды);
  • специально оборудованные зоны для коррекции отклонений в физическом и двигательном развитии: дорожки для коррекции стопы и осанки, роста, центр здоровья (где можно проверить осанку, рост, выполнить по желанию несколько физических упражнений с использованием массажёра, диска здоровья и других тренажёров;
  • атрибуты (колокольчики, нагрудные знаки, плоскостные фигуры, детские бубны, шапочки для игр);
  • инструментарий для измерения длины и массы тела, окружности груди;
  • инструментарий для обследования двигательных умений детей;
  • книги и репродукции о физкультуре и спорте;
  • дидактический материал для свободной деятельности с учётом возрастных, поло-ролевых, индивидуальных особенностей, интересов, предпочтений детей, их исследовательских интересов (парные, разрезные картинки по темам «Моё тело», «Распорядок дня», «Предметы гигиены», «Движения», «Зарядка», «Мой дом», «Что полезно и вредно для здоровья» и др.);
  • игровые физкультурные пособия для кукол (для отражения в игровой деятельности впечатлений от физкультурных событий).

Целесообразно комплектовать оборудование в соответствии с разными видами движений, физических упражнений, подвижных и спортивных игр.

В комплекты оборудования должны входить разнообразные предметы: крупногабаритные (гимнастические скамейки, лестницы, бумы и т. п., мелкие (резиновые кольца, мячи, шары, обручи и т. п.) .

Эффективность использования оборудования значительно повышается при рациональном его размещении. Расположение разных предметов оборудования зависит от их предназначения.

Гимнастическая стенка устанавливается стационарно, прочно крепится к стене. Целесообразно приобретать её с дополнительными пособиями: лесенкой с зацепами, доской, горкой — скатом.

Канаты, шесты, верёвочные лестницы укрепляются на потолке с помощью специальных приспособлений: крюков, монорельса и т. п. Крупные предметы оборудования (мягкие модули, гимнастические скамейки, бумы, кубы и др.) размещаются вдоль стен помещения.

Для досок, лестниц с зацепами предусматривается место, где они могут быть подвешены или положены таким образом, чтобы не мешать детям двигаться.

Мелкое физкультурное оборудование (мячи, кольца, мешочки с грузом, кубики, булавы и т. п.) целесообразно хранить в секционных шкафах, на специальных полках, стеллажах, в выдвижных ящиках, расположенных вдоль стен физкультурного зала. Обручи, шнуры, скакалки лучше всего разместить на специальных крюках, на стенах в различных местах зала. Для растягивания сеток (для игр с мячом, натягивания шнуров, резинок (для подвешивания мелких предметов, для подлезания, перепрыгивания) удобны крепления в виде скоб и зажимов. Их следует расположить попарно на противоположных стенах, на разных уровнях.

Оборудование должно быть расположено таким образом, чтобы дети могли беспрепятственно подходить к нему и самостоятельно им пользоваться. Середину зала надо всегда оставлять свободной для проведения подвижных игр и упражнений.

Для хранения переносного оборудования, мелких игровых пособий хорошо бы приспособить дополнительную комнату, расположенную рядом с физкультурным залом.

При наличии свободного помещения целесообразно создать тренажёрный зал со специальными детскими тренажёрами.

Физкультурное оборудование следует содержать в чистоте, нужно обязательно предусмотреть ограждение окон (решетки, сетки) .

Одним из важных требований к отбору оборудования является обеспечение безопасности детей при его использовании. Каждое пособие должно быть устойчивым и прочным. Для предотвращения травматизма во время занятий физической культурой необходимо иметь хорошие крепления и гимнастические маты.

Целесообразный подбор и рациональное использование физкультурного оборудования и пособий в разных формах двигательной активности способствуют развитию физических качеств и творческих способностей, формированию разнообразных двигательных умений и навыков, воспитанию нравственных волевых качеств, повышению интереса к спортивным играм и физическим упражнениям. Наряду с этими решаются задачи укрепления здоровья детей и их полноценного психофизического развития.

В процессе использования всех форм физического воспитания (утренняя гимнастика, игры и упражнения на воздухе, учебные занятия по физкультуре, недели здоровья, праздники и досуги) в детском саду создать вариативные условия для выполнения физических упражнений. Например, дети, преодолевая полосу препятствий, состоящую из различного спортивного оборудования, совершают множество движений: ходьба и бег по наклонной доске, ползание по гимнастической скамье, подлезание под дуги, прыжки через препятствия и т. д. Они проявляют ловкость, быстроту реакции, выносливость, а также смелость, решительность, находчивость. Удовлетворение, получаемое в результате прохождения возникающих трудностей, помогает преодолеть нерешительность, волнение, способствуют обогащению двигательного опыта.

В ходе выполнения разных видов упражнений с использованием пособий (прыжки через препятствия, через скакалку, лазанье по гимнастической стенке и т. д.) формировать у детей двигательные навыки. В процессе выполнения двигательных заданий дошкольники получают знания о свойствах разных предметов и пособий: форме, цвета, массе, фактуре материала. В этом неоценимую помощь оказывают игры с мягкими модулями, цветными кубами различных размеров, обручами, мячами: «У кого больше предметов», «Собери предметы по цвету и форме». Дети знакомятся с особенностями движения в пространстве, с направлениями движения. Следует отметить положительную роль использования разнообразных физкультурных пособий в подвижных играх и упражнениях для восприятия детьми пространства и времени, например: «Не теряй пару», «Меняемся местами», «Ниточка с иголочкой», «Быстро по местам», «К своим флажкам», в том числе для формирования умения ориентирования в окружающей среде: «Кто ушел?», «Найди, где спрятано», «Найди, где правильный путь».

Во время подвижных игр дети познают окружающую действительность, получая при этом «мышечную радость». Необходимо стимулировать творческую активность старших дошкольников, т. к. они обладают достаточно развитым творческим воображением и высокой потребностью в движениях. Поэтому в процессе двигательной деятельности необходимо предоставлять детям определенную свободу и самостоятельность действий, побуждая проявлять инициативу. Например: предлагать детям выбрать любое пособие и выполнить с ним произвольные упражнения, а также придумать варианты упражнений с использованием нескольких пособий.

В разных формах двигательной активности необходимо обращать внимание на развитие самостоятельности, активности детей, на формирование нравственно-волевых качеств личности (дисциплинированности, честности, настойчивости, решительности).

С этой целью можно широко применять репродуктивные методы и приемы разучивания упражнений (описание, пояснение, демонстрация двигательного действия, использование карточек-схем с изображением упражнений).

Для повышения эффективности использования физкультурно-игровой среды существует несколько способов:

Создание разных игровых зон: для игр с мячом, ракеткой и воланом, со скалкой, с обручем, для упражнений с простейшими тренажерами и на велотренажерах;

  • Размещение на стационарном и переносном оборудовании дополнительных видов пособий (с помощью подвешивания, крепления их и т. п.) : доски, ленты, цели для метания и т. д. ;
  • Изменение пространственного расположения пособий, рациональная их смена и чередование;
  • Объединение разных пособий в определенные комплексные полосы препятствий, игровые и массажные дорожки, заборчики, домики и т.

д.

Создание новизны — за счет смены переносного оборудования, применения новых пособий.

Участие в подготовке пособий к разным видам занятий физической культуры формирует у детей навыки аккуратного и бережного обращения с вещами. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы пособий в оформлении физкультурно — игровой среды вызывает у дошкольников положительные эмоции. Рациональная организация двигательной активности детей в сочетании с многообразием условий физкультурно-игровой среды формирует у них привычку к регулярным занятиям физической культурой.

Правильный подбор оборудования и рациональное его использование в значительной мере способствуют:

Повышению интереса к выполнению двигательных заданий (удовлетворение потребности в двигательной активности) ;

  • Формированию базовых умений и навыков;
  • Повышению функциональных возможностей детского организма;
  • Воспитанию интереса к занятиям физической культуры;
  • Благотворно сказывается на состоянии здоровья, физическом и умственном развитии.

К развивающей среде относятся не только предметы, пространство, но и люди. Взрослые должны служить эталоном здорового поведения, уметь создавать здоровьеразвивающие бытовые и игровые ситуации. Например, отдельные виды диагностики целесообразно проводить в групповом помещении, чтобы ребёнок был не объектом, а субъектом взаимодействия с педагогом (медсестрой, врачом), получая при этом определённую информацию о своём «Я». У детей должна вырабатываться потребность следить за своей осанкой и периодически проверять её, самостоятельно выполнять упражнения для осанки и стопы.

2.3 Организация развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей

Основные причины нервно-психических и соматических заболеваний детей дошкольного возраста – интеллектуальные перегрузки и снижение двигательной активности, как по объёму, так и по интенсивности. Однообразным становится и её содержание.

Самостоятельная двигательная деятельность детей, о пользе которой написано немало, является прекрасным средством физического и эмоционального развития личности. Более подробно остановимся на характеристике условий для развития движений дошкольников в разных возрастных группах.

Самостоятельная двигательная деятельность детей организуется в дошкольном учреждении, как в группе, так и на прогулке. Все большую популярность стала приобретать организация самостоятельной двигательной деятельности детей в форме домашних заданий.

Самостоятельная деятельность возникает по инициативе ребенка и протекает под наблюдением взрослого. При этом содержание и продолжительность занятий физическими упражнениями и играми определяются самим ребенком. Характер этих занятий зависит от индивидуальных особенностей, уровня физической подготовленности и интересов детей.

Самостоятельная двигательная деятельность проходит в форме индивидуальных занятий или совместных действий с другими детьми.

К организации самостоятельной двигательной деятельности детей предъявляются следующие требования:

В дошкольном образовательном учреждении должна быть создана физкультурно-игровая среда, которая предполагает организацию физкультурных уголков в каждой группе и специально оборудованной площадки на участке.

В режиме дня должно быть выделено специальное время для самостоятельной двигательной деятельности детей: во время утреннего приема, до и между занятий , на прогулках.

Педагог должен владеть специальными методами активизации самостоятельной деятельности детей.

При планировании самостоятельной деятельности необходимо продумать соотношение коллективных и индивидуальных занятий с детьми.

Потребность в движении у людей индивидуальна, поэтому необходим индивидуально-дифференцированный подход к детям разной подвижности в их самостоятельной деятельности.

Дети средней подвижности отличаются наиболее ровным и спокойным поведением, равномерной активностью на протяжении всего дня. Таких детей примерно половина или чуть больше. При хороших условиях в группе( место для движений, время, игрушки-двигатели, физкультурное оборудование) они проявляют самостоятельность в организации двигательной деятельности. Движения у таких ребят обычно уверенные, четкие, целенаправленные.

Наиболее уязвим организм малоподвижных детей. Причинами низкой двигательной активности ребенка могут быть неудовлетворительный психологический климат в группе, однородность и бедность предметной среды, нездоровье, несформированные двигательные умения ребенка или систематические запреты взрослых, в результате которых часто складывается малоподвижный тип его поведения.

Малоподвижных детей характеризуют общая вялость, пассивность, они быстрее других устают.

Лучший метод руководства в таком случае — увлечь застенчивого , нерешительного , не умеющего двигаться ребенка игрой, новым пособием или интересным упражнением .

Дети большой подвижности всегда заметны. Они отличаются неуравновешенным поведением, чаще других попадают в конфликтные ситуации. Из за чрезмерной интенсивности движений они как бы не успевают вникнуть в суть своей деятельности, не могут управлять своими движениями. Они чаще выбирают бег, прыжки, избегают движений, требующих четкости и точности, сдержанности. Движения их быстры, резки, часто бесцельны. Бытует мнение, что детей , чрезмерно много движущихся надо ограничивать в движениях, «приучать» к спокойным видам деятельности. Это не совсем так. У ребенка повышена потребность в движении, и она должна быть удовлетворена. Золотое правило здесь: не запрещать, а регулировать. Руководство двигательной деятельности таких детей должно идти в направлении не ограничения их подвижности, а сосредоточения внимания на движениях, требующих настойчивости, осторожности, внимательности. Задача педагога – научить таких детей сознательно управлять своими действиями, чередуя интенсивные движения с менее интенсивными. Полезны точные движения с мячами (попасть в цель; прокатить мяч по дорожке, в ворота и т.п.), ходьба и бег по ограниченной площади, действия с одним предметом на двоих, когда движения выполняется по очереди (сначала один бросает мяч в лежащий на полу обруч, затем второй и т.п.).

Многие примеры руководства двигательной деятельности одинаковы для детей разной подвижности. Так, разучивание большого количества подвижных игр с элементами спортивных упражнений, проведенные соревнований обогащают двигательный опыт детей. Большая площадь для игр и упражнений, правильное размещение и достаточное количество физкультурного инвентаря и игрушек, его разнообразие и сменяемость вызывают интерес детей к движениям.

Для детей младшего и среднего возраста большое значение для активизации двигательной деятельности имеет организация свободного места для игр, подбор физкультурного инвентаря, игрушек, совместное выполнение игровых упражнений со взрослым и по его образцу.

С детьми старшего дошкольного возраста особое внимание уделяется организации самостоятельной двигательной деятельности на прогулке. Необходимо иметь достаточное количество выносного спортивного инвентаря, определенные места для выполнения упражнений. Педагог должен чередовать разные виды самостоятельной деятельности, поощрять индивидуальные игры детей.

Большое внимание при руководстве самостоятельной двигательной деятельностью уделяется регулированию физической, психической и эмоциональной нагрузки, обеспечению страховки и предупреждению детского травматизма.[36]

Более высокий уровень психофизического развития старшего дошкольника обеспечивает соответствующие изменения в его двигательной деятельности: совершенствуется координация движений, двигательные действия становятся более экономичными, согласованными и ритмичными.

Благодаря достаточно высокому уровню ориентировки в пространстве и волевой регуляции ребёнок уверенно ведёт себя на ограниченном пространстве, может затормозить движение, изменить его направление, переключиться на другое, что делает его деятельность в групповой комнате более безопасной. Накопившийся двигательный опыт позволяет детям содержательно проводить свободное время, организовывать игры со сверстниками, самостоятельно использовать разнообразное оборудование.

В практике детского сада существуют определенные требования к физкультурному уголку, его расположению.

Известно, что одним из условий физического воспитания в дошкольном учреждении является создание материальной среды: рациональная планировка помещения, обеспечение мебелью и физическим оборудованием в соответствии с возрастом детей.

Физкультурный уголок должен быть максимально приспособлен для удовлетворения потребности детей в движениях. К физкультурному уголку и его оборудованию предъявляются следующие требования: педагогические, эстетические, гигиенические.

Одним из необходимых требований является обеспечение безопасности детей при использовании оборудования. Каждое пособие должно быть прочным, надежным, пригодным для эксплуатации.

Прежде всего, в групповой комнате нужно правильно выбрать место для расположения физкультурного уголка. В целях безопасности его необходимо удалить от окон и дверей. Для того чтобы не мешать детям в других зонах, спортивный уголок не следует совмещать с уголком природы и зоной самостоятельной художественной деятельности детей.

Наилучшим решением проблемы является размещение физкультурного уголка в нише групповой комнаты. При оформлении уголка необходимо учитывать взаимосочетание отдельных снарядов по форме, цвету, величине. При создании физкультурного уголка нужно стремиться предусмотреть и санитарно-гигиенические требования по освещенности, вентиляции и теплоизоляции в соответствии с принятыми нормативами, чтобы весь материал был безвредный, не имел неприятных запахов, имел термо-, влагоустойчивость, несгораемость.

Материалы, из которых изготовлено оборудование, должны отвечать гигиеническим требованиям, быть экологически чистыми и прочными.

Разнообразие форм, цвета физкультурного оборудования должно способствовать воспитанию художественного вкуса у детей. Наиболее предпочтительны для окраски оборудования нежные пастельные тона.

Перечисленные выше требования к физкультурному уголку необходимо знать и соблюдать.

В старшем дошкольном возрасте развиваются психофизические качества и двигательные способности ребёнка: быстрота (5 лет), сила и гибкость (5-6 лет), выносливость (б лет), глазомер и координация движений (6,5 лет).

Кроме того, отмечается разница интересов и предпочтений у разнополых детей.

Дошкольники тяготеют к сложно координированным двигательным действиям и спортивным играм, к тренажёрным устройствам, позволяющим выполнять разнообразные движения, поэтому физкультурный уголок в старших группах имеет свои особенности.

Во-первых, уголок становится «зеркалом», в котором отражается спортивная жизнь группы (соревнования, семейный туристический слёт и др.).

Например, после физкультурного праздника или олимпиады в уголок можно поместить вымпел, кубок, фотографии участников; после туристической прогулки – рисунки детей, отражающие их впечатления, а также поделки из природного материала. Здесь же можно расположить тематические мини-коллекции значков, марок, открыток, талисманов; в специально отведённом месте (ниша, откидной стол) расставить настольные спортивные игры (баскетбол, хоккей, шашки и др.).

Во-вторых, содержание физкультурного уголка пополняется за счёт спортивного инвентаря, с помощью которого проводится обучение элементам спортивных игр.

В-третьих, в уголок добавляются простейшие малогабаритные тренажёрные устройства. Их могут заменить самодельные резиновые эспандеры для силовых упражнений, резинки для прыжков, балансиры для развития равновесия и др.

В-четвёртых, вариантом оборудования уголка может быть готовый мини-стадион или физкультурный комплекс. Снаряды при этом располагаются в виде «гимнастического дерева», чтобы с одного снаряда можно было перелезть на два соседних. Базовыми для разнообразных комбинаций на снарядах являются следующие движения: вис (перекладина, кольца и трапеции), прыжки, вращения (поясной лопинг), качание (съёмная груша-качалка, качели и вертикальные лианы-качели), катание (комнатная горка),равновесие (наклонная треугольная лесенка) и лазанье (все перечисленные выше снаряды).

Под всеми снарядами натягивается батут или размещается мат, который и страхует, и обеспечивает амортизацию при соскоке.

Для того чтобы мини-стадион пользовался популярностью, занятиям можно придать сюжетно-образный характер. Известно, что детей наиболее привлекает выполнение развлекательных упражнений в соответствии с принятой ролью. Они с удовольствием имитируют повадки кошки, белки, обезьяны, перелезающей с ветки на ветку. Включаясь в сюжет, предложенный педагогом или навеянный сказкой, мультфильмом, дети с удовольствием окликаются на предложение залезть на верхушку дерева, сделать запас орехов, достать бананы с верхней ветки и т.п. Снаряды можно украсить и разнообразить самодельными атрибутами. Это будет поддерживать интерес детей к. выполнению гимнастических упражнений.

Организация самостоятельных занятий на таком мини-стадионе возможна при соблюдении следующих условий: периодической проверки конструкций на прочность и устойчивость креплений; обучении детей безопасным приёмам выполнения упражнении, способам перелезания со снаряда на снаряд; закреплении техники самостраховки; выполнении упражнений в спортивной обуви или босиком; обеспечении страховки воспитателем.

Ориентировочный перечень инвентаря для стандартного физкультурного уголка:

игра «Городки» (из пластмассы);

  • ракетки и мячи для пинг-понга (два набора);
  • кегли (один-два набора);
  • малое баскетбольное кольцо и матерчатые мячи;
  • игра «Дартс» (с шариками на липучках);
  • кольцеброс;
  • один-два резиновых эспандера;
  • два диска «Здоровье»;
  • беговая мини-дорожка;
  • ролик-трекол;
  • две-три скакалки и резинки;
  • султанчики, ленточки, косички;
  • бубен;
  • два-три обруча;
  • настольные спортивные игры;
  • тренажёры (ножные, ручные);
  • массажёры (ножные, ручные).

Старшие дошкольники предпочитают однополые компании и соответственно определённые виды движений. Мальчиков больше привлекают упражнения, направленные на развитие силы, быстроты, ловкости, меткости; девочек – на развитие координации, пластики, гибкости, выразительности движений.

Перечень оборудования должен быть составлен с учётом предпочтений и мальчиков, и девочек.

Таким образом, создание безопасной развивающей среды для самостоятельной двигательной деятельности детей, адекватной их возрасту и потребностям, будет способствовать укреплению здоровья, расширению двигательного опыта, формированию стойкого интереса к занятиям физическими упражнениями, навыков самоорганизации и общения со сверстниками.

ГЛАВА 3.ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ

Практическую часть работы проводили в МБДОУ № 1 г. Орла в старшей группе.

Были определены задачи исследования:

Проанализировать условия организации самостоятельной двигательной деятельности в старшей группе

Составить перспективный план организации самостоятельной двигательной деятельности детей старшей группы на период преддипломной практики

Разработать методические рекомендации для воспитателей по обучению детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства.

Проведенный нами анализ существующей предметно-пространственной среды в старшей группе показал, что в устройстве группового помещения четко выделяется «учебная зона» и «игровая зона», занимающая пространство по периметру ковра. Остальные зоны или уголки располагаются возле свободных стеновых проемов либо на подвесных полках и стеллажах.

В групповом помещении старшей группы можно выделить десять типичных пространственных зон: бытовое пространство (коридор, туалет, спальная зона), игровой уголок (кукольный, транспортный, строительный), рабочая зона, познавательный центр (дидактический уголок), книжный, природный, физкультурный, музыкальный, изобразительный уголки и театрализованная зона («ряженье»), наполнение которых предполагает хранение и использование в этом пространстве определенным образом подобранных материалов и оборудования.

В ходе наблюдения за детьми было установлено, что приоритетным видом свободной самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста выступает продуктивная деятельность, ею увлеченно занимается почти треть дошкольников (31%), размещаясь за своими столами в рабочей зоне.

игровая зона.

Девочки с наибольшим интересом играют с куклами небольшого размера, мальчики – с наборами, состоящими из мелких фигурок солдатиков, роботов. Дети, не зависимо от половой принадлежности, предпочитают игры с конструкторами типа ЛЕГО, из которых на ковре или на рабочем месте сооружаются мини-макеты: мост, автозаправочная станция, парковка, сцена для кукольного театра. Помимо этого у старших дошкольников отмечается повышенный интерес к играм с гибкими пластиковыми конструкторами, позволяющими создавать предметы — оперирования с округлыми формами (летающую тарелку, сотовый телефон, бинокль и т.д.) или ролевые атрибуты (браслет, корону, ремень, паутину человека-паука и др.).

В детском саду большое внимание уделяется физкультурно — оздоровительной работе, организации двигательного режима. Для этого создаются все условия: спортивный, музыкальный залы, игротека, зоны двигательной активности в групповых комнатах, которые пополняются необходимым оборудованием, в том числе и нестандартным.

Однако самыми невостребованные зонами являются музыкальный, физкультурный, книжный уголки, которые практически не используются детьми в содержательной самостоятельной деятельности. Физкультурный уголок находится в помещении раздевалки.

Важно отметить, что дети часто не имеют возможности для проявления достаточной самостоятельной двигательной активности. Она всё больше ограничивается созданными условиями:

  • замкнутым, перенасыщенным пространством групп в детском саду;
  • ограничением двигательной активности на прогулках;
  • требованиями (запретами) взрослых: не лезь, не беги и т.д.;
  • увеличением продолжительности познавательных занятий с преобладанием статических поз;
  • преобладанием статичного времяпрепровождения (просмотр телепрограмм, компьютерные и настольные игры, конструктор, занятия изобразительной деятельностью и т.д.);
  • генетической наследственностью (по статистическим данным только 10 % детей являются условно здоровыми).

Но самая главная проблема – несмотря на большую работу по физическому воспитанию, дети не умеют правильно организовать самостоятельную двигательную деятельность в условиях ограниченного пространства. В группе, где много детей, мебели, игрушек, невозможно бегать, бросать мяч, прыгать через скакалку. Таким образом, одной из задач педагогов является научить детей самостоятельной двигательной активности в условиях малой площади.

Дети старшего дошкольного возраста, часто очень активные, не могут соотносить свои желания с возможностями группы. Традиционные подвижные игры трудно проводить в групповой комнате, где много мебели, и, кроме того, для таких игр требуется участие нескольких игроков. А если хочется поиграть одному или с двумя друзьями? Надо сделать самостоятельное активное движение интересным и доступным для детей.

Наблюдая за самостоятельной деятельностью дошкольников, можно определить их индивидуальные предпочтения.

Однако очень незначительное время уделяется играм с оборудованием спортивного уголка и подвижным играм, что приводит к тому, что двигательная активность в помещении значительно ниже нормы.

на следующем этапе нами

При составлении перспективного плана использовали рекомендации по планированию двигательной активности дошкольников в течение дня.

1-й этап педагогического процесса – «Утро»

Утром целесообразно планировать двигательную деятельность, знакомую по содержанию, в зависимости от интересов и потребностей детей.

Планировать игры, знакомые детям, лучше малой или средней подвижности («Найди, что спрятано», «Пронеси мяч, не задев кеглю»).

При планировании подвижных игр необходимо учитывать, какие занятия будут после завтрака. Если занятия связаны с длительной статической позой (математика, развитие речи изодеятельность), то лучше утром запланировать игры средней и даже большой подвижности;

— Утром обязательно нужно проводить индивидуальную работу с детьми, независимо от уровня их физического развития, а также индивидуальную работу с детьми, которые имеют различные отклонения в осанке, зрении, нарушения слуха, нервной системы, ожирение.

2-й этап педагогического процесса — «Прогулка»

На прогулке предлагается планировать одну подвижную игру, общую для всех детей, и 1-2 игры с подгруппами детей. Кроме того, воспитатель должен наметить игровые упражнения для индивидуальной работы.

Важно для прогулки планировать не только подвижные, но и спортивные игры (зимой — хоккей; весной, летом, осенью — футбол, баскетбол, бадминтон, городки) и спортивные упражнения (зимой -катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; весной, летом, осенью — катание на велосипеде, самокате).

Необходимо учитывать, какие занятия предшествовали прогулке: если они носили подвижный характер физкультурное, музыкальное), то прогулку лучше начать с наблюдения, но если на занятиях дети были ограничены в движениях, то прогулку лучше начать с подвижных, спортивных игр.

3-й этап педагогического процесса — «Вторая половина дня»

Во вторую половину дня кроме гимнастики после сна и закаливающих мероприятий предлагается планировать активный отдых детей (праздники, досуги, развлечения).

Во вторую половину дня также необходимо запланировать самостоятельную двигательную деятельность, используя различное физкультурное оборудование, тренажеры, дидактический материал — карточки для самостоятельной двигательной активности. Вечером перед уходом детей, лучше планировать спокойную двигательную деятельность — малоподвижные игры, дыхательные упражнения, оздоровительные упражнения, пальчиковую гимнастику.

Перспективный план организации самостоятельной двигательной деятельности детей старшей группы на период преддипломной практики

УТРО

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Перебрасывание мяча в паре

Отбивание мяча о пол

Использование нетрадиционного оборудования уголка

Бросание мяча вверх и ловля его двумя руками

Подвижная игра «Щука»

Цель: укрепление мышечного корсета, формирование правильной осанки.

Вращение обруча

Использование нетрадиционного оборудования уголка

Игра «Кто сделает больше прыжков», Цель: закреплять умение прыгать на мягкое покрытие с места

Сбей кеглю

Вращение обруча

Двигательное задание «Прокати мяч»

ПРОГУЛКА

Игры с мячом

Игра «Городки»

Цель: Формирование гармонически развитой личности, оздоровление, способствовать развитию выносливости и силы во время игры.

Подвижная игра «Меткий стрелок»

Цель: закрепить умение метать в движущуюся цель.

Подвижная игра «Быстро возьми, быстро положи».

Цель: Способствовать совершенствованию игровых действий, формировать умение сопоставлять свои действия с правилами игры, учить следить за своей осанкой

Прыжки через скакалку

Классики

Спортивная игра «Баскетбол»

Цель: Продолжать отрабатывать элементы игры , Способствовать развитию координации движений, воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми

Игра «Уголки», Цель: учить детей бегать наперегонки

Спортивная игра «Бадминтон»

Игра «Меткий бросок» .

Укрепление мышц плечевого пояса, формирование правильной осанки, развитие глазомера.

Игра: «Серсо»

Цель: укрепление мышечного корсета, развитие координации движений, ловкости, глазомера

Бросок в баскетбольную корзину

Прыжки через скакалку

Игра «Перебежки» Цель: учить детей бегать с преодолением препятствий.

Спортивная игра «Бадминтон»

Цель: развивать глазомер, отрабатывать точность и меткость приёма и отбивания волана, умение свободно перемещаться по площадке

ВТОРАЯ ПОЛОВИНА ДНЯ

Подвижная игра «К дереву беги».

Цели: Закреплять знания детей о деревьях, которые растут на участке детского сада, учить быстро находить нужное дерево.

Игры с мячом и скакалкой

Подвижная игра «Школа мяча».

Цели: Упражнять детей в выполнении подбрасывания и ловли мяча одной рукой, совершенствовать умение бросать мяч вверх, набивать о землю и ловить его двумя и одной рукой, не прижимая к груди, набивать мяч о землю не менее 5 раз. Развивать крупную моторику и мышцы рук, ловкость, координацию движений, глазомер, воспитывать настойчивость в достижении успеха.

Подвижная игра «Пробеги тихо».

Цели: Учить детей передвигаться бесшумно, развивать творчество в двигательной деятельности. Приучать детей следить за своей осанкой во время бега, поощрять стремление к победе и самосовершенствованию

Игра «Мяч водящему» Цель: Совершенствовать навыки детей в перебрасывании мяча друг другу снизу, умении ловить мяч, не прижимая его к груди. Развивать ловкость, быстроту движений

Подвижная игра «Мяч водящему»

Цель: Совершенствовать навыки детей в перебрасывании мяча друг другу снизу, умении ловить мяч, не прижимая его к груди. Развивать ловкость, быстроту движений

Кольцеброс

Самостоятельной двигательной деятельности детей должна быть предусмотрена в плане воспитателя.

Для увеличения двигательной активности детей на следующем этапе нами разработаны рекомендации для воспитателей по обучению детей основным видам движений в условиях ограниченного пространства.

Основные виды движений

Особенности развития детей старшего дошкольного возраста