Проблема энергообеспечения является одной из основных как для каждой страны в отдельности, так и для всего мира в целом. Непосредственное отношение к ней имеют страны — экспортеры нефти, среди которых можно выделить группу, оказавшую огромное влияние на развитие как нефтяной промышленности, так и всего энергетического комплекса мира.
ОПЕК как постоянно действующая организация была создана на конференции в Багдаде <#»512536.files/image001.gif»> <#»512536.files/image002.gif»> <#»512536.files/image003.gif»> <#»512536.files/image004.gif»> <#»512536.files/image005.gif»> <#»512536.files/image006.gif»> <#»512536.files/image007.gif»> <#»512536.files/image008.gif»> <#»512536.files/image009.gif»> <#»512536.files/image010.gif»> <#»512536.files/image011.gif»> <#»512536.files/image012.gif»> <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B0%D0%B9%D0%BB:Flag_of_Venezuela.svg> Венесуэла <http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D0%B5%D0%BD%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%8D%D0%BB%D0%B0>3 2252 3402 450
Всего |
31 422 |
30 451 |
32 230 |
2. Общие проблемы развития всех стран ОПЕК
Так как большинство, если не все из стран-участников ОПЕК являются развивающимися странами со сходным государственным устройством, со сходной культурой, идеологией, политикой, то естественно, что все они на тернистом пути развития встречают одни и те же препятствия. В основном, все эти препятствия связаны с устоявшимся менталитетом народа этих стран. Ведь чрезвычайно нелегко перейти к новому типу общественного устройства, не успев отвыкнув от тех устоев и традиций, которые укреплялись в сознании народа веками.
Одним из основных недостатков ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями. Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность.
Третьей, и, на мой взгляд, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства.
Четвертой проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества.
3. Россия и ОПЕК
Начиная с 1998 года Россия является наблюдателем в ОПЕК. За это время стороны наработали позитивный опыт партнерства. Сложился перспективный формат регулярных встреч российских министров с руководителями ОПЕК и коллегами из стран, входящих в эту организацию.
В июле 2002 года между ОПЕК и Россией вспыхнула настоящая «нефтяная война». На фоне падения цен на нефть ОПЕК потребовала от Москвы сократить добычу и продажу своих энергоресурсов на внешнем рынке. Президент ОПЕК угрожал опустить мировую цену на нефть до $5 долларов за баррель. На словах Россия присоединилась к эмбарго ОПЕК. Однако, по официальным статистическим данным, экспорт нефти из России непрерывно нарастал. Конфликт был исчерпан в связи с ростом цен на нефть накануне иракского кризиса.
В конце 90-х годов Россия нашла оптимальный формат взаимоотношений с ОПЕК. РФ участвует в акциях, например, связанных с квотированием нефтедобычи, и особенно это было актуально в период резкого падения нефтяных цен, в конце 90-х годов. Но делает это Россия исходя из собственных экономических интересов, собственного понимания внешнеэкономической деятельности и экономической политики.
На состоявшейся в конце октября 2004 года в Москве встрече Министра энергетики Российской Федерации В.Б.Христенко с и.о. Генерального секретаря ОПЕК г-ном Рахмоном вновь была подтверждена готовность России к продолжению консультаций, как в многостороннем, так и в двустороннем формате.
Сегодня ОПЕК легко идет на контакт не только с официальными лицами российского топливно-энергетического комплекса, но и с высшими учебными заведениями России, которые готовят профессиональные кадры нового уровня для этого сектора экономики.
Сегодня самым главным вопросом мировой экономики является глобальный рост цен на нефть.
Нефть останется наиболее важным первичным энергоносителем в мире на ближайшие 20-30 лет. По оценкам экспертов потребление сырой нефти в 2007 г. составит порядка 81-82 млн. баррелей в сутки, а к 2025 г. достигнет уровня в 114-115 млн. баррелей в сутки.
Мир стоит перед угрозой «продолжительного нефтяного кризиса» и должен быть готов к тому, что цены на нефть будут высокими в течение длительного периода, сообщил Международный валютный фонд. Это — самое резкое из официальных предупреждений, которые до сих пор звучали в рамках долгосрочных прогнозов для энергетических поставок. Предсказывая рост спроса в развивающихся странах и ограниченное количество новых поставок за пределами ОПЕК после 2010 года, главный экономист МВФ Рагхурам Раджан сказал: «Мы должны быть готовы к жизни при высоких ценах на нефть». А дорогая нефть будет «продолжать представлять серьезную угрозу для мировой экономики», добавил он.
В данной ситуации ОПЕК и Россия неразрывно связаны одной общей целью — стабилизировать цены на углеводородное сырье на мировом рынке. Неприемлемо высокие цены не выгодны никому. Они подрывают устойчивость мировой экономики. И в конечном итоге скажутся отрицательно и на производителях.
Россия уделяет значительное внимание ситуации на нефтяных рынках не только в контактах со странами ОПЕК, но и во взаимодействии с основными странами-потребителями. Для России, это, прежде всего, европейские страны (около 90 процентов экспорта нефти).
Так, в рамках Энергодиалога России и Евросоюза страны договорились, в частности, совместно изучить вопрос о влиянии стратегических запасов нефти на стабилизацию нефтяного рынка.
На сессии ОПЕК говорили о том, что в этом году Россия планирует добыть 450 миллионов тонн нефти, из которых 225 миллионов тонн пойдет на экспорт. В итоге, за прошлый год в России добыто 458,8 млн. жидких углеводородов. На экспорт ушло — 285 млн. т, что соответствует стратегии, которая оговаривалась с ОПЕК.
Главные официальные лица ТЭК России полагают, что наращивание добычи и экспорта нефти внесет определенный вклад в решение задачи стабилизации мировых цен на нефть. Если ОПЕК сочтет необходимым пересмотреть существующий ценовой коридор, то, по мнению России, следовало бы исходить из баланса интересов производителей и потребителей, а также необходимости сохранения нынешних темпов развития мировой экономики.
марта 2005 Организация стран-экспортеров нефти приняла решение увеличить квоты на добычу и экспорт. И российские официальные власти это решение полностью поддержали. Пока квота будет увеличена на 500 тысяч баррелей в сутки. При этом ОПЕК предполагает в ближайшее время вернуться к этому вопросу, и если цена на нефть уменьшится, увеличить квоту еще больше. И такое увеличение будет происходить до тех пор, пока цена на нефть на мировых рынках не опустится до «приемлемого уровня». Правда, что это за уровень, пока не понятно. Зато в решении есть и другая оговорка: если в результате такой игры с квотами цена нефти не изменится, то игру прекратят.
Такую формулу при регулировании мирового рынка нефти ОПЕК применяет впервые.
Все страны ОПЕК находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран, представляющая исключение, это Индонезия, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48 процентов в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97 процентов в Нигерии.
Из этого следует, что без внешнего рынка говорить о развитии стран ОПЕК нет смысла. Экспорт сырья, являясь основным источником дохода стран, «вытягивает» за собой и внутреннюю экономику. Из этого следует, что экономика стран-участников картеля напрямую зависит от мировых цен на углеводородное сырье.
С одной стороны, цены на нефть должны покрывать производственные затраты и основные риски производителей. С другой стороны, цены не должны оказывать отрицательного влияния на развитие мировой экономики и, в частности, должны позволять осуществление инвестиций в развитие нефтяной промышленности
Решить эти проблемы можно только объединенными усилиями стран-членов ОПЕК и независимых производителей. Взвешенная и кропотливая работа в этом направлении позволит добиться долгосрочного решения существующих проблем.
Наша стратегическая цель — содействие обеспечению долгосрочной устойчивости нефтяного рынка в интересах всех участников. Поэтому мы выступили с инициативой по организации регулярного Энергодиалога Россия — ОПЕК. Она базируется на универсальных принципах российского подхода к повышению глобальной энергетической безопасности и не направлена против каких-либо третьих стран и организаций.Заявленной цели можно добиться за счёт расширения участия России в консультативных, информационно-аналитических и других взаимоотношениях ОПЕК с другими странами и организациями, включая Международное энергетическое агентство, также полезно расширение участия ОПЕК в аналогичных консультациях России с другими странами и организациями, включая G8. И, наконец, — это развитие института независимой экспертизы путей и способов решения проблемы устойчивости нефтяного рынка.
К вопросам, подлежащим совместной проработке, в частности относятся: степень обоснованности рекомендаций энергетических агентств и организаций, в том числе МЭА, в рассматриваемой сфере; степень влияния и пути преодоления монополизации сервисных услуг на нефтегазовом рынке; перспективное влияние на мировой рынок нефти новых тенденций и возможностей (развитие добычи на шельфе, добыча и переработка тяжелой нефти, и другие).
Для реализации нашей инициативы планируется заключит Соглашение (Меморандум) об Энергодиалоге, которое, в том числе, предусматривает создание механизма координации. Включая, назначение уполномоченных органов. С российской стороны — это Министерство энергетики.
Кроме того, обсуждается вопрос формирования координационной группы из представителей высокого уровня с обеих сторон.На базе этого Соглашения можно вести работу по подготовке и реализации совместных планов, в том числе информационно-аналитическую деятельность, проведение совместных семинаров, конференций и так далее. По их итогам могли бы осуществляться совместные публикации о ходе и результатах Энергодиалога.
Объединение усилий России и ОПЕК позволит реализовать серьезные долгосрочные инициативы, в которых заинтересована каждая из сторон, а также все мировое энергетическое сообщество.
4. Связи ОПЕК с другими международными организациями, .1 ОПЕК и Европейский союз
Главной причиной высоких цен на нефть участники встречи представителей Евросоюза и Организации стран-экспортеров нефти (ОПЕК) считают серьезный рост мировой экономики <http://www.rosinvest.com/>.
Первая встреча ОПЕК-Евросоюз завершилась в Брюсселе 9 июня 2005 года.
Как сообщает РИА «Новости» во встрече участвовали президент ОПЕК, министр энергетики Кувейта Ахмад Фахд аль-Ахмад ас-Сабах, главный советник президента Нигерии по энергетическим вопросам, вице-президент ОПЕК Эдмунд Мадуабебе Даукору, и.о. генсека ОПЕК Аднан Шихаб Эльдин, председатель Совета ЕС, министр экономики Люксембурга Жаннот Крекэ и другие высокопоставленные представители стран ЕС. По мнению участников брюссельского совещания, высокие цены на нефть, господствующие последнее время на мировых энергетических рынках, вызваны рядом факторов, главными из которых являются серьезный рост глобальной экономики и, как следствие, значительное повышение спроса на углеводородные энергоносители, а также существенное сокращение стратегических нефтяных запасов ряда крупных стран-нефтепотребителей. Участники встречи ОПЕК-ЕС отметили, что на цены повлияли также геополитические факторы и усиление активности фьючерсных рынков. Они подчеркнули необходимость постоянного диалога между ОПЕК и ЕС с целью стабилизации мировых энергетических рынков и достижения баланса между спросом и предложением на рынке углеводородного сырья.
Участники проходящего в Вене шестого диалога ОПЕК и ЕС по энергетическим вопросам на уровне министров пришли к единому мнению о том, что резкий рост мировых цен на нефть в прошлом году вызван спекулятивными действиями, поэтому необходимо ужесточить контроль над международными товарными рынками, чтобы мировой нефтяной рынок получил здоровое и стабильное развитие.
На совместной пресс-конференции комиссар ЕС по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс отметил, что для эффективного противостояния спекуляциям на рынке необходимо создать более совершенные механизмы по управлению международными рынками. По его словам, во всем мире в настоящее время не реализованы производственные мощности в размере 6 млн баррелей суточной добычи.
Генеральный секретарь ОПЕК Абдалла Салем аль-Бадри указал, что зафиксированный в прошлом году рекордный уровень цены на нефть — 147,27 доллара за баррель — был вызван не дефицитом нефти, а спекулятивными действиями на рынке. По его словам, при возрождении мировой экономики поставки нефти смогут удовлетворить растущий спрос на мировом рынке.
В вопросе цен на нефть ЕС и ОПЕК придерживаются заметно разных мнений. А. Пиебалгс заявил, что нынешний уровень цен на нефть не будет препятствовать восстановлению мировой экономики или сдерживать инвестирование в нефтяной сектор. Абдалла Салем аль-Бадри, в свою очередь, отметил, что мировые цены на нефть должны быть еще выше, чем сейчас. По его мнению, нынешний уровень цен на нефть — 50-55 долларов за баррель — не в силах обеспечить реинвестицию в нефтяной сектор. Он намекнул, что на заседании ОПЕК на уровне министров, которое состоится в сентябре, картель может принять решение о сокращении объема ежесуточной добычи нефти.
2 ОПЕК и ВТО
Значение энергетики для экономического развития невозможно переоценить, однако этой проблемой часто пренебрегают на уровне глобальных институтов, а нормы международной торговли в энергетическом секторе практически не действуют. Усилия ВТО, например, прежде всего концентрируются на преодолении барьеров для импорта, в то время как в сфере энергетики ограничения в основном касаются экспорта.
Важность ископаемых видов топлива для удовлетворения растущего спроса в странах-потребителях отражается и в значимости этих ресурсов для стран-экспортеров. Последние рассматривают энергетику как важный инструмент собственного развития — во всех аспектах этого понятия. Вследствие этого они часто предпринимают шаги, противоречащие принципам свободной торговли. Исключительность энергетики увеличивается из-за растущей озабоченности, связанной с экологией. Государства, взявшие на себя обязательства по уменьшению выбросов, используют для производства альтернативной энергии субсидии и налоговые льготы <http://www.smoney.ru/glossary/%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B5%20%D0%BB%D1%8C%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%8B>, что противоречит принципам свободной торговли и ВТО.
По этим и другим причинам принципы свободной торговли никогда не могли укорениться в энергетическом секторе. Но активная роль государства неизбежно приводит к тому, что правительства начинают использовать экспорт энергоресурсов в политических целях.
Нормы международной энергетической торговли должны избегать крайних подходов — как применения всех принципов свободной торговли, так и одностороннего государственного или регионального регулирования.
Рынок торговли квотами на выбросы углекислого газа, предусмотренный Киотским протоколом, — удачный пример глобального контроля над экологическими процессами с помощью рыночных механизмов. Мировой энергетический рынок в целом требует столь же сложного соединения вмешательства и регулирования. Особенно важно создание новых организаций — например, Международного энергетического форума, который должен обеспечить диалог в сфере энергетики.
Одним из возможных средств является установление связи между ОПЕК и ВТО. Картель нефтепроизводителей функционирует на основе принципов, противоречащих свободной торговле, поэтому появление либерального энергетического рынка неизбежно привело бы к роспуску этой организации. Но, несмотря на многолетние противоречия между ОПЕК и ВТО, обе организации являются неотъемлемыми элементами современной экономики. ОПЕК играет ключевую роль в регулировании цен и поставок топлива, в то время как ВТО — организация, которая остается центром притяжения для многосторонних торговых режимов.
Вопрос о том, чтобы интегрировать энергетику в систему многосторонней торговли посредством установления связи между ОПЕК и ВТО, никогда не ставился всерьез, хотя интересные научные исследования на эту тему уже появляются. ОПЕК озабочена высокими внутренними налогами на топливо, развитием возобновляемых источников энергии в странах-потребителях, доступом на рынки энергетических услуг стран — членов ВАТО. В свою очередь, ВТО беспокоят количественные ограничения экспорта со стороны ОПЕК, проблемы поставок в энергетическом секторе и экспортные пошлины <http://www.smoney.ru/glossary/%D1%8D%D0%BA%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%80%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%BF%D0%BE%D1%88%D0%BB%D0%B8%D0%BD%D1%8B>.
Но между двумя этими организациями существует несколько ключевых точек соприкосновения. Например, интересы совпадают в том, что касается важности инвестиций в строительство энерготранспортной инфраструктуры и увеличения производственных мощностей. Кроме того, ОПЕК одобряет «справедливое соглашение», которое признает право владельцев на справедливую цену за их возобновляемые ресурсы и их суверенное право контролировать собственные природные ресурсы <http://www.smoney.ru/glossary/%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%83%D1%80%D1%81%D1%8B>, а также право потребителей на гарантированные поставки энергоресурсов по разумной цене. В свою очередь, ключевые игроки системы международной торговли, включая США и ЕС, используют ту же терминологию, призывая укрепить торговые союзы и установить диалог с основными экспортерами энергоресурсов. ВТО имеет потенциальные возможности <http://www.smoney.ru/glossary/%D0%BF%D0%BE%D1%82%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B5%20%D0%B2%D0%BE%D0%B7%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8> решать обе группы проблем.
Однако вначале нужно ответить на два важных вопроса.
Первый касается статуса ВТО как организации, состоящей из стран-членов. Повестка и процесс переговоров контролируются национальными правительствами. По этой причине нет гарантий, что возможен консенсус о применении норм международной торговли в энергетическом секторе. Но такой консенсус необходим.
Во-вторых, три ключевых члена ОПЕК — Ирак, Иран и Ливия, которые входят в число крупнейших производителей и экспортеров энергоресурсов, — не являются членами ВТО. Политические конфликты необходимо разрешить, чтобы ОПЕК и ВТО могли вести плодотворные переговоры о формировании новых торговых рамок.
Рынки не являются чисто экономической конструкцией, они представляют собой преимущественно социальные структуры и поэтому отражают распределение власти в системе международных отношений. Таким образом, влиятельные государства могут вмешиваться или вводить правила, чтобы заставить рынки работать в своих интересах. Подобные страны, в первую очередь США, часто рассматривают энергетику как элемент национальной безопасности, что препятствует новым инициативам в сфере торговли энергоресурсами.
Модные ныне заявления о том, что международное экономическое влияние переходит к развивающимся странам, которые богаты природными ресурсами, — явное преувеличение. Однако страны-экспортеры должны принять тот факт, что новые проблемы, например изменение климата, будут воздействовать на торговлю энергоресурсами и стратегии участников рынка.
Заключение
Одним из основных недостатков ОПЕК заключается в том, что она объединяет страны, интересы которых зачастую противоположны. Саудовская Аравия и другие страны Аравийского полуострова относятся к числу малонаселенных, однако обладают громадными запасами нефти, крупными инвестициями из-за рубежа и поддерживают весьма тесные отношения с западными нефтяными компаниями.
Для других входящих в ОПЕК стран, например Нигерии, характерны высокая численность населения и нищета, они реализуют дорогостоящие программы экономического развития и имеют огромную задолженность.
Второй, казалось бы, простой проблемой является банальная «куда деть деньги». Ведь не всегда легко правильно распорядиться хлынувшим на страну ливнем нефтедолларов. Монархи и правители стран, на которые обрушилось богатство, стремились использовать его «во славу собственного народа» и поэтому затевали различные «стройки века» и другие подобные проекты, которые никак нельзя назвать разумным вложением капитала. Только позднее, когда прошла эйфория от первого счастья, когда немного охладился пыл вследствие падения цен на нефть и снижения государственных доходов, средства государственного бюджета стали расходоваться более разумно и грамотно.
Третьей, главной проблемой является компенсация технологической отсталости стран ОПЕК от ведущих стран мира. Ведь к моменту создания организации некоторые из стран, входящих в ее состав, еще не избавились от пережитков феодального строя! Решением такой проблемы могла стать ускоренная индустриализация и урбанизация. Внедрение новых технологий в производство и, соответственно, жизнь людей не прошло бесследно для народа. Основными этапами индустриализации были национализация некоторых иностранных компаний, например АРАМКО в Саудовской Аравии, и активное привлечение частного капитала в промышленность. Это осуществлялось путем всесторонней государственной помощи частному сектору экономики. Например, в той же Аравии было создано 6 специальных банков и фондов, которые оказывали помощь предпринимателям под гарантии государства.
Четвертой проблемой является недостаточная квалификация национальных кадров. Дело в том, что работники в государстве оказались неподготовленными к внедрению новых технологий и оказались неспособными обслуживать современные станки и оборудование, которое было поставлено на нефтедобывающих и перерабатывающих предприятиях, а также других заводах и предприятиях. Решением этой проблем стало привлечение иностранных специалистов. Это было не так легко, как кажется. Потому что вскоре это породило массу противоречий, которые все усиливались с развитием общества.
Таким образом, все двенадцать стран находятся в глубокой зависимости от доходов своей нефтяной промышленности. Пожалуй, единственная из стран ОПЕК, представляющая исключение, это Эквадор, которая получает существенные доходы от туризма, леса, продажи газа и других сырьевых материалов. Для остальных стран ОПЕК уровень зависимости от экспорта нефти варьируется от самого низкого — 48% в случае с Объединенными Арабскими Эмиратами до 97% в Нигерии.