Общественное здание

Дипломная работа

Тема дипломной работы – дизайн-концепция организации городской среды на примере арт-центра «Буревестник» — позволила при ее разработке затронуть как фундаментальные вопросы организации городской среды и ее целостности, так и предложить свой вариант решения локальной задачи, стоящей перед муниципалитетом города, – изменение статуса самого здания и формирование комплексного благоустройства территорий окружающей среды, в том числе, мест массового отдыха жителей города.

Анализируя современный город, можно сказать, что он не представляет собой единого целого, не является законченным единством, организмом, способным осознавать свои границы. Город постоянно разрастается и теряет собственную идентичность, формирует высокий уровень социальной дифференциации видов деятельности, территории и пространства и т.д. Это «расползание» городского сообщества приводит к локализации личности в городской жизни, а значит, нивелируется само понятие городская среда как носитель и наследник культурных отношений между людьми – ныне живущими и жившими здесь раньше, объединяющее всех жителей города и все его учреждения в некоторое целое, позволяя отличить один город от другого.

Основная задача проектирования городской среды — упорядочить уже существующие объекты городской среды и создать новые, дающие возможность человеку не только ориентироваться в пространстве (будь то информационные щиты, указатели, памятники), но и дающие возможность отдыхать, устраивать семейные прогулки, интересно проводить время в компании друзей, сверстников и т.д.

Буревестник является архитектурным памятником города Тольятти, поэтому он будет существовать всегда. При этом необходимо в него вдохнуть новую жизнь, сделать его архитектурным центром. Но существует ряд проблем, без решения которых особых результатов добиться не получиться:

  • это проблема масштаба здания – по сравнению с окружающими его зданиями Буревестник кажется крошечным и невзрачным.
  • сложно использовать Буревестник, потому что оно совсем невелико по площади.
  • проблема организации пространства вокруг Буревестника, т.е отсутствие нормальных пешеходных дорожек, парка для отдыха людей.
  • очень актуальная проблема организации парковочных мест, с каждым годом машин становится все больше и без парковки интереса у людей к чему-либо не будет.

Городская среда — особая совокупность застройки и пространств, предметов и знаков, людей и их перемещений, их взаимоотношений в повседневной жизни города. Невозможно обнаружить такие проявления культурной жизни горожан, которые не «вписывались» бы в городскую среду так или иначе, не оставляли бы в ней свой след и в свою очередь не испытывали бы совсем зависимости от нее. Обжитое пространство всего города, сложенное из пространств человеческого общения – прямого или косвенного – все это городская среда.

3 стр., 1097 слов

Зачем необходимы парки в городской среде

... строительстве парк выглядит максимально естественно. Как осуществляется застройка городского парка Парковое и садовое строительство невозможно без планировки. Определение будущего месторасположения парка ... насаждений, которые используются при строительстве парков и озеленении города, являются зеленые массивы, живые ... и естественной природной среды. Рельеф при таком строительстве не трогают, но ...

Исходя из структуры проектируемого объекта и его включенности в городскую среду в целом, в пояснительной записке исследуются общие вопросы городской среды и ее составляющих, анализируются парки как отдельная форма благоустройства городского пространства, арт-центры, как центры современной культуры, решаются отдельные задачи малых парковых зон.

1 НАУЧНО — ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ РАЗДЕЛ

Буревестник — кинотеатр в городе Тольятти. В Ставрополе (название Тольятти до 1964 года) первый кинотеатр появился в 1913 году. Принадлежал он частному лицу. После революции 1917 кинотеатр был национализирован. В 1947 году решением ставропольского райисполкома кинотеатру было присвоено имя «Буревестник». Оригинальное здание было утрачено при переносе города при затоплении. Однако первым культурным объектом в перенесённом городе стала открытая в 1954 году на месте будущего кинотеатра летняя киноплощадка.

24 апреля 1953 года областной архитектурной комиссией для будущего кинотеатра был выбран проект архитектора Клоде. Новому кинотеатру было решено оставить название кинотеатра в старом Ставрополе. Первый показ кинотеатра на новом месте состоялся в 1956 году. Здание является первым капитальным зданием специально построенным как кинотеатр в Самарской области, ныне считается архитектурным памятником города Тольятти. К началу 21 века здание очень сильно обветшало и ремонту уже не подлежало. Была проведена капитальная реконструкция с использованием современных технологий и сохранением исторического облика здания. Первый киносеанс в новом качестве состоялся 1 ноября 2002 года.

Кинотеатр одно зальный, но весьма популярный у горожан. После закрытия кинотеатра «Космос», «Буревестник» долгое время оставался единственным кинотеатром в Центральном районе. В начале лета 2008 года кинотеатр прекратил свою работу из-за большой конкуренции. Поэтому вопрос реконструкции Буревестника и организации пространства вокруг него очень актуален. Необходимо привлекать людей к памятникам архитектуры. Следовательно, целью проекта является сделать историко-культурный объект центром города.

Рисунок 1.1 – Кинотеатр Буревестник, вид спереди

Рисунок 1.1 – Кинотеатр Буревестник, вид сбоку

1.2 Городская среда. Понятие. Средовые конфликты

Среда – это та часть предметно-пространственного окружения, которая тем или иным образом включена в жизнь человека и имеет для него значение. Понятия «город» и «городская среда» различаются тем, что город существует объективно, а городская среда возникает тогда, когда появляются субъекты, для которых она является средой, то есть ее обитатели. Среда меняется и формируется относительно медленно. Она состоит из множества элементов: это и форма окружающих нас вещей, и их расположение, и цвета, это сопровождающие нашу жизнь звуки и запахи, это пути движения, знаки, которые регулируют человеческое поведение и многое другое.

5 стр., 2289 слов

Реновация среды остановок общественного транспорта Тольятти Автозаводского ...

... но значительно ухудшают все характеристики городской среды. Образ остановок не соответствует названию улицы. Также следует ... Театр кукол "Пилигрим" и т.д.), дворцами культуры, кинотеатрами, музеями (Тольяттинский краеведческий музей, Музей историко-культурного ... также известен как "Старый город") - административный район города Тольятти, расположен в центре города (Приложение А, рис.1). Граничит ...

Городская среда — специфическое представление о городе как антиподе среды природной или сельской; совокупность открытых и закрытых пространств города, различного рода фрагменты открытых городских пространств с их характерным предметным наполнением и эмоциональной окраской («городские интерьеры»).

Пространственное строение городской среды составляется из множества средовых объектов и систем и практически повторяет сформированную по законам архитектуры и градостроительства структуру открытых пространств города («каркас», образованный уличной сетью, ландшафтной опорой, расположением общественных центров, и «ткань» — застройка, здания и сооружения, заполняющие ячейки «каркаса»).

Функциональная типология городской среды калькирует общесредовые закономерности (объекты и системы — производственные, жилые, рекреационные, общественных центров, коммуникационные русла и узлы), но тектонические особенности открытых пространств, их масштаб вносят сюда свои коррективы.

Во-первых, большинство «городских интерьеров» сливаются, «перетекают» друг в друга, составляя непрерывную цепь разных «полей деятельности» и впечатлений. Это ставит перед проектировщиками специальные задачи:

  • уметь «разделить» средствами архитектуры и дизайна облик соседних сливающихся вместе пространств;
  • знать приемы «соединения», гармонизации не только функциональных процессов, но и впечатлений от разных, но примыкающих друг к другу уголков города;
  • уметь организовать совокупность рядом расположенных фрагментов города как единую функциональную и художественную композицию, со своими акцентами и кульминациями.

Во-вторых, размер открытых пространств таков, что в их границах помимо прямых функций (например, коммуникация, торговля) всегда появляются дополнительные (отдых, информация) со своим наполнением; при этом для зрителя главным в облике площади становится не ее общее ограждение (застройка), а предметное наполнение ближнего плана, формирующее данную функциональную зону. Кроме того, большой размер городских пространств диктует и особые приемы его инженерного дизайна — от организации водостока до приемов освещения.

В-третьих, прямое воздействие на городскую среду погодных условий предопределяет:

  • активное использование в ее благоустройстве ландшафтного дизайна и связанных с ним малых архитектурных форм;
  • корректировку микроклимата среды с помощью планировочных средств и объемных устройств (ветрозащитных стенок, солнечных «ловушек» и т.п.).

Для многих элементов городского оборудования характерен относительно короткий срок «жизни», периодическая сменяемость, подвижность во времени и пространстве: оформление витрин, информационные системы, реклама и т.д. Существует сезонная изменчивость, особенно для средней полосы и, тем более, северных районов: тенты, легкие павильоны, цветочницы убираются на конец осени, зиму и начало весны. Но есть объекты, которые по своей долговечности вполне могут соперничать с архитектурными сооружениями. Они в первую очередь обеспечивают нормальное функционирование систем предметно-пространственной среды и являются связующим звеном между человеком и архитектурой в контексте материальной и духовной культуры.

25 стр., 12178 слов

Особенности размещения городов и городского населения

... канун XXI в. городским стало 45% мирового населения, имеется примерно 2,4 тыс. больших городов (свыше 100 тыс.жителей каждый) и свыше 200 городов - миллионеров. Концентрация крупнейших городов мира УРБАНИЗАЦИЯ (от ... анализа её качественных сторон (образа и условий жизни горожан, их культуры, состояния городской среды, её разнообразия и т. д.), сути и стратегии развития дело обычно не ...

1 2 3 4 5 6