Программирование – это наиболее важный раздел курса «Информатики и ИКТ» в школе, изучение которого позволяет решать целый ряд дидактических и педагогических задач. Во-первых, одним из фундаментальных принципов информатики является принцип программного управления работой компьютера. Понять его не возможно, не зная, что такое программа для ЭВМ. Таким образом, знакомство с программированием является элементом общеобразовательного содержания информатики. Во-вторых, любой школьный предмет должен выполнять профориентационную функцию наряду с образовательной, развивающей и воспитательной функциями. Таким образом, программирование является профессиональной областью деятельности, весьма важной, современной, престижной.
Существуют различные парадигмы программирования, и преподавание каждой из них имеет свои особенности. К основным парадигмам программирования относятся:
- процедурное программирование ( Pascal , Basic, Fortran , С );
- логическое программирование ( Prolog );
- функциональное программирование ( Lisp );
- объектно-ориентированное программирование ( С+ + , Delphi ).
Классической, универсальной и наиболее распространенной является процедурная парадигма. Наибольшее количество существующих языков программирования относятся к этой линии. В настоящее время в школе изучается процедурное программирование, представленное языками Pascal и Basic . Basic занимает особое место среди всех языков высокого уровня. С самого начала он задумывался как универсальный язык для начинающих, имеющий такие достоинства как, простота синтаксиса, простота организации данных и управляющих структур.
Введение предмета «Информатика» в среднюю школу
... методологическое влияние информатики, и по курсам, при преподавании которых планируется использование средств информатики. К проблемам организационного обеспечения, связанного с внедрением и поддержанием новой информационной технологии учебного процесса, в частности, относятся: ...
Язык Pascal относительно прост в изучении, довольно ясен и логичен и, будучи первым изучаемым языком программирования, приучает к хорошему стилю, воспитывает дисциплину структурного программирования.
Изучение программирования в рамках школьного курса информатики, особенно на начальных этапах, как правило, сопряжено с трудностью восприятия материала учащимися. Понимание сути процесса программирования приходит не сразу, что, в свою очередь, вызывает сложности в приобретении учащимися умения осознанного использования изучаемых операторов и конструкций при выполнении практических заданий по написанию программ.
Необходимо использовать различные средства наглядного обучения, чтобы выразительнее, доходчивее донести до учащихся учебный материал. Разработка дидактического материала для обучения программированию – одна из задач учителя информатики.
Цель исследования:, Задачи исследования:
-
Провести анализ школьных учебников и литературных источников по теме исследования.
-
Изучить методические подходы к преподаванию программирования в рамках базового курса информатики и ИКТ.
-
Разработать конспекты уроков, презентации, тестовые и индивидуальные задания для изучения основ программирования в базовом курсе информатики.
-
Создать сайт учителя.
Структура дипломной работы.
-
конспекты уроков по темам, в которых и зложение теоретического материала сопровождается примерами и задачами с подробным объяснением их решений;
-
необходимые наглядные материалы в виде презентаций к этим урокам;
-
тестовые и индивидуальные задания для проверки успеваемости учащихся;
-
структура сайта.
Глава 1. Изучение основ программирования в базовом курсе информатики
-
-
Программирование
-
и его место в базовом курсе информатики
Программирование, Программирование
С помощью языков программирования можно создавать свои программы, решать нестандартные задачи. Программирование вырабатывает у учащихся следующие развивающие функции: четкое логическое мышление, аккуратность и внимательность, и при этом развивает находчивость, изобретательность, фантазию и творческие способности. Недаром программирование, называют не только наукой, но и искусством.
Информатика» «Разработка программы для игры «Питон
... и правильно функционировать.[3] Задачей данной курсовой работы стала разработка программы для игры «Питон». Разработанная программа, предназначенная для изображения движущегося “питона”, состоящего ... людьми, не имеющими квалификации программиста. Программа разработана с использованием современных концепций программирования - объектноориентированного программирования и языка Object Pascal. ...
В базовом курсе информатики изучение программирование имеет два целевых аспектах, с которыми связано изучение программирования в школе. Первый аспект связан с усилением фундаментальной компоненты курса информатики: раскрывается сущность программного управления работой компьютера. Ученикам дается представление о том, что такое языки программирования, что представляет собой программа на языках программирования высокого уровня, как создается программа в среде современной системы программирования.
Второй аспект носит профориентационный характер. Профессия программиста в наше время является достаточно распространенной и престижной. Изучение программирования в рамках школьного курса позволяет ученикам испытать свои способности к такого рода деятельности. Безусловно, в большей степени эту задачу может решать профильный курс информатики в старших классах.
Системы программирования
В настоящее время разработка любого системного и прикладного программного обеспечения осуществляется с помощью систем программирования, в состав которых входят [10, c . 12]:
-
трансляторы с языков высокого уровня;
-
средства редактирования, компоновки и загрузки программ;
-
макроассемблеры (машинно-ориентированные языки);
-
отладчики машинных программ.
Системы программирования, как правило, включают в себя:
-
текстовый редактор ( Edit ), осуществляющий функции записи и редактирования исходного текста программы;
-
загрузчик программ ( Load ), позволяющий выбрать из директория нужный текстовый файл программы;
-
запускатель программ ( Run ), осуществляющий процесс выполнения программы;
-
компилятор ( Compile ), предназначенный для компиляции или интерпретации исходного текста программы в машинный код с диагностикой синтаксических и семантических (логических) ошибок;
-
отладчик ( Debug ), выполняющий сервисные функции по отладке и тестированию программы;
-
диспетчер файлов ( File ), предоставляющий возможность выполнять операции с файлами: сохранение, поиск, уничтожение.
9 стр., 4057 словАлгоритмизация и программирование – инструментарий информатики
... Алгоритмизация и программирование являются основными инструментариями информатики и применяются в различных областях человеческой деятельности. В данной работе мною будут рассмотрены такие понятия, как алгоритм и алгоритмизация, программы и программирование, языки программирования. ... которые могут быть выполнены исполнителем, называется системой команд исполнителя. 1.2 Свойства алгоритмов Поочередное ...
Ядро системы программирования составляет язык. Существующие языки программирования можно разделить на две группы: процедурные и непроцедурные (рисунок 1).
Процедурные (или алгоритмические) программы представляют собой систему предписаний для решения конкретной задачи. Роль компьютера сводится к механическому выполнению этих предписаний.
Процедурные языки разделяют на языки низкого и высокого уровня.
Языки низкого уровня (машинно-ориентированные) позволяют создавать программы из машинных кодов, обычно в шестнадцатеричной форме. С ними трудно работать, но созданные с их помощью высококвалифицированным программистом программы занимают меньше места в памяти и работают быстрее. С помощью этих языков удобнее разрабатывать системные программы, драйверы (программы для управления устройствами компьютера), некоторые другие виды программ.
Рис. 1. Общая классификация языков программирования.
В начале 80-х годов Паскаль еще более упрочил свои позиции с появлением трансляторов MS-Pascal и Turbo Pascal для ПЭВМ. С этого времени Паскаль становится одним из наиболее важных и широко используемых языков программирования. Существенно то, что язык давно вышел за рамки академического и узкопрофессионального интереса и используется в большинстве университетов высокоразвитых стран не только как рабочий инструмент пользователя. Важнейшей особенностью Паскаля является воплощенная идея структурного программирования. Другой существенной особенностью является концепция структуры данных как одного из фундаментальных понятий.
Основные причины популярности Паскаля заключаются в следующем
-
простота языка позволяет быстро его освоить и создавать алгоритмически сложные программы;
-
развитые средства представления структур данных обеспечивают удобство работы, как с числовой, так и с символьной и битовой информацией;
-
наличие специальных методик создания трансляторов с Паскаля упростило их разработку и способствовало широкому распространению языка;
-
оптимизирующие свойства трансляторов с Паскаля позволяют создавать эффективные программы. Это послужило одной из причин использования Паскаля в качестве языка системного программирования;
-
в языке Паскаль реализуются идеи структурного программирования, что делает программу наглядной и дает хорошие возможности для разработки и отладки.
Преимущества этого языка особенно ощутимы при написании достаточно сложных и мобильных программ.
Языки программирования
... на подготовку и выполнение программы. ассемблер языка программирования pascal В своей работе я хочу проанализировать несколько современных основных языков, таких как Pascal, Assembler, ... программирования интегрирована в язык, поэтому программы на Pascal легче поддерживать, чем программы, написанные на других языках того времени. В 1970-х годах Паскаль был «единственным языком программирования, ...
-
-
Обзор школьных учебников по разделу «Программирование»
-
Перед современным учителем информатики сейчас возникла серьезная задача – какой из учебников выбрать? Именно сейчас, потому что никогда раньше на полках магазинов не было столько учебников по информатике. Порой можно действительно запутаться, так как многие учебники отличаются вообще только обложкой, а содержание у всех приблизительно одинаковое. Нужно понять, какой же из учебников будет наиболее подходящим для изучения. Можно с большой уверенностью сказать, что универсальных учебников нет, наверняка придется покупать несколько, а может даже и целую библиотеку, чтобы порой выбрать из нее что-либо стоящее. Рассмотрим изучение раздела «Программирование» в учебниках:
-
Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Шолохович В.Ф. «Информатика. 7-9 классы», изд. «Дрофа», 1998.
-
Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика. Учебник по базовому курсу (7-9 классы).
— М.: «Издательство Лаборатория Базовых Знаний», 2009.
-
Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
А.Г. Гейна
Семакина И. Г., Залоговой Л. А.
Учебный материал разделен на две части. Первая часть обеспечивает обязательный минимальный уровень изучения предмета. Материал второй части ориентирован на углубленный курс информатики.
Учебник входит в комплект учебно-методической литературы по курсу информатики и ИКТ наряду с учебником для 9 класса, задачником, методическим пособием для учителя и цифровыми образовательными ресурсами, входящими в Единую коллекцию ЦОР.
Раздел «Программное управление работой компьютера» изучается в 9 классе. В этом разделе ученики знакомятся с понятием программирования, изучают структуру вычислительных алгоритмов, учатся составлять программы на языке Паскаль. Паскаль – универсальный язык программирования, который относительно прост в изучении, ясен и логичен, приучает к хорошему стилю, воспитывает дисциплину структурного программирования.
Основные цели
-
Познакомить учащихся с разделом информатики «Программирование».
-
Обучить приемам построения простых вычислительных алгоритмов и их программированию на языке высокого уровня (Паскале).
-
Обучить начальным навыкам работы с системой программирования.
В рамках данной темы изучаются следующие вопросы:
На практических занятиях ученики осваивают работу в среде системы программирования на Паскале.
Создание программы-переводчика текстов с английского на русский язык
... программ любого типа и размера. Разработка программ на Паскале включает в себя следующие действия: ввод и редактирование текста на языке программирования, трансляция и отладка программы. ... язык, как язык международного значения. Поэтому ставится задача создания более совершенных переводчиков. Разработанный проект демонстрирует переводчик, работа с которым очень удобна для пользователя. Программа ...
Тема №1. Понятие программирования. Системы программирования. Алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные типы, присваивание, ввод и вывод данных.
Изучаемые вопросы:
-
Программирование – профессиональный вид деятельности.
-
Языки и системы программирования.
-
Компьютер как исполнитель алгоритмов.
-
Постоянные и переменные величины.
-
Три основных типа величин: числовой, символьный, логический.
-
Система команд.
-
Команда присваивания.
-
Команды ввода и вывода.
Тема №2. Возникновение и назначение языка Паскаль. Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.
Изучаемые вопросы:
-
Возникновение и назначение Паскаля.
-
Структура программы на Паскале.
-
Операторы ввода, вывода, присваивания. Правила записи арифметических выражений.
-
Пунктуация Паскаля.
-
Понятие линейного вычислительного алгоритма.
-
Обмен значения двумя переменных.
Тема №3. (практика).
Приобретаемые умения и навыки:
-
Работа со встроенным редактором системы Турбо-Паскаль.
-
Компиляция программы.
-
Отладка программа и исправление ошибок.
-
Выполнение программы и просмотр результатов.
-
Тестирование программы.
-
Сохранение программы в файле.
-
Загрузка программы из файла.
44 стр., 21893 словРазработка информационно-аналитической системы контакт-центра
... покупок (связь, развлечения, служба быта). Целью данной дипломной работы является разработка информационно-аналитической системы контакт центра "СИМПРЕЗА". Для достижения данной цели необходимо решить следующие ... выявляет потребности клиентов, их категорию и направленность. 2. Планирует работу с клиентами, разрабатывает методики общения с ними. 3. Организует предварительные переговоры с клиентами, ...
Тема №4. Логические операции на Паскале. Оператор ветвления. Программирование диалога с компьютером.
Изучаемые вопросы:
-
Представление ветвлений на языке алгоритмическом языке.
-
Трассировка алгоритмов.
-
Целый и вещественный типы данных.
-
Примеры сложных ветвящихся алгоритмов.
-
Оператор ветвления в Паскале.
-
Примеры программирования диалогов.
-
Программирование диалога с компьютером.
Тема №5. (практика).
Приобретаемые умения и навыки:
-
Использование оператора ветвления.
-
Тестирование программы, использующей ветвления.
Тема №6. ( Практика). Разработка программы на языке Паскаль с использованием оператора ветвления и логических операций. Выполнение практического задания
Изучаемые вопросы:
Приобретаемые умения и навыки:
Тема №7. Циклы на языке Паскаль.
Изучаемые вопросы:
-
Этапы решения расчётной задачи на компьютере.
-
Программирование циклов с предусловием на Паскале
-
Построение трассировочных таблиц для программ, использующих циклы.
-
Алгоритм Евклида.
Тема №8. (практика).
Приобретаемые умения и навыки:
-
Разработка программ с использованием цикла с предусловием.
-
Тестирование программ, использующих циклы.
-
Использование алгоритма Евклида при решении задач.
Тема №9. Одномерные массивы в Паскале.
Методология разработки программных продуктов
... программное обеспечение. Программа руководит ресурсами компьютера и предоставляет их в распоряжение пользователя. Следует отметить, что программное обеспечение, с помощью специальных инструментов - языков программирования специалистами в этой области. программа язык алгоритм программный 1. Этапы планирования программы ...
Изучаемые вопросы:
-
Понятие массива.
-
Ввод и вывод элементов массива.
-
Формат вывода.
-
Цикл с параметром.
-
Описание и обработка одномерных массивов на Паскале.
Тема №10. (практика).
Приобретаемые умения и навыки:
-
Разработка программ с использованием одномерных массивов.
-
Тестирование программ, использующих массивы.
-
Использование формата вывода.
Тема №11. Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве (20 минут).
Изучаемые вопросы:
-
Что такое случайные числа.
-
Датчик случайных чисел в Паскале.
-
Алгоритм поиска числа в массиве.
Практика. Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве. Выполнение практического задания (25 минут).
Приобретаемые умения и навыки:
-
Формирование массива случайных чисел.
-
Разработка программ с использованием алгоритма поиска числа в массиве.
Тема №12. Поиск наибольшего и наименьшего значения массива. Сортировка массива.
Тема№13. Тестирование по разделу «Программное управление работой компьютера».
Угриновича Н.Д.
Особое место в учебнике «Информатика и ИКТ» для 9 класса
-
алгоритмическом языке OpenOffice Basic , который входит в свободно распространяемое интегрированное офисное приложение OpenOffice Basic в операционных системах Windows и Linux ;
14 стр., 6519 словТехнологии программирования (2)
... выполняя операции типа “обновить” или “напечатать” (файл). Затем множество инструкций и множество данных детализируется и расширяется и приближается к реальной ЭВМ Нисходящее и восходящее программирование Нисходящее программирование - это ...
-
объектно-ориентированном языке Visual Basic 2005, который распространяется по лицензии корпорации Microsoft ;
-
объектно-ориентированном языке Gambas (аналог – Visual Basic в операционной системе Linux ), который распространяется по лицензии компании AltLinux .
В разделе «Основы алгоритмизации и объектно-ориентированного программирования» представлен учебный материал по следующим темам:
-
Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
-
Кодирование основных типов алгоритмических структур на объектно-ориентированн ом языке.
-
Линейный алгоритм.
-
Алгоритмическая структура «ветвление».
-
Алгоритмическая структура «выбор».
-
Алгоритмическая структура «цикл».
-
Переменные: тип, имя, значение .
-
Арифметические, строковые и логические выражения.
-
Функции в языках объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.
-
Основы объектно-ориентированного визуального программирования.
-
Графические возможности объектно-ориентированного языка программирования Visual Basic.
При изучении данного курса учащиеся смогут объяснить структуру основных алгоритмических конструкций и использовать их для построения алгоритмов; определить основные типы данных и операторы; разработать и записать на языке программирования типовые алгоритмы; создавать проекты с использованием визуального объектно-ориентированного программирования.
Объектно-ориентированный подход к решению задач позволяет сформировать у учащихся объектный стиль мышления и способствует подготовке учащихся к дальнейшему изучению среды программирования Visual Basic.
Выводы: Основным критерием выбора учебника для изучения раздела «Программирование» является не только содержание и методические приемы изучения, а также наглядность и простота изучения. Правильно организованное обучение с использованием среды программирования развивает алгоритмическое и логическое мышление в естественной для этого обстановке; дает опыт работы с разными моделями; знакомит с общими принципами и методами программирования, что позволяет учащимся адаптировать приобретенные навыки при освоении других программных сред.
На мой взгляд, для изучения раздела «Программирование» в базовом курсе школы наиболее подходящим является язык Pascal , развивающий алгоритмическое и логическое мышление учащихся, прививающий структурный подход к программированию. Учебник Семакина И.Г. позволяет дать первоначальные сведения об этом языке программирования. Обучение объектным возможностям Pascal можно осуществить в профильном курсе информатики, используя системы программирования Lazarus или Delphi .
-
-
Учебно-тематическое планирование
-
базового курса информатики для раздела «Программирование»
Учебно-тематический план изучения базового курса информатики для 9 класса ориентирован на вторую ступень школьного образовательного процесса по курсу «Информатика и информационно-компьютерные технологии».
План составлен в соответствии с региональным
Прохождение курса рассчитано на 68 часа по два часа в неделю.
Изучение курса ориентировано на использование учащимися учебника [23].
Для организации практической работы на уроках и домашней работы учащихся используется задачник-практикум [9].
Программа: «Информатика. Базовый курс» Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В.
п/п
Тема урока
Основные понятия, Раздел: Программное управление работой компьютера
1
Понятие программирования. Системы программирования.
Знать:
-
Основные виды и типы величин;
-
Назначение языков программирования;
-
Что такое трансляция;
-
Назначение систем программирования;
-
Правила оформления программы в «Паскале»;
-
Правила представления данных и операторов на Паскале;
-
Последовательность выполнения программы в системе программирования.
Уметь:
-
Работать с готовой программой на одном из языков программирования высокого уровня;
-
Составлять несложные линейные, ветвящиеся и циклические программы;
-
Составлять несложные программы обработки одномерных массивов;
-
Отлаживать и исполнять программы в системе программирования.
2
Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.
3
Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов ( практика ).
4
Оператор ветвления.
5
Разработка программы на языке Паскаль с использованием операторов ввода, вывода, присваивания и простых ветвлений ( практика ).
6
Разработка программы с использование оператора ветвления и логических операций ( практика ).
7
Циклы на языке Паскаль.
8
Разработка программ с использованием цикла с предусловием ( практика ).
9
Одномерные массивы в Паскале
10
Использование одномерных массивов на языке Паскаль ( практика ).
11
Понятие случайного числа. Датчик случайных чисел в Паскале. Поиск чисел в массиве.
Практическая работа «Разработка программы поиска числа в случайно сформированном массиве» (25мин)
12
Поиск наименьшего и наибольшего элементов массива. Сортировка массива
13
Тестирование по разделу
Глава 2. Разработка методической поддержки к преподаванию основ программирования в базовом курсе информатики
-
-
Конспекты уроков
-
Урок №1.
Тема: Понятие программирования. Системы программирования.
Возникновение и назначение языка Паскаль.
Цели урока:
-
Ввести понятия «программирование», «системы программирования». Познакомиться с историей возникновения и назначения Паскаль. Сообщить алгоритмы работы с величинами: константы, переменные, основные виды и типы величин. Научиться вводить и выводить данные.
-
Развивать память, внимание, мышление.
-
Воспитывать аккуратность и внимательность, приучать к хорошему стилю, воспитывать дисциплину структурного программирования.
Тип урока:
Оборудование:
Ход урока.
-
Организационный момент.
Прозвенел и смолк звонок,
Начинаем наш урок.
Проверка наличия рабочих тетрадей. Настрой на работу.
-
Актуализация.
-
Назовите свойства алгоритма.
-
Какие алгоритмические структуры вы знаете?
-
Какой формат имеет команда ветвления?
-
Какой формат имеет команда следования?
-
Что такое цикл? Как записывается команда цикла?
-
Что такое блок-схема?
-
Объяснение нового материала.
Программирование – это наиболее важный раздел курса «Информатика и ИКТ», изучение которого позволяет решать целый ряд дидактических и педагогических задач. (Слайд 2)
С помощью языков программирования можно создавать свои программы, решать нестандартные задачи. Программирование вырабатывает у учащихся следующие развивающие функции: четкое логическое мышление, аккуратность и внимательность, и при этом развивает находчивость, изобретательность, фантазию и творческие способности. Недаром программирование, называют не только наукой, но и искусством.
запишите в тетрадь
Системы программирования предоставляют сервисные возможности программистам для разработки их собственных компьютерных программ.
В настоящее время разработка любого системного и прикладного программного обеспечения осуществляется с помощью систем программирования, в состав которых входят [10, c . 12]:
трансляторы с языков высокого уровня;
средства редактирования, компоновки и загрузки программ;
макроассемблеры (машинно-ориентированные языки);
отладчики машинных программ.
запишите в тетрадь
– текстовый редактор ( Edit ), осуществляющий функции записи и редактирования исходного текста программы;
- загрузчик программ ( Load ), позволяющий выбрать из директория нужный текстовый файл программы;
- запускатель программ ( Run ), осуществляющий процесс выполнения программы;
- компилятор ( Compile ), предназначенный для компиляции или интерпретации исходного текста программы в машинный код с диагностикой синтаксических и семантических (логических) ошибок;
- отладчик ( Debug ), выполняющий сервисные функции по отладке и тестированию программы;
- диспетчер файлов ( File ), предоставляющий возможность выполнять операции с файлами: сохранение, поиск, уничтожение.
PL/1, Algol, Fortran
В начале 80-х годов Паскаль еще более упрочил свои позиции с появлением трансляторов MS-Pascal и Turbo Pascal для ПЭВМ. С этого времени Паскаль становится одним из наиболее важных и широко используемых языков программирования. Существенно то, что язык давно вышел за рамки академического и узкопрофессионального интереса и используется в большинстве университетов высокоразвитых стран не только как рабочий инструмент пользователя. Важнейшей особенностью Паскаля является воплощенная идея структурного программирования. Другой существенной особенностью является концепция структуры данных как одного из фундаментальных понятий.
Типы данных
типу данных
Существуют 3 основных типа величин, с которыми работает компьютер: числовой, символьный и логический. (Слайд 4)
числовых типа
Целые типы
Тип
Диапазон
Размер в байтах
Integer
-32 768… +32 767
2
LongInt
-2 147 483 648 … +2 147 483 647
4
Над величинами целого типа выполняются следующие операции: (Слайд 6)
-
Арифметические операции: сложение (+), вычитание (-), умножение (*), деление (/), целочисленное деление (div), остаток от деления (mod).
Результаты перечисленных арифметических операций, кроме операции деления (/), являются значениями целого типа. Результат операции деления (/) двух целых величин всегда — значение вещественного типа. Например:
3*6 результат 18 (целого типа)
7 mod 2 результат 1 (целого типа)
7 div 2 результат 3 (целого типа)
8 div 4 результат 2 (целого типа)
4/2 результат 2 (вещественного типа)
-
Операции отношения предназначены для сравнения величин, их результат имеет логический тип. Операции сравнения: равно (=), не равно (<>
- , меньше (<
- , больше ( >
- , меньше или равно (<=), больше или равно (>=).
Например: 8< 2 результат false (ложь)
80<>35 результат true (истина)
Вещественные типы
Значащими цифрами являются цифры отличные от нуля, нули, расположенные между значащими цифрами и нули определяющие единицу разряда.
Например:
0,00405
\ ׀ /
0,80
\ /
Значащие цифры
Значащие цифры
Вещественное число можно представить в двух формах:
-
Естественная форма (форма записи с фиксированной точкой)
Например: 5,6; 0,01. Целая часть от дробной отделяется точкой.
-
Экспоненциальная форма (форма записи с плавающей точкой)
Например: 0,00045=0,0045*10
В экспоненциальной форме число представляется в виде М*10
В языке программирования вместо основания степени 10 пишется символ Ε . Например: 0,00045 = 4.5 Ε-4
Тип
Диапазон
Значащих цифр
Байт
Real
2.9x 10
11-12
6
Над данными вещественного типа могут выполняться арифметические операции (+, -, *, /) и операции отношения (=, <>, <, >, <=, >=).
Результат арифметических операций будет вещественного типа, если хотя бы один операнд вещественный. (Слайд 6)
символьного типа
логическим типам
Порядковый номер false равен 0, а true — 1. Таким образом, false < true . К данным логического типа применимы логические операции: not (не), and (и), or (или) и операции сравнения.
Таблица истинности операции not имеет вид: (Слайд 9)
not X
false
True
true
False
Например, результатом операции not(6=7) является true , так как результат операции сравнения: 6=7 – false , тогда результат логической операции not false будет true .
(Слайд 10)
- X
Y
X and Y
X or Y
False
False
False
False
False
True
False
True
T rue
False
False
True
True
True
True
True
Например: (5<6) or (-3>4) результат — true , т.к. результат операций сравнения: 5<6 – true , -3>4 – false , результат логической операции true or false будет true .
Виды данных
Константа – это величина, значение которой не меняется в процессе выполнения программы. Константу можно задать, указав ее значение или имя. Задание констант именами (идентификаторами) осуществляется в разделе описания констант const. ( запишите в тетрадь ). (Слайд 11)
Константы могут быть целого, вещественного, символьного, логического и строкового типа, Константы описываются следующим образом:
const имя константы = значение константы ; ( запишите в тетрадь ).
Пример
Вещественные константы
-7.9E-15 означает число минус 7.9, умноженное на 10 в степени минус 15.
Логическая константа
Например: ‘
Строковая константа
запишите в тетрадь
Примеры описания констант:
const a = -13; b =3.5 E -5; f = 17.4 E +3;
c = ‘+’; t = true; n =’no’;
Переменная
Описание переменных имеет вид:
var имя переменной: тип переменной ;
Если несколько переменных имеет один и тот же тип, то их имена можно перечислить через запятую и указать их общий тип.
Выражение состоит из констант, переменных, функций, знаков операций и круглых скобок. (Слайд 14)
Знаки основных арифметических операций записываются так:
+ сложение
– вычитание
*умножение
/ деление
Правила записи арифметических выражений посмотрим из учебника (с. 193-195) [24].
запишите в тетрадь
-
not, @, знак числа (унарные + или –)
-
*, /, div, mod, and
-
+, -, or, xor
-
=, <>, <, >, <=, >=
Здесь операции, расположенные в одной строчке, имеют одинаковый приоритет, т.е. выполняются слева направо, если же две операции записаны в разных строчках, то более высоким приоритетом обладает операция, записанная выше. Так, операции not, @, унарные + или – – имеют наивысший приоритет, а операции сравнения – самый низкий приоритет.
Значением арифметического выражения является число, строкового выражения — последовательность символов, логического выражения – значения true или false. Например:
3 +9 div 2 – арифметическое выражение
(x+2>0) and (2*x-4<=5) – логическое выражение
a’ + ‘
Стандартные функции
(Слайд 15)
Замечание : , где x>0. Поэтому вычисление значения программируется с помощью выражения
-
Закрепление пройденного материала.
Примеры:
1) Вычислить значения функций:
abs(-5)=5 sqr(3)=9 sqrt(16)=4.0
sin(pi/2)=1.0 exp(1)=2.718282 int(5.8)=5.0
2) Записать выражения:
-
Подведение итогов урока.
Итак, коротко о главном:
Программирование — область информатики, посвященная разработке программ управления компьютером с целью решения различных информационных задач.
Программирование бывает системным и прикладным.
Паскаль – это универсальный язык программирования.
Система программирования – это программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном языке программирования.
Программа для компьютера – это алгоритм, записанный на языке программирования.
-
Домашнее задание. Читать §32-33, ответить на вопросы. [24]
Урок №2.
Тема: Структура программы на языке Паскаль. Операторы ввода, вывода, присваивания. Линейные вычислительные алгоритмы.
Цели урока:
-
Изучить структуру программы, операторы ввода/вывода, присваивания.
-
Развивать память, внимание, мышление.
-
Воспитывать аккуратность и внимательность, приучать к хорошему стилю, воспитывать дисциплину структурного программирования.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
Ход урока.
-
Организационный момент.
Проверка посещаемости. Проверка наличия рабочих тетрадей. Настрой на работу.
-
Актуализация.
-
Назовите определение программирования.
-
Программирование бывает двух видов. Каких?
-
Какие языки программирования вы знаете?
-
Как называется программное обеспечение компьютера, предназначенное для разработки, отладки и исполнения программ, записанных на определенном языке программирования.
-
Как называется алгоритм, записанный на языке программирования.
-
Объяснение нового материала.
Начальные сведения о структуре программы. Алфавит языка
(слайд 2).
1) Латинских строчные и прописные буквы:
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
a b c d e f g h i j k l m n o p q r s t u v w x y z
В языке нет различий между прописными и строчными буквами, если только они не входят в символьные и строковые выражения.
2) символ _ – подчеркивание
3) цифры: 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9
4) знаки операций: + – * / = <> < > <= >=
5) другие символы: ., ‘ () [] (.) { } (* *).;^ # $
7) служебные (зарезервированные) слова.
Идентификатор
(Слайд 3).
Структура программы
(Слайд 4).
Заголовок программы имеет вид:
program имя программы ; например, program Pr imer 1;
(Слайд 5).
begin
операторы
end.
Раздел операторов программы на языке pascal представляет собой последовательность инструкций (операторов), заключенную в операторные скобки begin…end . Одна инструкция от другой отделяется точкой с запятой. Комментарии к программе пишутся в фигурных скобках {}.
заголовок программы
Program имя программы; (Слайд 6).
Блок описания:
Меток
Констант
Типов
Переменных
Процедур
Функций
Begin
Тело программы.
Исполняемая часть.
End .
Программирование линейных алгоритмов
Для программирования линейных алгоритмов используются операторы присваивания, ввода и вывода, вызова подпрограмм.
оператора присваивания
имя переменной:=выражение;
Типы выражения и переменной должны быть совместимы для присваивания.
var a,b:real; d:integer;
s:char; c:string;
begin
{Примеры разрешенных присваиваний}
d
{Примеры запрещенных присваиваний}
d
s
end.
Для ввода исходных данных с клавиатуры используются процедуры: read (список ввода) и readln (список ввода);
(слайд 9-10).
Список ввода — это имена переменных, которые перечислены через запятую, и им присваиваются значения, введенные с клавиатуры. Переменные могут быть целого, вещественного, символьного и строкового типов.
Процедура read ожидает ввода с клавиатуры значений переменных из списка.
Примеры:
-
var a,с:integer;
begin read(a, с ); end.
Если переменным a и с следует присвоить значения 4 и –32 соответственно, то ввести их с клавиатуры можно следующим образом:
4|_|–32Enter
–32 Enter
2) var b,d:char;
begin read( b ,d); { b должно получить значение ’+’, d — значение ’ y ’}
end.
Ввод с клавиатуры следует осуществить следующим образом:
+ y Enter
Для вывода на экран используются процедуры:
write (список вывода) или writeln (список вывода); (слайд 9-11).
Список вывода содержит выражения, значения которых могут быть целого, вещественного, символьного, логического или строкового типов. Вещественные значения выводятся с использованием экспоненциальной части.
write (список вывода)
writeln (список вывода)
Процедура writeln; переводит курсор в первую позицию следующей строки экрана.
выражение: m
Если указанной длины поля недостаточно для размещения значения, то поле автоматически раздвигается до нужной длины.
Примеры:
write(20); 20
writeln(‘a=’,-15); a=-15
writeln(-13.4:7:2); -13 ·40
write(-13.4); -1.34000000000000E+0001
-
Закрепление пройденного материала.
З адача 1. Даны катеты прямоугольного треугольника a и b . Вычислить гипотенузу с этого треугольника.
Введем обозначения:
a,b –катеты треугольника; c – гипотенуза.
Входные данные:, Выходные данные:
Вводятся a и b. Длина гипотенузы вычисляется по формуле: . Результат выводится на экран.
Блок схема:
Программа на языке Паскаль имеет вид:
program Project_1;
var
a,b,c:real ; {
begin
write(‘a=’); {вывод на экран сообщения a=}
readln(a); {ввод а}
write(‘b=’); {вывод на экран сообщения b =}
readln(b); {ввод b }
c:=sqrt(sqr(a)+sqr(b)); {вычисление гипотенузы}
writeln
readln
end .
Задача 2. Дано действительное число x. Вычислить значение выражения .
Введем обозначения:
x –заданное действительное число; y – результат .
Входные данные:, Выходные данные:
Блок-схема:
program Project _2;
var
x
begin
write(‘x=’); {вывод на экран сообщения x=}
readln(x); {ввод x}
y:= 3*x–2*cos(4*x)+sqrt(abs(5*x+2.5))/(sqr(x)+7); {вычисление y }
writeln(‘y=’,y:8:2); {
readln
end.
-
Подведение итогов урока.
-
Домашнее задание. Читать §34-35, ответить на вопросы.[24]
Урок №3.
Тема: Работа с готовыми программами на языке Паскаль: отладка, выполнение, тестирование. Разработка линейных алгоритмов.
Цели урока:
-
Знакомство с порядковыми транслятор, компилятор, интерпретатор; со средой Turbo-Pascal; правилами набора и корректировки текста; с порядком выполнения и отладки программы. Научиться разрабатывать линейные алгоритмы.
-
Развивать память, внимание, мышление.
-
Воспитывать аккуратность и внимательность, приучать к хорошему стилю, воспитывать дисциплину структурного программирования.
Требования к знаниям и умениям:, Учащиеся должны знать:
-
Что такое транслятор, компилятор, интерпретато р;
-
Как загрузить Turbo-Pascal ;
-
Элементы главного меню редактора Turbo-Pascal;
-
Правила набора и корректировки текста программы;
-
Что такое пошаговое выполнение программы и ее трассировка;
-
Как сохранять и вызывать программу, а так же запускать на выполнение.
Учащиеся должны уметь:
-
Работать в среде Turbo-Pascal;
-
Набирать, корректировать и отлаживать программы;
-
Работать одновременно с несколькими окнами;
-
Пользоваться «горячими» клавишами;
-
Пользоваться справочной системой Turbo-Pascal.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
Ход урока.
-
Организационный момент.
Проверка посещаемости. Проверка наличия рабочих тетрадей. Настрой на работу.
-
Актуализация.
-
Как записывается заголовок программы на Паскале?
-
Как записывается раздел описания переменных?
-
Как записываются операторы ввода и вывода в Паскале?
-
Из каких команд составляется линейный вычислительный алгоритм?
-
Объяснение нового материала
Программы, написанные на языке программирования, в компьютере должны обязательно проходить процесс преобразования или трансляции. Осуществляется это с помощью специальных программ (трансляторов).
Транслятор
Трансляторы реализуются в виде компиляторов или интер
Компилятор
Turbo Pascal
Среда Turbo Pascal
Чтобы с большей эффективностью разрабатывать программы, нужно хорошо знать среду
После загрузки редактора можно в рабочем поле набирать программу или корректировать ее с помощью клавиатуры или пунктов меню. Строка главного меню расположена в верхней части экрана:
Турбо-среда предоставляет удобные средства работы с программой: ее хранение, запуск на счет, отладку и т. д. Доступ к этим средствам осуществляется через главное меню, которое состоит из следующих необходимых вам опций: (ученики смотрят на экран монитора и кратко конспектируют)
Войти в выбранное меню можно при помощи комбинации клавиш [
Выход из Турбо-среды осуществляется нажатием Alt—X .
Удобным способом создания новых программ является модификация ранее созданных. Основной формой хранения текста программы являются файлы — поименованная область внешней памяти. Для этого необходимо научиться записывать программы в файлы, читать из файлов и т. д. Для этого необходимо пользоваться опциями подменю File: (ученики смотрят на экран монитора и кратко конспектируют)
New
Новый
Очищает память редактора и переводит его в режим создания нового файла. Вновь создаваемому файлу присваивается имя NONAME.PAS, которое можно изменить при записи файла на диск.
Open
F3 Читать файл
На экране появится окно со списком файлов. В нем можно выбрать необходимый файл, который загружается в память редактора Турбо-Паскаль и делает его доступным для возможных изменений, а также прогона или отладки программы.
Save
F2 Сохранить файл
Переписывает файл из памяти редактора на диск. Файл записывается под своим именем, однако, если к этому моменту имя файла было NONAME.PAS, среда запросит, хотите ли Вы его переименовать.
Save as
Сохранить с новым именем
Переименовывает редактируемый файл и записывает его на диск под новым именем.
Save all
Сохранить все в окнах
Записывает содержимое всех окон редактора в соответствующие дисковые файлы.
Change dir
Смена каталога
Позволяет изменить установленный по умолчанию диск и/или каталог.
(см. рис. ниже)
Print/Print setup…
Печать
Позволяет напечатать файл на принтере.
DOS shell
Выход в DOS
Позволяет временно выйти из Турбо-Паскаля без выгрузки его из памяти. После такого выхода вы получаете доступ ко всем командам операционной системы DOS. Для возврата в Турбо-Паскаль достаточно ввести команду EXIT, и экран тотчас же окажется в том состоянии, которое было перед вызовом этой опции.
Exit
Alt-X
Осуществляет выход из Турбо-Паскаля и выгрузку его из памяти. Эту опцию можно вызвать непосредственно из режима редактирования с помощью комбинации ALT-X.
Для набора текста программы требуется открыть рабочее окно (новое или с уже набранной программой).
Набирая текст программы, рекомендуется
Набор каждой строки программы завершается нажатием клавиши Enter.
Выполнение программы
Для выполнения программы надо выйти в меню и в пункте Run выполнить команду Run (или одновременно нажать клавиши Ctrl + F9 ).
Система сначала запускает транслятор (интерпретатор), который переводит программу с Паскаля на язык машинных кодов и ищет синтаксические ошибки в программе. Если ошибки найдены, то программа не будет выполняться, произойдет возврат в редактор. Поверх текста программы появляется красная строка с сообщением об ошибке. После нажатия Esc окно исчезает, курсор устанавливается в строку с ошибкой. Для получения информации об ошибке надо нажать Ctrl+F1.
Когда все ошибки исправлены, программа начинает выполняться. Просмотреть результаты работы можно, нажав Alt+F5 (выводится окно пользователя).
Возврат обратно в окно редактора – нажатие любой клавиши.
Прерывание работы «зацикленной» программы — Ctrl + Break .
Отлаженную программу компилируют следующим образом:
-
Зайти в меню Compiler ;
-
Установить в области Destination значение Dick ;
-
Компиляция без запуска программы – Alt + F 9;
-
Компиляция с одновременным запуском программы на выполнение – Ctrl + F9.
– Теперь попробуйте запустить на выполнение открытую программу, если найдены ошибки, исправьте их, и ещё раз запустите на выполнение.
Отладка и верификация программы, Отладка программы
Турбо-Паскаль может обнаружить ошибки на этапе компиляции и при выполнении программы. В первом случае это синтаксические ошибки типа пропущенной точки с запятой, скобки или написанного с ошибкой служебного слова. На стадии выполнения обнаруживаются такие ошибки, как попытка деления на 0 или извлечения квадратного корня из отрицательного числа. Однако вы можете допустить ошибки, которые Турбо-Паскаль не обнаружит. (Например, если при вычислении y = X 2 , было написано y := sqrt ( x )).
Получение результата, Вспомним линейные программы
Простейшей алгоритмической структурой является линейная последовательность операций, которые выполняются по очереди и именно в том порядке, в котором они записаны. Линейные алгоритмы и линейные программы обычно предназначены для решения относительно простых задач, в которых не предусмотрен выбор из нескольких возможных альтернатив или циклических повторений каких-либо операций. Для программирования линейных алгоритмов используются операторы: присваивания, ввода и вывода.
-
Закрепление
Задача 1. Дана сторона куба. Вычислить его площадь и объем.
a
sg
sp
V
Запишем программу на языке Паскаль:
Program primer_1;
Var
a, sg, sp,V:real;
begin
write(‘a=’);
readln(a);
sg:=a*a;
sp:=6*sg;
V:=a*a*a;
writeln(‘S=’,sg, ‘S=’, sp, ‘V=’, V);
end .
Запускаем программу на компиляцию. Что для этого нужно сделать?
Если компиляция прошла успешно, запускаем программу на выполнение.
– Вводим два числа и смотрим результат. Для просмотра полученных результатов нужно нажать клавиши ( Alt + F 5), далее нажать любую клавишу.
А теперь попробуйте самостоятельно написать программу решения следующей задачи.
Задача 2 . Дано действительное число х. Вычислить у=4 cos 2х – 5+х 3
-
Итоги урока.
-
Домашнее задание.
Написать программу для решения следующей задачи:
Задача 3. Даны два числа а и b . Вычислить
t=(2a 2 –b)/4ab+(sin(a/2+4cos 2 b))/(a+b)
Урок №4.
Тема: Оператор ветвления.
Цели урока:
-
Знакомство c основными операторами ветвления языка Turbo-Pascal. Выработка навыков работы в Turbo-Pascal. Решение практических задач с использованием операторов ветвления.
-
Развивать память, внимание, мышление.
-
Воспитывать аккуратность и внимательность, приучать к хорошему стилю, воспитывать дисциплину структурного программирования.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
Ход урока.
-
Организационный момент.
Проверка посещаемости. Проверка наличия рабочих тетрадей. Настрой на работу.
-
Актуализация.
Проверка домашнего задания. 2 ученика пишут программы решения задач за доской, 4 ученика пишут задачи по вариантам на первых партах. А остальные ученики проверяют свои задачи на компьютере.
-
Объяснение нового материала.
(Слайд 2 Презентация №3).
Программирование разветвляющихся алгоритмов
(Слайд 3 Презентация №3).
Условный оператор
if логическое выражение then оператор_1 else оператор_2 ;
логического выражения
Сокращенная форма условного оператора имеет вид:
if логическое выражение then оператор ;
логического выражения
Пример : if x > y then с:= sqr ( x ) else с:= y ;
Здесь в результате выполнения условного оператора переменная с в любом случае получает новое значение.
if (x>=3) and(x<5) then а :=sin(x);
При x=6 переменная а сохраняет то значение, которое она имела до выполнения условного оператора.
В условном операторе после служебных слов then или else записывается лишь один оператор; если необходимо выполнить несколько действий, то соответствующие операторы объединяются в составной оператор, который имеет вид:
begin оператор_1 ; оператор_2 ; …; оператор_n end; (Слайд 6).
Пример : if 5>3 then begin min:=3; max:=5 end
else begin
В качестве операторов после служебных слов then и else в условном операторе можно использовать и условные операторы. Такой оператор (один условный оператор, вложенный в другой) называется вложенной конструкцией условного оператора. При вложенных конструкциях условного оператора могут возникнуть неоднозначности в понимании того, к какой из вложенных конструкций условного оператора относится else. Компилятор всегда считает, что else относится к последней из конструкций if, в которой не было раздела else.
В условном операторе вида:
if A then
if B then оператор1 else оператор2 ;
вычисляется значение логического выражения A, если оно истинно, то выполняется условный оператор в полной форме: if B then оператор1 else оператор2, если оно ложно, то этот условный оператор не выполняется.
Если в условном операторе в полной форме после служебного слова then нужен условный оператор в сокращенной форме, необходимо записать:
if A then
begin if B then оператор 1 end
else оператор2 ;
где A,B – логические выражения.
оператора выбора
case выражение of
константа_1:оператор_1;
константа_2:оператор_2
…… .
константа_n:оператор_n
else оператор
end;
(Слайд 7).
Сначала вычисляется значение выражения (имеющего порядковый тип), затем среди констант отыскивается константа, равная вычисленному значению. Выполняется оператор , записанный после найденной константы, и оператор выбора завершает работу. Если в списке выбора не будет найдена указанная константа, то выполняется оператор , стоящий за словом else . Если же часть else оператор отсутствует, и в списке выбора нет нужной константы, то выполнение оператора выбора завершается.
(
case m of
12,1,2:writeln(‘
3,4,5:writeln(‘
6,7,8:writeln(‘
9,10,11:writeln(‘
else writeln (‘ошибка в данных’)
end;
-
Закрепление. (Слайд 9 ).
Задача 1. Дано действительное число x . Вычислить значение y :
Входные данные:, Выходные данные:
Условия, записанные в формулировке задачи, являются взаимно противоположными: если при некотором значении x выполняется одно из них, то другое не выполняется, и наоборот, если одно из них не выполняется, то другое обязательно выполнится. Поэтому для программирования достаточно одного условного оператора в полной форме. Алгоритм имеет следующий вид: вводится действительное число x . Проверяется условие x<1 , если это условие выполняется, то y вычисляется по формуле , в противном случае y вычисляется по формуле . Результат выводится на экран. (Слайд 10).
Блок-схема:
program Project _1;
var x , y : real ;
begin
write(‘x=’); readln(x);
if x<1 then y:=cos(3*x)+1 else y:=2*sqr(x)+1;
writeln(‘y=’,y:8:2); readln
end .
Задача 2. Даны действительные числа a , b , c . Решить квадратное
уравнение .
Введем обозначения:
D – его дискриминант; x1, x2 – действительные корни уравнения.
Входные данные:, Выходные данные:
(Слайд 11).
program Project _2;
var a,b,c,D,x1,x2:real ;
begin
write(‘a=’); readln(a);
write(‘b=’); readln(b);
write(‘c=’); readln(c);
D:=sqr(b)–4*a*c;
if D>=0 then
begin
x1:=(–b+sqrt(D))/(2*a);
x2:=(–b–sqrt(D))/(2*a);
writeln(‘x1=’,x1:6:2,’ x2=’,x2:6:2);
end
else writeln(‘reshen net’);
readln
end .
Блок-схема:
Практическая работа №1. Алгоритмическая конструкция «Ветвление»
-
Итоги урока.
-
Как выглядит оператор ветвления Паскаля?
-
Что такое составной оператор?
-
Что обозначает понятие «диалоговый характер программы»?
-
Домашнее задание. Читать §36-38, ответить на вопросы, разобрать все решенные задачи.
Урок №7.
Тема: Циклы на языке Паскаль.
Цели урока:
-
Проверка знаний учащихся по теме «Язык программирования Pascal. Ввод-вывод данных. Ветвление». Знакомство c основными операторами цикла языка Turbo-Pascal. Выработка навыков работы в Turbo-Pascal. Решение практических задач с использованием операторов цикла.
-
Развивать память, внимание, мышление.
-
Воспитывать аккуратность и внимательность, приучать к хорошему стилю, воспитывать дисциплину структурного программирования.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
Ход урока.
-
Организационный момент.
Проверка посещаемости. Проверка наличия рабочих тетрадей. Настрой на работу.
-
Актуализация.
Тестирование учащихся (15 мин)
Тест «Язык программирования Pascal. Ввод-вывод данных. Ветвление » (см. пункт 2.3. Тестовые задания )
-
Объяснение новой темы.
Циклы
(Слайд 2-3)
Программирование циклических алгоритмов
Для программирования циклических алгоритмов используются операторы цикла. В языке Pascal различают три вида операторов цикла: for (цикл с параметром), while (цикл с предусловием), repeat (цикл с постусловием). (Слайд 3) . Мы с вами рассмотрим цикл с предусловием и цикл с параметром.
Оператор цикла while
while логическое выражение do оператор ;
Выполнение цикла while: сначало вычисляется значение логического выражения. Пока значение логического выражения true, выполняется оператор , записанный после служебного слова do, являющийся телом цикла; как только значение станет false, оператор цикла завершит свою работу. Если значение выражения с самого начала false, то тело цикла не выполнится ни разу.
После служебного слова do записывается только 1 оператор.
Оператор, выполняемый в цикле while называется телом цикла.
Пример: (Слайд 5) .Вывод на экран целых чисел 1, 2, 3, …, 7 при помощи цикла while можно реализовать следующим образом:
i:=1;
while i<=7 do
begin
writeln(‘i=’,i);
i
end ;
Оператор цикла for
for параметр цикла := выражение_1 to выражение_2 do оператор ;
или
for параметр цикла := выражение_1 downto выражение_2 do оператор;
параметр цикла
выражение_1
выражение_2
оператор — тело цикла.
Выполнение цикла: сначала вычисляются значения выражения_1 и выражения_2 . Далее проверяется: значение выражения_1 меньше или равно (для downto – больше или равно) значению выражения_2 . Если нет, то выполнение оператора цикла завершается, если же – да, то параметр цикла получает значение выражения_1 , выполняется тело цикла и параметр цикла получает следующее по порядку значение (для downto – предыдущее значение).
Затем проверяется: параметр цикла меньше или равен (для downto — больше или равен) значению выражения_2 . Если да, то снова выполняется тело цикла и параметр цикла получает новое значение и т.д., если же – нет, то выполнение оператора цикла завершается.
Пример:
Оператор цикла for i:=1 to 7 do writeln(‘i=’,i); выводит на экран целые числа от 1 до 7 в порядке возрастания, а оператор for i:= 7 downto 1 do writeln(‘i=’,i);
- в порядке убывания. (Слайд 7) .
-
Закрепление.
Задача 1. Вычислить сумму первых пяти натуральных чисел.
Блок-схема:
В программе Project_1a использован цикл с предусловием . ( Слайд 8) .
program Project_1a;
var S,i:integer;
begin
s:=0;
i:=1; {начальное значение i}
while i<=5 do { пока i<=5 выполнить }
begin
s:=s+i;
i:=i+1 {
end;
writeln(‘s=’,s:6:1); readln
end.
В цикле while пока i <=5 выполняется тело цикла, т.е. составной оператор begin … end . Как только i >5, выполнение цикла while завершается.
Использование цикла с параметром (программа Project_1 b ): (Слайд 9) .
program Project_1b;
var S,i:integer;
begin
s:=0;
for i:=1 to 5 do s:=s+i;
writeln(‘s=’,s:6:1); readln
end .
Если в цикле for со служебным словом to параметр цикла целого типа, то шаг с которым меняется значение этого параметра цикла будет +1. В цикле for после служебного слова do пишется только один оператор. Если же необходимо записать несколько операторов, то эти операторы заключаются в составной оператор begin … end .
-
Итоги урока.
-
Что такое цикл?
-
Как программируется цикл с предусловием в Паскале?
-
Как программируется цикл с параметром?
-
Домашнее задание. (Слайд 10) .
Читать §39, ответить на вопросы, написать программу решения следующей задачи: Дано число
Урок №9.
Тема: Одномерные массивы в Паскале
Цели урока:
-
Знакомство с одномерными массивами в языке Turbo-Pascal. Выработка навыков работы в Turbo-Pascal.
-
Развивать память, внимание, мышление.
-
Воспитывать аккуратность и внимательность, приучать к хорошему стилю, воспитывать дисциплину структурного программирования.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование:
Ход урока.
-
Организационный момент.
Проверка посещаемости. Проверка наличия рабочих тетрадей. Настрой на работу.
-
Актуализация.
Что такое цикл?
Как программируется цикл с предусловием на Паскале?
Как программируется цикл с параметром на Паскале?
Проверим на компьютере программу решения задачи, которую вы делали дома.
Тестирование учащихся (10 мин)
Тест «Циклы » (см. пункт 2.3. Тестовые задания )
-
Объяснение новой темы.
(Слайд 2).
1) имеется прямой доступ к каждому элементу массива;
2) число элементов массива определяется при его элементов и в дальнейшем не меняется;
3) в памяти компьютера элементы массива располагаются в соседних ячейках друг за другом.
(Слайд 2).
(Слайд 3-6).
Описание массива осуществляется следующим образом:
type имя типа = array [ тип индекса(ов) ] of тип элементов ;
var имя массива : имя типа ;
или
var имя массива : array [ тип индекса(ов) ] of тип элементов ;
(Слайд 7).
Примеры:
-
Описание одномерного массива х 1 , х 2 ,…х 10 элементы которого
(Слайд 8 Презентация №5).
type mas = array [1..10] of integer;
var x: mas ;
или var x: array [1..10] of integer;
При задании значений константе–массиву компоненты указываются в круглых скобках и разделяются запятыми: сonst имя: тип = (значения);
Например
type mas1= array [1..3] of integer;
const a : mas1 = (5, -7, 6);
Элементы массива получают следующие значения: , , .
Ввод, вывод и обработка массива осуществляются поэлементно. Одномерный массив вводится и выводится в цикле, цикл организуется по порядковому номеру элемента в массиве (индексу элемента).
Например, ввод одномерного массива можно осуществить так: for i:=1 to n do read(x[i]); или for i:=1 to n do readln(x[i]);
(Слайд 9 Презентация №5).
Пример вывода одномерного массива
for i :=1 to n do write ( x [ i ],’ ‘); или for i :=1 to n do writeln ( x [ i ]); (Слайд 9 Презентация №5).
-
Закрепление.
Задача 1. Дан одномерный массив . Вычислить сумму положительных элементов массива.
Введем обозначения:
n – количество элементов в массиве; i – порядковый номер элемента в массиве;
Входные данные:, Выходные данные:
Сначала сумма равна нулю. Далее поочередно проверяются все элементы массива, начиная с первого. Если очередной элемент положительный, то к начальному значению суммы прибавляем этот элемент массива.
Блок — схема :
program Project_1;
var x: array [1..30] of real;
i,n: integer;
S: real;
begin
write(‘n=’); readln(n);
i:=1;
while i<=n do
begin
read (x[i]);
i:=i+1
end;
S:=0;
i:=1;
while i<=n do
begin
if x[i]>0 then S:=S+ x[i];
i:=i+1
end;
writeln(‘S =’,S:8:2); readln
end .
Задача 2. Дан одномерный массив . Найти максимальный элемент этого массива.
Введем обозначения:
n – количество элементов в массиве; i – порядковый номер элемента в массиве; с – имя массива; с i – i -й элемент массива с;
max – значение максимального элемента массива;
Входные данные:, Выходные данные:
Сначала первый элемент будет максимальным, т.е. max:=с[1], так как просмотр начинается с этого элемента и на первом шаге именно он является максимальным из всех просмотренных (другие еще не просматривались!).
Далее поочередно проверяются все элементы массива, начиная со второго, и их значения сравниваются со значением переменной max. Если очередной элемент массива больше чем max, то максимальным будет этот элемент массива, иначе – максимальный элемент остаётся без изменения.
Блок — схема :
program Project_2;
var с : array [1..30] of real;
i,n: integer;
max: real;
begin
write(‘n=’); readln(n);
for i:=1 to n do readln( с [i]);
max:=
for i:=2 to n do
if с [i]>max then max:= с [i];
writeln(‘max =’,max:8:2); readln
end.
Задача 3. Дан одномерный массив х 1 , х 2 ,…х n . Отрицательные элементы массива заменить их квадратами.
Введем обозначения:
n – количество элементов в массиве; i – порядковый номер элемента в массиве; х – имя массива; x i – i -й элемент массива x ;
Входные данные:, Выходные данные:
Если проверяемый элемент отрицательный, то этот элемент массива заменяем его квадратом, т.е.
program Project_3;
var x: array [1..30] of integer;
i,n: integer;
begin
write(‘n=’); readln(n);
for i:=1 to n do read(x[i]);
for i:=1 to n do
if x[i]<0 then x[i]:= sqr(x[i]);
for i:=1 to n do writeln(x[i])
end .
Блок-схема:
Задача 4. Сформировать одномерный массив, состоящий из n элементов. Первые пять элементов равны 20, остальные – равны своим порядковым номерам.
Введем обозначения:
n – количество элементов в массиве; i – порядковый номер элемента в массиве;
Входные данные:, Выходные данные:
Сформируем массив, в котором первые пять элементов массива получат значение 20, а остальные элементы получат значение своих порядковых номеров.
Блок — схема :
program Project_4;
var a: array [1..30] of integer;
i,n: integer;
begin
write(‘n=’); readln(n);
for i:=1 to 5 do a[i]:=20;
for i:=6 to n do a[i]:=i;
for i:=1 to n do writeln(a[i])
end.
-
Итоги урока.
-
Что такое массив?
-
Что такое индекс?
-
Какой массив называется одномерным?
-
Назовите примеры данных, которые можно организовать в виде массива?
-
Домашнее задание. Читать §41-42, ответить на вопросы.[24]
-
-
Презентации к урокам
-
Содержание презентации №1 «Системы программирования. Типы и виды данных языка программирования
-
определения программирования и системы программирования;
-
структура системы программирования;
-
стандартные типы данных;
-
целые и вещественные типы данных;
-
символьный тип данных;
-
логический тип данных;
-
определение и описание константы;
-
определение и описание переменных;
-
выражение и их виды;
-
стандартные функции.
Содержание презентации №2 «Структура программы на языке Паскаль. Программирование линейных алгоритмов: операторы присваивания, ввода, вывода»:
-
алфавит языка;
-
определение идентификатора;
-
состав программы, формат записи заголовка программы;
-
состав блока и раздела описаний, формат записи раздела операторов;
-
образец программы;
-
определение линейного алгоритма;
-
программирование линейных алгоритмов;
-
ввод и вывод в программе на примере калькулятора;
-
процедуры для ввода и вывода данных;
-
задачи дл закрепления изученного материала.
Содержание презентации №3 «Программирование разветвляющихся алгоритмов»:
-
ветвление на примере;
-
операторы для программирования ветвлений;
-
полная форма записи условного оператора;
-
сокращенная форма записи условного оператора;
-
формат записи составного оператора;
-
формат записи оператора выбора;
-
задачи для закрепления изученного материала;
-
практическая работа №1 Алгоритмическая конструкция «Ветвление». Задания для практической работы по вариантам.
Содержание презентации №4 «Циклы на языке Паскаль»:
-
цикл на примере;
-
определение, разновидности и операторы цикла;
-
формат записи оператора цикла while , примеры;
-
формат записи оператора цикла for , примеры;
-
задача с использованием цикла с предусловием;
-
задача с использованием цикла с параметром;
-
домашнее задание.
Содержание презентации №5 «Одномерные массивы в Паскале»:
-
определение массива, индекса;
-
примеры массивов;
-
общий вид описания массивов;
-
примеры описания одномерного массива;
-
ввод и вывод одномерного массива;
-
задачи на обработку одномерного массива.
-
-
Тестовые задания
-
Тест №1. «Язык программирования Pascal .
Ввод-вывод данных. Ветвление. Циклы».
-
Операторы в линейной программе …
-
выполняются в определенном порядке, в зависимости от некоторого условия;
-
выполняются строго последовательно друг за другом;
-
могут выполняться несколько раз.
-
Какая комбинация клавиш используется для запуска программы на выполнение в среде Turbo Pascal ?
1) {
3) { Ctrl + F 9}; 4) { Ctrl + F 5}.
3. Чтобы окно пользователя по завершении программы не исчезало с экрана, в конец программы нужно добавить оператор:
1) writeln ; 2) readln ; 3) repeat ; 4) read ;
4. Переменные, используемые в программе, объявляются:
1) в начале программы, после слова Program ;
2) в любом месте программы между begin и end ;
в начале программы, после слова
4) в любом месте программы после оператора for .
5. Какое значение будет иметь переменная х после выполнения следующих действий программы:
x:=2;
y:=x+1;
x:=y*x;
y:=y+x;
x:=x – y;
1) -1; 2) -4; 3) -3; 4) 5; 5) 3.
6. Выберите правильный вариант вывода на экран значения переменной z :
writeln (z);
4) writeln ‘ z ’; 5) writeln (‘ z ’);
7. Оператор выбора начинается словом …
1 ) case; 2) if; 3) var; 4) else; 5) until.
8. Из следующих утверждений выберите истинное:
1) переменная, используемая в операторе For , может быть типа real ;
2) в операторе While условие проверяется после тела цикла;
3) перед служебным словом Else всегда ставится символ «;»;
4) оператор Write выводит данные на экран.
9. Что выведется на экран в результате выполнения следующих действий?
for i:=1 to 5 do
write(‘*’);
-
пять звездочек в одной строке.
-
цифры от 1 до 5 в одной строке.
-
пять звездочек столбиком.
-
цифры от 1 до 5 столбиком.
10. Чему будет равно значение n после выполнения следующих операций?
n:=0;
while n<=5 do n:=n+1;
1) 1; 2) 3; 3) 0; 4) 6; 5) 5.
11. Для обозначения числа 3.14 нужно использовать переменную типа …
1) real ; 2) integer ; 3) string ; 4) char .
12. Какой формат имеет цикл с предусловием?
1) if – then – else; 2) for – to – do;
while – do;
Тест №2 « Циклы »
-
-
Какому циклу соответствует схема?
-
-
for параметр:= начальное значение to конечное значение do тело цикла;
-
for параметр:= начальное значение downto конечное значение do тело цикла;
-
while условие do тело цикла;
-
нет правильного ответа.
-
-
В каком цикле сначала вычисляется значение логического выражения, только потом выполняется нужный оператор?
-
-
while условие do тело цикла;
-
for параметр:= начальное значение downto конечное значение do тело цикла;
-
for параметр:= начальное значение to конечное значение do тело цикла;
-
нет правильного ответа.
-
-
Определить значение переменной S после выполнения следующих
-
команд
-
0
-
1
-
55
-
25
-
-
Определить значение переменной S после выполнения следующих
-
команд
-
0
-
1
-
55
-
25
-
-
Определить значение переменной S после выполнения следующих
-
команд
-
3
-
4
-
1
-
2
Тест №3 «Одномерные массивы»
1. Массив — это:
-
это структура данных, представляющая собой совокупность элементов одного и того же типа ;
-
совокупность переменных;
-
совокупность разнородных данных, описываемых и обрабатываемых как единое целое
-
набор переменных, начинающихся с одной и той же буквы
2. Что такое индекс в одномерном массиве?
-
порядковый номер элемента массива;
-
наибольший размер элемента массива;
-
размерность массива;
-
имя массива.
3. Дана программа :
Program С 2_1;
Var a: а rray [1..8] о f integer;
m, k: integer;
Begin
For k:=1 to 8 do readln (a[k]);
m:= a[1];
For k:= 2 to 8 do
If m< a[k] then m:= a[k];
Write (
End.
Сколько раз будет выполнен оператор
-
7
-
8
-
4
-
1
4. При наборе программы «вычисления суммы отрицательных элементов массива» в записи оператора s:=s+a[k] была допущена ошибка – вместо него был записан оператор s:=s+1. Каким оказался ответ после исполнения неверной программы, если в качестве элементов массива были введены числа -1, 3, -2, 4, -5, 6, -7, 8?
Program E2_2;
Var a: array [1..8] of integer;
s, k: integer;
Begin
For k:=1 to 8 do Readln (a[k]);
s:= 0;
For k:=1 to 8 do
If a[k] < 0 then s:= s+a[k];
Writeln (s)
End .
-
-3
-
-15
-
4
-
8
5.Какие значения примут элементы массива A[3] и A[4] после выполнения последовательности операторов, если первоначально
A[3]:= 5;
A[4]:= 6;
A[3]
A[4]:= A[3]?
-
A[3]=6; A[4]=6
-
A[3]=6; A[4]=5
-
A[3]=5; A[4]=6
-
A[3]=5; A]4]=5
6.Какие значения примут элементы массива A[3] и A[4] после выполнения последовательности операторов, если первоначально
A[3]:=2;
A[4]:=3;
B:=A[3];
A[3]:=A[4];
A[4]:= B?
-
A[3]=3; A[4 ] =3
-
A[3]=3; A[4]=0
-
A[3]=3; A[4]=2
-
A[3]=2; A[4]=3
7.В представленном фрагменте программы значения одномерного массива задаются с помощью оператора цикла. Чему будет равно A[5]?
For i:=1 to 5 do
Begin
A[2*i — 1]:=i;
A[2*i]:=i*i
End ;
-
3
-
4
-
5
-
9
-
-
Индивидуальные задания
-
Индивидуальные задания выполняются после изучения тем, к которым они относятся. Их можно использовать для самостоятельной работы учащихся дома, для проверки успеваемости перед изучением нового материала, или как дополнительный материал для учеников.
-
Программирование линейных алгоритмов
Задание 1.1.
Program primer1;
Var x,y,z: real;
begin
write (‘
readln (x);
y:=4*cos(2*x)–sqrt(abs(5+sqr(x)));
z:=exp(x/2)–ln(abs(y));
writeln (‘y=’,y:8:2);
writeln (‘z=’,z:8:2)
end .
Задание 1.2.
Program Ploshad;
var a,b,S: real;
begin
a:=23.76;
b:=18.56;
S:=a*b;
write (S);
end.
Program Perimetr;
var a,b,P: real;
begin
a:=23.76;
b:=18.56;
P:=2*(a+b);
write (P);
end.
Задание 1.3.
Program V1;
var a,b,c,V: real;
begin
a:=3.4;
b:=5;
c:=2.7;
V:=a*b*c;
write (V);
end.
Program S1;
var a,b,c,S: real;
begin
a:=3.4;
b:=5;
c:=2.7;
S:=2*(a*b+b*c+a*c);
write (S);
end.
Задание 1.4.
Program krug;
Var r,s:real;
Begin
Writeln(‘vvedite znachenie radiusa’);
Readln(r);
S:=pi*sqr(r);
Writeln(’ploshad kruga=’,s);
Readln
End .
-
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Условный оператор.
Задание 2.1.
Program P 1;
Var x,y,z,max : real;
Begin
write (‘
if x>y then max:=x else max:=y;
if z>max then max:=z;
write (‘Maximum = ‘, max:8:2);
End .
Задание 2.2.
Program kratnoe ;
Var a : integer ;
Begin
Writeln(‘vvedite chislo’);
Readln(a);
If a mod 7 = 0 then writeln(‘chislo kratno 7’) else
Writeln(‘chislo ne kratno 7’);
Readln
End .
Задание 2.3.
Program functiya;
Var a,b:real;
Begin
Writeln(‘vvedite koordinati tochki’);
Readln(a,b);
If b=5*sqr(a)-7*a+2 then writeln(‘prohodit’) else
Writeln(‘ne prohodit’);
Readln;
End.
-
Программирование разветвляющихся алгоритмов. Оператор выбора.
Задание 3.1.
Program primer;
Var x:integer;
Begin
write(‘x=’);
readln(x);
case x of
1,2,3,4,5,6: writeln(‘raboch’);
7: writeln(‘wihodnoj’)
else writeln(‘net’);
end ;
end .
Задание 3.2.
Program primer;
Var x:integer;
Begin
write(‘x=’);
readln(x);
case x of
12,1,2: writeln(‘
3,4,5: writeln(‘
6,7,8: writeln(‘
9,10,11: writeln(‘
else writeln(‘ ошибка данных ’)
end;
end.
-
Программирование циклических алгоритмов.
Задание 4.1.
Program summa;
Var a,s:integer;
Begin
S:=0;
a:=1;
While a<=99 do begin
s:=s+a;
a:=a+2; end;
writeln(‘summa=’,s);
Readln
End .
Задание 4.2.
Program summa;
Var
i:integer; s:real;
Begin
s:=0;
i:=2;
While i<=42 do begin
s:=s+i;
i:=i+2; end;
writeln(‘summa=’,s:4:2);
Readln
End .
Задание 4.3.
Program summa;
Var a,s:integer;
Begin
S:=0;
For a:=10 to 99 do
S:=s+a;
Writeln(‘summa=’,s);
Readln
End .
Задание 4.4.
Program proizvedenie;
Var i,n:integer; p,x:real;
Begin
write (‘x=’);
readln(x);
write (‘n=’);
readln(n);
P:=1;
For i:=3 to n do P:=P*(x+i);
Writeln(‘P=’,P:4:1);
Readln;
End .
-
Одномерные массивы .
Задание 5.1.
Program primer;
Var
i,m:integer;
a:array[1..30] of real;
s:real;
Begin
write(‘m=’);
readln(m);
i:=1;
while i<=m do begin
read(a[i]);
i:=i+1; end;
s:=0;
i:=1;
while i<=m do begin
s:=s+ a[i];
i:=i+1; end ;
writeln(‘summa=’,s:4:2);
Readln
End .
Задание 5.2.
Program primer;
Var
i,m:integer;
a:array[1..30] of real;
p:real;
Begin
write(‘m=’);
readln(m);
i:=1;
while i<=m do begin
read(a[i]);
i:=i+1; end;
p:=1;
i:=1;
while i<=m do begin
if a[i]<>0 then p:=p*(a[i]);
i:=i+1; end ;
writeln(‘p=’,p:4:2);
Readln
End .
Задание 5.3.
Program primer;
Var
i,n:integer;
y:array[1..30] of real;
s:real;
Begin
write(‘n=’);
readln(n);
i:=1;
while i<=n do begin
read(y[i]);
i:=i+1; end;
s:=0;
i:=2;
while i<=n do begin
S:=S+y[i];
i:=i+2; end ;
writeln(‘s=’,s:8:2);
Readln
End .
Практическая работа №1:
1. Запустить
2. Набрать тексты программ и проверить их работу.
(1 вариант)
Задание: Отметка ученика.
program ocenka;
var otmetka: integer;
begin
clrscr;
writeln (‘Вова, какую отметку ты получил по математике?’);
readln(otmetka);
case otmetka of
1,2: writeln (‘
3: writeln (‘
4: writeln (‘
5: writeln (‘
else writeln (‘Таких отметок не бывает’);
end ;
end .
(2 вариант)
Задание: Дни недели.
program nedelya;
var n :integer;
begin
clrscr;
writeln (‘Какой сегодня день недели по счету?’);
readln (n);
case n of
1: writeln (‘
2: writeln (‘
3: writeln (‘
4: writeln (‘
5: writeln (‘
6: writeln (‘
7: writeln (‘
else writeln (‘В неделе всего семь дней’);
end ;
end .
-
-
Описание сайта учителя
-
http://fathutdinova.ucoz.ru/
Меню сайта:
-
Главная страница
-
Информация о сайте
-
Карта сайта
-
Учительский блок
-
Информатика
-
Родителям
-
Доска объявлений
-
Поиск
Информация о сайте
-
-
электронный адрес автора для отправки писем
-
информация о том, для кого предназначен разработанный сайт
-
содержание сайта.
Учительский блок
-
Старшие классы
-
Начальные классы
-
Тематические планы
-
Открытые уроки
-
Внеклассная работа
-
Олимпиады
Это очень удобно для любого учителя.
старшие классы
Информатика
-
Программирование
-
Конспекты уроков
-
Тестовые задания
-
Презентации к урокам
-
Индивидуальные задания
Тестовые задания
Заключение
Программирование – неотъемлемая часть школьного курса информатики и ИКТ, которая играет важную роль в развитии логического, алгоритмического, наглядно-образного мышления обучающихся.
В данной работе представлен теоретический материал по изучению основ программирования в базовом курсе информатики, где рассмотрен сам раздел программирования и его место в базовом курсе информатики, проанализированы школьные учебники по изучаемому разделу, составлен учебно-тематический план. В практической части работы представлены конспекты уроков, наглядный материал в форме презентаций к урокам, тестовые и индивидуальные задания для проверки успеваемости учащихся, описан сайт учителя, содержащий весь разработанный дидактический материал. Данный сайт могут использовать учителя информатики при подготовке к урокам по разделу «Программирование».
Список литературы
[Электронный ресурс]//URL: https://inzhpro.ru/diplomnaya/injenera-programmista/
-
Босова Л.Л. «Информатика: учебник для 7 класса», изд. «БИНОМ», 2008.
-
Бурцева Г. А. Графика в обучении программированию // Информатика и образование. – 2002. – №6. – с.45.
-
Вуль В. Электронные издания: учебное пособие. – М., 2003.
-
Гейн А.Г., Сенокосов А.И., Шолохович В.Ф. «Информатика. 7-9 классы», изд. «Дрофа», 1998.
-
Дрепа Е.Н., Новикова С.Р. Положение о выпускной квалификационной работе (дипломной работе).
– Нижнекамск: Изд-во НМИ, 2006.
-
Кудинова В.И. О пользе программирования для школьников // Информатика и образование. – 2002. – № 11. – с.47.
-
Лапчик М.П. Методика преподавания информатики: учебник. – М.: Академия, 2003.
-
Лебедева М. Б. Принципы построения и методика применения электронного учебно-методического комплекса // Информационные и коммуникационные технологии в образовании. – СПб.: Изд-во БАН, 2005.
-
Лобачев С.Л., Поляков А.А. Универсальная инструментальная информационно-образовательная среда системы открытого образования Российской Федерации: лекция-доклад // Информационные технологии в управлении качеством образования и развитии образовательного пространства. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2001.
-
Макарова Н.В. «Информатика и ИКТ практикум. 7-9 класс», изд. «Питер», 2007.
-
Марченко А.И., Марченко Л.А. Программирование в среде Turbo Pascal 7.0: учебное пособие. – Киев: «Век+». – 1999.
-
Методы и средства разработки электронных изданий // http: // .
-
Немнюгин С.А. Turbo Pascal : учебное пособие. – Спб.: Питер, – 2000.
-
Окулов С.М. Основы программирования: 3-е изд. – M.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
-
Полат. Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М.: Академия, 2001.
-
Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010.
-
Семакин И., Залогова Л., Русаков С., Шестакова Л. Информатика. Учебник по базовому курсу (7-9 классы).
— М.: «Издательство Лаборатория Базовых Знаний», 2009.
-
Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика в схемах и таблицах. — М.: «Издательство Лаборатория Базовых Знаний», 2000.
-
Семакин И.Г., Вараскин Г.С. Структурированный конспект базового курса. – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
-
Семакин И.Г., Залогова Л.А. и др. «Информатика. Базовый курс. 7-9 классы», изд. «БИНОМ», 2003.
-
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. «Информатика. Задачник-практикум. Том 2», изд. «БИНОМ», 2003.
-
Семакин И.Г., Шеина Т.Ю. Преподавание базового курса информатики. Пособие для учителя. — М.: «Издательство Лаборатория Базовых Знаний», 2005.
-
Семакин, И. Г., Шестаков А. П. Основы программирования: учебное пособие. – М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2003.
-
Симонович С. В., Евсеев Г. А. Практическая информатика: Учебное пособие для средней школы. Универсальный курс. — М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001.
-
Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Общая информатика: Учебное пособие для средней школы. — М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2001.
-
Симонович С. В., Евсеев Г. А., Алексеев А. Г. Специальная информатика: Учебное пособие. — М.: АСТ-ПРЕСС: Инфорком-Пресс, 2000.
-
Угринович Н.Д. Информатика. Базовый курс: учебник для 9 класса. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006.
-
Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» в основной и старшей школе: методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004.
-
Ускова О.Ф. Программирование на языке Паскаль. Задачник. – Спб.: «Питер». – 2002.
Приложение 1, Фрагменты презентаций, Презентация №1, Системы программирования. Типы и виды данных языка программирования
Презентация №2
Структура программы на языке Паскаль. Программирование линейных алгоритмов: операторы присваивания, ввода и вывода.
Презентация №3
«Программирование разветвляющихся алгоритмов»
Презентация №4
«Циклы на языке Паскаль»
Презентация №5
«Одномерные массивы в Паскале»
Подпись автора работы
Дата
Квалификационная работа допущена к защите
Назначен рецензент
_____________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество, ученая степень, ученое звание)
Зав. кафедрой /Хакимов Р.Г./
(подпись)
Дата
Защищена в ГАК с «оценкой « »
Дата _______
Секретарь ГАК /
Подпись