Разработка программы дополнительного образования

Дипломная работа

Дополнительное образование школьников в современных российских

условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства — неотъемлемая и важная часть их общего образования.

Актуальность проблемы дополнительного образования школьников является сегодня неоспоримой, так как связана с новым пониманием сущности образования школьников. Обладая мобильностью, интерактивностью, способностью быстро реагировать меняющиеся мир и новые технологии, в интересах ребенка, его семьи и общества, дополнительное образование школьников социально востребовано. Оно предполагает привлечь к себе особое внимание и поддержку со стороны общества и государства. Дополнительное образование, как социокультурное явление способствует социальному, экономическому, культурному развитию общества в целом и каждой личности в частности.

Особая черта современного дополнительного образования, это удовлетворить разнообразные потребности личности. Организация дополнительного образования на основе тщательно продуманных требований и критериев обеспечит поддержку и развитие талантливых и одаренных детей.

Создание единого образовательного пространства предполагает востребованность в разработке путей развития системы дополнительного образования школьников. Дополнительное образование школьников как подсистема общего образования, выполняет роль социально-педагогического выравнивания различных категорий детей для получения образования в соответствии с их потребностями, помогает расширить и обогатить культурное пространство самореализации личности ребенка.

Важным социальным фактором развития дополнительного образования школьников в условиях напряженной современной жизни является то, что современное общество, где знания и здоровье становятся капиталом и главным ресурсом экономики, формирует устойчивый и долговременный запрос на личность активную и неординарную, яркую и свободную, интеллектуально и физически развитую, творческую и высокопрофессиональную [15].

В соответствии с этим к дополнительному образованию школьников предъявляют определенные требования:

  • создание условий для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля программы, педагога;
  • личностно — деятельностный характер образовательного процесса, способствующий развитию мотивации к познанию и творчеству, самореализации и самоопределению;
  • личностно — ориентированный подход к ребенку, создание ситуации успеха для каждого;
  • многообразие видов деятельности, удовлетворяющее интересы и потребности ребенка.

Решение задач, поставленных перед системой дополнительного образования школьников требует принятия взвешенных, основанных на серьезных научных проработках решений, которые позволят развивать его на качественно новом уровне с учетом многочисленных вызовов современности. Таким образом, в современной ситуации возникает острая необходимость по-новому определить место и роль дополнительного образования школьников в образовательной системе. Его уникальный образовательный потенциал может стать незаменимой составной частью процесса модернизации образования.

31 стр., 15020 слов

Условия формирования самостоятельности младших школьников на х технологии

... в том, что его результаты способствуют совершенствованию учебной деятельности младших школьников на уроках технологии. Материалы исследования могут быть использованы учителями начальных классов с целью формирования самостоятельности младших школьников на уроках технологии. ... собственное мнение, проявлять инициативу в учебно-творческих работах. Методологической основой исследования являются ...

Цель выпускной квалификационной работы — разработка программы дополнительного образования в МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги.

Задачи:

1. Раскрыть понятие и сущность дополнительного образования школьников в Российской Федерации.

2. Изучить нормативно — правовое обеспечение функционирования системы дополнительного образования школьников.

3. Исследовать современное состояние системы дополнительного образования школьников: проблемы.

4. Проанализировать развитие системы дополнительного образования в регионах РФ на примере Ямало-Ненецкого АО.

5. Дать общую характеристику учебного заведения МАОУ СОШ № 1.

6. Провести оценку системы дополнительного образования в МАОУ СОШ № 1.

7. Раскрыть актуальность разработки программы дополнительного образования «Патриот» для школьников МАОУ СОШ № 1.

8. Разработать программу дополнительного образования «Патриот» для школьников МАОУ СОШ № 1.

9. Дать оценку эффективности предлагаемой программы дополнительного образования «Патриот» для школьников МАОУ СОШ № 1.

Объект исследования — Муниципальное автономное общеобразовательном учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Лабытнанги.

Предмет исследования: программа дополнительного образования детей «Патриот» на базе МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги.

Методологической основой исследования послужил анализ существующих проблем развития системы дополнительного образования детей в работах отечественных и зарубежных авторов посвященные проблемам развития учреждений дополнительного образования, формам и методам совершенствования их деятельности.

В качестве методов исследования были использованы: теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой теме; изучение педагогического опыта учреждений дополнительного образования школьников.

Теоретической основой являются концептуальные положения о развитии личности в дополнительном образовании (В.А. Березина [4], М.А. Брутова [5], О.Е. Лебедева [22]); теории формирования всесторонне развитой личности, разработанной классиками отечественной педагогики; исследования в области повышения квалификации и развития уровня профессионализма педагога дополнительного образования (Л.Б. Малыхина[24]).

Информационной базой исследования послужили нормативно-правовые и законодательные акты Российской Федерации и Ямало-Ненецкого автономного округа, официальные информационно-статистические данные министерства образования Ямало-Ненецкого автономного округа, территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по Ямало-Ненецкому автономному округу, материалы периодической печати, статистическая и аналитическая информация, опубликованная в различных изданиях и статистических сборниках, наблюдения и данные, полученные автором в процессе самостоятельного исследования.

5 стр., 2362 слов

Исследование фонтанных скважин

... 3.3 Исследование фонтанных скважин Исследование фонтанных скважин проводятся по двум методам. На установившихся и неустановившихся режимах. Исследование на ... максимальный дебит скважины, допустимый условиям рациональной эксплуатации залежи и обеспечиваемый продуктивной характеристикой скважин. Исследования на ... примесях нефти и на стенках образования. При этом парафин, выделившийся внутри ...

Практическая значимость исследования состоит в том, что: предложена и разработана программа дополнительного образования «Патриот» на базе МАОУ СОШ № 1 г. Лабытнанги.

Структура работы определена с учетом цели и задач исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих девять параграфов, заключения, списка использованной литературы и приложений.

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ

1.1 Понятие и сущность дополнительного образования школьников в Российской Федерации

Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [26] определяет дополнительное образование как неотъемлемую самостоятельную часть современной модели российского образования. Дополнительное образование призвано удовлетворить индивидуальные потребности развития каждого в отдельности взятого ребёнка, тем самым развивая самостоятельность, ответственность, мобильность, умение анализировать и принимать решения, творить и изобретать, а также стимулируя их тягу к знаниям.

Система дополнительного образования школьников — феномен отечественного образования. Этот вид образования вобрал в себя опыт и традиции внешкольного воспитания, одновременно являясь инновационной образовательной деятельностью. Необходимо отметить тот факт, что внешкольная и внеклассная работа, построенная на базе внешкольного воспитания, не тождественна дополнительному образованию. Это разные педагогические практики. Внешкольное образование никогда не противопоставлялось традиционному школьному образованию, в отличие от международного неформального образования [7].

Отечественное дополнительное образование школьников выпадает из международной классификации: это ни традиционное и ни профессиональное образование; ни произвольное и ни постдипломное образование; ни неформальное или внешкольное образование. В России дополнительное образование имеет признаки неформального по международным стандартам, но в основе лежит управляемый государством процесс построения доступного образовательного пространства для школьников. Наше российское дополнительное образование школьников не имеет аналогов в мире [7].

Под дополнительным образованием школьников в понятийном аппарате организации ЮНЕСКО (Организация Объединённых Наций по вопросам образования, науки и культуры) подразумевается неформальное образование. Выдержка из международной стандартной классификации образования ЮНЕСКО [16]: «Неформальное образование — это образование, которое институционализировано, целенаправленно и спланировано лицом или организацией, обеспечивающей предоставление образовательных услуг. Определяющей характеристикой неформального образования является то, что оно является дополнением и/или альтернативой формальному образованию в обучении в течение всей жизни индивидуума». МСКО исключает из образования виды коммуникации, не направленные на образовательный результат и не имеющие организованной формы обучения [16].

Министерство образования и науки России даёт следующее определение дополнительному образованию [26]: «Это вид образования, который направлен на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека в интеллектуальном, духовно-нравственном, физическом и (или) профессиональном совершенствовании и не сопровождается повышением уровня образования».

24 стр., 11720 слов

Применение современных методик игровой деятельности на х музыки ...

... деятельность школьников. Выготский Л.С. видел в игре неиссякаемый источник развития личности, сферу определяющую «зону ближайшего развития»]. Актуальность Объект – игровая деятельность на уроках музыки в начальной школе Предмет – процесс использования (применения) современных технологий на уроках музыки ... игры, изображавшие войну, охоту, земледельческие работы, переживания дикарей по поводу смерти ...

В контексте дополнительного образования необходимо пояснить понятие внеурочной деятельности, т.к. эти две совершенно разных педагогических практики на деле путают между собой.

Понятие «внеурочная деятельность» вводится Федеральными государственными образовательными стандартами общего образования и является неотъемлемой частью образовательной деятельности [41].

Внеурочная деятельность должна создать условия достижения предполагаемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [31].

Ориентирована на достижение предполагаемых результатов освоения основной программы. Организуется согласно направлениям формирования личности учащихся (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, обще интеллектуальное, общекультурное) в формах, отличных от классно-урочной, на добровольной основе в соответствии с выбором участников образовательных отношений [31].

Таким образом, особенностями дополнительного образования являются [5]:

1. Вариативность образования. Ребёнок вправе выбрать направление и вид образовательной деятельности, педагога, содержание программы, темп и объём освоения данной программы [13].

2. Доступность образования. Круглый год (и в каникулярное время) любой ребёнок («обычный» и одаренный, «проблемный» и «благополучный», больной и здоровый) имеет возможность заниматься [78].

3. Многообразие видов образовательной деятельности, соответствующей интересам, склонностям и способностям учащихся.

4. Личностно-ориентированный подход. Для каждого ребёнка создаётся «ситуация успеха», способствующая развитию познавательных и творческих способностей. Достижения оцениваются по принципу стимулирования ребёнка к дальнейшему развитию, без ущемления достоинства личности. При этом темп, стиль и качество работы ребёнка не критикуются [7].

5. Практико-ориентированный подход. Дополнительное образование направлено на социализацию школьников и их профессиональное самоопределение.

6. Адаптивность к возникающим изменениям [48].

7. Право ребёнка на непрерывный поиск, на пробы и ошибки, на самоопределение.

Помимо индивидуальных образовательных потребностей дополнительное образование школьников создаёт условия для межвозрастного взаимодействия в общеобразовательной организации. Е.В. Киселёва установила, что в межвозрастных группах учащихся имеет место большое количество социальных ролей [17].

В зависимости от конкретной группы ребёнок может принять роль лидера или ведомого, старшего или младшего и т.д.

Дополнительное образование играет важную роль в профилактике негативного девиантного поведения учащихся. Дети, предоставленные сами себе, подвержены влиянию радикальных политических организаций, экстремистских группировок, сектантских движений, криминальных структур. Доказано, что широкий спектр интересов ребёнка формирует благодатную почву для восприятия им системы социальных ценностей [23].

Дополнительное образование активно используется в профильном обучении и профессиональной ориентации школьников [25].

39 стр., 19150 слов

Содержание, формы и методы обучения учащихся V-VII классов технологии ...

... учащихся на занятиях по технологии обработки древесины на основе личностно ориентированного подхода. Задачи квалификационной работы 1. Раскрыть педагогические аспекты личностно ориентированного образования. 2. Проанализировать содержание технологических умений и навыков по технологии ...

Дополнительное образование позволяет ребятам попробовать свои силы в разных сферах деятельности, либо углубить свои знания в выбранном направлении. Профилизация в школе обеспечивает преемственность при переходе ученика на следующую ступень образования (среднее профессиональное или высшее учебное заведение).

Здесь дополнительное образование предоставляет широкие возможности при построении предпрофильных и элективных курсов.

Дополнительное образование является основой концепции непрерывного образования в России [33].

Сегодня ключевым ресурсом развития экономики является человеческий капитал. Непрерывное образование должно обеспечить доступность актуальных знаний для граждан, возможность развиваться в течение жизни. Дополнительное образование — залог социальной стабильности и справедливости. Формальное образование не в силах справиться с такой задачей. Ключевая роль дополнительного образования заключается в мотивации саморазвития учащихся посредством сил всего общества, а не отдельно взятых учебных заведений (детский сад, школа, техникум, вуз) [33].

Дополнительное образование является неотъемлемой частью системы образования. Оно призвано удовлетворить индивидуальные потребности развития каждого ребёнка, что не в силах дать стандартизированное общее образование.

1.2 Современное состояние системы дополнительного образования школьников

В настоящие время дополнительное образование школьников оценивают как одну из основных составляющих образовательного процесса, что сформировалось на данный момент в развитии российского общества.

К дополнительным образовательным программам относятся различные направления программ, реализуемые:

  • в общеобразовательных учреждениях и образовательных учреждениях профессионального образования, за пределами определяющих их статус основных образовательных программ;
  • в образовательных учреждениях дополнительного образования (в учреждениях повышения квалификации, на курсах, в центрах профессиональной ориентации, детских школах искусств (в том числе по различным видам искусств), спортивных школах, домах детского творчества, на станциях юных техников, станциях юных натуралистов и в иных учреждениях, имеющих соответствующие лицензии);
  • посредством индивидуальной педагогической деятельности;
  • в научных организациях [2].

Учреждения дополнительного образования школьников считаются новым типом образовательных учреждений, которые располагают собственными задачами и особенностями в общем образовательном пространстве.

Главная задача дополнительного образования состоит в создании таких условий, при которых учащиеся развивались бы в добровольном согласии с их желаниями, а так же с их интересами и потенциалом в определенной сфере деятельности, постоянно стремились бы узнать, что то новое, изучать окружающий мир, пробовать свои силы в различных сферах деятельности, таких как спортивная, творческая и изобретательская. Однако в рамках только школьных предметов эту задачу никак не достичь. Согласно данной причине в российском образовании выделяется тот факт, что учреждениям дополнительного образования отводится особая роль в процессе развития возможностей и предрасположенностей, а кроме того профессионального и социального самоопределения школьников.

Кроме того, с каждым годом важную роль приобретают учреждения дополнительного образования школьников, которые обеспечивают занятость учащихся, организуют их досуг, профилактику наркомании, преступлении и других девиантных проявлений в сфере не достигших совершеннолетия. Это является доказательство востребованности такой формы образования в обществе.

44 стр., 21938 слов

ВКР «Формирование творческих способностей в процессе обучения ...

... обучения технике вышивки в системе дополнительного образования; -методы эмпирического исследования (наблюдение за школьниками на занятиях и в повседневной жизни, беседы с детьми, изучение продуктов творческой деятельности). Практическая значимость, База исследования:, Структура работы: ...

В.А. Березина подчёркивает: «…отечественная система дополнительного образования школьников располагает уникальными социально-педагогическими возможностями по развитию творческих способностей, обучающихся в области научно-технической, художественной, и другой образовательной деятельности» [3].

В связи с вышесказанным, формирование развитие общей системы имеет необходимость в использовании новейших методов управления, которые станут способствовать возрастанию степени конкурентоспособности услуг образовательного учреждения.

Отталкиваясь из этого, можно сделать вывод о том, что потребность разрабатывать теоретические и практические пути развития системы дополнительного образования школьников актуальна.

Определенное обобщение приведённых позиций приведено в определении, что предоставила Т.А. Антопольская: «Дополнительное образование школьников рассматривается в виде подсистемы единого образования, что имеет механизмами социально-педагогического выравнивания различных категорий учащихся с целью получения образования в соответствии с их увлечениями, и то что имеет в развитой культурной организации, которая может помочь увеличить и обогатить культурную область самореализации личности школьника и иных его субъектов» [2].

Дополнительное образование школьников располагает определёнными, конкурентоспособными отличительными чертами. К таким принадлежат следующие условия:

  • условия для самостоятельного и свободного выбора каждым учащимся профессиональной среды и педагога;
  • характер образовательного процесса, который способствует к мотивации учащихся, а также творчеству, познанию и самоопределению;
  • индивидуальный подход к каждому учащемуся и создание атмосферы для дальнейшего достижения успеха;
  • создавать условия для самопознания, самореализации и самоопределения личности;
  • разнообразные виды деятельности, которые удовлетворяют потребностям и интересам воспитанника;
  • признавать за ним права на пробы и ошибки в его выборе, а также пересмотр возможностей в самоопределении.

Подобным образом, преимущество дополнительного образования школьников на негодящий день состоит в его особом социально-педагогическом потенциале.

М.Н. Поволяевой акцентирует этот факт, то что «наравне с положительными тенденциями (сформировать систему воспитательной деятельности и образовательных проектов; поменять содержание и ввести новейшие преподавательские технологические процессы; увеличить уровень квалификации руководителей учреждений и преподавателей в различных обстоятельствах), теоретики и практики никак не подошли к общему мнению о предпочтительности этой либо другого подхода к единому ряду проблем дополнительного образования школьников:

  • оценка качества дополнительного образования школьников;
  • обязанности родителей и образовательных учреждений, по вопросам оценки нормативных подходов дополнительного образования школьников;
  • вопросы по переподготовке и повышению профессиональных умений педагогов дополнительного образовании и уровень их подготовленности;
  • вопросы о роли и месте дополнительного образования школьников в предпрофильной подготовке;
  • вопросы, касающиеся форм и методов дополнительного образования учащихся средних общеобразовательных учреждения [46].

Анализируя теоретические работы отечественных ученых, нами было выделено несколько трудностей в работе учреждений дополнительного образования учеников:

  • проблемы сотрудников: нехватка квалифицированных согласно разным направлениям дополнительного образования учащихся, недостаток подготовки будущих преподавателей в области высшего образования;
  • дефицит материальной стимуляции профессионалов дополнительного образования учащихся;
  • недостаток изученности социального заказа на дополнительное образование учащихся, дефицит технологий согласно его исследованию, неосуществимость полностью угодить социальный заказ школьников из-за нехватки сотрудников и неразвитости материальной базы;
  • недостаточность многообразия в области дополнительного образования, нередко местоположение учреждений дополнительного образования школьников бывает некомфортно для родителей и учащихся, удалённость учреждений дополнительного образования от аграрных средних учебных заведении;
  • отсутствие возможности посещать платное дополнительное образование из за невысоко материального положения родителей.

Наравне с вышеприведёнными трудностями можно отметить ещё несколько проблем в области дополнительного образования школьников:

1. Конкурентоспособность установленных форм дополнительного образования школьников стремительно уменьшается по причине развития инноваторских игровых способностей досуга. В настоящий период ребятам доступны обширные возможности в подборе развлечений, а кроме того иных форм интересного времяпровождения, какие не требуют серьёзных стараний.

2. Малое число учащихся, посещающих занятия в учреждениях дополнительного образования. Возможно, фактор никак не только лишь в качестве образовательных программ, однако и в более глубочайших социально-психологических модификациях: нынешних школьников уже не удовлетворяет подобная форма получения образования, так же как и стабильные обязательные занятия.

3. Увеличение социальных трудностей на фоне экономических возможностей регионального самоуправления может укрепить позиции о дополнительном образовании как об избыточной роскоши. При экономическом упадке никак не исключается резкое снижение системы, вследствие чего останутся только лишь программы, которые имеют мощную общественную поддержку. Из этого необходимо, то, что программы дополнительного образования имеют все шансы являться стабильными только лишь в том случае, если неоспорима их социальная значимость [6].

При этом ученые фиксируют тот факт, что в настоящий период непосредственно программы негосударственных учреждений дополнительного образования считаются наиболее гибкими согласно сопоставлению с традиционными программами городскими учреждениями. Значительная доля образовательных учреждений уделяет внимание, в главном, образованию своих учащихся, на воспитательную же её часть остаётся совершенно недостаточно времени, поясняя это тем, что обучение должны заниматься либо учреждения дополнительного образования, либо сами родители учащихся [9].

Подобные программы считаются решением на проблемы, которые важны для родителей, — проблемы, то что следует решать за непродолжительный период время, и потому родители согласны платить за это. Непосредственно данный факт предоставляет основание считать дополнительное образование в негосударственном секторе — состоявшимся. Введение и реализация программ дополнительного образования увеличивает уровень конкурентоспособности учреждений дополнительного образования учеников [14].

1.3 Нормативно — правовое обеспечение функционирования системы дополнительного образования школьников

В соответствии со статьей 10 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образование подразделяется на общее образование, профессиональное образование, дополнительное образование и профессиональное обучение, обеспечивающие возможность реализации права на образование в течение всей жизни (непрерывное образование) [26].

Дополнительное образование включает в себя такие подвиды, как дополнительное образование детей и взрослых и дополнительное профессиональное образование (ст. 10 ФЗ «Об образовании Российской Федерации») [26].

Существует система нормативных актов, регулирующих порядок его реализации. Одним из важнейших является Конвенция о правах ребенка 1989 года [18].

Статья 30 предусматривает, что «в тех государствах, где существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства, или лица из числа коренного населения, ребенку, принадлежащему к таким меньшинствам или коренному населению, не может быть отказано в праве совместно с другими членами своей группы пользоваться своей культурой, исповедовать свою религию и исполнять ее обряды, а также пользоваться родным языком». И статья 31 закрепляет обязанность государств-участников Конвенции уважать и поощрять «право ребенка на всестороннее участие в культурной и творческой жизни и содействуют предоставлению соответствующих и равных возможностей для культурной и творческой деятельности, досуга и отдыха» [18].

Конституция РФ 1993 года [19] в статье 43 гарантирует каждому право на образование, никоим образом не конкретизируя и, тем самым, не ограничивая возможности и направления его получения. А также данная статья закрепляет положение о том, что Российская Федерация «поддерживает различные формы образования и самообразования» [19].

Дополнительное образование детей и взрослых, в соответствии с положениями ст. 75 ФЗ «Об образовании в РФ» направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени [26].

Полномочия по управлению дополнительным образованием, как школьников, так и дополнительным профессиональным воспитанием лиц, достигших возраста 18 лет, относятся к ведению органов власти федерального, власти субъектов и местного — в подведомственных организациях. К их задачам относится организация предоставления дополнительного профессионального образования, а также дополнительного образования школьников. Министерство осуществляет на конкурсной основе государственную поддержку по реализации дополнительных образовательных программ.

Основное управление дополнительным образованием осуществляется Департаментом государственной политики в сфере воспитания школьников [8].

Этим органом власти реализуется Концепция развития дополнительного образования школьников [33], которая нацелена на развитие дополнительного образования школьников и обновление его содержания; повышение охвата детей услугами дополнительного образования.

В соответствии со ст. 12. ФЗ к дополнительным образовательным

программам относятся:

1) дополнительные общеобразовательные программы — дополнительные общеразвивающие программы, дополнительные предпрофессиональные программы;

2) дополнительные профессиональные программы — программы повышения квалификации, программы профессиональной переподготовки.

В соответствии со ст. 23 ФЗ в Российской Федерации устанавливаются следующие типы образовательных организаций, реализующих дополнительные образовательные программы:

1) организация дополнительного образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам;

2) организация дополнительного профессионального образования — образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам [26].

Работники, предоставляющие дополнительные образовательные услуги, подразделяются на работников дополнительных образовательных организаций и педагогических работников, которые помимо основных, вправе предоставлять и дополнительные образовательные услуги. Их правовое положение регулируют ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» [26], Трудовой кодекс РФ [49], а также другие нормативные акты.

Отношения в сфере дополнительного образования регулируются договором, форма которого утверждена. В результате прохождения обучения выдается документ о получении дополнительного образования, прохождении переподготовки или повышения квалификации установленного образца.

Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды (ст. 76 ФЗ) [26].

Дополнительное профессиональное образование осуществляется посредством реализации дополнительных профессиональных программ (программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки).

ФЗ «Об образовании в РФ» регулирует также дополнительно получение образования лицами, проявившими выдающиеся способности, также регулируются вопросы подготовки кадров в интересах обороны и безопасности государства, обеспечения законности и правопорядка, особенности реализации образовательных программ в области искусств, в области физической культуры и спорта, в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой [26].

Среди подзаконных актов, имеющих отношение к регулированию реализации дополнительного образования, можно отнести приказы министерств, ведомств. Например, приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2014 года утвержден «Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [37].

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ утвержден Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования» [30].

Приказом Минобрнауки России от 26 июня 2012 года No504 утверждено Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования школьников [40].

Таким образом, можно отметить, что система правового регулирования дополнительного образования включает нормативные акты от международного уровня, федеральные законы, а также подзаконные нормативные акты. Данные документы регулируют вопросы создания, организации деятельности образовательных организаций, положения работников данных организаций и направления реализации дополнительных образовательных программ.

Система дополнительного образования в РФ не сегодняшний день по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которой на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить обеспечить систему эффективной организации детского образования, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей, формирование здорового образа жизни, сокращение социальных деприваций, девиаций и деформаций в детской среде.

Нормативно-правовое обеспечение системы дополнительного образования является основой для ее эффективного функционирования и развития.

Исследование законодательных документов позволило выявить следующие проблемы в нормативно-правовом регулировании дополнительного образования школьников в субъектах РФ:

  • проблемы кадров: недостаток квалифицированных кадров по различным направлениям дополнительного образования учащихся, отсутствие подготовки будущих педагогов в сфере высшего образования;
  • нехватка материальной стимуляции специалистов дополнительного образования школьников;
  • недостаточность изученности социального заказа на дополнительное образование учащихся, нехватка технологий по его изучению, невозможность полностью удовлетворить известный социальный заказ детей из-за недостатка кадров и неразвитости материальной базы;
  • недостаточность разнообразия в сфере дополнительного образования, зачастую месторасположение учреждений дополнительного образования школьников бывает неудобно для родителей и детей, удалённость учреждений дополнительного образования от сельских школ;

— из-за низкого материального положения семей отсутствует возможность ввести платные дополнительные образовательные услуги.

2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАОУ СОШ № 1 ГОРОДА ЛАБЫТНАНГИ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

2.1 Развитие системы дополнительного образования в Ямало-Ненецком АО

В Ямало-Ненецком автономном округе сложилась система дополнительного образования, в которой созданы условия для детей и молодежи, позволяющие подчеркнуть их таланты и способности в различных сферах деятельности, в том числе с учетом национально-этнических и культурных традиций региона.

В округе реализуется задача сделать территорию образования в «открытой», чтобы любое получение новых знаний, новых компетенций, дополняющее основное образование, стало одинаково доступным любому ребенку в любом муниципальном образовании автономного округа, даже в самом отдаленном поселке.

Вопросы развития системы дополнительного образования, реализации Концепции развития дополнительного образования детей находятся на контроле Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа, проведены совещания при заместителе Губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа, коллегии окружного департамента образования. В феврале 2016 года на II Арктическом образовательном форуме «Арктика — территория открытого образования» обсуждены вопросы содержания, программного обеспечения, дефицита педагогических кадров, разработки нормативной правовой базы, финансово-экономических механизмов развития дополнительного образования. Внимание участников Форума было уделено повышению доступности дополнительного образования для всех детей, независимо от места проживания и социально- экономических условий семьи, современным технологиям дополнительного образования детей. К числу документов, регламентирующих деятельность в сфере дополнительного образования детей в Ямало-Ненецком автономном округе, относятся:

  • постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 25 декабря 2013 года № 1132-П «Об утверждении государственной программы Ямало-Ненецкого автономного округа «Развитие образования на 2014-2020 годы» [29];
  • постановление Правительства Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 апреля 2013 года № 254-П «Об утверждении плана мероприятий («дорожная карта») [35];
  • приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 05 марта 2016 года № 383 «Об утверждении Плана основных мероприятий по формированию условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа» [36];
  • приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 22 октября 2012 года № 2061 «Об утверждении региональной системы выявления, развития и поддержки одаренных детей в системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа» [39];
  • приказ департамента образования Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 августа 2013 года № 1190 «Об утверждении комплекса мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов» [32].

В настоящее время в Ямало-Ненецком автономном округе для развития мер, направленных на увеличение охвата детей дополнительным образованием, осуществляется межведомственное взаимодействие в сфере дополнительного образования в области образования, культуры, спорта и молодежной политики.

Сфера дополнительного образования автономного округа в 2017 году представлена 98 организациями, в том числе в системе образования — 37 организаций, в сфере физической культуры и спорта — 29, в сфере культуры — 32, пять из которых еще имеют 7 филиалов в отдаленных поселках автономного округа (Таблица 2.1).

Таблица 2.1 — Сведения о сети учреждений по видам образовательной деятельности на 2017 год

Учреждений по видам образовательной деятельности

Число учреждений

Численность занимающихся

всего (ед).

их них расположено в сельской местности (ед).

всего (чел).

в сельской местности чел).

Всего

39

12

45169

7270

Работающих по всем видам образовательной деятельности

13

9

11529

6992

Художественная

8

0

17225

0

Эколого-биологическая

1

0

1347

0

Техническая

3

0

3048

0

Туристско-краеведческая

1

0

2718

0

Спортивная

3

0

3104

0

Военно-патриотическая

0

0

0

0

Спортивно-техническая

2

0

2787

0

Другие

8

3

3411

278

Созданная сеть образовательных организаций дополнительного образования в системе образования, культуры, спорта позволяет удовлетворить любые потребности детей, родителей, общества.

Одной из задач, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07 мая 2012 г. № 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки» [29], считается повышение в 2020 году часть учащихся в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам до 70-75 процентов. В соответствии с результатами мониторинга в 2017 году значение показателя численности населения, обучающегося по дополнительным общеобразовательным программам в Ямало-Ненецком автономном округе, составил 77 %, а с учетом всех сфер деятельности — более 80 %, представлено в таблице 2.2.

Таблица 2.2 — Возрастной состав занимающихся по состоянии на 01.01.2018 г.

Вид учреждений

Всего, чел.

до 5 лет

5-9 лет

10-14 лет

15-17 лет

18 лет и старше

итого

Всего

1444

20498

16372

6641

134

45089

В том числе:

центры

1089

11774

9124

4921

60

26968

дворцы

0

0

0

0

0

0

дома

328

5768

5225

1353

46

12720

станции

2

1212

293

100

3

1610

школы

0

539

550

118

25

1232

спортивные школы

25

1205

1180

149

0

2559

спортивные школы олимпийского резерва

0

0

0

0

0

0

Спортивно-адаптационные школы

0

0

0

0

0

0

В автономном округе ведется работа по увеличению охвата кружковой и секционной работой, организованным досугом несовершеннолетних, состоящих на всех видах учета. На основании информации, представленной органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, количество несовершеннолетних состоящих на различных видах учета в I полугодии 2017 года составило 713 человек, что меньше показателя 2016 года на 138 человек. Из них досуговой и внеурочной занятостью охвачен 651 человек.

Доля несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета и посещающих учреждения дополнительного образования системы образования, от общего количества несовершеннолетних, состоящих на различных видах учета, в I полугодии 2017 года составила 91%.

Дети из семей, находящиеся в социально опасном положении регулярно привлекаются к участию в краткосрочных проектах и мероприятиях (флэш-мобы, информационные часы, волонтерские акции, творческие мероприятия, конкурсы, сдача тестов ГТО, работа в трудовых отрядах и т.д.).

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья осуществляется через предоставление услуг дополнительного образования для данной категории детей, организацию различных культурных мероприятий. Охват детей с ограниченными возможностями здоровья дополнительным образованием составляет — 82 %, детей инвалидов — 64 %.

В системе образования Ямало-Ненецкого автономного округа большое внимание уделяется развитию научно-технического творчества детей, в том числе в области робототехники. Реализуется План основных мероприятий по формированию условий для развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества, в том числе в области робототехники.

Мероприятия плана предусматривают нормативно-правовое регулирование, методическую поддержку и обеспечение доступности дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества, в том числе в области робототехники; развитие кадрового потенциала дополнительного образования детей в сфере научно-технического, в том числе в области робототехники; поддержку проектов развития дополнительного образования детей в сфере научно-технического творчества, в том числе в области робототехники. В соответствии с планом в муниципальных образованиях автономного округа разработаны и реализуются более 90 рабочих программ дополнительного образования детей по научно-техническому творчеству, в том числе робототехнике, программированию и инженерной графике. В 2017 году в автономном округе функционируют 436 объединений технической направленности (2016 г. — 340), в которых занимаются более 10000 человек.

Все более престижным становится техническое творчество: робототехника, конструирование, мототехника, моделирование, компьютерный дизайн и другие.

Сегодня успешно работают школьные технопарки в г. Муравленко и Надымском районе. Там юные ямальцы активно вовлекаются в практико-ориентированную исследовательскую деятельность. Обучающимися разработано более 50 робототехнических устройств и конструкций: робот-каток, кубик-рубик, робот — базовая модель с управлением по bluetooth, роботы: няня, вездеход, сурдопереводчик, чертежник, гольфист, футболист и другие, а также проведено более 100 мини-исследований. Выпускники технопарков обучаются в Московском государственном техническом университете им. Н.Э. Баумана, Казанском нефтегазовом университете, Московском радиотехническом институте им. Попова, Томском университете систем управления и радиоэлектроники, Тюменском нефтегазовом университете и т.д.

В общеобразовательных организациях проводится работа по профориентации по инженерно-техническим специальностям и качественной подготовке рабочих кадров. Ежегодно около 400 обучающихся получают возможность обучаться в очной и дистанционной формах у преподавателей ведущих вузов страны по математике, физике, химии, экономике, информатике (гг. Москва, Новосибирск, Екатеринбург, Омск, Тюмень, Ижевск, Белорецк и другие).

Выпускники профессиональных образовательных организаций, подведомственных департаменту образования Ямало-Ненецкого автономного округа, продолжают обучение по образовательным программам высшего образования инженерной направленности.

Проблема оценки доступности осуществлении реализации дополнительных общеобразовательных программ, для удобства обучающихся и их родителей (законных представителей) качеством предоставления образовательных услуг находится на контроле департамента образования Ямало- Ненецкого автономного округа.

В 2017 году государственным казенным учреждением Ямало-Ненецкого автономного округа «Региональный центр оценки качества образования» через информационную систему «Сетевой город» организована процедура независимой оценки организаций дополнительного образования детей в части доступности реализации дополнительных общеобразовательных программ, удовлетворенности обучающимися и их родителями (законными представителями) качеством их предоставления. В независимой оценке приняли участие все организации дополнительного образования системы образования автономного округа из всех 13 муниципалитетов. Итоги независимой оценки рассмотрены на заседании Координационного совета при департаменте образования Ямало-Ненецкого автономного округа по вопросам организации введения федеральных образовательных стандартов общего образования и направлены в органы регионального самоуправления, исполняющие управление в области образования, для принятия управленческих решений как на уровне муниципалитета, так и в образовательной организации.

В 2017 — 2018 учебном году департаментом образования автономного округа запланирована разработка рекомендаций для каждой образовательной организации дополнительного образования по устранению выявленных проблем и повышению уровня удовлетворенности участников образовательного процесса качеством предоставления образовательных услуг.

Сфера дополнительного образования на Ямале создаёт особые возможности для развития образования в целом. Оно нацелено на свободный подбор образовательных программ, персональную логику их изучения, формирование мотивации к познанию и творчеству, содействие индивидуальному и профессиональному самоопределению обучающихся.

На интернет-ресурсе официального сайта департамента образования автономного округа «Образовательные бренды Ямала», каждый третий бренд — в области дополнительного образования и воспитания детей. Там же при помощи навигатора по дополнительному образованию детей «Ямал — территория открытого образования!» можно в доступной форме получить информацию об образовательных организациях дополнительного образования детей и реализуемых дополнительных общеобразовательных программах с кратким их описанием. В навигаторе представлен широкий спектр реализуемых образовательными организациями дополнительного образования направлений и качество предоставляемых образовательных услуг.

В округе ведется системная работа по апробации и внедрению инновационных технологий в сфере дополнительного образования.

Особое место в развитии окружной системы дополнительного образования занимают 10 опорных образовательных учреждения дополнительного образования детей, которые являются методическими и образовательными центрами: проводят обучающие и практические семинары для педагогов, обобщают и распространяют опыт работы педагогов, являются организаторами региональных конкурсов и конференций. Основные направления: художественное творчество, эколого-биологическое, научно-техническое, социально-педагогическое, физкультурно-спортивное, туристско-краеведческое и музейное дело.

С 2016 года в системе образования автономного округа функционируют 2 федеральные инновационные площадки по моделированию единого образовательного пространства для детей с ограниченными возможностями здоровья и («Дом детского творчества», г. Тарко-Сале, Пуровский район) и отработке механизмов преодоления труднодоступности посредством создания единой информационно-коммуникационной среды для школьников («Центр воспитания и дополнительного образования детей с. Мужи Шурышкарского района»).

В рамках ФЦПРО в 2017 году реализуется грантовый проект «Создание условий для развития одаренных детей» Гимназией г. Надыма.

Продолжают функционировать региональные инновационные площадки:

1. «Развитие технического творчества воспитанников и учащихся средствами образовательной робототехники. Модель развития детей, обладающих повышенными способностями, во взаимодействии образовательных организаций на сетевой основе» (г. Новый Уренгой);

2. «Робот-сити. Конструирование: от пропедевтики к профилизации» (г. Лабытнанги).

В сфере дополнительного образования в системе образования в 2016-2017 учебном году занято 737 педагогических работников. Из них 72 % имеют высшее профессиональное образование, 59 % имеют высшую и первую квалификационную категорию.

Методическая поддержка педагогов дополнительного образования осуществляется государственным автономным учреждением дополнительного профессионального образования «Региональный институт развития образования» через реализацию курсовых мероприятий, консультаций, семинаров. В целях выявления лучшего педагогического опыта, повышения статуса педагогов дополнительного образования в автономном округе проводятся конкурсы «Сердце отдаю детям», «За нравственный подвиг учителя», конкурсы авторских образовательных программ педагогов дополнительного образования.

Региональным институтом развития образования в целях формирования регионального реестра организована работа по систематизации и описанию наилучших практик осуществлении дополнительных общеобразовательных программ технической направленности с учетом возрастных отличительных черт учащихся, в том числе «Робототехника», «Программирование», «Инженерная графика» и иных проектов.

В 2018 году будет продолжена работа по совершенствованию дополнительных общеобразовательных программ технической направленности, увеличению числа занимающихся техническим творчеством.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что сфера дополнительного образования в Ямало-Ненецком автономном округе активно развивается, наблюдается положительная динамика увеличения числа детей от 5 до 18 лет, занимающихся по дополнительным общеобразовательным программам, развивается межведомственное взаимодействие в сфере образования, культуры, спорта и молодежной политики.

К задачам на 2018 год можно отнести:

  • увеличение охвата детей от 5 до 18 лет программами дополнительного образования, в том числе программами технической направленности;
  • переход на профстандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»;
  • проведение независимой оценки качества услуг 100% организаций дополнительного образования;
  • активное участие организаций дополнительного образования в грантовых конкурсах регионального и всероссийского уровня.

2.2 Общая характеристика учебного заведения МАОУ СОШ № 1 города Лабытнанги

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» создано путём изменения типа муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1» на основании постановления Администрации города Лабытнанги от 27.12. 2011 № 822, с согласия муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1». Такое решение не повлекло за собой нарушение конституционных прав граждан, в том числе права на получение бесплатного образования.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» является правопреемником муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа№1» в полном объеме. Учреждение зарегистрировано в Федеральной налоговой службе, свидетельство серия 89 № 000848046, ОГРН № 1028900554792.

Полное наименование: муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1». Сокращенное наименование: МАОУ СОШ № 1.

Юридический адрес: 629400, Россия, ЯНАО, город Лабытнанги, ул. Октябрьская, д. 17.

Тип МАОУ СОШ № 1: общеобразовательная организация.

Учредителем МАОУ СОШ № 1 является муниципальное образование город Лабытнанги. Функции и полномочия Учредителя в отношении МАОУ СОШ № 1 осуществляет Администрация города Лабытнанги в лице муниципального учреждения «Управление образования Администрации города Лабытнанги. Собственником имущества МАОУ СОШ № 1 является муниципальное образование город Лабытнанги в лице органа Администрации города Лабытнанги, уполномоченного в сфере управления муниципальным имуществом (далее — Собственник).

МАОУ СОШ № 1 в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, законами Российской Федерации, Указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями правительства Российской Федерации, законами Ямало-Ненецкого автономного округа, муниципальными правовыми актами муниципального образования город Лабытнанги, приказами начальника муниципального учреждения «Управление образования Администрации города Лабытнанги», настоящим Уставом и локальными актами МАОУ СОШ № 1.