Диплом № 2035 «Разработка учебно-методического комплекса по предмету «Экономика организации»

Часть дипломной работы
  • Речь к диплому
  • Доработка заказа клиента
  • Отзыв на диплом
  • Публикация статьи в ВАК
  • Публикация статьи в Scopus
  • Дипломная работа MBA
  • Повышение оригинальности
  • Копирайтинг
  • Другое
  • Прикрепить файл

    Рассчитать стоимость

    В данной связи возникает потребность в педагоге, способном создать необходимые условия для подготовки выпускника, удовлетворяющего высоким требованиям, которые к нему предъявляет современное общество и сама жизнь. Для этого педагог должен владеть умениями научно-исследовательской и научно-методической работы, обеспечивающими создание качественного учебно-методического обеспечения, организацию познавательной деятельности учащихся, развитие их творческой активности, владение приемами научно обоснованной организации умственного труда. Поэтому особую актуальность и значимость в системе среднего профессионального образования приобрела проблема средств и методов обучения способствующих, прежде всего профессиональному развитию студента.

    Такая переориентация образовательного процесса вносит изменения в содержание, формы обучения, систему контроля и оценки знаний, требует обновления учебно-методического обеспечения образовательного процесса.

    Для современной ситуации сложившейся в сфере профессионального обучения характерно развитие процессов, которые негативно сказываются на состоянии качества образования: резко сокращается выпуск научно-методической и дидактической литературы, большая часть учебно-методической литературы не соответствует современным требованиям.

    6 стр., 2814 слов

    Профессиональные стандарты

    ... целом работники, работодатели, сотрудники правительственных организаций и учебно-образовательные учреждения получают многие преимущества: Стандарты создают для работников возможность улучшить свои профессиональные навыки, подтвердить свою квалификацию сертификатом, усилить свою ...

    Педагогическая наука и практика убедительно доказывают, что качество образовательного процесса существенно повышается, если его научно-методическое обеспечение осуществляется системно и на высоком уровне.

    Разработка и использование учебно-методических комплексов в учебном процессе направлено на повышение эффективности обучения. Это способствует внедрению прогрессивных форм, методов и средств обучения, оптимизации учебного процесса на основе комплексного, системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, к любому виду деятельности преподавателя и учащихся (например, позволяет преподавателю заранее предусмотреть учащимся разноплановые задания и упражнения).

    Все это способствует развитию творческой активности учащихся на занятиях и во внеурочное время. В современных условиях творческий потенциал выпускника должен быть на таком уровне, чтобы молодой специалист мог самостоятельно формулировать и решать проблемы производства и общества, быть готовым к дальнейшему самообразованию.

    В настоящее время, когда резко увеличивается разрыв между социально- средой и условиями трудоустройства, образование без самообразования практически невозможно. Процесс образования, профессионального становления личности каждого человека своеобразен и определяется неповторимостью тех условий, в которых он протекает.

    С помощью учебно-методического комплекса становится реальным прогнозирование уровней обучения на разных этапах изучения предмета; поэтапное изучение учебно-методического комплекса учебного предмета (темы) может и должна трансформироваться в соответствии с конкретными условиями преподавания (личностью преподавателя, возрастным цензом учебной группы, количеством учебных часов и часов, отведенных на самостоятельную работу, наличием средств обучения и т.д.).

    Практика показывает, что создание оптимального комплекса учебно-методического обеспечения образовательного процесса весьма сложная и трудоемкая задача. В научной литературе имеются различные подходы к разработке учебно-методического комплекса учебных дисциплин. Между тем эти вопросы до настоящего времени не в полной мере разработаны в теоретическом плане. В педагогической и методической литературе еще нет единого понимания состава и содержания учебно-методического комплекса.

    Однако тщательно составленный учебно-методический комплекс дает возможность повысить эффективность преподавания учебного предмета. А сам процесс разработки учебно-методического комплекса преподавателем позволяет ему более глубоко и отчетливо осмыслить собственную педагогическую деятельность.

    Таким образом, учебно-методический комплекс той или иной дисциплины в современных условиях вариативности, дифференцированности и стандартизации образования становится важным средством методического обеспечения учебного процесса в единстве целей, содержания, дидактических процессов и организационных форм. Учебно-методический комплекс, подготовленный на такой основе, является эффективным пособием для изучения студентами учебных дисциплин и проведения их самостоятельной работы.

    В этом случае учебный элемент, выступающий как структурная единица данного учебно-методического комплекса, одновременно является:

    1) целевой программой действий студента;

    2) банком информации;

    3) методическим руководством по достижению учебных целей;

    9 стр., 4456 слов

    Разработка учебно-методического электронного комплекса

    ... на практике учебно-методического электронного комплекса по дисциплине «Информатика» был выдвинут ряд требований к разработке: УМК должен ... обеспечения для возможности комфортной эксплуатации. Выбор программного обеспечения Набор программных средств, необходимых для разработки электронных учебных ... но детально продуманный интерфейс. Высокая скорость работы и отклика на больших файлах. Проверка ...

    4) формой самоконтроля знаний студента и их возможной [48, с.3-4].

    Учебно-методический комплекс дисциплины (УМК) является частью основной образовательной программы специальности или направления, выступает обязательным элементом документационного обеспечения образовательного процесса.

    Обеспеченность образовательного процесса учебно-методическим комплексом характеризует качество методической работы и является показателем государственной аккредитации учреждения. Он разрабатывается на основе Закона РФ «Об образовании», Государственных образовательных стандартов среднего профессионального образования и других нормативных документов.

    Создание УМК нацелено на выполнение требований Государственного образовательного стандарта к подготовке выпускника по специальности СПО и предназначено для:

    • планирования и оценки работы кафедр по совершенствованию методического обеспечения учебного процесса;
    • организации деятельности студентов по самостоятельному изучению дисциплины;
    • оказания методической помощи преподавателям при подготовке и проведении учебных занятий по дисциплине.

    Методологической основой исследования явились труды ученых, раскрывающие фундаментальные проблемы профессионального образования (А. Н. Лейбович, С. Я. Батышев, В. А. Федоров, П. Ф. Анисимов, Л. Г. Семушина, И. П. Смирнов и др.), теория учебной деятельности (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, И. Я. Лернер, А. К. Маркова, М. Н. Скаткин, В. А. Крутецкий и др.), по проблеме разработки учебно-методического комплекса (В. П. Беспалько, М. А. Галагузова, И. В. Костенко, Б. П. Пальчевский, Г. В. Сердюк, Т. Д. Степучева, Н. В. Чекалева, Л. Е. Солянкина, А. М. Саранов, Л. С. Фридман и др.).

    В настоящее время в педагогической науке проблеме разработки учебно-методических комплексов посвящены многие исследования (Т. И. Алферьева, С. С. Борисов, Л. С. Колмогоров, Л. Е. Солянкина, М. С. Сможенкова, М. Н. Кропотина, Л. С. Хижнякова, И. П. Хорошева, Ю. А. Якуба и др.).

    В исследованиях Л. А. Ненашевой, Л. Г. Семушиной, Е. Э. Смирновой, Д. В. Чернилевского, Н. Г. Ярошенко этот подход связан с моделированием профессиональной деятельности при разработке содержания образования и обучения. Предпринимаются попытки создания учебно-методических комплексов, формирующих совокупности знаний и умений. Однако отсутствуют исследования, посвященные проблемам формирования учебно-методического комплекса по общепрофессиональным и специальным дисциплинам в УСПО на основе взаимосвязи учебной и профессиональной деятельности.

    В педагогической науке проблема формирования учебно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса студентов как средства их профессионального развития осознается в качестве приоритетной. Однако ее теоретическая разработка осуществлена на основе поэлементного подхода, так как разрабатывается вне контекста целостного учебно-воспитательного процесса.

    Из актуальности тематики можно выявить противоречие исследования, между необходимостью повышения качества профессиональной подготовки учащихся среднего профессионального образования и недостаточным учебно-методическим обеспечением дисциплин для решения, данного вопроса.

    Проблема исследования состоит в необходимости разработки учебно-методического комплекса предмета профессионального цикла на примере конкретного раздела.

    29 стр., 14382 слов

    Разработка системы самостоятельных работ и ее комплексного учебно-методического ...

    ... проектировочной деятельности. Проблема исследования состоит в необходимости разработки системы самостоятельных работ и средств её комплексного учебно-методического обеспечения в процессе преподавания предмета профессионального цикла на примере конкретного раздела. Цель исследования – теоретико-методическое обоснование ...

    Из выше изложенного материала вытекает тема нашей исследовательской работы: «Разработка учебно-методического комплекса по предмету «Экономика организации».

    Целью данной исследовательской работы является: анализ теоретико-методических основ и разработка учебно-методического комплекса по дисциплине «Экономика организации» на примере конкретного раздела.

    Объектом исследования является учебно-методическое обеспечение предмета.

    Предметом исследования является структура и содержание учебно-методического комплекса дисциплины «Экономика организации».

    Гипотеза исследования: процесс профессионального развития студентов в техникуме будет осуществляться более эффективно, если в системе целей техникума одно из ведущих мест будет занимать профессиональное развитие студентов, реализованное в учебно-методическом сопровождении дисциплин.

    В процессе исследования решаются следующие задачи:

    • изучить теоретико-методические аспекты учебно-методического обеспечения по предмету профессионального цикла;
    • разработать структуру и содержание учебно-методического комплекса по дисциплине «Экономика организации» на примере раздела по программе «Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации»;
    • экспериментально проверить эффективность данного комплекса;
    • проанализировать результаты работы.

    В работе использованы методы исследования, включающие:

    • теоретический анализ научно-методической литературы;
    • эксперимент;
    • диагностический метод (тестирование).

    База исследования: в эксперименте участвовали студенты, обучающиеся в ГОУ СПО «Миасский электромеханический техникум», по специальности 0601 (080110) «Экономика и бухгалтерский учет».

    Структура исследовательской работы: данная исследовательская работа состоит из двух глав, введения, заключения, библиографического списка и приложения.

    Глава 1. Теоретико-методические аспекты учебно-методического комплекса по предмету профессионального цикла

    1.1. Понятие и сущность учебно-методического комплекса в педагогической теории и практике

    Для достижения эффективного функционирования современного производства необходима мобильная и дифференцированная система обучения специалистов, в которой должна учитываться специфика трудовой деятельности в условиях рыночной экономики, когда помимо высокого уровня компетентности требуется развитие таких личностных качеств как предприимчивость, ответственность, способность в кратчайшие сроки адаптироваться к новым условиям, потребность в самообучении.

    К сожалению, традиционное обучение в профессиональных образовательных учреждениях остаются в значительной мере консервативным. Педагоги пользуются в основном групповыми методами обучения, не уделяя должного внимания саморазвитию студентов.

    Традиционно сложилось так, что для учебного процесса разрозненно создавались учебники, сборники задач и упражнений, методические разработки и т.п.

    Нам предоставляется, что в коренной перестройки нуждается существующая практика разработки для студентов и преподавателей средств и методов обучения, которые создавались разрозненно, бессистемно и носили функционально-практический характер. Наиболее перспективным путем педагогического обеспечения учебного процесса выступает на наш взгляд разработка учебно-методических комплексов, ведь в связи с переходом на новые государственные стандарты, возрастает количество часов, отводимых на самостоятельную работу студентов. Поэтому возрастает необходимость обеспечить студентов учебно-методическими комплексами.

    37 стр., 18039 слов

    Разработка учебно-методических рекомендаций по моделированию ...

    ... процесс подготовки будущих учителей технологии. Предмет: разработка дидактического сопровождения для изучения технологии моделирования одежды студентами направления «Технологическое образование». Цель: разработать учебно-методические рекомендации ... основы обучения студентов технологического образования моделированию одежды и проанализировать виды дидактического сопровождения учебного процесса при ...

    Деятельности педагога и обучаемых являются глав­ными составляющими реального образовательного про­цесса, они и выступают в нем в качестве объектов учеб­но-методического обеспечения. При таком понимании образовательного процесса необходимо обеспечивать ди­дактическую деятельность педагога и учебно-познаватель­ную деятельность учащихся.

    По мнению академика Ю. К. Бабанского, именно в деятельности педагогов и обучаемых, во взаимодействии их, протекающем во времени, и реализуется задача усво­ения учащимися широкого социального опыта человече­ства.

    П. Ф. Анисимов пишет «педагог, преподаватель», — являющийся ключевой фигурой в образовании, сегодня не только воплощает образовательную программу в учебный процесс, но и непосредственно участвует в формировании содержания образования, его обновлении» [4, с.3-8].

    Тенденция к обновлению образования представляется на основе модели опережающего развития, сущность которой видится в способности личности к профессиональному самообразованию в течение всей жизни. Эту главную задачу должен реализовать педагог с помощью развития познавательной активности личности, овладения ею средствами и методами самообразования. Именно поэтому все большее внимание уделяется значимости повышения квалификации преподавателей, готовности их к инновационной деятельности. Все формы, способствующие повышения профессионального мастерства, интегрируются в понятии «научно-методической работы преподавателя» [3, с.21-23].

    При осмыслении данных тенденций возникает сложная проблема, связанная с тем, что, с одной стороны, научно-методическая работа не является приоритетным видом деятельности учебных заведений, с другой стороны, научно-методическая работа рассматривается в качестве важнейшего средства повышения квалификации преподавателей, развития у них творческой инициативы в совершенствовании учебно-воспитательного процесса [71, с.42-43].

    Под научно-методической работой понимается комплекс практических мероприятий, основанных на достижениях науки и передового педагогического опыта и направленных на всестороннее повышение компетенции и профессионального мастерства преподавателя [41, с.20-22].

    Одной из важных форм научной работы является разработка методического и практического материала по использованию различных форм учебных и особенно внеаудиторных занятий [90, с.15] .

    Наиболее значимым критерием эффективности научной составляющей методической работы является разработка учебно-методического комплекса по дисциплине.

    Как необходимым элементом комплексного учебно-методического обеспечения на уровне его содержания является создание различных видов учебных и методических пособий.

    Учебно-методический комплекс той или иной дисциплины в современных условиях является эффективным пособием для изучения студентами учебных дисциплин и проведения их самостоятельной работы.

    Исследования по разработке учебно-методических комплексов для учащихся всегда занимали в отечественной педагогической теории и практике важное место.

    15 стр., 7439 слов

    Психофизиологические основы учебного труда и интеллектуальной ...

    ... обучения и реакция на них организма студентов Важнейшим фактором обеспечения высокого качества профессиональной подготовки выпускников вузов является активная учебно-трудовая и познавательная деятельность студентов. Эта деятельность представляет собой сложный процесс ... основа его деятельности. Социально-психологическая ... и продук­тивности труда, появление раздражительности, головной боли, сна и ...

    Анализ содержания работ, посвященных проблеме создания учебно-методических комплексов, подтверждает их невысокий теоретический уровень, слабую эмпирическую базу, зачастую излишне абстрактный и противоречивый характер. Ход развития педагогической науки показывает, что результативным, полностью реализующим намеченные цели является лишь тот процесс, который обеспечен дидактическими и методическими разработками, отвечающими современным требованиям науки и практики (А. Л. Смятских, Т. М. Туркина).

    Исследователи этой проблемы по-разному подходят к статусу этого понятия. Одни называют научно-методическим обеспечением (Л. П. Козлова и Н. Г. Савина); учебно-методическим комплексом (С. Я. Батышев, В. П. Беспалько, Е. Ю. Сизганова и др.); комплексным методическим обеспечением (И. К. Григорьева Н. Минько); учебно-методическим обеспечением (Г. В. Пичугина); методическим обеспечением (П. И. Образцов); учебно-методическим комплектом (И. П. Жданова).

    Исследование эволюции понятия учебно-методический комплекс дает основание рассматривать его как дидактический проект образовательного процесса, включающий определенную совокупность учебно-методических документов, технологических средств и организационных форм обучения и позволяет утверждать, что проблема использования учебно-методических комплексов в процессе обучения занимает определенное место в педагогической науке. Изначально она рассматривалась в контексте комплексной системы обучения. Последняя (от латинского — связь, сочетание) понимается как способ построения содержания образования и организации процесса обучения на основе единого связующего стержня. Комплексная система обучения складывалась в теории и практике в противовес разобщенности и обособленности учебных предметов, в которых связи между отдельными фрагментами учебного материала строились на формально-логической основе.

    По мнению Б. Х. Пикалова «одним из первых в стремлении преодолеть разобщенность изучения обособленных предметов были французские просветители». Идея объединения учебных элементов вокруг интересующих ребенка предметов и явлений содержалось в педагогической системе Ж.-Ж. Руссо, который стремился включить учебный материал в естественные жизненные ситуации детей [40].

    Теоретические предпосылки необходимости объединения различных источников знания содержались в философских воззрениях Я. А.Коменского, которые сам он называл синкретизмом, нашедшем выражение в тезисе о необходимости «всегда и везде брать то, что связано одно с другим» [40, с. 136].

    Определяя возможности учебно-методического комплекса, как средства обучения, необходимо отметить, что комплекс является целостным образованием, состоящим из частей, компонентов, элементов. При этом мы опираемся на педагогические идеи В. П. Беспалько и Ю. Г. Татур, по мнению которых, «комплекс – это определенная совокупность учебно-методических документов, представляющая собой проект учебно-воспитательного процесса, впоследствии реализуемого на практике» [11, с. 6].

    Они излагают основные сведения о подготовке системно-методического обеспечения процесса подготовки специалистов, которыми являются взаимосвязанные содержательные разработки по всем элементам проектируемой педагогической системы, и приводят обобщенную схему разработки любого учебно-методического комплекса независимо от того, в какой материальной форме он будет отображен: в учебнике, методическом пособии, программе [13].

    3 стр., 1310 слов

    РАЗРАБОТКА ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА «ВВЕДЕНИЕ ...

    ... аудитории позволяет определить общие требования к мультимедиа-изданию. Электронные учебно-методические комплексы должны учитывать особенности обучения, связанные с различным уровнем общей подготовки обучаемых и ... работы студентов по всем предметам курса, входящим в учебный план. С методической точки зрения такое объединение материалов дает возможность учащемуся заранее представить весь процесс ...

    В настоящее время в проблеме активизации познавательной деятельности студентов возник новый аспект – это дидактическое единство усвоения системы знаний и развития творческой познавательной активности. Речь идёт о создании комплексов дидактических средств обучения, которые должны разрабатываться по каждой теме дисциплины, по каждому занятию. Проектирование системы занятий с использованием серий оригинальных учеб­но-методических комплексов показало, что комплексное использование дидактических средств обучения изменяет структуру занятия, соотношение между рассказом, развёрнутой беседой, объяснением и демонстрацией изучаемых объектов преподавателем. Изменяется и характер деятельности студента на всём протяжении занятия.

    Практика преподавания дисциплин разных циклов показала, что наряду со статическими средствами обучения (наиболее широко использующимися в педагогической практике) необходим комплекс дидактических средств, который в наибольшей мере стимулирует развитие познавательного интереса студентов, их деятельность, учит само­стоятельно находить решения в запланированных преподавателем проблемных образова­тельных ситуациях, анализировать учебный, справочный или наглядный материалы. Создавая дидактические обучающие комплексы, нужно учитывать и принцип индивидуализации обучения. Новое построение занятий обеспечивает целостную систему учебной работы, высокий уровень подготовки специалистов [45, с. 26].

    Особенностью учебно-методических комплексов является то, что в них, кроме разноплановых текстов описательного характера, графических материалов, даются указания, организующие познавательную деятельность студентов. При работе с такими материалами студенты ставятся в условия необходимости совершения определённых направляемых действий: прочти, найди, реши, объясни, покажи. В таких условиях процесс познания основан на сис­теме последовательно чередующихся, строго целенаправленных и взаимосвязанных умственных и материальных действий. Последнее очень важно, так как именно материальные действия подвержены контролю и самоконтролю. Кроме того, они расширяют чувственный контакт студента с объектом познания. При этом эффективность умственных действий знаний значительно повышается. Анализируя этот многоплановый материал, студенты вместе с преподавателем формируют понятия в соответствии с поставленными задачами.

    Изучение программного материала при помощи учебно-методических комплексов занимает значительно меньше времени, позволяет преподавателю уделять больше внимания закреплению знаний и выполнению студентами упражнений, что даёт более прочные знания, основанные на логических рассуждениях.

    Как показал опыт построения занятий с использованием учебно-методических комплексов, приближение теоретического обучения к практическим задачам способствует росту интереса к дисциплине, повышает активность студентов на занятиях. Студенты с первых же занятий активно участвуют в учебном процессе, учатся логически рассуждать, осознавать необходимость и важность как теоретического, так и производственного обучения.

    12 стр., 5924 слов

    Учебно-методические комплексы: теория и практика вопроса

    ... учебного материала на уровне требований ГОС ВПО. Учебно-методический комплекс совокупность учебно-методических материалов, способствующих эффективному освоению студентами учебной дисциплины. Разработка и использование УМК в учебном процессе ... собственно, УМК создается. Учебно-методический комплекс - система нормативной и учебно-методической документации, средств обучения и контроля, необходимых ...

    Здесь не просто передаются готовые знания, а организуется мыслительная деятельность студентов, развивается творческая активность, студенты учатся самостоятельно добывать знания.

    Оптимизация учебно-воспитательного процесса в настоящее время возможна только на основе системного, целостного подхода к каждому компоненту учебного процесса, лю­бому виду деятельности преподавателя и студента.

    Научно-педагогической базой методических комплексов является системная дидактика. Ее составляют диагностичная постановка целей обучения по содержанию и структуре учебной информации, качеству ее усвоения, научности знаний и универсальности умений студентов, овладение всеми студентами современными умениями и навыками, эффективной самостоятельной работой, обучение будущих специалистов творчеству.

    Эффективность педагогического процесса находится в прямой зависимости от той педагогической технологии, которая проектируется для реализации поставленной образовательной задачи. Проектирование технологии обучения предполагает постановку дидактической задачи и комплексную разработку системного дидактического процесса.

    Классификация учебно-методических комплексов (по характеру структуры форми­руемой профессиональной деятельности):

    • формирующие практическую структуру профессиональной деятельности (тренажёры, стенды, макеты, полигоны и т.п.);
    • формирующие образные компоненты деятельности (кинофильмы, видеофильмы, диапозитивы, кодограммы, слайды и т.п.);
    • формирующие понятийно-логические компоненты структуры деятельности (учебно-технологические и инструкционные карты, учебники, справочники, программированные материалы).

    Эффективность использования учебно-методических комплексов заключается в следующем:

    • даются указания, организующие действия студентов;
    • процесс познания основан на системе последовательно чередующихся, целенаправленных умственных и материальных действий;
    • знания не передаются в готовом виде, организуется активная мыслительная деятельность, развивается творческая активность и самостоятельность студентов;
    • повышается доступность обучения;
    • повышается темп изложения программного материала;
    • утомляемость студентов снижается, наблюдается повышенный интерес к занятию;
    • сэкономленное время используется для творческой деятельности, увеличивается доля времени на самостоятельную работу;
    • возникают предпосылки создания (на начальном этапе работы преподавателя) и дальнейшего совершенствования учебно-материальной базы кабинета;
    • обеспечивается возможность целенаправленного педагогического воздействия на характер формируемых знаний, умений и навыков, их ускоренное формирование, вы­полнение разнохарактерных заданий, освоение рациональных форм организации учебного труда.

    Труд студентов становится более качественным и производительным, резко сокраща­ются сроки профессиональной адаптации выпускников в новых условиях самостоятельной трудовой жизни;

    • теория приближается к практике;
    • изменяется структура учебного занятия, соотношение между рассказом, беседой, объяснением и демонстрацией пособий преподавателем;

    -изменяется характер деятельности студента на всем протяжении занятия. Происходит постоянный переход от словесного и текстового объяснения материала к модели, динамическому плакату, электрифицированному стенду, учебному кино- или видео­фильму, действующему приспособлению, инструменту, станку, к проверке знаний студентов, с применением простых контролирующих устройств, ЭВМ или компьютерной техники [70].

    14 стр., 6913 слов

    «Учебно – методический комплекс на базе средств информационных ...

    ... подачи материала, основанных на современных информационных технологиях; – доступность в использовании; – интерактивность; – ориентированность на практическую деятельность воспитанников; - позволяет максимально учитывать индивидуальные запросы и способности каждого участника образовательного процесса Учебно-методический комплекс следует рассматривать как ...

    Это выражает сущность развивающего обучения:

    • студент из объекта педагогического воздействия превращается в субъект активной познавательной деятельности;
    • обучение основано на формировании механизма технологического мышления, а не на эксплуатации памяти;
    • процесс обучения строится на приоритете дедуктивного способа познания, дви­жении мысли от общего к частному, обобщениях [45, с.28].

    Основные задачи, решаемые посредством учебно-методического комплекса:

    • определение содержания, объема и последовательности изучения разделов дисциплины, установление требований к уровню освоения содержания дисциплины студентом;
    • определение содержания и объема самостоятельной работы студента, форм и средств контроля ее выполнения;
    • осуществление методического и информационного сопровождения образовательного процесса и реализация инновационных подходов к обучению студента;
    • обеспечение каждого студента индивидуальными учебно-методическими пособиями — руководствами, вовлекающими студентов в адекватную активную познавательную деятельность;
    • целостное видение образовательного процесса [50, с.3].

      1.2.

    Содержание и структура учебно-методического комплекса

    Системный подход к средствам обучения позволяет установить состав компонентов учебно-методического комплекса, раскрыть их взаимосвязи, изучить структуру. Под структурой, как известно, понимается внутренний способ организации целостной системы, взаимосвязь между ее элементами. Структура подчиняется диалектике взаимоотношения части и целого. Поскольку основания для организации системы могут быть различными, то и ее элементы можно выделить по-разному. Другими словами структура учебно-методического комплекса как целого может быть вариативной.

    Структура учебно-методического комплекса является одним из важнейших средств, с помощью которых осуществляется руководство учебной деятельностью.

    Содержание комплекса представляет собой проект, в котором зафиксирована учебно-программная доку­ментация, учебная и методическая литература, набор средств обучения, необходимых для полного и качественного изучения всех узловых вопросов программного материала приме­нительно к каждой теме учебной программы.

    Значительную часть учебно-методического комплекса составляют средства обучения, которые должен разработать педагог.

    Средства обучения – это материальные объекты и предметы естественной природы, а также искусственно созданные человеком, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития [103, с.177].

    Средства обучения являются компонентом учебно-воспитательного процесса, а также важнейшей составляющей учебно-материальной базы учебного заведения.

    Будучи компонентом учебного процесса, средства, обучения оказывают большое влияние на все другие его компоненты – цели, содержание, формы и методы.

    Учебно-методический комплекс состоит, как правило, из нескольких учебных модулей, соответствующих основным разделам конкретного предметного курса [2, с.229].

    А. Ф. Щепотин, М. А. Чекулаев и др. подходят к обоснованию компонентного состава и содержания комплексного учебно-методического обеспечения по учебным дисциплинам и специальностям с позиций деятельностного подхода.

    По определению А. Ф. Щепотина, под составом комплексного учебно-методического обеспечения понимаются все те его структурные компоненты, из которых оно складывается как целое, необходимое и достаточное для проектирования и качественной реализации образовательного процесса по учебным дисциплинам и специальностям.

    Для того чтобы выявить состав учебно-методического комплекса образовательного процесса, необходимо определится, что собой представляет образовательный процесс. По мнению академика Ю. К. Бабанского, деятельность педагога и деятельность обучаемых являются главными составляющими реального образовательного процесса. Поэтому необходимо комплексно обеспечивать именно дидактическую деятельность педагога и познавательную деятельность обучаемых. Необходимо использовать деятельностный подход, позволяющий с позиции деятельности педагога выявить все составные компоненты учебно-методического комплекса [32, с.43].

    Во-первых, для обеспечения продуктивной деятельности педагога необходимы нормативная и учебно-методическая документация, которая является основанием проектирования им образовательного процесса.

    Во-вторых, назначение педагога состоит в реализации содержания образования, целей обучения, воспитания и развития обучаемых. Для решения этих задач необходимы средства обучения, которые по определению Л. Г. Семушиной, заключают в себе учебную информацию, или выполняющие тренирующие функции и предназначены для формирования у учащихся знаний, умений и навыков, а также управления их познавательной деятельностью.

    В-третьих, одним из главных условий эффективности педагогической деятельности является контроль, который помогает установить соответствие достигнутых результатов заданным целям. Средства контроля также используются педагогом для решения своих профессиональных задач и дают возможность получить информацию о результатах обучения, с тем, чтобы более совершенно спроектировать образовательный процесс.

    В учебно-методическом пособии для техникумов М. И. Ерецкий излагает свой подход к рационализации труда преподавателей в сочетании с разработкой методических комплексов.

    Содержание и структуру информации предлагается подразделять на учебные элементы и выявлять их структурные связи с помощью графа.

    Учебным элементом он называет подлежащий изучению предмет, процесс, явление, свойство, а также связь (отношение), способ применения, метод действия. Вершины графа учебной темы представляют собой учебные элементы, а ребра показываю их связи и соподчинения.

    Для комплекса методического обеспечения учебного процесса необходима опти­мальная система учебно-методической документации и средств обучения, включающих учебные планы, программы, нормативы оснащения учебных кабинетов и лабораторий, учеб­ники и учебные пособия, пособия по методике преподавания, частные методики, справочни­ки, сборники задач, наглядные пособия, тренажёры, технологическую документацию и др. [33].

    Авторы другого методического пособия для СПО утверждают, что «состояние разработки вопроса о составе учебно-методического комплекса еще не соответствует значению самого вопроса» [95].

    Объективно установленный состав комплекса позволит понять структурное строение такого обеспечения, более полно выявить и систематизировать его содержание и сформулировать требования к его созданию.

    По мнению М. А. Чошанова, в форме учебно-методического комплекса (учебный план и программа, учебное пособие, методическое пособие, комплекс дидактических средств) материализуются целевая, содержательная, технологическая и оценочная компоненты учебного процесса [93].

    Примеров создания и использования учебно-методических комплексов у нас в стране достаточно много. Это показывает, что, как в высшем, так и в среднем профессиональном образовании достаточно актуальным остаются вопросы структуры и содержания учебно-методических комплексов их разработки, апробации и внедрения как современного средства обучения.

    Результаты теоретического исследования показали, что в настоящее время не существует единого состава учебно-методического комплекса, он инвариантен. Вариативность предусматривается при наполнении такого состава учебно-методического комплекса содержанием в зависимости от дисциплины и специальности, но в соответствии с Государственными образовательными стандартами. Также немало важную роль при формировании учебно-методического комплекса играет личность самого преподавателя, его профессиональная компетентность, опыт работы и творческий подход.

    Состав учебно-методического комплекса, прежде всего, определяется содержанием утвержденной рабочей программы по соответствующей дисциплине.

    Таким образом, в структуру учебно-методического комплекса могут входить:

    • титульный лист;
    • выписка из ГОС;
    • сведения об авторах;
    • учебная программа;
    • рабочая программа;
    • теоретический материал;
    • практикум;
    • контрольные мероприятия;
    • словарь терминов и персоналий.

    Титульный лист

    Титульный лист должен содержать следующие сведения:

    • наименование министерства;
    • наименование организации, от имени которой выпускается издание;
    • сведения об авторах, участвующих в создании издания;
    • заглавие издания;
    • подзаголовочные данные;
    • место и год издания.

    Выписка из государственного образовательного стандарта профессионального образования

    Отражает место и соответствие учебной дисциплины Государственному образовательному стандарту профессионального образования.

    Учебная программа

    Это утвержденный министерством образования документ, в котором раскрывается содержание образования по каждому предмету и определяется система научных знаний, мировоззренческих и нравственно-эстетических идей, а также практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть учащимся [88, с.140].

    Учебная программа содержит: пояснительную записку, основную часть, библиографический список.

    Пояснительная записка – своего рода методическое руководство преподавателя. В ней раскрывается место (назначение) предмета в системе подготовки специалиста, образовательные и воспитальные задачи, а также задачи развития, которые должны быть решены в процессе обучения, указывается связи учебного предмета с другими предметами, с производственной практикой и пути реализации преподавателем этих целей, даются рекомендации по использованию различных форм и методов обучения, организации самостоятельной работы учащихся.

    Основная часть учебной программы – раздел «Содержание предмета» – указатель заголовков, раскрывающих состав издания. Выносятся наиболее значимые элементы учебно-методического комплекса, внутренние заголовки оформляютсяс абзацного отступа. Рубрикация включает, например, раздел, тему, параграф [74, с. 38-39].

    Библиографический список включает: Федеральные законы, основную литературу, изучение которой является обязательным для овладения знаниями по дисциплине в полном объеме; дополнительную литературу, которая рекомендуется для самостоятельного изучения, при выполнении курсовых и контрольных работ, написании рефератов, а также для углубления и расширения знаний по данной дисциплине [6, с.227].

    Рабочая программа

    Это учебная программа, разработанная на основе типовой, применительно к конкретному учебному заведению с уче­том регионального компонента стандарта профессионального образования [94, с.15].

    К содержанию рабочих программ предъявляются следующие требования:

    • соответствие программ Государственным образовательным стандартам.
    • соответствие программ принципам профессионального образования: универсальность и фундаментальность образования;
    • отражение в программах основных направлений научной, творческой и педагогической деятельности учебного заведения;
    • включение в содержание программы регионально-ориентированного материала, способствующего пониманию общенаучных и специальных знаний;
    • отражение в программах междисциплинарных интегративных связей, обеспечивающих высокое качество профессиональных компетенций будущих специалистов;
    • соответствие программ общей логике образовательного процесса по годам и семестрам обучения.

    Преподаватель вправе творчески использовать различные способы построения программы (линейный, концентрический, тематический, проблемный, модульный и др.)

    Календарно-тематический план – план, который составляется по одной из учебных дисциплин и включает перечень тем, задачи их изучения, количество отводимых на темы часов, определение типа урока, межпредметные связи, методическое обеспечение. Календарно-тематический план помогает преподавателю увидеть перспективу своей работы в более детальном виде. Назначение его в том, чтобы распределить содержание учебного материала, предусмотренного программой, по учебным занятиям, заранее спланировать практические работы; определить объемы домашних заданий, предусмотреть их равномерное распределение; подготовить нужные средства обучения (книги, наглядные пособия, дидактические материала, компьютерное сопровождение) [68].

    Теоретический материал

    Теоретический материал должен содержать систематизированные сведения научного или прикладного характера, изложенные в форме, удобной для изучения и преподавания. При подготовки материала следует руководствоваться следующими положениями:

    • особое внимание должно уделяться связи рассматриваемых вопросов с объектами профессиональной деятельности выпускника и требованиями его образованности;
    • должны отражаться различные взгляды на рассматриваемые вопросы независимо от личной позиции преподавателя;
    • не допускается использование устаревших или вызывающих сомнение сведений;
    • должна содержаться сопоставительная оценка отечественных и зарубежных достижений;
    • особое внимание должно быть уделено рассмотрению новых сведений (концепций, фактов);
    • краткие выводы (резюме) по теме должны ориентировать студента на определенную совокупность сведений, которые следует надежно усвоить и запомнить.

    Материал должен быть разбит на логические структурные единицы, сопровождаться схемами, рисунками, графиками. Однако не следует перегружать пособие громоздкой нумерацией. В конце каждой темы желательно наличие вопросов или тестов.

    Практикум

    Практикум – структурный элемент учебно-методического комплекса, содержащий практические задания и упражнения, способствующие усвоению пройденного материала. Практикум предназначен для выработки умений и навыков применения теоретических знаний с примерами выполнения заданий и анализом наиболее часто встречающихся ошибок. Рекомендуется представлять пошаговые решения типичных задач и упражнений с выдачей пояснений и ссылками на соответствующие разделы теоретического курса. Реализация практикума может варьироваться в зависимости от предметной области. Практикум может содержать:

    • Семинары – составная часть учебного процесса, групповая форма занятий при активном участии студентов. Семинары способствуют углублённому изучению наиболее сложных проблем науки и служат основной формой подведения итогов самостоятельной работы студентов. На семинарах студенты учатся грамотно формулировать проблемы, аргументировать собственную позицию, вести полемику, отстаивать свои убеждения и опровергать неверные суждения;
    • рассматривают ситуации, анализ которых способствует развитию профессиональной компетентности. Всё это помогает приобрести навыки и умения, необходимые современному специалисту [15, с.257].

    Лабораторно-практические работы. В профессиональном обучении лабораторно-практические работы занимают промежуточное положение между теоретическим и про­изводственным обучением и служат одним из важных средств осу­ществления теории и практики. При этом с одной стороны, дости­гается закрепление и совершенствование знаний учащихся, с дру­гой – у них формируются определенные профессиональные умения, которые затем применяются в процессе производственно­го обучения [66, с.260].

    Практические занятия — предназначены для углубленного изучения дисциплины. На этих занятиях происходит осмысление теоретического материала, формируется умение убедительно формулировать собственную точку зрения, приобретаются навыки профессиональной деятельности.

    В состав учебно-методического материала семинарских и практических занятий входят:

    • план проведения занятий с указанием последовательности рассматриваемых тем, объема аудиторных часов, отводимых на каждую тему;
    • краткие теоретические и учебно-методические материалы по каждой теме, позволяющие студенту ознакомиться с сущностью вопросов, обсуждаемых и изучаемых на семинарском и практическом занятии, со ссылками на дополнительные учебно-методические материалы, которые позволяют более глубоко изучить рассматриваемые вопросы;
    • вопросы, выносимые на обсуждение, и список литературы, необходимой для работы студента при подготовке к семинару (список литературы оформляется в соответствии с правилами библиографического описания, с указанием конкретных страниц);
    • тексты ситуаций для анализа, заданий, задач и т.п., рассматриваемых на семинарских и практических занятиях.

    Практические занятия рекомендуется проводить и с использованием деловых ситуаций для анализа;

    • контрольно-измерительные материалы (обучающие и контрольно диагностические компьютерные программы);
    • иные материалы методического и материально-технического обеспечения на различных видах носителей информации (в том числе на дискетах и компакт-дисках).

    Контрольные мероприятия

    Необходимы для обеспечения контроля знаний студентов на разных этапах процесса обучения. Содержательная часть должна быть представлена тематикой (вариантной) контрольных работ, срезами, комплектами разно уровневых задач по каждой теме программы дисциплины, системой вопросов для самоконтроля студентов, перечнем литературы (основной, справочной) и средствами, которыми преподаватель дает возможность студентам пользоваться во время сдачи экзамена, комплектом экзаменационных билетов и задач к ним.

    К ним относятся:

    • контрольные вопросы по каждой теме учебной программы и по всему курсу (перечень вопросов представляется в заданной последовательности в полном соответствии с образовательной программой);
    • тесты – стандартизированные методы исследования, предназначенные для точных количественных и определенных качественных оценок знаний студентов;
    • вопросы к зачету (экзамену) – представляют сбой перечень вопросов по теоретическому курсу дисциплины;
    • контрольная работа – это весьма эффективный метод контроля усвоения учебного материала.

    Сущность его состоит в том, что после изучения отдельных тем или разделов учебной программы преподаватель проводит письменные или практические контрольные работы с целью проверки и оценки качества усвоения знаний. В состав учебно-методических материалов по контрольным работам входят: примерная тематика контрольных работ; рекомендации по выполнению; рекомендуемая литература [59, с.199];

    • курсовая работа – самостоятельная учебная работа студентов, выполняемая в течение курса (семестра) под руководством преподавателя. Включает комплекс исследовательских и расчетных работ по установленной тематике.

    В состав учебно-методического материала по курсовой работе входят: тематика курсовых работ; методические указания по выполнению курсовой с указанием дополнительной литературы, использование которой позволяет более глубоко изучить отдельные вопросы, рассматриваемые в курсовой работе; методика выполнения курсовой работы, включающую описание исходных данных по курсовой ионной работе, порядок выполнения расчетной части работы, методику анализа полученных результатов, порядок оформления пояснительной записки по курсовой работе; методические рекомендации для преподавателей, руководящих курсовой работой, определяющие методику проведения занятий и консультаций, порядок защиты курсовой работы.

    Словарь терминов и персоналий

    В каждой дисциплине используются специальные термины, содержание которых не очевидно и требует пояснения. Для того чтобы студент мог качественно изучить материал курса, он должен точно понимать и использовать термины, иметь краткие сведения о персоналиях, имеющих отношение к изучаемой дисциплине. В качестве вспомогательного средства в данном случае необходимо иметь толковый словарь терминов и персоналий. В словаре должны быть даны определения всех встречающихся в курсе терминов, относящихся к данному предмету. Термины могут привязываться к темам или располагаться в алфавитном порядке.

    1.3. Принципы разработки учебно-методического комплекса по предмету профессионального цикла

    Проектирование оптимального набора средств обучения для дисциплины осуществля­ется посредством разработки её комплексного методического обеспечения. Для разработки указанного проекта необходимо провести тщательный анализ содер­жания учебного материала программы конкретной дисциплины и определить по каждой те­ме оптимальный набор средств обучения. Нужно установить перечень недостающих средств обучения, требующих разработки, изготовления или приобретения. На этой основе со­ставляется план работ по комплексному методическому обеспечению дисциплины, в котором против каждой позиции средств обучения указываются исполнители и сроки выполне­ния работы.

    Основой для разработки учебно-методического комплекса являются государственные образовательные стандарты профессионального образования, учебные программы, определяющие содержание обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса к современному производству и подготовке квалифицированных специалистов.

    Согласно логике системного педагогического процесса наиболее важным, является требования соответствия содержания образования его целям, определенным потребностями развития общества, науки, культуры и личности. Данный принцип отражается на всех уровнях конструирования содержания образования и проявляется во включении в него тех знаний, умений и навыков, которые соответствуют современному уровню развития социума, научного знания, культурной жизни и обеспечивают возможности личностного роста.

    Рассматривая в качестве целей профессионального образования не только формирование определенной системы общенаучных и специальных знаний, умений и навыков, но и творческое развитие, личностное становление, формирование ценностных ориентаций, обеспечивающих в совокупности профессиональную и социальную подготовку специалиста, преподаватель при отборе содержания образования на каждом уровне должен включать в него, по мнению И. Я. Лернера, следующие компоненты:

    • систему научных знаний;
    • способы деятельности в типовых ситуациях;
    • опыт творческой деятельности;
    • опыт эмоционально-ценностного отношения к миру.

    А. М. Новиков, В. И. Загвязинский, В. А. Сластенин и другие ученные утверждают, что «во-первых, содержание образования, отражаемое в учебной документации, должно по возможности учитывать реальные условия педагогического процесса. Если не учесть эти условия, закономерности и принципы педагогического процесса при составлении и разработки учебно-методических комплексов, они могут оказаться слишком сложными для обучаемых, не реальными по отводимому учебному времени. Их логика не будет соответствовать логике педагогического процесса, его возможностям и условиям. Во-вторых, логика учебной дисциплины, как она дана в программах и учебниках, не догма, а только обозначение общего порядка подачи и изучения учебного материала. Подлинный ход педагогического процесса зависит не только от логики дисциплины, но и от условий, в которых происходит учение (состав и уровень группы, оснащенность, обстановка, морально-психологический климат в группе и т.д.).

    Учитывая все эти реальные условия и факторы преподаватель может и должен вносить определенные изменения в логику дисциплины» [67, с.116].

    Содержание дисциплины должно разрабатываться в соответствии с основополагающими дидактическими принципами, учитывающими объективные закономерности познания и обучения: преемственность, систематичность и последовательность; наглядность; сознательность и активность; доступность и научность; прочность; самостоятельность [54].

    Принцип преемственности предполагает постепенное усложнение материала при сохранении целостности курса.

    Принцип систематичности и последовательности. В его основе лежат объективные закономерности познания и обучения: систематический характер научных знаний, мышления и обучения [77].

    Гносеологическое значение принципа системности особо было подчеркнуто Гегелем в «Энциклопедии философских наук», утверждающим, что познавательный процесс «без системы не может иметь в себе ничего научного… Всякое содержание получает оправдание лишь как момент целого, вне которого оно есть необоснованное предположение ли субъективная уверенность» [23, с.100].

    В методологии научного познания широко распространены такие понятия, как «системный подход», «структура», «система» и т.д.

    Одной из характерных особенностей современной науки является широкое использование системного подхода к изучению различных проблем, стоящих перед обществом [76, с.116].

    При данном подходе исследуются все элементы системы, их внутренние и внешние связи, качество и уровень выполнения системой функций, анализируются возможные внутренние и внешние противоречия, резервы и пределы развития отдельных элементов и связей, так и системы в целом.

    Сам по себе принцип системности не может обосновать научно-педагогических выводов и положений, хотя познавательная роль системного подхода наиболее полно проявляется при структурировании учебно-методического комплекса. Очень много зависит от тех исходных методологических установок, которые выдвигаются педагогом в качестве системы, от того, какие элементы выделяются особо, как понимается базисная структура.

    А. М. Саранов при использовании данного принципа считает необходимым учитывать следующие позиции:

    • система – целостное образование, состоящее из элементов, связанных между собой;
    • систему можно характеризовать с учетом, как аспекта состояния, так и аспекта движения;
    • система как целое характеризуется своими функциями, через которые она может включаться в более сложные системы;
    • педагогические системы как системы социального порядка характеризуются целесообразностью, т.е.

    стремлением к достижению цели.

    Таким образом, основой структурирования содержания учебно-методического комплекса является системный подход, при котором данная система (УМК) рассматривается состоящей из элементов с определенными связями между ними.

    Принцип системности предполагает учет следующих психолого-педагогический закономерностей: учебный материал большого объема запоминается с трудом, но компактное расположение его в определенной системе облегчает восприятие; выделение опорных пунктов способствует эффективности запоминания.

    К основным анализируемым качествам учебно-методического комплекса необходимо отнести функциональность, ибо только она сообщает объекту обучения требуемое системой качество. Функциональность комплекса обуславливается целью, или прогнозируемым итогом, конечным результатом, которому стремится обучающийся, удовлетворяя свои образовательные потребности. «Человек всегда стремится иметь дело с системами, которые имеют более высокий уровень выполнения функций и требует меньших затрат, т.е. более экономичны» [76, с.117]. Данному требованию вполне соответствует учебно-методический комплекс.

    Применяя наглядные средства, преподаватели реализуют один из наиболее важных принципов дидактики – принцип наглядности в обучении. Он позволяет учесть тот факт, что «мышление обучающихся развивается от конкретного к абстрактному, наглядность традиционно признается исходным началом обучения. Кроме того, дает учащимся убежденность в истинности наблюдаемого, но всякое восприятие происходит при активном мышлении в той или иной мере предполагает познавательную задачу» [55, с.70].

    Принцип сознательности и активности осуществляется при руководящей роли преподавателя. Определена ведущая роль педагога в организации активной учебной деятельности учащихся и доказана необходимость постепенной передачи в их руки учебных действий по мере того, как они овладевают умением выполнять эти действия самостоятельно.

    Принцип доступности предполагает соответствие изучаемого материала уровню базовой подготовки студентов, опоры на ведущий тип деятельности, присущий данному уровню [42].

    Принцип научности ориентирует на усвоение конкретного, преимущественно через обобщенные теоретические знания. Данный принцип в отечественной дидактике сформулировал М.Н. Скаткин [15, с.164].

    Принцип прочности результатов обучения и развития познавательной деятельности студентов основан на объективных закономерностях памяти, его роли в психической жизни человека [36, с.45].

    Принцип самостоятельности предполагает развитие одного из ведущих качеств личности, выражающегося в умении ставить перед собой определенные цели, добиваться их достижения собственными силами.

    В исследованиях самостоятельность рассматривается как одно из свойств личности оценивающееся двумя факторами: во-первых, совокупность средств (ЗУН), которыми обладает учащийся; во-вторых, отношением личности к процессу деятельности, ее результатам и условиям осуществления, а также складывающимися в процессе обучения связям с другими людьми (Н. Г. Алексеев).

    Предлагаются такие варианты определения самостоятельности: как способности субъекта действовать без помощи со стороны (Л. П.Аристова); как собственного способа мышления и деятельности (В. А.Пузанов); как одной из черт характера личности, находящей свое выражение в способе мышления, различных видах деятельности и поступках человека (С. И.Зиновьев) [56].

    Изучению проблемы разработки учебно-методических комплексов посвящены в педагогической литературе многие труды.

    Т. Г.Аргунова рассматривает учебно-методический комплекс с точки зрения системно-методического обеспечения процесса обучения и считает, что при использовании учебно-методического комплекса следует выполнять следующие дидактические условия [5]:

    • комплекс необходимо применять в расчете на достижение множества целей, а цели рассматривать с позиции выполнения требований стандартов образования и с позиций развития индивидуальности обучающихся;
    • комплекс должен рассматриваться как средство формирования учебной и профессиональной деятельности при решении практических задач;
    • между комплексами дисциплины и смежных дисциплин должны быть установлены связи.

    Учебно-методические и учебные материалы, включаемые в УМК, должны отражать современный уровень развития науки, предусматривать логически последовательное изложение учебного материала, использование современных методов и технических средств интенсификации учебного процесса, позволяющих студентам глубоко осваивать учебный материал и получать навыки его использования на практике.

    Анализ опыта создания учебно-методического комплекса в современном профессиональном образовании показывает, что, как правило, исходным моментом создания комплекса по предметам профессионального цикла является задача подготовки определенного специалиста. Попытки точного описания такой задачи предпринимались неоднократно и привели к созданию таких конструкций, как квалификационная характеристика, профессиограмма, модель специалиста.

    По мнению В. П. Беспалько «квалификационная характеристика обычно состоит из двух частей: из того, что должен знать специалист, и того, что он должен уметь. В этом разделении состоит одна из ошибок создания «квалификационных характеристик» [11, с.25].

    В современной педагогической практике принят личностно-деятельностный или субъективный подход к изучению явлений обучения и воспитания. С позиций данного подхода знания и умения не могут существовать отдельно друг от друга. Человек усваивает определенные виды деятельности, получая и перерабатывая определенную информацию. Факт усвоения проявляется в умении осуществлять эту деятельность. В свою очередь умение и желание осуществлять данную деятельность является важнейшей основой формирования готовности к профессиональной деятельности.

    Как подчеркивают дидакты В. В. Краевский и И. Я. Лернер, единство процессуального и содержательного компонентов диктует необходимость введения в учебно-методический комплекс вполне определенных заданий по усвоению учебной информации с заданным качеством. В выборе способа построения этих заданий необходимо руководствоваться современными психолого-педагогическими теориями усвоения знаний и действий учащимися [42].

    В ходе проектирования учебно-методического комплекса по предмету необходимо обеспечить:

    • альтернативность действий преподавателей и студентов;
    • возможность выбора средств профессиональной подготовки и вида своей деятельности в качестве педагога;
    • оптимальность, т.е. соответствие выбора целям профессионально-педагогической подготовки;
    • осознанность профессионально-личностного развития студента в процессе обучения;
    • наличие возможности саморазвития;
    • логическую взаимосвязь составляющих учебно-методического комплекса.

    При этом определяются такие положительные стороны использования учебно-методического комплекса в педагогическом процессе, как:

    • совершенствование педагогического мастерства;
    • методическое обеспечение учебного процесса;
    • оптимизация подготовки и проведения занятий;
    • обеспечение преемственности положительного опыта;
    • интенсификация учебно-воспитательного процесса;
    • развитие познавательной активности студентов;
    • отказ от описательного, сугубо информационного изложения;
    • развитие творческого потенциала студентов и преподавателей;
    • обеспечение дидактического единства усвоения системы знаний, умений и навыков.

    При разработке учебно-методического комплекса по предмету профессионального цикла предъявляются требования.

    • Входящие в состав рассматриваемых комплексов средства обучения должны способствовать лучшему усвоению как теоретических знаний, необходимых для высокопроиз­водительного труда, так и практических навыков производственной деятельности.
    • Создаваемый учебно-методический комплекс должен обеспечивать возможность моделирования технико-организационных условий выполнения различных операций и работ, характерных для данной специальности.
    • Конструктивные особенности создаваемых средств обучения (макеты, модели, приспособления, инструменты и т.п.) должны обеспечивать возможность отработки типовых операций, элементов производственного процесса.
    • Учебно-методический комплекс должен разрабатываться на уровне требований Государственного образовательного стандарта.

    -Номенклатура средств, входящих в учебно-методический комплекс, должна обеспечивать формирование разных по характеру профессиональных навыков: технико-организационных, умственных, сенсорно-двигательных, а также рациональных методов труда. Можно порекомендовать преподавателю форму состояния методического обеспечения каждого занятия или темы дисциплины (для самоконтроля), где указаны имеющиеся планируемые, разрабатываемые и разработанные средства обучения.

    -Разрабатываемые методические комплексы должны иметь научно-педагогическое обоснование и отвечать принципу необходимости и достаточности: преподавателю следует делать только то, что требуется для подготовки и проведения занятий. Нужно полностью исключить дублирование программного материала, предусмотреть технику исполнения, оформления, удобные формы работы и хранения информации, исключить нерациональные потери времени в ходе подготовки, организации и проведения занятий [34, с.12-17].

    Учебно-методический комплекс является комплексной информационной моделью педагогической системы, отображающей определенным образом ее элементы, задающей структуру педагогической системы [20, с.354].

    При обосновании и разработке учебно-методического комплекса необходимо учесть и решить широкий круг проблем:

    • анализ профессиональной деятельности специалистов (по конкретной специальности);
    • выявление основных трудовых функций и профессиональных умений, необходимых для их выполнения (разработка модели деятельности специалиста);
    • моделирование профессиональной деятельности специалиста в учебном процессе (разработка модели профессиональной подготовки специалиста);
    • разработок комплекса задач и заданий для овладения необходимыми умениями, определение их места в содержании обучения;
    • внесение коррективов в учебные программы;
    • отражение в содержании обучения прогнозов развития отрасли, науки и производства (применительно к конкретной специальности);
    • совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих развитие мыслительной активности студентов (формы и методы проблемного обучения);
    • совершенствование форм и методов обучения, обеспечивающих овладение учебными и профессиональными практическими умениями и навыкам (формы и методы практического обучения);
    • индивидуализация обучения (индивидуальные задания и работы, индивидуализация заданий в коллективных формах работы);
    • разработка дидактических материалов (комплексов задач и заданий, описаний производственных ситуаций для анализа и других средств обучения) [9, с.22].

    Анализ педагогического опыта показывает, что преобладающей является следующая последовательность создания учебно-методического комплекса:

    • сначала определяются и подробно описываются диагностические цели педагогической системы, которая будет реально создаваться по данной программе;
    • затем выполняется описание содержания обучения с учетом требований к специальности выпускника и общедидактических требований — в содержании обучения отражается необходимая информация, которая составляет ориентировочную основу профессиональной деятельности, отбор содержания обучения осуществляется соответственно цели обучения;
    • следующим этапом создания учебно-методического комплекса является выбор и разработка дидактических процессов (на этапе построения дидактических процессов достаточно указать предпочтительную теорию построения познавательных действий студентов и способов управления этой деятельностью;
    • заключительным этапом создания учебно-методического комплекса является определение организационных форм обучения, регламентирующих взаимодействие преподавателей и студентов.

    Схема и последовательность моделирования профессиональной подготовки в учебно-методическом комплексе обычно определяется общей структурой процесса обучения в техникуме, которая может быть представлена рядом следующих взаимосвязанных элементов: цель обучения; дидактические процессы; преподаватель и студент, как субъекты педагогического процесса; содержательный компонент процесса обучения; организационные формы обучения.

    После создания учебно-методического комплекса, его окончательного оформления наступает стадия апробации и внедрения в образовательном процессе. Апробация материалов учебно-методического комплекса проводится на первом потоке студентов, осваивающих соответствующую дисциплину.

    Основная задача апробации – оценка усвоения учебного материала студентами, соответствия плана проведения всех учебных занятий их фактическим срокам, качества подготовки и логической последовательности изложения учебного материала. При апробации допускается использование неполного комплекта учебно-методических материалов, но являющегося достаточным минимумом для усвоения дисциплины студентами. По результатам апробации материалов учебно-методического комплекса разработчики критически оценивают качество реализации дисциплины, завершают подготовку полного комплекта документации учебно-методического комплекса.

    После апробации учебно-методического комплекса дисциплины в учебном процессе разработчик корректирует и утверждает документацию учебно-методического комплекса, включает в план изданий кафедры учебные пособия и методические указания, подготовленные авторами комплекса и прошедшие апробацию в учебном процессе, а также оценивает качество проведения дисциплины и подготовки материалов комплекса.

    Составные части учебно-методического комплекса дисциплины (программа, методические указания, задания для самостоятельной работы и т.д.) могут быть включены в состав учебно-методического пособия по дисциплине.

    При всем возможном многообразии, функционально учебно-методический комплекс представляет модельное описание педагогической системы:

    Выступает в качестве инструмента системно-методического обеспечения учебного процесса по взятой дисциплине, его предварительного проектирования. В этом его главная функция.

    Объединяет в единое целое различные дидактические средства обучения, подчиняя их целям обучения и воспитания.

    Не только фиксирует, но и раскрывает (развертывает) требования к содержанию изучаемой дисциплины, к умениям и навыкам выпускников, содержащиеся в образовательном стандарте, и тем самым способствует его реализации.

    Служит накоплению новых знаний, новаторских идей и разработок, стимулирует развитие творческого потенциала педагогов [48, с.9]

    Вывод по первой главе

    Учебно-методический комплекс — дидактический комплекс по учебному предмету и средства методического обеспечения как система нормативных, учебно-методических документов, средств обучения, средств контроля, необходимых и достаточных для проектирования и качественной реализации образовательного процесса в рамках времени, отведенного учебными планами и программами по предмету.

    Содержание комплекса представляет собой проект, в котором зафиксирована учебно-программная доку­ментация, учебная и методическая литература, набор средств обучения, необходимых для полного и качественного изучения всех узловых вопросов программного материала приме­нительно к каждой теме учебной программы.

    Основой для разработки учебно-методического комплекса являются государственные образовательные стандарты профессионального образования, учебные программы, определяющие содержание обучения в соответствии с требованиями научно-технического прогресса к современному производству и подготовке квалифицированных специалистов.

    УМК относится к классу динамических, развивающихся, организованных систем. Наиболее существенным свойством данной системы является ее информационная природа, т.е. функциональная направленность на передачу, приём и хранение информации об окружающем мире.

    Глава 2. Разработка и реализация учебно-методического комплекса по предмету «Экономика организации » (на примере раздела «Себестоимость, цена, прибыль и рентабельность – основные показатели деятельности организации»)

    2.1. Разработка учебно-методического комплекса по предмету «Экономика организации»

    Особенности работы бухгалтера и менеджера делают обучение традиционными методами неэффективным, так как знание экономики еще не делает человека специалистом.

    Работа бухгалтера и менеджера оценивается по качеству проведения ими различных экономических исследований и по результатам работы организации.

    Выпускник должен быть готов к профессиональной деятельности.

    Общепризнанно, что существующей системе образования присущи некоторые недостатки. Б. С. Гершунский говорит даже о кризисе современного образования, которое не способно решать главную задачу «формирования личности каждого охваченного этой сферой человека, его индивидуального мировоззрения и ментальности в единстве и гармонии приобретаемых им знаний и нравственных убеждений» [24, с.35].

    Учеными и практиками отмечается, что обучение студентов мало связанно с реальными задачами, которые решают специалисты в профессиональной деятельности. Это находит проявление в том, что выпускник, с одной стороны, испытывает серьезный дефицит необходимых знаний и умений, а с другой – ощущает невостребованность значительной части своих знаний.

    Окончательный этап становления молодого специалиста – его стажировка по месту работы, состоящая из целого ряда мероприятий, проводимых на предприятии и направленных на ускорение адаптации выпускника на его рабочем месте. Этот вид подготовки методически во многом пока не разработан, поэтому далее мы постараемся обобщить имеющийся теоретический и практический опыт профессионального обучения.

    Современная практика рыночной экономики предъявляет качественно новые требования к подготавливаемым специалистам. Дисциплина «Экономика организации» является одной из дисциплин для подготовки специальностей «Экономика и бухгалтерский учет».

    Данная дисциплина является комплексной, формирующей у студентов систему экономических знаний по вопросам хозяйственно-экономической деятельности предприятия, которое выступает в настоящее время как основное звено рыночной экономики. Дисциплина «Экономика организации» дает знания о производственной и административно-хозяйственной структуре предприятия; организации управления производством; планировании и регулировании предпринимательской деятельности предприятия; знакомит с факторами развития предприятия и снижения себестоимости продукции, с системой трудовых отношений на предприятии. Знание содержания и методики ведения хозяйственно-экономической деятельности предприятия позволит студентам освоить приемы экономического анализа деятельности предприятия, определить реальные пути повышения экономической эффективности производства.

    Она способствует выработке у студентов экономического мышления и практических навыков расчета экономических показателей.

    Целью курса является формирование у студентов современного экономического мышления, принципиальных основ знания экономики организаций, экономического механизма управления организациями, повышения эффективности управления организацией в условиях рыночной экономики.

    Эффективность профессиональной подготовки, как одного из видов учебной деятельности, зависит от ее вклада в подготовку специалиста в совокупности с другими формами обучения. Другими словами, производственная деятельность студентов на практике должна нести учебную нагрузку и удовлетворять таким требованиям учебного процесса, как соответствие решаемых задач будущей профессиональной деятельностиспециалиста, постепенное усложнение выполняемых заданий по мере роста объема получаемых знаний и выполнение предлагаемых производственных задач в сроки, определенные учебным планом.

    Профессиональная деятельность учащихся совершенствуется на основе содержательного фактического материала, познание и результативное освоение которого только возможно на основе живых впечатлений и наблюдений. Именно в процессе деятельной подготовки выявляются противоречия между имеющимся и необходимым запасом знаний, что выступает побуждающим фактором непрерывного самообразования. Кроме того, необходимо помнить психологическую закономерность формирование творческой индивидуальности, которое возможно только на основе единства личности и деятельности, принятой личностью как части своего существования. К. Д. Ушинский говорил: «Деятельность должна быть моя, выходить из души моей, следовательно, должна быть свободна. Свобода затем только мне и нужна, чтобы делать мое дело».

    Профессиональная активность учащихся проявляется в наличии заинтересованной позиции в ходе изучения дисциплиныкак модели профессиональной деятельности, в готовности, интересе и удовлетворенности профессиональной деятельности.

    Основные задачи профессиональной деятельности – осмысление, обобщение и систематизация теоретических знаний студентов; овладение содержанием и структурой профессиональной деятельности; развитие профессиональной культуры; формирование творческого мышления, осознание возможности собственного стиля и профессиональной деятельности, исследовательского подхода к ней; развитие потребности в профессиональном самообразовании и постоянном самосовершенствовании; изучение современных управленческих технологий.

    Основными задачами изучения дисциплины являются:

    • изучение места и роли организаций системе национального хозяйства;
    • оценка эффективности использования организацией основных ресурсов;
    • изучение экономического механизма организации;
    • изучение взаимоотношений организаций с институтами финансово-кредитной сферы;
    • выработка навыков обоснования управленческих решений в организациях.

    В результате изучения дисциплины студент должен:

    • знать: сущность предмета экономики организации, ее объекта и условий, в которых функционирует современная организация, принципы организации и целевые функции современного предприятия;
    • исторические корни исследования организации;
    • виды коммерческих и некоммерческих организаций в России в современных условиях и их сущностные характеристики, преимущества и недостатки;
    • уметь: правильно рассчитывать показатели использования основных фондов, показатели оборачиваемости оборотных средств предприятия, провести анализ состояния кадров организации, проанализировать себестоимость выпускаемой продукции и резервы ее снижения, определить отпускную цену предприятия и финансовые результаты его деятельности;

    -иметь представление: о структуре национальной экономики, производственной и организационной структуре предприятия, о выборе эффективной производственной технологии, оптимальном планово-управленческом решении, выборе критериев оптимальности, типах и методах производства, видах издержек и методов ценообразования, направлениях и источниках инвестиций, инновационной политике организаций, характере взаимоотношений предприятий с финансово-кредитными учреждениями.

    Предпосылками разработки учебно-методического комплекса дисциплины «Экономика организации» (на примере раздела «Себестоимость, цена, прибыль рентабельность – основные показатели деятельности предприятия») явилось сложившаяся в настоящее время экономическая ситуация в стране и в мире. Так как себестоимость продукции (работ, услуг), цена продукции (работ, услуг), прибыль предприятия и уровень рентабельности являются показателями эффективности деятельности предприятия.

    Экспериментальной базой исследования явился «Челябинский политехнический техникум» Каслинский филиал.

    В процессе констатирующего этапа эксперимента мы определяли уровень сформированости у учащихся знаний по определению экономических показателей деятельности предприятия в ходе изучения таких дисциплин: «Экономическая теория», «Финансы организации», «Менеджмент», «Бухгалтерский учет»

    Повышение экономической эффективности деятельности предприятия – это одна из основных дидактических единиц для подготовки учащихся по специальностям «Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)» зафиксированная в государственном стандарте и в квалификационных требованиях к выпускнику.

    Нами были выбраны две группы учащихся:

    • экспериментальная группа 338 (12человек);
    • контрольная группа 337 ( 12человек).

    Показателями сформированости данной дидактической единицы явилось проведение тестирования по основным показателям эффективности экономической деятельности предприятия [Приложение 1].

    Тестирование организуется следующим образом: каждый из учащихся получает список вопросов в бумажном варианте. Важным условием корректности применения тестирования является недоступность их проверяемым до начала самой проверки.

    Применение тестирования является наиболее оптимальным, так как студенту такая форма контроля:

    • помогает ориентироваться в большом количестве понятий и терминов (иногда прибегая к логическому выбору, студент навсегда запоминает, усваивает невыученный ранее материал);
    • облегчает психологическое напряжение;
    • позволяет самостоятельно сделать анализ ответов, лично выяснив ошибки.

    Систематическое применение тестов позволяет видоизменить итоговые формы контроля, сделав в них основной упор на умения и навыки, а также знания более высокого уровня. Основным критерием для определения уровня знаний по предмету многие исследователи (В. П. Беспалько, В. Н. Шамардин и др.) считают коэффициент усвоения учебного материала (К) [12,53], представляющий собой отношение количества правильно выполненных учащимися существенных операций (а) к общему числу существенных операций в тесте (р).

    Существенными называют операции, отражающие усвоение учащимися знания по тем учебным элементам, которые в данный момент является объектами контроля.

    Как показывают исследования, К должно быть не менее 0,7. Только при этом можно говорить о сформированной деятельности учащихся. В ходе тестирования мы провели формирование коэффициента усвоения по трем интервалам в диапазоне от 0,7 до 1,0, и отнесли их по 5-ти бальной шкале (табл. 1).

    Таблица 1

    Критерии оценки знаний учащихся по 5-бальной шкале

    Учащиеся должны были правильно выполнить определенное количество заданий, которые соответствовали определенной оценке.

    На рис. 1 отражены результаты констатирующего этапа эксперимента по контрольной и экспериментальной группе.

    Рис. 1. Результаты констатирующего этапа эксперимента

    Для формирования данной дидактической единицы у учащихся обучающихся по специальности «Экономика и бухгалтерский учет» мы выявили недостаточно разработанное учебно-методическое обеспечение по данной проблеме и решили реализовать данный аспект в ходе изучения дисциплины «Экономика организации». Для разработки указанного проекта нами был проведен тщательный анализ содер­жания учебного материала программы дисциплины.

    В современных условиях повышение теоретического уровня знаний студентов требу­ет отказа от описательного, информационного изложения знаний, в результате которого про­цесс усвоения их сводится к простому накоплению в памяти большого количества правил, формулировок, понятий без их осмысления. Каждое занятие должно углублять знания студентов, расширять их кругозор [10, с.52].

    Изучив методические разработки различных педагогов, мы выявили следующую структуру учебно-методического комплекса среднего профессионального образования:

    Выписка из государственного образовательного стандарта профессионального образования.

    Учебная программа.

    Рабочая программа.

    Теоретический материал.

    Контрольные мероприятия.